Домой Альфа Банк Состав и звенья государственных финансов. Структура государственных финансов

Состав и звенья государственных финансов. Структура государственных финансов

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.
Бюджетное устройство

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.

Государственный бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1) единство бюджетной системы;

2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);

3) полнота отражения доходов и расходов;

4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);

5) гласность;

6) реальность;

7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления – бюджетного федерализма.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней – межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции – к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета

Бюджетный процесс в РФ – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Возможны два подхода к разработке государственного бюджета:

1. «от доходов», когда сначала определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из доходов планируют расходы.

2. «от расходов» – определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечения доходов посредством введения новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду.

Исполнение бюджета – это выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно осуществляется Министерством финансов РФ и его органами, Федеральной налоговой службой и её подразделениями на местах.

Система кассового исполнения бюджета – совокупность элементов, осуществляющих прием, хранение, перемещение и выдачу бюджетных средств и ведение необходимой отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положены 2 принципа:

1. единство кассы, когда средства государства поступают на единый консолидированный счет Министерства финансов в ЦБ РФ, с которого производятся все расходы.

2. целевое использование средств.

Существуют три системы кассового исполнения бюджета: казначейская (Франция); банковская (Великобритания) и смешанная (США).

Для надежного банковского и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.

Преимущества казначейской системы: возможность оперативного получения информации, управления и контроля. Главное управление Федерального казначейства в составе Министерства финансов и его территориальные органы осуществляют организацию и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы, учет всех операций с государственными финансовыми ресурсами в безналичной форме. При этом имеется единый главный счет Федерального казначейства, с которого производятся любые платежи из федерального бюджета. Все остальные счета, по которым идет движение бюджетных средств, являются транзитными, и у них отсутствует переходящий остаток средств. Таким образом, казначейская система обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата, стипендии, государственные пособия).

Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:

1) инфляционным – печатанием необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, машиностроение), то создание такой продукции в условиях инфляции становится невыгодным;

2) безынфляционным – за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут предприятия и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые (федеральные налоги и сборы; таможенные платежи и государственная пошлина) и неналоговые (от использования и продажи госимущества, часть прибыли государственных унитарных предприятий и Центрального банка РФ, от внешнеэкономической деятельности, от реализации государственных запасов и резервов). Обособленно в доходах федерального бюджета учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.).

Таким образом, мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через:

– взыскание налогов и пошлин;

– получение доходов от госсобственности;

– внутренние и внешние займы;

– продажу и залог госсобственности в процессе приватизации.

Средства расходной части направляют на:

– финансирование экономики и её структурную перестройку;

– социально-культурные мероприятия;

– укрепление обороноспособности государства;

– создание государственных материальных и финансовых резервов;

– финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;

– погашение и обслуживание государственного долга.

За счет средств федерального бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование госпрограмм, предоставляются дотации отдельным отраслям экономики, субсидии и субвенции бюджетам территорий.

3.3. Территориальные финансы

Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий (совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий).

Территориальные финансы включают региональные бюджеты (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные), территориальные внебюджетные фонды; местные бюджеты (районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Это – финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, социальной политики, строительства и содержания дорог и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 3).

Рис. 3. Структура доходов территориальных бюджетов

Собственные доходы закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции предназначены для финансирования строго целевого мероприятия (реализации инвестиционного проекта). Фактически дотации и субвенции используются преимущественно в целях субсидирования хронически дефицитных региональных бюджетов.

Кредитные ресурсы – это средства, предоставляемые на основе платности и возвратности (на возвратной и возмездной основе).

Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые (региональные налоги и сборы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов) и неналоговые (доходы от имущества субъектов РФ, от платных услуг бюджетных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ).

Исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются: функционирование органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций в собственности субъектов РФ; обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; формирование госсобственности субъектов РФ; внешнеэкономические связи субъектов РФ; финансовая помощь местным бюджетам и пр.

Доходы местных бюджетов включают:

1) налоговые доходы (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; госпошлина);

2) доходы от использования и продажи муниципального имущества, от услуг муниципальных бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий).

Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:

· дорожное строительство и содержание дорог местного значения, транспортное обслуживание, реализация целевых муниципальных программ;

· обслуживание и погашение муниципального долга и пр.

Формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Социальный стандарт – это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Социальные нормы – это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Совместно бюджетами всех уровней финансируется правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность, мероприятия ГО и ЧС; охрана окружающей среды, социальная защита населения, государственная поддержка отраслей материального производства (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства); финансирование НИОКР, развитие рыночной инфраструктуры и пр.

Финансовые средства субъектов хозяйствования в составе местных финансов включают:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

2) финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые ими на финансирование социальной инфраструктуры (дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, базы отдыха, медучреждения предприятий).

Введение

Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство является уникальной структурой, обладающей возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Т.е. государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами.

Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (внутреннем валовом продукте), можно сказать, что ВВП является общим доходным источником.

Энергетика является одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, по уровню ее развития и потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи страны.

Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно благополучной благодаря большим запасам ископаемого топлива, стабильности цен, неуклонному прогрессу в области сохранения и рационального использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуляторов.

Одной из жизненно важных предпосылок существования и развития общества является его надежное энергоснабжение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выполняющий функции энергоснабжения, сам является крупным сектором народного хозяйства.

Сущность и роль государственных финансов

Структура государственных финансов

Государственные финансы представляют собой систему парораспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

· это всегда денежные отношения;

· эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

· эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.

Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. Рассмотрим государственные финансы с точки зрения структуры государственной власти. Здесь можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Другими словами, в унитарных государствах отсутствуют региональные финансы, поскольку нет регионов, и все финансовые процессы происходят на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.

К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Именно в бюджете отражены все доходы и расходы той или иной структуры.

Социальные статьи бюджета всегда являлись незащищенными, поскольку денежные средства всегда являются ограниченными и при любом распределении средств денег меньше, чем необходимо. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее, современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ.

Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.

Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов: внутреннего и внешнего.

Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.

Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия.

Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее, финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.

Следует отметить, что рассмотренная нами вертикальная структура государственных финансов присуща всем формам государственного устройства.

Государственные финансы как звено финансовой системы связано с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных финансов состоят в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.

Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: то – распределительная и контрольная функция.

В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций . По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские) и местные.

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения . С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении – от государства предприятиям, организациям, населению. Роль центрального (республиканского) бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой стабильности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.



Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социально-бытовой инфраструктуры.

Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных налоговых или целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Вопросы:

1. В чем проявляется экономическая деятельность государства?

2. Какова роль государства в регулировании совокупного спроса и совокупного предложения?

3. Какова роль государственной финансовой политики в решении проблемы перераспределения экономических ресурсов?

4. В чем состоит экономическая сущность государственных финансов?

5. Что является субъектами денежных отношений в этой сфере?

6. Назовите функции государственных финансов.

7. Приведите состав государственных финансов.

8. Какова роль бюджетных отношений в системе государственных финансов?

9. Обозначьте роль местных бюджетов в проведении государственной финансовой политики.

10. Каково назначение внебюджетных фондов в системе финансирования государственных расходов?

11. Раскройте значение государственного кредита в системе финансирования государственных потребностей.

12. Какова роль местных бюджетов в системе регулирования экономических процессов?

Новое на сайте

>

Самое популярное