Домой Кредит на бизнес Базовый сценарий развития. Сценарии развития, выбор целевого сценария

Базовый сценарий развития. Сценарии развития, выбор целевого сценария

Базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики, в эффективном встраивании в новую функциональную схему экономического пространства Российской Федерации за счет комплексного вовлечения наличных ресурсов "старого портфеля", формирования инфраструктур и реализации проектов, позволяющих актуализировать ресурсы "нового портфеля". Характерной особенностью, отличающей развертывание данного сценария, является то, что ключевые базовые сектора Пензенской области (машиностроение и АПК) должны подвергнуться мощной консолидации в рамках крупных (российского и/или международного масштаба) корпораций. За счет этого действующие пензенские предприятия получат новый импульс в своем развитии, а на территории области будут создаваться дополнительные мощности.

Таким образом, базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики за счет консолидации ключевых предприятий базовых отраслей в рамках крупных корпораций и прихода в Пензенскую область крупных профильных инвесторов.

Базовый сценарий предусматривает три этапа:

1. Усиление эксплуатации доступных ресурсов. Предполагается восстановительный рост и вовлечение естественных ресурсов, доступных в регионе, в хозяйственный оборот. Восстановительный рост в промышленности Пензенской области уже произошел, прежде всего в пищевой, целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности и машиностроении, о чем свидетельствует высокая загрузка производственных мощностей предприятий по основным видам продукции.

Экономический подъем, наблюдаемый в Пензенской области в последние три года, обусловлен прежде всего восстановительным ростом и начавшейся модернизацией. Реализованные новые проекты были связаны с использованием "старого портфеля" ресурсов и осуществлялись на основе импортированных типовых технологий.

2. Инвестиционный рост в Пензенской области будет происходить прежде всего в базовых секторах, что связано с модернизацией и развитием действующих предприятий, приходом в область новых инвесторов. Однако также будут формироваться новые значимые сектора экономики за счет внешних инвестиций. К этим секторам следует отнести глубокую лесопереработку, промышленность строительных и отделочных материалов, биотопливную индустрию, розничную торговлю и сектор развлечений, девелопмент. Основополагающими причинами инвестиционного роста Пензенской области станут процессы общего экономического роста в Российской Федерации, а также развития рынков, как продукции инвестиционного назначения, так и потребительских товаров и продуктов питания.

Реализация инвестиционного роста в различных секторах экономики области потребует определенных целенаправленных действий для обеспечения благоприятного сценария и сокращения системных рисков, с которыми может быть связан такой рост:

а) в машиностроении и металлообработке Пензенской области развертываются масштабные программы модернизации основных производств (главным образом на предприятиях, ориентированных на рынок нефтегазового, энергетического и транспортного оборудования). Заявленные к реализации в 2006-2008 годах инвестиционные программы только машиностроительных предприятий региона суммарно составляют более 3 млрд.руб. Реализация инвестиционных планов действующих предприятий будет сопровождаться высвобождением трудовых ресурсов и повышением квалификационных требований к работникам. Для этих предприятий актуальными вопросами являются:

1) механизмы взаимодействия с системой ВПО через рынок труда;

2) модернизация базовых инженерных инфраструктур в г.

Пензе;

3) формирование в г. Пензе современного транспортно-логистического комплекса. Благодаря сохранившемуся значительному контингенту квалифицированных работников есть возможность разместить в г. Пензе в ближайшие 5 лет 2-3 крупных производства данного профиля. Ориентировочный объем инвестиций составит 4-5 млрд. рублей, (1-1,3 тыс. новых рабочих мест). Целевыми инвесторами являются такие компании, как Трансмашхолдинг, Атомэнергомаш, крупные зарубежные корпорации. Для этого класса инвесторов принципиальным являются:

Стабильность, объем и специализация рынка труда;

Наличие инвестиционных площадок в г. Пензе с подведенными инженерными инфраструктурами;

Развитый транспортно-логистический комплекс.

Вокруг крупных машиностроительных компаний, уже сегодня испытывающих дефицит производственных мощностей, недостаток квалифицированных кадров и страдающих от недостаточной гибкости производственных процессов, складываются кластеры небольших производственных (выпуск деталей, узлов и компонентов) и сервисных (ремонт, инжиниринг, логистика, питание и социальное обеспечение работников и прочее) компаний. Эти компании связаны с крупными промышленными предприятиями кооперационными субподрядными связями, однако все вопросы управления и развития кадрового потенциала решают самостоятельно. Это позволяет заказчикам высвобождать финансовые и управленческие ресурсы для решения задач стратегического развития основного бизнеса. Для формирования и развития таких кластеров важным представляется:

Формирование рынка производственной офисной недвижимости, в т.ч. за счет вовлечения в оборот объектов обанкротившихся или находящихся в плачевном состоянии промышленных предприятий г. Пензы и других крупных городов области;

Налоговые льготы и поддержка со стороны банковского сектора проектов создания небольших (число занятых до 100 человек) производств и компаний, предоставляющих производственные услуги;

Образовательные программы и консультационная поддержка для руководителей малых предприятий;

б) основная динамика развития агропромышленного и сельскохозяйственного комплексов Пензенской области будет связана с ростом интереса крупных агропромышленных корпораций (российских и зарубежных) к земельным ресурсам региона.

Их эффективное с точки зрения рынка продуктов питания освоение будет связано не только и не столько с развитием непосредственно сельского хозяйства, сколько с развертыванием индустрии первичной переработки сельскохозяйственного сырья (растительных культур, мяса, молока). Есть возможность в ближайшие 5-8 лет развернуть в области еще 1-2 крупных свинокомплекса (по 150-200 тыс. голов), построить 1-2 новых сахарных завода (мощностью по переработке сахарной свеклы и/или сахара-сырца 200-250 тыс. тонн каждый), разместить предприятие по переработке молока и производству молочных продуктов, построить 2-3 завода по производству моторного топлива из биологического сырья - биоэтанола (мощностью 100-130 тыс. тонн топлива в год каждый) при условии корректировки сложившейся в Российской Федерации системы налогообложения (акциз составляет 23,5 рубля на литр), по производству денатурированного спирта, и осуществить целый спектр менее масштабных агропромышленных проектов. Суммарный объем инвестиций в эти объекты может превысить 25 млрд. рублей. Такие возможности возникают в связи с неплохой ресурсной обеспеченностью Пензенской области (земля, энергетика и трудовые ресурсы), а также ввиду динамичного развития биотопливной промышленности в мире.

Однако следует учесть, что:

Во-первых, сырьевая база (сельскохозяйственный комплекс) Пензенской области потребует существенной реструктуризации и расширения, включая расширение посевных площадей, корректировку профиля использования сельхозугодий (в пользу свеклы, фуражного зерна и культур для подготовки комбикормов), изменения масштаба ведения хозяйства для повышения эффективности (главным образом за счет концентрации предприятий и/или формирования эффективных кооперативных структур), интенсификации ведения сельского хозяйства за счет повышения уровня механизации, химизации и модернизации систем ирригации. Расширение посевных площадей возможно только в результате системного девелопмента земель сельскохозяйственного назначения;

Во-вторых, расширение производства в АПК потребует развития современного транспортно-логистического сектора. В противном случае привлекательность Пензенской области будет снижаться по мере прихода крупных игроков;

В-третьих, для разделения рисков и затрат потребуется прямое участие власти (региона и муниципальных образований) в формировании инженерно обустроенных площадок для размещения новых предприятий - так называемых агропромышленных парков;

В-четвертых, реализация крупных инвестиционных проектов будет означать смену технологической платформы всего хозяйства, что, в свою очередь, приведет к возникновению массового спроса на специалистов, которые в настоящее время недоступны в сельских районах области. Одновременно сократится занятость в агропромышленном и сельскохозяйственном комплексах - с нынешних 20 процентов от общего числа занятых до 6-7 процентов. Это означает необходимость реализации целого комплекса мер по переподготовке кадров и перепрофилированию части из них, а также программ по формированию иных сфер занятости в сельской местности;

в) формирование кластеров лесопромышленных предприятий и предприятий индустрии строительных и отделочных материалов позволит создать новые значимые сектора экономики, задействуя имеющийся потенциал природных ресурсов и кадровый потенциал в юго-восточных районах области и Никольском, Иссинском и Наровчатском районах. Эти проекты имеют большое значение для развития строительной индустрии Пензенской области и соседних регионов в контексте роста объемов строительства и реализации приоритетных национальных проектов. Значительная часть этих проектов будет реализована на принципах "Гринфилд" (новое малоэтажное строительство), поэтому предпочтительным является механизм формирования промышленных парков соответствующего профиля в Чаадаевке (лесопромышленный комплекс) и в районе Иссинско-Маисской группы месторождений. Суммарный объем инвестиций в ближайшие 5-6 лет по этим направлениям может превысить 8-9 млрд.

рублей, а реализация проектов этих двух промышленных парков позволит создать 2,5-3 тыс. рабочих мест в стагнирующих сегодня районах области;

г) постепенное усложнение экономики региона (состоит в т.ч. в выводе из ведения предприятий функций стратегического управления, управления стоимостью, маркетинга, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), финансового управления и т.д.) и формирование мощных "периферийных" и "поддерживающих" видов бизнеса, таких как логистика, разнообразные услуги и проч., а также рост благосостояния и уровня запросов людей ведут к формированию большого нового сегмента региональной экономики - городского девелопмента. Будет динамично расти спрос на услуги гостиничного сектора, на качественную городскую среду и разнообразные развлечения, рекреацию. Опережающими темпами будет развиваться мультиформатная торговля, повысится спрос на жилую недвижимость и начнет формироваться рынок офисной недвижимости. Сформируется концентрированный (локализованный на единой площадке) либо распределенный транспорно#-логистический узел города, в разы увеличится внешний пассажиропоток и повысятся спрос и требования к качеству высшего образования (как технического, так и гуманитарного). Все это будет означать одно - г. Пенза войдет в фазу интенсивного развития. При благоприятном развитии событий ежегодно только в объекты коммерческой недвижимости (торговые центры, офисы, склады, гостиницы и проч.) г. Пенза сможет привлекать от 2 до 3,5 млрд. рублей прямых инвестиций в среднесрочной перспективе.

3. Переход к экономическому росту "нового качества". В результате внедрения технологий, обеспечивающих современный технологический уклад в базовых секторах (сельское хозяйство, АПК, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, приборостроение, деревопереработка и индустрия строительных материалов), в Пензенской области будет сформирована зрелая постиндустриальная экономика, ее тип, характерный для процессинговых центров. Основой технологических кластеров станут высшие учебные заведения области и инфраструктурный комплекс, состоящий из научно-исследовательских институтов. На этом этапе инвестиции будут направляться не только в производственный комплекс и поддерживающие сектора хозяйства, но и в проекты, обеспечивающие создание новых технологий и перспективные решения, которые в дальнейшем будут определять конкурентоспособность пензенских производителей на российских и международных рынках.

Варианты реализации базового сценария

В связи с большой значимостью для развития Пензенской области таких нестабильных внешних факторов, как условия торговли на основных мировых рынках продукцией базового сектора Российской Федерации и комплекса внутренних факторов (структура, качество и эффективность мер государственного управления в регионе), возможны несколько вариантов реализации базового сценария: пессимистический сценарий, инерционный и активный. Наиболее вероятными являются инерционный и активный варианты сценария (таблица 1).

Северо-Кавказского федерального округа

Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Основными параметрами базового сценария являются:

технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности;

реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры;

достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;

развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;

постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.

Реализация базового сценария приведет к следующему изменению основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к 2025 году по сравнению с 2008 годом:

валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;

средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;

уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;

доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;

доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;

В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:

обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;

обеспеченность больничными койками увеличится 79 до 80 единиц на 10 тыс. человек;

обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится со 174 до 200 посещений на 10 тыс. человек;

обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;

обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;

обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;

обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.

Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:

увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;

увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;

достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.

Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт . ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт . ч в 2008 году).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан в составе трех основных сценариев долгосрочного развития: консервативного, умеренно-оптимистичного и форсированного (целевого). Кроме того, учитывая большую зависимость российской экономики от мировых цен на нефть, дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на углеводороды и сырьевые товары.

Все сценарии прогноза предполагают продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления, развитие стратегического программного и проектного подхода к управлению экономикой, использование возможностей интеграции в рамках Евразийского Союза и взаимодействия в рамках ВТО.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении структурных барьеров в развитии человеческого капитала, транспортной инфраструктуры, гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 2,5% в 2013-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза. При этом в результате более низких темпов роста, чем рост мировой экономики в целом, доля России в мировом ВВП уменьшится с 4% в 2012 году до 3,4% в 2030 году.

Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2) характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. Модернизация энерго-сырьевого комплекса дополняется созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 3,5% в 2013-2030 гг., что соответствует темпам роста мировой экономики.

Форсированный (целевой) сценарий (вариант 3) характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарий носит прорывной характер и предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,3%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,8% к 2030 году (табл. 4.1).

Три основных сценария развития предполагают относительную стабилизацию цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013-2030 гг. будет находиться на уровне 90-110 долларов за баррель. В долларах США текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 160-170 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах США 2010 года за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ. Образ России в мировом пространстве представлен в табл. 4.2.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации на 2011-2030 годы

Вариан

2011-2015 гг.

2016-2020 гг.

2021-2025 гг.

2026-2030 гг.

2013-2030 гг.

внутренний

1 [ромышлен-

Инвестиции

в основной

Реальная за-

работная

Оборот роз-

ничной тор-

Экспорт -

всего (на ко-

нец периода),

млрд. долл.

всего (на ко-

нец периода),

млрд. долл.

Чувствительность российской экономики к ценовым шокам носит ас-симетричный характер - падение цен на нефть (газ, металлы) вызывает более сильное торможение роста, чем повышенные цены на углеводороды способны повысить темпы роста. Степень чувствительности в большей степени зависит не от структуры экономики, а от масштабов изменения курса рубля и дополнительных поддерживающих мер со стороны государства. В долгосрочной перспективе, после 2020 года, устойчивость экономики к возмущениям на сырьевых и энергетических рынках повышается.

Образ России

Вари

анты

Доля России в мире

ренно-

ППС на душу, тыс.

Отношение

ППС на душу в % к Еврозоне

Вари

анты

ренно-

Банк России, настороженный внешними и внутренними факторами неопределенности, составил несколько сценариев развития российской экономики на следующие три года: базовый, неблагоприятный и негативный. Причем в базовом сценарии не учтено введение налога с продаж и длительная геополитическая напряженность.

«Инфляционные риски в России остаются на повышенном уровне», - предупредила в пятницу, 12 сентября, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе презентации новых «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы».

В ближайшие три года условия развития российской экономики, согласно документу, будут характеризоваться высокой степенью неопределенности. ЦБ опасается, что, с одной стороны, инфляцию могут разогнать внешние факторы - геополитическая напряженность, санкции, динамика цен на нефть, с другой - налоговая и тарифная политика правительства и внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями.

Чтобы обозначить свою политику при реализации тех или иных рисков, Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики. При базовом сценарии введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется, будет достаточно увеличения объемов рефинансирования банковской системы. При реализации менее благоприятных сценариев ЦБ будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков, - от валютных интервенций для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке до валютного рефинансирования и беззалоговых кредитов.

Базовый сценарий

Согласно опубликованному документу, Банк России считает наиболее вероятным сценарий, который к тому же является наиболее благоприятным: геополитические риски снизятся после первой половины 2015 года, цены на нефть будут относительно стабильны, а тарифная и налоговая политика правительства не будет создавать дополнительного давления на инфляцию. В целом базовый сценарий близок к прогнозу Минэкономразвития на тот же период.

Он не предполагает введения новых санкций, хотя старые, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам, станут сдерживающим фактором для роста экономики в 2015 году. Основной вклад в рост ВВП будет вносить внутренний спрос, но и он будет ограничен низкими темпами роста заработной платы и розничного кредитования. Финансирование инфраструктурных проектов за счет Фонда национального благосостояния, инвестиционный проект по расширению газового экспорта в Китай и использование инструментов рефинансирования ЦБ должно способствовать восстановлению инвестиционной активности.

Даже при наиболее оптимистичном сценарии темпы роста спроса на деньги и кредит будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, а денежное предложение будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию, что приведет к дальнейшему росту задолженности банков перед ЦБ. Ранее ЦБ отмечал, что совокупный объем рефинансирования уже к концу 2014 года достигнет 7 трлн руб., максимального значения с кризиса 2008 года: сегодня он превышает 8% от всех обязательств банков, еще три года назад он был на уровне 1,7%.

Впрочем, при базовом сценарии это будет практически единственным вызовом ЦБ, «риски для финансовой стабильности будут умеренными и введение специальных мер поддержки финансового сектора не потребуется».

Неблагоприятный сценарий

Предпосылками для реализации менее оптимистичного сценария ЦБ считает сохранение внешнеполитической напряженности на протяжении всех трех лет, более длительное действие взаимных санкций и повышение налоговой нагрузки на экономику. Только введение налога с продаж может привести к разовому значительному ускорению инфляции на 1–1,5%, отметила Набиуллина. При реализации этого сценария также ожидается больший отток капитала, который вызовет ослабление рубля. Изменение курса, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через увеличение экспорта, с другой - приведет к повышению инфляционного давления. В этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений - на уровне 6–6,5 и 4,5–5% соответственно.

Банк России в таком случае будет стремиться снижать инфляцию «постепенно, не создавая угрозы чрезмерного торможения экономической активности». А в случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе регулятор готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков - от валютных интервенций до валютного рефинансирования, беззалоговых кредитов.

Негативный сценарий

Третий сценарий предполагает наиболее негативные внешние и внутренние условия для развития российской экономики. Он основан на предпосылках, сходных с предыдущим сценарием в части пролонгированного действия санкций и параметров налоговой политики, но предполагает еще и снижение цен на нефть на $20 за баррель к 2017 году.

Как пишет РБК daily , первые два сценария исходили из прогноза на сохранение умеренной нисходящей динамики цен на нефть - с $106,5 за баррель в среднем с начала 2014 года до $102,5 в 2017 году - за счет более быстрого расширения мирового предложения по сравнению с мировым спросом при достаточной рентабельности добычи нефти из нетрадиционных источников. При негативном сценарии более слабые темпы роста мировой экономики, прежде всего Китая, и динамичное увеличение экспорта нефти из США и стран Ближнего Востока приводят к резкому снижению цен на нефть до $86,5 за баррель. Причем, как отметила Набиуллина, «это не стрессовый сценарий, он также вполне реалистичен». При реализации этого сценария для стабилизации ситуации могут быть использованы средства Резервного фонда. Это увеличит внутренний спрос, но полностью заместить внешний не сможет. Ослабление рубля, к которому приведет падение цен на нефть, создаст условия для увеличения экспорта и активизирует импортозамещение, но разгонит инфляцию.

ЦБ в таких условиях придется поддерживать уверенность в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. «Можно говорить, что сейчас наиболее вероятна реализация первого и второго сценариев. Довольно велика неопределенность относительно всего, что касается бюджетной политики правительства и реализации рисков, связанных с длительным действием санкций, и трудно предсказать, что именно будет происходить», - объясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «В любом случае есть очень большая вероятность, что ЦБ придется снова вводить нестандартные инструменты вроде беззалоговых кредитов. В ближайшие годы регулятору нужно будет замещать средства, которые не будут доступны с внешних долговых рынков, а в банковской системе уже нет достаточного объема свободных залогов. Валютное рефинансирование представляется менее вероятным шагом, так как это приведет к проблемам с прогнозированием золотовалютных резервов и дестабилизирует настроения на валютном рынке. Если кому-то нужна валюта, он может ее получить на валютном рынке», - добавляет Орлова.

В российской практике при разработке плановых документов часто выделяют три основных сценария развития территории:

  • 1) инерционный сценарий - ориентирован на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало периода прогноза тенденций, предполагает вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления;
  • 2) восстановительный сценарий - предполагает переход от инерционного к инновационному пути. На данном этапе формируется задел или так называемая критическая масса для перехода экономики на новый уровень развития, включая новые формы и методы продвижения местных товаропроизводителей на внешних рынках, развитие производственных кластеров;
  • 3) инновационный сценарий - ориентирован на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Он предполагает модернизацию экономики, а также формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти.

Для первых двух из трех сценариев необходимо сформулировать следующие сценарные условия:

  • 1. Инерционный (базовый ) сценарий. Тенденция развития муниципального образования будет сохраняться, будут реализованы утвержденные мероприятия и действующие целевые программы, внесенные в бюджет. Методы прогнозирования - метод трендов.
  • 2. Восстановительный сценарий. В дополнение к существующим целевым программам будут приняты и реализованы все мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования. Методы прогнозирования - метод экспертных оценок, метод трендов.

Для расчета параметров прогноза в сценариях следует также учесть следующие экономические допущения:

  • 1. Для инерционного сценария :
    • - кризис пройден, замедлились темпы падения обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации в целом;
    • - ближайшие год-два не предвидится существенного экономического роста, без учета реализации ключевых мероприятий разрабатываемой Программы, включая подпрограммы.
  • 2. Для восстановительного сценария :
    • - будут успешно реализованы отдельные подпрограммы;
    • - на этапе организации мероприятий Программы темпы роста экономики (включая промышленное производство, строительство, малое предпринимательство) будут минимальными или будет отмечено незначительное падение;
    • - в результате реализации подпрограмм будут отмечены темпы роста по секторам экономики.

В качестве основных показателей изменения социально- экономической ситуации в муниципальном образовании следует выбрать:

  • - объем промышленного производства;
  • - оборот розничной торговли;
  • - объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, включая малые предприятия;
  • - численность занятых в экономике, в том числе в малом предпринимательстве;
  • - реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году;
  • - рост доходов муниципального бюджета (увеличение доли собственных доходов, уменьшение дотаций на выравнивание бюджета города).

В процессе написания сценариев развития муниципального образования необходимо учитывать следующее:

  • 1. Для инерционного сценария за основу следует взять прогноз, разработанный сотрудниками администрации муниципального образования. Скорректировать с учетом мнения специалистов (экспертов) - исполнителей проекта.
  • 2. Прогноз показателей для восстановительного сценария необходимо производить с применением двух указанных выше методов. При этом вначале применяется трендовый метод, где учитываются тенденции макроэкономического развития страны (например, данные по основным показателям социально-экономического развития России за 9 месяцев текущего года) и прогнозы Министерства экономического развития РФ (уровня инфляции, падения ВВП, промышленного производства, доходам федерального бюджета).
  • 3. Прогноз по восстановительному сценарию должен быть окончательно согласован с экономистами администрации муниципального образования: заместителем главы администрации по экономическим вопросам, начальником отдела архитектуры и градостроительства, комитетом по управлению муниципальным имуществом. Прогноз показателей муниципального бюджета должен быть детально согласован и откорректирован с управлением финансов. Таким образом, в процесс разработки восстановительного сценария следует привлечь максимальное число отделов и подразделений администрации.
  • 4. Для проверки предположений о налоговых поступлениях, полученных дополнительно от реализации программных мероприятий, необходимо сделать расчет налогооблагаемой базы по бюджетообразующим налогам муниципального образования.

В процессе составления прогноза для муниципального образования, как было сказано выше, необходимо использовать два метода:

  • 1) метод экспертных оценок, основанный на учете мнения экспертов, т. е. специалистов в области экономики и управления;
  • 2) метод трендов - количественный метод прогнозирования, который основан на учете тенденций в изменении какого-либо показателя или события за предшествующие периоды. На основании этого делается экстраполяция тренда на будущие периоды.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования необходимо представить в табличном виде (табл. 10).

Т а б л и ц а 10.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования согласно двум сценариям

Показатель

Сценарии

Отчетный

Прогнозный период

Итого за 3 года, %

  • (оценка)

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в сфере промышленного производства, в действующих ценах

Восстановительный

Индекс промышленного производства

Восстановительный

Строительство, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Восстановительный

Ввод в действие жилых домов

Восстановительный

Оборот розничной торговли,в действующих ценах

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Восстановительный

Количество малых предприятий (МП) - всего

Восстановительный

Количество

индивидуальных

предпринимателей

С реднесписочная численность работников, занятых на МП - всего

Восстановительный

Объем товаров и услуг, реализованных малыми предприятиями

Восстановительный

Для визуализации результатов сценария, данные результатов прогноза следует представить в графическом виде: линейный график, гистограмма и пузырьковая диаграмма.

Отдельное внимание в рамках разработки сценариев развития муниципального образования необходимо уделять показателям бюджета. В публичном управлении это имеет ключевое значение. В практике коммерческих компаний это не так важно, так как планирование осуществляется не жестко, финансирование расходов зависит от выручки с продаж. Финансовые решения часто принимаются оперативно. Напротив, в крупные корпорации, а также федеральные, региональные и местные бюджеты отличаются особой (жесткой) дисциплиной исполнения. Все изменения проходят определенную процедуру и утверждаются в форме закона (государственный уровень) или решения (муниципальный уровень), принимаемыми законодательными органами: Федеральным Собранием или собраниям местных депутатов (муниципальный уровень).

Здесь целесообразно спрогнозировать показатели доходов и расходов муниципального бюджета по двум сценариям - базовому и восстановительному (табл. 11).

Т а б л и ц а 11.

Показатели бюджета муниципального образования

_(тыс, руб.)

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

1. Доходы бюджета - всего

Восстановительный

Налоговые и неналоговые доходы (собственные средства)

Восстановительный

В том числе:

налоговые

Восстановительный

неналоговые

Восстановительный

Объем безвоз- мездных поступлений

Восстановительный

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

(средства, полученные в рамках меж- бюджетных отношений)

В том числе:

субсидии и субвенции

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

2. Расходы

бюджета - всего

Восстановительный

3. Дефицит

Восстановительный

4. Доля собст-

венных доходов в общей сумме доходов бюджета, %

Восстановительный

Показатели бюджета по базовому сценарию представляются исходя из официального прогноза, который составляется на основе индексного метода. Восстановительный сценарий был рассчитан путем добавления эффекта от реализации отдельных подпрограмм муниципального образования. Далее возможна корректировка экспертным методом.

  • См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / В. И. Иванков, А. В. Квашнин, В. И.Псарёв, Т. В. Псарёва; под общ. ред. T. В. Псарёвой. - С. 141.

Новое на сайте

>

Самое популярное