Домой Кредитные карты Экономическая роль и функции государства в современной экономике. Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления Случаи несостоятельности рынка распределение дохода

Экономическая роль и функции государства в современной экономике. Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления Случаи несостоятельности рынка распределение дохода

"Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени".

(Э.Б. Уайт)

Введение.

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

====================================================================

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка,они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будет эффективным, ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал "невидимой рукой". Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка ”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

    внешние эффекты;

    общественные блага,

    регулирование доходов,

    монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

    обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России - это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это "две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об "ошибках государства ", которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции - это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, - это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между "несостоятельностью государства" и "несостоятельностью рынка".

Государство - это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать - значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения - это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где - убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации "Исследование по теории финансов" (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

    Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие "общественному договору" или гражданскому согласию.

    Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, - об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

    Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.

    Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

    Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

    Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

Случаи несостоятельности рынка

Общая система частного рынка допускает сбои. Рынок , как механизм координации экономической деятельности, не в состоянии решить ряд проблем, а значит, требует участия еще одного субъекта экономики - государства. Вот типичные случаи несостоятельности рынка:

1. Общественные блага - это такие блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим людям. Например, национальная оборона: если защищен один гражданин страны - защищены все ее граждане. Частное производство не станет производить такие блага, потому что ими пользуются и те, кто не платил за них. Значит, такие блага должно производить государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии) - эффекты производства или потребления Д блага, воздействующие на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага.

Поскольку цена блага - результат индивидуальной договоренности прямых участников сделки, она не отражает эффекты воздействия на третьих лиц. Значит, рыночная цена перестает адекватно выполнять свою роль на рынке. Тогда необходимо вмешательство государства, которое могло бы уменьшить отрицательные внешние эффекты, например, защищая окружающую среду от загрязнения при производстве товаров и услуг, и поддержать положительные внешние эффекты. Например, установить налоговые льготы охранным фирмам в Ивановской области. Таких фирм , традиционно мужских, станет в Иваново больше, что уже хорошо для «города ткачих». Безопасность бизнеса привлечет другие фирмы. Расцветающий бизнес - это не только возможный прирост мужского населения, но и возможная сфера приложения сил для женщин, ставших безработными из-за спада производства в текстильной промышленности.

3. Защита прав потребителя. Эффективное функционирование рыночной системы предполагает равные права для участников. На деле же получается, что потребители - гораздо менее организованная сила, чем производитель . Поэтому у последних больше возможности обернуть ситуацию на рынке в свою пользу. Государство уравновешивает это несоответствие сил специальной сферой законодательства - «Законом о защите прав потребителя».

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Несостоятельность рынка и роль государства

Первое проявление несостоятельности рынка заключается в следующем: результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели и продавцы. Однако иногда эти решения влияют на благосостояние людей, не имеющих отношения к данному рынку. Возникают так называемые внешние эффекты (экстерналии), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом.

Второе проявление несостоятельности заключается в неспособности рынка обеспечить производство общественных благ.

Третье проявление несостоятельности: для большинства рынков характерны серьезные нарушения конкуренции власть над рынком, или монополизм.

И, наконец, несостоятелен рынок и в достижении справедливого распределения дохода.

Для преодоления рыночной несостоятельности на помощь экономике приходит государство, которое стремится решить две взаимосвязанные задачи:

1) обеспечить нормальное функционирование рыночной системы;

2) решить острые социально экономические проблемы.

Существуют две ситуации резкого нарушения функционирования рыночной системы:

конкурентная рыночная система производит «не те» количества определенных товаров и услуг, которые необходимы обществу (т.е. выделяет «не то» количество ресурсов);

конкурентная рыночная система вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства некоторых товаров и услуг.

Внешние эффекты

Первая ситуация связана с наличием внешних эффектов.

Внешний эффект (экстерналия) возникает тогда, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с потреблением или производством товара, «перемещаются» к лицам, которые не являются ни покупателями, ни продавцами (производителями) данного вида товаров. Они, следовательно, не могут найти отражение в кривых спроса и предложения данного вида товаров.

Другими словами, рынок не в состоянии уловить все издержки или выгоды, которые возникают при производстве или потреблении какого-либо товара: они возникают «вне» рынка. Таким образом, рынок не в состоянии выделить оптимальное количество ресурсов для производства оптимального, с точки зрения общества, количества товаров.

Экстерналии возникают как в связи с производством товаров и услуг (отрицательные), так и в связи с потреблением (положительные).

Внешние эффекты, связанные с производством, возникают при производстве некоторых товаров, если частные издержки фирм (частные издержки отражает кривая S на рис. 9.3) меньше издержек общества в целом ^обществ).

Примером отрицательных внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды металлургической, химической промышленностью и т.п. Рис. 9.3 показывает, что если бы все издержки были отражены кривой предложения ^обществ), то оптимальный для общества объем продукции был бы меньше (бот™ < Qe), чем производят фирмы, следовательно и загрязнение окружающей среды было бы меньше. Государство может решить эту проблему двумя путями:

установить в законодательном порядке нормы загрязнения, вынуждая фирмы строить очистные сооружения (что вызовет увеличение их издержек и сокращение предложения) и штрафуя их за нарушения;

ввести особый косвенный налог (налог Пигу), который увеличивает издержки фирмы и сдвигает кривую предложения влево (на рис. 9.4 из положения S в положение Sr, Tналог).

Второй способ дает возможность трансформировать внешние эффекты во внутренние издержки производства (этот способ называется интернализацией). Некоторые экономисты полагают, что этот способ решения проблемы внешних эффектов предпочтительнее. Во-первых, он связан с использованием государством рыночных методов воздействия (следовательно, исключает коррупцию). Во-вторых, средства, собираемые в виде налога, позволяют государству самому осуществлять расходы на защиту окружающей среды. В обоих случаях объем ресурсов, направляемых в эти отрасли, сократится.

Внешние эффекты, связанные с потреблением, возникают в тех случаях, когда выгоды, получаемые обществом от потребления людьми тех или иных товаров и услуг, не могут быть в полной мере отражены рыночной кривой спроса (на рис. 9.5 Do6l4ecra. > D), следовательно, рынок выделяет слишком мало ресурсов и не может обеспечить производство оптимального объема продукции (Qe < боптим. на рис. 9.5).

Государство может использовать один из двух вариантов ин-тернализации положительных внешних эффектов:

1) субсидирование потребителей для увеличения спроса (рыночная кривая спроса на рис. 9.5 сдвинется вправо в положение Do6l4ecra,5 равновесная цена повысится до Р° ,что обеспечит производство рынком боптим.);

2) субсидирование производителей для увеличения предложения (кривая S на рис. 9.6 сдвинется вправо, равновесная цена упадет, Q вырастет до оптимального значения).

Если положительные внешние эффекты очень высоки, то государство может превратить данные отрасли в свою собственность или взять на себя их финансирование (продукция таких отраслей называется квазиобщественными благами). Примерами таких отраслей являются:

государственное здравоохранение;

государственное жилищное строительство;

библиотеки, музеи, улицы, автомагистрали и т.д.

Общественные блага

Вторая ситуация нарушения функционирования рыночного механизма обусловлена тем, что конкурентные рынки вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства общественных благ.

Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену).

Но существуют товары и услуги, которые неделимы и не подвержены принципу исключения общественные блага. (На квазиобщественные блага распространяется принцип исключения, но они неделимы.)

Кроме того, выгоды от частных благ реализуются в результате их потребления, а от общественных благ в результате их производства. Наиболее типичные примеры общественных благ:

национальная оборона;

охрана окружающей среды;

национальные парки и др.

Ресурсы, необходимые для производства общественных (и квазиобщественных) благ, выделяются на основе политических решений и финансируются из государственного бюджета (за счет налогов).

Рынок - это эффективный механизм регулирования производства и цен, распределения ограниченных ресурсов. Однако возможности рынка ограничены, рыночный механизм имеет существенные "дефекты" и в ряде случаев рынок терпит "фиаско". Рынок способен эффективно удовлетворять только те потребности в товарах и услугах, которые подтверждены деньгами покупателей, их платежеспособным спросом и производство которых обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

Практика XX века показала, что саморегулирующаяся рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, которая, по выражению Адама Смита, направлялась "невидимой рукой" рынка, сама по себе больше не способна обеспечить эффективное, безкризове функционирования индустриальной экономики, что особенно ярко показала "Великая депрессия" 30-х годов (мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.).

В этих условиях возникла объективная необходимость дополнить "невидимую руку" рынка "видимой рукой" государства. В результате на Западе постепенно сформировалась система государственного макроэкономического регулирования рыночной экономики.

Основная задача государственного регулирования - устранить "дефекты" рынке, ограничить рыночную стихию, компенсировать ограниченность рыночного механизма саморегулирования по преодолению экономических спадов, инфляции, безработицы.

Следует подчеркнуть, что государство не подменяет рынок, а лишь создает условия для его эффективного функционирования.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется только в пределах, очерченных частной собственностью на средства производства, которая была и остается экономической основой рыночной системы, хотя отношения частной собственности в XX веке и подверглись существенной модификации.

Основная цель государственного макроэкономического регулирования заключается в том, чтобы обеспечить общие условия общественного воспроизводства, установить "общие правила игры" для всех хозяйствующих субъектов и обеспечить эффективный контроль за их выполнением.

Именно на основе гибкого сочетания рыночного саморегулирования и государственного макроэкономического регулирования в XX столетии возникла качественно новая экономическая система - смешанная экономика, которая сейчас существует во всех экономически развитых западных странах.

Несовершенная конкуренция. Характеризуя механизм рыночного саморегулирования, невозможно не остановиться отдельно на главном инструменте, который обеспечивает условия его функционирования, - конкуренции.

Обеспечивая себе стабильность и избавляясь от давления соперничества, фирмы часто сливаются со своими соперниками. Следовательно, появляется реальная угроза образования монополий.

Поэтому отсутствие или ограничение конкуренции, несомненно, приводит к повышению цен, нерационального расходования ограниченных ресурсов, снижение уровня жизни, так как население может позволить себе покупать меньше товаров и услуг по монопольным ценам.

Проблемы, связанные с информацией (недостаточная, неполная или асимметричная информация).

Не будучи хорошо информированными, главные действующие лица рынка - потребители, наемные работники, предприниматели - могут принимать решения, которые не отвечают их собственным интересам.

Если эти решения основываются на неадекватной и недоброкачественной информации, то рынки не будут работать так, как надо. Другими словами, рыночный механизм не будет эффективно распределять ограниченные экономические ресурсы, товары и услуги.

Так, потребители например, могут быть недостаточно информированными о качестве товаров и услуг, которые они покупают, или о наличии других товаров, которые могут удовлетворять их потребности и способствовать максимизации общей полезности потребителей.

Те рабочие что потеряли свои рабочие места, и стали безработными, могут не знать о наличии вакансии на других рынках труда.

Предприниматели также могут не обладать информацией, например, об изменениях в деловой активности и др.

Кроме этого, современные экономики являются настолько сложными системами, что достаточно мало людей могут проанализировать и оценить всю необходимую информацию, которая позволяет принимать эффективные решения.

- Ограниченная мобильность ресурсов. Другим фактором, который может привести к сбоям в работе рыночного механизма, является ограниченная мобильность ресурсов.

Например, работники отрасли находится в кризисном состоянии, не могут перейти в перспективные отрасли из-за отсутствия нужной квалификации или денежных средств, необходимых для переезда.

Фирмы часто продолжают эксплуатировать устаревшие машины, станки, оборудование до тех пор, пока последние себя не окупят. Это увеличивает расходы на единицу продукции, снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой. В конечном итоге, это лишает деловые фирмы более выгодных инвестиционных возможностей и негативно влияет на эффективность работы рыночного механизма.

- Внешние эффекты. Внешние эффекты (их часто называют побочными последствиями экономической деятельности, затратами или выгодами третьей стороны, екстерналіями, или переливами) выступают другой форме "фиаско" рынке.

Как известно, одной из важнейших функций рыночного механизма является передача информации о альтернативные издержки производителей товаров и услуг.

Рынок делает это с помощью цен. Система цен работает эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям.

Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированности спроса и предложения, отражает уровень альтернативных возможностей участников обмена. В противном случае они используют свои ресурсы в другом месте.

Однако иногда могут возникать ситуации, когда выгоды или потери от производства или потребления товаров или услуг не находят полного отражения в рыночных ценах и создают некоторые побочные эффекты, которые влияют на третью сторону, то есть на субъектов, которые не принимали участия в обмене. Такие ситуации носят название внешних эффектов.

Как известно, рыночные операции - это добровольный обмен, в ходе которого люди обменивают товары за деньги. Например, когда фирма использует ограниченные ресурсы, такие как металл, то она покупает металл у владельца металла на рынке металла.

Однако, много сделок на самом деле имеют место вне рынков. Так, компания, которая производит моющие средства, может сбрасывать вредные отходы своей производственной деятельности в окружающую среду, например, в водоем и загрязнять его для людей, которые купаются или ловят рыбу в этой воде. Эта компания использует чистый ограниченный ресурс - воду и ничего не платит людям, которые страдают от загрязненной воды. Другая компания, напротив, разбивает у своего офиса живописный площадка с прекрасными цветами и местами отдыха для своих рабочих, и люди получают выгоду, любуясь пейзажем и дыша чистым воздухом.

В обоих случаях фирмы или наносят вред или приносят выгоду людям вне рыночными операциями, то есть существует экономическая действие без экономической платы.

Такие результаты экономической деятельности, которые выходят за рамки рыночных отношений называют нерыночными ситуациями.

Понятие "внешний эффект" используется постольку, поскольку эти влияния (на доходы или расходы) являются как бы внешними для рыночной системы.

Внешние эффекты возникают тогда, когда какая-то деятельность, связанная с производством или потреблением товаров и услуг, осуществляет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, что не отображается ценам.

Иначе говоря, внешние эффекты - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые, влияя на другие хозяйственные субъекты, не регулируется рыночным механизмом.

Итак, внешние эффекты - это благоприятные или неблагоприятные побочные последствия, возникающие в результате воздействия производства или потребления товаров и услуг на благосостояние людей, и которые прямо не вовлечены в рыночный обмен.

Таким образом, внешние эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимального размещения благ в экономике.

в Зависимости от характера влияния на другие хозяйственные субъекты экономисты различают отрицательные внешние эффекты, негативно влияют на хозяйственную деятельность других субъектов (отрицательные внешние эффекты еще называют "расходами третьей стороны") и положительные внешние эффекты, что создают для других субъектов дополнительный полезный эффект, который ничего не стоит (положительные внешние эффекты часто называют "удобствами третьей стороны").

Общественные товары и услуги. Потенциальным источником "неудач" рынка является существование товаров и услуг общественного потребления, или общественных товаров.

Анализируя поведение потребителей и производителей, мы исходили из того, что большинство товаров и услуг, которые производят и обменивают на рынке, является товарами индивидуального потребления, предназначенные для индивидуального потребления отдельным лицом или семьей (домохозяйством).

Товары индивидуального потребления имеют два основных свойства. Этими стандартными свойствами являются конкуренция и исключительность.

Конкуренция означает, что и количество товара, которую потребляю я, не может быть потреблена другим. Потребление товара каждым конкурентным лицом уменьшает количество товара, имеющееся для потребления другими лицами.

Исключительность означает, что меня могут не допустить к потреблению определенного товара или услуги. Производители или продавцы подобного товара могут отказать потенциальному потребителю в тех случаях, когда он пытается потреблять товар, не платя за данный товар установленную цену.

Если товар является конкурентным и исключительным, то он имеет название чистого индивидуального или чистого частного блага.

Некоторые товары не являются ни конкурентными, ни исключительными. Такие товары выступают как общественные товары.

Общественные товары - это такие товары и услуги, которым присущи две особенности: совместное потребление и невозможность исключения из процесса потребления. Иначе говоря, общественные товары имеют две характерные черты: неконкурентность и не исключительность.

Неконкурентность заключается в том, что потребление таких товаров или услуг одним лицом или семьей не уменьшает их полезности для других. Это также называется свойством потребления без соперничества, или совместным потреблением.

Неконкурентность означает, что имеет место относительно равномерное потребление таких благ всеми членами общества без дополнительных затрат. Так, предельная стоимость предоставления права пользования общественным благом еще одному дополнительному потребителю будет нулевой. Например, рождение еще одного человека вряд ли увеличит расходы на национальную оборону.

Появление еще одного корабля возле морского побережья также не требует дополнительных затрат для выполнения маяком своих функций.

не исключительность означает, что не существует возможностей запретить потребление общественными благами какого-либо только на том основании, что он за них не заплатил.

Неконкурентный и неисключительный товар имеет название чистого общественного блага.

Примером чистого общественного блага может быть национальная оборона. Армия охраняет всю страну от внешнего вмешательства. Обеспечения обороны одного лица не означает, что оборона других граждан страны будет меньше, потому что все население страны пользуется этой услугой совместно. Каждый гражданин страны автоматически попадает под защиту государства и даже те из них, которые не желают этого, поскольку не существует механизма исключить последних.

Представим себе, что произойдет, когда армия перейдет к сугубо рыночным методам хозяйствования.

Ни один частный предприниматель не сможет продавать оборону гражданам страны и оставаться в бизнесе. Невозможно продавать оборонные услуги тем, кто этого желает, и отказывать тем, кто за это не платит. А если защиту можно получить бесплатно, то зачем платить? Это известная проблема "безбилетника" (или "зайца", или "фрирайдера") - как на транспорте. Подобная проблема возникает и в ситуациях, связанных с предоставлением общественных товаров и услуг.

Итак, общественный товар национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана, судебная система и др.) не могут выступать на рынке как обычный частный товар, цена которого определяется на основе спроса и предложения.

Во всех странах эти товары должны обеспечиваться государством, поскольку ни одна частная фирма не имеет экономических стимулов предоставлять такие товары и услуги, в то время, как каждый из нас нуждается,

Затраты на все эти виды деятельности, связанные с предоставлением общественных товаров и услуг, призванная осуществлять государство, направляя через государственный бюджет необходимые ресурсы. Граждане должны платить за них, внося свои платежи в бюджет в виде налогов. Налоги напоминают цену, которую граждане платят за общественные товары, однако налоги существенно отличаются от цены, поскольку они не являются добровольными.

Необходимо также отметить, что наряду с чисто общественными товарами могут существовать и товары, которые являются неконкурентными, но исключительными, другие являются неисключительными, но конкурентными, то есть существуют смешанные блага.

Смешанное благо - это благо, которое сочетает в себе черты как частного, так и общественного блага.

К ним, в частности можно отнести насущные блага (достаточные блага), то есть такие блага, потребление которых считается необходимым увеличить (среднее и высшее образование, музеи, библиотеки, национальные парки и др.).

На такие блага можно установить цену, и они могут поставляться частным сектором.

Однако все эти блага несут в себе значительные внешние выгоды, а это, как известно, приводит к тому, что рыночная система, прежде всего частный сектор, не будет производить такие блага в достаточном количестве. Поэтому государство берет на себя их производство и финансирование, чтобы не допускать возможного возникновения дефицита таких товаров, в которых заинтересовано все общество.

Слабости (несостоятельность) рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Причины слабостей (несостоятельности) рынка :

1. никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

2. невозможность сговоров среди продавцов, с одной стороны, и покупателей, с другой, с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

3. всем участникам рынка должна быть доступа полная информация о положении дел на нем;

4. невозможность вмешательства государства или общественных организаций в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Формы проявления слабости рынка :

    возможности в монополизации рынков;

    трудности в создании общественных благ;

    неравенство в доходах или богатств;

    наличие внешних эффектов.

12. 6. Внешние эффекты. Теорема Коуза

В нешние эффекты (экстерналии) - эффекты (последствия) производства или потреб­ления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражено в цене этого блага.

Внешние эффекты бывают отрицательные (издержки) и положительные (выгоды).

Отрицательные внешние эффекты - это те издержки, которые фирма перекладывает на другие предприятия или общество в целом.

Напри­мер: предприятие загрязняет атмосферу своими выбросами, сбрасывает в близлежащие водоемы свои отходы. Вследствие этого:

    население болеет. За лечение платят либо сами люди, либо государство берет на себя расходы по очистке воды, почвы, по переработке отходов и пр.

    рыболовецкие предприятия несут большие убытки от загрязнения водоемов отходами производства. Они либо смиряются с убытками, либо организуют собственную охрану, службу безопасности, сами очищают загрязненное другими, либо пытаются лобби­ровать во властных структурах, чтобы те изменили законодательство так, чтобы в будущем нести меньше убытков.

Расходы на уменьшение вреда, причиняемого другими - это интернализация внешних издержек (превра­щение их из внешних во внутренние).

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

    административно - законодательный контроль;

    косвенное вмешательство государства или создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.);

Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске (рис 12.2).

Рис 12.2. Отрицательные внешние эффекты

    MPC – предельные частные издержки;

    MЕC = t – предельные внешние издержки;

    MSC = MPC + MЕC – предельные общественные издержки;

    MSB – предельные общественные выгоды;

    MSB = MPC – рыночное равновесие;

    Q p – объем выпуска без очистных сооружений при цене Pp.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта продукции производится в большем по сравнению с эффективным объеме, но по низким ценам. Если удалось бы превратить внешние издержки во внутренние, то объем выпуска сократился бы до QS при росте цены до PS (MSB = MSC).

Положительные внешние эффекты – эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного предприятия приносит выгоды другим или обществу в целом. Так, при бесплатном качественном образовании (расходы государства, родителей детей и студентов) предприниматели (особенно иностранные) получают более производительную рабочую силу, использование которой даёт больше дохода (рис 7.2.2).

Рис. 12.3. Положительные внешние эффекты

    MPB – предельные частные выгоды;

    MЕB = G – корректирующая субсидия;

    MSB= MPB + MЕB – предельные общественные выгоды;

    MSC – предельные общественные издержки.

При наличии положительного внешнего эффекта продукции Qp продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме QG, (т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами).

Теорема Коуза - концепция, согласно которой проблемы внешних эффектов могут быть эффективно решены путем прямых соглашений между заинтересованными сторонами и не требуют государственного вмешательства при условии, если:

    права собственности четко определены;

    стоимость сделки относительно невелика;

    сделка вовлекает небольшое число сторон.

Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Новое на сайте

>

Самое популярное