Домой Проценты по кредитам Возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм. Зачет и возврат излишне уплаченный или излишне взысканных сумм

Возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм. Зачет и возврат излишне уплаченный или излишне взысканных сумм

1. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм.

2. Зачета и возврат излишне взысканных сумм.

Вопросам зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм посвящена глава 12 НК.

В соответствии со ст. 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченногоналога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверкарасчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или, производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возвратесуммы излишне уплаченного налога (точно так же как и о зачете) принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. До истечения срока, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.


Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (1 месяца со дня получения заявления), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Согласно ст. 79 НК сумма излишне взысканногоналога подлежит возврату налогоплательщику.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока (10 дней со дня получения письменного заявления) поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

ВОПРОС: Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов

Каждый бухгалтер может столкнуться с ситуацией, когда налог в бюджет оказывается излишне уплаченным. Причины этого - ошибка в платежном поручении, обнаружение и исправление ранее допущенных ошибок и др. Возможно также и то, что излишняя сумма налога была взыскана сотрудниками налоговых органов, например, при выставлении инкассового поручения по результатам налоговой проверки. Ракитина М.Ю. Излишне уплаченный или взысканный налог //Российский налоговый курьер.- 2012, N 12 c.7-9

Нормами действующего налогового законодательства налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней. Указанное право налогоплательщиков вытекает, в частности, из статей 21, 32, 78, 79 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, как показывает практика, в ряде случаев попытки налогоплательщиков вернуть соответствующие суммы остаются безуспешными в связи с отказом налоговых органов удовлетворить заявление о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пеней. Изотова, Т.Г. Налоги и налогообложение. Теория налогообложения и характеристика налоговой системы России / Т.Г. Изотова. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2010. - 139 с.

У любого налогоплательщика может образоваться переплата по налогам. Налоговый кодекс в случае переплаты по налогам предусматривает возможность зачета или возврата суммы переплаты. Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет. Это установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса. Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит: Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2012 М:АйСи Групп, 2012

зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,

зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,

зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,

либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных:

  • · федеральных налогов и сборов,
  • · региональных и местных налогов,

производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов: по налогам, сборам, пеням, штрафам.

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию. Решение: о зачете, возврате, суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):

  • -со дня получения заявления,
  • -или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения: недоимки по иным налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • -со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • -или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),

Со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом: недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • -с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • -с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
  • · ежемесячных авансовых платежей,
  • · авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,

производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • · руководителю организации,
  • · физическому лицу,
  • · их представителям, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты. При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • · авансовых платежей,
  • · сборов,
  • · пеней и штрафов,

и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • · недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • · задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган: в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Экономистъ, 2010. - 591 с.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ, процентов на эту сумму. При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • · авансовых платежей,
  • · сборов,
  • · пеней,
  • · штрафов,

и распространяются:

  • · на налоговых агентов,
  • · плательщиков сборов,
  • · ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей. Тюрина, Н.А. Основные направления налоговой политики на 2012-2013 годы / Н.А. Тюрина // Налоговая проверка. - 2012, №4 c. 11-12

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

· в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. налог зачет возврат амортизация

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

· Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.

При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.

· Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.

Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • · на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • · либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности:

  • · самостоятельно налогоплательщиком,
  • · либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию, правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Обобщим сроки, установленные статьями 78 и 79 НК РФ для возврата и зачета налога (таблица 1). Туранцева Ю.Л. Истина в суде: возврат (зачет) излишне уплаченных или взысканных налогов //Новая бухгалтерия».-2012, №08 c.9-10

Таблица 1

Сроки возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм

Действия

Излишне уплаченный налог

Возврат излишне взысканного налога

Подача заявления

В течение трех лет

В течение трех лет со дня уплаты

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда

Принятие решения налоговым органом

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога

Информирование налогоплательщика о решении о зачете

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта

Возврат налога

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога

Местом осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм - является место учета налогоплательщика. Воробьева В.В. Как провести сверку расчетов с бюджетом» // Российский налоговый курьер.- 2012, № 11 с.6-7 Основанием для зачета или возврата излишне уплаченных сумм является письменное заявление.

Письмо Минфина РФ от 14.01.2009 года №03-04-05-01/5 «О порядке возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц».

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ суммы налога на доходы физических лиц, излишне удержанные из дохода физического лица, налоговый агент обязан возвратить по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Вместе с тем главой 21 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ особый порядок зачета или возврата агентом излишне удержанного налога на доходы физических лиц не определен. Поэтому Министерство финансов разъясняет, что в этом случае применяется установленный статьёй 78 Налогового кодекса РФ общий порядок зачета или возврата сумм излишне удержанного налога.

Таким образом, налоговый агент возвращает налогоплательщику излишне удержанную сумму налога на основании заявления физического лица. В свою очередь налоговому агенту излишне уплаченные суммы возвращают налоговые органы также по заявлению агента о возврате (зачете).

Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

Комментарий к статье 78

1. Правовые нормы, которые законодатель указал в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, являются императивными, они применяются, если образовалась сумма излишне уплаченного налога. Иначе говоря, плательщик исполнил обязанность по налогам и сборам в большем объеме, нежели это установлено актами законодательства о налогах и сборах (например, из-за неправильного определения налоговой базы, вследствие ее завышения, из-за ошибки в применении налоговой ставки, из-за уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения).

Итак, рассмотрим правила, указанные в пункте 1 статьи 78 настоящего Кодекса, более подробно:

а) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:

либо по этому же налогу или сбору - в счет будущих предстоящих платежей по данному налогу или сбору;

либо по иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым;

б) зачет, упомянутый в статье 78 НК РФ, следует отличать от одноименного гражданско-правового института;

в) сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в подпунктах 7 - 10 статьи 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

2. На основании пункта 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса сделаем ряд важных выводов:

а) по общему правилу и зачет, и возврат излишне уплаченных сумм налогов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (ст. ст. 83, 85 НК РФ);

б) лишь в случаях, предусмотренных самим НК РФ, зачет или возврат упомянутых сумм осуществляется и иными налоговыми органами (например, вышестоящим налоговым органом, который выявил излишне уплаченную сумму налогов по результатам выездной проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ст. 89 НК РФ);

в) зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся по общему правилу без начисления на эту сумму процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 78 НК РФ, которые мы с вами рассмотрим ниже;

г) таможенные органы (п. 2 ст. 78 НК РФ), которые осуществляют возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обязаны:

письменно сообщить в налоговый орган по месту учета плательщика о всех излишне уплаченных суммах, которые были зачтены в счет предстоящих или были возвращены таможенными органами;

направить такое сообщение в десятидневный срок со дня выявления факта излишней уплаты суммы налогов или сборов. При этом упомянутый срок исчисляется в календарных днях, а отсчет начинается со следующего (после дня выявления факта переплаты) дня.

3. В правилах пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает, что:

а) о каждом факте (и сумме) излишне уплаченного налога (или сбора) плательщику обязан сообщить именно тот налоговый орган, который выявил указанный факт или которому стало известно об этом;

б) сообщение должно быть письменным, с указанием ИНН плательщика. При этом законодатель не случайно так широко подходит к вопросу о форме обнаружения упомянутых фактов: имеются в виду как случаи их выявления самим налоговым органом (например, в ходе налоговой проверки), так и случаи, когда это стало известно налоговому органу иным образом (например, из сообщения СМИ, из материалов проверки, ревизии деятельности налогового органа вышестоящими органами, из сообщений учредителей организации-плательщика налогов и т.д.);

в) сообщение должно быть направлено плательщику не позднее одного календарного месяца со дня обнаружения указанного выше факта;

г) при обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговый орган имеет право:

Письменно предложить плательщику провести совместную выверку сумм уплаченных налогов. Это не налоговая проверка, поэтому на нее не распространяются правила ст. ст. 87 - 89 НК РФ;

Оформить результаты такой выверки актом, подписываемым налоговым органом и плательщиком. Обратите внимание, что этот акт не является актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Он служит лишь средством для правильного зачета или возврата налога.

4. В пункте 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговый орган осуществляет зачет (в счет предстоящих платежей):

По тому виду налога, по которому имела место переплата;

На основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение пяти календарных дней после получения заявления плательщика;

принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов;

в) правила пункта 4 статьи 78 НК РФ следует применять с обязательным учетом пунктов 5 и 6 статьи 78 НК РФ: они устанавливают отличный от предусмотренного общими правилами пункта 4 статьи 78 НК РФ, порядок осуществления зачета.

5. Пункт 5 комментируемой статьи настоящего Кодекса устанавливает следующие правила и условия их применения:

а) если имеет место быть недоимка (поясняем: сумма налогов или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ст. 11 Кодекса). Иначе говоря, одним из условий применения пункта 5 статьи 78 НК РФ является наличие излишне уплаченной суммы по одному налогу и недоимки по другому (другим).

Плательщик налогов обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ).

Не следует путать пени с ситуацией, когда на плательщика налогов наложен штраф за какое-либо налоговое правонарушение (ст. ст. 114 - 129 НК РФ);

б) необходимыми условиями применения правил пункта 5 комментируемой статьи являются:

письменное заявления плательщика налогов с просьбой произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по недоимкам (имеется в виду по другим видам налогов или сборов), пеням и штрафам, которые наложены на плательщика, а также соответствующее решение налогового органа;

то обстоятельство, что и сумма излишне уплаченного налога, и суммы недоимок, пеней и штрафов (упомянутые выше) должны быть направлены в один и тот же бюджет или во внебюджетный фонд;

в) в последнем предложении пункта 5 статьи 78 настоящего Кодекса содержатся особые правила:

они применяются, когда речь идет о зачете по сумме недоимки. Применять эти правила и в отношении пеней было бы неправомерно;

они предоставляют право самому налоговому органу (по месту учета плательщика) произвести зачет. Иначе говоря, налоговый орган может произвести зачет, не ожидая заявления от плательщика. Безусловно, налицо некоторое противоречие между первым и вторым предложениями пункта 5 статьи 78 НК РФ.

6. Правила пункта 6 комментируемой статьи имеют определенную специфику:

а) они обязывают налоговый орган письменно проинформировать плательщика налогов и сборов о произведенном зачете. При этом в тексте упомянутого такого извещения, уведомления и т.п. необходимо указать ИНН плательщика;

б) эта обязанность охватывает зачет:

и в счет предстоящих платежей по налогу, по которому образовалась сумма переплаты;

и в счет недоимок по другим видам налогов и сборов;

К сожалению, об обязанности представить информацию о зачете, самостоятельно произведенном налоговым органом, в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса не говорится. Другими словами, комментируемая статья подобной обязанности на налоговый орган не возлагает;

в) упомянутая в них информация должна быть направлена плательщику не позднее двух календарных недель со дня подачи им письменного заявления о зачете.

7. В пункте 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что:

а) правила пункта 7 комментируемой статьи (как и правила п. п. 8, 9 и частично - п. 10 ст. 78 НК РФ) касаются лишь возврата излишне уплаченной суммы налогов и сборов: распространять их на случаи зачета упомянутой суммы оснований нет;

б) для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо наличие следующих условий:

письменного заявления от плательщика с просьбой о возврате суммы излишне уплаченного налога (с указанием своего ИНН, местонахождения, а также банковских реквизитов);

отсутствия у заявителя недоимки (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням;

в) нормы пункта 7 статьи 78 Кодекса императивны, то есть налоговый орган не имеет права самостоятельно решать, возвращать ли сумму переплаты или нет. С другой стороны, налоговый орган не вправе осуществлять возврат, когда:

у плательщика налицо задолженность по пеням или недоимка по налогам и сборам (подлежащим уплате в один и тот же бюджет или внебюджетный фонд);

не произведен зачет упомянутой переплаты в счет недоимки и задолженности.

8. Правила пункта 8 статьи 78 комментируемого Кодекса устанавливают, что:

а) письменное заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога плательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета лишь в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует учесть, что трехлетний срок, упомянутый в пункте 8 статьи 78 НК РФ, исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ - о порядке исчисления сроков);

отсчет трехлетнего срока начинается со следующего, после дня уплаты суммы налогов, дня. При этом момент уплаты налогов определяется по правилам пункта 2 статьи 45 НК РФ;

б) упомянутый выше срок действует и в тех случаях, когда налоговый орган (в нарушение норм п. 3 ст. 78 НК РФ) не сообщил плательщику о факте излишней уплаты налогов. Законодатель при этом исходил из:

презумпции надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей;

того, что плательщик за три года вполне может самостоятельно выявить факт переплаты, так как он обязан вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и уплаченных сумм налогов и сборов.

9. В пункте 9 статьи 78 настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующие правила:

1) возврат суммы излишне уплаченного налога производится по общему правилу налоговым органом по месту учета плательщика в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления о возврате (иные правила могут быть установлены лишь в самом НК, но не в других актах законодательства о налогах и сборах). При этом обратите свое внимание, что в абзаце 1 пункта 9 статьи 78 Кодекса:

имеется в виду календарный месяц;

отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом);

2) при невозврате суммы излишне уплаченного налога в указанный срок на нее начисляются проценты (за каждый день просрочки) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Другими словами, подлежат учету все изменения ставки рефинансирования за все дни просрочки. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, перечисленного по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата.

10. Пункт 10 комментируемой статьи настоящего Кодекса является императивной нормой и устанавливает, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

И учитывая, что статья 331 ТК РФ допускает уплату таможенных платежей как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, нужно иметь в виду: и в случаях переплаты по таможенным платежам возврат производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день их уплаты (ст. 355 ТК РФ).

11. В соответствии с пунктом 11 комментируемой статьи правила пунктов 1 - 10 статьи 78 указанного Кодекса применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм:

сбора (ст. 8 НК РФ);

пеней (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, правила пунктов 1 - 10 статьи 78 Кодекса охватывают случаи переплаты налогов со стороны:

налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);

плательщиков сборов (ст. 19 НК РФ). Однако они не распространяются на представителей плательщиков и лиц, указанных в статье 51 НК РФ.

13. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 настоящего Кодекса правила статьи 78 НК РФ применяются и при зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов в ПФР, ФСС, ФОМС. При этом ОВФ наделены правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные в статьях 78, 79 НК РФ.

Статья 79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени

Комментарий к статье 79

1. Правила, установленные законодателем в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, действуют:

а) только на случаи излишне взысканных налогов и лишь тогда, когда имело место:

принудительное исполнение обязанности по уплате налогов в силу того, что плательщик добровольно и в установленный срок упомянутую обязанность не исполнил;

взысканная в ходе принудительного исполнения сумма оказалась большей, чем требовалось. При этом причины излишне взысканного налога для применения статьи 79 НК РФ роли не играют;

б) сумма излишне взысканного налога согласно п. 1 комментируемой статьи подлежит возврату не только налогоплательщику, но и плательщику сбора, а также налоговому агенту. С другой стороны, в статье 79 НК РФ не имеются в виду ни представители плательщиков, ни лица, упомянутые в статье 51 НК РФ;

в) возврат излишне взысканной суммы производится, если:

у плательщика отсутствует недоимка по налогам или задолженность по пеням;

указанные недоимка и задолженность хотя и налицо, но причитаются другому бюджету (внебюджетному фонду);

г) решение о возврате излишне взысканного налога принимает:

руководитель (его заместитель) налогового органа, допустившего излишнее взыскание, либо вышестоящего органа (который, например, проверял законность взыскания налогов и выявил излишне взысканные суммы); и, забегая вперед, укажем - на основании письменного заявления плательщика. В заявлении, в частности, указывается ИНН плательщика, решение, по которому имело место взыскание, расчет суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с законодательством, расчет излишне взысканной суммы, адрес и банковские реквизиты плательщика; суд (в порядке искового производства). Речь идет о случае, когда плательщик подал исковое заявление (ст. ст. 22, 142 НК РФ).

2. В пункте 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает правила возврата суммы излишне взысканного налога:

а) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога подается плательщиком в налоговый орган (допустивший взыскание излишней суммы) способом, позволяющим определить дату и факт его подачи (например, под расписку ответственного работника налогового органа или по почте, письмом с уведомлением о вручении адресату). Подача этого заявления должна быть зарегистрирована;

б) упомянутое заявление подается в течение одного календарного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налогов. При этом нужно обратить внимание на два момента:

Не имеет значения то, каким образом он узнал об этом (например, в ходе проведения внутренней проверки, аудита, от налогового органа);

Отсчет упомянутого месячного срока начинается со следующего (после дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания) дня;

в) исковое заявление в арбитражный суд (если плательщик - организация или индивидуальный предприниматель) или в суд общей юрисдикции (если плательщик - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем) подается в течение трех лет (срок исковой давности) начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Обращаем ваше внимание, что имеется в виду календарный трехлетний срок. Отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после дня, когда плательщик узнал либо должен был узнать о факте излишнего взыскания) дня;

г) налоговый орган, в который было подано заявление, обязан:

Рассмотреть указанное заявление;

Признать факт излишнего взыскания налогов или наоборот, установить необоснованность требований плательщика;

Сообщить о признании факта излишнего взыскания в сроки, которые будут рассмотрены в комментарии к пункту 3 статьи 79 НК РФ;

Принять решение о возврате сумм налогов в течение двух недель со дня регистрации заявления. В решении должны содержаться сведения о конкретной сумме излишне взысканного, однозначное указание о ее возврате плательщику, а также о размере процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (об этом см. комментарий к п. 4 ст. 79 НК РФ).

3. В пункте 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает следующее:

а) сообщение плательщику налоговый орган обязан направить, соблюдая следующие правила:

Если установлен факт излишнего взыскания;

В письменной форме (с указанием ИНН плательщика);

Не позднее одного календарного месяца со дня установления факта излишнего взыскания суммы налогов. Отсчет при этом начинается со следующего (после дня установления этого факта) дня;

б) хотя пункт 3 комментируемой статьи и не обязывает уведомлять заявителя о том, что налоговый орган не установил факт излишнего взыскания, все же такая обязанность вытекает из общего законодательства о порядке рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т.п. организаций и физических лиц федеральными и иными госорганами, включая налоговые. О результатах необходимо сообщить плательщику в месячный срок со дня получения от него заявления (это следует также из п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 32 и ст. 140 НК РФ).

4. Правила, установленные в пункте 4 комментируемой статьи:

а) предписывают возвращать сумму излишне взысканного налога одновременно с начисленными на нее процентами. Этот вывод сделан на основе систематического толкования правил пунктов 4 и 5 статьи 79 НК РФ;

б) указывают, что проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам статей 46 - 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;

в) процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога. Это означает, что учитываются все изменения, которые претерпела эта ставка в указанный период.

5. Правила пункта 5 комментируемой статьи имеют императивный характер, и сроки, указанные в них, исчисляются в календарных днях.

Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

6. Применяя нормы, указанные в пункте 6 комментируемой статьи Кодекса, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) налоговый орган возвращает сумму излишне взысканного налога и начисленные проценты исключительно в рублях;

б) Статьями 123, 125 Таможенного кодекса установлено, что суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица (с которого они взысканы) в течение одного года с момента взыскания. При этом допускалось осуществление возврата как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Анализ норм статей 1, 2, 4, 38, 79 НК РФ и статей 1, 5, 11, 123, 125 ТК РФ показывает, что в той мере, в какой речь идет о необходимости возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей, не относящихся к суммам налогов и сборов, уплаченных в 2001, 2002, 2003 гг. в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, приоритет имеют нормы таможенного законодательства.

7. Правила пункта 7 настоящей статьи устанавливают, что действие пунктов 1 - 6 статьи 79 НК РФ применяется также в отношении:

Сборов и пеней (ст. ст. 8, 75 НК РФ);

Налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);

Плательщиков сборов (ст. 8 НК РФ). С другой стороны нет оснований распространять правила пунктов 1 - 6 статьи 79 НК РФ на представителей (ст. ст. 26 - 29 НК РФ) и лиц, упомянутых в статье 51 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит:

Зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам;

Возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Порядок зачета суммы излишне уплаченного налога представлен в табл. 5.

Таблица 5

Зачет суммы излишне уплаченного налога

Вид зачета

Порядок зачета

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам

Осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию

Производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда

Может осуществляться на основании письменного заявления налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В этот же срок поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок (один месяц со дня подачи заявления о возврате), начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Сумма излишне взысканного налоговыми органами налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение 10 дней со дня получения указанного заявления.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В суд исковое заявление может быть подано в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишне взысканного налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы и обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов соответствующего вида или задолженности по пеням соответствующего вида, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. Возврат налоговым органом данных сумм производится не позднее одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.



При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласно которой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Новое на сайте

>

Самое популярное