Домой Альфа Банк Сколько национальностей проживает в российской федерации. Район отличается многонациональным составом населения

Сколько национальностей проживает в российской федерации. Район отличается многонациональным составом населения

Перепись 2002 года подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира — представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны. В ходе переписи было обеспечено выполнение Конституции Российской Федерации в части свободного самоопределения национальной принадлежности. При переписи населения было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности.

Семь народов, населяющих Россию — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек (около 80% жителей страны).

Впервые после переписи населения 1897 г. была получена численность лиц, отнесших себя к казакам (140 тыс. человек) и также впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, назвавших себя кряшенами (около 25 тыс. человек). Около 1,5 млн. человек не указали свою национальную принадлежность.

Население России по национальному составу

79,8 % (115 868,5 тыс) — русские;

1 % (1457,7 тыс) — национальность не указана;

19, 2 % (27838,1) – другие национальности. Из них:

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы:

  • Первая — этносы, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, коми, якуты, буряты, и др.). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы.
  • Вторая группа — это те народы стран «ближнего зарубежья» (т.е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и др.).
  • И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, и др.).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории России, остальные (представители второй и третьей группы) — преимущественно в странах «ближнего зарубежья» или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Народы, живущие в России (представители всех трех групп, выделенных ранее) говорят на языках, которые относятся к разным языковым семьям . Наиболее многочисленные из них являются представителями четырех языковых семей: индоевропейской (89%), алтайской (7%), Северокавказской (2%) и уральской (2%).

Индоевропейская семья

Наиболее многочисленная в России — славянская группа , включающая русских, украинцев, белорусов, и др. Исконно русские области – это территории Европейского Севера, Северо-Запада и центральных районов России, но проживают они повсеместно и преобладают в большинстве регионов (в 77 из 88 регионов), особенно на Урале, на юге Сибири и на Дальнем Востоке. Среди других народов этой языковой группы выделяются украинцы (2,9 млн чел – 2,5%), белорусы (0,8 млн.)

Таким образом, можно утверждать, что — прежде всего славянское государство (доля славян свыше 85%) и самое крупное славянское государство мира.

Вторая по численности среди индоевропейской семьи германская группа (немцы). С 1989 года их число уменьшилось с 800 до 600 тысяч человек в результате эмиграции в .

Иранская группа — осетины. Их число возросло с 400 до 515 тысяч во многом в результате эмиграции с территории вследствие вооруженного конфликта в Южной Осетии.

Кроме перечисленных индоевропейскую семью в России представляют и другие народы: армяне (армянская группа ); молдаване и румыны (романская группа ) и др.

Алтайская семья

Самая многочисленная в алтайской семье тюркская группа (11,2 млн чел из 12), в которую входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, шорцы, азербайджанцы, и др. Представители этой группы – татары являются вторым по численности народом России после русских.

Наиболее крупные тюркские народы (татары, башкиры, чуваши) сосредоточены в Урало-Поволжье.

Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения тюркских народов – ( , карачаевцы, балкарцы).

Также в состав алтайской семьи входят: группа (буряты, калмыки); тунгусо-маньчжурская группа (эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи),

Уральская семья

Самая крупная из этой семьи финно-угорская группа , в которую входят мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, финны, венгры, саамы. Кроме того к этой семье относятся самодийская группа ( , селькупы, нганасаны), юкагирская группа (). Основной ареал проживания народов уральской языковой семьи – Урало-Поволжье и север Европейской части страны.

Северокавказская семья

Северокавказская семья представлена в основном народами нахско-дагестанской группы (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши и др.) и абхазско-адыгской группа (кабардинцы, абазины). Народы этой семьи проживают более компактно, главным образом на Северном Кавказе.

Также в России проживают представители чукотско-камчатской семьи ( , ительмены); эскимосско-алеутской семьи ( , алеуты); картвельской семьи () и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и др.).

Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский.

Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству , является федерацией , построенной по национально-территориальному принципу. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993г.). В состав РФ входят 88 субъектов, из которых 31 – национальные образования (республики, автономные округа, автономная область). Общая площадь национальных образований составляет 53% территории РФ. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек из которых почти 12 млн русских. В то же время многие народы России рассредоточены по различным регионам России. В результате сложилась ситуация, когда с одной стороны часть народов России расселена за пределами своих национальных образований, а с другой – в пределах многих национальных образований доля основной или «титульной» (давшей название соответствующему образованию) нации сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в восьми основные народы составляют большинство (Чеченская Республика, Ингушетия, Тыва, Чувашия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Татарстан и Калмыкия. В полиэтничном Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. Самую низшую долю «титульных» народов имеют (10%) и Хакасия (11%).

Своеобразная картина расселения народов и в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и др.), которые приезжали на работу — осваивать богатейшие месторождения , строить дороги, промышленные объекты и города. В результате основные народы в большинстве автономных округов (и в единственной автономной области) составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе – 2 %, в Ямало-Ненецком- 6%, Чукотском — около 9% и т.д. Только в одном Агинском Бурятском АО титульные народы составляют большинство (62%).

Рассредоточенность многих народов и интенсивные их контакты с другими народами, особенно с русскими, способствуют их ассимиляции.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 82% общей численности населения государства, представляющие наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская), Приволжья (Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Марий Эл, Чувашская), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)).

Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русского населения достигает 80% всей численности населения этих регионов.

На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,8%) далее идут украинцы (2,0%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, кумыки, лакцы, даргинцы и абхазо-адыгейской: кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, значительно отразились и на Российской Федерации. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.

Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национально-территориальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности.

С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик. Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями.

После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев па родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты.

Сложной является и проблема малочисленных пародов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, а также по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действенного механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.

Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерации. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории. И самой трудной для управления проблемой является деятельность по регулированию взаимоотношений коренных и некоренных жителей, проживающих на этих территориях.

Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Лишь опираясь на это, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулируя процесс их развития.

Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.

По самым скромным подсчётам, на территории Российской Федерации проживают более 192 народов, отличающихся друг от друга в плане культуры, религии или истории развития. Примечательно, они все оказались в одних государственных границах почти мирным путём - в результате присоединения новых территорий.

Особенности проживания народов

Впервые перечень народов, проживающих на территории России, составили в середине XVIII века, чтобы упорядочить взимание налогов. Академия наук в Санкт-Петербурге всерьёз занималась этим вопросом, и в течение XVII-XIX веков было выпущено несколько десятков серьёзных этнографических исследований на эту тему, а также множество иллюстрированных альбомов и атласов, ставших очень ценными для современных учёных.

На конец первого десятилетия XXI века население страны можно формально поделить на 192 этнических группы. Наций с численностью свыше 1 миллиона в России всего 7. К ним относятся:

  • Русские - 77,8%.
  • Татары - 3,75%.
  • Чуваши - 1,05%.
  • Башкиры - 1,11%.
  • Чеченцы - 1,07%.
  • Армяне - 0,83%.
  • Украинцы - 1,35%.

Также существует термин "титульная нация ", под которым понимают этнос, давший название региону. Причём это может быть не самый многочисленный народ. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают многие народности России (список состоит из более, чем 50 пунктов). Но только ханты и манси, составлявшие всего 2% от населения региона, дали ему официальое название.

Этнографические исследования продолжаются в XXI веке, и работы по теме "народы России: список, численность и процентаж" интересны не только серьёзным учёным, но и обычным людям, которые хотят знать больше о своей родине.

части России

Русские не упомянуты в качестве нации в действующей Конституции России, но фактически этот народ представляет более 2/3 от всего населения. Его "колыбелью " является - от Северного Приморья и Карелии до побережья Каспийского и Чёрного морей. Народ характеризуется единством духовной культуры и религии, однородной антропологией и общим языком. Однако русские также неоднородны в своём составе и делятся на различные этнографические группы:

Северная - славянские народы, проживающие в Новгородской, Ивановской, Архангельской, Вологодской и Костромской областей, а также в республике Карелии и на севере Тверских земель. Для северных русских характерны "акающий " говор и более светлая масть внешности.

Южнорусские народы проживают в Рязанской, Калужской, Липецкой, Воронежской, Орловской и Пензенской областях. Жители этих регионов "окают " при разговоре. Для части "южнороссов " характерно двуязычие (казаки).

Северные и южные регионы не расположены вплотную - их соединяет среднерусская зоны (междуречье Оки и Волги ), где жители обеих зон перемешаны в равной степени. Кроме того в общей массе русских существуют так называемые субэтнические группы - компактно проживающие мелкие народности, которые выделяются особенностями своего языка и культуры. Это довольно замкнутые и малочисленные Перечень их состоит из следующих групп:

  • Водь (на 2010 г. численность 70 человек ).
  • Поморы.
  • Мещеряки.
  • Полехи.
  • Саяны.
  • Донские и кубанские казаки.
  • Камчадалы.

Народы южных регионов

Речь идёт о территориях между Азовским и Каспийским морями. Помимо русского населения там проживает множество иных этносов, в том числе тех, кто радикально отличается в плане традиций и религии. Причиной столь яркого различия стала близость восточных стран - Турции, Татарского Крыма, Грузии, Азербайджана.

Южные народы России (перечень):

  • Чеченцы.
  • Ингуши.
  • Ногайцы.
  • Кабардинцы.
  • Черкесы.
  • Адыгейцы.
  • Карачаевцы.
  • Калмыки.

В южной части России сосредоточена половина "национальных " республик. Практически у каждого из перечисленных народов есть собственный язык, а в религиозном плане среди них преобладает мусульманство.

Отдельно стоит отметить многострадальный Дагестан. И, прежде всего то, что народа с таким названием не существует. Это слово объединяет в себе группу этносов (аварцы, агулы, даргинцы, лезгины, лакцы, ногайцы и пр.), живущих на территории республики Дагестан.

и Севера

Включает в себя 14 крупных регионов и территориально занимает 30% всей страны. Однако на этой территории проживают 20,10 миллионов человек. состоит из следующих народов:

1. Пришлые народы, то есть этносы появившиеся в регионе в период его освоения с XVI-XX века. В эту группу входят русские, белорусы, украинцы, татары и пр.

2. Коренные сибирские народы России. Перечень их довольно велик, но общая численность сравнительно невысока. Самыми многолюдными являются якуты (480 тысяч ), буряты (460 тысяч ), тувинцы (265 тысяч ) и хакасы (73 тысячи ).

Соотношение между коренными и пришлыми народами составляет 1:5. Причём число исконных жителей Сибири постепенно уменьшается и исчисляется даже не тысячами, а сотнями.

Северные территории России находятся в похожей ситуации. "Пришлое " население этих местностей сосредоточено в крупных поселениях. А вот коренное, большей частью, ведёт кочевой или полукочевой образ жизни. Этнографы отмечают, что северные коренные народности сокращаются с меньшей скоростью, чем сибиряки.

Народы Дальнего Востока и Приморья

Дальневосточный край состоит из территорий Магаданской, Хабаровской областей, Якутии, Чукотского округа и Еврейской автономной области. К ним примыкает Приморье - Сахалин, Камчатский и Приморский край, то есть регионы с прямым выходом к восточным морям.

В этнографических описаниях народности Сибири и Дальнего Востока описывают совместно, но это не совсем правильно. Коренные этносы этой части страны отличаются очень своеобразной культурой, которую обусловили максимально суровые условия жизни.

Дальневосточные и приморские коренные народы России, перечень которых указан ниже, впервые были описаны в XVII веке:

  • Орочи.
  • Ороки.
  • Нивхи.
  • Удэгейцы.
  • Чукчи.
  • Коряки.
  • Тунгусы.
  • Дауры.
  • Дючеры.
  • Нанайцы.
  • Эскимосы.
  • Алеуты.

В настоящее время малочисленные этносы пользуются защитой и льготами со стороны государства, а также являются представляют интерес для этнографических и туристических экспедиций.

На этнический состав Дальнего Востока и Приморья оказали определённое влияние народы соседних государств - Китая и Японии. В российском регионе обосновалась община выходцев КНР численностью около 19 тысяч человек. На островах Курильской гряды и Сахалине благополучно проживает народ айны, родиной которого некогда был Хоккайдо (Япония).

Некоренные народы Российской Федерации

Формально все этнические группы России, кроме очень малочисленных и замкнутых, являются некоренными. Но фактически в пределах страны постоянно шла миграция из-за войн (эвакуация), освоения Сибири и Дальнего Востока, государственных строек, поиска лучших условий жизни. В результате народы порядком перемешались, и живущие в Москве якуты уже никого не удивят.

Но в стране проживает немало этносов с корнями, происходящими из совершенно других государств. Их родина даже не рядом с границами РФ! Они появились на её территории в результате случайной или добровольной миграции в разные годы. Некоренные народности России, список которых приведён ниже, составляют группы от нескольких десятков тысяч человек в возрасте от 40 лет (2 поколения). К ним относятся:

  • Корейцы.
  • Китайцы.
  • Немцы.
  • Евреи.
  • Турки.
  • Греки.
  • Болгары.

Кроме того, в России благополучно проживают небольшие группы этносов из Прибалтики, Азии, Индии, Европы. Практически все они ассимилированы в плане языка и быта, но сохранили часть своих исконных традиций.

Языки и религии народов России

Многоэтническая Российская Федерация является светским государством, но религия всё же играет большую роль (культурную, этическую, властную ) в жизни населения. Характерно, что малые этносы придерживаются своей традиционной религии, полученной "в наследство " от предков. А вот славянские народы более мобильны и исповедуют различные виды богославия, включая обновлённое язычество, сатанизм и атеизм.

В настоящее время в России распространены следующие религиозные течения:

  • Православное христианство.
  • Ислам (мусульмане-сунниты ).
  • Буддизм.
  • Католицизм.
  • Христианство протестантского толка.

Довольно простая ситуация сложилась с языками народов. Государственным языком в стране является русский, то есть язык большинства населения. Однако в национальных регионах (Чечня, Калмыкия, Башкортостан и пр.) язык титульной нации имеет статус государственного.

И, конечно же, почти каждая народность имеет свой, отличных от прочих, язык или диалект. Часто случается, что говоры живущих в одной местности этносов имеют разные корни формирования. Например, алтайская народность Сибири разговаривает на языке тюрской группы, а у расположенных неподалёку башкир корни устной речи спрятаны в монгольском языке.

Стоит отметить, что при взгляде на список народов России этноязыковая классификация предстаёт в почти полном виде. В частности, среди языков разных народов "отметились" практически все языковые группы:

1. Индоевропейская группа:

  • Славянские языки (русский, белорусский ).
  • Германские языки (еврейский, немецкий ).

2. Финно-угорские языки (мордовские, марийский, коми-зырянский и пр. ).

3. Тюрские языки (алтайский, ногайский, якутский и пр. ).

4. (калмыцкий, бурятский ).

5. Языки Северного Кавказа (адыгейский, дагестанские языки, чеченский и др. ).

В XXI веке Российская Федерация продолжает оставаться одним из самых многонациональных государств мира. Нет нужды в навязывании "мультикультуризма", потому как в этом режиме страна существует уже много веков.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);
  3. двунациональные (Бельгия, Канада);
  4. с более сложным национальным составом , но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке);
  5. многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации.

С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует "Французскую Канаду" в отличие от всех остальных провинций, составляющих "Английскую Канаду". Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франко-канадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского государства.

С конца 80-х гг. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Таблица 15. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки, на начало 90-х годов

Расовая дискриминация - ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности. Крайняя степень расовой дискриминации, возведенная в ранг государственной политики - апартеид (ЮАР до середины 80-ых годов ХХ века).

Задачи и тесты по теме "Классификация стран по национальному признаку."

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Население и страны Южной Америки - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Расы, народы, языки и религии мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Государства Азии - Евразия 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 10 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости?


С.М.Монин ― специалист по истории внешней политики России и истории национальных отношений, разработал и читает курс "Становление и развитие многонационального государства (этнополитическая история России)".

Данная статья ― выступление автора на Всероссийской научно-общественной конференции "Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века" (Великий Новгород, 19 сентября 2012 г.).

Приводится с незначительным сокращением (ссылочного аппарата).

Ответ на поставленный в заголовке вопрос в общем-то очевиден. Многонациональность может быть как источником силы, так и источником слабости государства или даже его гибели. Но не сама по себе, а в сочетании с определенными политическими, социально-экономическими, военными и прочими факторами. Важно посмотреть, когда и при каких обстоятельствах наступает тот или иной результат.

Практически в любой многонациональной стране первостепенную важность имеют взаимоотношения живущих в ней народов. Эти отношения отличаются особой сложностью и чувствительностью. Порой даже неудачно оброненное слово или бытовая склока из-за какого-то пустяка могут привести к всплеску накопившихся где-то внутри взаимных обид и претензий, высвободить невиданной силы национальную энергию, которая, трансформировавшись в национализм, шовинизм или расизм, может со всей своей мощью обрушиться на другие народы, встретив подобную же волну с их стороны. Но может быть и другой вариант взаимодействия соседних народов, когда они, находя условия своего существования вполне приемлемыми и благоприятными, соединяют свои творческие способности и энергию на благо общей родины, а если надо ― то и на её защиту.

Национальный вопрос в той или иной форме и степени остроты существует практически в любом регионе мира. В развивающихся странах Азии и Африки конфликты на национальной и тесно связанной с ней религиозной почве ― обычное дело. Но не избежали национальных проблем и сытые, демократические страны Запада, где, казалось бы, есть все необходимое для спокойного, благочинного сосуществования различных этносов и национальных групп. В Шотландии и Квебеке возможны референдумы об отделении, соответственно, от Великобритании и Канады. В Барселоне в сентябре 2012 г. прошла 1,5-миллионная демонстрация под лозунгом "Каталония ― новое государство Европы". В Бельгии партии, представляющие валлонов и фламандцев, около года не могли договориться о формировании коалиционного правительства.

Еще не так давно был очень популярен (по крайней мере в либеральных кругах) призыв вернуть Россию в мировую цивилизацию, в ряды "цивилизованных стран". По сути это был призыв примкнуть к западной цивилизации. Из мировой цивилизации Россия никогда ― ни в царское, ни в советское время ― не выпадала по определению. Ведь мировая цивилизация на то и мировая, что она вбирает в себя самостоятельные локальные цивилизации,

представляя собой их взаимодействующую систему. Как невозможно представить себе мировую цивилизацию, например, без Китая, Индии, мусульманского мира, очень непохожих на Запад, так невозможно ― и без России.

Если во многих областях западный опыт вполне может быть использован в Российской Федерации, то в сфере национальных отношений и национальной политики ситуация значительно отличается. Здесь едва ли подходит прямое заимствование западных моделей. Так, проживающие в России десятки и сотни народов на протяжении веков сохраняют свою национальную идентичность. Поэтому российским реалиям не соответствует американский "плавильный котел", в котором до последнего времени прибывавшие в США иммигранты "переваривались", "переплавлялись" и вливались в единую американскую нацию. При этом новые жители Соединенных Штатов могли различаться лишь какими-то своими этническими корнями (американцы немецкого, итальянского, русского и т.д. происхождения).

Не может быть механически перенесена в Россию и политика мультикультурализма, проводившаяся в последние десятилетия в Западной Европе. Она отрицает интеграцию через ассимиляцию и предполагает адаптацию мигрантов в западное общество при сохранении ими своей культуры. Однако на практике получился чрезмерный перекос в сторону гарантирования прав приезжих без обеспечения выполнения ими обязательств по отношению к коренному населению и обществу в целом. Выражающая эту политику политкорректность порой граничит с абсурдом. Изрядная доля мигрантов напрочь отказывается не то что ассимилироваться, но и просто принять и признать порядки, традиции и ценности своей новой страны, предпочитая жить в замкнутых национально-религиозных общинах. С другой стороны, коренное население испытывает нарастающее ощущение некомфортности проживания в своей собственной стране. В результате ― обострение межнациональных отношений и вынужденное признание лидерами ряда государств Западной Европы краха политики мультикультурализма.

Таким образом, международный опыт решения национального вопроса надо учитывать, по мере необходимости использовать, но он не всегда подходит к конкретным, порой уникальным, условиям России.

Нашу страну всегда населяли представители разных народов. В Древней Руси с основным славянским ядром соседствовали финноязычные, а также балтийские и тюркские племена.

Единое Русское (Российское) государство, образовавшееся на рубеже XV-XVI вв., своим многонациональным характером отличалось от единых государств в Западной Европе (Англии, Франции, Испании), которые сложились в ту же эпоху именно на национальной основе. Эта характерная черта России стала особенно очевидной со второй половины XVI в. после присоединения к Москве Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья, где проживали татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, коми и другие народы. В XVII в. подданными русского царя стали племена и народности Сибири и Дальнего Востока, а также жители Левобережной Украины.

В XVIII-XIX в. границы России далеко продвинулись на запад и на юг, охватывая все новые территории и народы. Многонациональность населения страны еще более усилилась. Были присоединены Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Бессарабия, Финляндия, Польша, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия.

Сложилась огромная многонациональная Российская империя. Уже тогда это была необычная держава, заметно отличавшаяся от созданных в то же время на Западе империй колониального типа. По сравнению с ними Россию правильнее было бы назвать империей особого типа, способной не просто перемалывать и ассимилировать покорённые народы, а как бы вбирать их в себя, включать их в общеимперскую жизнь при сохранении их национальной идентичности.

Хотя в этом плане при желании можно найти и исключения (например, Польша, Финляндия). В советское время царскую Россию было принято называть "тюрьмой народов". В подтверждение приводились факты национального угнетения и дискриминации. Но все же это была какая-то странная "тюрьма". Предполагаемый "тюремщик" (читай ― русские) нес на себе основное бремя затрат, усилий и жертв ради сохранения и укрепления державы, не получая при этом никаких привилегий на этнической основе. Самые тяжелые государственные повинности (крепостное право, рекрутчина, подушная подать) в полном объеме распространялись именно и прежде всего на русских, тогда как многие инородцы были от них освобождены.

Положение в некоторых национальных районах благодаря проведенным там Петербургом преобразованиям выгодно отличалось от ситуации в собственно русских регионах. Так, Александр I в 1809 г. предоставил широкую автономию Финляндии, в 1815 г. даровал конституцию Польше, в 1816-1819 гг. освободил от крепостного права крестьян Лифляндии и Эстляндии. Проекты же соответствующих реформ для всей России (конституция, разработанная под руководством Н.Н.Новосильцева, план А.А.Аракчеева по ликвидации крепостничества) были положены "под сукно".

Да и сам "русский" царизм, который согласно рассматриваемой формуле эксплуатировал все народы России (в том числе и русских трудящихся), отнюдь не был примером этнической чистоты. У представителей династии Романовых после Петра III и Екатерины II собственно русской крови осталось не так много. Все правящие верхи и дворянство в целом были многонациональны. Это не удивительно. В состав правящего класса вливались как приехавшие в Россию иноземцы, так и верхушка покоренных народов, получавшие зачастую равные с русским дворянством права и привилегии.

Показательно, что императорская Россия не утратила ни одной территории в результате национал-сепаратистских выступлений . Южную Бессарабию (устье Дуная) потеряли в 1856 году после Крымской войны, но вскоре вернули (1878 г.), Аляску продали США в 1867 г. по решению самого Петербурга, а Южный Сахалин в 1905 г. уступили Японии в результате поражения в войне.

Имели место в царской России национальный гнет и неравенство народов? Были ли национальные движения и восстания? Конечно, были. Можно вспомнить череду восстаний в национальных районах ― от только что покоренного Казанского ханства в 50-е годы XVI в. до Туркестана в 1916 г., мощные выступления в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг., неоднократные волнения в Грузии и т.д. Но в каких странах в этот период (XVIII-XIX в.) царила идиллия в межнациональных отношениях, а политика властей вызывала бы только удовлетворение и одобрение нетитульных народов? Напомним, что, к примеру, рабство как крайняя форма национального и расового угнетения было отменено в большинстве испанских колоний в 1811 г., в Британской империи в 1833 г., в колониях Франции ― в 1848 г., Нидерландов ― 1863 г., в США ― в 1863 г. (запрещено поправкой к конституции в 1865 г.), в Османской империи в 1882 году, в Бразилии ― в 1888 г. В эту же историческую эпоху пало крепостное право в России (1861 г.).

Властвование царизма в многонациональной стране до поры до времени облегчало одно обстоятельство. Становление и оформление наций, вызревание национального самосознания и подъем национальных движений ― это явления, в полный голос давшие о себе знать только в XIX в. и далее по нарастающей ― в XX в. Когда эти движения набрали силу, власть не смогла вовремя сориентироваться и ответить на брошенные ей вызовы. Петербургские верхи так и не выработали чёткой и ясной программы по национальному вопросу.

В результате событий 1917 г. рухнула династия Романовых, а затем, как многим казалось, навсегда развалилась Российская держава.

Всплеск социально-политических и экономических противоречий и тяготы мировой войны, наложившись на проблемы, порождённые многонациональностью страны, способствовали ее распаду. Хотя революции ― и февральская, и октябрьская 1917 г. ― произошли прежде всего в центре, в столице, национальные районы ответили на них резкой активизацией национально-сепаратистских движений.

Не вдаваясь в детальный анализ событий 1917-1920 гг., хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых , почему-то принято считать, что те, кто провозглашал в национальных регионах независимость, были выразителями воли чуть ли не всего местного населения. Между тем немало (а то и множество) "националов" поддерживали там или советскую власть, или белое движение. Победа и красных, и белых означала бы, что единство многонациональной страны было бы сохранено. Применительно к красным это подтверждается последующим развитием событий. Что касается белых, то известен их лозунг "За единую и неделимую Россию" (как вариант: единая Россия с возможным предоставлением автономии отдельным районам).

Во-вторых , утверждение власти национальных правительств, объявивших о независимости, происходило в условиях грубого внешнего вмешательства и при непосредственной поддержке интервентов. Не будь интервенции, наверное, мало какой национальный режим устоял бы в условиях гражданской войны. На Украине Центральная Рада, а затем Директория начисто проиграли борьбу за власть Советам и искали спасения, призывая в страну интервентов (Центральная Рада ― немцев, Директория ― поляков). В Грузии 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость, но в это время в Поти уже высаживались немецкие войска, которые вскоре вступили в Тифлис. В Азербайджане мусаватисты смогли войти в Баку только вместе с турецкими войсками. При этом в современной историографии и публицистике стран ближнего зарубежья о советских (русских) войсках часто пишут как об интервентах, тогда как о настоящих интервентах высказываются гораздо мягче, скорее как о союзниках в борьбе за независимость от России. Выходит, что для местных режимов важно было именно отделиться от России, а не получить подлинную независимость. О какой независимости можно говорить в условиях иностранной оккупации?

В-третьих , при разговоре о становлении новых государств, образовывавшихся на территории бывшей Российской империи, надо помнить, что процесс получения независимости затрагивает две стороны: тех, кто отделяется, и тех, от кого отделяются. Само по себе провозглашение независимости ещё не обязательно означает появление самостоятельного субъекта международного права. Требуется в первую очередь признание той страны, от которой "уходят". Показательно, что Эстония, Латвия и Литва, в которых местные национальные силы, противостоявшие большевикам, провозгласили независимость в 1918 г., не сумели сразу добиться международного признания. Только после того, как в 1920 г. Советская Россия заключила с ними мирные договоры и признала их независимость, Великобритания, Франция, США и другие страны также сделали аналогичные заявления.

В-четвертых , оставшаяся под властью большевиков большая часть страны, на которой были созданы советские республики, очень скоро стала восстанавливать своё пусть не формальное, но фактическое единство. Во всех республиках у власти была одна и та же партия большевиков, руководство которой находилось в Москве. 1 июня 1919 г. был принят декрет ВЦИК "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". По этому декрету создавалась единая Красная Армия, командование которой располагалось в Москве. Подлежали объединению республиканские Советы народного хозяйства, а также наркоматы финансов, труда и путей сообщения. На практике функции этих объединённых органов обычно выполняли соответствующие ведомства РСФСР. Многие решения руководства РКП(б), а также органов власти и государственного управления РСФСР распространялись на другие республики. Фактически это отражало начало процесса сближения и объединения советских республик под главенством Советской России, который в 1922 г. подтолкнёт И.В.Сталина к выдвижению плана "автономизации".

Указанные обстоятельства, относящиеся к эпохе революции и гражданской войны, свидетельствовали о силе и прочности нитей, объединявших многие народы нашей страны и обеспечивавших восстановление её единства, несмотря ни на какие беды, испытания и утрату отдельных территорий.

Образовавшийся в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик многие называют ― кто с гордостью, кто с ненавистью ― "красной империей". И снова это будет необычная империя, если вообще этот термин применим к СССР. В классической империи интересы метрополии превыше всего. Колонии для того и нужны, чтобы метрополия и её население получали выгоду от своего господствующего и руководящего положения в империи. Не совсем так, а то и совсем не так обстояло дело в СССР.

Возьмём ли национальный состав правящего слоя, особенно в первые два десятилетия после 1917 г., проведение административных (ставших после 1991 г. государственными) границ между территориями с русским и нерусским населением, финансовые потоки из центра на окраины и обратно. Во всех этих вопросах интересы, условно говоря, "метрополии" и государствообразующего народа часто ограничивались или даже приносились в жертву интересам "колоний" и их народов.

Несмотря на всю сложность, противоречивость, а зачастую и трагичность преобразований в 1920-1930-е гг., их важнейшим результатом стало упрочение единства народов СССР, умножение мощи союзного государства. Лучшее тому доказательство ― победа Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Гитлер очень надеялся, что нападение на СССР вызовет внутри нашей страны взрыв социальных и национальных противоречий, нерусские народы восстанут против Москвы и большевистский "колосс на глиняных ногах" развалится. Однако многонациональное советское государство, при всех издержках и потерях, выдержало тяжелейшее испытание на прочность.

В послевоенный период интеграционные процессы внутри СССР продолжались и усиливались. Многие перекосы и трагические последствия сталинской национальной политики были смягчены и устранены. Достигнутый уровень социального единства общества и глубина процессов интернационализации показались советскому руководству достаточными, чтобы выдвинуть и активно пропагандировать тезисы о решении в СССР национального вопроса и о возникновении новой исторической общности людей ― "советского народа".

Ныне эта идея нередко примитивно трактуется как простое слияние разных наций и народностей в единый советский народ, считай, советскую нацию. Тогда же, в 1970-1980-е гг., подчеркивалось, что это не механическое объединение или тем более ассимиляция. Это именно новая социальная и интернациональная (или: классовая и межнациональная) общность, представляющая собой следующий шаг в развитии исторических общностей людей (от рода и племени в первобытную эпоху до нации при капитализме и социализме и теперь к новой, советской общности на этапе развитого социализма и строительства коммунизма). Длительное совместное проживание в едином государстве привело к тому, что у всех народов, у людей всех национальностей стало появляться все больше общих черт в их жизни, поведении, менталитете. Но культура каждого народа оставалась национальной по форме. Считалось, что все это явилось результатом прочности социально-политического и идейного единства всех классов и социальных слоев, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Как показали последующие события, представления о "прочности" и "единстве" оказались преувеличенными, а недостаточное внимание к национальным проблемам обернулось трагическими последствиями для союзного государства. Сочетание многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов привело к развалу СССР.

Многонациональный характер государства дал основу для распространения и победы сепаратистских, центробежных сил. Распад СССР стал "крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин).

В грандиозных по размаху и последствиям и драматических по характеру событиях, связанных с гибелью Союза, ещё предстоит детально разобраться. Многие силы и механизмы, задействованные в этом процессе, до сих пор скрыты от посторонних глаз, а конкретные обстоятельства случившегося, мотивы действий многих политических игроков зачастую остаются под покровом тайны.

Либералы заявляют, что, может быть, развал СССР и вызывает сожаление (хотя, мол, все империи неизбежно разрушаются), но зато удалось сохранить целостность России.

На самом деле нынешняя Российская Федерация ― это бывшая РСФСР, а историческая (Большая) Россия, которая носила название Советский Союз, оказалась разрушенной. Советская страна была единым целым, живым развивающимся организмом. При всех кардинальных трансформациях XX века она сохранила генетическую преемственность с предшествовавшими эпохами.

Так что Союз отнюдь не был случайно составленной пирамидкой из 15 кубиков (союзных республик), каждый из которых имел свое название и жил своей жизнью. Показательно, что все годы существования СССР на Западе его называли Россией. Да и мы сами сейчас часто говорим "Россия" вместо "СССР", когда речь идет о советском периоде отечественной истории.

Утверждается также, что "демонтаж империи" и демократические преобразования прошли без кровопролития. В жизни всё было гораздо сложнее. В ряде районов некогда единой страны дело дошло до прямого вооруженного противостояния из-за национальных и региональных противоречий, стоившего жизни множеству людей (сепаратистский мятеж в Чечне, гражданская война в Таджикистане и другие "горячие точки"). Трагические события в Москве в сентябре-октябре 1993 г. тоже имели связь с развалом СССР.

В новой исторической обстановке надо найти пути укрепления единства народов нынешней России, чтобы избежать повторения судьбы погибшего Союза.

Важно, чтобы решение национальных проблем российские власти искали не в абстрактной теории и словесных заклинаниях, а прежде всего в приземлённой действительности. преступность, Надо бороться c такими явлениями, как этническая преступность, вызывающее поведение отдельных мигрантов, коррупция и кумовство на национальной почве, перекосы в национальном составе чиновников и бизнесменов в отдельных республиках, монополизм этнических групп в тех или иных видах бизнеса. Необходимо на практике обеспечить равные условия для людей всех национальностей, воспитывать толерантность, уважительное отношение к чувствам и ценностям других народов.

Особое значение приобретает русский вопрос. Было время, когда государство заботилось прежде всего об интересах нерусских народов. Теперь пришел черед принять действенные меры по поддержке русского народа, русского языка, русской культуры. От того, как чувствует себя народ, по сути являющийся государствообразующим, в огромной степени зависит состояние всего общества. Тем более, что русскость ― это не только и не столько показатель этнического происхождения, сколько показатель принадлежности к русской цивилизации. В этом смысле русскость не отторгает, а, наоборот, объединяет и консолидирует другие народы, живущие в одной стране с русскими и принимающие русскую культуру и русский язык наряду со своими национальными культурой и языком. Русский народ выполняет, таким образом, интегрирующие функции в многонациональном Российском государстве. Русский культурный код лежит в основе российской цивилизации.

Важный аспект русского вопроса ― положение соотечественников, проживающих за рубежом. Президент Румынии Т.Бэсеску публично заявлял, что "Румыния и румыны ― единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделённым после воссоединения Германии" (имелось в виду, что румыны и молдаване ― это, дескать, один народ). В связи с этим стоит напомнить, что к разделённым народам можно было бы отнести, например, венгров, сербов, албанцев, осетин.

Но самый большой разделённый народ в Европе ― это русские. После развала СССР за пределами нынешней России оказалось, по разным оценкам, 20-25 млн русских. Если немцы 40 лет называли себя "разделенной нацией" и боролись за объединение, то почему русские не могут хотя бы назвать себя разделённым народом? Конечно, это вызовет всплеск обвинений в "имперском мышлении" и каких-то других "грехах", но это будет констатацией реального факта.

Расширение и укрепление многосторонних связей с бывшими союзными республиками, ныне независимыми государствами, особенно с теми, где проживает много русских и других славян, является важнейшей задачей внешней политики Москвы. В последнее время российское руководство активно занялось проблемами евразийской интеграции и добилось на этом пути ощутимых сдвигов. В июле 2012 г. на совещании послов и постоянных представителей России президент В.В.Путин подчеркнул: "...Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ ― это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на историческую перспективу. ... Будем планомерно вести дело к созданию евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции".

Однако на пути евразийской интеграции стоит немало серьезных препятствий.

Во-первых , не может не сказаться более чем 20-летнее раздельное, независимое существование бывших советских республик. Поначалу, когда Советский Союз только что разрезали "по живому", разрыв, например, устоявшихся экономических, технологических и прочих связей сказывался крайне болезненно. Но за последующие годы производство (если, конечно, оно не сгинуло вовсе) более-менее восстановилось, обросло новыми связями, вступило в новые кооперационные схемы с другими партнерами, как правило, не из СНГ. Доля взаимной торговли постсоветских государств в их товарообороте, составлявшая поначалу его большую или даже подавляющую часть, затем резко сократилась. Основная часть экспорта-импорта теперь приходится на Евросоюз, США, Китай, Турцию. С этими же партнерами интенсивно развиваются связи и во многих других областях, например, в образовании (в том числе обучение за рубежом), науке, культуре.

Во-вторых , Россия в силу сложности и неоднозначности своего нынешнего состояния, будь то экономика, права человека, демократия, уровень и образ жизни, преступность и т.д., пока не обладает достаточной притягательной силой, чтобы вовлечь в интеграционные процессы на постсоветском пространстве новых участников и устранить сомнения у тех, кто уже в них серьезно вовлечён. Да и в самой России, прежде всего в её элите, не все готовы одобрить и активно поддержать евразийскую интеграцию. Не для того некоторые российские политические силы в свое время активно участвовали в развале СССР, чтобы теперь заняться собиранием его осколков.

В-третьих , национальные элиты постсоветских государств не особенно рвутся в новые интеграционные объединения, видимо, опасаясь за свою власть и собственность и не желая конкурировать с более мощным российским бизнесом. Они по-прежнему надеются получить больше выгод от сотрудничества с дальним зарубежьем, прежде всего с США, Европейским Союзом, Китаем или по крайней мере ― одновременно "доить двух коров". Евроатлантическая ориентация имеет много сторонников на постсоветском пространстве, и они, очевидно, не предрасположены поддерживать евразийскую интеграцию и сближение с Россией.

В-четвертых , старшие поколения жителей новых независимых государств, значительная часть которых с ностальгией вспоминает времена СССР, постепенно уходят. Представления населения о современной России и отношениях с ней формируются прежде всего под воздействием своих политиков и СМИ, которые смотрят на все с собственной колокольни и часто изображают Россию не с лучшей стороны. Аукаются разного рода споры, конфликты с Россией, торговые войны с ней (была даже настоящая, горячая война). Новые поколения уже не помнят времена единого союзного государства, зачастую воспринимают своих соседей на постсоветском пространстве как чужаков и потому не чувствуют особой потребности в интеграции с ними. Ситуация усугубляется резким падением уровня знания русского языка в странах Закавказья и Центральной Азии.

В-пятых , Запад сделает всё для того, чтобы воспрепятствовать интеграции на постсоветском пространстве. Можно не сомневаться, что в ход будут пущены все средства ― от словесных увещеваний и финансово-экономических пряников до жесткого давления, угрозы "цветной революции" и использования "пятой колонны". Упускать плоды своей победы в "холодной войне" Запад не захочет ни при каких обстоятельствах. Кстати, и Китай вряд ли охотно откажется от преимуществ развития отношений со странами СНГ на двусторонней основе, а не в составе какого-то интеграционного объединения.

История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

Новое на сайте

>

Самое популярное