Домой Хоум Кредит Банк Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?
Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.
Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.
Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.
В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.
Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.
Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая экономическая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.
Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» – следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.
Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.
Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

TheDifference.ru определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем:

Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Экономические системы различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Традиционные системы.

В некоторых странах действуют традиционные основанные на обычаях экономические системы.

В большинстве это слаборазвитые страны.

Традиции которые передаются от поколения к поколению определяют какие товары, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства распределения основываются на обычаях освещенных временем. Экономические потребности индивидов определяются в соответствии с наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, если вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя. Наличие специфических ресурсов также обуславливает традиционность в решении экономических задач.

Командная экономика.

Все решение по основным экономическим проблемам принимает государство, все ресурсы составляют собственность государства. Центр экономического планирования охватывает все уровни управления. Распределение ресурсов осуществляется на основных долговременных приоритетов, поэтому производство постоянно отрывается от общественных потребителей и прогресс общества тормозится.

Рыночная экономика.

Все ответы на экономические вопросы определяет рынок (цены, прибыли и убытки). Вопрос что? решается платежеспособным спросом. Голосованием, деньгами. Вопрос как? решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Вопрос для кого? решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Смешанная экономика.

Современная рыночная система представляет собой сочетание предпринимательской деятельности и роли государства.

Шведская модель экономики характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения. Он более 50% валового национального продукта. В стране до минимума сведена безработица. Высокий уровень социального обеспечения, различия в доходах различных групп населения относительно не велики.

Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает высокие темпы экономического роста, с высоким уровнем занятости и благосостоянием общества.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координационной деятельностью правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы ориентирующие отдельные звенья экономики и мобилизующие их на выполнение общенациональных задач.

Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций и заимствование опыта развития других стран. Это позволяет создать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большую эффект.

Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат в силу отсутствия японских традиций.

Американская модель экономики. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры. НИОКОР (научно исследовательское и опытно конструкторская разработка) свободы предпринимательства развития образования и культуры. Особый акцент это ставка на личную свободу.

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

    взаимодействие факторов производства;

    единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

    ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

    какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

    какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

    какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

    каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

    общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

    кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

    централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

    концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

    интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

    непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

    поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

    усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

    решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы; б) обеспечение полной занятости; в) снижение (стабилизация) уровня инфляции; г) регулирование платежного баланса; д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Часть благ, существующих свободно в природе и не являющихся предметом экономической деятельности, относят к благам, но не к экономическим благам. К таким благам относится, в частности, воздух. Вместе с этим, воздух при определенных условиях превращается в экономическое благо, например, на подводной лодке.

С экономическими благами органически связана категория редкости.

Экономические блага делятся на долгосрочные и недолгосрочные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Долгосрочные экономические блага используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, потребляются постепенно в течение длительного применения (использования). К ним относятся автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования.

Недолговременные экономические блага могут удовлетворять определенную потребность один раз, они полностью потребляются в течение одного акта использования (например, блага, предназначенные для потребления).

К взаимозаменяемым экономическим благам (субститутам, конкурирующим в потреблении) относятся сливочное масло и маргарин, автомобили разных марок и т.п.

Взаимодополняющие экономические блага – это экономические блага, способные удовлетворишь определенные потребности лишь в случае их совместного использования (например, автомобиль и бензин).

К настоящим экономическим благам относятся блага, которые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, к будущим – блага, которыми индивид сможет распорядиться лишь в будущем (например, положенные в сберегательный банк на срочный вклад деньги).

Прямые экономические блага (такие потребительские блага, как еда, одежда и т.д.) непосредственно удовлетворяют определенные потребности, их не нужно преобразовывать. Косвенные экономические блага удовлетворяют потребности людей лишь как средство (оборудование, машины, сырье и т.п.).

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?

Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.

Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.

Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.

В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.

Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.

Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.

Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» — следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.

Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.

Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

Выводы сайт

  1. Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
  2. Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
  3. Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
  4. Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
  5. Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
  6. Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
  7. Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Новое на сайте

>

Самое популярное