Домой Кредитные карты Сопровождение исполнения контрактов по 44 фз. Тендерное сопровождение закупок

Сопровождение исполнения контрактов по 44 фз. Тендерное сопровождение закупок

1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

3. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.

Положения статьи 35 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
    7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • Планы-графики
    8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
  • Контракт
    26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
  • Извещение об осуществлении закупки
    8) размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;

Что такое банковское сопровождение контракта, когда оно является обязательным, а когда нет, какие разновидности сопровождения контракта существуют, читайте об этом в нашем материале.

Понятие и виды

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ – это проведение уполномоченным банком проверки осуществляемых платежей и доведение до сведения госзаказчика результатов такого мониторинга, что позволяет заказчику контролировать выполнение условий госконтракта. Банковское сопровождение контракта не предусмотрено что это значит? Это значит, что уполномоченный банк для мониторинга расчетов не привлекается.

Осуществление банковского сопровождения контракта регулируется постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. Постановление об осуществлении банковского сопровождения контрактов не применяет в отношении:

  • гражданско-правовых договоров, оформленных РФ, ее субъектом, муниципалитетом, бюджетным учреждением, другим юрлицом в соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • контрактов, оформляемых в рамках гособоронзаказа;
  • контрактов, оформленных вне рамок гособоронзаказа, сведения о которых составляют гостайну.

Банковское сопровождение государственного оборонного заказа производится по правилам главы 3.1 закона «О гособоронзаказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

В рамках постановления № 963 выделяют 2 вида банковского сопровождения:

  • простое (базовое);
  • расширенное.

Подробнее об этих видах, читайте в нашем материале далее.

Простое (базовое) банковское сопровождение госконтракта

Заключается оно в осуществлении мониторинга расчетов, производимых в рамках выполнения контракта. Оно проводится бесплатно и обязательно в случаях:

  • Оформления госконтракта жизненного цикла, когда поставщик проводит полный спектр работ, от разработки проекта до его полной реализации. При этом цена госконтракта превышает 10 млрд ₽;
  • Оформления госконтракта с единственным поставщиком на основании актов, изданных по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, когда цена составляет более 10 млрд ₽, банковское сопровождение установлено таким актом, не установлена обязанность госзаказчика установить обеспечение выполнения такого контракта;
  • Оформления госконтракта, когда такой контракт, его предмет или поставщик определены Правительством РФ, когда в отношении поставщика действуют ограничительные меры, введенные другими странами или их объединениями.

Минимальный размер начальной цены госконтракта, с учетом которого власти субъектов РФ и муниципалитетов определяют случаи проведения банковского сопровождения, равняется:

  • 1 млрд ₽ для регионов;
  • 200 млн ₽ для муниципалитетов.

Расширенное банковское сопровождение

Предусматривает оказание банковских услуг, которые позволяют обеспечить соответствие поставляемых работ, товаров, услуг условиям госконтракта. Оно применятся при:

  • оформлении госконтракта сна строительство с единственным поставщиком, определенным актом Правительства или Президента, когда стоимость работ превышает 10 млрд ₽ и актом не установлена обязанность госзаказчика установить обеспечение выполнения контракта;
  • оформлении госконтракта, цена которого составляет более 15 млрд ₽ и госпрограммой РФ закреплена обязанность привлечь уполномоченный банк;
  • оформляемый госконтракт, определенный Правительством РФ предусматривает казначейское сопровождение;
  • оформляемый контракт, его предмет или поставщик определены Правительством РФ, когда в отношении поставщика действуют ограничительные меры, установленные другими странами.

Расширенное сопровождение платное, максимальный размер не может превышать:

  • 1,15% при цене госконтракта 500 млн – 1 млрд ₽;
  • 1,12% при цене 1 – 5 млрд. ₽;
  • 1,09% при цене 5 – 10 млрд. ₽;
  • 1,05% при цене 10 -15 млрд. ₽;
  • 1% при цене свыше 15 млрд. ₽.

Можно ли в контракте с расширенным банковским сопровождением указать, на что исполнитель не вправе тратить аванс?

Да, заказчик вправе прописать такое требование в контракте. При расширенном сопровождении банк контролирует, как исполнитель расходует аванс. Заказчик определяет случаи, при которых банк согласовывает с заказчиком отказ платить контрагенту. Об этом сказано в подпункте «д» пункта 8 Правил из постановления Правительства от 20.09.2014 № 963.

Узнайте больше в статье «

Банковское сопровождение контракта предусмотрено законодательством о контрактной системе. Данная процедура представляет собой механизм, при помощи которого заказчик может осуществлять контроль за исполнением достигнутого сторонами соглашения, а также мониторинг расчетов по заключенному договору.

Выделяют несколько видов:

  1. Мониторинг расчетов по достигнутому соглашению. В данном случае на отдельном счете, который принадлежит исполнителю договора, осуществляется мониторинг расчетов. Процедура подразумевает предоставление банком заказчику выписки о движении денежных средств исполнителя на счете, а также о текущих остатках. За такие услуги плата не взимается.
  2. Расширенное банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ. В данном случае помимо мониторинга банк оказывает ряд дополнительных услуг. Например, проверку документов — оснований платежа или мониторинг соблюдения сроков. За такие услуги взимается дополнительная плата.

Когда банковское сопровождение обязательно

В ряде случаев, установленных законодательством о контрактной системе, рассматриваемая нами процедура обязательна в применении.

Мониторинг расчетов по достигнутому соглашению проводится, если:

  • заключен договор так называемого жизненного цикла (в частности, на выполнение работ по строительству автодорог);
  • начальная цена договора составляет более 10 млрд. рублей;
  • контракт заключается с единственным исполнителем, определенным Президентом или Правительством РФ, при этом цена контракта составляет более 10 млрд. рублей, а правовым актом, определяющим поставщика, установлено условие о том, что банк должен сопровождать исполнение договора.

В расширенной форме банк сопровождает соглашение в случаях, если:

  • цена достигнутого соглашения составляет более 15 млрд. рублей, при этом в утвержденной государственной программе имеется ссылка на обязательное условие о применении такого механизма наблюдения и контроля;
  • договор заключается в целях строительства либо реконструкции объекта капитального строительства с единственным поставщиком, указанным Президентом либо Правительством РФ, при этом не установлено требование об обеспечении исполнения контракта.

Стоит отметить, что банковское сопровождение государственного оборонного заказа не требуется при любых обстоятельствах.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливаетсяПостановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. Такая процедура проводится на основании соглашения, которое заключается банком с поставщиком (исполнителем), а также со всеми привлекаемыми субподрядчиками, соисполнителями (если таковые присутствуют). Банк, который оказывает такие услуги, должен входить в определенный перечень, размещенный на сайте Минфина России.

Для исполнения ПП № 963 Правительство приняло Распоряжение от 02.08.2017 № 1658-р, которое закрепило положение о том, что, если госзаказчиком выступает Минпромторг, то банковскому сопровождению подлежат только контракты на разработку:

  • суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса;
  • механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства.

Так, согласно положениям Постановления, договор с банком на оказание таких услуг должен содержать, в том числе, порядок и сроки открытия отдельного счета, права и обязанности сторон, порядок и сроки зачисления и списания денежных средств, а также иные тонкости, прописанные в указанном выше Постановлении.

Банковское сопровождение контрактов - это дополнительный контроль за исполнением контракта со стороны банка. Для этого поставщик открывает отдельный счет в банке, а заказчик платит только на этот счет. Банк может просто мониторить расход денег - это простое банковское сопровождение, а может контролировать результат поставки или выполнения работ - это расширенное банковское сопровождение. Случаи простого и расширенного банковского сопровождения устанавливает Правительство РФ, госорганы субъектов РФ и местные администрации. Информацию о банковском сопровождении заказчик должен указать в , извещении, документации о закупке и контракте. А победитель закупки обязан своевременно заключить договор банковского сопровождения. В противном случае заказчику грозит штраф 3 тыс. руб., а поставщика могут внести в .

Какие установлены требования к банкам при сопровождении государственных и муниципальных контрактов

Чтобы банк мог сопровождать контракты по Закону N 44-ФЗ, должны быть соблюдены следующие условия:

  • он должен иметь лицензию на банковские операции, опыт работы минимум пять лет и капитал не менее 1 млрд руб.;
  • в отношении банка не должно быть требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению;
  • должны быть соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты в течение последних шести месяцев.

На это указано в п. 3 ст. 74.1 НК РФ, п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

Перечень таких банков размещен на сайте Минфина России по адресу: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.

Победитель закупки или сам заказчик, если, например, ему эту обязанность установило Правительство РФ или субъект РФ, выбирают банк только из этого перечня (п. п. 5, 10, 11, 12 Правил банковского сопровождения контрактов).

Есть еще дополнительное требование к банку: если одновременно с банковским сопровождением проводится казначейское, банк должен быть пользователем системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме этого, дополнительные требования к банкам может определить Правительство РФ (п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов).

Обратите внимание: если в процессе исполнения контракта банк исключен из списка Минфина России, менять его не надо. Заменить банк надо, только если Правительство РФ, госорган субъекта РФ или местная администрация решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком. На это указано в п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

В каких случаях установить простое банковское сопровождение контрактов

Федеральный заказчик должен установить простое банковское сопровождение (пп. «а» п. 3 Постановления N 963):

  • при заключении ;
  • при заключении контракта с ценой более 10 млрд руб., в том числе у единственного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ (если нет обеспечения контракта);
  • при закупке товаров (работ, услуг) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный заказчик должен установить банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ или местные администрации (п. 4 Постановления N 963). Например, для заказчиков Ленинградской области требуется простое банковское сопровождение при ) от 1 млрд руб. (п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2014 N 629).

В каких случаях установить расширенное банковское сопровождение

Федеральный заказчик должен установить расширенное банковское сопровождение, если закупает (пп. «б» п. 3 Постановления N 963):

  • строительные работы по возведению и реконструкции объектов капстроительства у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб., но при условии, что не установлено требование об обеспечении контракта;
  • товары (работы, услуги) по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. При этом в программе должно быть условие о сопровождении контракта;
  • товары (работы, услуги) по решению Правительства РФ, которое предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
  • товары (работы, услуги) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный должен установить расширенное банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ и местные администрации (п. 4 Постановления N 963).

Как установить требование о банковском сопровождении

Информацию о простом банковском сопровождении укажите:

  • в плане-графике закупок.

В графе 30 нужно указать «да». При заполнении в электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);

  • в извещении.

В блоке «» укажите, что установлено банковское сопровождение контракта;

  • в документации о закупке.

Пропишите, что установлено банковское сопровождение контракта. Как правило, это указывают в разделе «Информационная карта» (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);

  • в проекте контракта.

Пропишите права и обязанности поставщика и заказчика. Их нужно взять из п. п. 6, 7 Правил банковского сопровождения контрактов ().

При расширенном сопровождении также укажите в контракте обязанности из п. п. 8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов.

Если вы не включите условие о банковском сопровождении в документацию или проект контракта, возможен штраф 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Что включить в договор банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

Договор банковского сопровождения заключает победитель закупки и соисполнители по контракту с банком.

Договор о простом банковском сопровождении должен содержать (п. 13 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;
  • возможность списания денег по требованию заказчика в размере аванса на условиях сопровождаемого контракта, если по нему нет обеспечения;
  • обязанность банка предоставлять заказчику ежемесячно: выписку по счету со всеми операциями по счету, отчет, результаты идентификации поставщика и соисполнителя;
  • случаи и порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка направлять информацию в Федеральное казначейство в случаях, установленных Правительством РФ.

В договор о расширенном сопровождении контракта включите условия договора простого банковского сопровождения, а также (п. 14 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • стоимость услуг банка. Размер нужно рассчитать исходя из цены сопровождаемого контракта. Если его цена (п. 4 Правил банковского сопровождения контрактов):

От 500 млн до 1 млрд руб., то стоимость услуг банка может быть не более 1,15% цены контракта;

От 1 до 5 млрд руб. - 1,12% цены контракта;

От 5 до 10 млрд руб. - 1,09% цены контракта;

От 10 до 15 млрд руб. - 1,05% цены контракта;

От 15 млрд руб. - 1% цены контракта;

  • информацию, которую заказчик должен указать в платежках, а также порядок и сроки проверки банком таких платежек. Эти условия нужно согласовать с заказчиком;
  • перечень и порядок представления документов, подтверждающих основание платежа;
  • сроки и порядок проверки банком представленных документов фактически поставленным товарам (работам, услугам);
  • порядок и условия отказа банка провести оплату;
  • ответственность банка за неправомерный отказ провести платеж по платежным документам;
  • обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, предоставлять заказчику и Федеральному казначейству в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса отчет о результатах мониторинга исполнения сопровождаемого контракта. Отчет направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Новое на сайте

>

Самое популярное