Домой Проценты по кредитам Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.

Тема 1. Объект, научно-методологические основы, цели и задачи государственного регулирования экономики

1. Объективная необходимость вмешательства государства в экономику

2. Объекты и инструменты госрегулирования экономики

3. Задачи, цели и функции госрегулирования экономики

Содержанием государственного регулирования экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства является система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть разрешены в рамках частной собственности, т.е. на принципах саморегулирования экономики. С развитием производительных сил появилась необходимость значительных инвестиций, усиливалась специализация производства, концентрация капитала, росла интеграция производства и капитала, усиливалась взаимозависимость разных стран друг от друга. Вместе с тем на определённом этапе общественного развития обострялись противоречия между трудом и капиталом, появилась массовая безработица, экономические кризисы переросли отраслевые рамки и становились общенациональными, а затем и мировыми, нарушения в денежном обращении, усилившаяся конкуренция, приведшая к господству монополий потребовали влияния внешней силы, а именно силы государства, которая должна была привести к сглаживанию противоречий рынка, и действий (проведения экономической политики), способствующих дальнейшему эффективному рыночному развитию.

Необходимость государственного регулирования экономики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XYII – XUIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить её регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимым выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации. Идеи Кейнса проводило большинство стран мира после второй мировой войны. Считается, что политика с использованием кредитно-денежного и финансового регулирования совокупного спроса способствует смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Таким образом, объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала, развития производительных сил и производственных отношений. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем на каждом этапе общественного развития.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.



Основные объекты ГРЭ:

экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъёма в экономике могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу и отсюда необоснованные рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ не допустить «перегрева экономики», т.е. роста спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. В разное время инвесторам создаются дополнительные стимулы, которые воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание связано с регулирование денежного обращения. Основное направление – это борьба с инфляцией, воздействие на состояние платёжного баланса, повышение и понижение курса национальной валюты, (установление валютного «коридора»), участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от решаемых задач. Объекты ГРЭ имеют иерархический характер: от уровня фирмы, региона, отрасли до национальных и интернациональных.

Инструменты (средства) ГРЭ. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства - это:

Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком)

Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке

Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть его заключается в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги.

Таким образом, для решения задач, стоящих перед государством в процессе реализации экономических функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

Фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

Денежная политика;

Политика регулирования доходов;

Социальная политика;

Государственное регулирование ценообразования;

Внешнеэкономическое регулирование.

Основными причинами, обусловливающими необходимость вмешательства государства в экономику, являются провалы рынка - экономическая неэффективность и неравенство (несправедливость, социальная неэффективность) при рыночном распределении доходов.

Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед командной экономикой, необходимо отметить, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их достаточно неэффективно. Провалы (фиаско) рынка - это такая ситуация, в которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы скорректировать подобные рыночные провалы. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства.

К провалам рынка традиционно относят: несовершенство конкуренции (монополии, в том числе естественные); необходимость производства общественных благ, которые не в состоянии обеспечить рынок; игнорирование рынком проблем внешних эффектов (экстерналий); асимметрия информации, препятствующая свободной конкуренции.

Важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является характерная для рынка тенденция к монополизации, имеющая неоднозначные последствия. С одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к научно-техническому прогрессу; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. В целях снижения негативных последствий государство через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), поощрение конкуренции и содействие созданию новых предприятий проводит антимонопольное регулирование экономики.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ (национальная оборона, услуги маяков, уличное освещение и др.). Общественные блага - это блага, обладающие неисключаемостью (не могуг быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентоспособностью (будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек). Производство и предложение таких благ частными компаниями оказывается невыгодным. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентоспособности - это квазиобщесгвенные блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и т.п. Иногда к таким благам относят также организации системы образования, медицины, культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Производство общественных благ занимается либо государство, либо фирмы -подрядчики государства. Наиболее сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. При этом традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий) - ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Например, загрязнение окружающей среды - отрицательные внешние эффекты; выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей - положительные внешние эффекты.

Несостоятельность рынка связана также с несовершенством информации. Проблема асимметрии информации в некоторой степени может быть решена на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях полезным является вмешательство государства. Одна из его форм -лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. В ряде случаев действенным инструментом, позволяющим нейтрализовать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственного проявляется в финансовой сфере. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределять риск между гражданами в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять долгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и макроэкономические провалы рынка - безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность.

Борьба с инфляцией является важнейшей задачей экономической политики государства. Поддержание допустимого уровня инфляции нередко сопровождается большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, приводит к негативным социально-экономическим последствиям: потери ВНП, низкие доходы населения, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность. В свою очередь политика, направленная на обеспечение и поддержание естественного уровня безработицы сопряжена с возможным дефицитом бюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Таким образом, провалы рынка ведут к тому, что экономика функционирует неэффективно, не достигая границы своих производственных возможностей, и поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить ситуацию для общества в целом (в смысле достижения Парето-эффективности).

Другой важный аргумент в пользу государственного вмешательства -социальная несправедливость. Рыночный механизм, как известно, не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что государству принадлежит важная роль в сохранении и поддержании самой рыночной среды.

Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, офа-ничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, - это повод для ухода государства из соответствующих сфер. Мы согласны с Л.И. Якобсоном, что «государственное вмешательство уместно уподобить лекарству, которое следует применять только при наличии болезни, сообразно конкретному диагнозу, и избегая избыточных доз» .

Таким образом, рынок и государство - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Государство исправляет провалы рынка, а последний существенно влияет на деятельность государства и корректирует ее.

Проведенный анализ свидетельствует, что среди авторов, уделявших внимание вопросам государственного участия в экономике не сформировалось единого и универсального определения государственного регулирования экономики. В частности. В.И. Кушлин рассматривает государственное регулирование как одну из основных форм участия государства в экономике, состоящую в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальной экономики, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними .

Ряд авторов считает, что государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. В этом контексте под государственным регулированием они понимают воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономику в обществе с целью достижения макроэкономического равновесия и обеспечения в целом нормального функционирования экономики .

При этом предполагается, что прямое, или непосредственное воздействие (поддержка) государственных органов распространяется лишь на хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики, тогда как косвенное, или опосредственное) воздействие государства относится как к экономике в целом, так и прежде всего к ее частному сектору.

Некоторые экономисты трактуют государственное регулирование экономики как систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

Иначе интерпретирует государственное регулирование профессор В.И. Орешин: «государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, включающий процедуру разработки экономической политики, обоснование ее положений, выбора средств и методов ее проведения» .

В.Л. Тамбовцев под государственным регулированием понимает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. При этом он подчеркивает, что содержанием соответствующих юридических инструментов - законов, указов президента, распоряжений и постановлений правительства, предписаний и инструкций, принимаемых отдельными органами исполнительной власти, а также нормативных актов региональных и муниципальных органов - являются преимущественно правила поведения или осуществления отдельный действий экономическими агентами .

Л.Г. Ходов отмечает, что государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия .

Также встречается определение государственного регулирования экономики, как системы институтов и мероприятий в рамках государства, служащей устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом .

Таким образом, обобщив и проанализировав существующие подходы, можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики -это система экономических рычагов и инструментов целенаправленного воздействия государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности и устойчивости или изменения в нужном обществу направлении. Оно призвано создать правовые, экономические, организационные и другие условия для достижения максимального благосостояния общества в тех случаях, когда рыночный механизм недостаточно эффективно решает задачи распределения производственных или потребительских благ.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих экономических целей (табл. 1.1).

Основные экономические цели государственного регулирования экономики

Цель

Экономический

Предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни

Экономическая эффективность

Предусматривает получение наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов

Полная занятость трудоспособного населения

Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией

Стабильный уровень цен

Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжения, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать

Справедливое распределение доходов

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который бы способствовал выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой

Сбалансированность торгового баланса

Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок

Достижение указанных целей государственного регулирования экономики означает относительное макроэкономическое равновесие в рамках национального хозяйства и создание благоприятных условий для внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Макроэкономическая нестабильность обуславливают государственное регулирование экономики. Решение ряда социально-экономических проблем рынку не подвластно (массовая безработица, инфляция, монополизм и т.д.). Государство “сглаживает” неравномерность экономического развития и стремится обеспечить умеренный экономический рост.

Необходимость государственного регулирования экономики обусловлено также и несовершенством самого рынка. Ситуацию, когда рынок не в состоянии эффективно распределять ресурсы, экономисты определяют как “провалы рынка”, т.е. рынок не в состоянии регулировать и координировать весь спектр экономических явлений и процессов. Институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, правила рыночной игры устанавливает государство. Это же касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников, а также общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.

Функции государства в рыночной экономике :

Регулирование внешних эффектов;

Удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах;

Перераспределение доходов;

Активизация конкуренции;

Стабилизация экономики.

Устанавливая правовые нормы, покупая на рынках товары и услуги, производя некоторые виды благ и услуг, осуществляя трансфертные платежи, государство влияет на функционирование современной экономики. Финансируя себя посредством налогов и займов, государственные структуры оказывают огромное воздействие на цены, процентные ставки, экономическую активность, производство. Нет ни одной страны, экономика которой функционировала бы только на основе рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом современная экономика использует механизм государственного регулирования экономики.

Государство в политике регулирования экономики ставит ряд целей. Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства.

Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:

Поддержание сбалансированности общественного производства;

Стимулирование роста производства;

Обеспечение полной занятости;


Повышение эффективности общественного производства;

Справедливое распределение дохода;

Стабильность цен, недопущение инфляции ;

Сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Для достижения поставленных целей государство должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, а также инструментами или регуляторами воздействия на экономику.

Современному государству приходится решать комплекс проблем: обеспечивать функционирование базовых отраслей - энергетических, топливных, металлургии и т.д., поощрять развитие новых отраслей, прогнозировать долгосрочную динамику науки и техники, всего народного хозяйства, оценивать последствия научно-технического прогресса с позиций национальных интересов, заниматься оздоровлением окружающей среды, создавать и обслуживать производственную и социальную инфраструктуру - транспорт, связь, культуру, здравоохранение, образование и т.д.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от задач, конкретно-экономических обстоятельств, национальных условий, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Условно выделяются три группы регуляторов (рис.1.).

1. Правовые регуляторы - законы и институты, определяющие и защищающие права собственности, гарантирующие соблюдение контрактов и регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка. Правовая основа предпринимательства является важнейшей частью современной инфраструктуры рынка. Там, где закон не существует или он бездействует, неизменно происходит криминализация экономики, вступает в действие право “силы”, а не закона.

2. Административные регуляторы - директивное регулирование цен, заработной платы, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование, - то есть инструменты, связанные с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Применение административных регуляторов в экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

Рис. 1. Способы и методы государственного регулирования экономики

3. Экономические регуляторы - основные инструменты регулирования рыночной экономики, не предполагают прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет субъектов экономики действовать в желательном для государства русле.

Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия на экономику: различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов; система государственных закупок и заказов, т.е. государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию.

В рыночной экономике предприятия конкурируют за получение государственных заказов, поскольку госзаказ гарантирует сбыт продукции; развитие государственного предпринимательства в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т.д.

Методы косвенного воздействия на экономику - это бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая политика государства.

Государственное вмешательство в экономику предполагает наличие некоторых ресурсов. Основным источником денежных средств служит налогообложение . Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует посредством общественных (государственных) расходов . Это означает, что оно выступает в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов.

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Повышение уровня экономической активности;

Стимулирование развития отдельных сфер экономики, структурная перестройка экономики;

Стабилизация темпов экономического роста;

Достижение высокого уровня занятости;

Снижение темпов инфляции.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Осуществляется фискальная политика с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем во всех странах используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Из средств государственного бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводственные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль при этом играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:

Дискреционная фискальная политика;

Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - это политика, при которой применяется сознательное манипулирование налогами и государственными расходами в целях изменения реального объема производства, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

Изменение объема государственных расходов (G);

Изменение суммы подоходного налогообложения (Т ).

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Величина государственных расходов возрастает на величину прироста государственных закупок товаров и услуг увеличивается совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов) - налоговое законодательство, сформулированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости: Его цель - встроить в экономику механизмы, которые ослабляют колебания производства и занятости, и без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема - сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Задача недискреционной политики - ослабить колебания совокупного спроса и дохода (тогда как задача дискреционной политики - устранить негативные последствия этих колебаний).

Инструменты недискреционной фискальной политики (встроенные стабилизаторы).

Система налогообложения доходов;

Система государственных трансфертов;

Система участия в прибылях.

На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и другие социальные расходы государства. Совокупный спрос снижается, и это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что способствует преодолению экономического спада.

По мере увеличения национального дохода в период подъема налоги автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем, формируя тенденцию к ликвидации дефицита государственного бюджета и созданию бюджетного излишка. И наоборот, в период спада налоги автоматически сокращаются, что смягчает экономический спад и подталкивает государственный бюджет от бюджетного излишка к бюджетному дефициту.

Для смягчения последствий шоков проводится стабилизационная политика государства .

Например, рост цен на нефть и энергоносители вызывает рост общего уровня цен и падение объема выпуска. Если правительство и ЦБ не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации, при более низком уровне производства и занятости, что чревато социальными потрясениями.

Меры стабилизационной политики позволяют нейтрализовать негативные последствия шока посредством увеличения предложения денег или государственных расходов. Однако в результате поднимается общий уровень цен в экономике. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с дилеммой: либо длительный спад и безработица, либо рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Особое место среди направлений экономической деятельности занимает экономическое программирование (или индикативное планирование) и прогнозирование экономики. При программировании ранжируются приоритеты и выбранные цели увязываются с системой регуляторов. Задачей прогнозирования является объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях.

Выделяют два вида денежно-кредитной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) - денежно-кредитная политика направленная на увеличение денежной массы. Проводится в период экономического спада и высокого уровня безработицы.

Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) - денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежного предложения во время инфляции для ограничения совокупных расходов.

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком.

Воздействие Центрального банка на денежно-кредитную сферу может осуществляться при помощи трех главных инструментов:

1) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования) - дисконтная политика;

2) изменение нормы обязательных резервов (обязательные резервы - часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов);

3) операции на открытом рынке (купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг).

Три основных инструмента денежно-кредитной политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования.

Рассмотрим основные инструменты денежно-кредитного регулирования подробнее:

1. Изменение учетной ставки Центрального банка. Учетная ставка - это ставка, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Коммерческий банк, берущий ссуду у ЦБ, увеличивает свои резервы, расширяя тем самым возможность предоставления кредита. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ, что увеличивает денежное предложение. Рост учетной ставки имеет обратный эффект.

2. Изменение нормы обязательных резервов. Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, так как процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента значительна.

3. Операции на открытом рынке. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные денежные средства и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги , процесс протекает в обратном направлении.Иными словами, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Однако эффективность использования этого метода зависит от уровня развития фондового рынка.

Выполняя функцию банкира правительства, центральный банк выдает правительству ссуды и потому является крупнейшим держателем государственных облигаций. Краткосрочные облигации используются им для проведения операций на открытом рынке, представляющем собой вторичный рынок государственных долговых обязательств. При покупке и продаже ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков, т.е. управлять их кредитной эмиссией.

Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят среднесрочный характер. Проведение таких операций опирается на мощную инфраструктуру, и объем сделок центрального банка на открытом рынке значителен.

В качестве дополнительного инструмента денежно-кредитной политики выделяют денежную эмиссию. Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы. Принудительное изъятие денег из обращения проводится центральным банком при помощи деноминации денежных знаков, замены денежных знаков в ограниченных масштабах, прекращения хождения денежных знаков с ограниченным обменом их на новые. Приводит к сокращению денежной базы и денежной массы. Эти инструменты редко используются центральными банками.

При макроэкономической нестабильности, при росте безработицы, проводится политика дешевых денег . Она нацелена на формирование дешевого и легкодоступного кредита, с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость.

Для стимулирования роста совокупных расходов необходимо увеличить денежное предложение, следовательно, увеличить избыточные резервы коммерческих банков, что возможно путем:

Покупки ценных бумаг на открытом рынке;

Снижения нормы обязательных резервов;

Снижения учетной ставки.

Цель политики дорогих денег — ограничение денежного предложения, чтобы сократить совокупные расходы и снизить инфляцию. Это можно сделать путем снижения денежного предложения.

Для этого необходимы:

Продажа ценных бумаг на открытом рынке;

Увеличение резервной нормы;

Увеличение учетной ставки.

Если равновесному объему производства сопутствует безработица, то следует прибегнуть к политике дешевых денег. Для увеличения денежного предложения необходимо выкупить государственные ценные бумаги, понизить резервную норму или учетную ставку, что увеличит избыточные резервы коммерческих банков, а следовательно, и денежное предложение. Рост денежного предложения снизит процентную ставку, увеличит инвестиции и равновесный объем производства.

Политика дорогих денег понижает доступность кредита, увеличивает его издержки. Она включает продажу государственных ценных бумаг, увеличение резервной нормы, рост процентной ставки, что в конечном счете сократит денежное предложение, повысит процентную ставку, снизит инвестиции, совокупные расходы, а значит, и инфляцию.

Таким образом, политика дешевых денег понижает процентную ставку, увеличивает инвестиции и равновесный объем производства, а политика дорогих денег увеличивает процентную ставку, снижает инвестиции и уменьшает номинальный ВВП.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное