Домой Кредит на бизнес Индустриальное постиндустриальное. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество

Индустриальное постиндустриальное. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – широко распространенный в социологии и политологии термин, применяемый для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества. Концепции постиндустриализма, невзирая на их внешнюю новизну, имеют много общего с идеями основателей теорий индустриального общества и деидеологизации , и прежде всего с концептуальными построениями Р.Арона и У.Ростоу . Основоположником концепции постиндустриального общества является Д.Белл , который выдвинул в своей известной книге 1973 «Грядущее постиндустриальное общество» тезис о том, что современное западное общество вступает в новую фазу собственного развития, выходящую за рамки индустриализма – доминирования промышленного сектора в экономике и соответствующей социальной и политической структуры общества. Беллом было принято свойственное теориям индустриализма разделение исторического развития на два основных этапа – 1) доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрного сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов и структур, и 2) индустриальный, отличительной особенностью которого становится доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институтов общества. По мнению Белла, кон. 20 в. совпадает с третьим этапом – этапом постиндустриализма, который отличается выдвижением на первый план сферы услуг и производства знания. В результате переход от индустриального к постиндустриальному обществу определялся изменениями в экономике и выдвижением науки на роль одной из ведущих производительных сил общества.

Описывая экономическую систему постиндустриального общества сторонники теорий постиндустриализма, как правило, выделяют ряд присущих ей характерных признаков. В их числе – решающее значение широкого применения информационных технологий, превращение производства знания в самостоятельную отрасль экономики, а университета – в основное место этого производства, распространение гибких форм мелкосерийного производства промышленной продукции, приходящего на смену унифицированному массовому производству и т.д. В социальной структуре общества эти изменения коррелируются с исчезновением, размыванием границ социальных классов, благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу постиндустриального общества – знаниям – посредством развитой системы образования и появлением на ключевых позициях в обществе представителей профессионально подготовленной высокомобильной элиты. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере постиндустриализм отличает окончательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. При этом сторонники теорий плюрализма делают акцент на первой части этого утверждения, полагая, что насыщение общества информацией вполне укладывается в рамки концепции «компетентного гражданина», способного к активному политическому участию и обеспечивающего такого рода участием достаточную степень рациональности и эффективности всей системе управления. Приверженцы элитистских воззрений, напротив, концентрируют внимание на подготовке высококвалифицированных управленцев, вышколенной «правящей элиты», способной совладать с глобальными вызовами новой эпохи (см. Меритократия , Нового класса концепции и т.д.). В отличие от индустриального общества, раздираемого классовыми противоречиями и конфликтами социальными , стадию постиндустриализма, по мнению сторонников концепции, отличает наличие только одного основного конфликта – между знанием и некомпетентностью, эффективностью и неэффективностью.

Литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, т. 1–2. М., 1998;
  2. Block Ε. Postindustrial Possibilites: A Critique of Economic Discourse. Berk., 1990;
  3. Brzezinski Z. America in Technetronic Age. Boston, 1967;
  4. Touraine A. La société postindustrielle. P., 1969.

Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с победой и окончательным утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает быстро развиваться крупная машинная индустрия. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.

Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности (текстильной и машиностроительной) и сельского хозяйства рабочих машин. Применение механического ткацкого станка, парового двигателя, сельскохозяйственных машин (парового плуга, механических сеялок, жатвенных машин) привело к резкому увеличению промышленного и сельскохозяйственного производства, что сказалось на повышении уровня жизни и увеличении численности населения, составившей к 1800 г. 954 млн человек, а уже к 1900 г. - 1633 млн человек.

В XIX веке существенно возрос объем выработки ряда полезных ископаемых, прежде всего железной руды и угля. Уголь использовался в паровых двигателях и при производстве чугуна, поэтому его добыча, по словам П. Кууси, определяла все экономическое развитие в эту эпоху. Во второй половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти и газа, растет добыча цветных металлов. Характерной чертой этого времени являются рост числа городов, их укрупнение, а также повышение концентрации в них населения. Многие новые города образуются в это время вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные промышленные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской инфраструктуры, совершенствование систем удаления отходов, обеспечения городов сельскохозяйственной продукцией и налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор. Развивается система транспортных коммуникаций; строятся дороги, мосты. Строительный материал изымается из карьеров и каменоломен, в окрестностях городов осуществляются вырубки леса, необходимого для постройки деревянных сооружений. Все это деструктивно воздействует на естественные ландшафты и в конечном счете ведет к их разрушению. Им на смену приходят «антропогенные» ландшафты, в большей степени пригодные для проживания современного человека.

Прогресс в сельском хозяйстве во многом определил особенности питания людей в этот период. Рост производительности труда, достигнутый за счет использования сельскохозяйственных машин, вел к удешевлению продукции, делая ее более доступной широким слоям населения. Основу рациона большинства людей по-прежнему составляли хлеб, овощи и фрукты, ягоды, рыба. Широкое распространение в этот период получил картофель - новая культура, завезенная в Европу с Американского континента и отсюда уже распространившаяся по всему остальному миру. В странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии особую статью рациона составляла традиционная для этих регионов культура - рис. Мясо птицы и скота по-прежнему оставалось достаточно дорогим.

Вторую половину XVIII в. и весь XIX в. принято называть веком естествознания. В это время небывалый расцвет переживают науки о Земле (геология и география), биология, химия, астрономия, физика и др. Складывается эволюционно-исторический подход к анализу явлений природной и социальной действительности. В этот период многими исследователями, представителями различных научных направлений и специальностей разрабатываются отдельные аспекты предмета будущей единой экологической науки. Э. Геккель вводит термин «экология», которым обозначает новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Идет накопление данных о влияниях, оказываемых природой на человека и человеком на природу.

Период в истории становления взаимоотношений человека и природы, начавшийся одновременно с наступлением XX столетия и продолжающийся на всем его протяжении, в общем, характеризуется расширением экспансии человечества в природе, заселением всех доступных для проживания территорий, интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, открытием и началом эксплуатации новых способов высвобождения и преобразования энергии (в том числе энергии связей частиц атомного ядра), началом освоения околоземного космического пространства и Солнечной системы в целом, а также невиданным ранее ростом численности населения. Статистика показывает, что в 1920 г. Землю населяло 1862 млн человек, в 1940 г. - 2295 млн, в 1960 г. - 3049 млн, в 1980 г. - 4415 млн человек. В 1987 году человечество перешагнуло пятимиллиардный рубеж численности. Такие показатели прироста населения дают основание говорить о «демографическом буме» и строить чрезвычайно неблагоприятные прогнозы развития ситуации на ближайшую перспективу. Так, принято считать, что уже к 2000 г. число людей превысило 6 млрд человек, и демографы предполагают, что к 2025 г. человечество перешагнет восьмимиллиардный рубеж. Непрекращающийся процесс увеличения числа живущих на земле людей, по мнению большинства ученых, исследующих эту проблему, наряду с увеличением промышленного производства и потребления разнообразных природных ресурсов, а также с ростом количества отходов «жизнедеятельности» цивилизации поставит в ближайшие 100 лет вопрос о выживании человечества в целом.

Некоторые исследователи характеризуют современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы.

Тысячекратное превышение нормальной численности человечества на земном шаре не может не сказаться на биотическом равновесии природы. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество веществ и энергии, которое в десятки и сотни раз превышает число биологических потребностей человека. Для каждого из нас сегодня требуется во много раз больше, чем для наших далеких предков. Если первобытный человек потреблял 1-2 л воды, то современный - 200 л воды в сутки, т.е. чем цивилизованнее нация, тем больше ее потребность. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезный для себя продукт (материальный или духовный) и возвращает в природу отходы своей деятельности. Деятельность человека выражается в незамкнутой цепочке:

Каждый из этих элементов несет негативные последствия:

  • - ощутимые сейчас (загрязнение природной среды);
  • - опасные в будущем (исчерпание природных ресурсов, техногенные катастрофы).

Отсюда можно сделать вывод, что одной из причин современного экологического кризиса является количественная экспансия человеческого общества (лат. экспансио - расширение, распространение). Это создает непомерный уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на природу.

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

    Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

    Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

    Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.

    Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

    Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

    Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

    Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

    Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

    При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

    Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

    В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

    Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

    Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

    Индустриальное и постиндустриальное общество

    Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

    Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

    1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

    2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

    3. Интенсивная урбанизация

    4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

    5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

    6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

    7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

    8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

    9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

    Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

    Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

    Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.

    Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

    Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

    На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

    Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

    "

    Современный мир не представляет свою жизнь без больших городов, сложных технических механизмов, стремительно развивающегося рынка. Без таких явлений, как индустриальное и постиндустриальное общество, не могла сформироваться действующая ныне эпоха в развитии человечества.

    Согласно экономическим концепциям под «индустриальным обществом» принято понимать сформированное в ходе сложного процесса индустриализации общество. Его возникновению способствовало появление и дальнейшее активное развитие машинного производства и возникновение соответствующих определенному временному интервалу форм трудовых организаций, столь необходимых для достижения научно-технологического прогресса.

    Особенности

    Для индустриального общества характерно массовое производство товара, идущее потоком, оно снабжено автоматизацией и механизацией труда. В данных условиях требуется активное развитие рыночного сектора, складывающегося из товаров и услуг, установление гуманного отношения в экономической сфере, возрастание управленческой роли и, вместе с тем, формирование определенного слоя населения – гражданского общества. Отцом термина «индустриальное общество» весь мир называет социолога и философа из Франции – .

    Процесс становления

    Индустриальным принято считать повсеместно общество, которое было основано на базисе, составляющем промышленность. Для самой промышленности в свою очередь характерен ряд динамичных структур. Общество же характеризуется такими показателями, как разделение труда и ускоренное развитие его производительности. Для подобного рода условий очень важны:

    • Высокий уровень конкуренции.
    • Развитие в быстром темпе человеческого капитала вместе с предпринимательским ресурсом.
    • Формирование гражданского общества и необходимых управленческих систем.
    • Образование средств глобальной коммуникации.
    • Прогресс в области качества жизни.
    • Высокий уровень урбанизации.

    Основой для создания индустриального общества может быть итог промышленной революции , в результате которого от этого столь масштабного мероприятия можно ожидать перераспределения рабочей силы. Количество людей, задействованных в сельском хозяйстве, резко падает, когда начинается подъем доли населения, занятого в сфере промышленности, торговли и прочих иных областях, не связанных с сельскохозяйственной занятостью. Подобная тенденция неукоснительно ведет к повышению числа населения в городах.

    Черты индустриального общества

    1. На данном историческом этапе происходит прогрессивный рост и развитие специализированного образования, инфраструктуры, жизненного уровня и культуры.
    2. Переход от ручного производства к машинному.
    3. Глобальная урбанизация.
    4. Высокая трудовая мобильность городского населения и так далее.

    Для индустриального общества характерно возникновение и развитие:

    • Печатной продукции (газет).
    • Научной деятельности.
    • Возможность ведения просветительского обучения и прочее.

    Данное понятие определяет общество, экономическая основа которого определена из инновационного сектора, взаимодействующего с высокопроизводительной промышленностью. Для постиндустриального общества характерны: высокая доля инновационных и высококачественных услуг. Они сосредотачиваются в ВВП. Также не менее важна осуществляемая конкуренция в экономической и иных сферах деятельности. Многие экономисты к этому списку прибавляют и высокую долю населения, задействованного в ряде услуг.

    Промышленность, находящаяся в рамках развития в области постиндустриального общества, питает желания экономических агентов, населения, выступающего главнейшим потребителем.

    Исторические сведения

    В самом начале XX ученым Л. Курасвами, специализировавшимся на истории экономического развития азиатских стран, был смоделирован термин «постиндустриализм», позднее он был введен в научный оборот. Современную оболочку значения он приобрел в 1950-х годах благодаря Даниэлу Бэллу, профессору Гарвардского университета.

    Главный фактор развития

    Основу постиндустриального общества, вернее это можно назвать его основным компонентом, составляет человеческий капитал, который составляют профессионалы, научные и комплексные познания, содержащиеся во всех обширных областях экономической инновационной деятельности.

    Сущность

    Ядро данного исторического процесса заключено в росте качества жизни людей и области развитий в сфере инновационной экономики, включающей в свой состав индустрию знаний.

    Концепция

    Человеческий капитал требует в себя вложений в виде инвестиций. Они в свою очередь влияют на повышение его качества.

    Критерий возникновения

    Многие ученые считают, что изменение структуры занятости можно назвать фундаментом постиндустриального общества.

    Общие черты между индустриальным и постиндустриальныи обществом

    • Являются закономерными историческими процессами.
    • Требуют вовлечения человеческого труда.

    Отличия

    1. Высокая производительность труда.
    2. Повышенное качество жизни населения.
    3. Преобладание инновационной экономики, сопровождающейся венчурным бизнесом и наличием высоких технологий.
    4. Высокая стоимость человеческого капитала.
    5. Индустриальное общество является продуктом промышленной революции.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное