Домой Хоум Кредит Банк Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики. Инновация как фактор развития предприятия Инновация как фактор развития

Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики. Инновация как фактор развития предприятия Инновация как фактор развития

ВВЕДЕНИЕ

1. Инновация как фактор развития экономики 5

1.1Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики 5

1.2 Влияние инновационной деятельности на экономический рост. 10

2. Основные направления инновационной деятельности 15

2.1 Особенности инновационного пути развития Беларуси 15

2.2 Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности в

Республике Беларусь 20

3. Особенности инновационной политики в РБ 27

3.1 Проблемы инновационного развития 27

3.2 Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь 29

Заключение 34Список использованных источников 36

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Переход к инновационному экономическому росту стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Для Беларуси вопросы перехода экономики на инновационный путь сегодня особенно актуальны. Актуальность, теоретическая и практическая значимость решения задач, связанных с переходом к устойчивому типу развития промышленного производства в новых условиях хозяйствования Республики Беларусь и обусловили важность темы настоящей курсовой.

Цель исследования конкретизируется в его задачах:

Раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;

Раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;

Изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;

Рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;

Проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Объектом исследования является инновации и инновационная деятельность на предприятиях, предметом исследования является их роль и значение для повышения эффективности производства.

1. Инновация как фактор развития экономики.

1.1 Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики.

«Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011-2015 гг. является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках, основанной на внедрении новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энергоемкостью и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов» .

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами.

«Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций» .

«Инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности» .

«Технологические инновации - деятельность организации, связанная как с разработкой, так и с внедрением в зависимости от того, чем занимается фирма» .

«Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая в себя создание и распространение инноваций» .

«Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности» .

«Инновационный процесс - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения» .

«Инновационный проект - комплекс работ по созданию и реализации инноваций» .

Целью проекта является создание и освоение новых технологий, видов продукции (услуг), а также новых решений производственного, организационного и социально-экономического характера.

«Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий)» .

«Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности» .

Субъекты инновационной инфраструктуры:

научно-технологический парк - организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами научно-технологического парка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации;

центр трансфера технологий - организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования;

венчурная организация - коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования венчурных проектов.

«Инновационная организация - организация, создающая и реализующая инновации, производящая высокотехнологичные товары (работы, услуги) либо планирующая производить такие товары (работы, услуги) с привлечением средств венчурных организаций, в том числе созданная (создаваемая) в форме хозяйственного товарищества или общества, учредителем (участником) которого является венчурная организация» .

«Инновационно активные предприятия (организации) - предприятия (организации), осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), процессов (производственных методов, методов доставки), маркетинговых и организационных методов, методов организации рабочего процесса и путей организации взаимоотношений с другими органами и организациями» .

Наукоемкость ВВП - внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах от ВВП.

«Под параметром наукоемкости ВВП следует понимать ту его часть в процентах, которая непосредственно направляется на финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы)» .

«Инновационная продукция - результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с достижением новых эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования материалов в технологических процессах и появлением новых услуг в нематериальном секторе экономики» .

«Новая технология - система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми» .

«Высокая технология - технология, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая формирующимся или будущим потребностям человека и общества» .

«Высокотехнологичная организация - организация, не менее половины продукции которой производится с использованием высоких технологий» .

«Технологический уклад - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Критерием отнесения производства к определенному технологическому укладу является использование в данном производстве технологий, присущих этому укладу, либо технологий, обеспечивающих выпуск продукции, которая по своим техническим либо физико-химическим характеристикам может соответствовать продукции данного уклада» .

Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено отдельное направление менеджмента - инновационный менеджмент .

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Различают несколько видов инноваций:

 технические - появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

 технологические - возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

 организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

 информационные - решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

 социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии – его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания.

Наука и техника превратились сегодня в решающий фактор экономического развития любой страны. Они играют ведущую роль в решении всех проблем экономического, экологического, социального, культурного развития.

Результаты научного поиска как своеобразный «информационный ресурс» позволяют повысить эффективность общественного производства и достичь высшего уровня экономического развития. Уже общепризнано, что развитие и распространение новых технологий играет центральную роль в обеспечении роста выпуска продукции и производительности труда.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20‑30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые очень условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.

В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.

Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.

C 2007‑2009 года в предпринимательском секторе произошло существенное улучшение макроэкономических и институциональных условий для инновационной деятельности, однако сейчас появились новые риски и ограничения, тормозящие инновационную активность предприятий в России (влияние мирового финансового кризиса, дефицит высококвалифицированных кадров, относительно высокая инфляция издержек внутри страны и др.).

Статистика показывает, что инновациями пока занимается ограниченное число промышленных компаний. Инновационная активность наблюдается в основном среди некоторых крупных компаний и некоторых видов экономической деятельности.

Страны, составляющие мировое технологическое ядро - США, Япония, Германия, Велико­британия и Франция - обеспечивают свои лидирующие по­зиции на основе высокой степени активности инновацион­ной деятельности, достигаемой за счет постоянного роста доли расходов на НИОКР в ВВП этих стран.

При этом на первом месте среди стран-лидеров по интен­сивности инновационной деятельности находится Япония, продолжающая сохранять лидирующие позиции (табл. 1).

Таблица 1

Страны-лидеры по интен­сивности инновационной деятельности

Принципиально важно, что экономическая эффектив­ность в современном обществе достигается не только за счетразвития науки и реального производства, но и на основе обеспечения эффективного функционирования всех фазинновационного цикла - получения новых знаний, переда­чи их в производственный сектор экономики посредствомрынка и производственного использования. Поскольку та­кое использование осуществляется, как правило, с цельюполучения экономически значимых конкурентных преиму­ществ на рынке конечной продукции, то и все этапы инно­вационного цикла находятся под сильным информационным, организационным, финансо­вым и иным воздействием рыночных факторов. Именно эко­номический интерес получателя инноваций в конечном итоге определяет целесообразность осуществления, направленность, масштабы и формы инновационной деятельности.

Повышение уровня экономического развития страны вносит существенные изменения в соотношение ресурсов и потребностей. Государства, достигшие высокого уровня эко­номического развития, часто сталкиваются с дефицитом ресурсов. Одновременно повышение уровня экономического развития страны приводит к количественному уве­личению и качественному обновлению в системе экономи­ческих потребностей всех хозяйствующих субъектов, прежде всего личных потребностей населения. Таким образом, по мере повышения уровня экономического развития нараста­ет противоречие между ограниченностью ресурсов и безгра­ничностью расширения потребностей населения.

Общественный продукт определяется не столько материальным содержанием, сколько степенью инновацион­ности. Издержки производства все больше зависят от количества и размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и подготовку кадров, консалтинговые услуги, совершенствование структуры управле­ния и др.

На долю наукоемких отраслей в настоящее время приходится в сред­нем более половины ВВП развитых стран, причем в этих отраслях наблюдаются наиболее высокие темпы роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота.

Исходя из вышеизложенного, инновацию можно характеризовать как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как способность реализации изделия на рынке и его экономическая эффективность. Их главная цель – превзойти всех конкурентов на рынке, создав что-то новое, которое будет уникальным в данной области. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат, а эффективность определяется через соотношение этих результатов и затрат.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Наличие такой тесной связи этапов цикла «наука - производство» обусловлено научно-техническим прогрессом и рыночными потребностями фирмы.

Для эффективного развития инновационной деятельности важную роль играют государственное финансирование и регулирование инновационных процессов.

В условиях рыночной экономики инновационный процесс должен финансироваться не только из государственного бюджета, но и несколькими другими источниками. В условиях кризиса экономики из государственного бюджета должны финансироваться только важные инновационные проекты, влияющие на развитие экономики в целом. Для этого в целях совершенствования финансирования инновационных процессов в государственном бюджете целесообразно выделить отдельное стратегическое направление финансирования высокоэффективных инноваций.

Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является главной предпосылкой для эффективного и успешного развития инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимо тщательно координировать деятельность всех участников инновационного процесса, используя все рычаги рыночной экономики. Для этого требуется понижать кредитные ставки банков, привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора, вовлекать все большее количество промышленных предприятий в инновационный процесс, тем самым уменьшая экономический риск инновационной деятельности.

Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также технопарки. Они поддерживают развитие инновационной деятельности и способствуют передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Впервые технопарки появились за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете (США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инновационных фирм.

Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиление связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи порождают малые высокотехнологичные предприятия, способствуют ускоренному продвижению результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реализации результатов научных и конструкторских работ и т.д., которая принадлежит его организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образуются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допускаются к финансированию. Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы.

Главная функция научного парка – проведение теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени.

Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей.

Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучение персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2-3 года).

Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в. Следует отметить, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует. Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недостаточно. Тем не менее, в России функционируют более 40 технопарков, в которые входят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках, интегрированных в технопарки малых наукоемких предприятий.

Еще по теме Роль инновационного фактора в мировой экономике. Новые формы связи науки и бизнеса.:

  1. 1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики
  2. 1.2. Российское бизнес-сообщество - узловая категория анализа
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
  4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ КРУПНЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
  5. 2.3 Структурные уровни анализа капитала инновационной фирмы
  6. Устойчивый экономический рост как условие стабилизации экономики
  7. Роль инновационного фактора в мировой экономике. Новые формы связи науки и бизнеса.
  8. 3.3. Развитие факторов производства в условиях научно-технической революции
  9. § 1. Право как эффективный инструмент воздействия на экономику в свете современной интерпретации сущности российского общественного строя
  10. 3.1. Общая характеристика инновационных правоотношений, возникающих по поводу осуществления инновационной деятельности
  11. 4.1. Общая характеристика инновационного законодательства зарубежных стран

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

Введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

Крафт Йиржи , доктор экономики, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой экономической теории, Технический университет, г. Либерец (Чешская Республика), Чехия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б., Мурадов А.А. Формирование механизма динамической оценки инновационной стратегии экономических структур при реализации государственно-частного партнерства // Креативная экономика. – 2015. – № 1 (97). – с. 87-100.
2. Зайцев А.В. Стратегия управления инновационными изменениями в период глобальной трансформации системы мирового хозяйствования // Российское предпринимательство. – 2015. – № 1 (271). – с. 75-86.
3. Зайцев А.В. Формирование стратегии развития высокотехнологичных предприятий на основе создания системы инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2011. - № 3. – c.19-29. – http://inec.enjournal.net/article/982/
4. Зайцев А.В, Баранов В.В. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности предприятий // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления». – 2009. - № 23. – с.157-159.
5. Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Требования современной экономики к формированию интеллектуальных ресурсов предприятия // Креативная экономика. – 2009. - № 4. – С.15-22.
6. Крафт Й., Зайцев А.В. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство. – 2012. - № 2. – с.139-146.
7. Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. – 2015. – Т.9. – № 4. – с. 441-452.
8. Крафтова И., Крафт Й., Зайцев А.В. Философия развития инновационных изменений в национальной экономической системе // Креативная экономика. – 2013. - № 3. – с.56-63.
9. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
10. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия. Монография. – М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. – 252 с.
11. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник / под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.
12. Eurostat. Science, Technology and Innovation. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/science_technology_innovation/introduction
13. Farek J., Kraft., Zaytsev A. High tech podniky v globalizovane znalostni ekonomice. – Liberec, Czech Republic, EU: TUL, 2013. – p. 211. – ISBN 978-80-7494-016-3.
14. Kraft J., Kraftová I. The influence of globalization on market structure and competitive advantage of selected economies. Conference proceedings: 3rd Central European Conference in Regional Science (CERS), October 7th-9th, 2009, Košice, Slovak Republic p. 531-546. ISBN 978-80-553-0329-1
15. Kraft J., Kraftová I. The Support of Technology Development in Imperefect Competition. (Selected Aspects Focused on SMEs in the Czech Republic.) Studia Universitatis Babes Bolyai. Negotia Vol. 54 (2009) No. 4, p. 53-70. ISSN 1224-8738
16. Kraft J., Zaytsev A., Baranov V. Globalization and Innovative Factors of the Enterprises Development. Proceedings of the 9th International Conference Liberec Economic Forum 2009. p. 193-200. Liberec: TUL, 2009. ISBN 978-80-7372-523-5
17. Na cestě k Evropskému prostoru vysokoškolského vzdělávání (Pražské komuniké). – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.msmt.cz
18. OECD: Understanding Economic Growth. Paris: OECD, 2004, p. 3. ISBN-92-64-019332
19. OECD: OSLO MANUAL. Final draft of the third edition, JULY 5, 2005. Режим доступа: www.oecd.org/bookshop/
20. Vláda ČR: Investice pro evropskou konkurenceschopnost: příspěvek ČR ke Strategii Evropa 2020. Národní program reforem ČR 2011. Praha, květen 2011, s. 57

Сущность и цели инновационной экономики

Определение 1

Инновационная экономика или новая экономика (экономика знаний) – это отрасли с высокой долей нематериального, человеческого капитала (информационно-коммуникационные технологии, наука, образование и консалтинговые услуги). Это экономика новых информационных технологий, качественных процессов, которые способствуют лидерству субъекта и конкурентоспособность производимой продукции.

Инновационная экономика эффектино использует любые полезные для общества инновации: патенты; ноу-хау; лицензии; заимствованные технологии или собственной разработки.

Инновационная экономика содержит шесть основных элементов:

  1. наука;
  2. образование;
  3. человеческий капитал (высокое качество жизни и высококвалиифицированные специалисты);
  4. благоприятная среда функционирования инновационной системы, труда и жизни инноваторов;
  5. инновационная система (законодательная основа и материальные составляющие: бизнес-инкубаторы, кластеры, технопарки, технополисы, венчурный бизнес и др.);
  6. инновационная промышленность, которая реализует новшества.

Целью инновационной экономики как науки является изучение взаимовыгодных отношений людей в рамках их хозяйственной деятельности, которая связана с созданием и внедрением инноваций.

Замечание 1

Конечная цель инновационной экономики – это рост экономического потенциала страны на основе повышения эффективности применения имеющихся ресурсов путем создания и внедрения инноваций. Это формирование условий для активного экономического роста, который обеспечит эффективное экономическое развитие общества, что в результате будет способствовать росту благосостояния населения страны.

Основой создания инновационной экономики считается регулярное обновление знаний, увеличение потребности в творчестве, культуре. Это позволяет сформировать инновационные технологии производства для максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей, повышения качества их жизни и достижение личного и общественного благосостояния.

Условия становления инновационной экономики

Развитие инновационной экономики позволяет проводить коренные изменения не только в сфере производства, но и в общественной среде, способствует повышению гуманизации сфер жизни людей, минимизирует негативное влияние на окружающую среду и содействует совершенствованию других секторов экономики.

Выбор оптимального варианта проведения инновационных преобразований и их внедрения необходимо изучить условия становления инновационной экономики.

Замечание 2

Особенностью инновационного развития экономики является повышение важности новых технологий и способов распространения знаний. Главная движущая сила этого процесса – технология генерирования знаний, анализ информации, ее передача и эффективное применение.

Промышленный сектор экономики начинает уступать технологической и коммуникационной составлявшей. Отмечается динамичный рост виртуальной сферы экономики.

Главным условием формирования инновационной экономики является последовательное внедрение инноваций, наличие спроса на них и высокотехнологичную продукцию. Методологическая роль отводится компьютеризации. Появляются новые отрасли, сферой деятельности которых являются поставка и обработка данных (информационно-коммуникационные). Инновации активно применяются медицине, ядерной энергетике, аэрокосмическом производстве.

Формируют инновационную экономику и такие технологии, как: биотехнологии; нанотехнологии и новые материалы; военные технологии; технологии рационального природопользования и энергосбережения.

Ядром инновационной экономики являются люди как носители идей и знаний. Человек воспринимается как ценный капитал. Растет значение и потребителей благодаря развитию интернет-технологий. Компании становятся клиенто-ориентированными, стремиться удовлетворить дифференцированные индивидуальные потребности конкретных потребителей. Активно применяется персонализация в работе с клиентами. Потребители имеют возможность вовлекаться в процесс создания блага для самого себя, формировать конфигурации товара и отслеживать весь производственный и сбытовой процесс.

Еще одним условием развития инновационной экономики является не столько использование имеющихся ресурсов, сколько обеспечение возможности их воспроизводства в будущем и энергосбережения.

Рост социальных расходов – это условие, которое отличает инновационную экономику большинства стран. Затраты на здравоохранение должны составлять 5-10% ВВП (по требованиям Всемирной организации здравоохранения), на науку – 1,5-3% ВВП, образование – 5-7% ВВП. Особенно высокие показатели по социальным расходам в развитых странах, что говорит об активном развитии инновационной экономики.

Факторы развития и формирования инновационной экономики

Формирование инновационной экономики зависит от ряда факторов. Они подразделяются на две группы. Первая группа – это факторы, которые определяют существование любой экономической системы.

К таким факторам относят следующие:

  • Природно-климатические (ресурсно-сырьевой потенциал страны);
  • Производственно-экономические (средства производства, формы организации производства и труда, технологии, уровень образования и квалификации персонала);
  • Социо-культурные (приоритетные жизненные ценности, установки, культурные традиции, определяющие духовно-созидательную деятельность человека).

Факторы второй группы определяют качественные характеристики экономической системы. Именно они способствуют формированию и эффективному функционированию инновационной экономики.

В состав этих факторов входят:

  1. ориентированный на инновации человеческий капитал;
  2. венчурное инвестирование;
  3. научно-исследовательский потенциал;
  4. система трансфера инноваций;
  5. развитие сотрудничества науки и бизнеса;
  6. формирование инновационного предпринимательства;
  7. инновационная инфраструктура;
  8. государственная политика по формированию инновационной среды;
  9. международные условия.

Самое развитие инновационной деятельности является ключевым фактором экономического роста страны. Инновационная экономика должна основываться на интеллектуальной и творческой составляющей человеческого капитала, применении высоких технологий, расширении роли науки и образования в промышленности, использовании инноваций во всех сферах жизни человека.

Новое на сайте

>

Самое популярное