Домой Кредитные карты Понятие и содержание налогового регулирования. Доклад: Налоговое регулирование

Понятие и содержание налогового регулирования. Доклад: Налоговое регулирование

ФГОУ СПО “Чебоксарский экономико-технологический колледж”

Доклад на тему:

«Налоговое регулирование»

Выполнил: студент 46ф группы

Евлогиев Артур Олегович

Проверил: преподаватель

Самарина М.В.

Чебоксары

План :

· Основные налоги

· Зарубежный опыт

1. Понятие налогового регулирования

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

2. Методы налогового регулирования

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа,

2. инвестиционный налоговый кредит,

3. налоговые каникулы,

4. налоговая амнистия,

5. налоговые вычеты,

6. выбор и установление налоговых ставок,

7. международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения

В ряде случаев налоговые отношения регулируются не только актами национального налогового законодательства, но и нормами международного права. Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения являются одним из источников международного права. В то же время международные договоры РМ являются также составной частью её национальной правовой системы.
Международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов. Международное двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же объекта обложения или одним и тем же (или схожим) налогом в двух и более странах (в основном это касается дохода и имущества налогоплательщика). Обратная ситуация- уклонение от налогов- возникает, когда ни одно из государств не признает “своим” или объект обложения, или налогоплательщика. Международные договора (соглашения) должны быть ратифицированы в установленном порядке. В соответствии со статьей 2 Закона о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов8 международные акты вступают в силу после обмена ратификационными грамотами или после передачи утвержденных актов на хранение депозитарию в соответствии с нормами международного права либо в любом другом порядке и другие сроки, установленные договаривающимися сторонами.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

3. Функции и принципы налоговой системы

Совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания образуют налоговую систему.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10.Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11.Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12.Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

4. Основные налоги

Федеральные налоги и сборы

(устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации)

Региональные налоги

(устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

Местные налоги

(устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

· налог на добавленную стоимость

· налог на доходы физических лиц

· единый социальный налог

· налог на прибыль организаций

· налог на добычу полезных ископаемых

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

· водный налог

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

· государственная пошлина

· налог на имущество организаций

· налог на игорный бизнес

· транспортный налог

· земельный налог

· налог на имущество физических лиц

5. Роль налоговой политики в экономике

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

Финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

Обеспечивает свою оборону и безопасность;

Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

6. Проблемы налогооблажения в России

Одной из самых острых и нерешённых проблем, стоящих перед нашей страной в последние годы, является проблема, связанная с налогообложением.

Если один из великих классиков говорил, что в России воруют все, то сейчас можно добавить - "В России воруют все и не платят налоги все!"

И, хотя решение этой проблемы напрямую влияет на подъём и развитие экономики, выполнение соц. Проблем - выплата пенсий, пособий, борьба с обнищанием народа, обеспечение конституционных гарантий, связанных с бесплатным образованием, медициной и т. д. Попытки государства решить данную проблему, пока к положительному успеху не привели.

До сих пор:

· законодательная база несовершенна;

· механизм сбора налогов не эффективен;

· соответствующие кадры не имеют должной подготовки;

· по - прежнему теневая экономика процветает;

· коррупция практически пронизывает всё наше общество

То есть, трудность и в то же время важность решения проблемы, связанной с совершенствованием системы налогообложения в России очевидна.

Общая характеристика сложившейся ситуации.

Вроде бы, в стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается.

Долгожданный, наконец - то принятый и действующий ныне (уже более года) Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.

Конечно, на проведение чёткой, продуманной налоговой политики негативно влияет отсутствие экономической программы у государства, чехарда со сменой правительства.

Сейчас, в принципе, в стране благоприятный момент, чтобы значительно уменьшить налоги, т. к. профицит бюджета, благодаря высоким мировым ценам на нефть, позволяет выиграть время, когда поступления в бюджет резко снизятся но делать это надо немедленно, например, сразу после выборов президента.

Это позволит коренным образом изменить налоговую политику, создать условия для подъёма экономики.

7. Зарубежный опыт.

Правовое регулирование налоговых отношений за рубежом отличается от российского. Поэтому целесообразно изучать особенности чужих налоговых систем, и по-возможности внедрять наиболее удачные из них в отечественное законодательство.
Хотя «право платежей» звучит по-русски достаточно плохо, но это точный перевод с которым стоит мириться во избежание фактических ошибок. Действительно право платежей Германии шире, чем налоговое право России, которое является подотраслью финансового права, регулирующей правоотношения, связанные с установлением, введением взиманием и т.д. налогов и сборов, т.к. включает в себя регулирование неналоговых платежей (сборов, взносов, специальных платежей), но уже чем финансовое право, т.к. не содержит положений о бюджете. Понятие налоговое право (Steuerrecht) в Германии так же существует, но включает в себя регулирование только одного вида платежей: налогов, следовательно, оно существенно уже права платежей (российское налоговое право по господствующему мнению включает в себя регулирование, как налогов, так и сборов)

2.Фискальная система ФРГ включает в себя следующие виды платежей:

1) налоги (Steuern);

2) платежи, уплачивающиеся на определенные цели:

а) сборы (Gebueren);

б) взносы (Beitragen);

3)специальныеплатежи(Sonderabgaben).

Вопросы взимания налогов и иных платежей регулируются нормативными актами различного уровня: Основным законом, федеральными законами, законами земель, муниципальными нормативными актами. Большое значение имеет судебная практика и, в особенности, решения Федерального Конституционного Суда.Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня.
Современная налоговая система Великобритании включает:

1. Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпоративный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

2. Местные налоги (на имущество). На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний – 19%. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2%.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяется на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство в помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом. Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. Налоговое законодательство в Великобритании утверждается правительством.
Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – тайному совету, министрам и Управлению внутренних доходов. Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующим трем уровням власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов; и нижнего, где собираются налоги, поступающего в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству,а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательством штатов.Правоотношения, возникающие в сфере налогового законодательства, сложны и многогранны. Не секрет, что большинство налоговых правоотношений носят конфликтный характер. Но способы защиты прав участников налоговых правоотношений различны в России и за рубежом.
В соответствии с НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц, если такие акты, действия или бездействия нарушают его права. Права участников налоговых отношений могут быть защищены путём обжалования выше указанных актов, действий или бездействий в вышестоящий налоговый орган или суд. В настоящее время арбитражные суды РФ «завалены» налоговыми спорами. Следует отметить, что процесс разбирательства в суде занимает много времени (в среднем занимает от 1 до 3-х лет). Во многих же странах Европы, в США давно существуют специально уполномоченные органы и механизмы по разрешению конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами во внесудебном порядке.Например, законодательством Германии закреплен обязательный порядок досудебного урегулирования налогового спора, соблюдение такого порядка является обязательным условием принятия дела к рассмотрению в суде. При этом в Германии созданы специальные налоговые суды (по своей сути это суды административные), которым подведомственны все споры, возникающие в области налогообложения. В противоположность налоговому законодательству России, в котором вся нагрузка при урегулировании противоречий между налоговыми органами и налогоплательщиками ложится на суды, законодательство Германии нацелено на мирное разрешение налоговых конфликтов, до суда дело доходит только в крайнем случае.

Во Франции при всей сложности налогового законодательства (Налоговый кодекс Франции включает в себя более 4000 статей, вместе с дополнениями и разъяснениями содержит более полутора тысяч страниц) существует множество способов для налоговых органов по взысканию налоговых платежей (например, совместная работа с полицией), а также большое количество возможностей для налогоплательщиков по оспариванию актов налоговых органов. И. только как крайний случай используется возможность рассмотрения возникшего конфликта в суде.

В соединенных Штатах Америки имеется интересный опыт по проведению программы «Налоговая амнистия». Суть кампании состоит в том, что налоговыми управлениями штатов разрешается налогоплательщикам, которые в свое время включили в отчет или декларацию неполную сумму налогов или вообще не посчитали нужным их заполнять, предоставить такие документы и уплатить причитающиеся налоги после истечения срока их уплаты. При этом не предусматривается никаких штрафов за просроченную уплату налога, никаких процентов на налоговую сумму, никаких вопросов провинившемуся о причинах задержки не задается. Тем, кто воспользуется милосердием властей штата, достаточно заполнить несложный формуляр и, приложив к нему чек или платежное поручительство на нужную сумму, отправить его в налоговое управление. При потраченных в одну из таких кампаний из бюджета 10 млн. долларов на рекламу в прессе, почтовые отправления, обработку почты и размещение присланных чеков реальная сумма полученных налогов составила 125 млн. долларов.

Следует отметить, что 2007 году в России была объявлена налоговая амнистия. Вряд ли результаты мероприятия, проводившегося с 1 марта по 31 декабря 2007 года можно назвать сверхуспешными, хотя и полного провала, который можно было ожидать за месяц до его окончания, тоже не состоялось. Налоговая амнистия принесла бюджету 3,665 млрд рублей. Перед стартом налоговой амнистии, сообщалось, что данная акция может принести до 200 млрд рублей.

8. Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

Снижение налогов в условиях кризиса - это абсолютно необходимая мера. Многие страны мира, в том числе и Россия, используют сегодня налоговые послабления, чтобы сдержать падение темпов экономического роста. Россия уже приняла меры налогового стимулирования в объеме 1 трлн. рублей.

Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральными законами от 26.11. 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30.12. 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят пакет антикризисных мер, связанных со снижением налогов.

Главная антикризисная налоговая мера - снижение налога на прибыль с 24% до 20% за счет части налога, поступающей в федеральный бюджет. При этом региональные власти получили право снизить этот налог за счет своей части.

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2009 года действовала налоговая ставка в размере 24 процентов. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачислялась в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачислялась в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые послабления отразятся, прежде всего, на федеральном бюджете, так как возможности большинства регионов весьма ограничены.

Однако в российских условиях снижение налогов во многих случаях более эффективно, чем прямая финансовая помощь государства. При этом сейчас очень сложно оценить, какой эффект окажет снижение налога на прибыль организаций на их экономическую активность. По расчетам Министра финансов Алексея Кудрина, в результате снижения налога на прибыль предприятия получат в 2009 году около 400 млрд. руб. дополнительных средств.

Во-вторых, организации получили возможность внеочередного и оперативного перехода с авансового способа уплаты этого налога на уплату по фактически полученной прибыли

Изменение способа уплаты налога на прибыль должно оказать положительное воздействие на ликвидность не только организаций, но и всей банковской системы. При переходе на уплату по фактической прибыли объем налога на прибыль может сократиться в два раза.

Кроме того, значительно улучшаются условия амортизации за счет повышения с 10 до 30% амортизационной премии.

В частности, разрешается единовременно включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам.

Предусмотрены налоговые послабления и для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Регионы получили возможность устанавливать пониженную ставку налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка может снижаться с 15% до 5%).

Снижение ставки налога в первую очередь направлено на поддержку предприятий реального сектора экономики, на увеличение их оборотных средств. Новый закон позволит десяткам тысяч малых предприятий не уйти в «тень», а цивилизованно платить налоги в условиях кризиса. Если же налоговое бремя для малого бизнеса оставить прежним, выпадения бюджета будут более ощутимыми, чем при снижении ставки налога.

Другая важная антикризисная мера предусматривает увеличение в два раза (с 1 млн. до 2 млн. рублей) размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с суммы, уплаченной за новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты (доли в них). Данная норма имеет обратную силу - она начала действовать с 1 января 2008 года. Покупатель квартиры теперь сможет получить из бюджета 260 тыс. руб. Таким образом, люди, купившие квартиру в 2008 году, смогут рассчитывать на дополнительные 130 тыс. руб. Для многих заемщиков лишние 130 тыс. руб. - это несколько месячных платежей по ипотечным кредитам. Поэтому эта мера правительства, помимо поддержки совокупного спроса и в частности спроса на квартиры, поможет несколько сгладить проблему задолженности по ипотечным кредитам.

Либерализации подверглась и часть первая Налогового кодекса. Так, вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

Пакет антикризисных мер содержит норму, позволяющую принимать решение о предоставлении предприятию отсрочки по уплате налогов на сумму, превышающую 10 млрд. рублей, если единовременная уплата данной суммы может привести к угрозе существования такого предприятия или серьезным социально-экономическим последствиям.

Также изменяется порядок введения в действие норм Налогового кодекса. Документ отменяет обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика - они смогут вступать в силу с момента опубликования.

Кроме того, устанавливается обязанность налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Основаниями для этого могут служить вынесение в отношении налогоплательщика решения о взыскании налога, а также непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности.

Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В.Путина от 17.11.2008 №1662-р.

В соответствии с этим документом Правительству предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:

Осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;

Провести реформу налогового контроля за трансфертными ценами;

Упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам;

Создать эффективную систему налогообложения недвижимости;

Уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов и другие меры.

Список использованной литературы :

1. Справочно-правовая система «Гарант»

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов, Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Нашина, ЮНИТИ, 2000

4. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие, Финансы и статистика, 1999

5. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов, Финансы, ЮНИТИ, 1998

6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение, ИНФРА-М, 1998

7. Перов А. В. Налоги и налогообложение, Юрайт-издат, 2009.

8. Николаев М. К. Концепция реформирования налоговой системы, Экономист, 2008

9. Т. Г. Морозова, Государственное регулирование экономики, Юнити-Дана,2002

Исходя из предыдущей главы, можно сделать вывод, что суть налогов в практическом значении сводится к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна решать определенные задачи: способствовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Следует отметить, что если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Налоговое регулирование - это, прежде всего, меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Следовательно, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Кроме того, налоги помогают направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Наглядно такие ситуации можно показать на кривой Лаффера. (рис.1)

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, уменьшает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый "эффект Лаффера", графическим отражением которого служит "Кривая Лаффера".

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм налоговых поступлений от ставок налога.

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (T), по горизонтальной -- значения ставок подоходного налога (r).

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

Рис. 1

В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Tb < Tа).

Смысл "эффекта Лаффера" состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями во внебюджетные государственные фонды; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Основными задачами налогового регулирования являются:

· формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

· составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;

· разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

· осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Налоговое регулирование предприятий является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства.

Транскрипт

1 УДК [ :336.22](477) Мыскина О.О., заместитель декана факультета экономики и налогообложения по воспитательной работе Национального университета государственной налоговой службы Украины, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения (Украина, г. Ирпень) НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье раскрыта сущность налогового регулирования, исследованы научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществлена систематизация инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная деятельность, налоговые льготы, государственное регулирование. Понятие налоговое регулирование в науке и на практике начало использоваться с момента обоснования учеными важности регулирующей функции налогов. В труде Эволюция конституционно-правового компромисса общества и государства Р.О. Гаврилюк обращает внимание, что с конца XVIII века в конституциях стран (проанализировано 49 действующих конституций Европы и 35 действующих конституций государств Америки) в части положений о налогах происходит изменение целей налогообложения «от потребностей обеспечения публичных интересов к потребностям обеспечения государственного управления» . Результаты основательных исследований функций налогов, которые осуществили В.Л. Андрущенко , Ю.Б. Иванов , В.М. Мельник , П.В. Мельник , Ф.О. Ярошенко и другие, свидетельствуют о том, что история развития налогообложения осуществляется путем роста роли регулирующей функции налогов. По этому поводу Ю.Б. Иванов в статье «Функ- 127

2 ции налогов и налоговое регулирование» отмечает, что «наличие у налогов как экономической категории регулировочной функции определяет возможность активного и целеустремленного ее использования для достижения разных целей в процессе государственного регулирования экономических и социальных процессов» . Целью исследования является раскрыть сущность налогового регулирования, исследовать научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществить систематизацию инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Изложение основного материала. Термин «налоговое регулирование» широко стал использоваться учеными в научных трудах, которые опубликованы в течение последнего десятилетия. И несмотря на то, что единой общепризнанной его трактовки не сформулировано (табл. 1), подавляющее большинство ученых под налоговым регулированием понимают управляющее воздействие с помощью налоговых методов и инструментов на социально-экономические процессы. Наиболее комплексно исследовал налоговое регулирование Ю.Б. Иванов, который отметил, что оно является процессом (в отличие от регулирующей функции налогов), который предусматривает сознательное использование налогов, невозможное без реализации конкретных действий со стороны субъектов управления, и направленное на конкретные результаты . ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Таблица 1 Дефиниции понятия «налоговое регулирование» Определение понятия «налоговое регулирование» Автор и источник Налоговое регулирование с помощью присущих ему методов и рычагов Т.И. Ефименко позволяет достичь более эффективного использования мате- риальных и финансовых ресурсов, интенсифицировать инвестиционную и предпринимательскую активность, согласовать интересы разных субъектов хозяйствования, слоев населения, центральных и региональных уровней государственного управления Налоговое регулирование это сознательное, активное и целенаправленное Ю.Б. Иванов воздействие государства на участников экономических отношений с помощью средств и инструментов налоговой политики с целью достижения желаемых социально-экономических результатов Налоговое регулирование это целенаправленное воздействие государства на участников экономических отношений путем использования средств и инструментов налоговой политики Налоговое регулирование это комплекс действий государственных органов, направленных на изменение параметров налоговой системы и налогового механизма с целью достижения определенных социальных и экономических задач Налоговое регулирование экономики основной элемент налогового механизма, который положен в основу долгосрочных стратегических целей государства, направленных на обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста Налоговое регулирование инвестиционной активности это осуществление государством посредством механизмов налогообложения определенных мер, направленных на регулирование объемов, качества и направлений инвестирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, достижение равновесия между спросом и предложением на инвестиционном рынке Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизыма, В.В. Карпова Р.П. Жарко И. Фокина В. Грушко, Л. Кошембар 128

3 Полностью соглашаясь с мнением одного из ведущих ученых Украины по вопросам налогообложения и экстраполируя результаты его исследований в сферу инвестирования, отметим, что под понятием «налоговое регулирование инвестиционной деятельности» целесообразно понимать процесс реализации сознательного управленческого воздействия субъектов государственного регулирования на инвестиционную деятельность с помощью налоговых методов и инструментов. Прежде всего отметим, что налоговое регулирование необходимо рассматривать как часть (элемент системы) государственного регулирования. По этому поводу Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизима и В.В. Карпова пишут, что, несмотря «на высокую эффективность, считать налоговое регулирование единственным и решающим рычагом влияния на экономические процессы было бы неправильным, поскольку лишь изменением условий налогообложения без других рычагов государственной экономической политики невозможно решить все проблемы в сфере экономики» . Продолжая мысль ученых, подытожим, что налоговое регулирование в целом и в частности должно опираться на общую концепцию государственного регулирования экономики. Для определения основных характеристик налогового регулирования как элемента «системы высшего уровня» отразим схематично модель государственного регулирования (рис. 1). СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (Президент; Верховный совет; Кабинет Министров; Министерства и др.). УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ Концептуальные положения Цели Задания Модель Формы Механизмы Методы Инструменты ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Рис. 1 Модель государственного регулирования 129

4 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Из рисунка 1 видно, что субъекты государственного регулирования осуществляют управляющее воздействие на объект регулирования. Особое внимание в данной модели стоит обратить на процесс реализации управленческого воздействия. Для того, чтобы он был эффективным и результативным, необходимо обеспечить его целеустремленность и сбалансированность (в первую очередь в части гармоничного сочетания всех его элементов, а именно: концептуальных положений, целей, задач, модели, форм, механизмов, методов и инструментов). Исследуя модель государственного регулирования в контексте налогового регулирования, целесообразно отметить, что идентификация налогового регулирования осуществляется на уровне методов и инструментов, все же остальные элементы относятся к государственному регулированию в целом и с целью усовершенствования налогового регулирования требуют четкого понимания и формализации. Учитывая необходимость раскрыть сущность каждого из элементов системы управленческого воздействия как фундаментального базиса для дальнейшего исследования, осуществим это в контексте как объекта государственного регулирования. Прежде всего отметим, что концептуальные положения государственного регулирования в Украине нашли свое отражение в Постановлении Кабинета Министров Украины «О концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 года 384, которая «определяет принципы регулирования с учетом реальной экономической ситуации, перспективы привлечения инвестиций и их использование» . При этом целесообразно отметить, что одним из механизмов реализации данной концепции является «проведение налоговой политики, направленной на стимулирование субъектов хозяйствования» . Целью государственного регулирования в соответствии с Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» является реализация «экономической, научно-технической и социальной политики исходя из целей и показателей экономического и социального развития Украины, государственных и региональных программ развития экономики, государственного и местных бюджетов, в частности предусмотренных у них объемов финансирования» . К основным задачам государственного регулирования относятся: создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование притока иностранных инвестиций. В Украине государственное регулирование экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности осуществляется на основе неоклассической модели, которая базируется на теориях монетаризма и экономики предложения. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «Об» к формам государственного регулирования относятся: управление государственными инвестициями; регулирование условий, контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и другими участниками инвестиционной деятельности . К механизмам государственного регулирования относятся политический, экономический, социальный, организационный, правовой, финансовый, кадровый, информационный и другие. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые (государственные заказы и контракты, нормативные требования к качеству и сертификации, правовые и административные ограничения и запреты и т.п.) и косвенные (налогообложение, регулирование цен, процентные ставки за кредит и т.п.). Инструменты государственного регулирования делятся на три основные группы: правовые 130

5 (законодательные и другие нормативноправовые акты), административные (указы Президента Украины, постановления и распоряжения органов исполнительной власти) и экономические (налоговое регулирование налоговые ставки, база налогообложения, налоговые льготы), государственная политика в области оплаты труда (минимальная зарплата), ценовая политика (цены, границы цен, тарифы), монетарная политика (учетная ставка в процентах, купля-продажа ценных бумаг, норма обязательных резервов), кредитование (кредит, кредитные льготы), макроэкономическое планирование). В современном мировом пространстве в зависимости от роли государственного регулирования можно выделить три основные концепции экономического развития «планово-административная», «либеральная» и «стратегия ускоренного развития». Определим место налогового регулирования в каждой из них. Планово-административная модель экономического развития предусматривает полное доминирование государственного регулирования над рыночными механизмами. В такой системе потребность в налоговом регулировании сводится к минимуму, так как вопрос перераспределения прибыли между государством и субъектами хозяйствования является неактуальным (почти вся собственность является государственной). Либеральная концепция экономического развития предусматривает первенство рыночных механизмов над государственным регулированием. Вмешательство государства в экономику такой модели максимально ограничено. Налоговое регулирование осуществляется по принципу стимулирования путем минимизации налоговой нагрузки, уровень которого вместе с тем должен обеспечивать реализацию государством своих функций. Стратегия ускоренного развития предполагает значительный уровень влияния субъектов регулирования (государственного в целом и налогового частности) на экономику. Основой такого влияния является определение наиболее перспективных с позиции потенциала развития отраслей экономики и, с помощью целевых налоговых льгот, активизация инвестиционной деятельности в них и стимулирования ускоренной реализации потенциала развития. Как видим, каждая из приведенных концепций экономического развития имеет свои особенности и различия. Однако все они используют государственное регулирование экономики и налоговое регулирование как одну из его составляющих. Идентифицируя налоговое регулирование в системе государственного регулирования, отметим, что налоговое регулирование относится к экономическим косвенным методам и реализуется посредством четко определенных инструментов, к которым ученые относят: размер налоговых ставок, сроки внесения платежей, налоговые освобождения, налоговые скидки (вычитания), налоговые кредиты, снижение ставки налога, упрощенные режимы налогообложения и налоговую амортизацию (Л.Л. Тарангул ); общий уровень налогообложения (нагрузки), структуру действующей в стране системы налогообложения, применения альтернативных систем налогообложения, специальные налоговые режимы (по территориальному признаку), специальные отраслевые (секторальные) режимы налогообложения, объект и предмет налогообложения, определение налогоплательщиков, принципы установления и размеры ставки налога, определение базы налогообложения, расчет налоговых обязательств и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые льготы (Ю.Б. Иванов ); налоговую нагрузку, налоговые ставки, налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, альтернативные источники налогообложения, рассрочки и отсрочки налоговых платежей (Т.В. Паентко, И.А. Безуглая ); налоги, количественный и видовой состав налогов, налоговые режимы, состав 131

6 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ плательщиков налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов и подачи налоговой отчетности, налоговые санкции (И.А. Майбуров ); определение базы и объекта налогообложения, методику расчета объекта налогообложения и тарифов, ставки налогообложения, льготы в налогообложении (П.В. Мельник, Л.Л. Тарангул, З.С. Варналий ). Соглашаясь в целом с предложенными учеными инструментами налогового регулирования, считаем, что целесообразно рассмотреть их более структурированно, а именно в контексте общих принципов установления налогов и сборов, которые приведены в статье 7 Налогового кодекса Украины (данная статья состоит из четырех пунктов, первые два из которых характеризуют ее содержательную часть, а остальные два организационную). Так, пункт 7.1 статьи 7 Налогового кодекса Украины отмечает, что «при установлении налога обязательно определяются такие элементы: плательщики налога, объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога, порядок исчисления налога, налоговый период, срок и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога» . Пунктом 7.2 статьи 7 Налогового кодекса Украины, в свою очередь, определяется, что «при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения» . Таким образом, можно констатировать, что общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами. Учитывая вышеизложенное, считаем, что инструменты налогового влияния на инвестиционную деятельность целесообразно разделить на три группы: инструменты налогового регулирования организационного характера (структура системы налогообложения, налоговая нагрузка, заключение международных договоров об избежании двойного налогообложения, налоговые санкции, освобождение от уплаты налогов и сборов, рассрочки и отсрочки налоговых платежей); инструменты налогового регулирования, связанные с элементами налогов (состав налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговая база, методика расчета базы налогообложения, налоговые ставки и их дифференциация, установление необлагаемого минимума, порядок и сроки уплаты налогов, порядок и сроки представления отчетности) и инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы (необлагаемые резервные фонды, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая скидка, налоговые каникулы, специальные режимы налогообложения). Выводы и перспективы дальнейших исследований. Инструменты налогового регулирования, формируя общие принципы налогообложения, влияют на размер ресурсов, которые остаются у субъектов хозяйствования после уплаты налогов, а последние, в свою очередь, определяют объемы потенциальных источников инвестирования. Инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы, используются для направления инвестиционных потоков в необходимом для государства русле. Понимание предложенной систематизации инструментария налогового влияния на инвестиционную деятельность дает возможность четко отделить налоговые льготы и в будущем оценить их эффективность. 132

7 Библиографический список 1. Гаврилюк Р.О. Еволюція конституційно-правового компромісу суспільства і держави / Р.О. Гаврилюк // Проблеми філософії права Том. IV V. С Мельник В.М. До аналізу розвитку соціальної під функції податків / В.М. Мельник, В.А. Таращенко. С Мельник П.В. Розвиток податкової системи в перехідній економіці / П.В. Мельник. Ірпінь: Академія державної податкової служби України, с. 4. Ярошенко Ф.О. Історія оподаткування: навчальний посібник / Ф.О. Ярошенко, П.В. Мельник, В.Л. Андрущенко, В.М. Мельник. Ірпінь: Національна академія ДПС України, с. 5. Іванов Ю. Функції податків та податкове регулювання / Ю. Іванов // Формування ринкової економіки в Україні Вип. 19. С Єфименко Т.І. Податкове регулювання економічного розвитку: Автореф. дис. д-ра. екон. наук. К., с. 7. Фокіна І.В. Формування механізму податково-субсидіарного регулювання вугільної промисловості. Автореф. дис. канд. екон. наук. Донецьк, с. 8. Грушко В.І. Інструменти податкового регулювання інвестиційної активності / Грушко В. І., Кошембар Л. О. // Фінанси України С Жарко Р.П. Теоретико-методичні засади удосконалення податкового регулювання підприємницької діяльності. Автореф. дис. канд. екон. наук. К., с. 10. Податковий менеджмент: навчальний посібник [Електронний ресурс] / [Ю.Б. Іванов, А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима, В.В. Карпова] Київ: Знання, c. Режим доступу: pages-3751.html 11. Про концепцію регулювання інвестиційної діяльності в умовах ринкової трансформації економіки: Постанова Кабінету Міністрів України від 1червня 1995 року 384 [Електронний ресурс]. Режим доступу: Про інвестиційну діяльність: закон України від р. [Електронний ресурс]. Режим доступу: rada.gov.ua 13. Бюджетна підтримка та податкове стимулювання національної економіки України: монографія / За заг. ред. Л.Л. Тарангул; Нац. унів-т ДПС України. Ірпінь, К.: Фенікс, с. 14. Налогообложение: проблемы науки и практики 2009: Монография / Под. ред. проф. Ю.Б. Иванова. Х.: Либуркина Л.М.: ИД «ИНЖЕК», с. 15. Паєнтко Т. В. Фіскальне регулювання фінансових потоків у державі / Т. В. Паєнтко, І.А. Безугла // Актуальні проблеми економіки (108). С Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 17. Податкова політика України: стан, проблеми та перспективи: Монографія / П.В. Мельник, ЛЛ. Тарангул, З.С. Варналій [та ін.]; за ред. З.С. Варналія. К.: Знання України, с. 18. Податковий кодекс України [Електронний ресурс]. Режим доступу: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ Myskina O.O., е-mail: Deputy dean of the faculty of economics and taxation on educational work of the National University of state tax service of Ukraine; senior lecturer of the department of taxes and taxation, (Ukraine, tel. Irpen) SCIENTIFIC PRINCIPLES OF TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY The article reveals the essence of the tax regulation, scientific principles of the regulatory capacity of the tax system are studied and systematization of tools of tax effect on investment activity is given. Key words: tax regulation, investment, tax incentives, government regulation. 133


Лопастейская Л.Г., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск Идрисова О.С. магистрант

УДК 336.22 Теоретико-методические подходы к классификации налоговых льгот в Украине Таращенко Владимир Анатольевич Старший преподаватель кафедры аудита и экономического анализа Национального университета

Хомутенко А.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Одесский национальный экономический университет, Украина В.П. Хомутенко к.э.н., профессор, профессор кафедры финансов Одесский национальный экономический

УДК 330.14 Экономические науки Турсунов Алишер Мухамадназирович доцент кафедры «Экономика промышленности» Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова Tursunov Alisher Associate

УДК 336.531.2 (470.345) НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Захарова Ольга Александровна, аспирант Национального исследовательского

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. 2. С. 12 17. УДК 336.564.2 НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

11 января 2011 года N 1315-01-ЗМО ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Мурманской области от 07.04.2011 N 1332-01-ЗМО,

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ Алупой Т.А. Николаевский национальный аграрный университет, Николаев, Украина TAX REGULATION OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURIAL

Цели освоения дисциплины Курс «Налоги и налогообложение» дает комплекс теоретических и прежде всего практических знаний в области исчисления и уплаты налогов юридическими и физическими лицами. п/п Содержание

Янковская В.А. Формы, методы, инструменты налоговой политики, ее взаимосвязь с экономической политикой // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 6 (июнь). АРТ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Налогообложение инвестиционно-инновационной» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль (программа) подготовки Налоги и налогообложение 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление 15-6 от 13 июня 2000 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах Закон "Об основах " регулирует деятельность

1 УДК 33 КУЗНЕЦОВА А.Н. магистрант 2-го года обучения экономического факультета, Дагестанский государственный университет АЛИЕВ Б.Х. доцент. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Дагестанский Государственный

2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Б1.В.ДВ.06.02 ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины «Инвестиции: проблемы регулирования» является формирование комплекса знаний по анализу инвестиционных решений

Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации. Подвопрос 1. Понятие финансовой системы, ее принципы и структура. Сгруппированные по роли субъекта в общественном производстве финансовые отношения образуют

УДК 631.16 Мальцева Г.В. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Россия, г. Смоленск СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО

УДК 332.2 З.К. Анаева, к.э.н. доцент Р.И. Асабаева бакалавр ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Россия, г. Грозный, Z.K. Anaeva, candidate of economical science associate professor R.I. Asabaeva

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Середа В.Г. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецке Тихорецк, Россия INVESTMENT ACTIVITY IN MUNICIPAL FORMATIONS Sereda

Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

Примерные темы выпускных квалификационных работ по направлению «Юриспруденция», профиль «Финансовое и налоговое право» для бакалавров 2017-2018 учебный год 1. Роль налогового администрирования в обеспечении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Институт экономики и управления 620100 Екатеринбург, Сибирский тракт, 37, оф. 1-136 Кафедра бухгалтерского

Государственное регулирование инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Столкова Г. Барнаул, Россия State regulation of innovation activity. Stolkova G. FGBOU VO "Altai

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2015 УДК 336.201 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель Пермский национальный

Чиркинян Д.А. Государственный финансовый контроль за деятельностью субъектов предпринимательского права // Академия педагогических идей «Новация». 2019. 3 (март). АРТ 126-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 332:336 В. Н. Гусарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Статья посвящена методологическим аспектам формирования и реализации финансовой

1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ «17» cентября 2015г. р.п. Куйтун 399-п Об основных направлениях налоговой политики муниципального

Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 899 с. Принятые сокращения Предисловие Содержание

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ" Вопросы к ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ Специальность

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 февраля 2013 года (в ред. законов РК от 09.02.2015

Секция «Проблемы финансовых расследований и экономической безопасности» Налоговое администрирование - приоритетное направление современного этапа эволюции налоговой системы в процессе экономической реформы.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 282 И.А. Петрова Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в АПК является активность государственных органов власти в создании инвестиционной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПАСПОРТ I ЧАСТЬ 2017 год 2 Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) является органом исполнительной власти

16 июля 2010 года N 96/2010-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 8/126-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ

28 августа 2003 года N 175-ЗО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Челябинской области от 26.08.2004 N 272-ЗО,

УДК 330.011.7 Ф.А. СЕРДАРОВ, специалист, НТУ «ХПИ», Л.В. КУЗЬМЕНКО, канд. техн.наук, доц., НТУ «ХПИ» ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается

Налоги с физических лиц: учебник / Гончаренко Л. И., Горбова Н. С, Миронова О. А. Под ред. Л. И. Гончаренко. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с. (Высшее образование). Учебник подготовлен в соответствии с

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Факультет заочного образования Кафедра «Бухгалтерский учет» Утверждаю: Декан

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Ромащенко В.Д. Научный руководитель - к.э.н., доцент Коваленко Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский

УДК: 336.228.3 МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ Зарипова Елена Юрьевна магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции» Южно-Уральского

Выравнивающая функция налоговые инструменты регулирования экономического развития Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов.

УДК: 336.7: 338 (575.1) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА Б.С. Умаров, Ташкентский финансовый институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2014 УДК 336.221 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА Кузьмина О.Н., Карбаинова А.А. Научный руководитель: Якубенко М.Н., к.э.н., доцент

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» на 2010-2011 учебный год Специализация «Финансы» 1. Пути повышения эффективности использования собственных и заёмных

Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права. Инвестиционное право это комплексная отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений, возникающих

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Самсонова И.А., Подковыркина И.Д. ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Владивосток, Россия

Кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве Дисциплина по выбору студента «Финансы субъектов малого бизнеса» 1 Название курса по выбору Финансы субъектов малого бизнеса студента 2 Специальность 1-25

Инновации и «финансовые романсы» к вопросу о финансировании Аннотация В статье уточняется понятие финансовых ресурсов в контексте инновационной деятельности, рассматриваются условия и основные источники

Бахарова А. И., 1 курс Научный руководитель: Клишина Ю. Е. Ставропольский государственный аграрный университет Россия, г.ставрополь СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения 1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую

Лебедева Л.Н., студентка ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», Россия, г. Волгоград ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В настоящее время происходит

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ АЛТАЙ РЕСПУБЛИКАНЫЕГ БАШКАРУЗЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от ГОП 19 июля 2012 года 192 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015

От 14 августа 2018 года 257 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В целях реализации бюджетного процесса

Теория финансов ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 08.00.10 финансы, денежное обращение и кредит 1. Сущность финансов и их место в системе производственных отношений. 2. Функции финансов

«Смоленский промышленно-экономический колледж» Планы семинарских занятий по профессиональному модулю ПМ 03. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет

УДК 336.76 Дикарева И.А. старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет Россия, Краснодар Алексинцева А.С. студентка 4 курс, факультет государственного и муниципального управления

Жукова Е.О. Актуальные вопросы финансового регулирования экономических и социальных процессов В связи с нарастанием кризисных явлений в экономике наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Страница 5 из 32

Налоговое регулирование

Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере деятельности, максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей. Налоговое регулирование осуществляется в формах налоговых льгот и санкций.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Формы и методы налогового регулирования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Методы и формы налогового регулирования



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика

Новое на сайте

>

Самое популярное