Домой Кредитные учереждения Здание 12 коллегий при петре 1. Здание двенадцати коллегий и его окружение

Здание 12 коллегий при петре 1. Здание двенадцати коллегий и его окружение

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Место расположения

Адрес здания Двенадцати коллегий в набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове. Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства. Его стиль - яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. находится практически у самого здания.

Легенда или правда?

Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом. Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению. По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения. Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.

Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году. А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте. В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.

Исторический экскурс

Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя - Петра І. В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий. Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье). Правда, строительство было закончено уже после его смерти.

Проект здания

Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.

Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт. В 1716 году появился первый вариант проекта Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание. Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.

Стоит отметить, что изначально коллегий было девять - адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.

Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.

По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.

Строительство здания

Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов. Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания. По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году. В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.

Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора - Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно. Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства. В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа. Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.

Окончание работ

Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.

Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси. В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров. В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба здания

Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах. На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота - примерно 15 метрам, а ширина - более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли. Изначально их было девять, потом стало - 12, потом 11.

Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император - верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове. Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет. До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.

Убранство здания

Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи. Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками. В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.

Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.

Стиль исторического здания

Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини. По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.

Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.

Дальнейшие преобразования

После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход. На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина. Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.

Известные учены, работавшие в стенах здания

С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.

Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.

Вместо послесловия

Здание Двенадцати коллегий - один из исторических который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.

По проекту здание двенадцати коллегий должно было выходить фасадом на Неву, но Петр I за строительством государственного учреждения не следил. Видать дела царские поважнее были, да и не гоже молодому государю все время на стройке сидеть, для этого он прорабом назначил друга верного - Меншикова. "Закончишь с коллегиями государственными, можешь дворец свой строить", - сказал царь и уехал. Посмотрел внимательно граф на строительный план острова, почесал репу и обомлел: "Эдак места под дворец совсем не остается".

Скайпа, вайбера, фейстайма и других средств видеосвязи в те годы не было, поэтому спрашивал о стройке Петр сугубо письмами, да через лиц доверенных, Меншиков же только и отвечал что все хорошо, к вашему приезду все будет построено, но "нам нужно больше золота, милорд ". А сам в это время четырехсот метровое здание развернул и построил его перпендикулярно Неве, тем самым освободив место для своих, графских покоев, которые по пышности превосходили царские. Балы устраивал, шампанское пил, да за стройкой в халате с балкона поглядывал.

2.


фото с сайта https://wikimedia.org

Когда Петр заявился в Петербург, то окаменел от наглости и проступка его друга. Ну а что теперь поделаешь? Здания то уже не снесешь, денег государственных вбухано много, казна исчерпана, а еще и Меншиков рядом бегает и вопрошает: "Насяльника, мая не панимать, по плану все нормально строить, просто не под тем углом глядеть, да неправильно карта изучать". Говорят царь даже сначала казнить хотел друга, но потом сердце подобрело. В итоге Александр Данилович отделался побоями палкой и огромным штрафом в государственную казну.

3.

Хотя развеивает эту легенду хронология событий. Меншиков строительство своего дворца закончил в 1720 году, а строительство Двенадцати коллегий начато в 1722 году, так что такой презабавнейшей истории произойти никак не могло, но туристам ее почему-то все равно рассказывают. Согласно исследованиям построили его перпендикулярно Неве только потому, что главная площадь города должна была располагаться как раз на "стрелке" Васильевского острова.

4.

Двенадцать коллегий

Молодой столице срочно требовались государственные учреждения, не положено было чинам высоким сидеть поодаль от царя. Поэтому нужно было строить в Петербурге для них новые здания. Вот правда денег в бюджете было немного, а домов нужно было двенадцать, чтоб каждому министерству хватило. Долго думы думали, где разместить всех и пришло архитектурное решение, устройство которого подсказал сам город. Петр I, насмотревшись на то, как оно там в Европах организовано, Петербург строил "сплошным фасадом" на их манер, так что возведение здания для министерств по тому же принципу не вызывало вопросов и идеально вписывалось в концепцию развития новой столицы.

5.

Студентам отдайте, они потерпят

Спустя почти сто лет после постройки, его полностью передали под управление Педагогического института, а позже уже и Санкт-Петербургского Университета, министерства съехали, а все коллегии перестроили под учебные классы. Почему так сложилось? Ответит на этот вопрос само расположение здания в городе.

6.

Высшие чины сбежали отсюда как крысы с корабля по очень простой, но крайне важной причине. В те годы в Петербурге не было постоянной переправы в виде мостов, а Васильевский остров был подвержен частым наводнениям. Таким образом, чиновничьи лица были отрезаны от остального города. На работу как по Венеции добирались на лодках. А тут казусы нашей погоды, то снег с дождем, то ветер 40 м/с, то волна, много не накатаешься и никакой романтики. Естественно им это все категорически не нравилось, много жаловались и в итоге все переехали на другой берег Невы. Не оставлять же освободившееся здание пустым, вот и передали его студентам. Они народ простой, могут и потерпеть, им не до романтики.

7.

Плакса Миртл

У любого уважающего себя учебного заведения должен быть свой призрак, дабы первокурсников и абитуриентов пугать. В Хогвартсе это вечно ревущая в туалете Плакса Миртл, а в СПбГУ появляющийся из книжных полок в библиотеке студент. Местные говорят, что появляется он ровно в полночь перед зимней сессией, ходит вдоль рядов с книгами в библиотеке, что-то ищет. Есть версия, что это горе-студент, который не смог ответить на каверзный вопрос экзаменатора и с тех пор ищет на него ответ.

8.

Осенний Марафон

Ну и в заключении стоит сказать, что здание университета сыграло свою роль в замечательном фильме Георгия Данелия - "Осенний Марафон". В нем главный герой был преподавателем Ленинградского университета, поэтому Двенадцать коллегий появляются в кадре довольно часто, при этом не только экстерьерами, но и интерьерами. Поэтому можно разглядеть и самый длинный университетский коридор в мире, который с тех лет почти не изменился.

9.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями

В 1716 году. Спустя два года им в проект был внесён ряд корректив, одной из которых стало создание с западной стороны стрелки канала и протяжённого здания вдоль него. В нём Трезини запланировал разместить коллегии, которые 12 декабря 1718 года по шведскому образцу были преобразованы Петром I из приказов.

Первоначально коллегий было девять: иностранных дел, военная, адмиралтейств-коллегия (для морских дел), камер-коллегия (ведомство государственных доходов), штатс-контора (ведомство государственных расходов), ревизион-коллегия, берг-коллегия и другие. Позже появилась десятая, а в 1721 году Пётр I учредил Синод. Его решили разместить рядом с коллегиями, равно как и Сенат. Окончательное решение об этом было принято Петром I в 1721 году, о чём в июне архитектор сообщал в Канцелярию городовых дел. 12 августа царь издал указ о начале строительства .

Размещение одинаковых корпусов в одну линию для Трезини не было чем-то новым. До приезда в Петербург он жил в Копенгагене, где ещё в 1625 году по такому же принципу было построено здание Биржи. Бывал архитектор и в Москве, где тогда так же, в одну линию, располагались корпуса приказов.

Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году. В январе 1723 года Трезини докладывал царю:

"Из... вышеупомянутых Коллегий зачато строить на 4 нумере Военная, фундамент выбучен ровно с землёю, и 7 нумер Камор-коллегия, сваи под фундамент набиты и припасы плитный камень, кирпич и известь приготовлены...
...И по моему разсуждению лучше зачинать строить Коллегии три или четыре или сколько Его Величество изволит, и строить вдруг, рядом, а не через места, понеже меньше материалу и кошту станет" [Цит. по 1, с. 136].

Подготовленный Трезини проект в мае 1723 года корректировал Пётр I:

"Строение колегей строить напереди лавки з голярию, а с каналной стороны погреба с сводами и над погреба с сводами и над погребами каморы с сводами ж - архивы и уступя от задней стены на канал делать каменную стену, на которой быть голярии для коминикаций от колегий к колеге шириной на 12 фут" [Цит. по: 3, с. 170].

Спустя два месяца последовал новый указ:

"Строение всех двенатцати колегей с удиенциею и сенатом строить, фундаменты выбутить равно з землею, а выше земли фатчаты [то есть фасады] не делать до того время, как Его императорское величество изволит выбрав из разных чертежей подписать собственною своею рукою; и для сочинения тех чертежей дать меру тем архитекторам, дабы каждый зделал свою инвенцию с орнаменты и ко оному Его императорского величества имянному указу меры того строения колегей архитекторам от меня во оное время отданы" [там же].

Таким образом, при уже начавшемся строительстве, Пётр I устроил конкурс на лучшее здание для Коллегий. Первый архитектурный конкурс в России. В нём участвовали Г. Киавери, Н. Гербель, Н. Микетти, ван Звиттен, Н. Пино, Б. Растрелли и сам Трезини. Итоги конкурса были подведены в январе 1724 года. Доменико Трезини тогда сообщил:

"Вышепомянутыя архитекторы чертежи каждый разною инвенцию зделали и по собрании тех чертежей генваря месяца в первых числах сего году свезены оные были в зимней Его императорского величества дом, в котором и стояли неколикое время ко избранию на стенах и как Его императорское величество во улученное время изволил те чертежи со члены правителствующего Сената смотреть, изволил указать: первой апартамент с арками и з голяриею и протчее... строить по моему чертежу, а верхние апортаменты убирать как лутчее и таким образом, как строено палатное строение в Александроневском монастыре, и те вышепомянутые чертежи по посмотрению из правительствующего сената отданы попрежнему ко мне и ныне у меня обретаютца, на которые к приезду Его императорского величества в Санкт Питербурх делаем мадель аудиэнц каморе, сенату, иностранной и военной колегиям, против которых и протчие колегии будут" [Цит. по: 3, с. 171].

Таким образом, первый этаж здания Двенадцати коллегий строился по проекту Трезини, облик второго и третьего определилось после переработки варианта, предоставленного на конкурс Т. Швертфегером.

16 февраля 1724 года Сенат возложил обязанность руководства дальнейшим строительством на архитектора Швертфегера. Но он пытался уклониться от дополнительной нагрузки и 17 апреля заявил:

"Мне про оных строеней ничего неизвестно, понеже я зделал некоторые чертежи. И оные чертежи Его императорскому величеству показались ли или не изволил ли указать быть иным манером. Почему мне оного изготовлять невозможно, понеже я о том известию не имею, того ради без всякого известия или до приезду Его императорского величества мне учинит ничего невозможно" [Цит. по: 3, с. 171].

Проведение архитектурного конкурса спустя два года после начала строительства здания оказалось возможным "благодаря" крайне медленным темпам производимых работ. В 1722 году на участке Военной коллегии уже был подготовлен фундамент, тогда как для Коммерц-коллегии только забивали сваи. Лишь в 1723 году сваи начали бить по всему фронту протяжённого здания. Дабы ускорить работы, Пётр I указом от 14 ноября 1723 года передал стройку из ведения "Канцелярии от строений" самим коллегиям. По предложению Трезини камень, кирпич и известь коллегии должны были покупать в "Канцелярии от строений", а другие материалы заготавливать самостоятельно . Предпринятые меры не ускорили строительство. К началу 1725 года были готовы лишь фундаменты, на которых покоились части стен первого этажа. Таким образом, ещё сохранялась возможность воспользоваться итогами проведённого архитектурного конкурса.

Указом Екатерины I от 4 апреля 1726 года постройка вновь была поручена "Канцелярии от строений". На этот раз дела пошли быстрее. Вскоре была завершена кладка стен. В декабре 1727 года установлены стропила, к июню следующего года все корпуса (кроме Синода) уже имели крышу .

Летом 1732 года в некоторых законченных корпусах начали работать иностранная, юстиц-, коммерц-, берг-, мануфактур- и вотчинная коллегии.

Внутренняя отделка помещений продолжалась ещё десять лет. Они оборудовались каминами и печами, в них проводились столярные, слесарные, малярные работы. От первоначальной отделки до сегодняшнего дня сохранился лишь интерьер Петровского зала. Его скульптурное украшение было создано в 1736 году мастером Игнацио Росси.

Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Именно из-за участия в ансамбле этой площади здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную , а всего лишь выходит на неё торцом. Впрочем, главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен на Адмиралтейский остров. А в начале XX века площадь перестала существовать вовсе, когда её "уплотнили" зданием Клинического повивального института.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручил Меншикову строительство здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры . В награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свою усадьбу всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки. Меншиков якобы рассудил, что если поставить дом лицом к Неве, то земли ему достанется совсем мало. И решил он поставить здание не вдоль, а перпендикулярно набережной. Вернувшись из поездки, Пётр пришёл в ярость. Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.

Здание Двенадцати коллегий построено в типичном для архитектора Трезини стиле, известном как "петровское барокко". Барокко здесь выдаёт "движение" стен (выступающие ризалиты), криволинейный фронтон. Но вместе с тем, здесь ещё нет той пышности, которая будет присуща фирменному стилю Растрелли . Очевидно, Трезини проектировал фасады под влиянием любимого Петром I североевропейского зодчества, где скромность есть одно из достоинств.

Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила 398,99 метра. Длина каждой секции - 32,36 метра, кроме первой (считая от Большой Невы) длиной 39,48 метра . Каждая часть здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо и зал для заседаний, изначально все они имели свою двухскатную крышу. Первый этаж со стороны Коллежской площади представлял собой открытую галерею. Он предназначался для устройства торговых лавок.

После смерти Доменико Трезини (в 1734 году) за достройкой здания Двенадцати коллегий следил архитектор Михаил Земцов , а с 1736 года - Джузеппе Трезини . Первому из них пришлось устранить ошибку Доменико Трезини, который не учёл особенности петербургского климата. На стыках фигурных крыш скапливалась вода, которая затем заливала помещения. Форму крыш пришлось изменить. В 1734-1741 годах архитекторами на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена галерея с нужниками.

Строительство здания Двенадцати коллегий было завершено в 1742 году, когда завершились работы в северном корпусе Синода. Сразу после этого императрицей Елизаветой Петровной было велено переезжать сюда канцеляриям Сената, Синода и Иностранной коллегии.

Если сейчас в окраске стен здания преобладает красный цвет, то изначально они были жёлтыми с белыми архитектурными деталями. Крышу покрасили в красный цвет.

Центр Петербурга на стрелке Васильевского острова так и не сложился. Коллегии постепенно разъехались по другим местам. В 1763 году Сенат перебрался на противоположный берег Невы - во дворец Бестужева-Рюмина . С тех пор находящаяся там площадь называется Сенатской .

При реконструкции стрелки Васильевского острова в 1804 году архитектором Тома де Томоном были предложены меры по созданию симметрии в её композиции. Среди них - пристройка к зданию Двенадцати коллегий нового корпуса с севера и снос центрального корпуса, приходящегося по оси биржи . На его месте архитектор предлагал перекинуть арку. Намечалась и переделка фасадов в духе классицизма. Параллельно с Тома де Томоном над проектом планировки стрелки Васильевского острова работал и архитектор А. Д. Захаров . Для достижения её симметрии он предлагал снести ближайший к Неве корпус, оставив другие без изменений . Эти предложения не были реализованы.

В первой четверти XIX века в здании Двенадцати коллегий находились Государственный архив, синодальная типография и синодальная книжная лавка. В 1804 году был организован Педагогический институт, который в феврале 1819 года стал основой для восстановления Петербургского университета. Ему передали четыре корпуса здания Двенадцати коллегий (третий, четвёртый, пятый и шестой), в том числе для квартир преподавателей. Спустя три года университет временно переехал на Кабинетскую улицу (ныне улица Правды).

В 1830 году университету было передано всё здание . Новое назначение потребовало переделок, которые были осуществлены в 1834-1838 годах по проекту А. Ф. Щедрина. В центральной части были устроены парадная лестница и парадный белоколонный актовый зал. Именно тогда был создал знаменитый 400-метровый коридор на втором этаже, была застеклена галерея первого этажа.

Наводнение 7 ноября 1824 года нанесло большой ущерб хранимым в подвалах здания Двенадцати коллегий архивным фондам. Здесь хранились документы Приказа тайных дел. Только в 1835 году Сенат распорядился привести их в порядок. Заглянув в подвалы, чиновники обнаружили, что большинство из более чем 2 000 000 дел пришло в полную негодность. Спасти удалось лишь малую часть архива.

До последней трети XIX века с Университетом в здании Двенадцати коллегий продолжал соседствовать Главный педагогический институт.

Среди учеников и преподавателей Петербургского университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. А. Блок, И. П. Павлов, В. И. Вернадский, К. А. Тимирязев, А. А. Ухтомский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. Ф. Кони и многие другие учёные, литераторы и общественные деятели.

С 1857 года в университете читал курс общей химии Д. И. Менделеев. Здесь же, в служебной квартире на первом этаже, он жил с 1866 года. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6(18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа. Покинул университет учёный в 1890 году в знак протеста против реакционной политики по отношению к студенчеству . В служебной квартире Менделеева с 1911 года расположен мемориальный музей-архив знаменитого учёного. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания (Менделеевская линия).

В 1933-1937 годах учебное заведение носило имя наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова, с 1948 по 1992 год - имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".


Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий является одним из самых старых зданий не только на Васильевском острове, но и во всем городе. Оно было построено в 1722-1742 годах по проекту Д. Трезини. Архитектор взял за основу здания приказов в Москве, расположенные вплотную друг к другу на одной линии, и по этому же принципу спроектировал новое здание. В нем должны были размещаться правительственные учреждения: Сенат, Синод и десять коллегий, учрежденных Петом I в 1718 году.

Трехэтажное здание коллегий состоит их двенадцати самостоятельных и одинаковых корпусов, стоящих вплотную друг к другу. Каждое из них имело собственное крыльцо, отдельный зал для заседаний и даже отдельную четырехскатную крышу. Длина здания составляет около 400 метров, ширина – около 17 метров, высота – 15 метров. Что интересно, здание обращено к Неве своим боковым фасадом, а передний был направлен в сторону Коллежской площади, которая, по замыслу Д. Трезини и самого Петра I, должна была стать центральной площадью города. Позже Коллежская площадь была полностью застроена.

Фасады корпусов были окрашены в оранжево-красный цвет и украшены белыми пилястрами, лопатками и наличниками окон. Корпуса расположены в ряд друг за другом и составляют единое строение, но визуально разделены пилонами, в нишах которых располагались статуи. Все корпуса состояли из ризалита (центральной выступающей части здания) и боковых крыльев. Ризалиты венчали пышные фронтоны, в центре которых находилась эмблема соответствующей коллегии. По бокам фронтона были установлены скульптуры. На втором этаже во всех корпусах располагались балконы с ажурными коваными решетками. С другой стороны вдоль всего здания шла двухъярусная открытая галерея.

План здания Двенадцати коллегий отражал идею Петра I о том, что каждая коллегия является самостоятельным правительственным учреждением, но в то же время все они занимаются решением общих государственных вопросов и должны работать сообща.

Однако как раз этой функции здание и не выполнило. Во-первых, потому что его строительство продвигалось очень медленно. Во-вторых, потому что после смерти Петра столица на некоторое время была перенесена в Москву и строительство здания вообще было прекращено до 1732 года. В-третьих, потому что Анна Иоанновна в 1737 году перенесла центр Санкт-Петербурга с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону и все высшие правительственные органы стали располагаться там. В итоге, во второй половине XVIII века большинство помещений здания пустовало, из всех задуманных учреждений, к концу XVIII века здесь располагались только Святейший Синод, архив Сената и Римско-Католическая Духовная коллегия.

Со временем внешний облик здания Двенадцати коллегий несколько изменился. С главного фасада здания исчезли украшения в стиле барокко, из ниш были убраны статуи, здание было покрыто единой крышей. В XIX веке была застеклена открытая арка со стороны главного фасада, в здании появилась парадная лестница, актовый зал, украшенный белыми колоннами из искусственного мрамора. Внутренне убранство также неоднократно менялось. Только в Петровском зале сохранилась первоначальная отделка, спроектированная и выполненная под руководством И. Росси в 1736 году: плафон, живописные вставки в верхней части стен, угловые камины, скульптуры.

После замены коллегий министерствами здание окончательно утратило статус правительственного учреждения. В 1804 году северная часть здания была передана Главному педагогическому институту, в 1819 году в южной части здания разместился Санкт-Петербургский государственный университет, а с 1835 года он занимал уже все здание. Еще в 1829 году император Николай I издал указ, в котором передавал здание Двенадцати коллегий Петербургскому университету, но перед началом занятий необходимо было перестроить здание таким образом, чтобы оно подходило для процесса обучения.

Строительные и реставрационные работы были проведены под руководством профессора Академии художеств А.Ф. Щедрина в 1834-1835 годах. В 1836 году перед главным фасадом здания был разбит сад и отгорожен от улицы чугунной решеткой с основанием из пудожского камня. Как раз в это время в здании появились и актовый зал, и главный вход с парадной лестницей, и университетская церковь, а длинная галерея с противоположной от переднего фасада стороны была застеклена. Эта галерея и сегодня является одной из достопримечательностей здания университета. Просторная, светлая, она проходит вдоль всего здания, соединяя бывшие когда-то отдельными корпуса. В галерее стояли шкафы с книгами из университетской библиотеки и пособиями по различным дисциплинам. В других шкафах размещались образцы минералов. Кроме того, в галерее стояли столы, стулья и другая мебель, изготовленная по эскизам А.Ф. Щедрина. В 2004 году в галерее университета был восстановлен исторический паркет, выложенный из дуба, сосны и африканского дерева марбаку.

В Санкт-Петербургском университете учились и преподавали многие известные русские ученые: А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, А.С. Попов, П.Ф. Лесгафт, Н.Г. Чернышевский, И.П. Павлов. В 1866-1890 годах здесь работал выдающийся химик Д.И. Менделеев. В университете и сегодня располагается его мемориальный музей-архив. В честь Д.И. Менделеева была названа улица, идущая вдоль университета.

В настоящее время здание Двенадцати коллегий по-прежнему занимает Санкт-Петербургский государственный университет. В этом здании и по сей день располагается центральная приемная комиссия, геологический и природно-почвенный факультеты. В феврале 2007 года перед главным входом был открыт памятник «Универсанту-Гению».

Новое на сайте

>

Самое популярное