Домой Проценты по кредитам Экономическое неравенство создает угрозу для развития. Новые технологии и международное сотрудничество помогут решить проблему

Экономическое неравенство создает угрозу для развития. Новые технологии и международное сотрудничество помогут решить проблему


Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.
И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов - минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.
России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.
Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.
Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл.. Не способствует экономическому росту и во многом паразитический характер выросшего на спекулятивных сделках и даровой приватизации крупного российского капитала. Он тесно связан с ТНК, а также достигшим высокой доли в экономике теневым сектором, и не способен организовать современные конкурентные производства. Немаловажную роль играет коррумпированность раздувшегося чиновничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низкий профессионализм, неуемное своекорыстие.
Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.
В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.
Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.
Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.
Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.
Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.
При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией “Прогнозы и циклы”, Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.
Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть - основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.
На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.
Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс “догоняющего” развития, “удержания позиций” в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на “опережающее” развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.
Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы - при оптимистическом сценарии - вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Еще по теме Перспективы развития российской экономики:

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  2. 2.4 Проблемы и перспективы развития российских предприятий
  3. 5.3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в Российской Федерации
  4. § 4. Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации
  5. 1.4 Перспективы развития экономики природопользованияи природоохраны Совершенствование экологического механизма природопользования
  6. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.
  7. § 3 Перспективы развития международного сотрудничества Российской Федерации в формате двусторонних соглашений
  8. § 1.2. Органы предварительного следствия по законодательству Российской Федерации: структура и перспективы развития
  9. § 2. Перспективы развития правового регулирования безопасности и гигиены труда в Российской Федерации
  10. § 2. Перспективы развития российского законодательства о защите прав работников неплатежеспособного работодателя
  11. Глава 8. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история зарождения, правовые модели и перспективы развития
  12. ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  13. 3. Перспективы социально-экономического развития РБ на пороге третьего тысячелетия. Направления, этапы перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

Перспективы развития экономики: Россия и мир

Российская экономика после резкого (более глубокого, чем в других сегментах глобальной экономики) спада в 2008-2009 гг. вошла в режим роста с темпом примерно 4% в год. Какой же путь дальнейшего развития она должна избрать: инерционный или инновационный?Об этом читайте в этой статье.

Мировой кризис 2007-2009 годов

Мировой кризис 2007-2009 гг. («Великая рецессия» в отличие от «Великой депресии» 1929 г.) обычно объясняют провалом на ипотечном рынке и «сдуванием пузыря» на рынке недвижимости США. Распространение разного рода финансовых инноваций и ослабление контроля за движением финансовых инструментов на американском и глобальных рынках привели к трудностям в страновых и международной денежно-кредитных системах, а затем и к экономическому спаду. Чтобы стимулировать деловую активность, большинство развитых стран наращивали госрасходы, в том числе за счет бюджетного дефицита и госдолга. Это способствовало фрагментарному восстановлению мировой экономики в 2010 г., но уже в 2011 г. ее рост замедляется с, примерно, 5% в 2010 году до менее чем 4% в 2011 и до, примерно, 3,5% в 2012 г.(сл.2). При этом надо иметь в виду, что в 2009 году наблюдалось падение мировой экономики на 0,6%, так что ее рост в 2010-2012 гг. объясняется очень низкой «базой» 2008 года. Показательно, что снижение темпов роста в этот период сопровождается еще и высокой, причем ускоряющейся из года в год инфляцией (с 1,5%-2,0% в 2010 г. до 3%-4% в 2012г.).

Публикуемые индикаторы ожиданий потребителей и производителей в США и Европе позволяют с очень высокой вероятностью утверждать, что экономику развитых стран ждет дальнейшее замедление. Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман в интервью газете «Коммерсант» 9 сентября заявил, что никакого восстановления после кризиса 2008 года на самом деле нет. Он отметил, что политика по усиленному сокращению бюджетного дефицита, последовавшая за накачкой экономик ликвидностью в 2008-2009 гг., тормозит экономический рост как в США, так и в Европе.

Многие эксперты у нас в стране и за рубежом, и я ними полностью согласен, приходят к выводу, что ответом на кризис должно быть не усиление вмешательства в экономику на страновом и межгосударственном уровне, а глубокие структурные реформы и переход к новой модели роста – «new normal».

Лично для меня главным основанием для такого вывода является объяснение кризиса 2008 г. не только и не столько процессами, имевшими место на финансовом рынке, а отставанием мирового технологического процесса от глобального спроса на ресурсы. В последней четверти прошлого и начале этого века во всем мире экспоненциально росли цены на продовольствие (особенно, белки животного происхождения) и углеводороды (нефть, газ). Тем самым рынок сигнализировал мировому сообществу, что спрос на них резко превышает предложение. Поначалу этот сигнал вроде бы был услышан – ведущие ученые мира в 1972г. подписались под докладом т.н. Римского клуба «Пределы роста». Однако в реальной жизни дополнительные доходы, генерировавшиеся высокими ценами на продовольствие и углеводороды, направлялись не на разработку новых технологий производства и улучшение эффективности использования глобальных дефицитных ресурсов, а на расширение спектра и повышение уровня потребления. Этому в значительной мере, особенно в 2000-е годы способствовало появление и распространение деревативов и других финансовых инструментов, которые позволяли обслуживать быстро возрастающий товарный оборот. Но ведь еще в XVI веке польский астроном, экономист и математик Николай Коперник и английский финансист Томас Грешем сформулировали экономический закон, гласящий: «Деньги, искусственно переоцененные государством, вытесняют из обращения деньги, искусственно недооцененные им». Или еще проще: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Отсюда – все эти лопнувшие в 2008 году финансовые пузыри.

Необходимость экономии первичных энергоресурсов

Постепенно мировое сообщество осознает всю опасность игнорирования отрыва спроса от ресурсно-технологических возможностей. За последние годы по данным Мирового банка рост энергопотребления резко замедлился (Statistical Review of World Energy 2011).

Еврокомиссия в марте 2011 года приняла весьма ответственные решения, направленные на экономию первичных энергоресурсов. В частности, намечается к 2030 г. более половины всех перевозок пассажиров и грузов на расстояние более 300 км осуществлять водным или железнодорожным транспортом, а к 2050 г. в городах ЕС не должно остаться автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями. Наряду с газовыми и гибридными двигателями для автотранспорта в различных странах продвигаются разработки водородного двигателя. Так этим летом Nissan Motor объявила, что в течении ближайших 5 лет реализует технологические решения, позволяющие сделать массовым автомобиль с водородным двигателем. По выражению председателя Газпрома Алексея Миллера (газета «Ведомости» от 16 декабря 2010 г.), сегодня добыча сланцевого газа из мифа превратилась в одно из главных направлений энергетической стратегии. В США и Европе производство и транспортировка сжиженного природного газа становятся обычным технологическим процессом.

Несмотря на аварию на Фукусиме, Россия, США и Япония намерены активно использовать атомную энергию. Правда, по оценке Нобелевского лауреата по физике 1997 года, сейчас министра энергетики США Стивена Чу на разработку и реализацию новых урановых технологий потребуются значительные средства в течение более чем 10 лет («Ведомости», 10.08.2011).

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным в отчете за 2010 г., глобальные запасы нефти, газа и угля стабилизировались, а спрос на них будет расти. Поэтому во всем мире вкладывается все больше средств в освоение возобновляемых источников энергии – воды, ветра, солнца, геотермальной энергии. В США, европейских странах, России разрабатываются новые технологии промышленного и жилищного строительства, ориентированные на экономию энергоресурсов.

Не менее сложные проблемы предстоит решить и в сфере продовольственного обеспечения. Мировые цены на важнейшие продукты питания (зерновые, мясо, молоко, сахар, масло) к началу 2011 года побили все исторические рекорды, а их рост не останавливается (доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН – ФАО). В другом докладе, совместном ФАО и ОЭСР, дается оценка численности населения Земли в 2050 г. – 9 млрд. человек и констатируется: чтобы их прокормить, придется увеличить производство продуктов питания на 70% по сравнению с 2005 годом. Именно поэтому вполне оправданы те гигантские инвестиции, которые в последнее время пошли в развитие технологий растениеводства, биотехнологий и генную инженерию.

Однако, прежде чем развитие фундаментальной и прикладной науки, инвестиции в энергетику и энергосбережение, в продовольственный комплекс дадут реальную отдачу, пройдет значительный период времени, в течении которого мир ждет «турбулентное» развитие: медленный рост, чередующийся с торможением и рецессиями.

Государственная задолженность США и стран Еврозоны

В США госдолг, практически, сравнялся с годовым объемом ВВП, а дефицит бюджета превратился уже из экономической в серьезнейшую политическую проблему. С огромным трудом не так давно принятые президентом Обамой и Конгрессом США решения о сокращении этого дефицита на 3 трлн. долларов за 10 лет даже в этой длительной перспективе не позволяют достичь приемлемого бюджетного дефицита в 3% ВВП.

В Еврозоне средний уровень госдолга в 2011 г. составит около 96%. При этом преодоление дефицита бюджета потребует от ряда европейских стран и денежных властей еврозоны весьма жестких и, конечно, непопулярных политических решений. Достаточно сказать, что в таких странах, как Греция, Ирландия и Португалия даже без учета процентных выплат по госдолгу балансировка бюджетов потребует 8-10% ВВП. Не намного лучше ситуация теперь уже и в Италии, и в Испании. Я не сторонник тех, кто готовится к похоронам евро. Уверен, что Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) и Европарламент примут адекватные меры, чтобы сохранить значимое цивилизационное достижение – единую валюту. Но, очевидно, европейскую экономику ждут непростые испытания.

Наблюдается перегрев экономик развивающихся стран и прежде всего – Китая. Его многие называют современным «драйвером» глобального экономического роста. Действительно, по объему ВВП Китай сегодня вышел на второе место в мире. Но в экономике этой страны (как, впрочем, и в социально-политической обстановке) накопились весьма серьезные проблемы. Экономика Китая и, в особенности, рынок недвижимости перегрет, инфляция растет. Китайские власти, понимая всю опасность сложившейся ситуации, в 2009, а затем в 2010 г. принимают решения, направленные на снижение экономического роста до уровня ниже 8%. При этом в 2010 г. ВВП Китая вырос на 10,3%, а инфляция составила 6,4%, рост потребительских цен на продовольствие 14,4%. Несмотря на повышение банковской процентной ставки, объемы кредитования в текущем году выросли в Китае уже более чем на 15%. Очевидно, китайская модель развития, базирующаяся на дешевой рабочей силе (издержки на одного занятого в Китае составляют менее 10% от этого показателя в США), тиражировании заимствуемых технологий и внешнем спросе (экспорт составляет около 40% в ВВП страны) близка к своему пределу.

Современное состояние российской экономики

Экономика России имеет достаточный потенциал для поступательного развития. Страна обладает 6% мировых запасов нефти, почти четвертью мировых запасов газа, около 10% воды, 8% пахотных земель и 23% мирового лесного массива. Имея 2% мирового населения Земли, Россия занимает 25-е место (из 139) по количественным параметрам образования (впереди других стран БРИК), а по размеру внутреннего рынка – 8-е место в мире.

Российская экономика после резкого (более глубокого, чем в других сегментах глобальной экономики) спада в 2008-2009 гг. вошла в режим роста с темпом примерно 4% в год. В России уже длительное время наблюдается весьма позитивная динамика многих важных фундаментальных макроэкономических характеристик. После периода высокой инфляции с двузначным темпом прироста в 2001-2008 гг. мы уже третий год имеем рост потребительских цен (декабрь к декабрю) заметно ниже 10%. В то же время в 2009-2011 гг. экономика нашей страны растет с темпом около 4% в год. Уровень внешнего долга (около 35 млрд. долларов) и госдолга в целом (примерно 150 млрд. долларов или менее 10% ВВП), так же как и закредитованность российской экономики (объем корпоративного долга около 500 млрд. долларов с удлинившимися по сравнению с 2008 г. сроками погашения) сейчас у нас весьма низкие по теперешним мировым меркам. Золотовалютные резервы ЦБР около 550 млрд. долларов. Дефицит федерального бюджета в текущем году, по опубликованным Минфином России 3 октября данным, составит менее 30 млрд. рублей, т.е. всего лишь 0,1% ВВП.

Однако, за всем этим внешним благополучием кроются очень и очень серьезные проблемы, копившиеся не один год и даже не одно десятилетие.

Это, во-первых, структурные диспропорции. Наличие собственных природных богатств уже давно превратилось из нашего конкурентного преимущества на мировом рынке в тормоз экономического прогресса, сделав возможной сырьевую ориентацию отечественной экономики. В так называемые «тучные» 2000-е годы доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве у нас не только не выросла, но и сократилась. В 2010 г. топливно-энергетический комплекс обеспечил почти треть валового внутреннего продукта страны и около 40% всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составила в 2010 г. только 15,3%. Экспорт из России почти на 75% обеспечивается нефтью, газом, углем, металлами и минеральными удобрениями. В то же время страна практически зависит от импорта многих потребительских товаров и продовольствия, компьютеров и оргтехники, современных видов машин и оборудования.

Отечественные предприятия неконкурентноспособны на внешних рынках, так как не владеют современными технологиями. По данным В.Иноземцева, российских компаний нет среди 200 глобальных фирм, зарегистрировавших в 2010 г. наибольшее число патентов. В России подается около 27000 патентных заявок в год, но 93% из них – в Российскую патентную службу. В США, где регистрируется более 50% всех мировых патентов, мы направляем не более 500 заявок в год (Финляндия – 2600, Германия – 24900). Как показано в исследованиях ГУ ВШЭ, доля новой (не только для нашей страны, но и для мирового рынка) продукции в общем объеме производства российских предприятий составляет 0,5% (в Финляндии – 27,2%, в Германии – 7,1%). Производительность труда у нас отстает от ее уровня в США и других развитых странах, по разным оценкам, в 3-5 раз.

Что касается макроэкономической устойчивости, то и она сегодня вызывает серьезные вопросы. Недавно Минфин РФ обнародовал сценарии динамики российского бюджета в 2012-2014 гг. Из них хорошо видно, что без учета доходов от нефти и газа дефицит федерального бюджета в ближайшие три года составит 10%. Это означает, что все наше макроэкономическое благополучие критически зависит от цены углеводородов на мировом рынке. Минфин выполнил т.н. стресс-тест бюджета: что будет, если цена на нефть в 2012-2014 гг. окажется не 97-101 доллар за баррель, как сейчас заложено в бюджетных проектировках, а 61 доллар за баррель, как нефть стоила в 2009 г. Ответ – неутешительный: дефицит бюджета достигнет 4,2-5,2% и внутренние источники его финансирования иссякнут. Что касается внешних, то их привлечение в российскую экономику натыкается на очень высокие институциональные барьеры. Экспертная группа Правительства, работающая под руководством И.Шувалова над стратегией социально-экономического развития страны до 2020 г. (группа «Стратегия 2020»), главными из этих барьеров считает следующие: незащищенность прав частной собственности, недобросовестная конкуренция (зачастую административный ресурс заменяет инновации), отклонения от верховенства закона и неудовлетворительное судопроизводство, высокие транзакционные издержки.

Охарактеризованные выше процессы, факторы и явления объясняют, почему обладая весомыми конкурентными преимуществами (природные ресурсы, интеллектуальный потенциал) и даже добившись в 2001-2007 гг. высоких темпов экономического роста (около 7% в среднем за год), Россия находится в восьмом десятке по размеру ВВП на душу населения: 15100 долларов на человека (по ППС).

При этом за последние годы дифференциация в уровне жизни населения не только не сократилась, но и возросла. Коэффициент фондов (соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных) в РФ увеличился с 13,5 в 2001 г. до 17 в 2010 г. (данные Статкомитета СНГ). Уровень бедности (число россиян, получающих доходы ниже прожиточного минимума) уже пять лет, с 2006 г. не меняется и составляет 13-15% от общей численности населения. Это означает, что имевшие место в эти годы рост денежных доходов наименее обеспеченных слоев населения, повышение пенсий и социальных выплат «съедаются» инфляцией. В результате в 2010 г. у нас в стране на долю 10% самых богатых людей приходится около 30% денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных – менее 2%.

Качество же таких социальных благ, как услуги здравоохранения (и платного, и особенно бесплатного), общего и профессионального образования за последние 10 лет только снижалось. По обобщающему индексу развития человеческого потенциала Россия даже после быстрого экономического роста в 2000-е годы занимает 71-е место в мире (доклад Института современного развития – ИНСОР).

Результат такого положения дел весьма печален. По данным ВЦИОМ, который в июне этого года провел весьма репрезентативный опрос населения в 46 регионах страны, число россиян, желающих эмигрировать, достигло 21%. Больше всего желающих выехать из страны среди людей в возрасте 18-24 года – 39% и среди высокообразованных респондентов – 29%. К сожалению, процесс уже «пошел»: по официальным данным за 3 года из России уехало более 1,2 млн. человек, 40% из них – с высшим образованием. Как отмечал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, сейчас за рубежом работает 1 млн. 250 тысяч российских ученых и специалистов.

Наряду с потерей трудовых ресурсов Россия теряет и частный капитал. По данным ЦБ РФ, чистый отток (превышение вывоза над ввозом) капитала из частного сектора составил в 2010 г. 34 млрд. долларов США, а в I полугодии текущего года – уже 31,2 млрд. долларов.

Инерционный путь развития экономики России

В этой ситуации стране в ближайшее время предстоит пройти развилку, сопоставимую по своей значимости с теми, которые она проходила в конце прошлого – начале нынешнего века. В терминологии Е.Г.Ясина (см. его доклад «Сценарии развития России на долгосрочную перспективу». НИУ ВГЭ, Москва, 2011) нам неизбежно придется сделать выбор между инерционным, постепенным развитием и решительной модернизацией всей нашей социально-экономической системы.

На мой взгляд, выбор между инерционным развитием и модернизацией в значительной мере предопределен. В случае инерционного развития источники экономического роста: первый – дальнейшая эксплуатация природных ресурсов в сложившимся режиме; второй – более полное использование трудового потенциала при вялой динамике производительности труда; третий – расширение производственного аппарата за счет дополнительных инвестиций. Все эти три источника сильно ограничены.

Первый. Не рассматривая всего спектра природных ресурсов, назовем здесь только две цифры. По последним расчетам и энергетической программе России добыча газа в нашей стране в 2011-2020 гг. может расти с темпом не более 1,5% в год, а добыча нефти за тот же период может в лучшем случае возрасти с 500 до 525 млн. т., т.е. на 5%. Снижение же энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. потребует около 9,5 трлн. рублей инвестиций, в том числе 8,8 трлн. рублей из внебюджетных источников.

Второй источник – трудовые ресурсы. По данным ГУ ВШЭ, по уровню занятости населения (в возрасте 15-72 года 63%) и по годовой продолжительности рабочего времени (1800 часов) мы находимся на уровне стран ОЭСР и примерно на 10% превысили уровень США. Судя по всему, резервы наращивания трудовых ресурсов у нас, по существу, исчерпаны.

Третий источник . Чтобы его задействовать, необходимо существенно, на несколько процентных пунктов поднять долю накоплений в ВВП и вовлечь в отечественную экономику иностранные инвестиции. Но это возможно только в условиях устойчивой и длительной (более 5 лет) позитивной макроэкономической динамики, улучшения инвестиционного климата и вслед за ними повышения деловой активности.

Таким образом, даже беглый анализ показывает, что инерционный сценарий обеспечивает только поддержание достигнутого уровня развития экономики без сколько-нибудь существенного экономического роста. Как отмечают эксперты, работающие над правительственной программой социально-экономического развития на период до 2020 года, инерционный сценарий приведет к тому, что Россия уже в текущем десятилетии может начать стагнировать по образцу брежневской эпохи застоя.

С учетом сказанного лично мне представляется не только абсолютно необходимым, но и реально возможным модернизационный сценарий нашего развития.

Решительная модернизация предполагает согласованное продвижение по трем направлениям: политика, институты, экономика.

Первое направление – политика. Стоит отметить, что по этому направлению и до, и после событий, состоявшихся 24 сентября на съезде «Единой России», идут горячие дискуссии. Не будучи политологом, я не считаю себя вправе анализировать ту или иную точку зрения. Но как российский гражданин и человек, успевший пожить в СССР и поработать в Госплане, который называли генштабом народного хозяйства, поучаствовать в радикальной экономической реформе 90-х годов, позволю себе высказаться за тот вариант политической модернизации, который отстаивают такие политики, ученые и специалисты, как Аузан, Бурбулис, Гуриев, Дмитриев, Мау, Милов, Немцов, Ослон, Ясин и другие.

В частности, Аузан, Гуриев, Мау, которые входят в группу экспертов, работающих над правительственной программой «Стратегия 2020», предлагают в ходе политической модернизации перейти от государственного патернализма к социальному партнерству на основе Общественного договора.

Е.Г.Ясин, который также участвует в подготовке «Стратегии 2020», обоснованно полагает, что без политической конкуренции не может быть конкуренции экономической. Он предлагает следующий комплекс мер («пакет либеральной демократии»): ликвидация патерналистского режима; многопартийность; верховенство права; общественный контроль за бюрократией и бизнесом; децентрализация и развитие местного самоуправления.

С.Гуриев указывает на риски перехода к такой политической системе в нашей стране. Главный из них – незаинтересованность в преобразованиях правящей элиты. Другой, не менее существенный: «Численность российского среднего класса относительно мала, интеллектуальная и деловая элита еще малочисленнее, остальные же не рискуют заводить собственный бизнес и не поддерживают экономико-политическую либерализацию. Всего 36% россиян поддерживают демократию, а рыночные реформы – 28%» («Эпоха преобразований». «Прямые инвестиции», 2010, № 12).

Второе направление – модернизация институтов. Здесь минимально необходимый пакет включает: защита прав собственности, справедливая конкуренция, верховенство закона. При его реализации необходимо однако учитывать последствия сложившейся сегодня в нашей экономике структуры собственности. «В связи с масштабной ренационализацией, проводящейся с 2004 г., государственные компании снова получили контроль над командными высотами экономики. В отличие от частного бизнеса госкомпании не заинтересованы в развитии современных институтов» (С.Гуриев).

И, наконец, третье направление – модернизация экономики. Если вспомнить марксистскую терминологию, то в двух первых направлениях мы говорили о производственных отношениях, о «надстройке». Здесь речь идет о производительных силах, о «базисе». Именно в части этого направления у нас в стране, и во всем мире идут весьма горячие споры. Поэтому моя позиция относительно содержания модернизации производственного аппарата нашей экономики отнюдь не бесспорна. Она опирается на исследования, выполненные в Институте Гайдара, в ГУ-ВШЭ, на разработки ОАО «РОСНАНО» (см. А.Чубайс. «Строительство инновационной экономики в России: попытка осмысления». Доклад на конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». М., 23.01.2009; А.Чубайс. «Россия – XXI: строительство инновационной экономики»). Суть этого подхода в следующем.

Если исходить из теории длинных циклов Николая Кондратьева, то в настоящее время завершается пятый цикл, детерминированный развитием микроэлектроники, телекоммуникаций, фармацевтики. Сегодня большинство аналитиков считают, что следующий VI цикл в своей основе будет иметь развитие нанотехнологий и биотехнологий.

Необходимость модернизации социально-экономической системы России

В 2000-е годы мир переживает нанотехнологический бум. Российская Федерация в 2007 г., несколько позже других стран, приняла собственную нанотехнологическую инициативу. В ней поставлена весьма амбициозная задача обеспечить в 2015 году производство нанотехнологической продукции в нашей стране в объеме 900 млрд. рублей. Для того, чтобы оценить много это или мало, скажу, что сегодня вся инновационная продукция в России измеряется объемом несколько большим чем 1 трлн. рублей (Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Статсборник, М., 2011).

Вместе с изданием президентской инициативы была создана Государственная корпорация Роснанотех. Основное направление ее деятельности – коммерциализация разработок в сфере нанотехнологий, создание в стране наноиндустрии. Поэтому РОСНАНО не занимается НИОКР (для этого есть РАН и другие организации), но активно финасирует создание предприятий, производящих нанотехнологическую продукцию, и формирование инфраструктуры отечественной наноиндустрии.

Сегодня в Корпорации создана и отлажена технология отбора и финансирования инвестиционных проектов. Она включает научно-техническую и финансово-экономическую экспертизу этих проектов, организацию их финансирования и осуществления. Как представлено на слайде 17, начиная с 2009 года нами рассмотрено 2037 заявок, принято к финансированию 128 проектов с бюджетом полтриллиона рублей и 68 из них уже реализуется.

Оседлав IV нанотехнологическую волну и осуществив решительную модернизацию социально-экономической системы, Россия в текущем десятилетии может развиваться с темпов не менее 4% в год, обеспечив к 2020 г. рост ВВП в 1,5 раза.

В заключении хочу процитировать слова Е.Т.Гайдара: «Мы действительно прошли самую тяжелую часть, мы действительно решили самые трудные проблемы на пути к устойчивому росту… Россия отнюдь не обречена на вечную нищету, на чудо вечной нищеты в богатейшей стране. Она может начать быстро наверстывать отставание, потому что в ней есть мощная сила, мощный интеллектуальный потенциал. Тут нужно включить один мотор – мотор интереса… Сегодня, с включенным мотором интереса, я убежден, Россия может прекрасно пойти вперед и стать одним из лидеров 21 века.» .

Сбудутся надежды Егора Тимуровича или нет теперь уже зависит от нас с Вами, от политической воли и решимости российской власти.

Яков Уринсон

http :// gaidarfund . ru / public . php ? id =94

Увидевшие свет в октябре новые среднесрочные прогнозы развития российской экономики стали, на первый взгляд, более позитивными, особенно со стороны международных организаций. Однако дело здесь, видимо, лишь в разнице прогнозных предпосылок с точки зрения цен на нефть. При этом даже на фоне прогнозного оптимизма Россия в ближайшие годы будет уменьшать свою долю в мировом ВВП.

Мы обычно подробно не комментируем прогнозы других организаций относительно динамики российской экономики. Однако на фоне набирающей силу дискуссии относительно перспектив развития российской экономики и значительного расхождения оценок мы решили изменить этому правилу и постараться глубже понять логику аргументов, высказываемых экономическими прогнозистами.

В увидевших свет в сентябре-октябре новых прогнозах развития мировой экономики от ОЭСР и МВФ видно некоторое ухудшение прогнозов роста мирового ВВП на ближайшие годы по сравнению с оценками начала и середины года (табл. 1). Это объясняется в основном влиянием Brexit и осознанием факта относительной устойчивости наблюдающегося после мирового финансового кризиса торможения мировой торговли, что объясняется последовавшим за кризисом замедлением Китая, ростом протекционизма и ослаблением темпов роста спроса в Европе. С другой стороны, и МВФ, и ОЭСР темпы роста мирового ВВП в 2017 г. прогнозируются более высокими, чем в 2016 г.: 3,2% и 3,4% против ожидаемых 2,9% и 3,1% прироста в 2016 г. соответственно (табл. 1). При этом, хотя обе организации предостерегают относительно рисков для финансовых институтов и финансовой стабильности, связанных с затянувшимся периодом низких процентных ставок, но нового мирового кризиса в ближайшие годы они на текущий момент не предвидят (МВФ дает свои прогнозы до 2021 г.).

Обобщая «пакет» новых октябрьских докладов МВФ о состоянии мировой экономики, традиционно включающий в себя World Economic Outlook, Global Financial Stability Report и Fiscal Monitor, можно сказать, что, по мнению этой организации, для развивающихся стран в целом за последние 6 месяцев краткосрочные риски сгладились, так как рынки показали гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Давление на развивающиеся рынки ослабилось благодаря прекращению падения и даже росту цен на сырьевые товары, а также в силу того, что ожидания жесткой посадки экономики Китая не оправдались.

При этом среднесрочные риски возрастают вследствие повышенной политической нестабильности на развивающихся рынках и нарастания финансовых проблем. Ожидания относительно нормализации денежной политики в развитых экономиках еще сильнее сместились в будущее, а слабый рост и низкие процентные ставки повышают давление на банки, страховые и пенсионные фонды как в развитых, так и в развивающихся странах. Хотя в большинстве развитых экономик банковская система в целом надежна, стабильная доходность находится под вопросом, отражая нерешенные структурные проблемы и проблемы, связанные с необходимостью изменения используемых банками бизнес-моделей. Корпоративный долг на многих развивающихся рынках достиг пиковых отметок при слабых возможностях обслуживания долга. Эти изменения осложняют проведение более сбалансированной и стимулирующей политики и могут привести к продолжению экономической и финансовой стагнации. По мнению МВФ, экономические власти всех стран должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь защитить и усилить финансовую стабильность и оживить мировую экономику.

Исходя из такого рода оценок и призывов, новые прогнозы развития российской экономики формируются МВФ, с одной стороны, на фоне растущих долгосрочных рисков при относительно стабильных текущей ситуации и ценах на нефть, а с другой стороны, предполагают проведение Россией жесткой денежно-кредитной политики. Касательно цен на нефть в базовом сценарии МВФ предусмотрен выход на уровень 50,6 долл. за барр. нефти марки Brent в 2017 г. против 43 долл. – в 2016 г.

В условиях, когда господствует точка зрения о низкой вероятности нового мирового кризиса (так как обычно предшествующий ему перегрев мировой экономики вроде бы отсутствует), прогнозы по России различных организаций определяются преимущественно оценкой динамики внутренних для российской экономики факторов. Тем не менее, эти прогнозы меняются достаточно быстро. Так, если в первой половине года иностранные эксперты говорили лишь о замедлении рецессии в России в 2017 г., то большинство прогнозов, вышедших позже, в своих базовых сценариях говорят уже о переходе в следующем году к росту. Правда, оценки этого роста разнятся от 0,4% прироста ВВП в 2017 г. у Института «Центр развития» НИУ ВШЭ до 1,3% у рейтингового агентства Fitch (табл. 2).

При этом показательны действия рейтингового агентства Fitch, которое недавно скорректировало прогноз по ряду российских банков и по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) России в целом (IDRs), присвоив им уровень «Стабильный» вместо «Негативного», который рейтинговые агентства ставили российской экономике довольно долгое время. При этом потолок странового рейтинга все так же остается на отметке BBB-, а краткосрочный РДЭ в национальной валюте – на уровне F3, что, как известно, является последними отметками инвестиционной категории, граничащими со спекулятивной. Однако изменение характера прогноза на стабильный дает определенную надежду на улучшение позиций или же, как минимум, на сохранение достигнутого уровня. При этом эксперты агентства Fitch отметили проведение адекватной и достойной доверия макроэкономической политики российскими денежными властями в ответ на резкое падение цен на нефть.

Можно согласиться и с почти солидарной позицией иностранных экспертов относительно того, что такие факторы, как гибкий валютный курс, таргетирование инфляции и поддержка финансового сектора, позволили удержать экономику России от сильного спада и даже наметить шаги для постепенного восстановления. Особенно, по мнению уже конкретно экспертов Fitch, проводимая Россией политика выделилась (в положительном смысле) на фоне мер, принятых в других странах-экспортерах нефти, также зависящих от колебания цен на природные ресурсы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что триггером принятия этих решений явилось не только снижение цен не нефть, но и вся совокупность экономических и политических условий и факторов, определившая ту высокую степень шока, от которого российская экономика пострадала в последние два года.

Позитивным признаком, позволяющим прогнозировать рост российской экономики после ее снижения, наблюдаемого в конце 2014-2015 гг., по мнению многих экспертов, является рост международных резервов на 8% за первые девять месяцев 2016 года. При этом гибкий обменный курс способствовал сохранению профицита счета текущих операций и сокращению оттока капитала. При этом тем же рейтинговым агентством Fitch ожидается, что в 2016 г. профицит все же будет ниже, чем в 2015 г., вследствие снижения цен на нефть, т.е. составит около 2,3% ВВП против 5,2% в 2015 г., а в будущем будет наблюдаться его медленный и рост.

И все же, по нашему мнению, разница в оценках перспектив российской экономики со стороны российских и зарубежных экспертов, явно видная в табл.2, объясняется не большим скептицизмом россиян относительно проводимой экономической политики и, тем более, ее перспектив, а разными предпосылками прогноза с точки зрения цен на нефть. На период до 2018 г. они разнятся от 40 до 50 долл. за барр. (табл. 1) (за исключением агентства Fitch, которое, по понятным причинам, открытого доступа к своему полному прогнозу и его предпосылкам, судя по всему, не предоставляет).

При этом наша гипотеза относительно причины расхождений в прогнозах по России российских и иностранных экспертов выглядит весьма правдоподобной, так как чувствительность темпов роста российского ВВП к изменению (при прочих равных) цен на нефть достаточно велика и до кризиса, по некоторым оценкам, составляла до 0,175 п.п. годового прироста при изменении цен на нефть на 1 долл. за барр.9

В связи с этим имеет смысл особое внимание обратить не на абсолютные цифры прогноза по России того же МВФ, а на прогнозируемую динамику российской экономики относительно других, прежде всего, нефте-ориентированных экономик. Это позволит более глубоко понять логику этой организации в оценке перспектив России.

Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) роста ВВП нефте-ориентированных экономик и Китая, прирост год к году, %

Новый прогноз развития мировой экономики и стран мира от МВФ (World Economic Outlook) показывает, что прогнозируемые темпы роста ВВП России в целом хотя и находятся в положительной сфере (около 1,5% в год с 2019 г.), однако они заведомо ниже многих крупных нефте-ориентированных экономик, даже имеющих гораздо более высокий уровень ВВП на душу населения (Норвегия и Канада), не говоря уже о Казахстане, Нигерии и Саудовской Аравии (рис. 1). Правда при этом МВФ рассчитывает на успех России в борьбе с инфляцией, которая, по его оценкам, должна снизиться до 4% уже в 2018 г. и достичь среднего для крупных «нефтяных» экономик уровня, став значительно ниже, чем у Казахстана, Азербайджана и Нигерии (рис.2).

Рис. 2. Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) динамики потребительской инфляции, на конец периода, в %

При этом удивительных успехов российская экономика в прогнозе МВФ достигает в снижении дефицита государственного бюджета, который с 3,9 % ВВП в 2016 г. к 2018 г. снижается до 0,8%, опережая по этому параметру большинство крупных нефтяных экономик (за исключением Норвегии и Азербайджана) (рис. 3). На этом фоне уровень государственного долга России растет очень медленно, увеличиваясь с 17,1% ВВП в 2016 г. до 19,1% в 2019 г. Столь же низкий уровень госдолга из нефтяных экономик МВФ прогнозирует лишь для Нигерии (рис. 4), где политическая ситуация нестабильна, что априори снижает ее привлекательность как надежного заемщика.

Рис. 3. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики дефицита государственного бюджета, в % к ВВП

Агентство Fitch в своем недавнем докладе также отмечает, что, согласно среднесрочной налоговой стратегии, в России планируется замораживание бюджетных расходов совместно с повышением акцизов (что уже значится в планах относительно повышения цен на алкоголь) и некоторых других налогов. Эти и некоторые другие меры должны привести к снижению общего дефицита федерального бюджета до 1,5% ВВП в 2018 году с 4% в 2016 году. Также прогнозируется снижение государственного долга до уровня гораздо ниже среднего прогнозируемого значения для группы ВВВ в рейтингах агентства Fitch в 34%.

Рис. 4. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики госдолга (гросс), в % к ВВП

На фоне вынужденно жесткой денежно-кредитной и экономной бюджетно-налоговой политики в России МВФ не предполагает того, что российские власти смогут быстро задействовать институциональные факторы ускорения экономического роста. При том, что в 2017-2021 гг. сбережения будут превышать валовые накопления на 3,5-4% ВВП, доля последних в ВВП в 2018 г. будет составлять лишь 22,4%, а к уровню в 24% приблизится лишь в 2021 г. (рис. 5). Такой уровень инвестиционной активности среди нефтяных экономик будет свойственен лишь благополучной Канаде, которая почти все уже построила, а заметно ниже он будет в прогнозируемом периоде лишь у Азербайджана и Нигерии.

Неудивительно, что при слабой инвестиционной активности чистый экспорт, который на фоне прошедшей девальвации мог бы подстегнуть рост российского ВВП, по мнению МВФ, также не будет расти. Более того, рост физических объемов импорта в отдельные годы будет даже опережать прирост экспорта в реальном выражении (рис.5), а темпы последнего (1-3% в год) будут находиться на среднем для нефте-ориентированных экономик уровне, явно отставая от прогнозных оценок по Казахстану и Нигерии. При этом даже на фоне слабой динамики экспорта счет текущих операций в российской экономике будет находиться на вполне благополучном уровне (3,9% ВВП в 2018 г., 4,4% – в 2021 г.), лишь чуть более низком, чем в 2007 г., когда он составлял 5,2% ВВП (рис. 5). Это предрекает относительную стабильность и валютного курса рубля. В общем, посмотришь прогноз МВФ, и получается тишь да гладь. При этом претензии «по существу» к этим прогнозам можно предъявлять лишь с точки зрения завышенных прогнозных цен на нефть и, соответственно, по завышению величины счета текущих операций и стабильности валютного курса рубля.

Однако при этом надо четко осознавать, что, если судить по текущим прогнозам международных организаций, даже выйдя из рецессии в 2017 г., российская экономика будет расти вяло, темпами в 2,5-3 раза более низкими, чем мировая экономика в целом. Это будет негативно сказываться на уровне жизни и настроениях населения, негативно влиять на настроения инвесторов и уменьшать возможности по накоплению человеческого капитала и укреплению позиций страны в мире.

Удастся ли сделать так, чтобы прогнозы российской экономики стали не только успокаивающими, но и привлекающими внимание быстрым экономическим ростом, обеспечивающим возможности модернизации экономики и общества? Время покажет.

Экономические перспективы России становятся все более и более мрачными. В прошлом году падение цен на энергоносители и международные санкции способствовали сокращению ВВП на 3,7%. Реальная заработная плата в стране упала примерно на 10%. В этом году негативная тенденция, как ожидается, продолжится. В 2016 году государственные расходы на образование и здравоохранение сократятся на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в значительной степени провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а инвестиции - внешние и внутренние – значительно уменьшились. К сожалению, разворот вряд ли произойдет. В нынешних условиях, ни повышение цен на энергоносители, ни снятие санкций, вероятно, не будут достаточными, чтобы оживить умирающую экономику страны.

За последнее десятилетие, режим президента России Владимира Путина привел к деградации институтов, которые имеют важное значение для функционирования современной экономики. Судебная система, например, в основном разбита в пух и прах. И прежде всего, владение и управление ключевыми активами и ресурсами почти все в руках государства. Действительно, в 2012 году МВФ подсчитал, что на консолидированный государственный сектор приходится почти 70% ВВП России. Хотя для сравнения подробные оценки не доступны за предыдущие годы, в начале 2000-х годов эта доля составляла около 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой было обусловлено распространением государственных корпораций, чьи валовые обязательства в настоящее время составляют 150% от ВВП. Фирмы, работающие в сфере энергетики, инфраструктуры, банковского дела, и сектора вооружений были национализированы. В 2014 году на государственные или контролируемые государством компании приходилось около 70% оборота и 85% занятости среди 15 крупнейших российских компаний. Для крупнейших 100 компаний, эти доли составили 54% и 68%, соответственно. Сводный государственный сектор в настоящее время составляет одну треть от общего числа занятых.

Крупные государственные корпорации России являются, по большей части, контролируемыми - со значительным отсутствием прозрачности - со стороны руководства, которое назначается президентом лично. Многие стратегические решения в крупных корпорациях принимаются во время встреч один на один между Путиным и главным исполнительным директором компании. Многие слияния и поглощения требует личного одобрения президента.

Отсутствие прозрачности является широко распространенным. Лишь несколько государственных компаний используют Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и многие из них имеют большое количество дочерних предприятий, которые могут уменьшать выгоду для акционеров, предлагая при этом возможности для менеджеров и других связанных сторон обогатиться. Российские железные дороги, например, имеют более 23000 дочерних предприятий. Газпром имеет более 4300.

Отсутствие подробной информации затрудняет документацию полного портфеля активов государства, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы контроля. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) не может выступать в качестве эффективного контролирующего акционера.

Россия Путина все больше напоминает Индонезию президента Сухарто - сложная система кланового капитализма без реальных прав на недвижимое имущество. Многие близкие к президенту люди приобрели огромные состояния за счет своих связей с государственными компаниями. Одним из путей к обогащению является распределение в частных интересах финансовых потоков государственных компаний. Другой способ заключается в использовании связей, чтобы обеспечить заключение контрактов без проведения конкурсов или контрактов на покупку государственных активов за бесценок.

На размер клановой экономики намекают в Панаме документы, но даже эти откровения являются лишь верхушкой айсберга. В 2014 году чистая стоимость тех компаний, которые подвергаются санкциям со стороны США и ЕС оценивалась на уровне около $17 млрд.; в одиночку один санкционированный банк владеет активами на сумму более $11 млрд.

Эта система приводит к значительным издержкам для российской экономики, благоприятствующим рентам за счет роста производительности труда. Россия действительно обладает некоторыми эффективными, динамичными, крупными частными компаниями, но пространство для деятельности этих фирм быстро сужается.

Опыт показывает, что крупные государственные сектора связаны с неудовлетворительными темпами роста и вытеснением инвестиций в частном секторе. В реальности, с расширением крупных государственных корпораций, многие из них оказываются в руках «близких друзей», а конкуренция резко уменьшается во многих отраслях.

Несмотря на все это, приверженность Путина системе, которую он построил, непоколебима. Даже были предложены меры по повышению налоговых поступлений - например, приватизация миноритарных долей в семи государственных корпорациях - которые, скорее всего, будут проведены таким образом, что это будет способствовать росту благосостояния приспешников.

Часть нежелания ничего менять происходит из-за того, что президент остается очень популярным на данный момент. Но поскольку экономика продолжает разрушаться, это может очень быстро поменять ситуацию, что, кажется, признал и Путин, когда - в очевидном ожидании неприятностей - он создал Национальную гвардию численностью 400 тысяч человек и поставил командовать ей своего давнего телохранителя.

Учитывая зависимость режима от персонализации власти, было бы трудно разработать любой заслуживающий доверия план для изменений в экономике, который бы сохранил прерогативы Путина и его приспешников. Открытие экономики для конкуренции и расширение частного сектора может подорвать систему богатства и власти, которой они наслаждаются. И вот почему экономические проблемы России, скорее всего, продолжатся.

Источник - Project-syndicate.org , авторы Андерс Аслунд и Саймон Коммандер

Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций

М.Г. Козырев, А.А. Мошков, К.А. Румянцев, Институт глобализации и социальных движений

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности. Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия. То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться. Но пока не решены. И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

1. Введение

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности.

Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия.
То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться.
Но пока не решены.
И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

Вскрывающиеся проблемы по привычке заливали деньгами.
В США более 10 трлн.долл. было влито за период кризиса.
У нас скромнее, но и экономика меньше на порядок.
На рынке мы этих денег не увидели, потому что эмитированные и распределённые деньги (в первую очередь, доллары) поступили в те же структуры, которым бы благодарны и предыдущему подъёму и кризису.
С тем, чтобы им было чем отвечать по своим актуальным обязательствам.

Очищение рынка от структур, не соответствующих складывающимся стоимостным параметрам будет идти как через подстройку этих структур под новые условия, так и через уход с рынка через реальное банкротство тех, кто по объективным и субъективным факторам подстроиться не сможет.

Во втором случае – будет ли такой уход сконцентрирован во время второй волны кризиса или растянутым в течение вялотекущей депрессии, с продолжением спада в одних отраслях и локальным подъёмом в других – пока ясности нет.
Вполне возможно, что в разных странах ситуация сложится в отношении этого вопроса по-разному.

Но независимо от того, каким будет выход из кризиса, после его окончания возврата к прежним, устоявшимся, как кому-то казалось, условиям ведения хозяйственно-коммерческой деятельности, уже не произойдёт.

Экономический мир уже не будет казаться в среднесрочной перспективе столь безмятежно, безальтернативно, устойчиво и динамично растущим и развивающимся, каким он виделся многим в годы предыдущего подъёма.

Прошедший кризис показал как финансово-пирамидальную структуру мировой экономики, её внутренние противоречия, накопление долгосрочных проблем, так и отсутствие быстрых путей их решения.

При любом сценарии выхода из кризиса на достаточно долгий период времени ситуация во многих отраслях и экономике в целом будет оставаться неустойчивой и неопределённой.

И прояснится она на среднесрочный период только тогда, когда вновь начнётся фаза устойчивого подъёма, и будет казаться, что росту уже ничего не угрожает.
То есть не скоро.

Что всё это означает для инвестиционного менеджера?

То, что инвестиционный менеджер не сможет, как раньше, надёжно полагаться на внешне заданные представления об экономической ситуации, выраженные в экономической модели внешней среды с устойчивыми параметрами, в рамках которой нужно делать проект.

Инвестиционному менеджеру нужно будет самому формировать для себя картину мира в отношении экономических условий реализации проекта и корректировать её по мере появления новой информации.

Соответственно этому мы и хотим рассказать то, что знаем и понимаем о значимых чертах и тенденциях мировой и российской экономики, которые проявились в период кризиса и будут действовать после него.

А чтобы мы более надёжно понимали друг друга вспомним и расскажем базовые понятийные основы экономики и финансов.

2. Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик

Экономика (экономическая деятельность) – это совокупность видов деятельности, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности в экономических благах.

Экономические блага – те, которые человек не может взять из природы без приложения своих усилий или усилий других людей.

Затрачивая силы, используя другие имеющиеся в распоряжении ресурсы, в ходе экономической деятельности люди производят экономические блага в совокупных размерах, соответствующих тому, чем они готовы пожертвовать ради потребления этих благ.

Люди обладают различными способностями и навыками.
В разной степени владеют технологиями производства благ.
Живут в разных местах мира, неравно обеспеченных природными богатствами и накопленными капитальными ресурсами.
Поэтому разделение труда между ними по производству благ и последующий обмен продуктами труда оказываются в целом более эффективными, чем производство каждого из предметов и услуг самостоятельно.

Это касается как разделения труда на предприятии по видам деятельности и функциям в них, так и разделения труда в экономике страны по отраслям и в мировой экономике в части того, какие отрасли или функции в них становятся преимущественными специализациями отдельных стран.

Распределение отраслей и функций в них по отдельным странам выражает структуру мировой экономики и определяет структуру национальных экономик каждой из стран.

Экономические факторы определяют доходы, затраты и прибыли экономических субъектов:
- доходы как произведения количеств и цен производимых продуктов и услуг,
- затраты как произведения количеств и цен ресурсов, расходуемых на производство и реализацию этих продуктов и услуг,
- прибыли или убытки как разницу доходов и затрат.

3. Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике

Современная мировая экономика является глобализирующейся, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире.

Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом.

Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия выросла.
Стоимость перевозки товаров между странами и стоимость связи сильно снизились.
В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории.
Страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.

Поскольку доминирует капиталистическая система, то все субъекты стремятся максимизировать доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли.
Поэтому специализация стран и регионов смещается в сторону тех функций, в выполнении которых они обеспечивают минимальные издержки при равном качестве их выполнения.

Соответственно этому, разделение труда в современной глобализирующейся экономике становится не только все более всеобщим, но и функциональным, а не только отраслевым.
То есть труд делится не только по тому, что кто производит, но и по тому, кто что делает (какие функции выполняет) в ходе этого производства.

По мере все более полного включения развивающихся стран, в первую очередь, юго-азиатских – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии и других в мировое разделение труда в качестве конкурентоспособных по издержкам и качеству производителей индустриальных товаров, обострение противоречий по неравной стоимости труда равного качества стало более явным.

Поскольку основой низкой стоимости выполнения функций юго-азиатских стран является приток дешевого труда из аграрного сектора по мере индустриализации этих стран, а аграрный сектор в этих густонаселенных странах пока еще большой, то имеющаяся тенденция будет только усиливаться.
Производственные функции в растущем числе отраслей будут становиться предметом специализации юго-азиатских стран, охватывая всё новые и новые, всё более сложные отрасли.

Страны с более высокой стоимостью труда, чем в Юго-Восточной Азии (а это не только развитые капиталистические, но и постсоциалистические страны), становятся все менее конкурентоспособными в выполнении производственных функций.
Производственные предприятия в этих странах не модернизируются, потому что это не выгодно – после модернизации они стали бы производить более качественную, но много более дорогую продукцию, чем импорт из юго-азиатских стран.

В результате индустриальный сектор в них все более сворачивается.

В последнее десятилетие для обеспечения занятости населения в развитых странах осуществляется выполнение тех функций, в которых данные страны неконкурентоспособны по издержкам.

Следствием поддержки выполнения неконкурентоспособных функций в развитых странах является завышенное потребление населения в них относительно вырабатываемых объёмов добавленной стоимости.

Некоторое время источником средств на покрытие убытков, возникающих вследствие этого, были, во-первых, накопленные запасы капитала и, во-вторых, те самые пирамиды финансовых рынков, проблемы которых стали поводом к началу текущего финансового кризиса.

4. Положение дел в российской экономике

Значительная часть спроса (как потребительского, так и производственного) в России удовлетворяется за счет импорта.
Основным источником доходов для оплаты импорта является экспорт природных ресурсов (прежде всего, энергоресурсов и металлов).

Большинство товаров, импортируемых в Россию, не имеют аналогичных по цене и качеству продукции производств в России.
Российское производство не конкурентоспособно.

Большинство существующих в России производств сохранилось в постсоветское время вследствие недостаточной её включённости в конкуренцию в мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые ветшали и не обновлялись.

Многие производимые в России товары отставали и отстают по качеству от импортных аналогов. При этом производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.
В настоящее время в России отсутствуют производственные мощности, которые могли бы обеспечить импортозамещение. В 1998 году такие производственные мощности были, и. в результате девальвации рубля, простаивающие мощности были загружены и обеспечили импортозамещение. Однако в период подъема эти мощности доизнашивались и не воспроизводились.

Технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию и труд.
Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности.

5. Инвестиционные перспективы для российской экономики.

Существование индустриального сектора в России будет всё менее экономически эффективным, но будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения.
Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет.
Рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению егно неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.
Одновременно с этим накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.
Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство дорого.

Всё более востребованными обществом и государством будут становиться относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.
Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.
Данные проекты могут быть эффективно реализованы в следующих направлениях:
- повышение эффективности сырьевых отраслей;
- оптимизация затрат в отраслях, исключенных из конкуренции в мировой экономике по естественным причинам (высокие транспортные издержки, привязанность к рынкам сбыта и т.п.);
- снижение потребления сырьевых ресурсов внутри страны (например, развитие ядерной энергетики, повышение эффективности энергетической инфраструктуры и т.п.);
- развитие индустриальных отраслей, искусственно защищенных от конкуренции в мировой экономике, для обеспечения занятости населения и поддержания необходимого уровня суверенитета страны.

При этом, искусственная защита отраслей индустриального сектора от конкуренции в мировой экономике возможно только на уровне государства. Поэтому отбор отраслей, которые будут защищаться, будет осуществляться государством, при некотором участии предпринимателей, заинтересованных в развитии тех или иных отраслей. И возможно работников этих отраслей, при их достаточной организованности и нацеленности на защиту своих интересов

В период циклического конъюнктурного подъёма, который последует в России после кризиса, как и прежде, будут появляться «спекулятивные инвестиционные проекты»- проекты, которые внешне представляются инвестору привлекательными и обоснованным, в то время как на деле они либо нереализуемые, либо неэффективные при доведении их до конца. Но при более ранних выходах из таких проектов, когда их неэффективность ещё не проявилась, они могут оказаться интересным источником прибыли для инвестиционных спекулянтов.

Поскольку значимый объём накоплений, сделанных в экономике в период СССР, уже превращён в доход и потреблён, количество проектов, нацеленных на вложения и «капитализацию» имеющихся промышленных и торговых предротятий и объём ресурсов, которые удастся привлечь на них, окажутся меньше, чем в период предыдущего подъёма. Поэтому привлечь ресурсы удастся только под те проекты, которые появятся раньше других и будут значимо превосходить конкурирующие проекты.

В период первых лет посткризисного развития ещё более обострится несоответствие между реальными тенденциями и процессами в экономике России и риторикой правящей элиты. Последняя будет продолжать декларировать необходимость развития инноваций, хотя ресурсов на это будет ещё меньше, чем в предшествующий подъём.

Поэтому востребованными и поддерживаемыми государством также окажутся недорогие инновационное или псевдоинновационные проекты, запуск и широкое общественное освещение запуска которых будет соответствовать целям пиара инновационной политики государства.

Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.

Экономика всегда развивается циклично.
Циклический кризис является нормальным завершением среднесрочного 8-10 летнего экономического цикла.

Обычно такие кризисы затрагивают один или несколько регионов мира, как это было, например, в 1998 году, когда кризис ударил по Юго-Восточной Азии, России, Бразилии и ещё ряду стран.
В общем виде экономический цикл выглядит следующим образом.

Стадия подъема:

Рост рынка (объемов потребления и цен).
Инвестиции в производственные и коммерческие мощности для насыщения растущего спроса на рынке.
Ощущение ненасытности рынка и долгосрочности подъёма, эйфория.
Начало менее эффективных и прибыльных лишь при высоких ценах проектов, рост цен на ресурсы, падающая эффективность проектов.
Создание избыточных производственных, торговых и иных мощностей.
Ожидание прибыльности при растущих ценах и объёмах, что в реальности означает накопление убытков.
Покрытие убытков растущими кредитами и займами.

Стадия кризиса и спада:

Накопленные убытки позволяют финансировать текущую деятельность только при постоянном росте привлекаемых средств.
Появление опасений у кредиторов и инвесторов в возвратности привлекаемых средств. Сокращение ими финансирования
Рост компаний, которые не могут ответить по своим обязательствам, имеющих технические дефолты и просроченные задолженности.
Знаковое событие – крупная и представительная, ранее считавшаяся очень надёжной, компания не может отвечать по своим обязательствам вызывает перенос её ситуации на других и пересмотр оценок в негативную сторону.
Лавинообразный рост банкротств как следствие сокращение притока средств при росте предъявляемых к погашениям обязательств.
Сокращение расходов, падение объёмов деятельности
Активы перестают генерировать денежный поток достаточный для демонстрации эффективности инвестиций.
Активы обесцениваются до уровня, когда денежные потоки, генерируемые этими активами, дают адекватную отдачу на инвестиции.

Однако при этом постепенно открываются новые возможности хозяйственной деятельности, успешное опробование которых порождает новый подъём.

Новое на сайте

>

Самое популярное