Домой Кредитные карты Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти. асимметричность информации

Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти. асимметричность информации

Почему возникают такие проблемы неэффективности в условиях рыночной координации?
1. Механизм спроса и предложения ориентирует производство на сложившуюся систему потребностей . Такая система статична. Динамизм вносится предпринимателем, чей интерес шире, чем просто интерес максимизации выгоды (самореализация, успех, склонность к риску и т.п.).
2. Рыночная система основана на господстве частного интереса . Такая система не позволяет удовлетворять целый ряд общественных потребностей и автоматически не формирует благоприятный общественный климат для предпринимательской деятельности.
Как решаются эти проблемы? Во-первых , через развитие институциональных структур бизнеса. Формируется система стратегического планирования, осуществляемого в крупных корпорациях - центрах экономической власти. Они реализуют планомерное распределение ресурсов в интересах долговременного развития. Во-вторых , государство как экономический субъект берет на себя выполнение целого ряда экономических функций по обеспечению удовлетворения все видов потребностей.
Несостоятельность рынка - это такая ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов. К подобным «провалам рынка», которые призвано компенсировать государство, относят:
1. Так как рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса, то он не обеспечивает производства целого ряда товаров общественного потребления, на которые не существует индивидуального платежеспособного спроса (защита от наводнений, прививки от опасных болезней, охрана правопорядка, оборона и т.п.). Возникает проблема производства общественных благ .
2. Рыночная координация основана на том, что денежная цена адекватно отражает ценность благ и ресурсов. Однако в реальной действительности потребление некоторых товаров сопровождается дополнительными эффектами, не улавливаемыми ценой (загрязнение и т.п.). Рыночные цены не отражают выгод и потерь третьих лиц, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Возникает проблема внешних эффектов .
3. Рынок, предполагающий широкое рассредоточение экономической власти и конкуренцию, сам по себе не способен предотвратить перерастание конкуренции в монополию. Возникает проблема поддержания конкуренции .
4. Рынок, в основе которого лежит частный интерес, порождает колебания производства. Возникает проблема неравномерности .
5. Распределение доходов в рыночной системе является следствием распределения ресурсов и поэтому является крайне неравномерным .
6. Рынок предполагает, что хозяйствующие субъекты получают всю необходимую им информацию и в состоянии на ее основе делать рациональный экономический выбор. На самом же деле:



· Люди не обладают всей полнотой информации (о конкретных благах, о заменителях, о вредности производства и т.п.). Поэтому государство и общественные организации (общества потребителей, союзы содействия малому бизнесу, движение «зеленых») берут на себя функцию сбора и донесения информации до людей, способствуя таким образом принятию ими более обоснованных решений.

· Существует проблема асимметричности информации , в результате которой появляются издержки и выгоды, которые не были оговорены при заключении сделки (скрытые дефекты, скрытые последствия долговременной эксплуатации и т.п.), высокий риск оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, препятствующий заключению взаимовыгодных сделок и эффективному распределению ресурсов. Государство призвано создать институциональные условия более равномерного движения экономической информации: во-первых , законодательство о предоставлении информации; во-вторых , стандартные договоры, четкие процедуры заключения сделок.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА Неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве.
Проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. блага является неконкурентным, если его одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. При наличии внешних эффектов может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через всех заинтересованных сторон.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА" в других словарях:

    - (market failure) Краткое выражение для обозначения того, что рынок не является панацеей от всех экономических проблем. Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей.… … Экономический словарь

    - (банкротство) в гражданском праве неспособность должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) и погасить перед ними свои обязательства. Различают практическую Н., заключающуюся во временном отсутствии средств, и абсолютную, которая… … Энциклопедия юриста

    - (провал рынка, несостоятельность рынка) это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная… …

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - в соответствии со ст. 230 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее Закон) в производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в … Юридический словарь современного гражданского права

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    - (нем. Kapitalismus, от лат. capitalis главный) общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно экономич. формация, основанная на… … Советская историческая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Научные принципы регулирования экономики , Валовой Дмитрий Васильевич, Якутин Юрий Васильевич, Гриценко Николай Николаевич. В начале 2018 г. редакция еженедельника "Экономика и жизнь" вместе с Академией труда и социальных отношений, Евразийским центром стратегических исследований и рядом российских министерств и…

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА/ПРОВАЛ РЫНКА

Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей. Основными причинами несостоятельности/ провала рыночного механизма являются: монополия, внешние эффекты и проблема распределения доходов. Максимизация прибыли в условиях монополии сопровождается искусственным ограничением производства и завышением цен на товары. Если производство или потребление товара основано на экономии, обусловленной внешними факторами, то в условиях нерегулируемого рынка может возникнуть недостаток этого товара; если же речь идет об отрицательных эффектах, то товар оказывается в излишнем количестве. Общественные блага в чистой рыночной экономике производятся в недостаточном количестве. Возможно также, что рынок приведет к такому распределению доходов, которое будет неприемлемым с социальной точки зрения. На первый взгляд, различные несовершенства рынка являются веским доводом в пользу государственного регулирования рынков некоторых товаров, производства некоторых других товаров в госсекторе и в пользу перераспределения доходов. Однако все эти меры также потенциально могут быть неэффективными, так что при принятии решений в условиях смешанной экономики необходимо использовать принцип второго лучшего.

Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Несостоятельными оказываются рынки и в плане эффективного производства общественных благ, которые без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды, предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.



Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить субоптимальный (частично оптимальный) объем продукции, так как интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве.

Если же предположить наличие совершенной информации и отсутствие трансакционных издержек, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации и трансакционных издержек.

Несостоятельность рынка проявляется в случае возникновения внешних эффектов {экстерналий). Они имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпус­ка снижается по сравнению с общественно оптимальным и возни­кают потери благосостояния.

Если самостоятельное функционирование отраслевого рынка становится неэффективным, т.е. влечет за собой нерациональное использование ресурсов, то в этом случае возмож­ны провалы рынка и оправдано вмешательство со стороны госу­дарства, особенно если оно осуществляется при соблюдении прин­ципа Парето. На несостоятельных отраслевых рынках индустри­альная политика государства может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства в его деятельность.



Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

экономическая эффективность . На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

оптимизация поведения экономических агентов.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (табл. 2).

Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.

Несостоятельность рынка - это ситуации, когда рынок оказывается неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Основные проявления несостоятельности рынка(провалы рынка): проблема производства общественных благ, проблема внешних эффектов, проблема поддержки конкуренции, проблема неравномерности развития, проблема неравномерного распределения доходов и богатства, проблема неполноты и асимметричности информации.

Нерыночные внешние (побочные) экономические эффекты (экстерналии) возникают, когда результаты и/или затраты экономической деятельности участников рыночных сделок по тем или иным причинам не полностью фиксируются в количестве благ, ресурсов и в их ценах, в издержках и выручке, платежах и поступлениях самих участников, но вместе с тем влияют на благосостояние третьих лиц, не участвующих в сделках. К внешним эффектам (экстерналиям) относятся также нерыночные или внерыночные влияния деятельности одного экономического субъекта, физического или юридического лица, на благосостояние другого, не оплачивающего эти влияния, когда они положительны, и не получающего за них компенсации, когда они отрицательны, непосредственно тому или от того, кто их создает.

Тех, кто создает внешние эффекты, естественно называть генераторами, а тех, кто их воспринимает, - реципиентами экстерналий. Экстерналии подразделяются на положительные и отрицательные в зависимости от направленности их влияния на благосостояние реципиентов 188 .

Отрицательные внешние эффекты

1. Внешние издержки производства: MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки, МРС - предельные частные издержки, МЕС - предельные внешние издержки: МЕС = MSC - МРС, т. е. MSC>MPC.

Если предельные общественные издержки больше частных предельных издержек, то внешний эффект отрицательный.

Оптимум общества: MSC = MSB или MSC = Р.

Оптимум производителя: МРС = МРВ или МРС = Р, где MSB - предельные социальные выгоды, МРВ - предельные частные выгоды.

Примером может служить загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. В этом случае предельные социальные издержки будут выше частных предельных издержек владельца предприятия. Графически (рис. 94) это отражается в смещении влево кривой MSC по отношению к кривой МРС, характеризующей предложение производимого продукта. При сложившейся стабильной цене продукта на рынке кривая спроса может быть представлена горизонтальной линией на уровне Р.

Рис. 94. Отрицательный внешний эффект производства

Точка равновесия фирмы будет в таком случае соответствовать объему производства Q 1 . В интересах же общества необходимо сократить объем экологического вредного производства до уровня Q 2 т.е. ликвидировать отрицательный эффект производства (МЕС) в объеме (Q 1 - Q 2). Оптимум общества MSC = МРС; отсутствие внешнего эффекта. При этом следует отметить, что такой оптимум не означает полного отсутствия побочного отрицательного эффекта, однако ущерб значительно уменьшается.


2. Внешние издержки потребления MSB

МРВ = MSB +MEB,

где МЕВ - предельные внешние выгоды.

Отрицательные побочные эффекты уменьшают социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Например, потребление табака или алкоголя ухудшает здоровье как самих потребителей, так и нации в целом. Социальные выгоды от такого потребления понижаются. Графически это можно проиллюстрировать перемещением кривой MSB влево от кривой МРВ (рис. 95).

Рис. 95. Отрицательный эффект потребления

Случаи несостоятельности рынка

Общая система частного рынка допускает сбои. Рынок , как механизм координации экономической деятельности, не в состоянии решить ряд проблем, а значит, требует участия еще одного субъекта экономики - государства. Вот типичные случаи несостоятельности рынка:

1. Общественные блага - это такие блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим людям. Например, национальная оборона: если защищен один гражданин страны - защищены все ее граждане. Частное производство не станет производить такие блага, потому что ими пользуются и те, кто не платил за них. Значит, такие блага должно производить государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии) - эффекты производства или потребления Д блага, воздействующие на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага.

Поскольку цена блага - результат индивидуальной договоренности прямых участников сделки, она не отражает эффекты воздействия на третьих лиц. Значит, рыночная цена перестает адекватно выполнять свою роль на рынке. Тогда необходимо вмешательство государства, которое могло бы уменьшить отрицательные внешние эффекты, например, защищая окружающую среду от загрязнения при производстве товаров и услуг, и поддержать положительные внешние эффекты. Например, установить налоговые льготы охранным фирмам в Ивановской области. Таких фирм , традиционно мужских, станет в Иваново больше, что уже хорошо для «города ткачих». Безопасность бизнеса привлечет другие фирмы. Расцветающий бизнес - это не только возможный прирост мужского населения, но и возможная сфера приложения сил для женщин, ставших безработными из-за спада производства в текстильной промышленности.

3. Защита прав потребителя. Эффективное функционирование рыночной системы предполагает равные права для участников. На деле же получается, что потребители - гораздо менее организованная сила, чем производитель . Поэтому у последних больше возможности обернуть ситуацию на рынке в свою пользу. Государство уравновешивает это несоответствие сил специальной сферой законодательства - «Законом о защите прав потребителя».

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Новое на сайте

>

Самое популярное