Домой Хоум Кредит Банк Эмитентами ценных бумаг не являются. Кто осуществляет эмиссию на рынке ценных бумаг

Эмитентами ценных бумаг не являются. Кто осуществляет эмиссию на рынке ценных бумаг

Кто обязан раскрывать информацию

Пунктами 5.1 и 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2002 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации), установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах и что требования Положения о раскрытии информации распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
Поясним некоторые моменты.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. проспект ценных бумаг регистрируется в случае:

  • открытой подписки;
  • закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.

Следовательно , все эмитенты, регистрировавшие проспект ценных бумаг , подпадают под действие Положения о раскрытии информации.
Во-вторых, Положение о раскрытии информации также устанавливает, что требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяются на эмитентов, регистрировавших ранее проспекты эмиссии ценных бумаг. До принятия поправок от 28 декабря 2002 г. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливал, что эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в следующих случаях:

  • при распределении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, если число учредителей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при распределении акций среди акционеров акционерного общества, если их число превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации акций в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью, решение об увеличении (уменьшении) номинальной стоимости которых принято акционерным обществом при увеличении (уменьшении) уставного капитала, конвертации в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом, а также при конвертации в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при размещении акций путем открытой подписки;
  • при размещении акций путем закрытой подписки на ценные бумаги, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) ценных бумаг превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации ценных бумаг реорганизованных коммерческих организаций в случае обмена на акции акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, на акции акционерного общества, созданного в результате реорганизации, долей участников реорганизованного товарищества или общества, паев членов реорганизованного кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, акций акционерного общества, созданного путем преобразования в акционерное общество работников (народное предприятие), если число приобретателей ценных бумаг одного выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость ценных бумаг одного выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно , все эмитенты, когда-либо после 22 апреля 1996 г. (дата вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») регистрировавшие проспект эмиссии по любым основаниям, попадают под действие Положения о раскрытии информации. Это могут быть в том числе и ОАО или ЗАО с одним-двумя акционерами, которые регистрировали проспект эмиссии исключительно из-за превышения номинальным объемом эмиссии 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В случае если у организации не было ни одного выпуска ценных бумаг после 22 апреля 1996 г., сопровождавшегося регистрацией проспекта (проспекта эмиссии), обязанность раскрытия информации в форме существенных фактов и ежеквартальных отчетов может возникнуть в случае публичного обращения ценных бумаг эмитента, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещается предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
Кто может не отчитываться
Отметим, что ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 в настоящее время наличие у эмитента плана приватизации не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Также в случае если эмитент не осуществлял ни одной эмиссии ценных бумаг, которая сопровождалась бы регистрацией проспекта эмиссии после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но при регистрации выпуска до 22 апреля 1996 г. им готовился документ с названием «Проспект эмиссии», необходимости раскрывать информацию в виде квартальных отчетов и сообщений о существенных фактах нет.
Очень часто эмитенты задают вопрос, - можно ли не раскрывать информацию, если в акционерном обществе один акционер, проспект эмиссии регистрировался в 1997, 1998, 1999 гг., поскольку номинал эмиссии превышал 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, но акции в обращении не находятся?
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги находятся в обращении, если существует возможность совершения с их участием гражданско-правовых сделок, то есть под нахождением в обращении подразумевается, что ценные бумаги выпуска не погашены (не аннулированы). Ценные бумаги, которые в силу действия некоторых законов РФ либо устава эмитента, а также в силу особенностей организационно-правовой формы эмитента (пример - закрытое акционерное общество), имеют определенные ограничения, связанные с их вторичным обращением, тем не менее будут считаться находящимися в обращении до того момента, пока они не будут погашены либо аннулированы.
Тем компаниям, которые состоят из одного-двух акционеров и не собираются в ближайшем будущем заимствовать средства на рынке ценных бумаг, но в силу наличия проспекта эмиссии ценных бумаг обязаны раскрывать о себе информацию, можно посоветовать провести дробление либо консолидацию выпусков ценных бумаг, в отношении которых ранее регистрировался проспект эмиссии, поскольку в соответствии с пп. 5.3 и 6.1.3 Положения о раскрытии информации в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа), обязанность по раскрытию информации в форме существенных фактов прекращается с даты, следующей за днем, когда было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска, а в форме ежеквартального отчета - после предоставления эмитентом в регистрирующий орган ежеквартального отчета в отношении квартала, в котором было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска.

Раскрытие информации в ходе эмиссии. Новые способы раскрытия информации

Раздел 2 Положения о раскрытии информации устанавливает порядок раскрытия информации в ходе эмиссии, в соответствии с которым в случае регистрации проспекта ценных бумаг на каждом этапе эмиссии эмитент обязан раскрывать информацию в форме соответствующих сообщений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

  • этап принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • этап размещения ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Раскрытие информации в ходе эмиссии регламентируется также разд. 6 Положения о раскрытии информации, в соответствии с которым эмитент обязан раскрывать существенный факт с кодом 05 «Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг» в случае:

  • принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;
  • государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Эмитент также обязан раскрывать существенный факт с кодом 11 «Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг» в случае утверждения решения о выпуске ценных бумаг уполномоченным органом эмитента.
Из вышесказанного не следует необходимость дублирования раскрытия информации в ходе эмиссии. Требования к раскрытию в форме сообщений, установленные разд. 2 Положения о раскрытии информации, относятся в первую очередь к эмитентам, которые ранее, до принятия решения о размещении (первый этап эмиссии) не были обязаны осуществлять регулярное раскрытие информации в форме существенных фактов и не подпадали под требования п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации.
В соответствующих подпунктах разд. 2 Положения о раскрытии информации специально оговаривается, что в случае если на дату, в которую необходимо осуществить раскрытие информации в форме сообщения об одном из этапов эмиссии, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, эмитент обязан раскрыть информацию в форме сообщения о существенном факте.
Здесь следует отметить, что не все сообщения, формируемые эмитентом в ходе эмиссии, имеют аналоги среди существенных фактов . Так, раскрытие информации на этапе размещения ценных бумаг проводится всеми без исключения эмитентами в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации также претерпел существенные изменения. Так, ранее раскрытие информации осуществлялось только путем опубликования информации в печатных СМИ и направления информации в регистрирующий орган. Новое Положение о раскрытии информации устанавливает дополнительные меры по раскрытию информации и видоизменяет старые.
Лента новостей
Наиболее оперативно, в течении одного дня, информация должна раскрываться в ленте новостей. Необходимость раскрытия информации в ленте новостей обусловлена требованиями п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации. Устанавливая необходимость раскрытия информации в ленте новостей и Интернете, ФКЦБ России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. № 187-р в марте 2001 г. был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителями в проведенном ФКЦБ России открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
В соответствии с п. 1.4. Положения о раскрытии информации подавляющая часть эмитентов обязана осуществлять раскрытие информации в срок до 10.00 по московскому времени. Эмитент может раскрывать информацию до 10.00 по иному часовому поясу только при одновременном исполнении следующих условий:

  • эмиссионные ценные бумаги обращаются на организованных рынках;
  • эмиссионные ценные бумаги не обращаются на организаторах торговли, расположенных в московском часовом поясе.

В этом случае раскрытие происходит до 10.00 времени часового пояса того организатора торговли, на котором обращаются эмиссионные ценные бумаги эмитента.

Интернет
Также абсолютно новым для эмитентов является требование раскрытия информации в Интернете: для существенных фактов - в течение трех дней с момента его появления, а для ежеквартальных отчетов - не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала.
Положение о раскрытии информации (п. 1.6.) разрешает эмитенту использовать домен эмитента либо иной домен с указанием адреса страницы в сети Интернет в соответствующей отчетности для раскрытия информации в Интернете.
По международному соглашению, каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2–3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны . Так, например, если адрес сайта заканчивается на.ru, значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии. Кроме того, существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта. Например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций. Домен первого уровня также называют зоной.
Домены второго уровня выдаются предприятиям и частным лицам в аренду, как правило, с ежегодной оплатой. В каждой зоне домены второго уровня выдает специально уполномоченная организация. В России этим занимается РосНИИРОС. Домен второго уровня, также как и любого другого, должен состоять из цифр и букв латинского алфавита.
Следовательно, под доменом эмитента можно понимать домен второго уровня, об аренде которого эмитентом существуют соответствующие подтверждающие документы.
Эмитент вправе использовать иной домен для размещения в Интернете информации в соответствии с Положением о раскрытии информации. Однако в этом случае эмитенту желательно иметь документы, подтверждающие наличие договорных отношений с арендатором домена второго уровня, предусматривающих возможность для эмитента размещать необходимую информацию на домене второго уровня, принадлежащего третьему лицу. Из этого следует невозможность использования бесплатных хостингов (boom.ru, narod.ru и других) в качестве страниц эмитента, поскольку у эмитента не будет возможности подтвердить документально отношения с арендатором домена второго уровня.
Средства массовой информации
Пункт 1.7 Положения о раскрытии информации устанавливает, что раскрытие в ходе эмиссии должно сопровождаться публикацией информации в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом:

  • не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки;
  • не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях.

Также при опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть опубликована в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России».
Напомним, что в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитент обязан раскрывать информацию в ходе эмиссии в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. регистрируется в случае открытой подписки или закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.
Следовательно, под «иными случаями» в п. 1.7 предполагается размещение ценных бумаг по закрытой подписке среди свыше чем 500 приобретателей, а также случай, когда проспект регистрируется по усмотрению самого эмитента, то есть если эмитент, хотя и не обязан, тем не менее регистрирует проспект ценных бумаг по своей инициативе.
Отметим, что норма постановления, регламентирующая раскрытие информации в периодическом печатном издании в ходе эмиссии, отличается от нормы, регламентирующей публикацию в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах - в соответствии с п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации, сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Необходимость обязательной публикации существенного факта в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» прямо следует из п. 1.7. Положения. В случае если существенный факт не относится к процедуре эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, публикация в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» может в отдельных случаях считаться выполнением требования по публикации в периодическом печатном издании, доступном для большинства владельцев ценных бумаг, с учетом того, что тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России» составляет 1000 экземпляров.
Следовательно, необходимость обязательной публикации существенного факта в ином, помимо «Приложения к Вестнику ФКЦБ России», периодическом печатном издании будет возникать у эмитента в случаях, когда:

    • сообщение о существенном факте связано с эмиссией ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг;
    • большинство акционеров не имеют доступа к «Приложению к Вестнику ФКЦБ России»;
    • количество акционеров общества превышает тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России».

Д. Оленьков, зам. генерального директора «Интерфакс-АКИ»

Так, например, эмиссия ценных бумаг является действенной мерой для привлечения средств. А в роли эмитента в таком случае выступает предприятие, нуждающееся в инвестировании.

Определение простыми словами

Термин «эмитент» произошел от латинского причастия emittentis («выпускающий»). Организация, являющаяся эмитентом, обладает возможностью выпускать в обращение ценные бумаги и иные документы, а также деньги.

Эмитентами могут выступать:

  • государство (в лице исполнительного органа/органа местного самоуправления);
  • банки;
  • предприятия;
  • учреждения.

Владельцы перечисленных ранее бумаг наделяются особыми правами. На эмитента возлагается обязанность обеспечить эти права.

Важно заметить, что эмиссия является широким понятием, под которым может подразумеваться и выпуск денежных знаков, инициированный государством, и распространение платежных карт, организованное тем или иным банковским учреждением.

Эмитенты на рынке ценных бумаг

Каждый эмитент уполномочен выпускать бумаги определенного типа. Ценные бумаги – преимущественно и – выпускают представители государства (исполнительные органы) и коммерческие организации. Делается это в целях привлечения средств для поддержания и развития бизнеса инициатора эмиссии. Ценные бумаги предназначаются для размещения на фондовых рынках. Юридическое лицо, организовавшее эмиссию, предлагает свои акции или облигации всем, кто сочтет их приобретение выгодным вложением средств. Ценные бумаги эмитируются госпредприятиями, ООО, ЗАО и АО.

Эмитентов различают по:

  • форме собственности;
  • сфере деятельности;
  • хозяйственной отрасли;
  • территориальному расположению.

Процесс эмиссии ценных бумаг

Процесс эмиссии строго регламентирован законами. Прежде чем осуществить эмиссию, организация должна принять и документально зафиксировать решение о выпуске ценных бумаг.

Эмиссии должны быть зарегистрированы инициатором в соответствующих государственных органах. Чтобы осуществить эмиссию, предприятия обычно обращаются за помощью к посредникам-профессионалам, или андеррайтерам. В обмен на вознаграждение посредники регистрируют, выпускают и размещают акции и облигации на рынке ценных бумаг.

Организация продает ценные бумаги для того, чтобы обеспечить себе дополнительное финансирование. Например, облигация по сути своей – это займ. Покупатели облигаций, таким образом, дают эмитенту кредит на заранее оговоренный срок под небольшой процент.

Что же до акций, то, размещая их, эмитент (например, АО) предлагает заинтересованным лицам стать собственниками какой-то его части и получить возможность влиять на судьбу предприятия.

Различают открытую и закрытую эмиссию. В случае открытой эмиссии ценные бумаги могут быть приобретены кем угодно. Закрытая эмиссия предусматривает предложение акций ограниченному кругу лиц.

Обладание акциями позволяет инвестору претендовать на дивиденды – часть предприятия-эмитента.

Не каждая организация может рассчитывать на быструю и легкую продажу своих акций по выгодной цене. Для потенциального инвестора имеют значение статус предприятия-эмитента, его доходность и характеристики уставного фонда.

Существует и обратная связь: если акции той или иной компании пользуются спросом, она постепенно приобретает влияние среди инвесторов. Акции, котируемые на престижных площадках, подтверждают дееспособность предприятия.

Поступив в свободную продажу, акции торгуются по собственному курсу, который может меняться в зависимости от финансового состояния эмитента. Если предприятие набирает обороты и имеет хорошие перспективы, его акции постепенно растут в цене.

Раскрытие информации эмитентами

Государство обязывает эмитентов в установленном порядке и доступной форме предоставлять сведения о своей текущей деятельности. Условия информирования регламентируются законом «О рынке ценных бумаг», «Положением о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» и другими нормативными актами РФ.

Информирование должны производить как предприятия, чьи акции являются общедоступными, так и общества, акции которых предназначены для узкого круга потенциальных инвесторов. Об эмитентах, чьи ценные бумаги допускаются к биржевым торгам, известно больше всего.

Законы предписывают эмитентам обеспечивать доступ к годовым отчетам, квартальным бухгалтерским отчетам, спискам аффилированных лиц, а также сообщать о важных изменениях в своей деятельности – иными словами, предоставлять все сведения, которые могут сказаться на курсе ценных бумаг.

Публикации подлежат, помимо прочего, решения об организации эмиссии и отчеты о ее проведении. Кроме того, эмитенты обязаны предоставлять информацию, запрошенную государственными органами, акционерами и аудиторами.

Законами предусмотрено несколько форм публикаций. Выбор конкретной формы диктуется видом и объемом запросов. Вся информация, которая должна быть раскрыта, размещается в СМИ, новостях, Интернете, специальных изданиях.

В среде влиятельных, достойных доверия эмитентов принято без всякого принуждения со стороны государства информировать потенциальных инвесторов о текущем положении дел. Доступность важных сведений и честность эмитента – важные факторы, оказывающие влияние на привлекательность его акций.

Эмиссия – это одна из мер, способствующих развитию организации. Эмитируя те или иные документы или бумаги, предприятие передает их будущим владельцам определенные права и обязуется обеспечивать их соблюдение. Эмиссия имеет смысл, если ее «плоды» будут востребованы, а это возможно только в том случае, если эмитент обладает определенным юридическим статусом и пользуется доверием.

Эмитент - это юридическое лицо, орган местного самоуправления или исполнительной власти, которое от своего имени выпускает денежные знаки, платежные карты или ценные бумаги для финансирования или развития совей деятельности. Воспользовавшись правом эмиссии (предъявляется на определенных условиях), эмитент берет на себя обязательства по предоставлению прав, закрепленных выпущенными ценными бумагами, их владельцам. В числе ценных бумаг, выпускаемых по эмиссии: дорожные чеки, акции, облигации, кредитные карты.

Согласно законодательству РФ, эмитентами в России могут стать только акционерные общества. Они могут выпускать все виды акций, разрешенных к обращению на территории страны. Государственные ценные бумаги (облигации и займы) не разрешены к выпуску по эмиссии.

Основные эмитенты в России: Министерство финансов (представляет государственную власть), крупные предприятия, ставшие в результате реорганизации акционерными обществами, органы местного самоуправления, ведущие банки страны и другие кредитные учреждения.

Эмитенты ценных бумаг всегда занимают позицию продавца на фондовом рынке. Акция или другая ценная бумага - это «товар», качество которой определяется статусом эмитента и результатами его деятельности. Все эмиссионные ценные бумаги подлежат государственной регистрации.

Эмитенты – органы исполнительной власти или юридические лица , заинтересованные в долгосрочном или краткосрочном финансировании своих текущих расходов, следовательно, они принимают решение о выпуске (эмиссии ) и размещении ценных бумаг на фондовом рынке . В соответствии с законом, эмитенты от своего имени несут перед инвесторами (держателями ценных бумаг ) обязательства , которые удостоверены ценными бумагами.

Эмитенты на рынке ценных бумаг всегда позиционируются только как продавцы , потребляющие инвестиционные ресурсы. Они выставляют на фондовый рынок ценные бумаги , качество которых зависит от статуса эмитента и от качества его деятельности. Удачные инвестиционные проекты эмитентов всегда приносят прибыль , и часть прибыли возвращается инвесторам либо в виде дивидендов , либо процентных выплат , либо в виде роста курсовой стоимости ценных бумаг .

Механизмы по привлечению инвестиционных средств, которые применяют эмитенты:

1) Эмиссия акций
2) Облигационные выпуски
3) Прямое кредитование

В роли эмитентов могут выступать органы исполнительной власти (государство ), или юридические лица с правом на выпуск в обращение акций , облигаций , денег и других ценных бумаг , включая документы в виде пластиковых (кредитных) карт и дорожных чеков.

Эмитенты

Эмитентов можно разделить на две группы (1) и (2):

1) В качестве эмитента рассматривается государство – (органы исполнительной власти , органы местного самоуправления ).
2) Основные эмитенты – юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации , хозяйствующие субъекты (юридическое или физическое лицо)).

Государство

Первые муниципальные займы в России были зарегистрированы в 1992 г., объем ценных бумаг органов местного самоуправления и органов исполнительной власти составил 5,6 млрд. руб. В дальнейшем эта цифра только увеличивалась и на конец 1997 г. составляла уже более 20 трлн. руб.

Основные эмитенты - юридические лица

Хозяйствующие субъекты друг от друга отличаются организационно-правовой формой и поэтому их можно разделить на 2-е дополнительные группы: 1) юридические лица и 2) лица, без образования юридического лица занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они не представлены на фондовом рынке, однако имеют возможность выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чеки .

Юридические лица на фондовом рынке являются основными эмитентами ценных бумаг . Они могут быть коммерческими или некоммерческими организациями и вправе выпускать все виды ценных бумаг за исключением государственных ценных бумаг . Для коммерческих организаций главной целью является прибыль. Для некоммерческих организаций - целью может быть достижение определенных установок. Полученная прибыль в некоммерческой организации не распределяется между учредителями, а направляется на реализацию установленных целей организации.

Коммерческие организации могут быть в форме:

государственных и муниципальных унитарных предприятий ;
производственных кооперативов ;
хозяйственных товариществ и обществ .

Хозяйственное товарищество может быть полным товариществом или товариществом на вере (коммандитным товариществом). Хозяйственные общества с точки зрения организационно - правовой формы могут быть представлены акционерными обществами и обществами с ограниченной и с дополнительной ответственностью (открытого и закрытого типа).

Некоммерческие организации могут быть в форме:

(объединений) общественных и религиозных организаций ;
благотворительных и других фондов ;
(объединений юридических лиц) ассоциаций и союзов ;
потребительских кооперативов ;
учреждений .

Классификация эмитентов по различным признакам

По инвестиционной привлекательности

«Голубые фишки» – ценные бумаги эмитентов обладают высокой кредитоспособностью (например, РАО «Газпром» , РАО «ЕЭС России» );

«Акции второго эшелона» – ценные бумаги пользуются меньшим доверием у инвесторов, но при этом обладают свойствами «голубых фишек». Это бумаги молодых и недостаточно крупных компаний ;

«Центровые» – ценные бумаги занимают лидирующие позиции в отрасли, за счет чего и оказывают влияние на стоимость акций остальных эмитентов этой группы (например, энергетической отрасли: акции Мосэнсрго и РАО «ЕЭС России»; нефтегазодобывающей отрасли: акции Сургутнефтегаз, Лукойл и РАО «ЕЭС России»; телекоммуникационной отрасли: Московская городская телефонная сеть и «Ростелеком»).

«Оборонительные акции» – ценные бумаги принадлежащие крупным компаниям, которые выплачивают высокие дивиденды и в случае падающего рынка не допускают разницы цен продажи и покупки. На фондовом рынке России таких акций нет.

Все ценные бумаги, перечисленные выше - на западном фондовом рынке отличаются стабильными дивидендными выплатами и рыночными ценами.

«Гвоздь программы» – высоколиквидные ценные бумаги. Операции с такими бумагами могут принести высокий доход даже при небольших изменениях цен. Например, на российском фондовом рынке «гвоздем программы» был приватизационный чек (ваучер).

«Премиальные акции» - лидирующие ценные бумаги по росту курсовой стоимости, имеют максимальную разницу цен при покупке и продаже.

«Обаятельные акции» - по доходности близки к «премиальным акциям», принадлежат молодым компаниям, курсовая стоимость этих бумаг быстро повышается в цене.

«Цикличные акции» - доходность таких ценных бумаг напрямую зависит от деловой активности эмитента.

«Спящие акции» - перспективные ценные бумаги, имеющие большой потенциал роста, но еще не завоевавшие рынок. На Российском фондовом рынке существует большое количество эмитентов обладающие «спящими акциями».

«Дутые акции» - ценные бумаги, которые были по тем или иным причинам переоценены.

«Спекулятивные акции» - ценные бумаги, появившиеся на рынке совсем недавно, и в силу этого не имеют деловой репутации и истории. Дивидендные выплаты и динамику котировок по таким ценным бумагам еще весьма трудно спрогнозировать. Например, на Российском фондовом рынке это были депозитарные свидетельства («народные ценные бумаги»). Организации, запустившие такие ценные бумаги в оборот – определяли правила игры. Они и получили за счет этого наибольшую прибыль.

«Неактивные акции» - неинтересные и неликвидные ценные бумаги с точки зрения инвестора.

Эмитент: понятие и правовой статус

Эмитент является одним из главных лиц на рынке ценных бумаг, поскольку именно он продуцирует все новые и новые финансовые инструменты, выступающие специфическими товарами, которые продаются и покупаются на фондовой бирже. Цена его финансовых инструментов – товаров, во многом определяется статусом эмитента и результатами его деятельности.

В начальном латинском происхождении слова - эмитент (emittere) означает – излучать, а в современном переводе с английского эмитент (issuer) - это выпускающий. Первоначально право выпуска и продажи ценных бумаг неограниченному кругу лиц принадлежало государству, и лишь позднее это право закрепилось и за корпорациями.

Нормативное определение понятия эмитент в отечественном законодательстве дано в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Эмитент – это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Ряд авторов указывают на нечеткость нормативного определения эмитента относительно органов государственной власти и местного самоуправления. Так, А.Е.Молотников отмечает, что эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленными этими ценными бумагами.

«Налицо противоречие, - пишет А.Е.Молотников, - с определением, данным в Законе о рынке ценных бумаг. При этом остается неясным, в каком случае несет обязательства перед владельцами ценных бумаг само публично-правовое образование, а в каком – соответствующий эмитент (курсив автора).

Нам представляется, что это кажущееся противоречие, связанное с неточным толкованием нормативного определения понятия эмитент. Слова «от своего имени», содержащиеся в определении эмитента, относятся к юридическим лицам.

Исполнительные органы же государственной власти и местные администрации, как юридические лица, несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами, от имени публично-правового образования, что прямо сказано в Федеральном законе о государственных ценных бумагах и, соответственно, должно быть истолковано в Федеральном законе о рынке ценных бумаг.

Следует различать понятия «эмитент» и «продавец ценной бумаги». Эмитент – это лицо, выпускающее ценную бумагу, и несущее обязательства перед ее владельцами по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Продавцом же ценной бумаги является это лицо, которое осуществляет продажу и дальнейшее обращение данной ценной бумаги. В современных условиях – это организатор торговли финансовыми инструментами (биржа).

Эмитент, осуществляя эмиссию ценных бумаг и принимая на себя определенный комплекс обязательств, в зависимости от того, какие он выпускает ценные бумаги, может преследовать следующие основные цели:

1. Привлечение капитала для развития производства товаров, если эмитентом выступает корпорация или привлечение денежных ресурсов для обеспечения общественных нужд, если эмитентом является государство или муниципальная власть.

2. Преобразование формы или трансформация объектов собственности юридических лиц. Например, приватизация государственного унитарного предприятия или изменение статуса компании путем увеличения уставного капитала.

3. Осуществление секьюритизации имеющейся задолженности других лиц.

Суть секьюритизации (от англ. securities – ценные бумаги) – превратить имеющиеся у юридического лица неликвидные долги других лиц в ликвидное рыночное обязательство. Для этого долги, предоставляющие право на получение денежных выплат (доходов), собирают в единый пул, который становится активом, позволяющим выпустить процентные ценные бумаги – облигации. Секьюритизированными могут быть, например, ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты, лизинговые активы и т. д.

В настоящее время секьюритизация применяется не только в финансах. К примеру, девелоперская компания создает новый бизнес-центр. Путем секьюритизации она может привлечь денежные средства, продав будущий денежный поток от аренды.

Секьюритизация проводится по следующим этапам:

Во-первых, происходит подбор активов, собираемый в пул.

Во-вторых, выбранные активы обособляются путем продажи эмитенту - особому юридическому лицу, которые создаются обычно финансовой организацией. Эти бумаги переходят на баланс данной организации.

В-третьих, под обеспечение этих активов эмитент выпускает ценные бумаги – облигации, которые продают инвесторам на фондовом рынке.

В-четвертых, осуществляется обслуживание денежных потоков.

Денежные потоки от активов, собранных в пул, поступают эмитенту, который выплачивает проценты по облигациям инвесторам и погашает облигации в определенный период времени. Расходы по обслуживанию облигаций, конечно, должны быть ниже, чем доходы от должников по активам пула, которые получает эмитент.

Итак, секьюритизация стала современным методом привлечения финансовых ресурсов, который связан с выпуском ценных бумаг, имеющих обеспечение активами, производящими стабильные денежные потоки (портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость и другие активы).

В России секьюритизацию проводили такие организации, как «Газпром», МДМ Банк, Собинбанк, Международный Московский Банк, Альфа-Банк, Банк Москвы, «Русский Стандарт», «ДельтаКредит», «Юниаструм».

Государственное регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг состоит в следующем:

Установление общих требований, предъявляемых к эмитентам, закрепленных в легальном определении эмитента (ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Следует обратить внимание, что в этом определении законодатель не ограничивает перечень ценных бумаг, перед владельцами которых эмитент несет обязательства. В результате может сложиться ошибочное мнение, что эмитентами являются лица, обязанные по любым ценным бумагам. Поэтому второй момент в регулировании деятельности эмитентов:



Введение правил эмиссии и обращения ценных бумаг. Изучение требований к действиям эмитента по выпуску ценных бумаг, которые мы проанализируем в следующей теме, позволяет заключить, что эмитентами являются только лица, обязанные по эмиссионным ценным бумагам;

Закрепление правил исполнения эмитентами обязательств перед владельцами ценных бумаг;

Введение порядка раскрытия информации эмитентами;

Создание правового механизма противодействия злоупотреблениям на организованных торгах путем неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком ценных бумаг;

Контроль над деятельностью эмитентов по соблюдению ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

Нормативное регулирование ответственности эмитентов за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Действующее законодательство Российской Федерации о ценных бумагах предусматривает также ограничения на выпуск эмиссионных ценных бумаг для отдельных категорий эмитентов.

Так, эмиссия акций разрешена только акционерным обществам, уставный капитал которых в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Общества с ограниченной ответственностью по общему правилу в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вправе размещать только облигации после полной оплаты его уставного капитала. А хозяйственное партнерство вообще не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Такое же правило установлено и для некоммерческих организаций. Это следует из положений п. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

Новое на сайте

>

Самое популярное