Домой Банки Встречные налоговые проверки. Маленькие секреты встречных проверок

Встречные налоговые проверки. Маленькие секреты встречных проверок

В настоящее время любая деятельность, как коммерческая, так и некоммерческая подлежит обязательной регистрации в исполнительных органах власти, в том числе и налоговой инспекции. Данная процедура подразумевает негласное согласие со всеми существующими законами, регулирующими любую деятельность в той или иной сфере. За исполнением всех нормативных положений осуществляют контроль налоговые органы власти, которые в свою очередь имеют полное право осуществлять проверку деятельности посредством запроса необходимой информации или документов, что и называется встречной налоговой проверкой. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты и нюансы проведения такого рода проверки со стороны исполнительных органов власти.

Налоговый контроль деятельности налогоплательщиков

Своевременное пополнение бюджета, корректность в определении налогооблагаемой базы, полнота и прозрачность отражения операций являются базой для осуществления налогового контроля со стороны органов исполнительной власти. Самым распространенным инструментом контроля со стороны налоговых органов выступает проверка правильности и своевременности заполнения налоговой декларации, которая является одним из обязательных документов, которые обязаны предоставлять как физические, так и юридические лица.

При выявлении каких-либо нарушений или неполноты предоставленной информации, налоговая служба имеет право воспользоваться другим инструментом контроля, который называется – встречная налоговая проверка. В ходе данной проверки исполнительные органы власти могут затребовать все необходимые документы, касающиеся совершенных операций (сделок) и учетные данные, отражающие операции по всем сферам деятельности организации.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.

Целесообразность проведения встречной налоговой проверки

Каждое действие совершенное как индивидуальным предпринимателем, так и крупным бизнесом должно соответствовать букве закона. Что подразумевает прозрачность, правомерность, а также полноту отражаемой во внутреннем учете информации о деятельности организации. Весь учет, существующий в организациях, в первую очередь должен быть организован в рамках существующего налогового законодательства, а также положению о бухгалтерском учете. Поэтому к основным целям встречной налоговой проверки можно отнести:

  • Проверки участников интересующей проверяющие органы сделки с налогоплательщиком на факт их существования, а также прозрачность деятельности;
  • Проверка факта осуществления, а также полноты и корректности отраженной в учете налогоплательщика операции;
  • Сверка данных между участниками финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия данных у всех участников.

Обобщая, можно сказать, что целесообразность встречной налоговой проверки – это выявление ошибок учета (умышленных или без злого умысла) для определения корректности сформированной налогооблагаемой базы и соответственно уплаченных в бюджет налогов.

Правовая процедура по истребованию информации и необходимых документов у налогоплательщика

Проверка налогоплательщика является правовой процедурой инициированной со стороны налоговой службы. Законодательством регламентирован порядок и сроки проведения проверок. В целом вся процедура должна проходить в рамках правового поля, в противном случае налогоплательщик имеет право оспорить правомерность происходящего и не предоставить запрашиваемую информацию.

Инициатор обращения Сроки выполнения Описание
Проверяющая налоговая служба отправляют запрос в местный налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик (контрагенту) Сроки выполнения оговариваются в обращении, если сроки не указаны, документ должен быть обработан и принят к исполнению в течение календарного месяца Проверяющий налоговый орган (инициатор проверки) отправляет официальный запрос с указанием всей необходимой информации и списком необходимых документов в местную налоговую службу
Местная налоговая служба направляет запрос налогоплательщику (контрагенту) В течение 5 рабочих дней обращение должно быть направлено налогоплательщику (контрагенту) В случае отсутствия необходимой информации, местная налоговая служба имеет право обратиться непосредственно к налогоплательщику (контрагенту) посредством официального запроса
Налогоплательщик (контрагент) отправляет ответ местной налоговой службе В течение 5 рабочих дней ответ должен быть направлен местной налоговой службе Документы и вся запрошенная информация должна быть предоставлена в кратчайшие сроки. Либо при отсутствии таковой должен быть предоставлен ответ о невозможности предоставить запрашиваемую информацию либо документы

Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

Налогоплательщик, являющийся участником налоговых взаимоотношений, по умолчанию обязан предоставлять всю запрошенную информацию со стороны исполнительных органов власти. Читайте также статью ⇒ “ “. Данная информация может быть как о конкретной сделке, правомерность которой проверяется налоговыми органами, либо о его деятельности в целом. При этом нарушение регламентированных сроков влечет за сбой неприятные последствия:

  • За непредставление запрошенных со стороны проверяющих органов документов назначается штраф в размере 200 рублей за каждый документ. При этом в случае объективной невозможности предоставить тот или иной документ, должен быть предоставлен официальный ответ с описанием причины. Ответ также должен быть предоставлен в установленный срок.
  • При отказе направлять запрошенные данные либо если налогоплательщик направляет сведения (документы), которые умышленно искажают данные, может быть наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.

При отправке документов по почте или курьерской службой, которые по какой-то причине задержали их, нарушением будет считаться только тот случай если дата отправки позже установленной крайней даты предоставления документов. То есть неважно, когда по факту получат запрошенные сведения налоговые органы, важно только что отправка была произведена во время, что может быть подтверждено посредством штампа с датой на конверте либо соответствующей квитанцией.

Нормативно-правовые акты регламентирующую процедуру проведения встречной налоговой проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья № 93 Данная статья регламентирует правомерность истребования документов и необходимой информации по факту проведения проверки налогоплательщика в целом или конкретной сделки
Статья № 9 Статья регламентирует основных участников отношений, подпадающих под налоговое законодательство
Статья 126 Статья регламентирует последствия нарушения установленных для ответа налогоплательщика на обращение налоговой службы о предоставлении необходимых сведений и документов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Вопрос №2. Предоставление сведений по финансово-хозяйственным показателям организации

Налоговые органы могут запросить отчеты по ФХД или каким-либо экономическим показателям, особенно в части проведенных сделок. Даже в случае если в организации подробно ведется управленческий учет, налогоплательщик имеет право отказать в предоставлении таких данных, сославшись на то, что такой учет не ведется.

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся проведения встречной проверки налогового типа. Как она осуществляется, в какой период и какие нужны документы – далее.

Каждое физическое лицо обязано выплачивать налоги. За правильностью ведения деятельности организаций следят налоговые инспекции.

Если у них возникают вопросы, то они вправе назначить дополнительную проверку. Встречная проверка – одна из них. Что делать в таком случае?

Что нужно знать

В ходе камеральной проверки у инспекторов могут возникнуть вопросы, связанные с деятельностью предприятий по отношению к другим лицам.

Налоговая запрашивает документы, которые ей необходимы для разъяснения ситуации. Встречная проверка налоговыми службами проводится только в рамках или .

Основанием для нее является наличие документа – письменного требования (сопроводительного письма), которое составляется налоговым органом.

Ситуации, когда может быть назначена проверка:

  • имеются подозрения на ведение двойной документации;
  • фиктивные документы или недостоверность фактов;
  • не совпадает квартал в отчетности;
  • предположения о том, что налогоплательщик скрывает реальные доходы и не отображает их в отчетности в полной мере.

Также поводом для начала встречной проверки может служить отсутствие между партнерами или неправильное его ведение.

Каким же образом проводится? Проверяющий сотрудник и его агент могут состоять на учете в разных службах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает, какая именно налоговая служба должна проводить встречную проверку.

Налогоплательщик должен знать такие моменты:

  • встречная проверка проводится таким образом, чтобы узнать от одного налогоплательщика информацию о другом;
  • без камеральной проверки встречная не может осуществляться;
  • предмет – информация, документация о финансово-хозяйственных отношениях нескольких лиц;
  • без письменного запроса налоговые службы не могут требовать документы.

Основные понятия

Налоговая проверка Действие процессуального характера, осуществляемое органами налоговой инспекции с целью выявления правонарушений. В ходе проверки сверяются данные налогового контроля с данными в отчетных декларациях
Декларация Акт правового характера, который формулирует принципы и цели двух сторон
Встречная налоговая проверка Это проверка, которую проводят органы налоговой инспекции с целью изучения деятельности контрагентов
Документ Носитель материала, имеющий реквизиты. В нем фиксируется вся информация о деятельности
Контрагент Одна из сторон заключаемого договора. Это физическое или юридическое лицо, которое должно выполнить определенные обязанности

Преследуемая цель

В отличие от камеральной, встречная проверка не относится к налоговым. Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

Цели проведения следующие:

  1. Подтвердить существование контрагентов и осуществление операций налогоплательщиком.
  2. Сверить информацию и данные финансово-хозяйственных операций, которые осуществляют контрагенты и плательщик налогов.
  3. Проверить подлинность документов.
  4. Подтвердить законность использования и ведения документации.

Основной целью встречной проверки является выявление подробностей совершенной сделки, полученной от нее выручки.

Как осуществляются встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка является налоговым контролем. Обычно она начинается после окончания камеральной проверки. Налогоплательщик может и не подозревать, что в его отношении проводится данный тип проверки.

Запрашиваемые документы

Четко установленного перечня документов для проверки нет. Как правило, это документы, которые отображают деятельность предприятий с партнерами – , и прочее.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 5 дней. Оригиналы не нужны, копий будет достаточно. К ним необходимо приложить сопроводительное письмо налоговой инспекции, проводившей проверку.

Если ответчик не успевает подготовить все документы, то он может запросить в налоговой инспекции ходатайство по увеличению срока. Также необходимо указать точную дату, когда все документы будут готовы.

Во время встречной проверки деятельность контрагента не проверяется, а требуются лишь документы. Сначала органы налоговой службы должны отправить сопроводительное письмо, составленное в письменном виде.

Направляется оно в инспекцию по месту учета предприятия или физического лица. Обязательно должна указываться причина проверки.

После этого в продолжение 5 дней (рабочих) инспекция налоговой службы отправляет контрагенту требование предъявить необходимые документы. Документы могут запрашивать разные.

В основном, это счета по уплате налогов, документы о транспортировке груза, самое главное – . Ответ налоговой нужно предоставить в течение 5 дней.

В случае невыполнения – штраф. Чтобы запрос на предоставление документов был законным, необходимо придерживаться требований:

  1. Он должен быть вручен представителю предприятия лично в руки.
  2. Если запрос высылается почтой, то необходимо уведомление контрагента о его получении.
  3. Запрос должен делать тот налоговый орган, на территории которого находится организация.
  4. В уведомлении указать причину проверки и запрашиваемые документы.
  5. Все данные и требования должны быть расписаны четко и ясно.

Перед тем как отправлять документы, проверьте, что требования налоговой инспекции законны. Обратите внимание на следующее:

  • документы могут запрашивать только при наличии ;
  • указание причины запроса обязательно;
  • в требовании должны быть указаны реквизиты документов, которые необходимо предъявить;
  • налоговая инспекция не имеет права запрашивать декларации организации.

Обычно документы могут потребовать в нескольких случаях:

  • при заключении сделок на крупные суммы;
  • имеются подозрения, что договор фиктивный.

Налоговый агент имеет доступ к любым документам, он даже может запросить в банке контрагентов. Поэтому избежать ответственности невозможно.

В какие сроки проводится

Проверка органами налоговой службы не может длиться более месяца. Уполномоченное лицо вправе продлить срок, но в этом случае необходимо оформить .

В ходе проверки деятельность налогоплательщика можно не прекращать, и налоговое лицо не имеет права запрещать делать это. Сроки зависят от объема предстоящей работы.

Формирование пояснительной записки для налоговой

Налогоплательщиков иногда обязывают составлять пояснительную записку для налоговой инспекции. Но не все знают, как же ее писать.

Пояснительная записка должна составляться в письменном виде, на формате А4. Если она содержит несколько страниц, то их нужно переплетать прозрачной обложкой.

Все страницы пронумеровать, начиная с титульной. Некоторые данные обязательны к написанию, некоторые пишутся произвольно.

Во время написания должен соблюдать официально – деловой стиль, ведь записка будет адресована в налоговую службу.

Обязательные сведения, которые нужно отобразить в пояснительной записке:

  • название подразделения службы налоговой инспекции, к которой адресуется записка;
  • идентификационный код юридического лица;
  • реквизиты того требования, которое послужило причиной написания пояснительной записки;
  • реквизиты документа, на основании которого предоставляются разъяснения;
  • данные о расходах и доходах организации;
  • все затраты или понесенные убытки;
  • если имеются, данные о расхождении сведений в бухгалтерском и налоговом учетах.

Как подшивать документацию

Документы для налоговой должны выглядеть презентабельно. Сделать это можно в типографии, а можно и самостоятельно. Для сшивки понадобятся нитки и иголка, клей.

Сначала нужно сложить документы в правильном порядке, обязательно пронумеровать их. Слева дыроколом сделать отверстия для ниток. Для прошивки лучше использовать банковский шпагат.

Если ее нет, то другую прочную нить. Начинать прошивать нужно с тыльной части документов, лучше несколько раз. Затем нитку необходимо завязать на узел.

После этих действий нужно взять лист – наклейку и наклеить его сверху узелка. На этом листе нужно указать данные лица, которое заверяло документы.

Видео: камеральные налоговые проверки

Лучше сразу уточнить в налоговой службе, как им требуется сшивать документы. Одни просят сшивать каждый лист отдельно, другие – все вместе.

После завершения сшивания необходимо составить опись, которую вставить в начало дела. Нумеруется она отдельно. В описи нужно указать количество документов, их названия.

Обложка обязательна. На документах, которые предназначены налоговой, можно делать не больше трех проколов. Они должны быть ровными и располагаться ровно друг под другом.

Завершающий этап

После окончания встречной проверки лицо, производившее ее, составляет акт. В нем указываются подробности проверки, результаты.

Завершающий этап проверки должен содержать информацию о каждом выявленном нарушении и суммы, на которую они выявлены.

Таким образом, встречная проверка не является обязанностью. Проводится она с целью обнаружить неточности в деятельности организаций.

О начале встречной проверки налогоплательщика не уведомляют. В случае обнаружения правонарушений возлагается ответственность.

Во время встречной проверки контрагент и его деятельность не проверяются. У него лишь истребуют документы. Предоставить их необходимо лично или через посредника.

Если предприятие сотрудничает с контрагентами, то встречной проверки избежать не удастся. Отказ инспекторам предъявить документы или отчетность грозит штрафом до 500 рублей.

С целью контроля полноты уплаты налогов в Государственный Бюджет Налоговая Служба Российской Федерации проводит различные виды проверок, наиболее «страшными» среди которых являются выездные и камеральные.

Они сами по себе не приводят в восторг бухгалтеров любой организации. Но не редки случаи, когда в дополнение к основной проверке задействуются дополнительные подвиды, такие как, например, встречная налоговая инспекция. Что это такое? Как и с какой целью проводится? Какие могут быть последствия?.. Ответы на все эти вопросы вы найдёте в данной статье!

До проверок, как правило, подается .

Встречная налоговая проверка – что это?

В ходе изъятия сотрудниками налоговой службы необходимой им документации и дальнейшего её изучения могут возникнуть вопросы к деятельности организации , её партнёрам либо к суммам/объёмам конкретных сделок. С целью уточнения информации и проверки цифр в изъятых документах инициируется встречная налоговая проверка.

Проводится она в следующем порядке:

  • Налоговая служба составляет список прямых контрагентов и участвовавших в сделке сторонних организаций;
  • Контрагенты проверяемого юридического лица получают запрос на предоставление чётко обозначенного пакета документов в Налоговую Службу;
  • В пятидневный срок данный пакет подготавливается и отвозится в ФНС лично, либо отправляется по почте. После ;
  • По результатам оценки и сравнения полного объёма имеющихся документов сотрудники Налоговой составляют соответствующее заключение, которое не предоставляется косвенно участвовавшим в проверке юр. лицам (контрагентам). В случае выявления нарушений на проверяемую организацию налагается штраф, административные меры наказания, а также возможно возбуждение судебного разбирательства.

В связи с тем, что наказать контрагентов, у которых были запрошены документы, Налоговая может только за несоблюдение сроков, многие организации и бухгалтера, в частности, не сверяют отправляемую информацию с партнёром . Но это чревато для обеих сторон.

Так как расхождения могут быть выявлены не только в документах проверяемого юридического лица, но и в ваших. И тогда сотрудники ФНС обязательно назначат внеплановую проверку, и уйти от наказания будет достаточно сложно, если возможно вообще.

Встречная налоговая проверка может быть проведена при любой объективной необходимости, а не только в рамках камеральной либо выездной инспекции. Это связано с тем, что законодательство никак не ограничивает условия проведения подобного вида проверок в отношении причин, сроков, частоты запросов и т.д.

Какие документы могут быть затребованы?

Перечень и объёмы запрашиваемого комплекта документации никак не регламентируется действующим законодательством, из-за чего довольно часто возникают спорные ситуации.

Так, например, Налоговая Служба может помимо документов по конкретной сделке запросить ваше собственное штатное расписание, маршрутные листы перевозок, данные по посредникам (например, транспортным компаниям) и т.д. Некоторые документы действительно необходимы, и запрос правомерен. Подробнее об этом рассказано в видео:

Это касается штатных расписаний и списков сотрудников, так как они могут быть использованы в целях выявления дополнительных взаимосвязей между организациями. Другой вопрос – данные об организациях, у которых в данный момент не проводится никаких проверок. Общая судебная практика показывает, что, хотя в Законе и не прописано, такие действия со стороны ФНС считаются неправомерными , и запрос на такие группы документов можно отклонять.

Но будьте готовы уплатить штраф, а затем отстоять свои права в суде.

Условия правомерности встречной проверки.

Чтобы запрос на предоставление документов со стороны Федеральной Налоговой Службы считался легитимным, должны выполняться следующие базовые требования:

  • Запрос на пакет документов должен быть вручен представителю организации под расписку либо отправлен Почтой России с уведомлением о получении.Иначе нельзя доказать, что контрагент действительно получил его и обязан предоставить в пятидневный срок требуемый пакет.
  • В случае если проверяемая организация находится на учёте в другом отделении ФНС, запрос контрагенту не может быть направлен напрямую из него, а должен исходить от соответствующего подразделения, в ведении которого находится сторонняя организация. В связи с этим в качестве дополнения должно прилагаться требование первого госоргана ко второму о формировании соответствующего запроса контрагенту.
  • В обоих документах (если компании находятся на учёте в разных отделениях ФНС) должны в точности совпадать причина проведения проверки и перечень требуемых документов. Они должны быть чёткими и ясными. Без расплывчатых выражений и общих фраз.

Если хотя бы одно из данных требований не выполняется, запрашиваются данные связанные с третьей стороной (организациями), либо у вас нет возможности предоставить все или часть из перечисленных в требовании документов, в пятидневный срок необходимо направить в сторону Налоговой Службы отказ с указанием соответствующей причины.

В качестве меры наказания за просрочку либо отказ в сотрудничестве на контрагента может быть наложен штраф в размере 5 000 рублей, а также административные меры наказания по отношению к уполномоченным лицам в размере 300-500 рублей.

И всё же после их исполнения запрос может повториться . Поэтому, рекомендуем соизмерять размер последствий с необходимостью сокрытия определённых документов и оспаривать правомерность встречной проверки в судебном порядке, раз уж на то пошло.

Как удовлетворить требования ФНС?

Чтобы обязательства контрагента считались выполненными на 100% необходимо соблюсти определённые требования:

  • Пакет документов либо отказ с указанием причин должен быть доставлен в Налоговую Службу в течение пяти дней со дня получения запроса;
  • Состоять он должен из копий оригиналов документов с синей печатью организации и подписью руководителя. ФНС не имеет права требовать нотариально заверенные копии;
  • Если в перечне присутствует многостраничный документ, он должен быть прошит и подписан на месте сшива. Все страницы должны быть пропечатаны, пронумерованы, и на обороте последнего листа должна располагаться печать + подпись с указанием должностного лица и точного количества страниц;

Все требования Федеральной Налоговой Службы будут соблюдены, и никаких штрафных санкций не последует.

Главное всегда помнить, что отправляемые документы должны иметь минимальное расхождение с аналогичными, изъятыми у проверяемого партнёра. И тогда ваше сотрудничество и репутация в глазах Налоговой будут только расти и крепнуть!

Встречные проверки — это лишь еще один способ контроля налоговиков

При получении из налоговой требования о предоставлении документов (информации) по другой фирме паниковать не стоит. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок. По сути, встречная проверка — это право налоговой запросить информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов. А само выражение «встречная проверка» осталось в обиходе еще из старых редакций Налогового Кодекса, в действующей такого понятия сейчас нет.

Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации.

Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какие документы могут запросить

Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.

Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.

Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.

Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
  2. Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
  3. В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
  4. Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.

Можно ли отказать?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вы можете подумать, что запрашиваемые документы не содержат хозяйственных операций с контрагентом, а инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.

Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.

В своей работе бухгалтер часто сталкивается с требованиями налоговых органов представить документы по взаимоотношениям компании с ее контрагентами, то есть с так называемыми встречными проверками. С 2007г. понятие "встречная проверка" исключено из Налогового кодекса РФ. Однако Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, введена в действие ст. 93.1 НК РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Такое истребование может осуществляться в рамках выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщика, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также вне рамок проведения налоговых проверок, когда налоговому органу необходимо получить информацию относительно конкретной сделки (например, в ходе предпроверочного анализа для включения организаций в план проверок).

Давайте поговорим о том, что необходимо знать организациям о встречных проверках, чтобы избежать лишних разногласий с контролирующими органами?

Цель встречной проверки

Целью встречной проверки является выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречную проверку налоговые инспектора проводят, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. В каких случаях может проводиться, встречная проверка мы указал выше. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

В большинстве случаев инспекторы прибегают к истребованию документов у контрагентов в целях подтверждения правомерности и обоснованности заявленных проверяемым налогоплательщиком вычетов по НДС и расходов в декларации по налогу на прибыль.

Встречная проверка не является налоговой проверкой, по ее результатам не оформляется акт и не выносится решение, обязательное для исполнения контрагентом или проверяемым налогоплательщиком. Если полученные в ходе таких мероприятий информация или документы каким-либо образом свидетельствуют о правонарушении, которое совершила проверяемая компания, то они прилагаются в качестве доказательств к акту проверки, которая проводилась в отношении ее.

Критерии отбора кандидатов для встречной проверки

Конечно, всем контрагентам проверяемого налогоплательщика подряд налоговики требования не высылают. Налоговики, прежде чем направить запрос об истребовании документов контрагенту, проводят анализ документов проверяемого налогоплательщика и запрашивают документы в случаях:

  • совершения сделок на крупные суммы;
  • если проверяемый налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета;
  • наличия подозрений в фиктивности совершенных сделок с контрагентом.

В каждом налоговом органе обеспечен доступ к федеральным информационным ресурсом. Каждый инспектор может самостоятельно посмотреть показатели в представленных контрагентами налоговых декларациях и отчетности (например, суммы исчисленных налогов, сведения о численности работников, о наличии имущества, транспортных средств), запросить в банках выписки о движении денежных средств по счетам (по которым выявляют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, расчеты с использованием одного банка) и установить таким образом "подозрительных" контрагентов - претендентов на встречную проверку.

Налоговики особое внимание уделяют организациям, имеющим признаки фирм-"однодневок" (зарегистрированным по недействительным или утерянным паспортам, по "массовому" адресу регистрации, имеющим "массовых" руководителей или учредителей, не сдающим отчетность в налоговые органы), а также организациям - аффилированным или взаимозависимым с налогоплательщиком. Дополнительным основанием для проверки будет являться создание контрагента незадолго до совершения интересующей сделки, ее разовый или неритмичный характер, осуществление операций не по месту нахождения налогоплательщика.

Итак, если ваша организация отвечает вышеприведенным признакам и при этом активно сотрудничает с другими контрагентами, можно готовиться к приходу налоговиков если не с выездной проверкой, то со встречной наверняка.

Последствия встречной проверки

К каким негативным последствия может привести встречная проверка для контрагента?

Во-первых, в ходе встречной проверки могут быть установлены нарушения в порядке отражения отдельных операций в учете и отчетности, неисполнение налоговых обязательств контрагентом или получены доказательства, свидетельствующие об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентом условий для получения необоснованной налоговой выгоды. Эти обстоятельства могут повлечь назначение выездной налоговой проверки уже в отношении контрагента и привести к доначислению налогов.

Во-вторых, в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить инспекторам запрошенные документы (информацию), необходимые для налогового контроля, является налоговым правонарушением. "Сокрытие" лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу, в данном случае влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А в случае повтора то есть, если компания повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за отказ инспекторам, непредставление запрашиваемых сведений в срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде предусмотрен административный штраф для должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Порядок истребования документов и информации

Общий алгоритм проведения встречной проверки закреплен в ст. 93.1 НК РФ и заключается в следующем.

Первое это направление поручения в другой налоговый орган.

Сначала налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку в отношении налогоплательщика, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), т.е. контрагента налогоплательщика. Таким образом, законодательно установлен механизм, в соответствии с которым затребовать какую-либо информацию у лиц, связанных с налогоплательщиком, налоговый орган может только через налоговый орган, в котором это лицо состоит на учете. Самостоятельно направлять требования о предоставлении документов непосредственно лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, нельзя. Если же лицо, у которого истребуются документы, состоит на учете в той же налоговой инспекции, что проводит налоговую проверку, направлять поручение об истребовании документов в другой налоговый орган нет необходимости.

Внимание: если речь идет о подозрениях в намеренном уклонении от налогов, к поручению прилагается сопроводительное письмо, в котором содержатся дополнительные «просьбы», например, произвести допрос руководителя, проверить наличие контрагента по юридическому адресу и т.п.

Вторым шагом будет - истребование документов у третьих лиц. После получения налоговым органом соответствующего поручения, он обязан в течение пяти рабочих дней с этого момента направить лицу, располагающему сведениями о налогоплательщике, требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ими. Собранные документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица налогоплательщика и его печатью.

Третий шаг это передача документов в налоговый орган, осуществляющий проверку.

В трехдневный срок со дня представления истребованных документов или сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы или сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов. Туда же направляются и результаты иных мероприятий налогового контроля, проведенных при отсутствии отклика от налогоплательщика, которому было направлено требование о представлении документов (информации).

Таков общий алгоритм истребования документов и информации у третьих лиц.

К сведению. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ).

Новое на сайте

>

Самое популярное