Домой Кредит на бизнес Законные (легальные) способы снижения налогов (схемы). Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости

Законные (легальные) способы снижения налогов (схемы). Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости

№ 12/2008

Карпов Александр , эксперт журнала

Каждые три месяца УФНС России по г. Москве рассылает своим инспекциям обзор схем, выявленных в ходе проверок в прошедшем квартале. Недавно в нашем распоряжении появился такой обзор за III квартал 2008 года. Давайте вместе заглянем в него и посмотрим, что столичное управление рекомендует своим инспекторам использовать при проверках. Тем более что подобные схемы актуальны для всей России 1 .

кого проверили: ООО «К-СНГ»

кто проверил: ИФНС России № 4 по г. Москве

что проверили: налог на прибыль за 2005 год

цена вопроса: 778 080 рублей

Схема 1: убытки за счет искусственной уценки товаров

Фактически в проверяемом периоде ООО «К?СНГ» осуществляло оптовую торговлю бытовыми приборами.

В апреле 2005 года компания закупила партию пылесосов по цене 2500 рублей за штуку. Купила она их непосредственно у производителя - ЗАО «ЭДА». Эта российская компания выпускала их по зарубежным технологиям.

По утверждению ООО «К-СНГ», товар не был по достоинству оценен покупателями, вывод этого бренда на рынок не имел успеха. Пылесосы «зависли» в товарных остатках до конца года.

Компания два раза производила уценку товара, пока он не был продан по цене 600 рублей за штуку - в ноябре 2005 года ООО «Бренд» и в январе 2006 года ООО «Флинт». В результате продажи товара ниже закупочной стоимости по итогам 2005 года образовался убыток в размере 3 242 000 рублей.

Инспекция проанализировала деятельность всех компаний, участвующих в сделках, их взаимозависимость между собой и пришла к выводу о недобросовестности ООО «К-СНГ». По мнению проверяющих реальных взаимоотношений между этой компанией и покупателями-«однодневками» не было, уценка товара произведена искусственно и экономически не оправданна. Фиктивные сделки имели целью имитацию увеличения затратной базы для минимизации налогов.

Доказательства налоговиков

1. Директором ООО «К-СНГ» и ЗАО «ЭДА» в 2005 году был один и тот же человек - гражданин Италии.

2. ООО «К-СНГ» не оплачивало ЗАО «ЭДА» товар денежными средствами - между компаниями произведен взаимозачет.

3. Отсутствуют документы, подтверждающие транспортировку товаров от производителя до ООО «К-СНГ».

4. ООО «Бренд» и ООО «Флинт» имеют признаки «однодневок»:
- они не представляют налоговую отчетность;
- учредитель и руководитель ООО «Флинт», указанный в документах в ходе опроса, отрицал какую бы то ни было принадлежность к этой организации.

5. Основным видом деятельности ООО «Бренд» являлась оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (код по ОКВЭД - 51.3), ООО «Флинт» - автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код по ОКВЭД - 50.30). В ходе анализа расширенных выписок банка установлено, что пылесосы данными компаниями покупались только один раз у ООО «К-СНГ». Следовательно, покупка пылесосов не характерна для данных компаний.

6. Согласно акту № 3 от 8 ноября 2005 г., причиной последней уценки товара явилось завершение переговоров с двумя покупателями (ООО «Флинт» и ООО «Бренд»), где установлена максимально возможная продажная цена. Следовательно, уценка произведена под конкретную сделку.

7. ООО «К-СНГ» документов, подтверждающих повреждение товара или его брак, а также документов, подтверждающих переписку с данными компаниями, не представило.

Схема 1. Фиктивная уценка товара

кого проверили: ЗАО «ГРАФ»

кто проверил: ИФНС России № 9 по г. Москве

что проверили:

цена вопроса: 179 198 000 рублей

Схема 2: использование «однодневок» для переноса налоговой прибыли на них

При проверке правомерности применения ЗАО «ГРАФ» вычетов НДС по приобретенным нефтепродуктам инспекция провела мероприятия налогового контроля, в ходе которых обнаружилась схема активного использования «однодневок» не только для получения незаконных вычетов по НДС, но и для значительного сокращения налога на прибыль. Это было достигнуто путем переноса центра налоговой прибыли с самой компании на эти «однодневки».

Выявленную схему смело можно назвать комплексной. «Однодневки» в ней использовались по двум направлениям.

Направление первое: подставные поставщики

Основная «проблема» оптимизаторов при перепродаже нефтепродуктов - весьма высокая наценка. В компании «ГРАФ» ее решили просто: между собой и реальным поставщиком поставили «однодневки» ООО «Карл» и ООО «Сервис», которые якобы продавали в компанию нефтепродукты по высоким ценам. И той ничего не оставалось, как продавать товар реальным покупателям с маленькой наценкой. Получалось, что основная часть реальной наценки, а значит, и налоговой прибыли оставалась у «однодневок», которые налогов совсем не платили.

Инспекторы доказали, что поставщики компании «ГРАФ» являются «однодневками», отказали в применении вычетов НДС и доначислили налог на прибыль.

Доказательства налоговиков

1. ООО «Карл» и ООО «Сервис» налоги в бюджет не платят.

2. В ходе опросов руководителей и учредителей ООО «Карл» и ООО «Сервис» установлено, что данные граждане к деятельности этих обществ никакого отношения не имеют.

3. На основе анализа банковской выписки по расчетному счету ООО «Карл» и ООО «Сервис» установлено, что денежные средства за нефтепродукты, полученные от ЗАО «ГРАФ», преимущественно направляются на приобретение векселей Национального банка взаимного кредита, а также по договорам комиссии в адрес «однодневок».

Направление второе: завышение расходов

И без того невысокую наценку в компании «ГРАФ» уменьшали путем заключения с «однодневками» фиктивных договоров.

С ООО «Нефтересурс» компания заключила договор о выполнении услуг по контролю за соблюдением установленных технологических процессов по эксплуатации автозаправочных станций и услуг по сбору информации об уровне розничных цен на нефтепродукты на территории г. Москвы.

ООО «Центр» в рамках агентского договора с ЗАО «ГРАФ» должно от его имени и за его счет совершать следующие действия, причем за щедрое вознаграждение:
- поиск на территории России продавцов, готовых продать ГСМ доверителю;
- проведение переговоров с названными продавцами на предмет согласования существенных условий сделок;
- заключение с названными продавцами от имени и за счет доверителя договоров купли-продажи ГСМ.

Оплата услуг в первом случае и вознаграждение во втором уменьшали и без того минимальную наценку, а НДС по ним включались в вычеты.

Инспекторы провели встречные проверки, послали запросы в банки и проследили дальнейшее движение денежных средств, перечисленных компанией на счета ООО «Нефтересурс» и ООО «Центр». Выяснилось, что полученные денежные средства практически полностью направлялись на приобретение векселей банка «Спартак», которые в тот же день предъявлялись этому банку к оплате уже совершенно другим владельцем - ООО «Проминвест». Каким образом векселя попадали к новому держателю, осталось загадкой.

Тем не менее доказали, что все три упомянутых общества являются «однодневками», следовательно, никаких услуг и агентских отношений в реальности не существовало, и доначислили как НДС, так и налог на прибыль.

Доказательства налоговиков

1. Адрес, руководитель и учредитель ООО «Проминвест» имеют признаки «массовости», Общество сдает нулевую отчетность при оборотах более 5 миллиардов рублей, налоги не платит и фактически используется для незаконного обналичивания денег.

2. ООО «Нефтересурс» и ООО «Центр» налоги с поступлений от ЗАО «ГРАФ» в бюджет не начисляли и не платили.

3. В ходе опросов гражданки, которая указана в документах как руководитель ООО «Нефтересурс», установлено, что к деятельности этого общества она не причастна.

Схема 2. Перенос налоговой прибыли на «однодневки»

кого проверили: ЗАО «Сигнал-М»

кто проверил: ИФНС России № 10 по г. Москве, УВД ЦАО г. Москвы

что проверили: ЕСН за 2005–2007 годы

цена вопроса: 244 000 рублей

Схема 3: зарплата «в конвертах»

ЗАО «Сигнал-М» осуществляет медицинскую деятельность.

В ходе проверки инспекторы обратили внимание, что заработная плата сотрудников в 2005 и 2006 годах была в несколько раз меньше, чем среднестатистическая зарплата по Москве в медицинской отрасли. Так, медицинский лабораторный техник официально получал 5000 рублей, а регистратор-кассир - всего лишь 1500 рублей. Только в октябре 2006 года эти величины поднялись до 6300 и 2300 рублей соответственно. И это при том, что среднеотраслевой уровень зарплаты составлял 12 740 рублей.

В 2007 году сумма среднемесячного дохода сотрудников указанных должностей увеличена и составляет 10 000–12 000 рублей.

Инспекторы не могли пройти мимо такой информации и попросили помочь оперативников. Они нашли и допросили в качестве свидетелей бывших сотрудников компании, которые сообщили, за какую величину дохода они расписывались в ведомости и сколько фактически получали «в конверте».

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ инспекторы определили реальную налоговую базу по ЕСН расчетным методом. Поскольку информация, полученная с помощью свидетельских показаний, относительно выплаты заработной платы работников отдельных категорий носила системный характер, на ее основе с использованием метода аналогии был произведен перерасчет заработной платы работников одинаковых должностей:
- медицинских лабораторных техников из расчета 10 000 рублей в месяц - 6 человек в 2005 году и 5 человек в 2006 году;
- регистраторов-кассиров из расчета 3000 рублей в месяц - 5 человек в 2005 году и 6 человек в 2006 году.

При расчете принят размер заработной платы по указанным должностям, указанный опрошенными физическими лицами: медицинский лабораторный техник - 10 000 рублей, регистратор-кассир - 3000 рублей.

В итоге неуплата ЕСН составила 136 000 рублей, пени - 67 000 рублей и штраф - 41 000 рублей.

Доказательства налоговиков

1. Из показаний свидетеля С. следует, что она работала в ЗАО «Сигнал-М» в должности медицинский лабораторный техник в 2005 и 2006 годах, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Заработная плата, которая выдавалась ей заведующей лабораторией «в конвертах», составляла 10 - 12 тысяч рублей. При получении денег расписывалась в ведомостях, где была указана заработная плата, отраженная в трудовом договоре, приблизительно 2500 рублей.

2. Свидетель Л. на допросе рассказала, что она работала в компании в должности медицинский лабораторный техник до 2006 года, что подтверждается записью в трудовой книжке. При поступлении на работу был заключен трудовой договор. Режим работы - трехсменный (утром, днем, вечером). Заработная плата, которая выдавалась ей заведующей лабораторией «в конвертах», составляла 10-12 тысяч рублей ежемесячно. В ведомостях расписывалась за 5000 рублей.

3. При допросе свидетеля Л. выяснилось, что она в 2005 году работала в должности регистратора-кассира, при этом запись в трудовой книжке отсутствует. С нею был заключен трудовой договор. Реальный ежемесячный доход составлял 3000 рублей, хотя в ведомостях она расписывалась за значительно меньшую сумму.

кого проверили: гражданина Петрова И.И.

Схема 3. «Конвертный» способ ухода от ЕСН

кто проверил: ИФНС России № 14 по г. Москве

что проверили: НДФЛ за 2005 и 2006 годы

цена вопроса: 26 143 000 рублей

Схема 4: «обналичка» через банковские векселя

В инспекцию поступила информация о том, что гражданин Петров И.И. часто предъявляет к оплате векселя ОАО «Сбербанк». Однако налоговые декларации не представляет. Была назначена выездная проверка.

В ходе проверки выяснилось, что одним из источников дохода этого гражданина был доход от продажи векселей. По данным справки 2-НДФЛ этот доход составил в 2005 году 178 104 000 рублей, а в 2006 году - всего 23 000 000 рублей.

Встречная проверка в ОАО «Сбербанк» показала, что денежные средства в сумме 201 101 000 рублей были перечислены на лицевой счет Петрова И.И. без удержания налогов.

В ходе проверки Петров И.И. предъявил с ООО «Нефтегаз», из которого следует, что он, выступая в качестве агента, обязуется совершать от своего имени и за счет компании-принципала действия по купле-продаже и погашению векселей в соответствии с ее распоряжением, за что та уплачивает агенту вознаграждение.

Кроме того, гражданин представил копии актов приемки-передачи векселей, актов выполнения агентского договора и копии квитанций приходных ордеров ООО «Нефтегаз».

На допросе Петров И.И. показал, что случайный человек предложил ему немного подзаработать. Суть работы состояла в том, что этот человек будет давать ему векселя, которые Петров И.И. должен предъявить в банк, а полученные деньги сразу же отдать этому человеку. За каждую операцию, независимо от номинала векселей, выдавалось вознаграждение 500 рублей. Он согласился и за два года таким образом обналичил для едва знакомого мужчины более 200 миллионов рублей. Документы и квитанции представитель компании передавал Петрову И.И. в конце каждого месяца при очередной личной встрече.

Однако инспекторы, исследовав эти документы и сопоставив их с результатами встречной проверки, пришли к выводу, что они не подтверждают, что у Петрова И.И. были агентские обязательства перед ООО «Нефтегаз» и то, что он деньги вносил в кассу этой компании.

В результате налоговики доначислили незадачливому бизнесмену более 26 миллионов рублей НДФЛ.

Доказательства налоговиков

1. В ходе встречной проверки налоговики выяснили, что ООО «Нефтегаз» с момента своей регистрации в декабре 2003 года никакой отчетности не представляло и налоги не платило. В 2007 году оно вообще было снято с регистрации как организация, прекратившая свою деятельность.

2. Лицо, указанное в документах, представленных Петровым И.И., как руководитель ООО «Нефтегаз», в учредительных и регистрационных документах никак не значится и не имеет права подписывать документы от имени этой организации. Учредителем и руководителем ООО «Нефтегаз» является человек с другой фамилией, именем и отчеством.

Схема 4. Обналичивание денежных средств через физическое лицо с помощью векселей

кого проверили: ОАО «Металлторг»

кто проверил: ИФНС России № 21 по г. Москве

что проверили: НДС и налог на прибыль за 2005 год

цена вопроса: 222 386 000 рублей

Схема 5: имитация договора комиссии

В проверяемый период компания «Металлторг» занималась оптовой торговлей металлом. В хо­де проверки налоговики обнаружили схему незаконного снижения налогов путем имитации отношений по договору комиссии с «однодневкой».

В частности, с ООО «Машстрой» были заключены два договора - агентский на закупку металла и комиссионный на его продажу. ОАО «Металлторг», выступая комиссионером (агентом), покупало и продавало металл от своего имени, но за счет комитента. В реальности компания продавала и покупала сама и за свой счет, но по бумагам купленный товар сначала отправлялся «законному владельцу» (ООО «Машстрой»), который затем передавал его компании обратно для комиссионной продажи.

В результате этих сложных манипуляций в налоговую базу ОАО «Металлторг» попадал не весь доход от торговых операций, а только его маленькая часть - комиссионное и агентское вознаграждения.

Но и это еще не все. Реальных денег компания своему комитенту не пересылала - все расчеты были осуществлены собственными векселями. И хотя эти векселя никто так и не предъявил к оплате, компания тем не менее регулярно относила проценты по ним на расходы.

Инспекторы доказали, что ООО «Машстрой» является обычной «однодневкой», никаких агентских или комиссионных отношений реально не было, а искусственный документооборот был намеренно организован для создания основания для получения необоснованной налоговой выгоды.

В результате проверки компании были доначислены налоги, пени и штрафы более чем на 200 миллионов рублей.

Доказательства налоговиков

1. На всех документах от имени ООО «Машстрой» стоит подпись генерального директора Ч. Это соответствует и регистрационным документам, имеющимся в налоговой инспекции. Однако при опросе Ч. в качестве свидетеля выяснилось, что он никакого отношения к этому обществу не имеет, никаких финансово-хозяйственных документов ООО «Машстрой» не подписывал.

Сама организация находится в розыске, поскольку по адресам, указанным в регистрационных и отчетных документах, не находится.

За 2005 год в инспекцию представлена отчетность, в которой отражены незначительные суммы выручки и налогов, а также нулевые декларации по ЕСН и ОПС.

Таким образом, имеется достаточно данных считать эту организацию «однодневкой».

2. Показатели, отраженные в отчетности, свидетельствуют, что у ООО «Машстрой» отсутствуют трудовые ресурсы и , необходимые для осуществления хозяйственной деятельности.

3. На балансе ООО «Машстрой» отсутствует товар, переданный ОАО «Металлторг» по договору комиссии.

4. Анализ выписок по расчетным счетам ООО «Машстрой» показал, что организация не осуществляла платежи, свидетельствующие о ведении хозяйственной деятельности. Например, отсутствовали платежи за аренду офисных, складских помещений или транспорта, за коммунальные услуги, за электроэнергию, за услуги связи и транспорт. С расчетного счета не производились и такие платежи, как уплата налогов и сборов, связанных с оплатой труда: НДФЛ, ЕСН, в Пенсионный фонд. Не было снятия наличных денежных средств на выплату заработной платы, что подтверждает отсутствие у организации трудовых ресурсов.

Таким образом, реальная финансово-хозяйственная деятельность в ООО «Машстрой» отсутствовала.

5. Поступление металла от поставщиков и отгрузка его покупателям подтверждена документами, свидетельствующими об их перемещении и транспортировке автомобильным либо железнодорожным транспортом. Документы, подтверждающие перемещение или перевозку товара со склада ОАО «Металлторг» в адрес ООО «Машстрой» и обратно, отсутствуют.

С момента получения товара от поставщиков и до его отгрузки покупателям металл постоянно находился на складе ОАО «Металлторг».

Никакой разумной деловой цели для заключения агентских или комиссионных договоров с ООО «Машстрой» у компании не было.

Схема 5. Имитация отношений по договору комиссии

кого проверили: ООО «Инфо-Трейд»

кто проверил: ИФНС России № 37 по г. Москве

что проверили: ЕСН и налог на прибыль за 2005–2007 годы

цена вопроса: 1 299 000 рублей

Схема 6: выделение торгового подразделения в самостоятельную компанию с переводом на «упрощенку»

Основным видом деятельности ООО «Инфо-Трейд» в проверяемый период была оптовая торговля грузовыми автомобилями и запчастями для них.

Для снижения налоговой нагрузки было открыто новое ООО «Автосалон», которое с момента возникновения перешло на упрощенную систему. С новой компанией был заключен договор комиссии, по которому все товары ООО «Инфо-Трейд» передавались в ООО «Автосалон» для дальнейшей реализации покупателям. Туда же была переведена и основная часть персонала.

По договору комиссии вознаграждение ООО «Автосалон» определялось как разница между ценой продажи и той стоимостью, которая указана в передаточной накладной.

Такая схема позволяла значительную часть торговой наценки перевести из-под налога на прибыль в упрощенную систему. Кроме того, зарплата персонала, переведенного в новую компанию, не облагалась ЕСН.

Налоговики эту новаторскую идею не поддержали. Они собрали доказательства необоснованности полученной налоговой выгоды и доначислили более миллиона рублей налогов.

Доказательства налоговиков

1. Бедный А.М. являлся единственным учредителем как ООО «Инфо-Трейд», так и ООО «Автосалон», что является одним из основных признаков взаимозависимости компаний. Кроме того, он являлся коммерческим директором в обеих компаниях.

Шкуркина А.Е. и Светлова М.А. в одно и то же время занимали должности руководителей и главбухов обеих компаний. То есть находились друг у друга в подчинении и могли отдавать друг другу обязательные для исполнения указания. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 НК РФ данное обстоятельство является признаком взаимозависимости.

2. Обе компании зарегистрированы по одному адресу, который является и местом осуществления деятельности обеих компаний. У них также совпадает и номер контактного телефона.

3. ООО «Автосалон» арендует небольшое помещение, где находится одновременно и склад, и офис. Разместить всех сотрудников на этой площади невозможно, поэтому для работы используются помещения, арендуемые ООО «Инфо-Трейд», площадь которого значительно больше при меньшем количестве сотрудников.

4. Основная часть работников ООО «Автосалон» была переведена из ООО «Инфо-Трейд», где исполняла те же функции.

Таким образом, по сути и характеру взаимоотношений, а также степени взаимозависимости можно утверждать, что ООО «Автосалон» является обычным структурным подразделением ООО «Инфо-Трейд», выделение которого в самостоятельную компанию осуществлено искусственно с единственной целью использования льготного режима налогообложения.

Схема 6. Снижение прибыли и ЕСН через взаимозависимого комиссионера-«упрощенца»

кого проверили: ЗАО «Трейдинг»

кто проверил: Межрайонная ИФНС России № 49 по г. Москве

что проверили: НДС и налог на прибыль за 2004-2006 годы

цена вопроса: 108 247 000 рублей

Схема 7: многоступенчатый перенос выручки на «однодневки»

ЗАО «Трейдинг» в проверяемом периоде занималось одним видом деятельности - сдачей в аренду помещений и торговых мест. Причем все торговые места в течение всего проверяемого периода сдавались только четырем арендаторам. Арендаторы сами за этими торговыми местами не стояли, а сдавали их в субаренду конечным пользователям.

Пристальное внимание инспекторов эта ситуация вызвала после того, как они сопоставили цену аренды и субаренды одних и тех же торговых мест. Так, сами арендаторы получали площади в аренду в среднем по 236 рублей за 1 квадратный метр, а передавали в субаренду в среднем уже по 1324 рубля. Стоимость субаренды возрастала в 7-9 раз по сравнению с арендой. При этом сами арендаторы никаких обязательств по содержанию арендованного имущества не имели. Все расходы, связанные с содержанием и использованием имущества, включая аренду земли, коммунальные платежи, уборку, ремонт и охрану, несло ЗАО «Трейдинг».

Таким образом, значительная часть выручки, полученной от конечных пользователей торговых мест, попадала арендаторам. Налоговики проследили дальнейшую судьбу этих средств и выявили интересные особенности.

В 2004 и 2005 годах практически все денежные средства, полученные от субарендаторов, оставшиеся «свободными» после уплаты аренд­ной платы и зарплаты немногочисленным сотрудникам, перечислялись по субагентскому договору другим компаниям, которые перечисляли их дальше своим принципалам уже по агентскому договору. Суть этих договоров сводилась к тому, что арендаторы действовали не сами по себе, а как субагенты по поручению своих принципалов. Поэтому должны были весь доход за минусом агентского вознаграждения им и перечислить.

Инспекторы доказали, что все принципалы, задействованные в схеме - «однодневки», а агентские и субагентские договоры - фиктивные.

В 2006 году арендаторы не стали усложнять свою жизнь субагентскими договорами и придумали более «красивое» продолжение. Они выкупали у некоего ООО «Юстас» опционы - права аренды торговых площадей. Но расплачивались не деньгами, а собственными векселями. Эти векселя затем предъявлялись к оплате по мере накопления выручки от субарендаторов. На расходы же арендаторов помимо арендной платы ложились весьма ощутимые расходы по этим опционам. Цель достигнута - прибыль сведена к минимуму, а деньги ушли в неизвестном направлении.

Проверяющие нашли у ООО «Юстас» все признаки «однодневки» и, конечно же, объявили эти «опционные» расходы фиктивными.

Основной вывод, который сделали налоговики по результатам проверки ЗАО «Трейдинг»: арендаторы как посредники введены в деловой оборот искусственно, исключительно для перевода выручки на «однодневки» и сокрытие ее от налогов. Поэтому компании были доначислены налог на прибыль и НДС исходя из той выручки, которую должно было получить ЗАО «Трейдинг» непосредственно от субарендаторов. Сумма доначисленных налогов превысила 100 миллионов рублей.

Доказательства налоговиков

1. Исполнительным директором всех компаний-арендаторов был один и тот же человек, который переходил из одной компании в другую при смене арендатора. С 2007 года он стал генеральным директором ЗАО «Трейдинг».

2. Финансовые отношения между арендаторами, принципалами-агентами и принципалами проводились через счета в одном и том же банке.

3. В штате арендаторов состояло от 5 до 7 человек, основных средств у них на балансе не было, расходов по содержанию имущества, переданного в субаренду, эти компании не несли. Фактически роль арендаторов сводилась к оформлению договоров субаренды и сбору денег от конечных пользователей.

4. Допросы граждан, числящихся по документам учредителями и руководителями компаний, задействованных в схеме в качестве принципалов-агентов и принципалов, показали, что они этих организаций никогда не учреждали и к их деятельности никакого отношения не имели.

5. ООО «Юстас» и компании-принципалы отчетность не сдавали и налоги не платили.

Схема 7. многоступенчатый перенос выручки на «однодневки»

1 Названия компаний и фамилии участников изменены.

Речь о налоге на имущество физических лиц. 1 мая - последний срок, когда москвичи, самарцы и жители некоторых других регионов России могут его заплатить без начисления пеней.

Почему я завёл речь про него больше, чем за месяц до крайней даты платежа?

Потому, что во-первых, многие уже забыли, что по закону этот налог собственники должны были заплатить ещё 1 декабря прошлого года за 2015 год (за 2016 год платить будем также в конце текущего года). И что власти предоставили некоторым налогоплательщикам отсрочку не по уплате налога, а по начислениям пеней за его неуплату в срок.

Сделано это было по гуманитарным соображениям. С 2015 года Москва и некоторые другие регионы перешли на исчисление налога по новым правилам - не по инвентаризационной стоимости недвижимости, а по кадастровой. Она существенно выше. И порой даже выше нынешней рыночной стоимости недвижимости, подлежащей налогообложению. Готовились власти к такому переходу несколько лет, но всё равно в конце прошлого года косяки так и полезли. Только в Москве налоговикам пришло почти 40 тыс. жалоб на неправильный расчёт налога, неполучение налоговых уведомлений, ошибки в адресах и проч. В итоге собственникам дали полугодовую отсрочку по штрафным санкциям, чтобы те могли уладить все спорные вопросы.

Но русский человек привычен ждать пинка от жареного петуха. Очень многие владельцы жилья в конце прошлого года просто вздохнули спокойно и отложили скучные налоговые вопросы в долгий ящик. А потом попросту на них забили. Так вот вторая причина, по которой увидела свет эта заметка-напоминание, - как раз сейчас ещё не поздно выяснить у налоговой все спорные вопросы. Ибо срок ответа на заявления граждан ей установлен в 30 календарных дней.

И непременно надо пообщаться с налоговиками тем, кто не получили в прошлом году налоговые уведомления. Потому что теперь это 100% обязанность налогоплательщика - запросить такое уведомление у инспекции по месту нахождения недвижимости, если оно не пришло в срок.

Также обращение к мытарям необходимо тем, у кого есть законные права налог на имущество не платить вовсе или платить его в уменьшенном размере. Все льготные категории граждан указаны в Налоговом кодексе РФ, глава 32, статья 407. Их полтора десятка: Герои СССР и РФ, инвалиды I и II группы, военнослужащие с выслугой более 20 лет, ветераны-афганцы и другие. Самая многочисленная группа - пенсионеры. Все они освобождаются от уплаты налога на имущество полностью, но при соблюдении двух условий:
- только по одному объекту недвижимости, подлежащему налогообложению, из каждой категории (всего таких категорий шесть, они перечислены в статье 401 НК);
- только на основании поданного в налоговую инспекцию заявления о праве на льготы.

Кроме того, каждый налогоплательщик имеет право на вычет по одному объекту недвижимости:
– 20 м2 для квартир;
– 10 м2 для комнат;
– 50 м2 для домов.
Речь идет о квадратных метрах, которые необходимо вычесть из общей площади своего объекта недвижимости перед расчётом суммы налога.

Если у кого-то в собственности несколько объектов одной и той же категории, например, квартир или долей в квартирах, он может сам выбрать, по какому из них использовать льготу. Но здесь также надо будет подать в налоговую инспекцию «Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц» (и кто только придумывает столь изуверские названия документам!). В противном случае налоговики выберут всё сами, но не факт, что для налогоплательщика это будет оптимальным. Лучше всё самостоятельно прикинуть с калькулятором.

При долевой собственности эта льгота делится между всеми собственниками пропорционально размеру их долей. И ещё один момент. Данная льгота не предоставляется в отношении объектов, которые используются для коммерческой деятельности, либо чья кадастровая стоимость превышает 300 млн рублей.

Кроме того, в Москве действует особый порядок налогообложения апартаментов. Формально, это коммерческая недвижимость, а значит ставки по ней должны быть не 0,1-0,3%, а 1,2% от кадастровой стоимости. Но если площадь апартаментов не превышает 300 м2, кадастровая стоимость м2 в них более 100 тыс. руб., а здание, где они расположены, включено в Реестр апартаментов, размер налога за 2015 год уменьшается почти вдвое (если быть совсем точным - на 42%). И опять-таки этот момент налогоплательщику лучше бы проконтролировать с калькулятором в руках. Ибо, повторюсь, ошибок было найдено много.

Вполне возможно, что в других регионах есть свои льготы или местные особенности. Поэтому читать надо не только Главу 32 НК РФ, но и локальные законы «О налоге на имущество физических лиц».

Все выявленные расхождения, разночтения, ошибки и непонятки - прямой повод обратиться в налоговую инспекцию. Сейчас на это время ещё есть. В противном случае придётся переплатить сейчас, а потом доказывать свою правоту. И то в лучшем случае сумма переплаты будет учтена при расчётах за последующие налоговые периоды.

Таковы вкратце законные способы не платить налог на недвижимость, либо в ряде случаев сократить его сумму. И напоследок ещё одно. Если не заплатить вовремя, со 2 мая на просроченную задолженность начнут начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (или ключевой ставки), умноженной на сумму задолженности, за каждый день просрочки. Не смертельно и не больно, но зачем отдавать государству лишнее?

А вы уже заплатили налоги и спите спокойно? Всё равно проверьте себя - не переплатили ли?

Налоговые схемы «глазами ФНС»

Удальцова Яна, риск-менеджер ООО «Риск-Консалт».

Налоговая инспекция продолжает анализировать наиболее часто используемые схемы для получения необоснованной налоговой выгоды.

В 2010 г. ФНС разослало по своим подразделениям методические рекомендации по выявлению схем незаконного снижения налогового бремени, а в октябре 2013 проанализировала арбитражную практику и выявила 5 наиболее популярных схем ухода от уплаты налогов. Важен тот факт, что налоговая инспекция теперь не просто изучает схемы, а ищет методы доказательства их применения. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием подобных схем..

В письме ФНС России от 31.10.2013 N СА-4-9/19592 выполнен обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров арбитражными судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды. Однако в данном документе освещены не только примеры арбитражных дел, но и описаны сами схемы. Во главу угла положена проблема именно доказательства использования схем. Но одно дело знать об использовании налоговой схемы, а совершенно другое доказать это. «Вопрос достаточности собранной доказательной базы получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды остается актуальным, как при проведении налоговых проверок, так и при оценке полноты проведенных мероприятий налогового контроля» — пишут фискалы.

По мнению ФНС, чаще всего налогоплательщики используют схемы оптимизации с целью незаконного возмещения (возврат, зачет) сумм налога из бюджета, либо с целью занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет за соответствующий налоговый (отчетный) период. Налоговыми органами выявлены следующие "схемы:

Схема 1: Завышение стоимости

Суть данной схемы в том, что налогоплательщик (проверяемая организация) покупает товар у производителя не напрямую, а через цепочку фирм-прокладок (реальную деятельность не ведут) с завышением цены товара в несколько раз. Данная схема позволяет оптимизироваться по НДС.

Конечно, ФНС не говорит о том, что товар должен приобретаться напрямую у производителя. Но если Ваша организация попала под подозрение использования такой налоговой схемы, то инспекторы проверят всех поставщиков до «первого звена», и если кто-то из контрагентов вызовет у них сомнения, то придется доказывать, что Ваши действия не были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Проблемой налогоплательщика является невозможность внятно пояснить налоговым органам необходимость движения товара по цепочке и покупку его по завышенной цене.

Судебная практика по схеме: Арбитражные суды, принимая решение, в большой степени основываются на анализе взаимоотношений между производителем и налогоплательщиком (в том числе и вне проверяемого периода) и на анализе деятельности компаний-прокладок. Признаками недобросовестности являются частая смена руководителей, руководители налогоплательщика и компаний-прокладок одни и те же лица, непредставление отчетности, неуплата налогов, факты реорганизации, ликвидации после завершения спорных хозяйственных операций. Данную позицию подтверждают решения судов, отраженные в постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2013 по делу N А40-54652/2012 и постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 по делу N А53-22230/2012.

Схема 2: Использование подрядчика

Суть данной схемы заключается в том, что организация-контрагент фиктивно, «только на бумаге», выполняет работы для налогоплательщика. Налогоплательщик в данном случае оптимизирует налог на прибыль путем увеличения себестоимости продукции и может получить вычет по НДС.

Данная схема достаточно распространенная. Как правило, организация субподрядчик — фирма-однодневка. Причем субподрядчик не отчитывается в ИФНС, а если и сдает налоговую отчетность, то платит минимальные налоги.

Судебная практика по схеме: Арбитражные суды, принимая решение, руководствуются наличием доказательств, свидетельствующих о не возможности выполнения работ организацией-субподрядчиком (например, отсутствие имущества, основных средств, транспортных средств, квалифицированного персонала, перечисление денежных средств за товары, работы и услуги, не имеющие отношения к выполняемым работам). Также будет учтен факт не проявления налогоплательщиком должной осмотрительности. К таким обстоятельствам суды относят:

  • подписание первичных документов лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия;
  • смерть должностного лица контрагента до заключения договора, нахождение должностного лица контрагента, от имени которого подписан договор, в местах лишения свободы, дисквалификация руководителя контрагента на основании соответствующего судебного акта;
  • "спорный" контрагент не зарегистрирован в установленном законом порядке или исключен из Единого реестра юридических лиц до момента заключения сделки с проверяемым налогоплательщиком;
  • оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществлена за наличный расчет с превышением установленных законодательством Российской Федерации лимитов.

Данную позицию подтверждают решения судов, отраженные в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2013 по делу N А29-7644/2012 и в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.09.2013 N Ф03-3967/2013.

Схема 3: Дробление бизнеса

Суть схемы заключается в том, что бизнес искусственно разделяется на несколько юридических лиц, и эти лица переводятся на ЕНВД. При использовании данной схемы компания-налогоплательщик оптимизирует налог на прибыль, НДС, налог на имущество и является довольно выгодной альтернативой общей системе. Особенно учитывая, что переход на «вмененку» сделали добровольным.
Налоговые органы обращают внимание на то, что, как правило, данная схема используется предприятиями розничной торговли с площадью торговых залов не более 150 кв.м. Для минимизации платежей налогоплательщик формально разделяет зал на несколько торговых площадок (заключая договоры аренды или субаренды) с тем, чтобы каждая площадка уложилась в норматив по метражу.
Данная схема выявлена и в сфере оказания автотранспортных услуг. В ней ограничивающим показателем для применения ЕНВД является количество автотранспортных средств (не более 20 единиц). Общими характеризующими схему признаками при таком разделении являются:

  • регистрация нескольких юридических лиц (в одном временном отрезке), учредителем которых является налогоплательщик, превысивший показатели для применения ЕНВД;
  • «перекрестный» состав директоров, учредителей и главных бухгалтеров (и их родственников) у всех созданных компаний;
  • осуществление фирмами деятельности на одной территории (например, для торговых организаций это формальное разграничение единого пространства с помощью торгового оборудования: стеллажами и витринами; для автотранспортных услуг - один автопарк);
  • кассовый аппарат, купили который для общих целей и один и тот же состав персонала;
    - единая система учета;
    - расчетные счета компаний открыты в одном банке.
  1. Фиксировать факты сдачи части площади в аренду (субаренду) в инвентаризационных документах (поэтажном плане, экспликации, справке БТИ). Тем более что такой поход предлагает и Минфин России (письмо от 22.01.2008 № 03-11-05/10).
  2. Оформлять должным образом ценники на товар или услуги (указывать помимо наименования товара его уникальный номер и печать соответствующего юридического лица).
  3. Разный режим работы юридических лиц и наличие внутри помещений их отдельных вывесок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2012 № А03-8363/2011).

Судебная практика по схеме: Арбитражная практика по данному вопросу обширна. Однако если налоговой удастся доказать факт использования помещения, как единого бизнеса, то суд вынесет решение в ее пользу. Данную позицию подтверждают решения судов в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2013 по делу N А79-10322/2011
и постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.03.2013 по делу N А82-4455/2012.

Схема 4: ЕСН

Схема теперь неактуальна, поскольку ЕСН отменен с 01.01.2010, а 2009 г. и более ранние периоды налоговики проверить уже не могут.

Схема 5: Нереальные сделки

ФНС России обращает внимание на налоговые споры, где хозяйственные операции носят формальный характер. Причем привести универсальное графическое изображение этой схемы достаточно проблематично, так как в каждой конкретной ситуации своя суть бесцельной сделки.

В качестве, примера рассмотрим такую ситуацию:

Судебная практика по схеме: Судебная практика настолько обширна, насколько и противоречива. Все зависит от конкретных обстоятельств дела. Универсальный рецепт — чем больше бумаги, тем чище совесть — здесь может и не сработать. Поэтому основные силы налогоплательщика при защите своих интересов должны быть направлены на фактические доказательства (реальность товара, его движение на склад, расчеты экономической выгоды от сделки и ее рентабельности и проч.).

Вывод

Данные схемы часто используются компаниями для снижения налогового бремени. В письме налоговая инспекция приводит ряд арбитражных споров, в котором решения судов вынесены в ее пользу, и скромно умалчивает о массиве арбитражной практики в пользу компаний. В настоящее время наивно полагать, что налоговая инспекция ничего не видит, и ничего не знает. На основании письма, можно сделать вывод о том, что сейчас перед ней стоит задача выработки механизмов для доказательства применения налоговых схем. Если Ваша компания использует какие-либо схемы для оптимизации налогообложения, то ей безусловно необходимо на первичном этапе подкрепиться документами по осуществлению хозяйственных операций.

Как функционирует ИП, уход от налогов и возможные последствия — эти вопросы должны быть понятны каждому бизнесмену. Перед регистрацией ИП индивидуальным предпринимателем рассчитываются возможные доходы и вероятные расходы от выбранной деятельности. Основными выплатами являются налоги. Для уменьшения расходов на выплату налогов, обязательных платежей некоторые предприниматели используют как законное налоговое планирование, так и не очень законные способы.

Уход от налогов ИП

Для правильного планирования выплаты налогов необходимо выбрать систему налогообложения. При регистрации ИП можно выбрать следующие системы налогообложения:

  • общая система налогообложения;
  • УСН составляет 6%;
  • УСЕ составляет 15%;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная.

Когда бизнесмен не указал в заявлении систему налогообложения, то он выплачивает налоги по ОСН. При этой системе ему необходимо будет выплачивать 13% от налога на доход физического лица, имущество и НДС. Выгоды от упрощенной системы УСН 6% состоят в возможности снизить налог на сумму выплаченных социальных взносов.

ЕНВД, патентная система являются фиксированными, и их сумма не зависит от доходов. Прежде чем выбрать налогообложение, необходимо подробно узнать о возможных налоговых послаблениях.

Когда ИП начинает приносить прибыль, некоторые предприниматели пытаются уклониться от налогового бремени, чтобы меньше выплачивать государству. Существует большое количество схем, позволяющих совершить ИП уход от налогов:

  1. Экономия на заработной плате. Довольно часто индивидуальные предприниматели не оформляют работников официально или устанавливают минимальную зарплату. Они выплачивают оставшиеся денежные средства в конверте.
  2. Предприятия-однодневки. Самая распространенная схема. ИП, воспользовавшись услугами такой фирмы, получают документ, по которому они могут снизить уплату налога.
  3. Право на бюджетные выплаты имеют только плательщики НДС, которые работают с зарубежными партнерами. Чтобы получить бюджетное возмещение, предприниматели идут на заключение бестоварных сделок. Еще они используют завышение или снижение цен.
  4. Разделение бизнеса на более мелкие части. Например, розничные торговцы, чтобы перейти на ЕНВД, разделяют помещение для торговли на множество небольших зон. Также пользуются проведением операций через оффшоры и т. д., чтобы оплачивать минимум налогов в бюджет.

Но предприниматели не всегда учитывают, что большинство таких схем известны ФНС и они часто определяют неплательщиков.

Вернуться к оглавлению

Что будет, если ИП не выплачивает налоги

Налоговый кодекс РФ назначает уголовную ответственность для всех предпринимателей за уклонение от уплаты налогов ИП. Это говорится в 3 ст. Налогового кодекса. На злостного неплательщика могут наложить сразу несколько штрафов и наказаний административного характера за нарушение законодательства. В ст. 9 Налогового кодекса указано, что все ИП приравниваются к физическим лицам и поэтому не привлекаются одновременно к налоговому и уголовному наказанию. Мера ответственности (административной или уголовной) и сумма штрафа зависят от тяжести преступления и объема ущерба. В каждом случае она рассматривается отдельно.

Невыплаты налогов или их недоплата взыскивается с нарушителя закона в размере невыплаченной/недоплаченной суммы плюс штраф в размере этой суммы. В ст. 198 и 199 УК РФ говорится, что уклонение от уплаты налогов является преступлением против РФ.

Уклонение считается умышленным действием, направленным на невыплату налогов в крупных размерах, и является прямым умыслом, так как виновный понимает, что он делает.

Вернуться к оглавлению

Какую борьбу ведет государство с уходом от налогов

ЦБ РФ, ФНС и арбитражные суды внимательно отслеживают состояние ИП по налоговым выплатам. Основными признаками неплательщиков налогов считаются:

  • хозяйственная деятельность, не имеющая смысла;
  • при заявлении осуществления каких-либо финансовых операций отсутствуют средства и заявленный персонал;
  • использование посреднических услуг, которые не имеют необходимости для субъекта;
  • явно заниженная заработная плата сотрудникам ИП;
  • при увеличении выручки снижаются налоговые выплаты.

Если налоговые органы предъявят претензии налогоплательщику, ИП вынужден будет доказывать свою невиновность.

В последнее время наметилась тенденция к развитию финансовой, налоговой, предпринимательской и уголовной грамотности. Повышается культура и сознательность ИП.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Новое на сайте

>

Самое популярное