Домой Проценты по кредитам Не можеть любое быть субъектом естественной монополий. Естественные монополии

Не можеть любое быть субъектом естественной монополий. Естественные монополии

Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) - это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены , работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Монополия: подробности для бухгалтера

  • О восстановлении НДС в 2018 году при получении субсидий

    Приобретенных организациями – субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг), имущественных... 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый... регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка... ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются... отношении субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий могут применять...

  • Раскрытие информации компаниями под госконтролем

    Рынков (кредитных организаций, естественных монополий); развитие механизма общественного контроля над... деятельностью госкомпаний (естественных монополий) для повышения эффективности расходования... стандартах по раскрытию информации отечественными монополиями отсутствует требование публиковать заверенные... установления тарифов на услуги естественных монополий. Это система долгосрочного тарифообразования, ... ценообразования) в качестве естественных монополий. Согласно стандарту необходимо раскрывать...

  • Расходы на услуги связи

    К сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом... 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пп. 1 п. 1 ... закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и... связи к сферам деятельности естественных монополий в целях осуществления закупок... что к сферам деятельности естественных монополий относятся услуги междугородной телефонной связи... относятся к сфере деятельности естественных монополий; сумма закупки не превышает 100 ...

  • Отмена внутрисетевого роуминга

    Не предусмотрено законодательством о естественных монополиях. Базовым нормативным документом такого права... федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и... интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара... законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в определенных сферах, включая услуги... в специальный реестр субъектов естественных монополий, который ведет контролирующий орган – ...

  • Летние поправки в законодательстве

    ФЗ). Особенности отражения субъектами естественных монополий «входного» НДС по товарам, работам... .2018, а для субъектов естественных монополий – с 01.01.2019. Указанное... исключение для естественных монополий было предусмотрено ч. 5.1 ... прав, приобретенных организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных... есть раньше для субъектов естественных монополий было предусмотрено, что «новые правила...

  • Повышение ставки и другие изменения по НДС

    2025. О субсидиях, предоставляемых естественным монополиям На основании п. 1 ст... , услуг), имущественных прав, приобретенных естественными монополиями, все перечисленные положения должны были... прав, приобретенных: организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных...

  • О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС

    01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и... на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п...

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для естественных монополий характерны следующие признаки:

  • - наличие высоких барьеров входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные с деятельностью естественных монополий, столь существенны, что организация такой же параллельной системы, выполняющей те же самые функции, никогда не окупится;
  • - деятельность субъектов естественных монополий гораздо эффективнее в отсутствии конкуренции, это объясняется экономией на масштабах производства и высокими постоянными издержками;
  • - низкая эластичность спроса, так как спрос на продукцию и услуги, производимые субъектами естественных монополий, практически не зависит от изменения цены. Это обусловлено тем, что продукция естественных монополий удовлетворяет важнейшие потребности населения и различных отраслей промышленности.

На рис. 2.1 продемонстрировано установление цен и объемов выпуска в условиях естественной монополии, где LAC и LMC -- это кривые средних и предельных издержек фирмы в долгосрочном периоде, MR -- кривая предельного дохода и D -- кривая спроса. Чем выше объем производства, тем ниже средние издержки. Предельные издержки (LMC) всегда ниже средних (LAC) при любом объеме выпуска.

Рис. 2.1

График показывает, что оптимальный выпуск для фирмы (Q 1) устанавливается в точке пересечения кривых долгосрочных предельных издержек и предельного дохода (LMC = MR) , соответственно цена будет равна P 4 , а площадь прямоугольника P 3 P 4 EM составит прибыль фирмы.
При повышении объема производства до уровня Q 2 , что является наиболее приемлемым для общества, цена соответственно будет равна P 1 , на что монополист, конечно же, не решится, поскольку цена P 1 не покрывает издержек фирмы на производство продукции. В этом случае фирма понесет убыток, который будет равен площади прямоугольника P 1 P 2 NF.

Вообще такое специфическое состояние рынка, как естественная монополия, возникает в результате действия трех факторов:

1. Особенности технологии.

Можно констатировать, что существование естественной монополии обуславливается объективными физическими законами (которые лежат в основе используемой технологии).

2. Уникальность продукции и ресурсов.

Уникальность товаров или услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в невозможности их замены на другие товары или услуги из-за особых потребительских свойств. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг.

3. Высокие барьеры входа на рынок.

Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.

В зависимости от длительности удержания монопольного положения на рынке выделяют постоянную и временную естественные монополии. Постоянная естественная монополия характеризуется возрастающей отдачей от масштаба на всем диапазоне объема производства. Временная же отличается возрастающей отдачей от масштаба только до определенного объема производства, превышение которого приводит к убывающей отдаче от масштаба. естественный монополия регулирование прибыль

В зависимости от количества наименований товаров, выпускаемой естественным монополистом, различают однопродуктовую и многопродуктовую естественные монополии. Однопродуктовая естественная монополия производит один вид продукции. Достаточное условие ее существования - возрастающая отдача от масштаба на всем диапазоне спроса, а необходимое условие существования - субаддитивность функции издержек (субаддитивность издержек означает, что производство любой комбинации объемов выпуска товаров выгоднее осуществлять одной, а не несколькими фирмами). Для многопродуктовой естественной монополии, выпускающей два и более наименований товаров, необходимое и достаточное условие существования заключаются в субаддитивности функции издержек. Наличие возрастающей отдачи от масштаба необязательно, поскольку экономия от разнообразия может превысить действие убывающей отдачи от масштаба.

В зависимости от объема спроса естественные монополии делятся на глобальные и локальные. Различие между глобальной и локальной естественными монополиями представлено на рис. 2.2.


Рис. 2.2

Как видно на рис. 2.2, если средние издержки выпуска убывают при любом объеме производства, то такая естественная монополия называется глобальной. Если же убывание средних издержек наблюдается только в части, где есть платежеспособный спрос, но далее функция издержек демонстрирует убывающую отдачу, то такая монополия будет считаться локальной: при соответствующем росте спроса возможно попадание в область возрастающих издержек, а значит, в большей степени конкурентную ситуацию.

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2019 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика ().

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему

СКРИН РЕЕСТР

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Вопросы также часто возникают при определении Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.

Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).

Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).

Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.

Картель и монополия: в чем разница

Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии . Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Новое на сайте

>

Самое популярное