Домой Банки Аграрное индустриальное и постиндустриальное общество. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная экономика

Аграрное индустриальное и постиндустриальное общество. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная экономика

Доклад по дисциплине «Обществознание» на тему:

"Индустриальное и постиндустриальное общество"

Введение

Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и др. была создана трехступенчатая типология обществ.

«В ней эволюция общества, основываясь на антропологических данных, представляется, как прошедшая три этапа. Первый этап представляет собой охотничье-собирательное хозяйство, когда мужчины преимущественно занимались охотой, а женщины - собирательством. Этнографы назвали такую стадию развития дикостью. В период неолитической революции примерно 10 тыс. лет. назад произошел переход от охотничье-собирательного к земледельческо - скотоводческому хозяйству, когда собирательство сменилось выращиванием растений, а охота разведение животных. Этот период был назван варварством. С появлением городов и письменности сформировались ранние цивилизации. Такое общество было названо аграрным, или традиционным. Оно существовало до промышленной революции конца XVIII - начала XIX в., когда в результате использования силы пары и применения машин произошло становление индустриального общества»

1. Индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу возникает по итогам промышленной революции. Следовательно, индустриальное общество сформировалось в результате и в процессе развития машинного производства, появления адекватных форм организации человеческого труда и использования достижений технологического прогресса. Происходит своеобразное перераспределение рабочей силы: падение занятости населения в сельскохозяйственной сфере с 74-80 % до 12-15 %, возрастание доли занятости людей в промышленности до 85 %, а также существенный прирост городского народонаселения. Если говорить о признаках и основных чертах индустриального общества, то оно характеризуется поточным, массовым производством, автоматизацией и механизацией труда, развитием рынков услуг и товаров, гуманизацией всех экономических отношений, формированием цельного гражданского общества, общим возрастанием роли управления. Становление индустриального общества было обусловлено глубокими изменениями в политической, экономической и культурной жизни людей позднего Средневековья.

Основные признаки индустриального общества

.резкий рост сельскохозяйственного и промышленного производства;

.ускоренное развитие средств коммуникации;

.изобретение печатной прессы, радио и ТВ;

.расширение возможностей образовательной и просветительской деятельности;

.массовая урбанизация;

.увеличение средней продолжительности жизни людей;

.образование монополий, сращивание банковского и промышленного капиталов;

.повышение восходящей мобильности населения;

.разделение труда в международном масштабе;

.значительный рост вертикальной дифференциации народонаселения (деление общества на регионы и «миры»).

Черты индустриального общества

1.Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.

.Переход к машинному производству.

.Перемещение населения в города - урбанизация.

.Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.

.Общественно-исторический прогресс.

.Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии.

.Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.

.Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

.Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

«Возникшая в середине XX в. Научно-техническая революция дала человечеству атомную бомбу, компьютер, космический корабль и возможность уничтожить самого себя и все живое на Земле. Принципиально новая ситуация имела социальные последствия, отразившиеся в том, то теории индустриального общества была дополнена теорией постиндустриального общества (Р. Арон и др). Другое название -информационного общества..»

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное (информационное) общество является следующей стадией развития экономики и социума, приходящей на смену индустриальному обществу. В отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер.

Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно - коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.

5. Концепция и сущность постиндустриального общества

индустриальное постиндустриальное общество

Если говорить о главных характерных, отличительных и основополагающих чертах постиндустриального общества, то нельзя не отметить очень высокую производительность труда, высокий уровень жизни, преобладание сектора инновационной экономики с венчурным бизнесом и хай-теком. Сущность данного общества заключается в постоянном развитии инновационной экономики (в том числе индустрии знаний) и непрекращающемся росте качества жизни народонаселения.

Концепция развития информационного и постиндустриального общества сводится к повышению конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритету инвестиций в человеческий капитал. Такие признаки и особенности постиндустриального общества, как эффективность систем управления, человеческого капитала, инновационной системы и экономики, а также высокая производительность труда и хорошая конкуренция во всех типах деятельности насыщают продукцией рынки, удовлетворяют спрос любых потребителей, включая население и экономических агентов.

Постиндустриальное общество характеризуется снижением темпа прироста объёмов промпроизводства и увеличением доли сферы услуг в ВВП по сравнению с промышленностью. Последний признак вовсе не означает снижение общих объёмов производства. Просто для постиндустриального общества характерно более медленное возрастание этих объёмов по сравнению с ростом объёмов оказанных услуг напрямую связано с инновационным развитием, ростом качества жизни и опережающим предложением потребителям большого разнообразия инновационных услуг.

Наглядный пример этого бесконечного процесс развития культуры современного и грядущего постиндустриального общества - новейшие средства связи и Интернет.

Список используемой литературы

1.#"justify">.#"justify">.Словарь по социологии #"justify">.А.А. Горелов., Социология, конспект лекций, Москва, 2013, 185 стр, стр 24-28, -26 стр, -27стр.

Существует деление производящих обществ на:

1) Аграрные 2) Индустриальные 3) Постиндустриальные

Сен-Симон, Конт

1) Преобладание сельского населения, с/х- основа ВВП, преобладание Армии и Церкви. Феодальная собственность условна (принадлежит целой лестнице собственников). Феодальные, земельные наделы получают в основном за военные заслуги. Низкая мобильность. Крайняя неполитизированность - большинство населения индифферентно к государству (рассм как сборщик налогов). Политика на местах, чаще Гражданские Войны. Ресурс – земля.

2) Грань перехода к индустр. обществу:

Индустриализация, Промышленный переворот (промышл. производство- ведущий сектор экономики). Растягивается на десятилетия. 1830-1880 гг –первая индустриализация в России. Политика «Большая скачка» в 1930-е гг. настоящая индустриализация-рабочий класс преобладает в структуре населения. Пролетариат появляется, когда колхозы становятся совхозами

Урбанизация. «Крестьянская утопия» - благоприятная жизнь между городом и деревней (50 км), пищу для себя производят сами.

Гл. соц. институты: корпорации. Вед сила: Предприниматели (соединение ресурсов (труд, земля, капитал))

В отличие от аграрных обществ остро политизированные (Разв. полит партии, борьба за власть, за демократизацию общества)

Частная собственность, ресурс – капитал.

3) Переходная грань: НТР (середина 20 в) - превращение науки в непосредственную производительную силу. Ресурс: информация, знания (и главный продукт)

В стр-ре ВВП: преобладание услуг, потребления

Гл. институт: «Университеты» (конгломерат из учебных заведений, академическая инфраструктура, НИИ, библиотеки)

Противники: БАНКИ (финанс. структуры, кот могут захватить реальную власть)

Деурбанизация: проявл. всё ярче (70-80-ее гг). Высокое экологическое сознание.

Соц. силы: Сейнтисты(наука), Технократы(высоко квалифицированные специалисты)

Теория постиндустриального общества.

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Теория постиндустриального общества - широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества.

Джон Гелбрейт (1908 - 2006) – аспекты деятельности крупных корпораций. Техноструктуры. Теория побудительных мотивов. «Американский капитализм», «Великая депрессия», «Новое индустриальное государство», «Экономика невинного обмана».



Д. Белл (1919) - американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре». «Грядущее постиндустриальное общество», «Социальные рамки информационного обществ».

Питер Друкер (1909 – 2005) – патриарх современного менеджмента. Сформировал теорию о глобальном рынке. Автор концепции «информационного работника». Основной импульс прогресса – от одной личности. Новая система стратификации. «Будущее индустриального человека», «Посткапиталистическое общество».

Э.Тоффлер (1928) – взаимосвязь технологий и социальных изменений. «Шок будущего». Концепция третьей войны. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.

Ростоу Уолт (1916 – 2003) – «Стадии экономического роста. Некоммунисический манифест». Теория стадий экономического роста: традиционное общество, переходное, стадия сдвига (промышленная революция), зрелости (НТР), эра высокого массового потребления, поиск качества.

Маслоу Абрхам (1908 – 1970) – «Эупсихея» (чтобы создать идеальное общество, построить личности в самоактуализации). Пирамида: физиологические потребности, безопасность, принадлежности и любви, в уважении и почитании, познавательные, эстетические, самоактуализация.

У современного человека может сложиться неверное представление о том, на каком уровне развития находится человечество. Ведь его ментальность определяется не столько технологиями, сколько мироощущением. И если человек использует всю мощь инноваций для того, чтобы уничтожать природу, не может быть и речи о постиндустриальном обществе. В то же время, высокий уровень развития социума может быть достигнут и другими способами.

Индустриальное общество – это уровень развития социальной структуры, при котором происходит полный отказ от ручного труда, активно используется массовое автоматизированное производство, все рутинные процессы переходят под управление машин. Одновременно перестраивается общественная структура: разрушается традиционное общество, урбанизация делает перенаселёнными города и опустевшими – .

Постиндустриальное общество – это стадия развития социума, на которой происходит отказ от неэффективных и вредных привычек прошлого. В экономике основную массу создаёт инновационный сектор, производящий высокоинтеллектуальный продукт. Процессы труда и производства полностью автоматизированы, приоритетное внимание уделяется гармоничному развитию, экологии, человеческим ресурсам.

В настоящий момент мы находится на уровне индустриального общества со всеми его достоинствами и недостатками. Человечество озабочено сохранением ресурсов лишь в течение 3-4 десятилетий. При постиндустриальном обществе государства и организации будут заниматься сохранением энергии не по приказу, а по зову сердца. Индустриализация создаёт больше проблем, нежели решает. Урбанизация, концентрация опасных производств, загрязнение окружающей среды.

Постиндустриальное общество сможет решить все вопросы, которые мы накапливаем сегодня. Это поток сознания, неограниченные идеологическими или политическими рамками. В экономическом смысле данный уровень развития социума характеризуется высокоинтеллектуальным ВВП, идеальной конкуренцией, рациональным использованием природных богатств.

Выводы сайт

  1. Уровень развития социума. Постиндустриальное общество – это верхняя точка человеческой мысли, государства, экономики. В настоящий момент, реально достичь его можно лишь в нескольких странах мира с незначительной территорией (Норвегия, Япония, Южная Корея).
  2. Развитие промышленности. Индустриальное общество по сравнению со следующей ступенью развития имеет отсталые технологии, скорость их совершенствования значительно ниже.
  3. Рост населения. Постиндустриальное общество выходит на осознанный рост количества людей в мире. Сегодня он ничем не контролируется, что может привести к самым печальным последствиям.
  4. Структура экономики. В индустриальном обществе основную массу ВВП создаёт машиностроение, обрабатывающая промышленность, в постиндустриальном – сектор высоких технологий и инноваций.

Теория стадий экономического роста - концепция У.Ростоу, согласно которой история делится на пять стадий:

1- "традиционное общество" - все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

2- "переходное общество", совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

3- "период сдвига", характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации;

4- "период зрелости", характеризующийся завершением индустриализации и возникновением высокоразвитых в промышленном отношении стран;

5- "эра высокого уровня массового потребления".

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

· традиционная экономика

· преобладание аграрного уклада;

· стабильность структуры;

· сословная организация;

· низкая мобильность;

· высокая смертность;

· высокая рождаемость;

· низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, обеспечивающего выживание общества в целом и проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

· Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

· Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

· Интенсивная урбанизация

· Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

· Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

· Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод(пр.всего избирательного права)

· Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

· Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

· Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия. Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом"). На этом основании Д.Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными. Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д.Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

· Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

· Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

· Информация же является продуктом деятельности современного человека.

· Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

· Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

· Безопасность информационного общества, информации.

· Защита интеллектуальной собственности.

· Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

· Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

1. Доиндустриальное – аграрное традиционное общество, характеризующееся: 1) ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства; 2) прямым насилием как опорой власти и сословной иерархией; 3) главенствующей ролью моральных и религиозных норм в качестве регулятора межличностных и общественных отношений; 4) верховенством семьи в социализации человека. В этом обществе технический прогресс носит эпизодический характер и существенно не влияет на темпы социодинамики.

2. Индустриальное (промышленное, техногенное) общество – результат начавшейся в XV-XVI вв. радикальной трансформации европейского общества. Решающее влияние на возникновение индустриального общества оказала промышленная революция конца XVIII – XIX вв. Индустриальное общество характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, прежде всего, индустрии; превращением капитала в рычаг власти; формированием наций и национальных государств; возникновением демократических институтов и превращением права в основной регулятор отношений в обществе; урбанизацией и снижением роли семьи в процессе социализации новых поколений. Научно-технический прогресс становится системообразующим фактором развития общества и индикатором социального прогресса в целом.

Дальнейшее развитие западного общества позволило сформулировать в 50-60х гг. ХХ в. концепцию индустриальной цивилизации , возникшую в двух вариантах:

1. Концепции Р. Арона , трактовавшего индустриальную цивилизацию как общество, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий, а рационально организованное воздействие человека на природную и социальную реальность определяет рост как экономики, так и политики, культуры, цивилизации в целом. Главное, по мнению Арона, не количественный рост («бег на скорость»), а сбалансированное развитие общества, создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком.

2. Концепция У. Ростоу , выделившего пять последовательно сменяющих друг друга типов общества: традиционное (аграрное, иерархичное, в котором власть принадлежит землевладельцам), переходное (интенсификация сельского хозяйства и разделение государств по национальному признаку), общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции), общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложений капитала, НТП, урбанизации), «эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т.д.)

Основным критерием социально-экономического развития в концепциях индустриального общества выступает динамика техники и технологии, что позволяет говорить о технотронном характере современного общества . Такое общество характеризуют:

– способность использовать машинные технологии не только для оптимизации его развития, но и для снятия напряженности между трудом и капиталом (Д. Белл);

– размывание границ между буржуазией и рабочим классом и возможность управления социальными конфликтами (Р. Дарендорф);

– развитие техноструктуры; возрастание функциональной значимости и социальной организованности инженерно-технических специалистов и менеджеров (Дж. Гэлбрэйт).

Концепции индустриального и возникшего на их основе единого индустриального общества пронизаны ощущением близкого завершения очередной стадии цивилизационного развития и предчувствия наступления нового ее этапа. Индустриальная цивилизация во многом исчерпала себя, выявив противоречивость научно-технического прогресса и утерю контроля над ним со стороны общества, свидетельством чего явилось осознание глобальных проблем современности, несоразмерности научно-технического и социального прогресса, кризиса самой стратегии индустриального развития человечества. В итоге в конце 60–начале 70-х гг. ХХ в. появилась и завоевала популярность концепция «пределы роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), начала разрабатываться идея постиндустриального общества.

Концепция постиндустриального общества сформировалась в двух вариантах: радикальнм и либеральном. Радикальный вариант возник в работах французских социологов Ж. Фурастье, А. Турена и Р. Арона, исходивших из необходимости преодоления недостатков индустриальной цивилизации и возврата к ряду ценностей традиционного общества – пригородному образу жизни, реабилитации религии, более соответствующему экологическим стандартам ручному или полуручному труду и, на этой основе, «нулевому росту» производства и прекращению интенсификации труда, созданию «экономики услуг». Показательно, что этот вариант концепции закрепляет за новой цивилизацией ведущую роль не экономических, а социально-культурных факторов социодинамики и стабильности мирового порядка на основе сближения уровней развития различных стран.

Либеральный вариант в основном был разработан американскими социологами и футурологами Г. Каном, Дж. Гэлбрейтом, Д. Беллом. Работа последнего «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.) стала классикой идеологии постиндустриализма, отличаясь как оригинальной методологией, так и теоретической обоснованностью. Выделяя в новом обществе три основные подсистемы культуру, политику и социальную структуру и подразделяя последнюю на сферы экономики, технологии и профессиональной системы , Д. Белл выделяет пять основных признаков , характеризующих новационность постиндустриальной цивилизации. Эти признаки (и соответствующие им объективные процессы) взаимосвязаны, но не равноценны. «Осевым принципом», имеющим фундаментальное значение, является доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений, осуществления социального контроля развития общества, его планирования и предвидения. В числе других признаков постиндустриального общества – создание экономики услуг (в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании, управлении и т.д.), создание новой «интеллектуальной» техники и технологий , преобладание в социальной структуре технических специалистов , возможность планирования и контроля технического развития .

Сравнивая три исторических типа цивилизаций – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, Д. Белл делает обобщающее заключение о том, что их можно понимать как три самостоятельные формы сообществ: естественную (взаимодействие человека с естественной природой), технологическую (взаимодействие человека с преобразованной им же природой) и социальную (взаимодействие между людьми как основной тип взаимодействия).

Прослеживая цивилизационные сдвиги в развитии общества, О. Тоффлер вводит метафору трех волн , каждая из которых способствовала становлению особого типа цивилизации. В их характеристиках используются четыре параметра , позволяющие сопоставить и оценить цивилизационные сдвиги: техника, власть, богатство и знание .

Первая волна – аграрная , началась примерно 10 тысяч лет назад и характеризовалась ведущей ролью ручного труда (отсюда низкие темпы роста общественного продукта), властью в форме насилия, производностью богатства от власти, зависимостью знания от традиции.

Вторая волна – индустриальная , приходится на XIX – первую половину ХХ вв. и характеризуется ведущей ролью капитала, способствующего высокому росту промышленного производства, научно-техническим прогрессом, ценностью знания как одного из определяющих социальных факторов, производностью власти от богатства.

Третья волна – постиндустриальная, ведущая к созданию информационного общества, начинается примерно в 1955 г. и характеризуется господством наукоемких и информационных технологий , а также превращением знания в источник богатства и власти.

О. Тоффлер неоднозначно оценивает перспективы информационного общества. С одной стороны, считает он, это будет первое в истории гуманное общество, в котором ценности будут создаваться вне сферы экономики. С другой – отмечаются возможные негативные последствия в форме «нового тоталитаризма» и «информационного империализма».

Концепция информационного общества близка парадигме постиндустриализма. Вместе с тем в информационном обществе раскрываются новые черты постиндустриального общества и его дополнительные характеристики, фиксирующие доминирование сферы информационных услуг. Его появление связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности. При этом главным ресурсом общества становится знание как важнейшая форма интеллектуальной собственности. Ведущее место в обществе занимает инфосфера , определяющая развитие экономики, политики, культуры; она привносит радикальные изменения в социальную структуру.

Базовые черты этого типа социальной организации состоят в следующем:

1) определяющим фактором общественной жизни является научное знание , вытесняющее роль ручного и механизированного труда. Экономические и социальные функции переходят к информации, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания;

2) уровень знаний , а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации; деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, а неинформированные становятся «новыми бедными». Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является упадок старых и развитие новых и социальных институтов;

3) инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника.

Таким образом, социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз», а общество вступает в «технетронную эру» (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми. В Европе разрабатываются стратегии,необходимые для выхода на траекторию устойчивого информационного общества . Среди них:

Активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

Обеспечение для каждого гражданина доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг;

Постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как: справедливость, всеобщая включенность в информационное общество, сопротивление социальной разобщенности, избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ);

Партнерские отношения между государственными и частными организациями, инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ;

Создание новых рабочих мест, доступ к образованию, профессиональной (пере)подготовке и (пере)обучению в любом возрасте;

Политика социального согласия между всеми регионами, культурное и лингвистическое разнообразие;

Особое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

Соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

Развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;

Развитие систем (пере) обучения на распределенной мультимедийной основе и профессиональной (пере) подготовки для новых сфер деятельности.

Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества являются – интеллектуализация общества, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, тесно связана с другой отчетливо проявляющейся тенденцией – его глобализацией . Эта связь проявляется в форме вопроса: если мир объединится, то в каком направлении он будет развиваться и какова судьба локальных и региональных цивилизаций?

Вопрос 29. Региональная версия цивилизационного подхода.

Специфика западной и восточной цивилизаций.

Особенности и перспективы развития восточнославянской цивилизации.

Историческое самоопределение Беларуси и приоритеты ее развития

(самостоятельно)

Региональная версия цивилизационного подхода акцентировала внимание на особенностях развития цивилизаций в регионах Запада и Востока и механизмах их взаимодействия.

Западная цивилизация обычно характеризуется целенаправленным рациональным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в её повышенном внимании к естествознанию, к фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, для которого характерно сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере для западной цивилизации характерны гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества.

Восточная цивилизация чаще всего характеризуется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. Среди последних отмечается господствующая авторитарно-административная система, характеризующаяся высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя.

Длительное время господствовали представления о несоизмеримости цивилизационных оснований Запада и Востока, нашедшие свое выражение в известных словах Р. Киплинга: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд». Однако события ХХ – начала ХХІ вв. показали наличие точек взаимовлияния цивилизаций Запада и Востока, которым есть что заимствовать друг у друга. При этом важным посредником в этом процессе является восточнославянская цивилизация, для которой характерны многие ценности и приоритеты как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока.

Новое на сайте

>

Самое популярное