Домой Альфа Банк Ндфл по подразделениям. Ндфл при обособленном подразделении

Ндфл по подразделениям. Ндфл при обособленном подразделении

Обязанность по уплате НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений установлена в п. 7 ст. 226 НК РФ. А кто должен уплачивать налог, если обособка не выделена на самостоятельный баланс? Каковы особенности заполнения платежного поручения, если НДФЛ за подразделение уплачивает головная организация? Рассмотрим, каковы особенности уплаты НДФЛ налоговым агентом, имеющим обособленные филиалы.

О каких подразделениях и о каком доходе идет речь

Обособленным считается такое подразделение организации, которое территориально обособлено от нее и имеет стационарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Статус обособленного подразделение приобретает независимо от того, есть ли о нем упоминания в учредительных документах и присвоены ли ему полномочия (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Имеющие обособленные подразделения российские организации должны перечислять НДФЛ как по месту регистрации самой организации, так и по месту нахождения подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ). Сумма налога, подлежащего перечислению по подразделению, определяется по доходу, начисляемому и выплачиваемому работникам этого подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ).

В ряде писем Минфин указывает, какие доходы имеются в виду:

  • Заработная плата работников обособленных подразделений (письмо Минфина РФ от 07.08.2012 № 03-04-06/3-222).
  • Вознаграждения, выплачиваемые работникам подразделений не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (письма Минфина России от 23.03.2017 № 03-04-06/16832, от 08.12.2015 № 03-04-06/71584).
  • Вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам тем физическим лицам, которые не являются работниками обособленного подразделения (письма Минфина России от 21.04.2016 № 03-04-06/23195, от 18.04.2016 № 03-04-06/22218, ФНС России от 04.07.2016 № БС-4-11/11951@);
  • Вознаграждения бывшим работникам подразделения.

Следует отметить, что в отношении физических лиц, указанных в последнем пункте, у контролирующих органов есть и другие мнения. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 26.02.2009 № 20-15/3/017148 указало, что НДФЛ в отношении доходов таких лиц следует уплачивать по месту нахождения головной организации.

Из буквального прочтения нормы, содержащейся в абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ, следует вывод, что НДФЛ следует уплачивать в бюджет по месту нахождения подразделения при выплате любого вида дохода. Основание выплаты здесь значения не имеет. Частичное подтверждение такого аргумента можно найти в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 № А56-10280/2008, в котором указано, что сумма НДФЛ, уплачиваемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается с учетом всех доходов физических лиц, трудящихся в этом подразделении.

Как быть, если работник получает доходы вне подразделения

Приведем возможные ситуации получения дохода из источников, находящихся вне обособленного подразделения, и соответствующие разъяснения Минфина.

  1. Сотрудник обособленного подразделения получает доход непосредственно от головной организации (дивиденды, например). Минфин РФ в письме от 22.03.2013 № 03-04-06/8999 указывает, что НДФЛ в таких обстоятельствах следует платить по месту нахождения головной организации.
  2. Работник совмещает должности в головной организации и обособленном подразделении. Минфин России в п. 1 письма от 14.04.2011 № 03-04-06/3-89 отмечает, что НДФЛ следует перечислять по месту нахождения подразделения.
  3. Работник в одном конкретном месяце трудился в нескольких обособленных подразделениях. Минфин России в письме от 19.09.2013 № 03-04-06/38889 разъясняет, что НДФЛ необходимо исчислять и уплачивать каждому такому подразделению в соответствии с выплаченным доходом.
  4. Работник в течение месяца трудился в головной организации и в подразделении. Минфин России в письмах от 01.03.2017 № 03-04-06/11798 и от 21.09.2011 № 03-04-06/3-231 указывает, что исчислять НДФЛ и платить его в бюджет должны обе структуры.
  1. Работник просто командируется в другое обособленное подразделение. Согласно письму Минфина России от 11.04.2013 № 03-04-06/11990 уплачивать НДФЛ должно подразделение, работником которого он является.
  2. Сотрудник, работавший в течение года в различных обособленных подразделениях, уходит в отпуск. Минфин России в письме от 17.08.2012 № 03-04-06/8-250 отмечает, что НДФЛ должно уплачивать то подразделение, которое оформляет отпуск.
  3. Головная организация направляет сотрудника для открытия нового обособленного подразделения. Минфин России в письме от 08.08.2012 № 03-04-06/3-223 указывает, что НДФЛ будет платить головная организация, но лишь до того момента, пока не пройдет регистрация нового подразделения. Если такое событие произойдет в середине месяца, то платить налог надо будет пропорционально доле начисленного дохода (письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 № 28-11/124267).
  4. Работник переводится из одного подразделения в другое. По мнению Минфина России , НДФЛ с его доходов нужно перечислять в бюджет по месту учета филиала, где находится новое место работы (письмо от 12.07.2017 № 03-04-05/44417).

Кто должен платить НДФЛ по месту нахождения подразделения

Контролирующие органы не сформировали единого мнения, кто должен платить НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.

Есть две противоположные позиции:

  • Обособленное подразделение, если оно имеет отдельный расчетный счет и бухгалтерский баланс, должно самостоятельно уплачивать НДФЛ (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/54, ФНС России от 17.04.2009 № 3-5-04/460@). Руководитель подразделения при этом должен иметь доверенность на право представлять в налоговых органах интересы юридического лица (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-01/21).
  • НДФЛ должна уплачивать в бюджет головная организация, независимо от того, есть ли обособленного подразделения расчетный счет и отдельный баланс (письмо УФНС России по Москве от 20.05.2010 № 20-15/3/052927@).

Как поступить, если НДФЛ за подразделение попал в инспекцию головного офиса, см. .

Реквизиты платежного поручения

Если головная организации перечисляет НДФЛ по обособленному подразделению, то в платежном поручении следует указывать следующие сведения (письма Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153 и ФНС России от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@):

  • реквизиты налоговой инспекции и управления Федерального казначейства региона, в котором зарегистрировано обособленное подразделение;
  • КПП обособленного подразделения;
  • ОКТМО муниципалитета, бюджет которого будет получать НДФЛ.

Кроме того, если в одном муниципальном образовании зарегистрировано несколько подразделений, и они имеют одинаковый КПП и приписаны к одной налоговой инспекции, то НДФЛ разрешается перечислять одним платежным поручением (письмо Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153).

Если подобные обстоятельства сложились в городе федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но подразделения подведомственны разным налоговым инспекциям, то головная организация согласно п. 4 ст. 83 НК РФ имеет право выбрать, где ей встать на учет. Удержанный с доходов работников подразделения НДФЛ в таком случае надо будет платить в инспекцию по месту нахождения выбранного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174).

В письме ФНС России от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@ содержится уточнение: если головная организация поставлена на учет везде, где расположены обособленные подразделения, то и налог уплачивать она должна в тех же муниципалитетах.

Впрочем, у ФНС России в отношении обособленных подразделений, расположенных в г. Москва, имелось другое мнение, отраженное в письме от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304@. Налоговая служба разъяснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 закона г. Москвы «О бюджете города Москвы…» от 07.12.2011 № 62, отчисления НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений можно провести только в том случае, если все подразделения организации находятся на территории одного муниципалитета. Если подразделения распределены по разным муниципальным образованиям, НДФЛ надо перечислять отдельно по каждому муниципалитету. Со времени написания данного письма Федеральная налоговая служба не высказывала иного мнения на этот счет.

Итоги

Уплачивать НДФЛ следует отдельно по каждому обособленному подразделению и отдельно по головному предприятию. Перечисление налога, как правило, осуществлояет головная фирма. Но если подразделение выделено на самостоятельный баланс, то филиал вправе перечислять налог самостоятельно.

Обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от учреждения и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах учреждения (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53, УФНС России по г.

Перечисление НДФЛ, если есть обособленные подразделения: что важно для бухгалтера

Москве от 13.07.2009 N 20-15/3/071703@).

Если же по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются, обособленного подразделения не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

Если государственное (муниципальное) учреждение имеет обособленные подразделения, НДФЛ необходимо уплачивать в том числе и по месту нахождения каждого из них. Это следует из абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ (см., например, Письма Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222, от 20.12.2011 N 03-04-06/3-352, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347, УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@) <2>.

<2> Такое требование установлено только для российских юридических лиц. Иностранные организации, расположенные на территории РФ, делать это не обязаны (Письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 18-15/004866@, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А56-2929/2007).

НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения уплачивается по месту нахождения такого подразделения. Причем это не зависит от того, имеет оно отдельный баланс или расчетный (лицевой) счет (Письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, от 24.08.2009 N 03-04-06-01/219).

Однако относительно того, кто должен уплачивать налог — головное учреждение или филиал, — у контролирующих органов нет единого мнения.

Так, в отдельных разъяснениях чиновники указывают, что обособленное подразделение, у которого есть отдельный баланс и расчетный (лицевой) счет, уплачивает НДФЛ самостоятельно (Письма ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@, УФНС России по г. Москве от 29.03.2010 N 03-04-06/54). При этом также необходимо, чтобы у руководителя такого обособленного подразделения была доверенность, наделяющая его полномочиями представлять интересы юридического лица в налоговых органах (Письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-04-06-01/210, от 16.01.2007 N 03-04-06-01/4, от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2).

Однако есть и иное мнение: независимо от наличия у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного (лицевого) счета уплачивать НДФЛ должно головное учреждение по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).

Учитывая неоднозначное мнение контролирующих органов по данному вопросу, во избежание претензий рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в свою налоговую инспекцию.

Если учреждение уплачивает НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, сумму налога нужно определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в филиале или получают от него доходы по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 18.06.2010 N 03-04-06/3-124, от 29.03.2010 N 03-04-06/53, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547, УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).

При этом нужно принимать во внимание фактическое место работы сотрудника.

Например, сотрудник работает по совместительству в головном учреждении и его филиале. Следовательно, НДФЛ с доходов физического лица за выполнение трудовых обязанностей в головном учреждении необходимо перечислять по месту его нахождения. А налог, исчисленный с выплат за работу в филиале, — по месту нахождения филиала (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-04-06/3-89 (п. 1)).

Если же работник в течение месяца работает в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) учреждения, то НДФЛ с его доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения. Причем с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16). В таком же порядке уплачивается НДФЛ, если работник в течение месяца работает как в головном учреждении, так и в обособленном подразделении (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-231, от 29.03.2010 N 03-04-06/55).

При перечислении налога головное учреждение должно указать в платежном поручении по каждому обособленному подразделению следующие данные (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@):

— реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете обособленное подразделение;

— КПП, присвоенный подразделению;

— код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Как отмечает Минфин России, если несколько подразделений находятся в одном муниципальном образовании, зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют одинаковый КПП, налог можно перечислять одним платежным поручением (Письмо от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153).

Если обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования или города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга), но подведомственны разным налоговым органам, постановка учреждения на учет может производиться по месту нахождения одного из таких подразделений по его выбору на основании п. 4 ст. 83 НК РФ. Соответственно, налог, удержанный с доходов работников этих подразделений, уплачивается в налоговый орган по месту нахождения одного из обособленных подразделений, выбранного учреждением для постановки на учет (Письма Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174, от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).

В том случае, если учреждение состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения, НДФЛ оно должно уплачивать по месту учета каждого подразделения (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138, ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547).

Однако, по мнению ФНС России, в отношении г. Москвы в 2012 г. должен действовать иной порядок. Это связано с тем, что на основании ч. 2 ст. 5 Закона г. Москвы от 07.12.2011 N 62 формирование доходов бюджетов городских округов в 2012 г. за счет отчислений НДФЛ производится по установленным нормативам. Как указывают налоговые органы, уплата НДФЛ по месту нахождения одного из подразделений возможна, только если все подразделения находятся на территории не только одного субъекта РФ, но и одного муниципального образования. Если же учреждение имеет обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, налог следует перечислять в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.08.2012 N ЗН-4-1/14304@).

Отметим, что налог с доходов работников, направляемых учреждением в другой субъект РФ с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головного учреждения. Это правило действует до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах (Письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-04-06/3-223).

При этом если обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, то НДФЛ уплачивается в бюджет по месту его учета пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении. Такие разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267.

В заключение отметим, что обособленное подразделение может выплачивать доходы не только своим работникам, но и внештатным работникам — физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. В таком случае, по разъяснениям Минфина России, перечислять НДФЛ нужно также по месту нахождения обособленного подразделения (Письма от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 06.08.2012 N 03-04-06/8-220 (п. 1), от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159, от 01.06.2011 N 03-04-06/3-126).

Однако в УФНС России по г. Москве позицию финансового ведомства не поддерживают. Налоговые органы указывают, что налог с доходов, выплаченных обособленным подразделением физическому лицу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, следует уплачивать по месту учета головного учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 N 20-15/3/017148).

Учитывая неоднозначные разъяснения контролирующих органов, рекомендуем уточнить порядок перечисления НДФЛ в указанном случае в своей территориальной инспекции.

Уплата НДФЛ организацией с обособленными подразделениями

Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков — физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.

Справка. Обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.

Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.

Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.

Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации — исходя из отработанного в них периода времени.

Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.

Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета

В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению.

Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

<1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.

<2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.

Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.

Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?

Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.

<3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.

Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:

  • вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.

Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.

Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание — п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.

Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.

<4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.

Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание — пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

<5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.

Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).

Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.

Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20___ год", утвержденную упомянутым Приказом.

<6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.

Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Пример. ООО "Альфа" в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.

Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО "Альфа" отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО "Альфа" обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.

Ж.В.Кузьмина

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Обособленные подразделения: уплата НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. Данная норма распространяется и на те организации, которые имеют в своем составе обособленные подразделения.

Несколько слов об обособленном подразделении

В Гражданском кодексе в качестве обособленных подразделений названы представительства и филиалы. В частности, в ст. 55 ГК РФ дано следующее определение: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал тоже обособлен от юридического лица, находится вне места его расположения, осуществляет его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. В учредительных документах юрлица в обязательном порядке должно быть указание на их существование.

Что такое обособленное подразделение в свете налогового законодательства? Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Об обязанностях организации, имеющей обособленное подразделение

Организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, должна выполнять обязанности, предусмотренные в отношении ее налоговым законодательством.

Постановка на учет в налоговом органе

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если данная организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83).

В соответствии с законодательством РФ места нахождения организации, ее обособленных подразделений в виде филиалов и представительств определяются через соответствующие адреса. Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающуюся от адреса (места нахождения) самой организации.

На практике часто возникает вопрос: если у обособленного подразделения сменился адрес, каков в этом случае порядок постановки на учет организации в налоговом органе?

К сожалению, ни налоговым, ни гражданским законодательством не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, а также не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации в связи с изменением мест их нахождения. С этим согласилось и выразило аналогичную точку зрения финансовое ведомство в своих последних Письмах от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 11.06.2009 N 03-02-07/1-309. В них Минфин, в частности, указал, что в настоящее время им при участии ФНС разработан проект приказа об утверждении порядка постановки на учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений. В нем, в частности, предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиалов (представительств) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с представлением заявления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Далее Минфин заверил, что основным направлением налоговой политики предполагается усовершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц. При этом предлагается упростить существующий порядок учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Волнует читателей и другой вопрос, тоже связанный с постановкой на учет в налоговых органах.

Возникает ли у организации обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения работника, если работник выполняет свою трудовую функцию в другом регионе (находится в командировке), при этом стационарное рабочее место для него не организовывается, обособленное подразделение не открывается?

Как было отмечено выше, для целей налогового законодательства согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Однако, как указал Минфин в Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В решениях арбитражных судов, в частности в Постановлениях ФАС МО от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС СКО от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А, отмечается, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

Как быть, если НДФЛ по «обособке» перечислен по месту регистрации фирмы

Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. В случае если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает.

Удержание и уплата НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего обложению НДФЛ, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Данные нормы распространяются и на доходы физических лиц, полученные ими не только вследствие трудовой деятельности, но и по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Об этом Минфином были даны соответствующие разъяснения в Письмах от 20.11.2008 N 03-02-07/1-469, от 22.06.2005 N 03-05-01-04/198.

На практике возможны несколько вариантов получения доходов, связанных с обособленным подразделением организации:

  1. работники трудятся по месту нахождения обособленного подразделения;
  2. работники трудятся в головной организации, но доход выплачивается по месту нахождения обособленного подразделения;
  3. работники трудятся в нескольких обособленных подразделениях;
  4. работники трудятся в обособленном подразделении, которое зарегистрировано в середине месяца.

В первом случае все понятно: те суммы НДФЛ, которые исчислены и удержаны по месту нахождения обособленного подразделения, должны быть перечислены в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Об этом в очередной раз напоминает Минфин в Письме от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127, аналогичные разъяснения были даны и в более ранних Письмах от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 16.09.2003 N 04-04-06/172.

Во втором случае если работники заключили договор с головной организацией и находятся в ее штате, однако трудятся по месту нахождения обособленного подразделения, то НДФЛ с их доходов нужно уплатить по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 29.06.2006 N 03-05-01-04/194).

В третьем случае если работники в течение месяца работают в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) организации, то НДФЛ с их доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого филиала с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16).

В случае, когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении. Данное разъяснение содержится в Письме УФНС по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267.

Зависит ли порядок уплаты НДФЛ от наличия расчетного счета, отдельного баланса у обособленного подразделения?

Ответим сразу, что порядок уплаты НДФЛ находится в зависимости от того, имеет обособленное подразделение расчетный счет и отдельный баланс или нет.

В более раннем Письме ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 "О налогообложении доходов физических лиц" разъяснялось, что если обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета, то с доходов работников обособленных подразделений удержание НДФЛ должна осуществлять головная организация, перечисление налога осуществляется по месту нахождения данных обособленных подразделений. Одновременно с этим головная организация должна вести учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Аналогичная точка зрения изложена и в комментируемом Письме Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127.

Если все перечисленное у обособленного подразделения имеется, то налог уплачивается обособленным подразделением самостоятельно в обычном порядке. Минфином в Письме от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2 в дополнение к сказанному было сообщено следующее: если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен юридическим лицом представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности юридического лица как налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых обособленным подразделением своим сотрудникам. То есть такое обособленное подразделение обязано исчислять, уплачивать и перечислять в бюджет по месту своего учета налог на доходы физических лиц с доходов своих сотрудников.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Еще статьи по теме

Уплата НДФЛ обособленными подразделениями

Абзац 2 п. 7 ст. 226 НК РФ гласит, что российские организации - налоговые агенты (то есть организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения такого подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени организации (абз. 3 названного пункта).

В платежном поручении на перечисление налога в бюджет по каждому обособленному подразделению следует указывать КПП, присвоенный подразделению при постановке на налоговый учет по месту нахождения, а также соответствующий по месту нахождения подразделения код ОКТМО (см. Письмо ФНС России от 14.10.2016 № БС-4-11/18528@ ). Причем в Письме от 24.10.2016 № 03‑04‑06/62497 Минфин подчеркнул: гл. 23 НК РФ не содержит норм , предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление НДФЛ (и значит, возможность представления расчета сумм налога на доходы физических лиц).

Что делать, если у сотрудника два рабочих места

В случае установления работнику двух рабочих мест по месту нахождения головного офиса и по месту нахождения обособленного подразделения НДФЛ с доходов такого работника компания должна перечислить в соответствующие бюджеты как по месту нахождения головного офиса, так и по месту нахождения подразделения с учетом фактически отработанного работником времени. Это время определяется на основании табеля учета рабочего времени, исходя из данных справок о местонахождении работника за соответствующий расчетный период.

Ответственность налогового агента

Что ж, справедливость указанных рекомендаций оспорить сложно. Упомянутые нормы сформулированы однозначно, что исключает их двоякое толкование. И подобные разъяснения о порядке уплаты НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, контролирующие органы дают с завидной регулярностью (отметим, в аналогичном порядке налоговые агенты обязаны представлять и налоговую отчетность по обозначенному налогу - справку по форме 2‑НДФЛ и расчет по форме 6‑НДФЛ). Назовем некоторые из них: письма Минфина России от 23.12.2016 № 03‑04‑06/77778 , от 17.10.2016 № 03‑05‑06‑02/60364 , от 07.12.2015 № 03‑04‑06/71413 , ФНС России от 09.11.2016 № БС-4-11/21223@ , от 05.10.2016 № БС-4-11/18870@ .

Между тем в вышеупомянутых налоговых нормах говорится об обязанности налогового агента перечислять налог по месту выплаты дохода налогоплательщикам, финансисты в своих разъяснениях также безапелляционно указывают на то, что должны сделать налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения. Вместе с тем установление какой‑либо обязанности (в рассматриваемой ситуации - это обязанность налогового агента распределять налог, удержанный при выплате дохода налогоплательщикам) должно сопровождаться установлением наказания (ответственности) за ее нарушение.

Однако применительно к обязанности налогового агента, определенной п. 7 ст. 226 НК РФ , никакой меры ответственности налоговым законодательством не было введено .

Что считают судьи

На это обстоятельство Президиум ВАС обратил внимание еще в Постановлении от 24.03.2009 № 14519/08 по делу № А33-356/2008 . Как следует из материалов данного дела, и налоговики, и нижестоящие суды сочли, что перечисление налоговым агентом (имеющим обособленные подразделения) сумм НДФЛ в иной местный бюджет, чем предусмотрено законодательством, свидетельствует о неисполнении им обязанности, установленной п. 7 ст. 226 НК РФ . По их мнению, излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета. И это является основанием для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ . Напомним: состав налогового правонарушения согласно названной норме образуют такие деяния налогового агента, как неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление ) в установленный срок налога.

Высшие арбитры, признавая подобный подход налоговиков и судей к толкованию налоговых норм неверным, обратили внимание, что налоговым правонарушением в смысле ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие ) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим кодексом определена ответственность. Но поскольку Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ при выплате дохода работникам подразделений, оснований для привлечения такого агента к ответственности по ст. 123 НК РФ нет.

Подчеркнем: с момента опубликования Постановления Президиума ВАС РФ № 14519/08 налоговые правила, определяющие порядок перечисления НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, не претерпели каких‑либо кардинальных изменений. Не появилось также никаких дополнительных оговорок касательно бюджета, куда надлежит перечислить налог налоговому агенту, и в ст. 123 НК РФ . А это значит, что организации, нарушившей только порядок перечисления НДФЛ с доходов, удержанных из доходов сотрудников обособленных подразделений, формально ничего не грозит. Даже если налоговики и накажут ее, то у нее есть неплохие шансы оспорить правомерность подобного наказания. Кстати, наличие указанного законодательного «пробела» специалисты ФНС признали еще в Письме от 02.08.2013 № БС-4-11/14009 , а Минфин рекомендовал учитывать сложившуюся судебную практику в Письме от 10.10.2014 № 03‑04‑06/51010 .

Так, Президиум ВАС в Постановлении от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011 также подчеркнул, что неправильное отражение в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок.

Арбитры, рассматривая споры, возникшие в схожих ситуациях, зачастую говорят о том, что налоговики, обнаружив у налогового агента переплату по НДФЛ по головной организации и недоимку по обособленным подразделениям, сами должны провести зачет налога по итогам налогового периода (см., например, Постановление ФАС СЗО от 31.01.2014 № Ф07-10789/2013 по делу № А56-72308/2012 ).

В то же время с нашей стороны было бы несправедливо умолчать о наличии судебных решений, в которых арбитры указывают, что исправить ошибку в распределении НДФЛ между бюджетами, возникшую вследствие неправильного оформления платежных поручений на перечисление НДФЛ, удержанного при выплате дохода работникам обособленных подразделений, на налоговых агентов, может любая из заинтересованных сторон (в том числе налоговый агент) (см., например, Постановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015 по делу № А41-43272/14 ).

Мы благодарим нашу читательницу, Худову Светлану Михайловну, аудитора ООО «БИНАР на Маросейке», г. Москва, за тему статьи.

Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников ОП

По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ . Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547 ; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888 , от 24.01.2008 № 28-11/006047 . Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295 , от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , от 29.03.2010 № 03-04-06/54 .

В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ - налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56 , п. 2 ст. 61 , п. 2 ст. 61.1 , . А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации... утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н .

Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год» ; приложение № 9 к этому Закону . И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21 .

Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ . Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05 . Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.

1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ . В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление .

А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.

2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:

  • пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О ; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П . А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56 , п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ ; п. 1 ст. 2 , подп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 ; приложение № 9 к этому Закону .

А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ . И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011 ; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009 ; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009 .

Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2 ; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26 ;

  • обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3 , п. 8 ст. 45 НК РФ . Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 , от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2 , от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10 , от 17.02.2010 № КА-А40/368-10 ; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010 , от 26.04.2010 № А19-13821/09 , от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08 ; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010 ; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09 ; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010 .

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ .

Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009 , от 23.06.2010 № А27-14315/2009 .

Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет .

Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@ , то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.

Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 . И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ .

Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ .

А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230 , от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 . В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод

Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:

  • <или> повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
  • <или> подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.

Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3 , пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ . И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.

Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом? С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.

Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ. Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).

Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).

Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения. Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.

Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).

Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).

Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).

В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).

Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).

Новое на сайте

>

Самое популярное