Домой Кредиты онлайн Предложения разработчиков по выпуску гражданской импортозамещающей продукции. Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Предложения разработчиков по выпуску гражданской импортозамещающей продукции. Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны

Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли промышленности :

  • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
  • тяжелое машиностроение (60-80%),
  • легкая промышленность (70-90%),
  • электронная промышленность (80-90%),
  • фармацевтическая,
  • медицинская промышленность (70-80%),
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь – в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

Курица, свинина, с некоторых пор говядина – страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова – куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран – и никаких к ним претензий.

Макаронные изделия – даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество – выше того что массово везут из-за границы.

К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях – по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий – есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин – осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

Определённо – после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей – решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с артелями).

Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

Что стало поводом для программы импортозамещения

Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся стратегические прогнозы на десятки лет вперёд, вычисляются слабости экономики .

Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего – нам нельзя.

Импортозамещение в пищевой промышленности

  • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
  • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
  • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
  • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
  • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
  • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
  • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
  • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
  • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
  • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
  • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
  • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
  • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
  • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

Выставка Импортозамещение

Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

Рязанская область.


Воронежская область.


Вологодская область.


Липецкая область – очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


Алтайский край – этот стенд всегда окружён вниманием – тоже весьма представительно и интересно.


Тульская область.


Краснодарский край – стильный, заметный.

Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.


Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.


Снегоходы.


Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.


Выгребаем всё.


Решения для мобильной торговли.


Медицина.

Минэкономразвития определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. В них будут отобраны приоритетные проекты, которым окажут господдержку. Их масштаб будет незначительным: чиновники настаивают, чтобы общая сумма затрат на каждый проект не превышала 2 млрд руб.

Минэкономразвития обещает деньги

По словам помощника главы Минэкономразвития Елены Лашкиной , которую цитируют ТАСС и Интерфакс , конкретный перечень инвестпроектов , способствующих импортозамещению и росту экспорта, будет подготовлен на основе предложений министерств и ведомств к середине февраля. При разработке критериев чиновники исходили из необходимости замещения прежде всего иностранной продукции инвестиционного назначения.

Главный критерий отбора инвестпроекта - не менее 20% на его финансирования должен предоставить инвестор из собственных средств. Проект должен находиться в российской юрисдикции, участие​​ организаций, находящихся в офшорных юрисдикциях, не допускается. Разрешено лишь финансирование проекта со стороны компании-нерезидента по отдельному соглашению с институтом развития.

Проект должен быть направлен на создание производства продукции, доля импорта которой на территории России составляет от 80 до 100%. Он должен предусматривать создание производства узлов и агрегатов, которые заместят иностранные, либо доля экспорта по результатам реализации проекта составит не менее 20% от общего выпуска продуктовой линейки. Срок реализации проекта (начало эксплуатационной стадии) должен составлять не более трех лет. Срок окупаемости экспортоориентированного проекта должен составлять не более семи лет, проекта импортозамещения - не более 10 лет.

Представитель Минэкономики пояснил РБК, что с участием институтов развития сейчас готовятся соответствующие предложения. «Минэкономразвития совместно с Минпромторгом и Минфином подготовит и представит перечень инвестиционных проектов в правительство к середине февраля», - уточнил он.

Сколько в бюджете заложено на эту программу, представитель Минэкономразвития не уточнил. Этот вопрос отказались комментировать также в Минфине и в Минпромторге . Источник в финансово-экономическом блоке правительства рассказал, что для поддержки инвестпроектов могут использоваться действующие инструменты софинансирования за счет ресурсов институтов развития. Одно Минэнерго оценило расходы нефтегазовых компаний на импортозамещение до 2020 года в 8- 10 млрд руб​​.

Минпромторг собирает заявки

Это не первая попытка сформировать программу импортозамещения . Еще в июне 2014 года Минпроторг направил в правительство документ с таким названием. Он был засекречен, это объяснили тем, что в него включены мероприятия в военно-промышленном комплексе. В Белом доме о документе не вспоминали до декабря прошлого года. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам до 11 февраля 2015 года представить предложения по включению в долгосрочные программы развития стратегических акционерных обществ положений по плановому замещению иностранного оборудования, техники и комплектующих на отечественные аналоги.

Минпромторг сейчас активно работает над вопросом импортозамещения и проводит консультации с предпринимательским сообществом, в частности с «Деловой Россией», говорит РБК источник со стороны бизнеса, знакомый с ходом обсуждения вопроса. «Практически в ежедневном режиме идет обсуждение с чиновниками разного ранга, начиная от уровня руководителей департаментов и выше», - отмечает он.

В начале февраля глава Минпромторга Денис Мантуров может провести встречу с генсоветом «Деловой России», где тема импортозамещения и список возможных проектов для импортозамещения - предложений организации - может также обсуждаться, говорит источник в бизнес-кругах. «На каждый Генсовет , как правило, приглашаются высокопоставленные чиновники, одновременно идут переговоры об участии в следующих генсоветах . Мы ведем переговоры сразу с несколькими чиновниками, в том числе и с Мантуровым », - сказал РБК представитель «Деловой России». В Минпромторге не ответили на вопрос РБК.

«Минпромторг в последнее время зверски активизировался, отодвигает Минэкономразвития и отраслевые министерства», - говорит руководитель одного из отраслевых объединений. Идет формирование списков, в основном это претенденты на субсидирование ставок по кредитам, подтверждает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин . По его словам, списков несколько, поскольку помощь предполагается выделять из разных источников - ФЦП, программам субсидирования ставок и т .д .

Бизнес хочет прозрачный отбор

В фармацевтике осталось принять ряд нормативных документов, например по преференциям в части локализации, говорит председатель отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант . По его словам, возможно, Минпромторг будет собирать информацию по второму этапу. Он предполагает рост глубины локализации и переход на инновационную модель производства.

Сейчас речь идет не о проектах, а о технологиях и методиках импортозамещения , говорит РБК Антон Данилов-Данильян , сопредседатель «Деловой России», глава комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике. Он участвует в обсуждении вопроса с Минпромторгом .

«В экономике в целом невозможно ручное управление этим процессом. Нужны решения «автоматического действия», речь идет о подходах к вопросу, о том, как выявлять способные к импортозамещению предприятия, как их «стыковывать » с заказчиками, причем не только лишь с государственными заказчиками и естественными монополиями», - говорит он.

Для развития импортозамещения нужно решить вопрос с доступом к финансированию, с переобучением кадров и инфраструктурного обеспечения. «Необходимо, чтобы любой проект по импортозамещению получал возможность доступного финансирования. Нужно все формы господдержки , по отраслевому признаку разделенные, представить бизнесу. Это системный подход, все остальное - ручное управление», - говорит Данилов-Данильян .

Источник в РСПП рассказал РБК, что с правительственными чиновниками обсуждаются системные меры поддержки, а не конкретные проекты. При этом сама дискуссия выходит за рамки антикризисных мер и собственно импортозамещения - речь идет в целом о промышленной политике в России.


Приоритетные отрасли для импортозамещения

Оборудование для пищевой промышленности, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование (в части судового комплектующего оборудования), радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность (катализаторы, производство редкоземельных материалов¸ композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также изделий из резины и пластмасс), фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, гражданское авиастроение, двигателестроение, комплектующие и оборудование для транспортного машиностроения.

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе "прямой линии" в апреле текущего года.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д.

Антикризисные меры на 2015 год в новой интернет-версии системы ГАРАНТ. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня!

Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд "удачных" в этом смысле моментов, – это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере. Эту проблему периодически поднимают на различных уровнях. Так, в 2011 году Дмитрий Медведев , занимавший в то время пост Президента РФ, на встрече с представителями малого бизнеса Пензенской области говорил о неэффективности действующей в то время программы импортозамещения.

МНЕНИЕ

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":

"Планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Этому в определенной мере поспособствовала девальвация рубля, произошедшая в конце прошлого года: отечественная продукция ощутимо подешевела по сравнению с аналогичной, произведенной за рубежом. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный, если мы хотим по-настоящему развивать промышленность), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов".

От слов до дела – целая верста

В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 года кабмин утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (). Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве ().

Финансовое содействие импортозамещению

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики:

  • сельское хозяйство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • связь и телекоммуникации;
  • энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен будет оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем уполномоченным банком в рублях под 9% в год. Причем средства, затраченные банками, на предоставление кредитов, будут Банком России им возмещены. В настоящий момент для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России. Процентная ставка по заему рассчитывается по следующей формуле: 6,5% – определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты () + 2,5%. Первая составляющая может быть впоследствии установлена в другом размере, а это значит, что условия финансирования предпринимателей могут поменяться.

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Также предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых в рамках программы. Гарантии даются по кредитам, выданным на срок от трех до 20 лет, в объеме до 25% обязательств заемщика. Общий объем выделяемых на эти цели средств в текущем году составляет 60 млрд руб (п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря № 384-ФЗ " ").

В реестр отобранных инвестиционных проектов уже попали:

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд руб., при том, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд руб. от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:

  • иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Заем от фонда не смогут получить иностранные компании, и компании с офшорной "пропиской", за исключением компаний, получивших статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

Новое для российского права понятие "специальный инвестиционный контракт" содержит пока еще не вступивший в силу Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (). Такой контракт представляет собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать либо освоить производство определенной промышленной продукции в России. При этом органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта.

Оценить реальный эффект от такого партнерства пока нельзя, так как соответствующие нормы начнут действовать лишь с 1 июля 2015 года. Однако, есть основания предполагать, что облечение отношений производителя и государства в подобную форму даст бо льшую уверенность в успех таких проектов, чем, например, государственно-частное партнерство за счет создания условий стабильности правового регулирования.

В то же время, перечень инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения планируется расширить. По словам Аркадия Дворковича, полный их комплекс будет разработан к 1 июля текущего года. Так, в конце мая, правительство приняло решение внести на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия по производству товаров (распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р). Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право уменьшать налоги для участников региональных инвестиционных проектов путем снижения до 10% налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0% – в части налога, поступающей в федеральный бюджет.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.

Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны ( , ).

Минпромторг России возлагает большие надежды на стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках. Соответствующие поправки в законодательство о контрактной системе находятся в Госдуме на рассмотрении. Планируется уточнить правила описания объекта закупки таким образом, чтобы при их осуществлении преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Импортозамещение в реальном времени

Во исполнение январского антикризисного плана () в апреле текущего года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

  • фармацевтическая промышленность ();
  • тяжелое машиностроение ();
  • программное обеспечение ()
  • авиастроение ();
  • судостроение () и т. д.

Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля текущего года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году. Осуществление этих мер потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Однако планируется, что в 20-летней перспективе это послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раз).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Толкование юридического или экономического термина можно узнать в системе ГАРАНТ. Для этого нужно вызвать вкладку со списком терминов толкового словаря (F12) и ввести соответствующий запрос, например "импортозамещение". Для термина, встретившегося при чтении документа, можно вызвать словарь выделив нужный фрагмент (или наведя курсор на отдельное слово) и вызвав команду "Найти в Толковом словаре", нажав правую кнопку мыши.

На недостатки правового регулирования политики импортозамещения в фармацевтической отрасли сетует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев . При этом, подчеркивает он, отечественная фармацевтическая промышленность фактически уже много лет работает в этом направлении, воспроизводя копии оригинальных лекарственных средств. Так, любой так называемый дженерик (воспроизведенный препарат) представляет собой повторение оригинального лекарства, как правило импортного происхождения. поэтому импортозамещение для фармацевтики, по мнению эксперта, – это ежедневная, рутинная работа и принципиальных новелл в этом вопросе не существует. Одновременно, Виктор Дмитриев отмечает проблему, аналогичную сложившейся на рынке программного обеспечения: организация производства лекарства само по себе не столь затруднительна, как вывод созданного препарата на рынок. Правительство еще в сентябре прошлого года разместило для общественного обсуждения проект постановления, которое в отрасли называют "третий – лишний": об ограничении участия в бюджетных торгах поставщиков импортных препаратов при наличии двух и более участников, предлагающих отечественные лекарственные средства. Однако, дальше проекта, дело до сих пор не продвинулось.

Кроме этого, по словам Виктора Дмитриева, доработки требуют существующие регистрационные процедуры. Например, несмотря на то, что регистрировать фармацевтические субстанции не нужно, закон требует их внесения в государственный реестр лекарственных средств (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ " "), что фактически является повторением процедуры регистрации. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным конкурентам, которые выходят на рынок с уже готовым лекарственным средством и не обязаны заносить в реестр субстанцию в его составе.

Российская индустрия разработки программного обеспечения по праву считается одной из динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Ряд российских программных продуктов стабильно пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и на глобальном рынке. В этом есть и заслуга государства. Так, начиная с 2011 года разработчики программного обеспечения выплачивают страховые взносы в пониженном размере ( , Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Спустя практически год соответствующие проекты законов и нормативных актов подготовили . В целом снизить зависимость от иностранного программного обеспечения предполагается, сделав рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное программное обеспечение, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или если имеющееся не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. Одновременно предполагается признавать программное обеспечение отечественным, если оно было внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр.

Получить комментарии о реализации программ импортозамещения от представителей отраслей авиа- и судостроения редакции портала ГАРАНТ.РУ не удалось.

Темпы без качества не темпы, а – профанация

В конце апреля распоряжением правительства была учреждена Автономная некоммерческая организация "Российская система качества" (). Член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Елена Саратцева пояснила порталу ГАРАНТ.РУ, Российская система качества создается в целях продвижения на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции. Кабмин на своем официальном сайте отмечает, что помимо прочего Российская система качества должна послужить решению задачи импортозамещения. Над созданием АНО "Роскачество", помимо Минпромторга России, работали Минсельхоз России, Росстандарт, ТПП РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"и другие общественные и научные организации и объединения.

Планируется, что товары для испытаний в аккредитованных при АНО "Роскачество" лабораториях будут закупаться в точках розничных продаж на территории России. Результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Роскачества.

Продукции, успешно прошедшей процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться российский Знак качества. При этом сертификация продукции для получения будет полностью бесплатной для производителей. Право маркировать продукцию Знаком качества будет выдаваться сроком на два либо на три года (в зависимости от категории продукции), после чего товар может вновь пройти добровольную сертификацию Роскачества. Причем в случае поступления от населения жалоб на качество продукции, получившей российский Знак качества, будут проводиться внеплановые проверки этой продукции. Если информация о несоответствии требованиям по качеству или локализации, подтвердится, то право на использование Знака качества у такого товара будет отозвано.

Организация финансируется за счет средств федерального бюджета, добавляет Елена Саратцева, этим обеспечивается независимость исследований и сертификации. Уже в этом году Роскачество проведет веерные исследования продукции в 30 категориях. В выборку каждого исследования будет включена бо льшая часть товаров, представленных в каждой категории (до 50 образцов). Предполагается, что первые Знаки качества будут присвоены уже в текущем году.

Защитные меры: обратная сторона медали

В то же время, защитные меры, несмотря на свою очевидную пользу для отечественных производителей, могут нести в себе и скрытые угрозы экономике. К примеру, эмбарго на ввоз в нашу страну продуктов питания из поддержавших антироссийские санкции стран ощутимо снизило конкуренцию российских фермеров с зарубежными производителями на продовольственном рынке. На первый взгляд может показаться, что такие внешнеполитические меры сыграли исключительно на руку отечественным производителям-аграриям. Однако Счетная Палата РФ в своем докладе, опубликованном в октябре 2014 года, выражает опасения в связи с возможным ускорением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А скорость восполнения образовавшегося дефицита, подчеркивает ведомство, ограничена возможностями имеющихся производственных мощностей.

Опять же, при производстве некоторых продуктов питания используется импортное сырье, доступ производителей к которому прекратился. Сергей Фахретдинов , член координационного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", член Общественной палаты РФ, добавляет, что проблема нехватки незаменимого для выпуска отечественной продукции сырья остро стоит и в высокотехнологичных отраслях. Так, по его словам, российская нефтехимическая промышленность, продуктами которой пользуются практически все отрасли, сильно отстает от передовых стран. На восполнение дефицита химического сырья за счет внутренних ресурсов потребуются значительные усилия и время.

***

Можно констатировать, что в России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. В то же время, эксперты говорят о необходимости придания этому процессу большей системности. Так, по мнению первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Владислава Корочкина, необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые бы позволяли ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: по какому сценарию пойдет процесс? Будет ли финалом этой масштабной работы создание продукта – аналога зарубежного, или мы пойдем дальше и в ряде областей сможем побороться за существующие зарубежные рынки? О планах руководства страны на этот счет можно судить по ряду высказываний. Так, Владимир Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае прошлого года отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной. Эту же мысль развил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного доклада Госдуме в апреле этого года, добавив, что импортозамещение не приведет к хозяйственной самоизоляции России. Однако как будет развиваться экономика в реальности, покажет время.

Вопросы импортозамещения в России решаются разными способами, в том числе с помощью бульдозеров. Фото с официального сайта Россельхознадзора

В 2019 году импортозамещение в промышленности сошло на нет: предприятия не преодолели зависимость от зарубежных компонентов и оборудования. К такому выводу на основе опросов пришли в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институте Гайдара). Правда, вывод поддержали не все эксперты. В Российском экспортном центре (РЭЦ) сообщили об изменении парадигмы: теперь во главе угла не столько импортозамещение, сколько расширение экспортного потенциала. Проблема же внутреннего рынка, по замечанию некоторых разработчиков, состоит в том, что он не обеспечивает достаточного спроса. В итоге господдержка предприятиям оказывается, зависимость от импорта сохраняется, цены на внутреннем рынке растут.

Основное препятствие для импортозамещения в закупках российскими предприятиями машин, оборудования, комплектующих и материалов – это отсутствие российских аналогов, сообщил во вторник завлавбораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло на прошедшем в Москве круглом столе «От импортозамещения к импортоопережению».

Впервые о помехах для импортозамещения Институт Гайдара спросил российские предприятия в январе 2015 года – после случившегося в стране валютного кризиса и начавшегося санкционного противостояния. «И если в январе 2015 года такая оценка могла быть вызвана эмоциональным шоком, то следующие опросы окончательно подтвердили этот «нехороший» вывод», – уточняет Цухло. Картина с годами принципиально не менялась: вплоть до октября 2018 года большинство (от 60 до почти 70%) предприятий указывали на эту проблему как на главное препятствие импортозамещения.

По словам эксперта, показательно, что и в апреле 2014 года, и даже в декабре 2014-го, то есть в самый разгар валютного кризиса, около 40% предприятий заявляли, что никакой рост рублевых цен на закупаемую за рубежом продукцию не заставит их отказаться от импорта.

Тем не менее импортозамещение идет, точнее – шло, продолжил Цухло. Как показал мониторинг Института Гайдара, «масштабы импортозамещения были максимальны в начале 2015 года, потом этот процесс стал постепенно затухать». Так, в 2015 году около 30% предприятий сообщали о сокращении физической доли импорта или полном отказе от него в закупках машин и оборудования, примерно 22% сообщали об импортозамещении в закупках сырья и материалов. К концу 2018 года доля предприятий, проводящих импортозамещение в закупках как машин и оборудования, так и сырья и материалов, составляла не более 10%.

«В 2019 году мы даже прекратили этот мониторинг, поскольку для предприятий картина принципиально не изменилась, импортозамещение логичным образом затухло», – сообщил Цухло.

Но этот вывод оказался не популярен среди других участников круглого стола. «Возможно, закончилось импортозамещение, но началось что-то другое – например, экспортоориентированность?» – спросил старший управляющий директор по сопровождению проектов «Роснано» Тимур Котляр.

Директор по взаимодействию с институтами развития РЭЦ Кирилл Орлов указал на «логичную динамику процессов». «Если мы говорим про импортозамещение именно в машиностроении, то понятно, что эти процессы длительные. Переоборудовать производство, получить финансирование, удовлетворить внутренний рынок и, возможно, нацелиться на внешний – на это нужно время, не один год», – пояснил он.

Как уточнил Орлов, для ускорения этих процессов со стороны государства принимается немало решений, оказывается прямая поддержка, в том числе финансовая, через субсидирование процентных ставок и т.п. И уже сотни компаний, по его словам, получают такую помощь. Также Орлов указал на изменение парадигмы: институты развития придерживаются теперь мнения, что сейчас нужно создавать производства, которые не просто смогут заместить импорт, а станут конкурентоспособными на внешнем рынке.

В 2014 году в стране была утверждена разработанная Минпромторгом госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Предполагалось, что реализация программы поможет сократить зависимость от импорта критически важных продуктов, оборудования и технологий, что она простимулирует наращивание экспорта конкурентоспособной отечественной продукции.

С учетом дальнейших поправок, внесенных в программу, финансирование за счет средств федерального бюджета за период 2013–2024 годов должно составить свыше 3 трлн руб. Теперь об изменении парадигмы, по словам некоторых участников круглого стола, свидетельствует нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который предполагает выделение из бюджета в течение шести лет почти 1 трлн руб.

Некоторые российские производители и разработчики, принявшие участие в круглом столе, тоже поделились своими наблюдениями. Одни указали на то, что импортозамещение без поддержки спроса на импортозамещающую продукцию не работает.

Другие сообщили, что, например, в высокотехнологичных отраслях модель «сначала заместим внутри России весь импорт, а потом выйдем на экспорт» не эффективна, потому что «российский рынок очень маленький» и в его рамках трудно развиться до уровня глобальных игроков. По мнению некоторых разработчиков, лучше сразу ориентироваться на глобальный рынок, причем не в гордом одиночестве, а в кооперации с другими, близкими нам по той или иной причине странами, например, со странами, подверженными санкционным рискам.

Сергей Цухло к этому добавил, что, судя по конъюнктурным опросам, сейчас российские производители главным фактором неопределенности называют отсутствие четкой экономической политики: нет понимания, в каком положении мы сейчас находимся (кризис, стагнация?), куда мы пойдем дальше, что нам предлагает экономический блок. «В такой ситуации говорить о формировании спроса на российскую продукцию в любой отрасли очень сложно», – делает вывод Цухло.

Парадокс же российского импортозамещения состоит в том, что на фоне курсовых колебаний, инфляции и иных новаций правительства цены в стране продолжают расти. По Росстату, доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 42% в 2014 году до 36% во втором квартале 2019-го. Если говорить про торговлю продовольственными товарами, то в этом случае доля импорта сократилась за тот же период с 34 до 24%.

При этом, как следует из данных Росстата, с 2014 года и продовольственные, и непродовольственные товары в стране подорожали почти в полтора раза. Более конкретный пример – цены на новые легковые автомобили в России за последние пять лет выросли на 76%, сообщало агентство «Автостат». Для сравнения: с 2014 года рубль в России подешевел по отношению к доллару почти в два раза. И это, пожалуй, нагляднее всего показывает, как мы «перестали» зависеть от импорта.

Новое на сайте

>

Самое популярное