Домой Кредит на бизнес Совершенствование развития системы здравоохранения в рф. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в российской федерации

Совершенствование развития системы здравоохранения в рф. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в российской федерации

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

На основе анализа ситуации в стране Путин В.В., будучи президентом, а потом премьер-министром, подписал два основополагающих документа:

  • Об утверждении Концепции демографической политики Российской
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.).

Все расчёты «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» посчитаны, исходя из параметров, по которым посчитана концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, потому что это взаимосвязанные между собой документы.

Цели Концепции развития здравоохранения

1. Превышение финансирования здравоохранения к 2020 году 5% от ВВП.

2. Остановка убыли населения к 2011 году и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году.

3. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет.

4. Снижение общего коэффициента смертности до 10 (общий коэффициент смертности - это число умерших от всех причин на 1000 человек в год).

5. Формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространённости употребления табака до 25% и снижение потребления алкоголя до 9 л в год на душу населения.

6. Главная цель - обеспечить население бесплатной, гарантированной государством, качественной медицинской помощью.

Задачи Концепции развития здравоохранения

В смысловой части Концепции выделены два больших раздела. Первый раздел – это сохранение здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Второй – это гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью, а для этого необходимо:

  • Создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения

здорового образа жизни.

  • Совершенствование системы организации медицинской помощи.
  • Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной

медицинской помощи.

  • Создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами

программы государственных гарантий.

  • Улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях

в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

  • Повышение квалификации медицинских работников и создание системы

мотивации их к качественному труду.

  • Развитие медицинской науки.
  • Информатизация здравоохранения.

Все мероприятия, направленные на реализацию концепции, будут осуществляться в несколько этапов - обкатка в «пилотных» регионах (2010-2015) и последующее тиражирование на всю территорию страны (2016-2020) с выходом на необходимые, с точки зрения эффективности, объёмы мероприятий для достижения целевых значений.

В нашей стране здравоохранение всегда финансировалось по остаточному принципу, но 10 лет назад на высшем политическом уровне было объявлено, что здоровье населения является одним из приоритетов государственной политики.

И очень хорошо, что это понимание не уходит с площадки государственных приоритетов. Как говорила госпожа Гру Харлем Брунтланн, занимавшая пост генерального директора ВОЗ с 1998 по 2003 гг., «…настоящими министрами здравоохранения являются президент и премьер-министр…».

Современное состояние здравоохранения в Российской ФедерацииДемографическая ситуация

В конце прошлого века в странах бывшего СССР стало наблюдаться падение рождаемости и рост смертности. Данное демографическое явление получило название «Русский крест» (или «славянский крест»).

Уменьшение численности населения, начавшееся в 90-е годы, продолжается, однако его темпы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности.

Были предприняты меры для стимулирования рождаемости:

  • Единовременное пособие при рождении ребёнка (10 988,85 руб.)
  • Родовой сертификат (введён в действие с 2006 года) закрепил право

пациенток на выбор женской консультации и родильного дома. А учреждения, оказывающие помощь будущим матерям, стали получать дополнительную оплату от государства за каждую состоящую у них на учёте беременную (попытка материально заинтересовать медиков и создать конкурентную среду).

  • Сертификат на материнский капитал (с 1 января 2011 года – 365 698,4 руб.),

который можно направить на улучшение жилищных условий, получение образования детьми или формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.

  • Помощь бездетным парам - экстракорпоральное оплодотворение включено

в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи и проводится за счёт федерального бюджета в 11 федеральных медицинских учреждениях.

  • Кризисные центры, в которых психологи убеждают женщин отказаться от

намерения сделать аборт.

Основной причиной смертности в нашей стране являются болезни системы кровообращения (56,6% умерших), новообразования(13,8%), травмы и отравления (11,9%).

Смертность от болезней кровообращения является одной из наиболее высоких в мире. Причём доля смертности от инсультов в России составляет почти половину (46%) в смертности от болезней системы кровообращения, что свидетельствует о плохом качестве лечения артериальной гипертонии (как со стороны пациентов, так и врачей). По данным Всемирного банка потеря ВВП в РФ составляет около 30 млрд. долларов из-за преждевременной смерти от инфарктов и инсультов.

Онкологические заболевания в России характеризуются высокой долей смертей в течение первого года после установления диагноза. Это свидетельствует о поздней диагностики этих заболеваний. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкологических заболеваний почти в 2 раза чаще, чем женщины, хотя заболеваемость среди женщин выше.

Внешние причины смерти оказывают существенное влияние на формирование показателей смертности в трудоспособном возрасте. Смертность от внешних причин в подавляющем большинстве случаев связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков. Наша страна занимает первое место в мире по аварийности на дорогах, причиной которой зачастую являются нетрезвые водители. При этом надо учитывать, что количество автомобилей на душу населения в России в два раза меньше, чем в странах Евросоюза (ЕС).

Заболеваемость населения постоянно растёт, что связано с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной диагностикой заболеваний, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

Считается, что уровень здоровья населения зависит от количества процентов, выделяемых на здравоохранение от внутреннего валового продукта (ВВП). Однако исследования последних лет показывают и обратную зависимость. Математические расчёты ВОЗ свидетельствуют о том, что улучшение состояния здоровья вносит адекватный вклад в увеличение экономического потенциала страны. Например, в России в среднем из-за болезней теряется до 10 рабочих дней на одного работающего, что в год составляет потери в размере около 1,4% ВВП.

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС - 18-20 лет.

Другой важнейший индикатор качества жизни и здоровья населения - это показатель ожидаемой продолжительности жизни. В 2006 году ожидаемая продолжительность жизни населения начала увеличиваться. Тем не менее, она на 12,5 лет меньше, чем в «старых» (вступивших в ЕС до 2004 г.) странах ЕС.

Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. При жизни 1 женщины умирает 2,7 мужчин в возрасте от 15 до 60 лет.

Для нашей страны характерен феномен сверхсмертности мужчин, заключающийся в том, что ожидаемая продолжительность жизни мужского населения в течение всего послевоенного времени была меньше женского на 10 лет, а в последние два десятилетия данная разница вообще застыла на отметке в 13-13,5 лет. Это явление беспрецедентное. То есть не имеет аналогов ни в одной стране развитого мира. Среднестатистический мужчина не доживает до пенсионного возраста.

Формирование здорового образа жизни

Впервые за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза, государство берёт на себя обязательство по поводу формирования здорового образа жизни среди населения и активно выделяет на это средства.

Сохранение и укрепление здоровья возможно лишь при соблюдении следующих условий:

  • формирование приоритета здоровья в системе ценностей общества,
  • создание у населения мотивации быть здоровым,
  • обеспечение государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.

Основные направления программы следующие:

1. Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания

  • Воспитание населения через СМИ.
  • Внедрение образовательных программ в учреждения образования.
  • Обучение гигиеническим навыкам по соблюдению режима труда и отдыха,

режима и структуры питания и иных норм поведения, поддерживающих здоровье.

  • Ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной

диспансеризации граждан, своевременного обращения за медицинской помощью.

2. Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками

  • Санитарное просвещение и информирование населения о последствиях

употребления табака и злоупотребления алкоголем.

  • В 2001 году принят ФЗ-87 «Об ограничении курения табака» – содействие

сокращению употребления табака и алкоголя (места и часы продажи, возраст, ценовые меры), защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах.

  • В 2010 году вступили в силу положения технического регламента о новом

виде предупредительных надписей на табачных пачках. Основная предупредительная надпись «Курение убивает» занимает не менее 30% площади большей стороны потребительской тары (ранее всего 4%), для другой предупредительной надписи – не менее 50% на другой большей стороне пачки.

3. Обеспечение здорового питания

В 2010 году были утверждены:

  • «Доктрина продовольственной безопасности РФ».
  • «Основы государственной политики Российской Федерации в области

здорового питания населения на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р).

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от

4. Развитие массовой физкультуры и спорта

5. Снижение риска воздействия неблагоприятных внешних факторов

  • Санитарно-эпидемиологический надзор за средой обитания и условиями

внимание по-прежнему будет уделяться контролируемым инфекциям, чья распространённость прямо зависит от вакцинопрофилактики, совершенствованию и выполнению Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С.

6. Изменение нормативно-правовой базы для создания системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников.

7. Создание системы мотивирования граждан к ведению ЗОЖ и участию в профилактических мероприятиях:

  • Популяризация уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и

укреплению здоровья, формирование моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения.

Достаточно вспомнить различные телевизионные проекты (например, Танцы на льду, Танцы со звёздами), в которых известные люди доказывают, что любой человек может научиться владеть своим телом. Пример здорового образа жизни показывают и первые лица государства (Медведев, Путин). Уникальным является внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан - создание Центров здоровья в России (приказ Минздравсоцразвития РФ № 597н от 19.08.2009). Центры оснащены комплексами Здоровье-экспресс для скрининг-оценки здоровья и резервов организма. Пациент получает конкретные рекомендации по предрасположенности к тем или иным заболеваниям с формированием индивидуальной профилактической программы.

8. Массовая профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний

Речь идёт в первую очередь о сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, занимающих первые места в структуре смертности.

  • Внедрение в учреждениях первичного амбулаторно - поликлинического

уровня автоматизированной оценки риска сосудистых заболеваний (1-е место по смертности, 2-е по заболеваемости) и первичной профилактики инсульта и инфаркта миокарда. Оценка пациента по шкале SCORE (пол, возраст, курение, уровень артериального давления, холестерин) позволяет предсказать риск смерти на ближайшие 10 лет.

  • Внедрение тотального скрининга онкологических заболеваний (2-е место по

смертности, 15-е по заболеваемости). В качестве простейшего лабораторного метода скрининга можно использовать анализ на фибриноген. Фибриноген снижен: рак предстательной, поджелудочной железы, лёгкого. Фибриноген повышен: рак желудка, молочной железы, почки.

Доступность и качество медицинской помощи

Особую значимость в Концепции имеет раздел по гарантированному обеспечению населения качественной медицинской помощью. Качественной медицинской помощью является та помощь, которая обеспечивает лучшие результаты на базе современного уровня знаний и технологий при минимально необходимых тратах на эту помощь.

В этом определении важно всё: эффективность, доказательность, экономичность.

Результативность функционирования здравоохранения зависит от нескольких взаимосвязанных факторов:

  • организационной системы,
  • обеспечивающих ресурсов (финансовый блок, блок информатизации, блок

законодательного и правового обеспечения).

  • наличия медицинских кадров в достаточном количестве и должным образом

подготовленных, чтобы решать поставленные перед здравоохранением задачи.

Совершенствование организационной системы

Все принципы (участковость, общедоступность, бесплатность для всех плательщиков земских повинностей, диспансеризация) были разработаны ещё в XIX веке. Земскими врачами были впервые разработаны и внедрены индивидуальные карты больных, позже признанные наиболее совершенной формой сбора данных о заболеваемости в амбулаторных условиях.

Вначале была апробирована разъездная система, при которой земские врачи последовательно объезжали входящие в земство населённые пункты и оказывали необходимую помощь по месту проживания больных. Но при этом много времени впустую тратилось на переезды врача из одного селения в другое. Поэтому произошла замена разъездной системы на врачебные участки, которые продолжают существовать в России до настоящего времени.

На фундаменте земского здравоохранения и сформировалась наша современная двухуровневая система оказания медицинской помощи (или модель Семашко, как называют её за рубежом) - две мало интегрированные между собой структуры: амбулаторно-поликлинический этап (поликлиника, скорая) и стационар.

Врач первого контакта - это участковый терапевт (педиатр). Заболев, человек обращается в поликлинику, и лечится дома по назначениям участкового терапевта или узкого специалиста поликлиники. Часть пациентов по направлению врачей поликлиники или самостоятельно через службу «скорой помощи» попадает в стационар, где проводит в среднем 2-4 недели. Затем больные возвращаются домой якобы под наблюдение участкового терапевта (на самом деле - под собственное наблюдение).

За рубежом врач первого контакта - это врач общей практики (или семейный врач). В 2005 в России был взят курс на постепенный переход от принципа обслуживания пациентов через поликлиническую сеть к созданию общих врачебных практик, но оказалось, что поликлинику рано ещё списывать со счетов:

  • На современном уровне развития медицины врач общей практики не может

самостоятельно поддерживать высокий уровень обслуживания пациентов, ему необходимо постоянно осваивать новые методики. Поэтому за рубежом и возник тренд в сторону организации обслуживания на основе коллективных действий (групповые практики).

  • У поликлиники есть немало плюсов: рациональная концентрация

материальных и кадровых ресурсов (за счёт этой концентрации снижается себестоимость обслуживания), комплекс лабораторных и диагностических служб, приём узких специалистов, наличие дневного стационара, взаимозаменяемость кадров и т.д.

Поэтому пришли к выводу, что система общей врачебной практики - это наиболее удобная форма обслуживания жителей малонаселённых районов. И именно в удалённых районах и в сельской местности предполагается развивать эту систему.

По-иному организована за рубежом и схема оказания экстренной помощи. В случае развития неотложного заболевания или травмы пациент обращается по единому телефону экстренных служб (911 для США или 112 для Европы) и бригада парамедиков (служба доставки), не разбираясь, доставляет его в отделение скорой помощи. При поступлении пациенту проводят обследования для уточнения диагноза, стабилизируют состояние. Дальше часть пациентов выписывается домой с конкретными рекомендациями для семейного врача, другие продолжают лечение в режиме активного патронажа в стационаре на дому.

Некоторые пациенты (в более сложных случаях или при невозможности быстрой коррекции состояния) поступают на госпитальную койку, где в течение нескольких дней (средний срок пребывания в стационаре - 4,7 суток) осуществляется курс интенсивного лечения. После этого часть больных переводится в отделение реабилитации, в режим стационара на дому, кто-то в хоспис или другие медико-социальные койки.

Освобождение госпитальной койки в пользу лечения в «стационаре на дому» имеет большие плюсы. Больной находится в привычной для себя домашней обстановке, как правило, лучше отдыхает и высыпается. К нему регулярно приезжает патронажная сестра (фактически именно она ведёт пациента), периодически - врач, которые делают все необходимые процедуры, инъекции, перевязки, анализы и т.п. И при этом нет дополнительных расходов на питание, водо- и электроснабжение, отопление, постельное бельё, ремонт и пр. Не надо содержать санитарок, тратить средства на дезинфекцию палат, туалетов, пищеблоков, борьбу с госпитальными и респираторными инфекциями и т.п.

Совершенствование организации медицинской помощи в нашей стране будет основано на трёх блоках:

Прежде всего, на том, чтобы больной мог попасть максимально быстро в то учреждение, которое может оказать медицинскую помощь согласно Стандарту . То есть оно должно быть укомплектовано подготовленными кадрами, обеспечено лекарственными препаратами и оснащено изделиями медицинского назначения в необходимом количестве.

Второй очень важный блок - этапность медицинской помощи согласно Порядку. При этом обеспечение преемственности между разными этапами - важное условие оказания качественной медицинской помощи.

Третий важный блок - введение целевых показателей работы, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и её Качество. Будут внедрены системы управления качеством медицинской помощи на основе Порядков и Стандартов её оказания, в том числе осуществление независимого аудита. Применение индикаторов качества позволит ежемесячно оценивать эффективность работы медицинского персонала в зависимости от полноты и правильности выполнения, утверждённых порядка и стандарта оказания медицинской помощи при соответствующем патологическом состоянии. Эти же сведения позволят ранжировать выплаты денег не только на основе вида и объёма оказанной медицинской помощи, но и в зависимости от её качества.

Кроме того, в России будет создана трёхуровневая система здравоохранения:

1 уровень. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь, организованная по территориально-участковому принципу, была и остаётся приоритетным направлением отечественного здравоохранения в силу огромных размеров страны и неравномерной плотности населения.

  • Ликвидация дефицита кадров за счёт внутриотраслевого миграционного

перераспределения.

  • Разукрупнение участков: уменьшение количества прикреплённого взрослого

населения с 1700-2500 человек до 1,2-1,5 тыс. человек на 1 участок (станет возможным, когда будет ликвидирован дефицит кадров).

  • Создание комфортных условий для работы врача - повышение норматива

уделяемого времени на одного взрослого больного до 20 минут.

  • Уменьшение нагрузки за счёт передачи среднему медперсонала ряда

мероприятий: доврачебная помощь при острой патологии, диспансерное наблюдение пациентов с хронической патологией и т.д.

  • Дооснащение первичного звена замещающими стационар технологиями -

развитие систем «стационаров на дому» и активного патронажа.

  • Переход на иные целевые показатели работы с акцентом на

профилактическую деятельность.

2 уровень. Стационарная помощь

  • Главный момент - интенсификация работы койки. Это будет возможно, с

одной стороны, если в первичное звено будут внедрены замещающие стационар технологии, а также будет развёрнута сеть отделений для долечивания и реабилитации. Стационарная медицинская помощь должна быть предназначена только для больных, требующих круглосуточного наблюдения.

  • Создание в каждом стационаре службы маршрутизации, через которую

будет производиться выписка больных из стационара. Эта служба будет обеспечивать организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.

  • Поэтапное создание оловных региональных центров, координирующих весь

объём профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально-значимым медицинским проблемам.

  • Совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного

уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций).

3 уровень. Реабилитация

Ни в одной из предыдущих Концепций развития здравоохранения, включая советский период, этот этап не входил. Вместо двухуровневой создаётся трёхуровневая система здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь и служба восстановительного лечения (реабилитации).

  • Создание и расширение сети учреждений (отделений) восстановительного

лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода путём перепрофилизации части работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений.

  • Определение целевых показателей работы, отражающих качество

медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности).

4 уровень. Парагоспитальная служба

Это всего лишь пилотный проект, который будет запущен в тех регионах, которые достигнут хорошего развития к 2014-2015 году.

Суть проекта: создаётся организационная структура, в которую объединяются приёмное отделение стационара и станция скорой помощи, плюс службы выписки и маршрутизации больных, патронажные службы первичного звена и службы долечивания.

Эта служба будет предназначена для:

  • обеспечения населения скорой и неотложной медицинской помощью

(впервые заболевшие и лица с обострением хронического заболевания);

  • определения необходимости (или отсутствия необходимости) в

госпитализации больного в стационар;

  • проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при

патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения;

  • организации оптимальной этапности долечивания больного («домашний

стационар», отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.

Доступная и качественная медицинская помощь не возможна без ресурсов, включающих три обеспечивающих инфраструктурных блока:

1. блок экономический (сколько должна стоить медицинская помощь и как

тратить деньги);

2. блок информационный (электронное здравоохранение);

3. блок законодательного и правового обеспечения Концепции.

Экономический блок, где определяющим является одноканальное финансирование. Любая услуга стоит денег. В советские времена за медицинскую помощь платило государство. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования, в результате в России сложилась уникальная бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Количество источников, из которых здравоохранение стало получать деньги, увеличилось (многоканальное финансирование).

В рамках Концепции развития здравоохранения осуществлён с 1 января 2012 года переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи - через систему обязательного медицинского страхования, которая регулируется Федеральным законом № 326 от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Для одноканального финансирования предприняты следующие шаги:

  • Переход от системы единого социального налога на страховые взносы. Страховые принципы формирования платежей с точки зрения установления

разного рода стимулирующих режимов, например, к здоровому образу жизни, гораздо ближе к страхованию, нежели к налогообложению. Страховые взносы работодателей установлены в размере 5,1% от фонда оплаты труда, при этом установлено предельное значение годового фонда оплаты труда, сверх которого уплата страховых взносов не производится.

  • Переход на единые способы установления платежей на неработающее

население (раньше решение об установлении платежей на неработающее население всегда лежало на самом субъекте Российской Федерации, но регионы предпочитали выделять меньше (то есть заявлять о дефиците), чтобы получать дотации из федерального бюджета).

Государственные гарантии

С 1998 года Правительством РФ ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая обеспечивается за счёт средств бюджетной системы РФ и средств системы ОМС. При этом имелись две большие проблемы:

  • Недофинансирование, как за счёт средств бюджета, так и финансового

обеспечения программ ОМС. Работодатель, плативший за работающих, платил с белой зарплаты; регионы, платившие за неработающих, сознательно занижали расчёты, чтобы создать дефицит и получить дотации из центра.

  • Большое различие среди субъектов Российской Федерации в части

реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Например, норматив финансового обеспечения медицинской помощи на 1 жителя в Ингушетии составляет около 2,5 тысяч рублей, а в Чукотском автономном округе он достигает 30 тысяч рублей. Понятно, что это очень существенное ограничение в доступности медицинской помощи. Так, в 58 регионах подушевой тариф обеспечения программы государственных гарантий ниже, чем установленный в среднем по Российской Федерации.

Для исправления ситуации предлагается:

  • Конкретизировать систему формирования государственных гарантий,

законодательно разложить «кто за кого и сколько платит», ввести критерии и порядок оценки эффективности и, что главное, установить ответственность за неисполнение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

  • Принятый Правительством норматив финансового обеспечения должен быть

обеспечен на всей территории Российской Федерации. Это самое главное новшество. То есть, минимум должен быть обеспечен на всей территории Российской Федерации. При этом подушевой норматив, который устанавливается Правительством, должен быть посчитан с учётом стандартов медицинской помощи. Это и есть базовый минимальный пакет государственных гарантий.

  • Также впервые создаётся Федеральный финансовый фонд, который

специально предназначен для выравнивания финансовых ситуаций между регионами (федеральная доплата дефицитарным регионам).

  • Доплачивать за лечение, которое выйдет за рамки госгарантий, придётся

гражданам. Но теперь уже - в кассу, и вполне официально. Для этого введены новые организационно-правовые формы медицинских организаций (автономные организации).

Эти нововведения и в прессе, и в выступлении Генерального директора

ВОЗ отмечены, как передовой опыт в мире. Американцы настолько заинтересовались, что сами переводили нашу Концепцию и использовали некоторые положения для планов реформирования своего здравоохранения.

Стандартизация медицинской помощи

Безусловно, залогом качественной медицинской помощи является её унификация на основе единых для всей территории страны порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Обязательность исполнения и единое содержание гарантирует доступную качественную медицинскую помощь на территории страны. В настоящее время разработаны и приняты 1041 стандарт и 44 порядка оказания медицинской помощи.

Порядок оказания медицинской помощи представляет собой организационные требования. Например, как должны быть оснащены медицинское учреждение, кабинет или машина Скорой помощи; сколько человек должны работать в том или ином подразделении, какая норма нагрузки; какова должна быть последовательность лечебно-диагностических мероприятий, куда и когда передавать пациента и т.д.

Стандарт оказания медицинской помощи включает в себя необходимые медицинские манипуляции, применение конкретных лекарств, возможность оперативного вмешательства и другие методы лечения и т.д. Стандарты создаются на базе методических рекомендаций (гайдланов, руководств), которые разрабатываются международным/отечественным профессиональными сообществами (ассоциациями) и содержат сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов.

Стандарты и Порядки являются фундаментом Программы государственных гарантий. На базе этих документов создаётся список жизненно важных лекарственных средств, который не живёт отдельно от этих документов, он формируется из них.

Кроме того, стандарты и порядки позволяют по каждому законченному случаю оценивать качество медицинской помощи. На этой основе вырабатывается система ранжированной оплаты труда медицинского персонала.

Таким образом, сами медицинские стандарты, не являясь финансовыми документами, приобретают экономическую составляющую и становятся медико-экономическими стандартами.

Информатизация

Сегодня информация о пациенте может вводиться один раз и храниться на протяжении всей жизни, использоваться многократно, передаваться на любые расстояния. Причём, храниться может два вида информации: «биологическая» и «небиологическая» (койко-дни, затраты на лечение и т.д.).

Современные медицинские информационные технологии могут:

  • Оказать существенное влияние на повышение качества и доступности

медицинских услуг населению (например, запись через Интернет на приём, получение результатов анализов, on-line консультации и пр.).

  • Повысить эффективность планирования и управления ресурсами системы

здравоохранения.

  • Сэкономить расходы. Согласно экспертным оценкам, переход на

электронное здравоохранение ведёт к экономии расходов до 30% от имеющихся затрат. Например, за счёт внедрения технологии электронного рецепта (снижение расходов, связанных с выбором неправильного метода лечения), выявление и предотвращение страховых махинаций.

Многие страны приступили к реализации программ по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития. Россия отстаёт в этом направлении, несмотря на то, что разработка и реализация программ информатизации отечественного здравоохранения ведётся с 1992 года.

К настоящему времени существуют следующие проблемы:

  • Неоднородный уровень оснащения. Чаще всего это несколько автономных

(не связанных в единую сеть) автоматизированных рабочих мест.

  • Отсутствие унификации ведёт к отсутствию единого информационного

пространства (электронный обмен данными между кабинетами, подразделениями, учреждениями, регионами затруднён).

Концепцией намечены два взаимоувязанных направления развития информатизации. Первое, это формирование единых справочных информационных баз данных. И второй блок - блок персонифицированного учёта потребителей медицинской помощи, который нужен для планирования объёмов помощи, сбора более качественной статистики и отчётности.

Для этих целей должна быть создана государственная информационная Система персонифицированного учета оказания медицинской помощи, которая обеспечит оперативный учёт медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надёжную основу для решения ключевых задач управления отраслью. При этом предполагается, что источниками первичной информации для формирования элементов Системы должны стать медицинские учреждения, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

К 2016- 2020 годам должно быть реализовано:

  • Ввод государственной информационной Системы в промышленную

эксплуатацию.

  • Внедрение единой системы идентификации получателей медицинских услуг

на основе использования единой социальной карты гражданина.

  • Создание системы централизованного ведения и актуализации научно-

справочной информации, включая справочники, классификаторы, медико-экономические стандарты.

  • Создание единой федеральной системы сбора и хранения электронных

историй болезни на базе национальных стандартов.

Правовое обеспечение

Вне рамок правового поля ни одна Концепция не может быть реализована.

Нормативно-правовое обеспечение Концепции предусматривает как совершенствование действующего законодательства, так и издание новых законов. Так, предполагается разработка Федерального закона«О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи».Действующее законодательство не обеспечивает чёткого разграничения между порядком получения гражданами бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг, не содержит в себе положений, регулирующих вопросы ценообразования на медицинские услуги, предоставляемые гражданам за плату. Поэтому этот законопроект носит первостепенный характер, т.к. направлен на реализацию ст. 41 Конституции РФ и должен определить порядок, условия и стандарт объёма предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, порядок финансового обеспечения.

Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»принят 29 ноября 2010 года, вступил в силу 1 января 2011 года. Это основная

Цели и приоритетные направления развития здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.)

ВОЗ определено, что основной целью создания и развития систем здравоохранения считается совершенствование здоровья населения. В РФ благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли с 2005 по 2012 г., было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Но по многим из этих показателей Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. А именно. смертность населения от предотвратимых причин в РФ практически в 2 раза выше, нежели в странах Евросоюза в среднем, а ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 8 лет ниже.

Главная цель значительного улучшения здоровья населения РФ путем модернизации здравоохранения поставлена в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№598) и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№606). В данных документах запланировано, что к 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни российских граждан должна возрасти с 70,3 до 74 лет, а численность населения -- с 143 до 145 млн. человек.

Однако в здравоохранении РФ по-прежнему сохраняются серьезные проблемы, которые будут препятствовать достижению вышеуказанных целей. Наиболее важные из них:

  • * дефицит медицинских кадров (особенно выраженный в первичном звене здравоохранения и в сельской местности) и диспропорции в их структуре;
  • * низкая квалификация медицинских кадров, что связано с проблемами в базовом медицинском образовании, отсутствием непрерывности последипломного образования и недостаточным внедрением современных образовательных технологий:
  • * недостаточность предоставляемых объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий, в том числе плохое обеспечение населения лекарственными средствами (ЛС) и низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи;
  • * несоответствие системы организации медицинской помощи современным технологиям ее оказания;
  • * отсутствие стратегии развития здравоохранения, ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов по установленным показателям.

Следует отметить, что в целях улучшения ситуации в здравоохранении Минздравом России была разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. №2511-р). Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". Эта программа содержит важные для развития отрасли положения, среди них: раннее выявление заболеваний и развитие первичной медико-санитарной помощи; ликвидация дефицита медицинских кадров и повышение их квалификации; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; внедрение инновационных методов лечения. В Программе заострено внимание на улучшении здоровья населения в целом, профилактике заболеваний и здоровье детей и подростков. Однако Программа отражает не все направления развития здравоохранения.

Главный риск в реализации Программы - необеспеченность достаточным финансированием за счет государственных (общественных) источников. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 г. сокращаются в 1,7 раза, бюджеты большинства субъектов РФ дефицитны (по данным Счетной палаты РФ 60% из них имеют высокий государственный долг, с которым не смогут рассчитаться).

Дальнейшее увеличение тарифов страховых взносов на ОМС крайне нежелательно из-за усиления налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. особенно для малого и среднего бизнеса. Платные услуги населению РФ также не могут стать источником дополнительных доходов системы здравоохранения, так как уже сегодня доля расходов населения на здравоохранение превышает таковую в странах ОЭСР (33 и 27% от общих расходов соответственно).

Все это диктует необходимость разработки и скорейшего утверждения стратегии развития здравоохранения на среднесрочную перспективу (2018-2020 гг.) с обоснованием соответствующего финансирования за счет государственных средств. В этой стратегии должны быть выделены приоритетные направления, определены задачи, охватывающие полный комплекс мер по охране здоровья граждан. разработаны механизмы реализации и показатели для контроля. И самое главное -- определены объемы и источники дополнительного финансирования здравоохранения.

При разработке стратегии, кроме решения внутренних проблем отрасли, необходимо будет учесть и внешние демографические, социально-экономические и технологические вызовы. Среди них демографические - высокая смертность от неинфекционных заболеваний, сокращение численности граждан трудоспособного возраста на 1 млн. ежегодно, увеличение доли пожилого населения до 26% и сокращение числа женщин детородного возраста на 22%. С учетом этих вызовов в стратегии развития здравоохранения акцент должен быть сделан на сохранении и укреплении здоровья граждан трудоспособного возраста, женщин детородного возраста и детей, увеличении объемов медико-социальной помощи гражданам старшей возрастной группы и детям.

Следует учесть также серьезные экономические вызовы - увеличение разрыва в размере доходов различных групп населения и необходимость продления возраста выхода на пенсию как минимум на 5 лет (что может быть реализовано только при условии продления ОПЖ мужчин на 5 лет, в этом случае до 65 лет будут доживать уже почти 60% мужчин); и социальные вызовы -- нарастание бедности в результате воздействия возможного мирового экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов и др. Социально-экономические вызовы подтверждают необходимость увеличения объемов бесплатной медицинской помощи для населения за счет государственных средств.

Главным технологическим вызовом здравоохранению станет бурное развитие информационных электронных технологий. Это должно быть использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе данных в здравоохранении. организации медицинской помощи пациентам.

Для достижения целевых показателей здоровья населения и исходя из необходимости скорейшего решения проблем, сложившихся в системе здравоохранения, а также с учетом задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 г. и Программе «Развитие здравоохранения до 2020 г.», редакционная коллегия Национального руководства предлагает следующие цели и приоритетные направления развития здравоохранения РФ на среднесрочную перспективу.

Основные цели:

  • 1. Повысить долю населения, удовлетворенного качеством и доступностью медицинской помощи - в 2 раза (с 34 до 70%).
  • 2. Добиться улучшения в состоянии здоровья населения (увеличить ОПЖ на 5,3 года (с 70.3 до 75,6 лет); снизить на 19% общий коэффициент смертности - с 13,5 до 11,0 случая на 1 тыс. населения: снизить на 33% смертность мужчин трудоспособного возраста - с 10.0 до 6.7 случая на 1 тыс. мужчин; уменьшить долю граждан трудоспособного возраста среди общего числа впервые признанных инвалидами с 47 до 35%.
  • 3. Сформировать здоровый образ жизни у граждан РФ (снизить долю ежедневно курящего взрослого населения с 40 до 25%; снизить на 33% потребление алкоголя -- с 15 до 10 л в год в пересчете на чистый спирт на душу населения старше 15 лет и т.д.).
  • 4. Содействовать увеличению рождаемости и улучшению здоровья детей (увеличить на 20% число детей, рожденных одной женщиной с 1,5 до 1,75; снизить на 22% младенческую смертность - с 8,8 до 6.4 случая у детей в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми; снизить долю детей, рожденных больными или заболевших в период новорожденности. -- с 40 до 30% к общему числу живорожденных: снизить на 25% детскую смертность (от момента рождения до 5 лет) - с 10.2 до 7.6 случая на 1 тыс. родившихся живыми; снизить на 30% число абортов (с 73,7 до 57 случаев на 100 родов); снизить на 6% материнскую смертность - с 16,5 до 15,5 случая на 100 тыс. родившихся живыми.
  • 5. Увеличить доступность медицинской помощи (сократить время ожидания приема врача в поликлинике до 20 мин, консультаций врачами-специалистами поликлиники (в случае неострого заболевания) - до 3 дней; сократить время прибытия бригад скорой медицинской помощи в городских условиях до менее 20 мин; сократить время ожидания плановых операций до 1 мес. высокотехнологичных медицинских вмешательств -- до 2 мес.

Приоритетные направления:

  • 1. Увеличение объемов государственного финансирования здравоохранения в 1,5 раза (с 2 до 3 трлн. руб. в ценах 2011 г.) или до 6% ВВП, как это сегодня происходит во всех развитых странах. Без увеличения финансирования здравоохранения решение других проблем будет невозможно. Для этого потребуется определить дополнительные источники финансирования здравоохранения.
  • 2. Обеспечение оптимальной численности и структуры медицинских кадров. Для этого наряду с повышением оплаты труда медицинского персонала, предусмотренного в указе Президента РФ (врачей - в 2 раза по отношению к средней оплате труда в экономике региона, среднего медицинского персонала - на уровне средней оплаты труда в экономике) необходимо предусмотреть дополнительные меры.
  • 3. Повышение квалификации медицинских кадров. Для реализации этого направления необходимо будет существенно поднять качество базового медицинского образования, для чего повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава минимум в 2,5-3 раза; внедрить современные технологии повышения квалификации врачей, в том числе развивать систему непрерывного медицинского образования (НМО).
  • 4. Увеличение объемов и качества бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО) населения в амбулаторных условиях за счет государственных (общественных) источников. Эти объемы поэтапно должны быть увеличены как минимум в 5 раз - до уровня 1% ВВП, т.е. до уровня «новых» стран ЕС сегодня (или с 132 млрд. руб. до 600 млрд. руб. в год в ценах 2012 г.). Для реализации государственных программ лекарственного обеспечения населения необходимо сформировать единые подходы -- единая законодательная база, единый перечень лекарственных препаратов (ЛП), объединение всех существующих сегодня государственных программ ЛО в одну, единая информационная система в медицинской организациях. Необходимо также на федеральном уровне организовать жесткую систему контроля над реализацией ЛО в субъектах РФ.
  • 5. Обеспечение доступности первичного звена здравоохранения с сохранением и развитием системы организации медицинской помощи, существовавшей в Советском Союзе, а именно: профилактической направленности, территориального принципа прикрепления населения, координации и интеграции медицинской помощи пациентам врачом первичного звена (в том числе системы направлений на другие уровни оказания медицинской помощи), сохранения поликлиник и раздельного оказания медицинской помощи взрослым и детям.
  • 6. Реорганизация медицинской помощи в стационарных условиях выделение трех ее уровней (для оказания специализированной, специализированной высокотехнологичной и инновационной медицинской помощи); реструктуризация коечного фонда - разделение коечного фонда на койки для неотложного и интенсивного лечения и на койки реабилитации и долечивания.
  • 7. Развитие системы управления качеством медицинской помощи. Для этого необходимо разработать национальную политику по управлению КМП. Создать в органах управления здравоохранением всех уровней специальные отделы по управлению качеством медицинской помощи, внедрить систему обязательной аккредитации медицинских организаций (на базе стандартов ИСО и международной системы аккредитации медицинских организаций), а также единые методы оценки качества медицинской помощи путем разработки показателей качества и безопасности медицинской помощи (целевые значения этих показателей необходимо установить для каждого уровня управления здравоохранением в соответствии с лучшими показателями в субъектах РФ и за рубежом).
  • 8. Повышение эффективности управления, в том числе совершенствование законодательной и нормативной базы здравоохранения. Для этого потребуется разработка стратегии развития здравоохранения, увеличение ответственности и отчетности руководителей всех уровней за достижение результатов и эффективность расходования ресурсов, а также непрерывное повышение квалификации управленческого персонала. Необходимо также внедрять такие элементы рыночных отношений, как конкуренция врачей и медицинских организаций по критерию качества медицинской помощи, составление рейтингов медицинских учреждений, оплата за результат.
  • 9. Создание условий для ведения гражданами РФ здорового образа жизни (в решении этой задачи Минздрав России выступает как инициатор и координатор программ).

Увеличение государственного финансирования здравоохранения и успешная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволят к 2018 г. увеличить ОПЖ российских граждан до 75-76 лет. Более того, повышение доступности бесплатной медицинской помощи для большинства населения в условиях серьезного расслоения населения страны по уровню доходов сыграет важную роль в достижении социальной и политической стабильности в стране.

Проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года внесен в Государственную Думу.

Привожу статью Ирины Невинной "Финансовая инъекция. Расходы государственной медицины на "среднего" пациента к 2020 году вырастут в 8 раз" в "Российской газете" от 16 января 2009 года:

"Вчера в минздравсоцразвития собрался цвет отечественной медицины: на суд специалистов и общественности был представлен проект Концепции развития здравоохранения страны до 2020 года.

Речь пока идет о первом, черновом варианте: его предстоит обсудить в Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате. Но доделывать стратегический документ, на базе которого будет выстраиваться новая конструкция российской государственной медицины, придется очень быстро. Потому что уже в июне должна быть готова новая редакция основного закона в этой сфере - закона об обязательном медицинском страховании.

Будет меняться финансовая модель здравоохранения. В рамках государственных гарантий медпомощь для пациентов останется бесплатной. При этом на смену нынешней весьма запутанной и непрозрачной системе финансирования из нескольких источников придет более простое "одноканальное" финансирование. Основным источником должен стать Фонд ОМС. Это даст возможность избежать дублирования использования средств и в конечном итоге лечить больше и лучше с меньшими затратами.

При этом расходы на медпомощь, гарантированную государством, предполагается серьезно увеличивать так, как это происходило в последние годы. Если сегодня на одного пациента в среднем по стране расходуется чуть более 5 тысяч рублей в год, то уже в 2010 году подушевой норматив вырастет почти втрое - до 13 700 рублей, а в 2020 году государство, по планам, должно тратить на лечение одного человека в 8 раз больше, чем сейчас, - 43 700 рублей в год.

Новая организация медицинской помощи, которая должна в идеале уравнять всех - от жителей столиц до "медвежьих углов" - в объеме, качестве и скорости получаемой помощи. Сделать это, конечно, неимоверно трудно. Предстоит, упрощенно говоря, увязать все медучреждения в единую цепочку - от первичных, куда пациент приходит, когда ему становится плохо, и до современных высокотехнологичных центров, и сделать так, чтобы больной с минимальными затратами времени и сил попадал именно на тот уровень помощи, в то учреждение, где ему окажут адекватную его состоянию помощь. Для отдаленных районов страны, в частности, концепция предлагает активнее развивать работу мобильных специализированных бригад и телемедицину - когда местным врачам помогают установить диагноз и определиться с оптимальной схемой лечения лучшие специалисты из ведущих клиник.

Подготовка кадров будет играть важную роль. Совместно с министерством образования минздравсоцразвития собирается провести серьезную модернизацию обучения и переподготовки медиков всех уровней и специальностей.

По замечанию академика РАН и РАМН, экс-министра здравоохранения Евгения Чазова, концепция возрождает то хорошее, чем отличалась советская медицина. Речь идет, в частности, о таком совершенно развалившемся в постперестроечные годы направлении медицины, как профилактика. Кроме того, по мнению академика, необходимо "развязать" руки руководителям клиник, которые не могут сегодня самостоятельно решать финансовые вопросы.

О необходимости усиления личной ответственности врача вчера сказал академик, директор НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Лео Бокерия. Судьбу человека, по его словам, решает уровень специализированной помощи. У нас же систему личного лицензирования врачей еще только предстоит создавать. Кроме того, считает Бокерия, нужно постараться воплотить в жизнь принцип "деньги следуют за пациентом", чтобы человек сам мог решать, в какое медучреждение ему обратиться за помощью.

Уже на следующей неделе ожидается общественное обсуждение проекта концепции в Государственной Думе."

В соответствии с Конституцией Российской Федерации охрана здоровья людей составляет одну из основ конституционного строя России. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь Конституция Российской Федерации /Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Новосибирск 2009.

Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Действует концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, которая основана на следующих основополагающих документах, регулирующих общественное устройство в РФ, в том числе и организацию здравоохранения: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 04.07.2003; «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Чтобы грамотно и эффективно решать задачи кардинального улучшения здоровья населения и здравоохранения, целесообразно определить и уточнить понятия, без которых трудно обоснованно говорить о концепции и ее реализации.

Прежде всего, о понятии «концепция». В словарях, справочниках этот термин объясняется как «определенный способ понимания», «основная точка зрения на предмет», «объяснение ведущего замысла» или как «процесс формирования главной идеи», даже короче - «замысел».

Целью концепции развития здравоохранения является обеспечение обоснованной доступности для населения медицинской помощи надлежащего качества вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства на основе повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения за счет рационального использования ресурсов и реализации мероприятий, направленных на оптимизацию системы здравоохранения. Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года; Финченко Евгений Александрович, эксперт; 22.04.2008г

В центре внимания здравоохранения должны находиться адекватные потребности каждого человека в медицинской помощи и, исходя из этого приоритета, строится система здравоохранения, а основными механизмами вовлечения человека в систему здравоохранения становятся обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС)2 Фатуллаев, Г.Г. О компетенции муниципальных органов управления здравоохранением // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2006.- № 60. .

Основой концепции развития здравоохранения является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения:

Законодательное утверждение социальных стандартов обеспечения населения медицинской помощью в рамках Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи - обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, в том числе скорой медицинской помощью; медицинской помощью больных инфекционными и психическими заболеваниями;

Разработка и законодательное утверждение порядка и правил оказания медицинской помощи в медицинских организациях;

Реорганизация муниципальных и государственных медицинских учреждений в автономные учреждения;

Создание системы ограничительных мер в деятельности коммерческих организаций, ориентированных на извлечение прибыли, в сфере оказания медицинских услуг;

Законодательное ограничение безрецептурной продажи лекарственных средств населению;

Внедрение в медицинские организации национальных протоколов (стандартов) оказания медицинской помощи;

Определение ответственности органов управления и медицинских организаций, финансирующих организаций всех уровней за достижение результатов, предусмотренных стратегическими и текущими планами, а также за эффективное использование ресурсов;

Обеспечение возможности замещения любой руководящей должности в здравоохранении исключительно на конкурсной основе.

Принципиально важным является определить цели, задачи и правила медицинского обслуживания населения в медицинских организациях разных организационно-правовых форм и уровней обслуживания населения; на основании этого определить показания к тому или иному виду медицинской помощи и разработать национальные протоколы оказания медицинской помощи Фатуллаев, Г.Г. Совершенствование организационной структуры -особая функция муниципальных органов управления здравоохранением // Современное право 2006, № 10.

Компетенцией государства остается:

Определение целей, задач и правил медицинского обслуживания населения (как внебольничного, так и стационарного) в медицинских организациях разных организационно-правовых форм и уровней обслуживания населения;

Разработка национальных протоколов (стандартов) оказания медицинской помощи;

Регулирование системы обязательного медицинского страхования;

Лицензирование медицинских услуг и аккредитация медицинских учреждений.

Концепцией предусмотрена реализация комплекса мероприятий по основным направлениям развития здравоохранения.

Основные направления политики в области медицинского образования и науки предполагают:

Перевод медицинских вузов, научно-исследовательских институтов федерального подчинения, находящихся в субъектах РФ, в ведение субъектов РФ (с возможностью финансирования по федеральному заказу на подготовку кадров и научные исследования);

Приоритетная подготовка врачей общей практики;

Постдипломная подготовка врачей и средних медицинских работников на базе областных медицинских организаций;

Прекращение практики подготовки менеджеров здравоохранения и руководителей медицинских учреждений из числа врачей;

Введение системы государственного заказа на разработку новых медицинских технологий (грантов). Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года; Самошкин Алексей Анатольевич, Отв. секр. Ассоциации врачей; 22.04.2008 г.

Основные направления кадровой политики предполагают:

Создание системы экзаменов при приеме медицинского персонала на работу и ежегодной аттестации специалистов;

Изменение номенклатуры руководящих должностей в медицинских учреждениях: руководит директор, являющийся менеджером, а главный врач занимается исключительно медицинскими вопросами, в традиционном понимании это заместитель главного врача по медицинским вопросам;

Объективизацию процедуры проверки уровня знаний и умений руководящих кадров здравоохранения;

Прекращение практики назначения руководителей здравоохранения всех уровней без соответствующей подготовки и прохождения ими определенных административных ступеней.

Политика в области правового регулирования предполагает:

Реализация антимонопольного законодательства в сфере страховых медицинских услуг, в том числе по обязательному медицинскому страхованию;

Обеспечение защиты медицинских учреждений органами государственного управления здравоохранением всех уровней от любых вмешательств в их деятельность территориальных фондов ОМС.

Финансовая политика предполагает:

Создание одноканальной системы финансирования медицинской организации вне зависимости от организационно-правовой формы в части оказания медицинских услуг в системе ОМС;

Приведение тарифов в системе ОМС в соответствие с реальными затратами медицинской организации на оказание медицинских услуг;

Разделение коммунальных платежей (вода, свет, тепло, вывоз мусора и т.д.), прочих хозяйственных расходов медицинского учреждения и медицинских тарифов ОМС;

Следует отметить, что ключевыми направлениями развития охраны здоровья населения являются: обеспечение безопасности населения (физической, санитарно-эпидемиологической и т.д.), обеспечение оказания ургентной медицинской помощи населению (спасение жизни) и предоставление возможности для каждого гражданина проводить мероприятия по сохранению потенциала здоровья.

Предлагаемая концепция реформы здравоохранения основана не на увеличении финансирования здравоохранения, а на рациональном использовании уже имеющихся средств. При этом, как вариант, при негативном развитии событий предполагается даже возможное значительное уменьшение финансирования здравоохранения. Ткаченко Ю.А. Проект реформы здравоохранения в РФ www. duma.tomsk.ru

Тем не менее, даже при таком развитии событий, обязательным следствием предлагаемой реформы будет укрепление здоровья населения, в том числе увеличение продолжительности активной жизни, снятие или значительное уменьшение социальной напряженности.

Нынешние модели здравоохранения, принятые в большинстве стран мира, основаны на рыночном принципе: потребность - удовлетворение потребности - прибыль - стимулирование потребности - потребность. Таким образом, современная медицинская, фармакологическая промышленность и другие ассоциированные отрасли экономики как экономические субъекты прямо заинтересованы в увеличении потребности в медицинской помощи.

При этом наибольшее распространение, в том числе в России, получило стимулирование потребности в медицинских услугах, не как в предупредительных мерах, о чем мечтали великие медики прошлого - "Будущее принадлежит медицине предупредительной" - Н.И.Пирогов, а сознательное или несознательное моделирование ситуации: формирование болезни - боль или иной симптом - обращение пациента в медицинское учреждение - диагностика - терапия. Это негласный, но реально главенствующий сегодня принцип, волей или неволей выполняемый почти каждым врачом, пользующимся стандартными методами терапии. Любое другое толкование нынешней ситуации в здравоохранении искусственно, абсурдно и манипулятивно, так как должно быть основано только на логике, на принципах рынка и главное - на реальных фактах.

Далее, как средствами массовой информации, так и устоявшимися стереотипами среди населения, сформировавшего свои взгляды во времена бесплатного и развитого советского здравоохранения, явно преувеличена роль собственно медицины в поддержании здоровья. Медицина как таковая лишь в незначительной степени ответственна за состояние здоровья населения. Давно известные данные Всемирной организации здравоохранения о степени важности различных факторов в общественном здоровье не популяризуются (образ жизни - 50%, состояние окружающей среды- 20%, генетические факторы - 20%, качество функционирования системы здравоохранении - 10%) Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практик. Москва, 2009 г.

Сегодняшнее, достаточно благополучное, положение с динамикой продолжительности жизни в последние десятилетия в экономически развитых странах в незначительной степени связано с успехами медицины как таковой. Это объясняется жесткими и эффективными мерами органов государственной власти в более важных областях (беспрецедентное по масштабам и успеху формирование средствами массовой информации стереотипа о здоровье, как об обязательном компоненте престижной жизни, вследствие этого - резкое уменьшение вредных и увеличение полезных привычек среди населения, интенсивный рост парамедицинского бизнеса, основанного на идее физической красоты и, как следствие, пропаганде здорового образа жизни, жесткие меры по охране окружающей среды, формирование радикального экологического мышления в обществе). Следующим глобальным шагом в этом направлении в ближайшие годы будет принципиальное изменение рынка медицинских услуг, связанное с развитием генной инженерии.

Реализация концепции осуществляется поэтапно:

На первом этапе (2009-2015) осуществляется конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, будет произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществляется разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи гражданам.

В рамках первого этапа реализации также будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, начато проведение модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года

Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного Национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:

· формирование здорового образа жизни;

· развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;

· совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечно-сосудистые, онкологические, комбинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

· развитие службы крови;

· совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

На втором этапе реализации Концепции (2016-2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами. Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем, модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.

Наметившаяся в последние годы тенденция снижения темпов сокращения численности населения обеспечена увеличением рождаемости и снижением смертности. «Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020», обсуждающая и регламентирующая вопросы, связанные со здоровым образом жизни, не просто актуальна, а крайне важна для сегодняшнего времени.

В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

* уточнить понятие «переход на современную систему организации медицинской помощи»;

* дополнить «создание эффективной (единой для регионов и округов) модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий»;

* дополнить «улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования» путём расширения ограничительного перечня, сформированного на основе анализа клинической и экономической эффективности;

* видоизменить «повышение квалификации медицинских работников и создание системы непрерывного медицинского образования с мотивацией к качественному труду»;

Пункт 4.1 «Формирования здорового образа жизни» дополнить и предложить в следующей редакции:

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

Подпункт 1) «совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации (в том числе через рекламные ролики) и обязательному внедрению соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования».

Подпункт 4) «созданию системы материально-заинтересованного мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, формирования моды на здоровье, особенно среди подрастающего поколения, ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан по месту жительства; выделение и внедрение в амбулаторно-поликлинические ЛПУ системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан» Хальфин Р.А. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения: результаты и перспективы // Экономика здравоохранения 2009, №11 .

Можно сделать вывод, что в целом, скрупулезная реализация всех направлений Концепции должна обеспечить к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации. И если говорить о долгосрочной перспективе, то должна быть создана система здравоохранения, позволяющая оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, что и будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

здравоохранение муниципальный самоуправление

Новое на сайте

>

Самое популярное