Домой Банки Что такое территориальная структура хозяйства? Территориальная структура хозяйства региона.

Что такое территориальная структура хозяйства? Территориальная структура хозяйства региона.

Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

4. Социальный фактор

Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

Материальная структура 64%.

Непроизводственная сфера:

1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

3. Управление и обороны 2,5%

Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

Представлена территориальная структура двумя элементами:

· Линиями транспортных путей

· Населенные пункты

Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

· Кольцевой (похож на схему московского метро)

· Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

· Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

· Цепочечный (Кемеровская область)

· Приморский тип

· Треугольный тип. (Кавказ)

Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

Показатели изучения отраслевой структуры.

Определение показателя специализации района

Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

О – Валовая товарная продукция

Показатель общего уровня специализации района

Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

Коэффициент территориальной концентрации

В – валовая продукция района или страны

О – основные поизводственные фонды района или страны

П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

Природно ресурсный потенциал (ПРП).

1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

4. Экономическая оценка природных ресурсов.

ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.

Хозяйство страны – сложная система. Обладая интегральной структурой, хозяйство в то же время может быть разделено на несколько взаимосвязанных структур. Другими словами, хозяйство можно представить как полиструктурную систему. Выделим четыре фундаментальные и относительно автономные структуры:

Социальную;

Отраслевую;

Технологическую и тесно связанную с ней организационную;

Территориальную.

Основным структурообразующим признаком социальной структуры хозяйства являются отношения собственности и экономической власти. Социальная структура выражает в первую очередь общественно-экономические уклады хозяйства. Уклад – это система производственных отношений определенного типа. Среди них выделяются, например, патриархальный, феодальный, капиталистический. В развивающихся странах, например, исследователями экономика обычно подразделяется на два сектора:

Традиционный, основывающийся на законах натурального хозяйства;

Иностранный, привнесенный колонизаторами и оставшийся в определенных районах стран в качестве своего рода анклава.

Уклады – мощный исторический фактор, знание которого необходимо для оценки движущих сил развития любой территории. Например, Нечерноземье РФ – регион специфического формирования укладов. Здесь с 19 в., особенно после реформы 1861 г., население в деревнях мало занималось сельским хозяйством, получили распространение отходничество и различные промыслы. Видимо, это было следствием малоземелья и плохого качества земель. Традиции отходничества сохранились здесь до недавнего времени, но теперь уже в виде повышенной миграции в города.

Для познания социальной структуры хозяйства недостаточно изучить соотношение укладов. За укладами стоят собственники, производители, управленцы и т. д. Невозможно познать экономические процессы, если неизвестно, кто субъект хозяйствования, кому принадлежит собственность и реальная власть в экономике, кто субъект управления. Углубленно данной проблемой занимается экономическая социология, изучающая механизм функционирования экономики как системы хозяйствующих субъектов. За каждым из укладов стоят социальные слои со своим стереотипом (тормозящим или активизирующим) экономического поведения.

Отраслевая структура является выражением общественного разделения труда. Известно, что труд может рассматриваться с двух сторон: с материально-вещественной стороны (конкретный труд, создающий потребительные стоимости) и со стороны общественных отношений (абстрактный труд, создающий стоимость). Конкретный труд дифференцируется по родам и видам. Выделяются три крупных разделения труда:

Отделение земледелия от скотоводства;


Отделение ремесла от земледелия (появление ирригационных сооружений, ткачества, выплавки металлов, гончарства, открытия колеса, лодки и т. д., что привело к новым формам организации общества);

Отделение обращения от производства, т. е. торговли от промышленности. Крестьяне, ремесленники пришли к выводу, что им выгоднее продавать свою продукцию посреднику, нежели самим связываться с рынком. Так произошло разделение производительного и торгового капитала.

В настоящее время идет становление нового типа разделения труда, соответствующего формирующемуся новому типу производительных сил, получившего название постиндустриального. Его характерные черты – автоматизация, компьютеризация, информатизация, децентрализация, гибкость производства, преимущественное развитие сферы воспроизводства жизни и услуг. Сокращается количество живого труда, необходимого для производства единицы продукции.

Можно классифицировать общественное разделение труда на роды и виды:

1) общее, т. е. разделение производства на крупные роды (промышленность, земледелие, транспорт);

2) частное, т. е. деление крупных родов на виды и подвиды (отрасли и подотрасли);

3) единичное, т. е. разделение труда внутри предприятия.

При изучении страны очень важно осознавать тот факт, что активная роль в структуре общественного разделения труда перешла (особенно в машиностроении) к единичному разделению труда. После второй мировой войны единичное разделение труда вышло за рамки отдельных предприятий и на этой основе стала развиваться кооперация. Более того, единичное разделение труда вышло за рамки национальных границ и стало самой прогрессивной частью международного разделения труда (доля кооперированной продукции во всем внешнеэкономическом обмене в ЕС более 40 %).

Новейшая тенденция заключается и в возрастающем значении частного разделения труда. Проявление этой тенденции заключается в устранении обособленных специализированных операций и производстве готовых продуктов или агрегатов в рамках одного предприятия. В будущем – это автоматизированные заводы по производству готовой продукции. Сейчас это машиностроение с роботами, гибкими производственными системами, химические производства, тенденция замены в сельском хозяйстве специализированных машин комплексными, совмещающими в себе многие специализированные орудия по обработке почвы и уходу за растениями.

С ростом обобществления производительных сил повышается роль общего разделения труда. Происходит функциональное объединение крупных подразделений производства. Появляются крупные межотраслевые функциональные комплексы: топливно-энергетический, конструкционных материалов, инфраструктура, агропромышленный и др.

В отраслевой структуре выделяют два уровня:

Функционально-отраслевой;

Собственно отраслевой.

Функционально-отраслевая структура отражает основные народно-хозяйственные пропорции: соотношение между материальной и нематериальной сферами; фондами потребления и накопления; деление на отрасли с низким и высоким органическим строением капитала; пропорции между основным производством и инфраструктурой и т. д.

Собственно отраслевая структура отражает общее, частное и единичное разделение труда. При классификации отраслей в экономической статистике существуют три основных критерия: 1) однородность сырья, используемого для производства продукции; 2) сходство технологического процесса; 3) единство в функциональном назначении продукции.

Технологическая и организационная структуры . Экономические эпохи прежде всего различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда и какими методами организации. В товаре и технологии фокусируются производственные отношения экономической системы. В большинстве исследований в области технологических укладов и теснейшим образом сопряженных с ними способов организации производства придерживаются эволюционной схемы, в основе которой лежит представление о двух индустриальных и постиндустриальной революциях и пяти циклах Кондратьева.

С конца 1970-х годов в области технологической структуры производства наблюдается сильная тенденция «космополитизации», связанная с информационно-технологической революцией. В международной практике выделяется примерно 20 базовых инновационных технологических направлений. Замена ручного и особенно умственного труда происходит на основе электроники, а не на базе механики. В центре технологических изменений находятся:

Микроэлектроника с робототехникой; именно здесь широко применяются гибкие производства. Помимо высокого качества и низкой себестоимости, обеспечивается такое свойство, как гибкость – способность дать потребителям продукцию на индивидуальный вкус без превышения себестоимости изделия массовой серии;

Использование биотехнологии. Считается, что тот, кто контролирует доступ к важнейшим изобретениям и открытиям биотехнологии, получит мощнейшее геополитическое влияние;

Создание новых конструкционных материалов. Создаются технологии получения материалов с заданными свойствами, для производства которых используют низко- и высокотемпературную плазму. Широко внедряется порошковая металлургия.

Возникновение новых технологий, связанных с освоением космоса;

Развитие приоритетных технологий, связанных с поворотом экономики к социальным и экологическим программам.

В основе выделения территориальной структуры лежит территориальное разделение труда. Территориальное разделение труда – это частный случай общественного разделения труда, и по выражению Баранского, его пространственная форма. В теоретическом определении территориального разделения труда подчеркиваются два взаимосвязанных аспекта:

- «экспортный», когда в отдельных странах и районах налаживается производство материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей;

- «импортный», когда развивается потребление сверх внутренних производственных возможностей за счет приобретения продукции извне.

Территориальная структура возникает на достаточно высоком уровне развития территориального разделения труда, когда районы страны объединяются (интегрируются) в целое образование.

В «Географический энциклопедический словарь» (1989) вошло определение территориальной структуры хозяйства, данное И. М. Маергойзом: Территориальная структура хозяйства – совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе развития народно-хозяйственной системы (включает население, сферы, виды и результаты его деятельности на определенной территории в комплексе с соответствующей социальной и природной основой).

Ведущими элементами территориальной структуры хозяйства являются:

Производство с его отраслевым подразделением;

Инфраструктура;

Население;

Природные ресурсы.

Согласно концепции Маергойза, территориальные структуры этих функциональных подсистем хозяйства определяют интегральную территориальную структуру хозяйства. Эти подсистемы теснее всего связаны между собой, отражают в себе главные процессы, протекающие во всей хозяйственной системе.

При изучении территориальной структуры хозяйства страны выделяются следующие методические вопросы:

Относящиеся к характеристике территориальной структуры отдельных совокупностей отраслей (блоков) хозяйства (точнее территориальной структуры материального производства, непроизводственной сферы или промышленности, сельского хозяйства и т. д.);

Относящиеся к изучению связей между территориальными структурами функциональных блоков;

Объединяющие первое и второе направления в целях получения представления о целостной (интегральной) территориальной структуре хозяйства страны.

Вопрос об оптимальности территориальной структуры хозяйства – это вопрос о том, каком направлении развитие территориальной структуры прогрессивно. Применительно к отраслевой структуре хозяйства стран проблема намного легче решается ввиду однозначности самой «единицы счета» – отраслей и подотраслей – от страны к стране и сравнимости их места в общественном разделении труда.

Территориальные структуры стран несравненно более индивидуальны, составляющие их интегральные территориальные единицы далеко не однозначны. В тех странах, где еще значителен процесс развития территориального разделения труда вширь, встает проблема, как оценить и сопоставить его с тем же процессом, развивающимся вглубь. Оптимальное соотношение между обоими процессами – одна из кардинальных проблем развития хозяйства нашей страны. В целом можно утверждать, что прогрессивной будет та территориальная структура, где при заданных производительных силах минимальными будут затраты на преодоление пространства, на осуществление связей – транспортных, энергетических и пр. Но этот подход односторонний в том смысле, что не рассматривает экономические и социальные эффекты.

В методике оценки оптимальности территориальной структуры хозяйства, безусловно, нужно исходить из того, что концепция территориальной структуры является преимущественно качественной категорией, суждения об оптимальности которой трудно перевести на количественный язык. Выделяются редукционные и синтетические подходы к критериям оптимальности территориальной структуры хозяйства:

Редукционные подходы строятся на определении порогов эффективности отдельных процессов: территориальной концентрации, дифференциации, агломерирования и других пространственных процессов. В региональной экономике ведутся поиски оптимумов (наилучших вариантов из возможных состояний) территориальной концентрации.

Синтетические подходы разработаны слабо. Выделим среди них следующие:

1. Изучение синхронности развития социальной, отраслевой, технологической и территориальной структур хозяйства. В процессе функционирования все структуры неразрывны. Например, наличие депрессивных районов связано с повышенным удельным весом в их отраслевой структуре старых отраслей промышленности, что обуславливает низкие темпы роста, экономически негативный отток населения в развитые районы. Социальная и демографическая структуры депрессивных районов в свою очередь претерпевают отрицательные изменения. Структуры экономики целых стран могут быть неэффективными.

Технологическая и отраслевая структуры под влиянием НТР развиваются очень большими темпами. Направление известно: переход к природоохранной и наукоемкой экономике. На этом пути «сопротивление» оказывают социальная и территориальная структуры с их огромной инерционностью. Социальные издержки перехода к новой технологии очень велики, потому что на отмирание обречены целые отрасли экономики и связанные с ними профессии. А инерционность территориальной структуры связана с привязанностью к территории основных фондов и поселений.

По оценкам исследователей, территориальная структура США в большей степени отвечает требованиям сегодняшнего дня, чем западноевропейская. США стали основным очагом НТР, которая существенно изменила размещение производительных сил в стране, а территориальная структура хозяйства западноевропейских стран несет на себе печать той поры, когда Европа была очагом первой промышленной революции. Кроме того, обширные размеры территории США более адекватны достигнутому уровню производительных сил.

Характерная черта японской региональной политики в том, что она направлена на территориальную деконцентрацию производительных сил. Создаются так называемые технополисы в новых районах, что считается главным направлением совершенствования территориальной структуры страны.

2. Изучение уровня интегрированности хозяйственной территории страны. Для этого применяются системы показателей широты и глубины территориального разделения труда. Среди параметров территориальной интеграции: наличие объективных взаимосвязей (коммуникабельность) между районами, хозяйственная дополняемость (комплементарность) районов и взаимное приспособление (адаптация).

3. Исследование соотношения интенсивных и экстенсивных факторов развития в региональном разрезе. В силу инерционности технологической и отраслевой структур хозяйства ряда районов в странах может быть разное соотношение между интенсивным и экстенсивным типами развития. Хорошим примером может быть Италия с ее интенсивно развивающимся Севером и относительно отсталым Югом, где преобладает экстенсивный путь развития. В работах Г. А. Приваловской обосновано, что разумная территориальная дифференциация интенсивных и экстенсивных факторов зависит от типа и характера освоения территории в разной природной и социально-экономической обстановке. В условиях сплошного промышленного освоения при высокой освоенности территории заметно преобладают интенсивные факторы, тогда как при низкой освоенности, свойственной очаговому горнопромышленному, лесопромышленному, сельскохозяйственно-промышленному освоению, – экстенсивные.

Хозяйство или экономика (с греч. oikonomike буквально - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой сложную систему. Она характеризуется множественностью составляющих её элементов, иерархичностью, структурностью.

Выделяют отраслевую и территориальную структуры хозяйства.

Отраслевая структура хозяйства

Отраслевая структура включает три группы отраслей:

  • · первичные отрасли (добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство);
  • · вторичные отрасли (отрасли обрабатывающей промышленности);
  • · третичные отрасли (сфера обращения и услуг).

Соотношение трех групп отраслей (или секторов) в ВВП является важной характеристикой уровня и специфики социально-экономического развития территории.

В ходе развития человечества и его хозяйственной деятельности удельный вес основных отраслей в ВВП менялся, так же как и численность населения, занятого в разных сферах экономики. В связи с этим в экономической истории человечества выделяют несколько этапов, каждому из которых соответствовал свой тип экономики. В последнее время в науке сложилось представление о трех типах экономики: 1) аграрном, 2) индустриальном, 3) постиндустриальном. Для каждого из типов характерны свои особенности отраслевой структуры хозяйства.

До промышленных переворотов ХVIII - ХIХ веков в мире господствовал аграрный тип экономики, и сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике по численности занятых и объёмам производимой продукции. Параллельно с развитием сельского хозяйства шло становление и такого вида хозяйственной деятельности, как ремесло (которое позднее - с ХVII века трансформировалось сначала в мануфактуру, а в ХIХ веке и в промышленность). По мере развития промышленного производства, аграрный тип экономики преобразовывается в переходный аграрно-индустриальный тип. Перерастание мануфактуры в промышленность, основанную на системе машин, привело к появлению первых в истории человечества заводов и фабрик. Число людей, занятых в сельском хозяйстве и его доля в ВВП сокращаются, напротив, возрастает занятость и объёмы производства в промышленности.

Во второй половине ХIХ века - первой половине ХХ века в странах Европы (Англия, Германия, Франция), в США, в Японии, России (а позже в СССР) сложился индустриальный тип производства, для которого характерен приоритет промышленности и строительства, как в структуре ВВП, так и в структуре занятости. Упрочение позиций промышленности в мировом хозяйстве выразилась в том, что её доля в отраслевой структуре достигает максимума - 60%. Бурный рост промышленного производства был характерен в основном для передовых стран (Великобритании, США, Германии, России, Японии), в них формируются крупные промышленные районы, основу которых составляют металлургия, машиностроение, химическая промышленность. За странами, отстающими в развитии, и колониями закрепляется роль поставщиков топлива и сырья в промышленно развитые государства. Расширение международного обмена товарами способствовало бурному развитию транспорта.

С середины ХХ века наблюдаются новые тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства. Так, наряду с продолжающимся сокращением занятых в сельском хозяйстве, аналогичные процессы развиваются и в промышленности. Снижается и удельный вес промышленности в отраслевой структуре хозяйства, прежде всего развитых стран. Зато тенденцию к постоянному росту имеет сфера обращения и услуг, включающая в себя торговлю, транспорт и связь, финансы и страхование, государственное управление, коммунальные услуги, образование, индустрию развлечений. Хозяйство вступило в постиндустриальный этап развития, формируется постиндустриальный тип экономики.

Однако следует отметить, что и в наши дни в сельском хозяйстве занято 47% экономически активного населения мира и именно оно определяет образ жизни 2,3 млрд. человек, проживающих преимущественно в развивающихся странах. В сельском хозяйстве развивающихся стран в среднем занято почти 60% населения. Но во многих более отсталых из них эта доля значительно выше: Непал - 92%, Руанда - 88%, Эфиопия - 75%, Вьетнам - 73%.

Территориальная структура хозяйства

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - совокупность определённым образом взаимно расположенных и взаимодействующих элементов хозяйства в пределах определённой территории. К основным элементам территориальной структуры хозяйства относят: промышленные узлы, промышленные центры и районы, сельскохозяйственные районы, экономические районы и экономические зоны, транспортные узлы и магистрали, другие объекты инфраструктуры, городские агломерации. Эти элементы хозяйства находятся в сложном взаимодействии и определяют «географический рисунок» любой территории. Иными словами, при исследовании ТСХ рассматриваются главные черты хозяйственной дифференциации территории.

Выделяют три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием экономических зон, районов, подрайонов; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно-сетеузловую структуру, охватывающую, прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Различают каркасную и очаговую территориальную структуру хозяйства. Каркасная ТСХ характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем «зрелости» производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории. Очаговая ТСХ присуща для менее развитых стран и малоосвоенных районов.

В ходе экономического развития изменяется не только отраслевая, но и территориальная структура хозяйства, его размещение со временем приобретает новые черты. Хотя, территориальная структура хозяйства обладает таким свойством как инерционность. Действительно, изменения в территориальной структуре хозяйства обычно происходят медленнее, чем в отраслевой структуре. Это объясняется тем, что промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, населенные пункты, транспортные магистрали всегда «привязаны» к определенной территории и переместить их на другое место либо очень трудно, либо невозможно.

Представим себе изолированное государство, расположенное на однородной равнине. На аграрном и аграрно-индустриальном этапах развития гипотетического государства в его отраслевой структуре преобладает сельское хозяйство. Немногочисленные города являются центрами торговли, ремесла, межрайонного обмена, а вокруг размещаются сельскохозяйственные территории и огромные массивы неиспользуемых земель. Воздействие городов на экономическую жизнь незначительно. В этот период лишь начинает развиваться обрабатывающая промышленность, в первую очередь, снабжающая потребительский рынок.

На индустриальном этапе территориальная структура хозяйства усложняется. Возникает множество городов. Одни из них - центры переработки сельскохозяйственной продукции и обслуживания сельского населения, другие - центры ремесла и мануфактурного производства. Большое значение в производстве приобретают природные ресурсы (минеральные, лесные, водные и др.). Промышленные предприятия концентрируются вблизи источников сырья, топлива, энергии, а по мере того как растёт значение перевозок массовых грузов - и в удобных транспортных узлах. В местах сосредоточения промышленности формируются районы с относительно высокой плотностью населения. Производство и люди нуждаются в разнообразном обслуживании - развиваются транспорт и связь, хранение и вывоз готовой продукции, водоснабжение, образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание то есть инфраструктура. Происходит формирование сложного территориального комплекса, включающего материальное производство и инфраструктуру. Города все больше превращаются в «фокусы» экономической жизни территории. Рост численности населения приводит к расширению площади обрабатываемых земель и земель, вводимых в промышленный оборот. Площадь неиспользуемых земель быстро сокращается.

В постиндустриальный этап развития территории растёт число городов, не связанных с промышленным производством - курортов, учебных и научных центров. Из крупных городов вытесняются предприятия отраслей, загрязняющих окружающую среду (металлургия, химическая промышленность) или реконструируются. С развитием новых технологий значение природных ресурсов в хозяйстве падает. Сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную и интенсивную отрасль («фабрики» мяса, молока, зерна), что ведёт к сокращению площади обрабатываемых земель. Продолжается развитие инфраструктуры, её объекты широко представлены не только в городах и вблизи них, но и в сельской местности.

характеристика природный ресурс промышленность

. Хозяйственный комплекс собой сочетание предприятий и учреждений в пределах территории страны, удовлетворяющие материальные и духовные потребности населения. По форме собственности предприятия в Украине могут быть: частными, государственными, к коллективными.

Главными составными частями хозяйственного комплекса являются две сферы. В первой из них -

производственной сфере - непосредственно создаются материальные блага. Сфера услуг (непроизводственная сфера) предоставляет услуги населению

Важнейшими отраслями, определяющими развитие хозяйственного комплекса страны, являются промышленность и сельское хозяйство. По соотношению стоимости произведенной продукции и доли занятого в них нас селения определяют тип хозяйственного комплекса: промышленный, промышленно-аграрный, аграрно-промышленной, аграрнойй.

Отрасли хозяйства также подразделяются на отдельные отрасли в промышленном производстве выделяют десять основных отраслей промышленности: топливная, электроэнергетика, черная металлургия , цветная металлургия , м машиностроение, химическую, лесную, промышленность строительных материалов , легкую и пищевую. В сельском хозяйстве есть две отрасли: растениеводство и животноводствово.

С развитием научно-технического прогресса усиливаются, расширяются и углубляются связи между отраслями. Эти процессы привели к формированию межотраслевых комплексов (МГК), т.е. сочетание отраслей, между которыми мы сформировались устойчивые и тесные связи. Основными межотраслевыми комплексами производственной сферы является топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-индустриальный, лесопроизводственный, комплекс легко й промышленности, агропромышленный, транспортный и строительно-индустриальныйий.

Между основными составляющими. МГК, экономики в целом, предприятиями и учреждениями, которые принадлежат к инфраструктуре, обеспечивается взаимодействие. Под инфраструктурой понимается совокупность отраслей хозяйственного комплекса, обслуживающих основные отрасли производственной и непроизводственной сфер, и непосредственно человеку.

Часть отраслей инфраструктуры, предоставляющей услуги производственного характера, т.е. обеспечивает связи в производственной сфере экономики, называют производственной инфраструктурой. К ней

принадлежат грузовой транспорт, материально-техническое снабжение, инженерные коммуникации (электро-тро-, водо-, газо-, теплоснабжения), очистные сооружения и т.д.

Предприятия и учреждения сферы услуг, торговли и общественного питания оказывают услуги непосредственно населению, а потому образуют социальную инфраструктуру

Территориальная структура хозяйства

. Под территориальной структурой хозяйственного комплекса понимают совокупность определенным образом взаеморозмищених и соединенных территориальных элементов хозяйства (отдельных отраслей), которые находятся в сложном взаимодействии. Территориальными элементами хозяйства является промышленные пункты, центры, узлы, районы, сельскохозяйственные зоны, транспортные магистрали, социально-экономические районы и т.п.. Формируются они в результате территориального разделения и интеграции рабоці.

Первичным звеном производственной сферы является предприятие. Особенности предприятий, взаемозвьязки4 между ними, их размещение значительной мере определяются формами общественной организации производства. Таких форм виде иляють четыре: концентрация, специализация, кооперирование и комбинированиеня.

Концентрация - это сосредоточение производства на крупных предприятиях. Рост концентрации производства происходит за счет расширения действующих предприятий, строительства новых крупных предприятий или объединения нескольких малых. Экономический эффект при этой форме организации производства обеспечивается за счет уменьшения затрат на единицу продукции, увеличение финансовых возможностей для модернизации предприятия и др.. Однако чрезмерная концентрация приводит к негативным последствиямків.

Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. По форме она может быть предметной, технологической и подетально

Кооперирование - это организация производственных связей между предприятиями для выпуска определенной продукции самых кооперирования в отраслях, производящих сложную продукцию, особенно в машиностроении

Сочетание на одном предприятии (комбинате) нескольких производств, которые могут принадлежать к разным отраслям промышленности, называется комбинированием. Основывается оно на основе комплексной переработки исходного й сырья, отходов производства или последовательной технологической обработке сырья. Комбинирование является характерным для металлургической, химической и лесной промышленноститі.

На размещение предприятий и учреждений хозяйственного комплекса страны влияют определенные факторы, которые предопределяют эффективное функционирование их в определенном месте, маленькие затраты на производство и транспор ртування продукции их называют факторами размещения хозяйства.

Факторы размещения группируют, выделяя среди них:

а) природные (топливный, сырьевой, водный, природных условий) х

б) технико-экономические (энергетический, технико-сырьевой, транспортный, технико-спо-живчий, экономико-географического положения, производственной инфраструктуры);

в) демографически-социальные (трудовых ресурсов, потребительский, социальной инфраструктуры)

Во сырьевым в группе природных факторов необходимо понимать природное сырье, а в группе технико-экономических - материалы, изготовленные на предприятиях (металл, пластмассу), идущих на дальнейшую пер реробку. Потребительский фактор в группе технико-экономических факторов касается предприятий-потребителей, а в группе демографически-социальных - населениея.

украинской социально-экономическая география обосновывает следующие принципы размещения хозяйства:

1). Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, районов потребления готовой продукции и сосредоточения трудовых ресурсов

2). Выравнивание социально-экономического развития всех регионов страны, активно освоение новых или оживления развития депрессивных районов

3). Комплексное развитие и рациональное сочетание различных отраслей производства и сферы услуг

"4). Учет экологических проблем

5). Ограничения развития крупных городов, активизация развития малых и средних городов

6). Учет международных связей

7). Максимальное учета достижений научно-технического прогресса

Основные черты отраслевой структуры хозяйства

По природно-ресурсным потенциалом, уровнем развития Украины относится к среднеразвитых государств мира. По типу ее хозяйственный комплекс в промышленно-аграрным. Значительно развиты в стране транспорт, д. стройки и отрасли сферы послеуг.

Для того чтобы сравнить роль различных отраслей хозяйства в хозяйственном комплексе страны, определяют их долю в валовом национальном продукте (совокупной рыночной стоимости всего объема конечного производства в течение года) или валовой добавленной стоимости (разность между выпуском товаров и услуг, как правило, за год и промежуточным ее потреблением). Промежуточное потребление охватывает сырье, полуфабрикаты услуги, которые закупают предприятия и учреждения для выпуска конечной продукции. По итогам 2005 г в валовой добавленной стоимости доля сельского и лесного хозяйства составила 10,9%, промышленно сти - 25,4%, строительства - 4,6%, транспорта и связи - 13,7%, оптовой и розничной торговли - 13,1%, образования - 5,9%. На другие виды экономической деятельности приходилось вместе,8 %.

В 2000. ВВП начал расти быстрыми темпами начало нарастать промышленное производство, которое по итогам 2006 г вышла на уровень

1990 г, то есть реальные объемы с 1998 г выросли более чем вдвое

После провозглашения независимости Украина взяла курс на переход от командно-административной к рыночной экономике, основанной на частной собственности на землю и другие средства производства конце 2 2005 наша страна была признана европейскими государствами страной с рыночной экономикой. Это означало, что основная задача переходного периода - проведения разгосударствления и приватизации хозяйственных объ тов было выполнено. Объемы выпуска и ассортимент продукции начали определяться уже не командами правительства, а спросом на нее в обществстві.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Новое на сайте

>

Самое популярное