Домой Кредиты онлайн Отказ пустить налоговиков осматривать помещение. Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации

Отказ пустить налоговиков осматривать помещение. Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы подлежащие уплате, путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова практика по рассматриваемому Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

Акт о воспрепятствовании доступу в офис можно обжаловать. Учредитель вправе не пускать налоговиков в свою квартиру. Если не пустить ревизоров в офис, они начислят налоги расчетным путем.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Однако присутствие проверяющих в помещении организации нередко невыгодно для компании. Поскольку в этом случае контролеры получают доступ не только к документам и активам компании, но и невольно становятся свидетелями рабочего процесса. Тем самым они могут выявить существенные ошибки в деятельности и учете налогоплательщика, которые невозможно установить, изучая только лишь отчетность и "первичку". Более того, иногда офисы проверяемой компании настолько малы, что, предоставляя место проверяющим, организации приходится приостанавливать работу части сотрудников (см. врезку ниже).

Примечание. На каких территориях компании может быть проведена выездная проверка
Проведение проверки на территории или в помещении налогоплательщика - это:
- непосредственный доступ должностных лиц налогового органа в помещения (производственные, офисные, конторские, складские, наземные, подземные и прочие помещения), которыми налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) владеет на праве собственности, другом вещном праве или ином законном основании (например, по договору аренды). При этом имеются в виду помещения, которые используются для предпринимательской деятельности;
- нахождение должностных лиц налогового органа на территории налогоплательщика (поле, открытый склад, стоянка автомобилей, территория аэродрома, строительная площадка и т.п.).

Налоговый кодекс позволяет проводить выездную проверку на территории инспекции, если компания не имеет возможности предоставить для проверки помещение. Рассмотрим, как компания может подтвердить невозможность обеспечить налоговикам проведение проверки "на выезде" и есть ли иные законные способы не пустить контролеров на территорию компании без негативных налоговых последствий.

Отказ пустить налоговиков на территорию компания должна обосновать

Минфин России в Письме от 24.12.2012 N 03-02-08/109 отметил, что невозможность обеспечить налогоплательщиком проверяющим помещение для проверки является единственным основанием для ее проведения по месту нахождения инспекции. При этом, по мнению автора, компании необходимо доказать отказ допустить проверяющих на территорию компании. Такими аргументами, в частности, могут выступать:
- недостаточная площадь офиса;
- отсутствие свободных столов и стульев для инспекторов;
- аренда помещения на территории другой организации, проход на которую осуществляется по пропускам. В этом случае препятствовать доступу к офису проверяемой компании может именно организация-арендодатель;
- пожар или иная порча помещения;
- проведение на территории налогоплательщика ремонта.

Примечание. Если в офисе проверяемой компании действительно проводится ремонт, выездную проверку проведут на территории инспекции.

Главное здесь - чтобы инспекторы своими глазами увидели, что действительно присутствовать в офисе невозможно. Кроме того, названные аргументы компания может подтвердить документально (фотографиями, поэтажным планом помещения, справками БТИ и пр.).

Проверка будет проведена на территории инспекции, если на момент ее назначения компания не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Как правило, решение о проведении выездной проверки по месту нахождения инспекции принимается на основании письменного заявления налогоплательщика либо служебной (докладной) записки проверяющих, которые сообщают о невозможности провести проверку по адресу проверяемого лица (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Практика показывает, что проведение проверки на территории инспекции правомерно и в том случае, если организация не находится по своему юридическому адресу. К таким выводам, в частности, пришел ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 14.11.2012 N Ф03-5027/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-1947/13).
В этом деле компания оспаривала решение налоговиков о проведении выездной проверки на территории налогового органа. Причиной послужил тот факт, что организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. По мнению компании, инспекторы фактически лишили ее возможности осуществить участие в мероприятиях выездной проверки, представить необходимые пояснения и документы. Суд посчитал, что если организация на момент назначения выездной проверки не проинформировала налоговый орган о своем фактическом местонахождении, то тем самым не оставила налоговикам выбора, где проводить выездную проверку.

Формальные ошибки в решении о проверке помогут не пустить контролеров на территорию компании

"Пропуском" контролеров на территорию (в помещение) налогоплательщика при проведении выездной проверки является служебное удостоверение и решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 91 НК РФ). При этом налоговое законодательство определяет перечень сведений, которые должны содержаться в таком решении (п. 2 ст. 89 НК РФ и Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). К ним относятся:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Если проверяющие предъявили компании решение, составленное с нарушением, у организации есть законные основания не пустить налоговиков на свою территорию (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так, существенным нарушением, по мнению суда, является проведение более двух проверок в течение календарного года (Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2009 N А08-2803/2008-25, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7239/09). По мнению автора, в этом случае компания также вправе не пускать проверяющих на свою территорию.
Еще одним основанием для отмены проверки и, как следствие, недопущения контролеров в помещения компании может послужить факт подписания решения неуполномоченным лицом. Косвенно это подтверждает спор, который рассматривал ВАС РФ в Определении от 25.08.2009 N ВАС-10889/09. Суд установил, что у исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции имелись полномочия на принятие решения о проведении выездной проверки общества. В связи с чем отсутствуют основания для признания недействительным решения инспекции, вынесенного по результатам указанной проверки.
Прочие ошибки, как, например, отсутствие сведений о том, кто является руководителем проверяющей группы (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2007 N А12-7517/07-С61), налоговики могут исправить путем внесения изменений в существующий документ. Такие неточности не будут основанием для отмены проверки. Следовательно, не пускать контролеров во время проверки на свою территорию, если компания обнаружила, что в решении не указан руководитель группы, рискованно.

Не пускать проверяющих в квартиру учредителя, по адресу которой зарегистрирована компания, рискованно

ФНС России позволяет зарегистрировать организацию по месту жительства учредителя (Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). Налоговый кодекс запрещает доступ инспекторов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц (п. 5 ст. 91 НК РФ). Аналогичные выводы сделала налоговая служба в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355.
Использовать квартиру под офис или производственное помещение можно только в случае перевода жилого помещения в статус нежилого (см. врезку ниже). При этом суды на практике отмечают следующее (Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2013 N Ф09-8732/13):
"<...> Использование налогоплательщиком помещения, расположенного по адресу: <...>, в качестве офиса без соблюдения процедуры перевода данного помещения в категорию "нежилое" не может являться основанием для предоставления ему гарантий, предусмотренных п. 5 ст. 91 Кодекса в отношении жилых помещений".

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
Вести бизнес в жилой квартире компания может только после перевода ее в состав нежилого фонда (Письмо Минфина России от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93). Иначе ей грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 60 000 руб. (ст. 7.22 КоАП РФ).
В статье "Как безопасно с правовой и налоговой точки зрения перевести квартиру в нежилой фонд под офис" // РНК, 2014, N 1 - 2 мы подготовили алгоритм действий по переводу жилого помещения в нежилой фонд с указанием возможных налоговых и правовых последствий.

Следовательно, если компания в нарушение действующего законодательства ведет деятельность по месту жительства учредителя, ей, вероятнее всего, придется пустить проверяющих во время выездной проверки в офис, оборудованный в квартире.
Но если проверка проводится в отношении физлица (в том числе утратившего статус ИП), которое не согласно допустить контролеров в свою квартиру, налоговики проводят контрольные мероприятия на территории инспекции (Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-02-08/109).

Налогоплательщик может обжаловать акт о воспрепятствовании доступу на его территорию
должностных лиц, проводящих проверку

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Однако, если компания препятствует доступу ревизоров в помещение (на территорию), последние могут составить соответствующий акт (форма акта утверждена Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"). Если же налогоплательщик откажется его подписать - сделать об этом отметку.
Практика показывает, что доводы организации о том, что контролеры не указали в акте подробные обстоятельства, кто и как препятствовал их доступу, кому предъявлялись удостоверения и решение на проверку, суд, скорее всего, отклонит. Более того, несогласие налогоплательщика с актом и отсутствие подписи на нем его представителя, готовность предоставить помещение для проверки и все необходимые документы суд также не примет (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2011 N А70-9334/2010). В таком случае контролеры могут воспользоваться правом, предоставленным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить обязательства налогоплательщика расчетным методом (см. врезку ниже).

Читайте на e.rnk.ru. Последствия отказа в допуске налоговиков на территорию компании
Одним из последствий отказа в доступе на территорию организации контролеров является выемка документов (п. 8 ст. 94 НК РФ, Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622, от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 и от 15.03.2012 N АС-4-2/4378).
Кроме того, ревизоры вправе самостоятельно расчетным путем определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет (пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 3 ст. 91 НК РФ). О том, как налоговики применяют расчетный метод и какие ошибки при этом допускают, читайте на сайте e.rnk.ru в статьях "Определяя базу по НДС расчетным методом, налоговики используют примерные, но не всегда верные показатели" // РНК, 2013, N 24 и "В большинстве случаев инспекторы неправильно применяют расчетный метод при непредставлении им документов" // РНК, 2012, N 12.

Есть мнение, что такой акт компания не вправе обжаловать в судебном порядке. Поскольку он не является ненормативным правовым актом, не содержит властных предписаний и носит информационный характер. В связи с чем не нарушает прав и законных интересов организации. Такие выводы, в частности, сделал ФАС Московского округа в Постановлении от 29.12.2011 N А40-27557/11. Несмотря на то что указанное решение суд вынес в отношении акта о противодействии проведению выездной проверки, по мнению автора, предоставленные судом аргументы справедливы и для акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц на территорию (в помещение) налогоплательщика.
Однако Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Решением от 16.07.2013 N А56-32593/2013 удовлетворил требования компании о признании недействительным акта налогового органа о воспрепятствовании доступу должностных лиц на территорию общества (проверяемого лица). Суды апелляционной и кассационной инстанций такие выводы поддержали (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 N А56-32593/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 N А56-32593/2013). Контролеры не смогли доказать факт воспрепятствования доступу со стороны компании. Более того, суд установил, что представитель компании не присутствовал при осмотре налоговым органом помещения, а значит, и не мог отказать (воспрепятствовать) в доступе на территорию офиса.

Примечание. Суд признает акт о воспрепятствовании допуску в офис недействительным, если представитель компании не присутствовал при осмотре помещения.

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела — обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере – сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более – в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто – ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими – вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании — идти на данные меры или нет – решать компании.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее (http://www.klerk.ru)

Сегодня остановимся на практических аспектах данной проблемы и дадим несколько действенных советов тем, кто уже столкнулся с выездной проверкой или готовится к ней.

Итак, в Вашу компанию нагрянула выездная налоговая проверка. Первое, что нужно сделать – внимательно изучить решение о проведении проверки: какие налоги и за какой период будут проверять. Помните, что период выездной налоговой проверки составляет три года, и повторно один и тот же налог проверяться не может. В случае приглашения инспекторами полицейских, убедитесь, заявлены ли они в решении о проверке в числе проверяющих. Если нет – у вас появится возможность отсрочить прибытие сотрудников полиции.

  • Подготовьте «рабочее» место для инспекторов

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Поэтому есть смысл выделить для них специальное помещение. Во-первых, так инспекторы не будут иметь доступ ко всем без исключения документам. Во-вторых, поможет избежать бесконтрольного общения налоговиков с сотрудниками компании.

  • Проинструктируйте сотрудников

По незнанию рядовой сотрудник может навредить, если скажет или сделает лишнее. Поэтому все беседы с проверяющими должен вести тот, у кого есть необходимые знания и опыт. Как правило, это главный бухгалтер, финансовый директор или юристы, к которым вы обратились за услугой сопровождения выездной проверки . Главный посыл, который надо донести до сотрудников: избегать общения с инспекторами, делать только то, что скажет главбух или другой ответственный за взаимодействие с налоговиками сотрудник. Кроме того, о проверке надо известить руководство филиалов компании – чтобы они были наготове и оперативно передавали документы по первому требованию головного офиса.

  • Подчистите документы

Отдавая документы в ходе выездной проверки, удалите с них лишние пометки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки карандашом, забывают свои закладки. Некоторые пометки могут спровоцировать подозрения со стороны инспекторов.

  • Укладывайтесь в сроки

Обычно вместе с решением о выездной проверке компании вручается требование предоставить копии документов. По законодательству есть 10 дней для подготовки копий нужной документации. Если инспекторы запрашивают множество бумаг, и собрать их в отведенный срок просто невозможно, нужно в течение дня, следующего за днем передачи требования, написать заявление в налоговую в свободной форме и в нем указать причину нарушения сроков.

  • Передавайте документы по описи

На выездной проверке инспекторы всегда требуют предоставить документы. Важно соблюсти процедуру передачи, чтобы какие-либо документы случайно не «затерялись» (это часто бывает по небрежности самих инспекторов). Чтобы впоследствии не возникло проблем и в решении по проверке не написали, что какие-то затраты не подтверждены, передавать документы надо строго по описи.

  • Не отдавайте лишнее

Довольно распространена практика, когда передается инспектором множество лишней информации. Например, инспекторы запрашивают определенный договор, а компания вместе с данным документом передает и приложения к нему, также дополнительные соглашения и переписку с конфиденциальной информацией. В результате информация из такой переписки может привести к претензиям налоговой по итогам выездной проверки.

  • Правильно храните документы

Выездная налоговая проверка проводится за определенные периоды – если группируете договоры не по годам, а, к примеру, по контрагентам, понадобится дополнительное время для поиска нужных бумаг.

  • Избавьтесь от компромата

На тот случай, если инспекторы пойдут на крайние меры – например, добьются разрешения на выемку, накануне выездной проверки стоит вывезти из офиса все компрометирующие документы. Также стоит почистить компьютерную базу главбуха и генерального директора и навести порядок в столах (в частности, убрать оттуда лишние печати).

  • Готовьтесь к допросу

По законодательству нет требований в отношении гендиректора лично предоставлять пояснения инспекторам – вполне достаточно ознакомительной беседы. Предоставлять пояснения в ходе выездной проверки понадобится только при вручении уведомления о вызове в роли свидетеля. При его получении нужно предварительно продумать ответы. Налоговики обычно интересуются данными о контрагентах компании. Предоставляемые ответы с вашей стороны либо от сотрудников должны интерпретироваться однозначно.

Как вести себя на допросе
Обратите внимание на нормы закона, на основании которых вызывают на допрос. Если есть ссылка на статью 90 или на подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ, – личное присутствие обязательно. Если статья 90 не упоминается, либо дается ссылка на другой подпункт статьи 31 – можно отправить другого представителя компании.
Предварительно внимательно изучите процедуру проведения допроса. Вопросы налоговиков должны относиться только к вашим должностным обязанностям. Если вопросы затрагивают не вашу зону ответственности, есть право игнорировать такие вопросы. Хотя иногда лучше ответить, чтобы инспекторы не вызывали других сотрудников, которые могут случайно сказать лишнее.
Будьте предельно внимательны, тщательно изучайте протокол, обдумывайте свои ответы и не бойтесь указывать на неправильность записи с ваших слов. Никогда не подписывайте не прочитанные либо незаполненные документы!

Помните, у каждого есть право получить компетентную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому на допрос можно прийти в сопровождении юриста, который и обеспечит контроль правомерности мер со стороны проверяющих.

И наконец, помните о статье 51 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Максимум, что могут сделать налоговики за отказ отвечать на вопросы – выписать штраф в размере 3 000 руб. (ст. 128 НК РФ).

А теперь о том, чего не нужно делать на выездной проверке.

  • Срочно подавать «уточненки»

Даже если вы сами обнаружили ошибки после того как компания узнала о проведении выездной налоговой проверки, не стоит сдавать уточненные расчеты. Во-первых, не факт, что эти ошибки обнаружат проверяющие. Во-вторых, даже если налоговики их найдут, то они потратят время на то, чтобы их зафиксировать и проанализировать. А значит, повышаются шансы на то, что они пропустят какие-то более серьезные недочеты.

История из практики
В ходе выездной проверки инспектор обратил внимание на то, что компания систематически не включала в доходы суммы договорных санкций, признанных ко взысканию в ее пользу постановлениями судов. Несмотря на это налогоплательщик решил не подавать уточненные декларации до получения акта проверки. Это позволило уточнить свои налоговые обязательства только исходя из отраженных в акте фактов неправомерного неучета доходов.

  • Не пускать инспекторов

Не пуская инспекторов на территорию в ходе выездной проверки, Вы только усугубите ситуацию. Налоговики могут решить: компании есть, что скрывать, – и добьются постановления о выемке. Либо, что еще хуже, призовут на помощь сотрудников полиции (к слову, в последнее время налоговики часто прибегают к такой помощи, т. к. совместные проверки гораздо результативнее – заканчиваются большими доначислениями).

  • Говорить лишнее и неправду

Налоговики активно используют опросы сотрудников и руководителей проверяемой компании, чтобы выявить признаки мнимости сделок. Проверяющие пытаются воссоздать ситуацию «под протокол», чтобы через нестыковки и всевозможные ошибки показать, что компания не заключала никаких сделок, выдает зарплату в конвертах и т. п. Поэтому главное правило: перед тем как отвечать на вопросы инспекции, следует документально восстановить все обстоятельства сделки, проговорить и согласовать все ее моменты с контрагентом. Любая незначительная информация, не укладывающаяся в общую логику совершения сделки в понимании инспекции, может стать предметом судебных разбирательств.

  • Конфликтовать

Некоторые налогоплательщики открыто идут на конфликт с проверяющими. Нервозные отношения с инспекторами во время выездной проверки приводят к излишней озлобленности и, как следствие, к дополнительному служебному рвению с их стороны. Вывод – с проверяющими необходимо поддерживать дружеские или хотя бы нейтральные отношения в рамках действующего законодательства.

Если к вам пришла выездная проверка, не надо сразу же паниковать – с выездной проверкой в своей работе встречается почти каждая компания. Выездную проверку надо просто пережить. Самый верный путь в данной ситуации – сразу же привлечь грамотных юристов для сопровождения выездной проверки . С ними риск совершения ошибок сведется к минимуму.

Обращайтесь к нашим специалистам – мы поможем пережить выездную проверку с наименьшими потерями для бизнеса!

Связаться с экспертом

Визит налоговиков трудно назвать дружественным мероприятием. К счастью, выездные проверки теперь проводятся довольно редко – бравые служащие ФНС всё чаще ограничиваются камеральными. И всё же всегда нужно быть готовым к тому, что однажды сотрудники этого ведомства постучатся в двери вашей фирмы. Главное в таких случаях – не паниковать и быстро выстроить правильную стратегию взаимодействия с непрошеными гостями. Давайте разберёмся, как это сделать.

Налоговая проверка организации: особенности

Напомним: выездная налоговая проверка – это мероприятие, по результатам которого налоговые органы доначисляют налоги, сборы и пени, привлекают к ответственности (как налоговой, так и административной) налогоплательщика и занимаются другими узаконенными видами вымогательства.

Плановые выездные проверки проводятся раз в три года, а внеочередные – максимум один раз в год. Внеплановые проверки начинают обычно в случае, если на вас в налоговые и правоохранительные органы неоднократно поступали жалобы от клиентов, контрагентов, конкурентов или просто «неравнодушных» граждан.

Для предпринимателя налоговые проверки становятся хроническим источником конфликтов с ИФНС, злоупотребляющей своими полномочиями. Налоговики часто произвольно (в свою пользу) толкуют налоговое законодательство и допускают массу как мелких, так и очень значительных правонарушений. Ситуация усугубляется тем, что в 2015 году законодатель наделил служащих ФНС новыми возможностями.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

  • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
  • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
  • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
  • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
  • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
  • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
  • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
  • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
  • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.

Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

Как снег на голову

Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

Порядок действий

Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

  1. Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
  2. Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
  3. Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.

И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

  1. Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
  2. Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
  3. Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
  4. Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).

Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

Хитрости и чит-коды

Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

  1. Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
  2. Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
  3. Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
  4. Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
  5. На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.

Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения). Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего. А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

  1. Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
  2. Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
  3. Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
  4. Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
  5. Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
  6. Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
  7. Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.

Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

Новое на сайте

>

Самое популярное