Домой Проценты по кредитам Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Любое общество независимо оттого, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).



Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь- ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на- чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо- чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
  1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
  2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
  3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
  4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Еще по теме Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?:

  1. Глава 111. ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГРАЖДАН
  2. Диагностику остановки роста нужно производить на основе всестороннего анализа, а не только финансовых результатов

Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми благами различными путями: произвести их самостоятельно или обменять на другие блага. Общество не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Потребности безграничны Ресурсы ограниченны Главные вопросы экономики Что надо производить Как надо производить Кто будет потребителем

Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. 1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя, ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

. 2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор: -Экономические ресурсы - Технологии -Место размещения предприятия - Использование финансовых, технических затрат - Трудовые ресурсы

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

. 1. Рассматривается экономическая эффективность, т. е. выполняется экономический расчет как выполнить объем продукции при наименьших затратах. Для этого производитель использует следующие способы: - внедрение и использование новых технологий; -экономное и бережное использование ресурсов; - привлечение работников высокой квалификации; ВЫВОД: производители должны решать: помощью каких технологий, из каких ресурсов и кем должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство.

. 3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения. Поскольку количество созданных благ ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими благами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые? Какова должна быть доля тех и других? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

. Кто станет потребителем произведённых благ? Эта проблема напрямую связана с этапом распределения произведённых благ. На разном этапе развития общества, вопрос распределения решался по-разному. Вариантами распределения можно считать: исходя из социального статуса; в зависимости от физического или интеллектуального развития; от качества и количества потраченного труда; всем поровну (уравнительное распределение) и так далее.

Какой из вариантов следует предпочесть? Важно, что выбранный способ распределения влияет и на эффективность производства, и на результативность расходования ресурсов. Получается, что в любой последовательности основные проблемы экономики, выраженные выше вопросами «что» , «как» и «кто» , взаимоувязаны.

В процессе взаимодействия людей, которое направлено на решение этих проблем, организуется хозяйственная жизнь общества. А способ организации этой жизни, в результате которого связи между производящими и потребляющими блага упорядочиваются определённым образом, образует экономическую систему общества.

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т. е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.

. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1. ТРАДИЦИОННАЯ Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии

. Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются: 1) крайне примитивные технологии; 2) преобладание ручного труда; 3) все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; 4) общинная собственность на средства производства; 5) организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

. 2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе

. Командная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются: 1) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; 2) сильная монополизация и бюрократизация экономики; 3) централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма; 4) непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; 5) государство полностью контролирует производство и распределение продукции; 6) командно-административные методы в хозяйственной деятельности.

3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.

4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония. ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Использованный материал: 1. «Обществознание» 8 кл. учебник под ред. Боголюбова Л. Н. Изд. Просвещение, 2011 г. 2. Интернет-ресурс narod. ru

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Эти три задачи являются основными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому достанутся произведенные продукты, в каком количестве ими будет располагать потребитель.

Общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы.

Экономическая система (хозяйственный порядок) - это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями продуктов.

Разные экономические системы отличаются друг от друга подходом и методами решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно планируемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли людей здесь определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой (директивной) экономикой все решения по основным экономическим проблемам принимает правительство. Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни экономической активности. Когда центральный планирующий орган отвечает на вопрос что, он определяет положение национальной кривой производственных возможностей, исходя из предположения правительства о том, что необходимо сделать в интересах страны.

Плановый орган распределяет продукцию и таким образом дает ответ на вопрос для кого. Для достижения целей национального производства планируется распределение ресурсов и производственных мощностей для каждой отрасли и наиболее крупных предприятий, что означает ответ на вопрос как. Причем, распределение ресурсов и товаров осуществляется на длительную перспективу на основе заранее определенных приоритетов. В силу этого производство продуктов постоянно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы определяют рынок, цены, прибыль.

Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам определяет, за что он готов платить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребности потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом.

Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установление цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать качество продукции.

Проблема для кого решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. То есть большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей.

Не существует однозначного решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

·религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

·мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

·искусство - художественное освоение мира;

·наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

·право - совокупность норм, поддерживаемых государством;



·образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессесоциализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная структура включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Самые важные разрезы этой структуры в широком контексте – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Основные признаки класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

Обеспечение пенсиями;
- обеспечение пособиями;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- предоставление санаторно-курортного лечения;
- социальная помощь семьям, имеющим детей;
- обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

·участники (субъекты) отношений;

·значимый для участников объект деятельности;

·потребности (отношения субъект – объект);

·интересы (отношения субъект – субъект);

·ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальной компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне применительно к современной России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных образований проведении социальной политики в России.

3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследование нормативных документов. а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Новое на сайте

>

Самое популярное