Домой Кредитные карты Экономико-географическая характеристика региона зарубежной европы. Экономико-географическое положение зарубежной европы

Экономико-географическая характеристика региона зарубежной европы. Экономико-географическое положение зарубежной европы

Европейскую территорию, которая находится за пределами стран бывшего СНГ, обычно называют «зарубежной Европой». Она состоит из четырех десятков стран, связанных друг с другом целым букетом исторических и политических отношений. Территория зарубежной Европы составляет порядка 5,4 млн квадратных километров, а население - более 500 млн человек. Данный район, безусловно, является одним из центров мировой цивилизации и занимает важное место в мировой политике. Сегодня мы с вами поговорим на такую тему, как общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс школьной программы предполагает рассмотрение этой темы. Давайте вспомним, чему нас учили в школе, и почерпнем для себя что-то новое!

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство. Скорый поезд проезжает сквозь эту страну всего за 140 минут. Таких государств в Европе большинство. Именно поэтому во многих из них отсутствует такое понятие, как спальный вагон.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения имеют две основные черты. Первая из них - соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей. Вторая черта - приморское положение основного количества стран Европы. Многие из них находятся недалеко от самых оживленных водных путей. Жизнь таких государств, как Англия, Нидерланды, Дания, Исландия, Португалия, Норвегия, Италия и Греция, с древнейших времен тесно связана с морем.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Природа и ресурсы

Создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных - бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство. Единственная проблема - нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы - Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги "География" (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная - к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли. Плотность населения здесь составляет более 100 человек на 1 квадратный километр. Размещение определяет главным образом география народов. По уровню урбанизации Европа также занимает высокие позиции. В городах в среднем проживает около 78% населения. Есть страны, в которых эта цифра доходит до 90%.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав - растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

11 класс школьной программы разбирает такие вопросы поверхностно, мы же коснемся их более детально. Как целостный регион, зарубежная Европа имеет мировое первенство по масштабам экспорта товаров, размерам промышленного производства и развитию туризма. В первую очередь экономическая мощь региона держится на таких странах, как: Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» - Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

Промышленность

Ведущая зарубежной Европы - машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность - металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая - в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

Сельское хозяйство

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному. Основные отрасли - растениеводство и животноводство, распространяются по всей Европе и тесно переплетаются друг с другом. Природные и исторические условия вызвали образование таких видов сельского хозяйства: североевропейское, среднеевропейское и южноевропейское.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы - побережье Средиземного моря. Обычно каждое государство имеет свою специализацию сельского хозяйства. К примеру, Голландия славится выращиванием цветов, Франция и Швейцария - производством сыра, и так далее.

Туризм

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе - горный и морской.

Транспортное сообщение

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов. В местах, где сухопутные и водные пути пересекаются, возникли транспортные узлы, которые превратились со временем в настоящие портовопромышленные комплексы. К примеру, ежегодно отгружает порядка 350 млн тонн.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Защита окружающей среды

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие - с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи - с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые - с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

Заключение

Сегодня темой нашего разговора стала общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс - время, когда на плечи школьников падает огромная нагрузка, поэтому многие фундаментальные вещи они упускают из виду. Мы напомнили себе все, что могло быть забыто, и почерпнули что-то новое на тему "Общая характеристика зарубежной Европы". Презентация (11 класс) с помощью этой статьи станет простой задачей для любого школьника.

Европа - самая маленькая и вместе с тем самая «тесная» часть света в мире. Её ближайший сосед - Азия, и вместе они образуют самый большой материк - Евразия. Но сегодня в центре внимания - Зарубежная Европа.

Общие сведения

Существуют различные подходы к делению Европы на регионы. До конца 80-х годов прошлого столетия в истории и географии под термином «Западная Европа» понималась совокупность независимых европейских государств, которые после окончания Второй Мировой войны продолжили капиталистическое развитие. Их насчитывалось 32, и противовесом им служили страны социалистического лагеря - Восточная Европа. В 1991 году после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) появилось новое понятие «Зарубежная Европа».

Оно объединяет 40 стран, расположенных на территории Европы, кроме тех, которые входят в состав СНГ.

Географическое положение Зарубежной Европы

Говоря о физико-географической положении Зарубежной Европы, следует сказать, что она занимает достаточно компактную в масштабе земного шара территорию: её общая площадь составляет 5,4 млн. кв. км. Остров Шпицберген является крайней точкой на севере, а остров Крит - на юге. Протяженность региона с севера на юг составляет 5000 км, а с запада на восток - 3000 км. Зарубежная Европа с трёх сторон омывается водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов и их морями. Береговая линия очень изрезана. На большей части территории преобладают равнины, и только около 17 % занимают горы. Среди них основные - Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, горы на Балканском и Скандинавском полуостровах. В данном регионе господствуют четыре климатических пояса, которые постепенно сменяют друг друга с севера на юг:

  • арктический (арктические острова Европы) : здесь «правит» морской арктический климат с очень морозной зимой и холодным летом;
  • субарктический (Исландия и северное побережье материковой Европы) : характеризуется преобладанием морского субарктического типа климата с холодной, местами мягкой зимой и прохладным летом с сильными западными ветрами;
  • умеренный (Британские острова, большая часть материковой Европы) : здесь выделяют два типа климата - морской умеренный и континентальный умеренный.
  • субтропический (южная средиземноморская часть Европы) : характерным для этих широт типом климата является средиземноморский с тёплой зимой и сухим, жарким летом.

Рис. 1 Регионы Зарубежной Европы

Региональное деление

Географически Зарубежная Европа делится на четыре региона по сторонам света: Северная, Южная, Западная и Восточная. Однако, в последнее время помимо Северной, Южной и Западной Европы в обиходе географов появились новые термины - Центрально-Восточная и Восточная Европа. К последней как раз и относятся Украина, Белоруссия, Молдова и Россия - страны, входящие в СНГ. Сколько государств, и к каким регионам Зарубежной Европы «зачисляются», кратко изложено в следующей таблице:

Северная Европа

Южная Европа


Западная Европа

Центрально-Восточная Европа

Финляндия

Исландия

Норвегия

Сан-Марино

Гибралтар

Португалия

Швейцария

Германия

Нидерланды

Великобритания

Ирландия

Лихтенштейн

Люксембург

Хорватия

Словения

Словакия

Сербия и Черногория

Македония

Болгария

Рис. 2 Современные лидеры стран «Большой семёрки»

Экономическое развитие

Зарубежная Европа принадлежит к числу наиболее экономически развитых районов в мире. Как в политическом плане, так и в отраслевой и территориальной структуре хозяйства региона наблюдается разнообразие и насыщенность. Если Зарубежную Европу представить в виде большого четырёхэтажного многоквартирного дома, то на самом нижнем окажутся страны с переходной экономикой: Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения. На втором и на третьем - развитые страны с рыночной экономикой: Испания, Греция, Дания, Норвегия, Исландия и другие. Однако их уровень экономического и социального развития ещё не достиг высокой планки лидеров, к которым относятся «соседи» с верхнего этажа - Великобритания, Германия, Франция и Италия. Именно на них приходится около 70% совокупного объема ВВП. Они же и являются участниками «Группы семи» или «Большой семёрки» – объединения семи ведущих экономически развитых стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Лидеры данных государств ежегодно собираются для обсуждения не только проблем Зарубежной Европы, а насущных вопросов, стоящих перед человечеством: политических, военных (всеобщая безопасность, терроризм, причины обострения локальных конфликтов), социальных (защита прав человека, поддержка и условия сотрудничества с развивающимися странами), экологических (глобальное потепление, изменение климата) и экономических (наука и финансы, рыночное регулирование, размеры импорта и экспорта).

Особенности

Среди множества особенностей Зарубежной Европы стоит отметить одно важное - наличие «Центральной оси развития». Под данным термином подразумевается западноевропейская часть протяженностью 1600 км, которая, по сути, является центром, сердцевиной Старого Света с наибольшим сосредоточением населения (300 человек на 1 км2)и основных отраслей хозяйства. Условная граница «оси» берет своё начало из Манчестера, далее «несётся» через Гамбург, Венецию, Марсель и вновь возвращается в Гамбург, образуя петлю по форме напоминающую банан. Она охватывает большой участок Европы, включающий следующие части: регионы Великобритании, западные земли Германии, север и юг Франции, Швейцарию и север Италии.

Если посмотреть на карту Европы, то можно увидеть что на территории «Центральной оси развития» расположены «мировые центры» – Лондон и Париж, в каждом из которых размещены около тридцати штаб-квартир самых крупных корпораций. Кроме того, она является местом концентрации более половины всего промышленного потенциала Европы: угольно-металлургические предприятия, общее машиностроение, автомобилестроение, предприятия химической промышленности, новейшие наукоемкие производства, портово-промышленные комплексы и многое другое.

Рис. 3 “Центральная ось развития” Европы

Что мы узнали?

Особенности Зарубежной Европы - под прицелом нашего внимания. После рассмотрения этой темы по географии за 10 класс и 11 класс приходим к следующему выводу: сравнительно небольшая по площади территория на огромном континенте является одной из самых успешных, развитых по качеству жизни населения, по структуре производства, по масштабам экономической деятельности и уровню технологического развития. Способствовало тому множество факторов: географическое положение, благоприятные природные условия, небольшие размеры стран и их близкое соседство, и многое другое.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 554.

1) Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.

ЭГП стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами : соседским положением этих стран по отношению друг к другу и приморским положением подавляющего большинства стран.

В северной части распространены рудные и топливные полезные ископаемые . В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения. Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.
Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам.
Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции . Теперь здесь насчитывается 12 - 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно : подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Но также немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.
Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство.
Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира.

2) Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма .
Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.
Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция . В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения.

3) Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение очень рассредоточено.
Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты, но произошел сдвиг "к нефти".
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России.
Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.
Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия).
Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.
Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии.
Легкая промышленность утратила свое былое значение и смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы.
Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

4) Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Европы и его типы.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание молочного животноводства , а в растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов .
Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы».
Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

5) Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок немного уступает США и России, а по обеспеченности транспортной сетью занимает 1-е место в мире. Характерно бурное развитие автомобильного транспорта. Сеть железных дорог сокращается. Конфигурацию транспортной сети образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
Речные пути имеют также меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление.
В местах пересечения сухопутных и водных путей возникли крупные транспортные узлы (морские порты) - Роттердам, Марсель, Гавр, Гамбург, Лондон и др., превратившиеся в портово-промышленные комплексы.

6) Субрегионы зарубежной Европы.

7) Федеративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.
ФРГ - самое мощное в экономическом отношении государство Зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой восьмерки» стран Запада.
Особенности ЭГП : центральность, расположение на перекрестке торгово-транспортных путей, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям, соседство с 9 странами Европы.
Самая большая по численности населения страна зарубежной Европы (230 чел на 1 км2).
Хозяйство ФРГ достигло очень высокого уровня развития. По объему ВВП страна уступает только США, Китаю, Японии.
По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире, уступая США, Китаю, Японии. Ключевые отрасли - машиностроение и химическая промышленность.
Сельское хозяйство отличается очень высоким уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства.
В грузообороте и пассажирообороте ведущая роль принадлежит автомобильному транспорту. По территории проложена густая сеть трудопроводов.

Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

Характеристики региона Западной Европы:

1) Экономико-географическое положение :

а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

2) Природные условия и ресурсы:

· рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

· минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

· почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

· земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

· климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

· воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

· водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

· леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

· лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.


· ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

· ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

· рекреационные ресурсы:

· Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

3) Население:

а) численность - свыше 300 млн. человек;

б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

г) преобладание женского населения;

д) старение населения;

е) индоевропейская языковая семья:

· языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

· межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

30-35 % - в промышленности и строительстве;

5-10 % - в сельском хозяйстве.

4) Экономика:

Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

Условия, влияющие на развитие:

Высокий технологический уровень;

Высококвалифицированный персонал;

Наличие уникальных природных ресурсов;

Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

Отрасли промышленности:

а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики .

б) чёрная металлургия:

Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

5) Внутренние различия региона:

Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

Менее развитые: Португалия, Греция.

6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

Зарубежная Европа имеет несколько характерных черт, определяющих ее экономико-географическое положение. Она занимает обширную территорию, простираясь с юга на север на 5 тыс. кв. км, а с запада на восток – на 3 тыс. км.

Основные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы

Эгп Зарубежной Европы определяется двумя факторами. Первый из них – это соседское положение стран относительно друг друга. В Зарубежной Европе преобладают небольшие по своей площади государства, которые либо разделены незначительными расстояниями, либо имеют непосредственные границы. Эти границы обычно проходят по таким природным рубежам, которые не представляют преград для транспортного соединения, благодаря чему транспортные связи между европейскими странами развиты очень хорошо.

Бельгийцы шутят, что на скоростном поезде их страну можно нечаянно пропустить и выйти в соседнем государстве. И в этой шутке есть доля истины – чтобы пересечь эту европейскую страну, достаточно двух часов.

Рис. 1. Бельгийский скоростной поезд.

Второй фактор, определяющий экономико-географическое положение Зарубежной Европы – это приморское положение большинства входящих в нее государств. Они обычно располагаются вблизи оживленный морских путей, которые “владычицы морей”, как правило, сами и прокладывали еще в эпоху Великих географических открытий. И если в восточной части региона нет страны, которая была бы удалена от моря более, чем на 600 километров, то в западной эта цифра еще меньше. Таким образом, эгп стран Зарубежной Европы определяется и их близостью к морским просторам. Есть государства, которые не зря называют “дочерьми морей” – без флота и сопутствующей инфраструктуры их просто невозможно представить. Это и Италия, и Великобритания, и скандинавские страны, и Португалия, и Испания.

Рис. 2. Порт в Ливерпуле.

Основная территория Зарубежной Европы, на которой проживает 9/10 всего населения, удалена от моря не более, чем на триста километров.

Другие факторы

Характеристика Зарубежной Европы не исчерпывается двумя описанными выше главными чертами. Следует отметить и ее выгодное положение для контактов не только внутреннего, но и внешнего характера. Зарубежная Европа не только располагается на стыке с Африкой и Азией, но и не зря называется “большим полуостровом Евразии” – она далеко выдвинута в океан. Это обеспечивает высокий уровень импорта производимых товаров по всему миру.

С географической точки зрения этот регион обычно делят на четыре части – северную, западную, южную и восточную, но экономическая карта выглядит совсем иначе и основывается на расположении источников сырья, сложившихся между странами торговых связях и уровне промышленного развития. Согласно ей Зарубежная Европа также разделена на четыре части по своим особенностям – высокоразвитую, старопромышленную, аграрную и нового освоения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Завод в Эльзасе.

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах – есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках – от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ – они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежное Европы – это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта, и на стыке каких частей света он расположен.

Новое на сайте

>

Самое популярное