Домой Проценты по кредитам Субъекты рыночных отношений. Субъекты экономических отношений и их функции

Субъекты рыночных отношений. Субъекты экономических отношений и их функции

Понятие экономических отношений

Развитие человечества всегда сопровождалось усложнением и специализацией экономических отношений. Вся их совокупность представляет собой экономическую систему государства. Хозяйственная деятельность страны включает в себя создание, распределение, сбыт и доведение до покупателя экономического блага, представленного продукцией или услугами. Экономические отношения возникают в моменты совершения каких-либо этапов из данного цикла.

При этом субъекты сделок называются экономическими агентами. Как правило, они одновременно вступают во множество взаимосвязей с другими агентами. Если они вступают в экономические отношения постоянно, то эти отношения можно назвать устойчивыми.

В рыночной экономике, характерной на данном этапе для большинства стран мира, агенты взаимодействуют на договорной основе, при этом каждый из участников сделки стремится к получению выгоды.

Классическая экономическая теория рассматривает экономического агента, как носителя идеи получения выгоды или экономического эгоизма. Он имеет сходство с психологическим пониманием этого термина, однако, имеет материальную основу. То есть, продавец и покупатель при заключении сделки каждый действует в собственных интересах. Продавец хочет реализовать благо по максимально возможной цене, а покупатель стремится к получению блага, определяя его ценность с точки зрения предельной полезности для себя.

Замечание 1

Получается, что рыночная экономика представляет собой совокупность интересов всех участников экономических отношений. Чтобы управлять такой хозяйственной системой, необходимо найти эффективные пути воздействия на мотивы поведения экономических агентов. В рыночной экономике проявление экономического эгоизма выражается в свободе выбора, предпринимательства, частной собственности. При этом он имеет обратную сторону, влияя на неравномерность распределения получаемого дохода, ростом социального расслоения, как следствие, увеличением напряженности в обществе.

Вся совокупность экономических отношений обычно классифицируется относительно их роли в социуме на следующие категории:

  • производственные или социально – экономические;
  • технико-экономические;
  • организационно – экономические.

Основные участники хозяйственных отношений

В экономической теории принято рассматривать действие хозяйственной системы с микроэкономической и макроэкономической позиции. Микроэкономическая подсистема представлена участниками, которые сами осуществляют экономическую деятельность, а так же принимают решения, покупают и затрачивают ресурсы. Кроме того, от своей деятельности они получают экономический результат, представленный в виде дохода, созданного блага, либо полезности.

Такой участник несет ответственность за свою деятельность, действует в рамках этики и социальных норм, его благополучие зависит от рациональности и эффективности принятых им решений. При этом каждый из них совершает выбор в условиях ограниченности ресурсов. То есть, ресурсы могут быть использованы для производства других благ, либо потребитель может купить другой товар или услугу.

Участниками микроэкономической подсистемы являются:

  1. Домашние хозяйства, к которым относят семьи. Они могут быть представлены одним человеком, ведущим свое хозяйство, планирующим доходы и расходы. Такие участники самостоятельно принимают решения, стремятся к максимальному удовлетворению собственных потребностей. При этом они являются владельцами рабочей силы, которую могут предоставлять работодателю. Домашние хозяйства обеспечивают воспроизводство человеческого капитала.
  2. Любые хозяйственные образования, оказывающие услуги, либо создающие экономические блага. Они действуют самостоятельно, проводят операции по инвестированию и накоплению капитала. Конечной целью этих участников является получение прибыли. Обычно они специализируются на производстве какого-либо одного товара или группы товаров, которые впоследствии реализуют на рынке, получая доход и вкладывая его в воспроизводство.
  3. Государство является экономическим агентом, основной задачей которого является регулирование экономических процессов в обществе. Основными функциями государства является закупка ресурсов, а так же предприятий и посредников сбыта, сбор налогов, реализация мероприятий по соблюдению законодательства всеми участниками экономических отношений.

Структура взаимоотношений между участниками

Агенты экономических отношений осуществляют свои взаимосвязи согласно движению экономического блага по цепочке его создания, распределения, обмена и потребления. Такое движение представляет собой экономический кругооборот, который сопровождается встречным получением денежных средств и доходов.

То есть, домашние хозяйства требуют удовлетворения своих потребностей, при этом предоставляют другим участникам факторы производства. Реальный сектор экономики нуждается в факторах и создает на них спрос, при этом предлагает создаваемые товары и услуги.

Замечание 2

Домохозяйство является основным поставщиком экономических ресурсов. Оно же является потребителем, обеспечивая выручку участникам производственного сектора. При этом предоставляя свои ресурсы предприятиям, домохозяйства получают взамен денежный доход.

Если рассматривать взаимодействие предприятий и домохозяйств с государством, то они выплачивают в пользу последнего налоги. При этом государство обеспечивает защиту интересов своих граждан и производителей, ведет трансфертные выплаты и выдает субсидии на поддержку бизнеса. При этом само государство выступает крупным потребителем ресурсов и экономических благ в целях обеспечения бюджетных форм экономической деятельности, социальных нужд общества и армии.

Экономическая теория рассматривает идеальную модель взаимодействия всех участников. Однако, в реальности происходят определенные перекосы в силу действия мотива удовлетворения собственных интересов и потребностей. Любой участник экономических отношений стремится к получению прибыли, выгоды или предельной полезности. Так они оказывают влияние на деятельность друг друга, что в конечном итоге приводит к саморегуляции экономической системы общества.

«Субъекты и объекты экономического развития» Скачать

1. Вступление……………………………………………………2

2. Субъекты и объекты экономического развития……………2-7

3. Кругооборот ресурсов, благ и доходов……………………..7-10

Тесты:……………………………………………………………10-12

4. Что не является экономическим ресурсом общества:

а) природные ресурсы;

б) капитал;

в) потребительские товары;

д) предпринимательские способности

б) редкость;

в) ценность;

г) все ответы верны

6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:

в) производители (фирмы)

д) потребители

7. Заключение……………………………………………………...12

8. Список литературы……………………………………………..13

1. Введение.

Изучение структуры и характеристик субъектов и объектов экономического развития, а также кругооборота благ и доходов играет важную роль в экономической теории, т.к. позволяет лучше разобраться в различных схемах экономических взаимосвязей и найти оптимальный путь по отбору альтернативных вариантов эффективного и рационального использования экономических ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли. Вся совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства в их взаимозависимости и взаимообусловленности, тенденции и закономерности их развития являются предметом изучения экономической теории.

2. Субъекты и объекты экономического развития.

К субъектам экономики относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.

Отличительная их черта - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого субъекта определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров (оказанных услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на това­ры (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Кроме того, активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия) и т.п.

Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Теперь рассмотрим структуру и характеристики объектов экономического развития.

Объектом экономики являются блага, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности людей.

    Экономические блага (результат труда людей).

    Свободные (дарованные) блага. Предоставляются людям природой.

Экономические блага с точки зрения вещественного содержания делятся на материальные и нематериальные.

Экономические блага Свободные (дарованные) блага

Материальные Нематериальные

Услуги (направлены

Длительного Разового Внутреннее благо на других

пользования пользования (способности человека, людей)

(одежда, жильё, (продукты питания, здоровье)

мебель и т.д. электроэнергия и т.д.)

Экономические блага - продукты, созданные трудом человека. Обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоемкостью. Редкость означает, что данная продукция производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить от естественных причин (редкость драгоценных металлов), от общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с нашими безграничными потребностями. Полезность блага состоит в том, что с их помощью удовлетворяются потребности людей в одежде, пище, жилье, в различных услугах и т.д. Те блага, количество которых ограничено, обладают ценностью. Под ценностью понимается единство полезности блага и экономических затрат на его производство.

Свободные (дарованные) блага не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без применения усилий человека.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. В отличии от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают.

Блага разового пользования имеют стабильный спрос, а блага длительного пользования – изменчивый.

Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь; распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общественные – услуги органов государственной власти; социальные – образование, здравоохранение, культура и т.п.

В зависимости от назначения материальные блага делятся на:

конечные промежуточные

потребительские блага производственные блага (средство производства)

Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребления населения. Они включают и услуги, направленные на человека. Промежуточные (ресурсы, материалы и т.п.) используются для производства других благ.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные (каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – это чистые частные блага.) и общественные (производятся для совместного потребления). Предоставление общественных благ одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без дополнительных затрат.

Среди экономических благ выделяют:

а)Взаимозаменяемые (субституты) – блага, удовлетворяющие одну и ту же

потребность и заменяющие друг друга в процессе потребления (чай и кофе, рыба и мясо).

б) Взаимодополняемые (комплементы) – блага, которые дополняют друг друга в процессе потребления (светильник и лампочка, стол и стул).

Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (с увеличением дохода их потребление уменьшается и наоборот). Классический пример низших благ – хлеб.

В рыночной экономике, где основная часть благ продаётся и покупается их называют товарами и услугами.

1) Ресурсы (франц.- вспомогательное средство) - средство, с помощью которого производятся различного рода блага.

2) Факторы производства.

Ресурсы – экономический потенциал страны (что мы можем использовать в производстве).

Факторы производства – ресурсы, которые уже задействованы.

Природные ресурсы (земля, леса, водные, климатические факторы и др). Данный вид ресурса часто называют просто земля, хотя под ним понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырьё, например хлопок.

Трудовые ресурсы (труд) – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Рабочая сила может быть различного вида, как физического, так и умственного.

Производственные ресурсы (капитал) представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства.

Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей, умение брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары. По статистике только около 5-10 % трудоспособного населения обладают предпринимательскими способностями.

Интеллектуальные ресурсы (информация) – это процесс сбора, обработки и распространений знаний, которые необходимы для производства и реализации благ: для ведения бизнеса.

Ресурсы обладают мобильностью, под которой понимают возможность фактора производства менять сферу своего применения. Наименее мобильны природные ресурсы, а наиболее подвижны трудовые.

3. Кругооборот ресурсов, благ и доходов.

Экономический кругооборот (circular flow ) – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме. Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

На рис. 1 хорошо видно, что расходы одного субъекта являются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев последних - домашних хозяйств. Таким образом, строится один кругооборот - денежный, который можно назвать «доходы - расходы».

Но имеется и встречный - материально-вещественный кругооборот, который можно назвать «ресурсы - продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы. Очевидно, что схема имеет упрощенный характер, так как она не принимает во внимание государство и финансовые рынки.

Теперь, рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансовых рынков. При этом отразим не только движение продукта и денег, но и капитала. В дополнение к уже рассмотренным отношениям между предприятиями и домашними хозяйствами проанализируем взаимосвязи, которые появляются при наличии новых субъектов и рынков.

Движение денег - движение благ

Рис 1. Простая схема кругооборота продукта и капитала

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), прямые налоги с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги - формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). Прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену товара. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора - зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Рис. 2 Схема кругооборота продукта и капитала с учетом кредитно-финансовых потоков и роли государства.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продавая на нем свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части - потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений - проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством.

4. Что не является экономическим ресурсом общества:

а) природные ресурсы;

б) капитал;

в) потребительские товары;

д) предпринимательские способности.

Правильный ответ – «в». Экономическими ресурсами общества являются: труд, природные ресурсы (земля), капитал, предпринимательские способности. Потребительские товары являются продукцией (конечным результатом), произведённой с использованием вышеперечисленных экономических ресурсов общества.

5. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) все ответы верны.

Правильный ответ – «г» - все ответы верны.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Каждое благо имеет ценность, а ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:

а) рынки факторов производства

б) рынки потребительских товаров

в) производители (фирмы)

г) взаимодействие всех сегментов данной модели

д) потребители.

Правильный ответ – «г». Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняет взаимодействие всех сегментов данной модели. С одной стороны расходы одного субъекта являются доходами другого, с другой стороны имеется и встречный - материально-вещественный кругооборот: потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы.

В целом можно сделать вывод, что если убрать любой сегмент данной модели, то ее функционирование прекратится.

7. Заключение.

В данной работе дано определение и описание характеристик и отличительных черт субъектов и объектов экономического развития, их целей и задач, а также их роль в рыночной экономике. Показано тесное взаимодействие всех основных хозяйствующих субъектов на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке. Дано описание модели кругооборота благ и доходов с учётом кредитно-финансовых потоков и роли государства и без них, которая показывает, что главную роль в экономике выполняет взаимодействие всех сегментов данной модели.

Вся совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства в их взаимозависимости и взаимообусловленности.

8. Список литературы.

1. Микроэкономика. Максимова В.Ф. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2001. – 77с.

2. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2006.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

4. Микроэкономика. Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М.: КноРус, 2001

5. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и д.р.; Под.ред. И.П. Николаевой/Всерос.заоч.фин.-экон.ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский филиал

Н.Т.Арефьева

В.С.Соков

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

Экономика и управление

Учебное пособие для студентов вузов

(в части дисциплины регионального компонента)

Иваново 2007


Учебное пособие рассматривает понятие, содержание, объекты социально-экономических отношений. Позволяет изучить студентам и владеть определенными понятиями, определениями, связанными со стратегией регионального развития, его экономическим потенциалом.

В каждом субъекте Федерации сформированы основы регионального управления и сложились основные социально-экономические характеристики, которые служат показателем устойчивого развития региона.

У каждого субъекта федерации – своя история и преимущества о которых обучающиеся студенты, с точки зрения гражданственности должны знать.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих региональную экономику (в части дисциплин регионального компонента).

При написании данного учебного пособия авторы стремились раскрыть те новые процессы и явления в региональной политике и механизмы управления ею, которые порождены как общемировыми тенденциями социально-экономического развития территории, так и опытом российских региональных преобразований последних лет.


ЧАСТЬ 1. Введение в экономику региона. 6

1.1. Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений. 6

1.2. Основные направления региональной политики. 9

1.3. Задачи и цели региональной политики. 10

1.4. Основные функции региона. 17

Вопросы для самоконтроля. 22

ЧАСТЬ 2. Экономический потенциал региона . 23

2.1. Понятие экономического потенциала. 23

2.2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения. 25

2.3. Взаимосвязь экономического роста региона и социальных индикаторов. 30

2.4. Экономико-социальное положение Центрального экономического района. 33

Вопросы для самоконтроля. 39

ЧАСТЬ 3. Основные социально-экономические характеристики Ивановской области. 40

3.1. Социальные характеристики субъекта. 40

3.2. Промышленный потенциал. 42

3.3. Развитие малого предпринимательства в Ивановской области. 45

3.4. Региональное развитие территории. 50

3.5. Принципы построения стратегии развития региона. 52

3.6.Участники процесса реализации стратегического плана развития территории 56

Вопросы для самоконтроля. 58

ЧАСТЬ 4. Основы регионального управления. 59

4.1.Сущность и цели регионального управления. 59

4.2.Система органов управления субъектами РФ. 61

4.3. Кадровая политика региона. 71

4.4.Информационное обеспечение управления регионом. 72

Вопросы для самоконтроля. 75

ЧАСТЬ 5. Становление Ивановского края. 76

5.1. История создания Иваново-Вознесенской губернии. 76

5.2. Государственно-церковные и национальные отношения. 78

5.3. Природные ресурсы края. 80

Вопросы для самоконтроля. 81

Список используемой литературы. 82

ЧАСТЬ 1. Введение в региональную экономику.

Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений.

Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей.

Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории и совместного использования ее природно-экономических и социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей - социально-территориальную.

Социально-территориальная общность является устойчивым образованием людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

Социально-территориальная общность отличается:

1) относительной пространственной обособленностью;

2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних связей над внешними),

3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающих ей черты, целостности, относительной обособленности и самодостаточности в социализации и экономике употребляться понятие «регион».

Таким образом, регион это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

Таким образом, региональная политика позволяет понять пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

Региональная политика выстраивает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

Объектом региональной социологии выступает различие социально-территориальной общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом - закономерности и формы образования внутрирегиональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т. п.);

3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально - производственный комплекс, свободная экономическая зона и т. п.).

Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

Природно-экономическая система (географическая зона - степная, горная, приморская и т. п.);

Производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т. п.);

Социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т. п.);

Система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

Социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т. п.);

Система регионального управления (территориально- административное деление, структура органов власти и управления и т. п.).

Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, является открытой системой, т. е. многочисленными связями и отношениями вписан - включен в более широкую систему - общество в целом.

В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов - демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе центр-регион, социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.)

Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе "регион-центр" («центр» как представитель целого).

Дело в том, что социально-экономические интересы региона и центра совпадают и идентичны лишь в своей части.

В чем социальный интерес региона?

Прежде всего, в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально - территориальной общности населения.

В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации и регион рассматривался преимущественно как производительный ресурс, какой то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства.

Соответственно население региона в данном контексте выступало как «главная производительная сила» этой отрасли или народохозяйственного комплекса.

Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, остаточной, так сказать компонентой в системе отношений «центр-регион».

В демократической системе территориальной организации социума, регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов - создания необходимых условий для его воспроизводства.

Одновременно центру делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона, - обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления - фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения:

Эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

Обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

Развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

Создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

Обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

Реализация региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношении, действующих на уровне региона и соответствующей активной региональной политики. Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

Население;

Органы власти и управления;

Хозяйствующие субъекты (экономически агенты):

Регионалное правительство.

Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

Под региональной политикой понимается система целей и задач, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части государственной социально-экономической системы.

Региональное хозяйство (в том числе все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорции социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. При этом речь идет о муниципальных территориальных образованиях, в пределах которых наблюдается спад производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, нарастание демографических «сбоев» и др.

Жизнедеятельность региона - постоянный фактор. Она не может быть прекращена. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего на реализацию интересов и потребностей населения региона.

Экономическая и социальная сферы жизнедеятельности общества тесно связаны между собой хозяйственной деятельностью людей. Многочисленные социальные группы (которые одновременно включены как к сфере производства, так и к другим подсистемам общества) выступают как каналы трансформации различных взаимодействий и взаимосвязей между экономической и общественной сферами. Речь идет о том, что ни экономические, ни социальные отношения не ограничиваются собственными структурами. Первые прогнозируют социальные, вторые - экономические процессы и явления. Более того, экономические отношения существуют в определенной социальной оболочке, а социальные - в экономической. Возникает сложное переплетение отношений, которые можно изучать только абстрактно, отделив друг от других.

Определяющими в этом "переплетении" являются экономические отношения. Они составляют экономический базис общества, на почве которого осуществляются социальный, политический и духовный процессы общественной жизни. Что же представляют собой экономические отношения и их субъекты в социологическом измерении?

Как отмечает доктор социологических наук, профессор В. Тарасенко, с точки зрения экономической социологии, экономические отношения это разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей и их взаимодействием, направленной на обеспечение прежде всего материальных потребностей человеческой жизни и на достижение определенных целей и социальных преимуществ .

Общей социальному признаку экономических отношений является субъектность. Последняя означает, что экономические отношения имеют своего носителя, который их создает, реализует, поддерживает, регулирует. Этот носитель еще и психологически окрашивает экономические отношения, опосредующих их субъективным элементом: мотивацией, целью, чувством, эмоциями, оценкам и т. Благодаря осознанию и субъективизации любое экономическое отношение существует и как отношение к отношению. Ведь оно (отношение) обязательно оценивается субъектом с определенной позиции в системе определенных ценностей - выгоды, дохода, социальной справедливости, равенства.

Экономические отношения характеризуются способностью опредмечуватися. Благодаря опредмечивания они, как латентная реальность, получают фиксированный предметный проявление. Формами социальной предметности есть продукты материального производства (предметы, вещи, услуги), социальные институты (организации, учреждения, инфраструктура рынка), знаки (речь, символы, деньги), человеческое поведение .

В экономической социологии различают экономическую деятельность и экономическое поведение с точки зрения двух подходов. В одном случае их отождествляют, в другом - различают по принципу: деятельность - определенная форма активности в отношении поведения. Иными словами, если экономическая деятельность представляет собой совокупность действий, актов индивида (с помощью которых он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей), то экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия и т.д.), которые " обслуживают "или" сопровождают "деятельность.

Система экономических отношений является сложной и разветвленной, чтобы можно было рассмотреть ее в полном объеме. Если в едином процессе расширенного воспроизводства различают производство, распределение, учет, потребления, то экономические отношения делятся на четыре большие группы: производственные, распределительные, отношения обмена (купля-продажа) и потребления .

Каждый из субъектов экономических отношений конкретизирует и типизирует эти отношения, особым способом реализует их через собственную деятельность. В этой деятельности субъект экономических отношений совпадает с субъектом социальных отношений. Эти отношения взаимно переплетаются, "оформляют" друг друга. Экономическая деятельность, осуществляемая в рамках таких взаимно оформленных отношений, приобретает также определенных социальных черт (например, подчиняется социальным целям, аккумулирует неформальные социальные взаимоотношения). Это позволяет применять к ней (экономической деятельности) и социальный подход, социологический взгляд, реализуемой экономической социологией.

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.



Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством - минимизация затрат.

Экономической целью индивида является максимум удовлетворения его потребностей при минимуме издержек.

Экономической целью фирмы выступает максимум прибыли при минимуме затрат.

Экономической целью государства является наивысший рост национального благосостояния при минимальных расходах государственного бюджета.

Новое на сайте

>

Самое популярное