Домой Хоум Кредит Банк Особенности переходной экономики. Переходная экономика, ее основные черты и особенности

Особенности переходной экономики. Переходная экономика, ее основные черты и особенности

Сущность переходной экономики. Необходимость реформиро­вания экономики бывших социалистических стран назревала дав­но, что выражалось в попытках проведения различных экономи­ческих преобразований и экспериментов, однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административ­но-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуа­ции не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-коман­дной системы была связана по крайней мере с двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные ме­ханизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включа­лись лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике при­ближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморе­гулирования не работали из-за формального существования товар­но-денежных отношений и централизованного, директивного пла­нирования.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая про­изводительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальней­шем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. .Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяй­ственную инициативу и, как результат, - страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики, причем требовался но­вый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу адми­нистративно-командной системы. Действительно, если страна рас­полагает значительным экономическим и интеллектуальным по­тенциалом, но нет нужных результатов от его использования, при­чину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономичес­ких отношений. Это закон изменения любой системы.

Отсюда следует, что переход от неэффективной административ­но-командной системы к эффективной может основываться на из­менении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного и косвенного рыночного регулирования. Следова­тельно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Становление современной рыночной экономики - дело доволь­но сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформи­ровать сложившуюся на протяжении десятилетий административ­но-командную систему, которая по своей природе отвергала нор­мальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на механизмах экономического развития, принципиально отлич­ных от административно-командных, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отноше­ния собственности и изменить сложившуюся социально-экономи­ческую структуру общества, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, необходимы посте­пенный "подрыв" коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождение а развитие в ее недрах новых, про­тиворечиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить разви­тие и усиление отношений и элементов современного рыночного хо­зяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в тече­ние которого будет существовать так называемая переходная эко­номическая система, или переходная экономика, представляю­щая собой некую смесь отношений и элементов административ­но-командной и современной рыночной систем. Переходная эко­номика характеризует как бы "промежуточное" состояние общес­тва, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только фор­мируется и развивается. И те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сло­жившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Изменения, происхо­дящие в переходной экономике, обусловливают и характерные чер­ты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характер­ны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" ха­рактер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место дру­гой экономической системе.

Следовательно, в условиях переходной экономики неустойчи­вость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы обеспечить в итоге постепенный переход к другой экономической системе. Эта неус­тойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обус­ловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповтори­мость, а с другой - рост неопределенности итогов развития пере­ходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояний, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм, например акционерной формы собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акцио­нерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыноч­ной экономики. Эта."нечистота" (переходность) экономических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости, или зре­лости, переходной экономика. По мере наполнения этих форм но­вым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а разви­тия, т.е. противоречия нового и старого, различных, стоящих за те­ми или другими субъектами отношений, слоев общества. Измене­ния, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном сче­те к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострени­ем противоречий, приводящих к социально-политическим потря­сениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики явля­ется ее историчность, что обусловлено особенностями экономичес­кого развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкну­лись восточноевропейские страны и новые независимые государ­ства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты и число государственных предприятий, под­лежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Кроме того, обусловливают специфику протекания переходных процессов конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-денежных отношений и способность общества к рыночным изменениям.В Польше, например, в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было за­нято в частном секторе. В бывшем СССР, как известно, начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Поэтому общие для переходной экономики законо­мерности имеют разные формы проявления в различных условиях что необходимо учитывать при разработке программ реформирова­ния экономической системы в переходный период.

Особенности функционирования переходной экономики. Спе­цифика переходной экономики как смешанной, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяй­ства и административно-командной системы и в которой не дей­ствуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и бу­дущей системы, обусловила следующие особенности ее функциони­рования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционнос­тью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, же­лательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в про­изводственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного пе­риода старых экономических форм и отношений.

Второй особенностью функционирования переходной экономи­ки является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъ­ективного фактора, от которого зависит правильность выбора нап­равлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается в случае, если ре­формы намечены не произвольно, а на основе познания закономер­ностей эволюции, построения системы действий в соответствую­щих направлениях.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут иметь и локальный, и всеобщий характер. Локальные изменения постоянно свойственные любой развивающейся экономике. Например, изменяется форма собственности предприятий, появляются новые формы доходов и т.д. Всеобщие изменения характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются исходные отношения системы или формируется новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой.

Основными чертами переходной экономики являются следующие:

    Формирование основы новой экономической системы, включающей новые формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также господствующий тип собственности.

    Многоукладность экономики.

Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, характеризующийся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. В любой экономике, даже развитой, существуют различные типы экономических отношений. Однако все они складываются и развиваются на базе господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. В переходной экономике многоукладность существует как элемент основы. Например, в России, наряду с формирующейся рыночной системой, присутствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, в том числе неэкономические и незаконные. Преодоление многоукладности в основе экономики – одна из целей переходного периода.

    Неустойчивость развития как внутреннее свойство.

В переходной экономике постоянно происходят изменения отношений при отсутствии новых институтов, правил и норм, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов, обострение экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности при устранении экстремальных условий перехода.

    Длительность преобразований в переходной экономике.

Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов, это следствие инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, кадры, структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты.

По форме и переходная, и смешанная экономики имеют общие черты: соединение разнородных элементов – рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.п. Однако смешанная экономика – это характеристика современной экономической системы, которая в своей основе соединяет данное противоречие элемента как целостное единство, определяющее другие формы. Смешанная экономика – это устойчивая современная экономическая система, преобладающая в большинстве развитых стран мира. Переходная экономика – это переход от одной системы к другой. От смешанной экономики ее отличают неустойчивость, изменчивость. В переходной экономике состояние равновесия поддерживается не как средство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее задач. Переходная экономика охватывает исторически ограниченный период времени, а смешанная экономика – это постоянное состояние воспроизводящейся на современной основе экономической системы.

Выделяют следующие разновидности переходной экономики:

    Экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически составляла особый период от социалистической революции 1917 года до 30-х годов. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противоположности капиталистических и социалистических систем, теории социалистической революции, основными чертами которой были следующие:

    теория переходного периода исходила из концепции "чистых" экономических систем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью такого подхода является революционная замена капиталистических отношений социалистическими;

    многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. В развитой системе наличие укладов не допускалось, и задачей переходного периода было превращение экономики в одноукладную экономическую систему;

    особая роль и значимость в переходный период государственной и политической власти как проводника и гаранта преобразований, что нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата;

    необходимость сокращения продолжительности переходного периода. Отсюда и название данного типа переходной экономики как экономики переходного периода.

Теория экономики переходного периода представляет собой крайне радикальный вариант переходной экономики. Издержки радикального преобразования общества были огромными: полное устранение рыночных отношений, огосударствление экономики, перекосы в ее структуре, разрушение сельского хозяйства.

    Коренные изменения в способах координации экономики. Необходимость в таких изменениях наступает тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возможностями субъектов экономики, нарастают элементы непредсказуемости в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и методов воздействия на экономику. Необходимы их замена, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития. Примером переходных экономических изменений подобного рода служит реформирование экономики Запада после кризиса 1929-32 гг. Новый этап капиталистической системы характеризуется возникновением методов государственного регулирования всей экономики страны, признанием необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рынка, но и на регулирование поведения субъектов экономики.

После нефтяного кризиса 70-х годов в качестве объекта регулирования стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств – "семерки", роль международных организаций и институтов. С точки зрения внутренней экономики эти преобразования ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новому этапу научно-технического прогресса.

Исторически сложившаяся экономическая система и структура народного хозяйства в новых условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных и политических связей.

    Ликвидация деформаций в экономике стран в связи с изменением положения на международной арене. Примером подобных преобразований является преобразование экономики бывших колониальных стран. Во всех этих странах переходные процессы сопровождались политической нестабильностью, частыми изменениями экономического курса. Сейчас эти страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поисками ими наиболее эффективного места в системе международного разделения труда.

    Преодоление длительного периода нестабильности в развитии экономики. Эти периоды, как правило, связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях реформирования рыночной системы. Примером служат страны Латинской Америки, которые на протяжении свыше 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы роста, увеличивающийся внешний долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и социальной структуры.

Таким образом, в XXвеке имели место несколько разновидностей переходной экономики, причем каждая страна или регион отличались своими особенностями.

Переходная экономика России и других постсоциалистических стран составляет особый исторический тип переходной экономики, отличный от ее прежних разновидностей.

Сущность и факторы переходной экономики

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Первый фактор : такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.

Второй фактор : если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

Третий фактор : переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Четвёртый фактор : в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. Отличительной чертой переходной экономики являются: масштабность и глубина идущих преобразований, инерционность воспроизводства, связанная с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых , она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых , она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих , инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.


РЕФЕРАТ

по курсу «Экономика»

по теме: «Особенности переходной экономики»

Введение

1. Становление переходной экономики России

2. Современные особенности экономики России и пути ее развития

Заключение

Список использованных источников

В ведение

Все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, которые занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

В современной обстановке в России проблемы анализа переходных экономик, факторов и условий экономического роста, выделение особенностей, присущих переходной экономике России находятся в центре внимания общества и профессиональных дискуссий экономистов.

К данной теме постоянно приковано внимание экономической науки и практики. Вряд ли какой другой вопрос столь интенсивно обсуждается и в дискуссиях и в литературе. Это легко объяснить: без правильно проведенного экономического анализа, невозможно решить свои экономические, социальные и политические проблемы.

Вышесказанное определяет актуальность данной работы.

1. Становление переходной экономики России

В переходе от командно-административной экономики, которая существовала в нашей стране до конца 80-х годов, к экономике переходного типа можно выделить следующие составляющие:

приватизация;

реформа цен;

формирование рынков;

реформа предприятий;

преобразования в аграрной сфере.

Положительные результаты приватизации в России связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

Сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты 1:

    Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

    Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

    Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

    Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.

    При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.

Первый период реформы цен продолжался с начала 1992 по октябрь 1994 года. Следствием либерализации явился беспрецедентный рост цен. Высокий уровень монополизации отечественной промышленности препятствовал формированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии действенной антимонопольной политики существенно обострил существовавшие и ранее диспаритеты цен.

Этот период закончился в так называемый «черный вторник» (октябрь 1994 г.), в который произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару.

Второй этап рыночных реформ в России (октябрь 1994 г. – август 1998 г.) характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства, введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции, усилением конкуренции на рынке за счет иностранных производителей (особенно в потребительском секторе).

В этот период складывалось затратное ценообразование , смысл которого в том, что цена должна быть таковой, чтобы имелась возможность возмещения издержек и получения прибыли при определенном объеме продаж.

Третий этап трансформации российской экономики – август 1998 г. - 1999 г. Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось. Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественные товары.

Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара.

Современный этап реформ – с 2000 г. по настоящее время. Переходный процесс в сфере ценообразования продолжается. Он связан с тем, что 1:

    структура прежних цен перестраивается и постепенно приближается к рыночной структуре цен;

    внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым.

Особенно это характерно для тех сфер, где присутствует государственное регулирование цен.

В российской экономике в ценообразовании устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.

Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынка товарами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.

Рыночная экономика – это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса.

Сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Классическая рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации.

В этом смысле переход к классической рыночной экономике представляется попыткой исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в. Этот переход был связан с тяжелейшими последствиями для экономики России. В 1990-е г., когда интенсивно развивались переходные процессы, в России разрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началась деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесен высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства. Россия интересует его лишь как поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, пространство для размещения экологически «грязных» отраслей, источник дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

В социальной сфере также развивались негативные социально-экономические процессы. Резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищанием большинства населения. За последнее десятилетие прошлого века уровень жизни 80% населения сократился в 2,5-3 раза. Устойчивое превышение смертности над рождаемостью ведет к вымиранию российского населения.

Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Оказалась разрушенной не только система хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей.

Опыт 1990-х гг. показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.

В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько этапов реформирования российских предприятий:

1. Этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования.

2. Этап формирования субъектов рыночной экономики.

3. Современный этап реструктуризации предприятий.

Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х гг. в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2004 г. – уже 3106 тыс.

В ряду многих мер, предусмотренных новой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача – не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но и осуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК России реформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.


Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь // Веснiк...

Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.

Выделяют следующие основные черты переходной экономики:

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя:

Тип собственности на средства и продукты производства;

Формы хозяйственных связей;

Тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она переходит в новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период времени, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

♦ сочетание рынка и государственного регулирования;

♦ совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование, развитие экономики в единое целое.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Что касается переходной экономики, то она:

♦ не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

♦ в отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

♦ охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг.

ХХ в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3. Экономическая система отдельных стран требует модификации в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4. Преодоление продолжительного периода времени нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит трансформация от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или, точнее, - переход от «чистой» экономической системы к смешанной.

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.);

2) устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.;

3) проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно в бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политике);

4) осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики;

5) поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода;

6) проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, но и наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля цен и доходов.

Еще по теме 36.1. Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции:

  1. 9.1. СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
  2. 69. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности
  3. 5.1. Переход к рыночной экономике – общий процесс для всех стран мира. Основные черты экономики переходного периода.
  4. § 2. Закономерности и специфические черты переходной экономики
  5. ГЛАВА 9ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Новое на сайте

>

Самое популярное