Домой Кредитные карты Финансы организаций (субъектов хозяйствования) как основная сфера финансовой системы. Государственный долг является следствием

Финансы организаций (субъектов хозяйствования) как основная сфера финансовой системы. Государственный долг является следствием

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям.

Исходя из специфики финансовых отношений, их делят на 2 крупные сферы:

  1. Финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. Общегосударственные финансы (централизованные).

Внутри этих сфер выделяют ряд звеньев. Определяющим признаком для выделения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений.

И таких крупных субъектов в любом государстве 2:

  1. Субъекты хозяйствования;
  2. Государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между предприятиями по поводу купли-продажи продукции, предприятиями и вышестоящими организациями по поводу образования централизованных фондов, предприятиями и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и получения средств из бюджета, предприятиями и учреждениями банков по поводу получения кредита, его погашения и выплаты процентов.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы хозяйствующих субъектов - это главная сфера финансовой системы и основа общегосударственных финансов. Это связано с тем, что решающая доля национального дохода страны создаётся на предприятиях в процессе производства и которые являются главным источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий включают финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материальной сферы непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятия. Именно здесь создаётся главная часть финансовых ресурсов и весомая доля их с помощью налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Финансы предприятий материального производства включают звенья, которые классифицируются по отраслевой направленности. это финансы отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовки.

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:

  1. финансы образования;
  2. финансы культуры;
  3. финансы здравоохранения и физической культуры;
  4. финансы науки и научного обслуживания;
  5. финансы пассажирского транспорта;
  6. финансы ЖКХ и бытового обслуживания;
  7. финансы общественных организаций;
  8. финансы обороны страны и т.д.

В составе этих 2 групп финансов различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.


Финансы хозяйствующих субъектов с учётом организационно-правовых обстоятельств и в соответствии с гражданским кодексом РБ подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций .

В зависимости от размеров предприятия различают финансы крупных и малых предприятий.

Размер предприятия зависит от численности работников.

В связи с тем что учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги, у них появились элементы коммерческой деятельности, а поэтому их подразделяют на 3 группы:

  1. Финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (коммерческие банки, организации бытового обслуживания, ВУЗы, страховые организации и др.);
  2. Финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные ВУЗы, медицинские учреждения и др.);
  3. Финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.).

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включается государственный бюджет (республиканский и местные), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды и государственный кредит.

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов и расходов.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры.

Основным источником формирования бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части бюджета указываются конкретные направления использования бюджетных средств и их количественные параметры.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны и материальном уровне населения.

При составлении бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности - расходы не должны превышать доходы.

В том случае, если расходы превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит. Это говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.

Нормальным считается дефицит бюджета по отношению к ВВП - 2-3 %, по отношению к национальному доходу - 5 % и по отношению к расходной части - 8-10 %.

Следует отметить, что государственный бюджет является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.

В состав государственного бюджета (республиканского) включаются бюджеты областей и города Минска, которые в совокупности составляют консолидированный бюджет страны.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Вызвано это рядом причин и, прежде всего, ограниченностью финансовых ресурсов. Формирование бюджетных и внебюджетных фондов позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются по целевому назначению.

По своему экономическому содержанию эти фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Мобилизация и использование средств данных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с этим их выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование данных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений в эти фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции, а некоторые из них устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджетные и внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют некоторую самостоятельность.

Общее число бюджетных и внебюджетных фондов определяется правительством.

В РБ в связи с тем, что контроль за расходованием средств этих фондов был недостаточным, некоторые из них были отменены, а другие с 1998 года включены в состав республиканского бюджета.

С 2004 года в состав бюджета включен ФСЗН .

Согласно законодательству, областные и Минский городской советы депутатов могут также формировать целевые бюджетные и внебюджетные фонды (инновационный фонд).

Порядок формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком эти фонды имеют целевое назначение, из этого следует, что использование средств фондов осуществляется в полном объеме.

Государственный кредит.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заёмщиком денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета для выполнения функций государства и наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется госкредит, размещенный внутри страны. Если госкредит размещен в других странах, то это внешний кредит.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами, или финансовый аппарат. Финансовый аппарат - это третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РБ (Ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат (Палата представителей и Совет республики).

Представительные органы в лице Национального собрания рассматривают, обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают Законы о бюджете, о налогах и других сборах в пределах полномочий, определенных Конституцией РБ.

Наряду с Парламентом управление финансами и финансовой системой осуществляет Президент в форме законов, указов, декретов. Они имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РБ. Согласно Ст.107 Конституции РБ, оно разрабатывает и представляет Президенту до внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении и обеспечивает проведение финансовой, кредитной и денежной политики, а также издаёт постановления и распоряжения по финансовым вопросам.

Кроме высших органов государственной исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы:

Министерство финансов;

Министерство по налогам и сборам;

Государственный таможенный комитет;

Комитет по ценным бумагам;

Финансовые управления отраслевых министерств;

Финансовые отделы субъектов хозяйствования.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением «О Министерстве финансов РБ», которое утверждено Советом министров РБ.

Особенность данной сферы финансовой системы состоит в том, что она является частью государственного аппарата, а его нельзя включать в состав финансовых отношений.

Финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения. Он организует из так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на всю экономику страны.

Финансовый рынок.

Переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка. Объективными предпосылками его необходимости являются:

1. Наличие конкуренции, которая требует постоянного совершенствования производственного и интеллектуального потенциала субъектов хозяйствования;

2. Несовпадение потребностей в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этих потребностей.

Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу и эффективное использование временно свободных финансовых средств и перемещение капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.

Существует прямая связь между уровнем доходности и степенью риска.

Понятие «финансовый рынок» является собирательным, т.к. в зависимости от критериев он представляет собой систему отдельных видов финансовых рынков.

I. По региональному критерию:

1. Мировой;

2. Национальный;

3. Региональный.

II. По степени вмешательства государства :

1. Свободный;

2. Регулируемый.

III. По срочности реализации сделок:

1. Рынок с немедленной реализацией сделок;

2. Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде.

IV. По критерию условий обращения финансовых инструментов:

1. Первичный;

2. Вторичный.

V. По критерию организационной формы функционирования:

1. Организованный (биржевой);

2. Неорганизованный (внебиржевой).

VI. По критерию видов обращающихся финансовых активов :

1. Денежно-валютный;

2. Рынок капитала.

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Финансы организаций является важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов организаций осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта , который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Получение и максимизация прибыли – важнейший двигательный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. И в любой финансовой системе будет присутствовать звено «финансов коммерческих организаций» , которые будут включать финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, коммерческих организаций с другими коммерческими организациями, с собственниками организаций, с работниками по стимулированию их труда, с государством по уплате организациями налогов и страховых взносов. Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы будут подчинены основной цели – получению прибыли, ее максимизации и сохранению места на рынке организации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления финансами, и на особенности финансового планирования и контроля.

Однако помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. Это звено финансовой системы будет называться «финансами некоммерческих организаций». В этом звене финансовой системы будут присутствовать финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, но и в виде бюджетного финансирования в различных формах. Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, будет присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства. Эта специфика накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на специфику финансового планирования, особенности осуществления финансового контроля.


Таким образом, внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера «государственные и муниципальные финансы», посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства будет проходить с использованием других форм, методов. У государства будут иные доходы, расходы, финансовые фонды, отличные от тех, которые необходимы организациям или домохозяйствам. И прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций; бюджеты всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия будут определяться государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Иногда и в составе бюджетов некоторых стран часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов внутри бюджетов. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Рисунок Сферы и звенья финансовой системы

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой
связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение.

Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию. В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Так, непосредственные участники общественного воспроизводства - организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства нужной суммой денежных средств. Для субъектов хозяйствования будут характерны финансовые отношения, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, амортизационные отчисления, восполнение недостатка оборотных средств и др. Органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовые ресурсы необходимы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления, будут характерны другие формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве , в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы .

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений. Например, в бывшем Советском Союзе была запрещена предпринимательская деятельность граждан, поэтому в финансовой системе не присутствовали в качестве отдельного звена финансовые отношения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Поэтому далее сначала будут рассмотрены общие подходы к функционированию финансовой системы как совокупности всех финансовых отношений, приведены общие группы финансовых отношений, а затем рассмотрены сферы и звенья финансовой системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В общем виде финансовая система представлена на рис 1.2. Она определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений .

Рис. 1.2 Сферы и звенья финансовой системы

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством 1 . Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например создание резервного фонда акционерными обществами).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений , прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством 2 . Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства 3 . Тем не менее финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке 4 .

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления Требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы , посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов. Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 5 провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления. В 1998 г. Федеральным Собранием Российской Федерации была ратифицирована принятая Советом Европы Хартия местного самоуправления, которая вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. 6 . Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних 7 .

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов встране.

Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов , в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды .

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты .

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

Различия в статусе разных субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т.д.), определенных Конституцией Российской Федерации, определяют различные виды видов бюджетов субъектов РФ. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе России, краевые бюджеты, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов РФ общее количество бюджетов субъектов Федерации составляет 83.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации — местные бюджеты. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации функционирует два звена местных бюджетов: первое звено - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второе звено - бюджеты городских и сельских поселений.

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы - внебюджетных фондов. В 1990-х гг. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.).

Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п. Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.

В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

Одним из основных правовых актов, регламентирующих функционирование государственных внебюджетных фондов в РФ, является Бюджетный кодекс РФ. Он устанавливает общие вопросы функционирования государственных внебюджетных фондов, порядок кассового обслуживания, контроля за их средствами и другие вопросы. Для определения количественных параметров фондов, их доходов и расходов, в Бюджетном кодексе РФ применяется термин «бюджет государственного внебюджетного фонда».

В бюджетах соответствующих внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной, претерпевая изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая система - это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов . Так, в составе финансовой системы СССР в качестве одной из сфер выделялось стра хование 8 . Это объяснялось тем, что в тот период страхование рассматривалось в составе финансов как экономической категории. С развитием рыночных отношений в стране развивались и
сами страховые отношения, усилилась потребность в страховании в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела. Поэтому нами поддерживается та точка зрения, что страхование рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории, несмотря на тесную связь финансовых и страховых отношений, и не включается в состав финансовой системы Российской Федерации 9 .

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами — при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органовместного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране 10 , т.е. имеются два значения понятия «финансовая система». В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений. Органы управления финансами будут рассмотрены в главе 3.

1 Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
2 Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), ст. 6, 69.1, 70, 161, 221.
3 См.: Финансы / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2000. - С. 364
4 В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной иласти.
5 В настоящее время эти федеральные законы утратили силу.
6 Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».
7 До этих преобразований в обществе данная сфера финансовой системы называлась «государственные финансы», (см.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 218.
8 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 20, 167.
9 См.: Страхование / Под ред. В.В. Шахова. - М.: ЮНИТИ, 1997. -С. 17, 18.
10 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 1021-1023; Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -С. 36.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Новое на сайте

>

Самое популярное