Домой Кредиты онлайн Стратегии развития российского теплоснабжения до года. Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения россии

Стратегии развития российского теплоснабжения до года. Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения россии

Стратегическими целями развития теплоснабжения являются:

  • достижение высокого уровня комфорта в жилых, общественных и производственных помещениях, включая количественный и качественный рост комплекса услуг по теплоснабжению (отопление, хладоснабжение, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), высокий соответствующий ведущим европейским странам уровень обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости;
  • кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения на основе инновационных, высокоэффективных технологий и оборудования;
  • сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива;
  • обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в сфере развития теплоснабжения следует признать неудовлетворительными. За прошедший период ситуация в указанной сфере ухудшилась несмотря на принятие целого ряда решений, которые оказались не подкреплены в достаточной степени необходимыми организационными мерами, материально-технической базой и финансовыми средствами.

За прошедший период выросли показатели износа основных фондов теплоснабжения (до 65 - 70 процентов), коэффициент использования установленной тепловой мощности электростанций снизился до величины, не превышающей 50 процентов, протяженность тепловых сетей сократилась на 7 процентов (более чем на 13,5 тыс. км), увеличились потери в тепловых сетях (с 14 до 20 процентов), а также значительно вырос расход электроэнергии на перекачку теплоносителя (до 40 кВт.ч/Гкал).

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

  • неудовлетворительное состояние систем теплоснабжения, характеризующееся высоким износом основных фондов, особенно теплосетей и котельных, недостаточной надежностью функционирования, большими энергетическими потерями и негативным воздействием на окружающую среду;
  • потребность в крупных инвестициях для обеспечения надежного теплоснабжения при необходимости одновременного ограничения роста стоимости услуг этой сферы;
  • организационная разобщенность объектов и систем теплоснабжения - отсутствие единой государственной политики в этом секторе, прежде всего научно-технической и инвестиционной;
  • необходимость институциональной перестройки всей системы теплоснабжения для вывода ее из кризиса и успешного функционирования в рыночных условиях.

Для достижения стратегических целей развития отрасли необходимо решить следующие основные задачи:

  • развитие теплоснабжения России и ее регионов на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности;
  • распространение сферы теплофикации на базе паротурбинных, газотурбинных, газопоршневых и дизельных установок на область средних и малых тепловых нагрузок;
  • оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон;
  • максимальное использование возможностей геотермальной энергетики для обеспечения теплоснабжения изолированных регионов, богатых геотермальными источниками (полуостров Камчатка, остров Сахалин, Курильские острова);
  • развитие систем централизованно-распределенной генерации тепловой энергии с разными типами источников, расположенных
  • в районах теплопотребления;
  • модернизация и развитие систем децентрализованного теплоснабжения с применением высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, когенерационных, геотермальных, теплонасосных и других установок, а также автоматизированных индивидуальных теплогенераторов нового поколения для сжигания разных видов топлива;
  • совершенствование режимов эксплуатации теплоэлектроцентралей с целью максимального сокращения выработки электрической энергии по конденсационному циклу, вынос ее выработки по условиям экономичности на загородные тепловые станции;
  • изменение структуры систем теплоснабжения, включая рациональное сочетание системного и элементного резервирования, оснащение автоматикой и измерительными приборами в рамках автоматизированных систем диспетчерского управления нормальными и аварийными режимами их эксплуатации, переход на независимую схему подключения нагрузки отопления (вентиляции и кондиционирования) и закрытую систему горячего водоснабжения;
  • совместная работа источников тепла на общие тепловые сети с оптимизацией режимов их функционирования;
  • реконструкция теплоэлектроцентралей, котельных, тепловых сетей и тепловых энергоустановок, проведение теплогидравлической наладки режимов, повышение качества строительно-монтажных и ремонтных работ, своевременное выполнение регламентных мероприятий, оснащение потребителей стационарными и передвижными установками теплоснабжения в качестве резервных и (или) аварийных источников теплоснабжения;
  • разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его транспортировку и распределение, а также потребителей в рыночных условиях функционирования отрасли.

Перспективная структура, а также объемы производства и потребления тепловой энергии на рассматриваемый период максимально ориентированы на обеспечение потребностей экономики России и учитывают уже начавшуюся деурбанизацию городских поселений, включая вынос за пределы городской застройки промышленного производства и активное развитие индивидуального малоэтажного строительства, доля которого планируется на уровне 52 - 55 процентов всего вводимого в эксплуатацию жилого фонда. Малоэтажная застройка, как правило, будет обеспечиваться индивидуальными теплогенераторами, а многоэтажная - централизованными (частично децентрализованными) источниками. Основной прирост производства тепла в системах централизованного теплоснабжения будут обеспечивать тепловые электростанции, доля которых в общем объеме производства тепла в системах централизованного теплоснабжения вырастет с 44 процентов до 49 - 50 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии. Кроме того, увеличится использование теплоутилизационных установок и особенно возобновляемых источников тепла на базе геотермальной, солнечной энергии и биомассы. В результате доля котельных в производстве тепла в системах централизованного теплоснабжения уменьшится с 49 процентов до 40 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии.

В теплоснабжении также найдут свое применение атомные станции с модульными высокотемпературными газоохлаждаемыми реакторами для производства тепла промышленного потенциала, производства водорода, синтетического жидкого топлива и других.

Энергосбережение в теплоснабжении будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  • в производстве тепловой энергии - повышение коэффициента полезного действия котлоагрегатов, теплофикационных и других установок на основе современных технологий сжигания топлива, когенерационной выработки тепловой и электрической энергии, увеличение коэффициента использования тепловой мощности, развитие систем распределенной генерации тепла с вовлечением в теплоснабжение возобновляемых источников энергии, повышение технического уровня, автоматизации и механизации мелких теплоисточников, оснащение их системами учета и регулирования отпуском тепловой энергии, а также обоснованное разделение сферы централизованного и децентрализованного теплоснабжения;
  • в системах транспорта тепловой энергии - сокращение тепловых потерь и утечек теплоносителя в результате реконструкции тепловых сетей на основе применения теплопроводов заводской готовности, эффективных способов их прокладки, современных запорно-регулирующих устройств, автоматизированных узлов и систем управления режимами, а также организация оптимальных режимов функционирования тепловых сетей, теплоисточников и потребителей;
  • в системах потребления тепловой энергии - учет количества и контроль качества потребляемой тепловой энергии, реконструкция и новое строительство зданий с применением теплоустойчивых конструкций, тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования и теплопроводов, а также высокая технологичность всего процесса теплопотребления, доступность его контроля и возможность управления.

В результате будет достигнуто не менее чем двукратное снижение удельных потерь тепла (с 19 процентов до 8 - 10 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии), что обеспечит экономию топлива в размере не менее 40 млн. тонн условного топлива к 2030 году.

Прогнозируемое развитие теплоснабжения потребует осуществления ряда таких мер, как формирование и совершенствование конкурентного рынка тепловой энергии, поддержка создания прогрессивного российского оборудования для системы теплоснабжения, совершенствование управления этими системами и поддержка государством и региональными органами власти формирования необходимых инвестиций в сферу теплоснабжения.

На первом этапе реализации настоящей Стратегии будет обеспечено повышение стандартов предоставления услуг теплоснабжения в результате оптимизации структуры систем, соотношения централизованного и децентрализованного теплоснабжения, повышения надежности, безопасности, энергетической и экономической эффективности производства, транспортировки и потребления тепла за счет модернизации основных производственных фондов и тепловых сетей, а также обеспечения потребителей системами учета и регулирования.

В указанный период необходимо осуществить разработку и начать последовательную реализацию комплекса программных мер по коренному усовершенствованию теплоснабжения, предусматривающих в том числе:

  • оптимизацию системы тарифов (переход на обязательное применение двухставочного тарифа, применение долгосрочных тарифов по двусторонним договорам) с учетом интересов как производителей, так и потребителей тепла;
  • формирование обязательных требований к производимому и применяемому в указанной сфере оборудованию, а также к повышению энергоэффективности зданий;
  • рациональное применение механизмов государственной поддержки, в том числе в рамках частно-государственного партнерства.

На втором этапе реализации настоящей Стратегии будет осуществлена масштабная реконструкция и техническое переоснащение основных фондов, включая экономически оправданную замену тепловых сетей и сетевого оборудования централизованного теплоснабжения в тех регионах, где это будет экономически оправданно. Широкое развитие на новом технологическом уровне получат системы децентрализованного (индивидуального) теплоснабжения, в том числе с использованием возобновляемых источников тепла.

Будет сформирован рынок тепловой энергии и упорядочены взаимоотношения между его участниками, дальнейшее развитие получат процессы повышения энергоэффективности теплоснабжения и внедрения инновационных высокоэффективных технологических схем его организации.

На третьем этапе реализации настоящей Стратегии теплоснабжение достигнет высоких уровней энергетической, экономической и экологической эффективности, будет обеспечен высокий уровень теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии). Дальнейшее развитие отрасли пойдет по пути расширенного вовлечения в производство тепла новых неуглеводородных источников энергии и использования высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации теплоснабжения.

Источник: www.rosteplo.ru


Подходы к Стратегии развития теплоснабжения одобрены рабочей группой

  • 7 июня 2016 г.
  • 733

«В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне…», - отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов.

В Государственной Думе состоялось совещание рабочей группы по разработке и принятию «Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года».

Открывая совещание, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов подчеркнул: «В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне. Одна из основных проблем, требующая безотлагательного решения - вопрос работы ТЭЦ в современных рыночных условиях. В настоящее время деятельность теплоэлектроцентралей, которые на единицу топлива выдают два продукта: тепло и электроэнергию, не урегулирована между законами «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении». В итоге теряется эффективность работы ТЭЦ. В этой связи Правительству необходимо скоординировать действия и наладить взаимодействие между Министерством энергетики и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по решению данного давно назревшего вопроса».

Высказывая свое мнение в поддержку подходов Стратегии заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков обратил внимание на необходимость более широкого раскрытия в Стратегии решения проблем муниципального теплоснабжения.

Заместитель председателя правления НП «Совета рынка» Владимир Шкатов отметил, что вице-премьером А.В. Дворковичем в Минэнерго России возвращен на доработку проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» в связи с отсутствием, по мнению вице-премьера, понятных перспектив развития энергетики за 5-летним горизонтом.

По мнению В. Шкатова, увязать между собой все программы развития энергетических систем - задача будущего, а в настоящее время необходимо разрабатывать и принимать Стратегии по отдельным отраслям и очень правильно, что в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года предлагается увязка работы рынков электрической и тепловой энергии через решение проблемы ТЭЦ.

Подводя итог совещания, Ю.А. Липатов отметил, что проблемами теплоснабжения, которые всегда появляются на стыке взаимодействия ведомств, Правительство РФ в вопросе координации их деятельности ведёт недостаточно активную работу. В этих условиях Государственная Дума федерального собрания Российской Федерации и самая крупная партийная фракция в Госдуме вынуждена обращать на это внимание руководителей и федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

В этом году, 4 февраля, в ГД РФ прошло второе заседание секции по законодательному обеспечению теплоснабжения Экспертного совета при комитете по энергетике, где обсуждалась «Стратегия развития теплоснабжения в РФ на период до 2020 г.».

Предложенную для обсуждения редакцию Стратегии в целом одобрили все участники заседания, поэтому было предложено создать в кратчайшие сроки рабочую группу из представителей ФОИВ и экспертов профессионального сообщества для доработки положений Стратегии и принятия ее в качестве официального правительственного документа.

Комментируя итоги заседания, руководитель секции, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ю. Липатов отметил: «Сегодня обсуждались крайне важные для отрасли вопросы. Первая редакция проекта стратегии развития теплоснабжения, размещенная на сайте www.rosteplo.ru для широкого обсуждения, вызвала большой интерес, как у профессионалов, так и у общественности. С учетом итогов обсуждения в начале февраля этого года была подготовлена вторая редакция стратегии. Участники обсуждения были едины во мнении, что, во-первых, необходимо сформировать базу по степени надежности систем теплоснабжения в регионах, поселениях и различных округах РФ.

Во-вторых, необходимо разработать адекватную модель долгосрочного тарифного регулирования. Ведь в настоящее время существующая модель формируется на основе уже сложившейся базы по тарифам, которая не всегда отражает необходимый уровень и достаточность тарифных решений. Если теплоснабжающая организация сегодня недофинансирована, то никакая долгосрочная модель не сумеет вывести ее на безубыточность деятельности. Поэтому должны быть четко определены принципы формирования тарифной базы.

Еще одним вопросом, требующим незамедлительного решения, по общему мнению экспертов является необходимость прописать систему перехода из состояния недофинансирования в состояние достаточного финансирования. Вариантом решения этого вопроса может быть введение системы индексов в абсолютной величине. И здесь главная цель заключается в том, что теплоснабжающая организация должна стать единым центром обеспечения надежности и качества снабжения теплом в том или ином населенном пункте.

Также важной темой, которая всесторонне обсуждалась сегодня на заседании секции, стали стратегические вопросы развития когенерации. В свое время комбинированное производство тепловой и электрической энергии было ориентировано на максимальный общий эффект для потребителей, находившихся в зоне теплоснабжения ТЭЦ. Однако правила рынка электроэнергии не учитывают технологических особенностей ТЭЦ и общий эффект комбинированной выработки для потребителей.

Эффективность выработки электроэнергии сегодня достигается при работе ТЭЦ по тепловому графику. Главной же сложностью работы ТЭЦ в энергосистеме является значительное отличие графиков потребления электрической и тепловой энергии, как в течение года, так и в течение суток (сезонный и суточный).

Действующие на данный момент правила оптового рынка электроэнергии и мощности, касающиеся вопросов вывода оборудования из эксплуатации, не учитывают особенности работы ТЭЦ на рынке тепла. Если не решить эту проблему сейчас, то в ближайшем будущем мы можем столкнуться с тем, что работа теплоэнергостанций станет просто невыгодной. Это постепенно приведет к постепенному выводу ТЭЦ из эксплуатации и всеобщей «котельнизации» страны. Попытка же компенсировать убытки ТЭЦ от работы на рынке электроэнергии за счет роста стоимости тепла приведет к неконкурентоспособности ТЭЦ на рынке тепловой энергии. Конечно, этот вопрос нельзя решить одномоментно. Здесь требуется постепенная и пошаговая работа, которая будет продолжена. И, надеюсь, к концу весенней сессии будут предложены законодательные инициативы, позволяющие решить эти вопросы».

Д. П. Кожемякин

ООО «ПСХ "Энергия"»

ул. Химзаводская, 11, Бердск, Новосибирская область, 633004, Россия

E-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

В данной статье предлагается процедура формирования стратегических сценариев развития городской системы теплоснабжения, сочетающих централизованную и децентрализованную ее доли и оптимизированных в задаваемых условиях. Для реализации этой процедуры был использован так называемый сценарно-ситуационный подход, формализованный экономико-математической моделью в вариантной постановке.

Ключевые слова: городская система теплоснабжения, централизация, децентрализация.

В настоящее время подавляющее большинство прогнозов развития коммунальных теплоснабжающих систем сводится к рассмотрению стратегических сценариев, в которых в той или иной доли присутствуют централизованное и децентрализованное 1 (локальное, автономное) теплоснабжение. Напомним, что в СССР преобладало централизованное теплоснабжение. В России с помощью централизованных систем обслуживается 92 % городских и 20 % сельских жителей, т. е. примерно 73 % населения страны .

Существуют различные взгляды на существо децентрализации. В отчете Инновационного бюро «Эксперт» 2 прямо говорится о том, что локальные системы должны иметь место, они эффективны в наиболее критических местах - в районах массовых новостроек и интенсивного роста промышленного производства. В таких местах, по мнению авторов, нужно вводить относительно небольшие (до 25 МВт) газотурбинные ТЭС и ТЭЦ (срок строительства - от трех месяцев до года) для покрытия местного спроса. В публикации приводится высказывание академика РАН О. Фаворского: «...радикальный путь обеспечения внутренней энергобезопасности - децентрализация энергетики, которая с учетом переделки котельных, работающих на газе. в небольшие электростанции, даст в России не только прибавку в выработке тепла и электричества, но и станет одной из основ экономии того же газа». Тем не менее авторы публикации предупреждают, что «необдуманная автономизация и локализация противоречат мировому мейнстриму - централизации систем теплоснабжения».

Во Всероссийском энергетическом институте им. Кржижановского предполагают, что через 20-30 лет доля тепла, производимого на ТЭЦ в системах централизованного теплоснабжения, уменьшится с 43 до 35 %, и значение автономных установок возрастет. В пользу существования децентрализованного теплоснабжения приводятся слова академика РАН С. Чистовича: «.сложившийся уровень централизации теплоснабжения городов не должен рассматриваться пассивно как сложившийся или стихийный фактор, ожидаемое значение которого лишь прогнозируется. Этот показатель должен быть одним из основных параметров управления городской энергетикой. Его плановые значения должны определяться исходя из государственных соображений, должны быть отражены в стратегических документах по развитию инженерного обеспечения и охране окружающей среды. Города же должны не препятствовать, а напротив, поощрять строительство локальных источников, но в зоне действия

1 Не входящее в действующие сложившиеся централизованные системы теплоснабжения.

2 Инновации в строительном кластере: барьеры и перспективы: Отчет / Инновационное бюро «Эксперт» (http://www.mno-expert.ru/consulting/building).

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 2 © Д. П. Кожемякин, 2008

ТЭЦ они должны разрешаться только как пиковые» 3. Авторы публикации полностью согласны с С. Чистовичем, заявляя, что в настоящее время назрела необходимость изменения схем централизованного теплоснабжения и дополнения их автономными (локальными) системами, но необходимыми только для пиковых нагрузок. В заключение делается вывод о том, что кризис 1990-х гг. показал принципиальные недостатки централизованных систем, поэтому современная концепция развития коммунальной теплоэнергетики должна предусматривать наличие «разумной (оптимальной) централизации теплоснабжения» 4.

Сценарные прогнозы развития смешанной (с централизованной и децентрализованной составляющими) системы теплоснабжения официально были заявлены в Энергетической стратегии до 2020 г., в которой провозглашался «пересмотр политики теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии». Этот пересмотр базировался на следующих принципиальных положениях:

Интенсивное сокращение потерь тепла в системах централизованного теплоснабжения (СЦТ);

Увеличение доли населения и социальной сферы в потреблении тепла от СЦТ общего пользования;

Значительный рост производства тепла в хозяйственных структурах, не связанных с СЦТ общего пользования;

Высокий темп роста количества прогрессивных автономных источников в децентрализованном секторе теплоснабжения.

Необходимость развития смешанной системы теплоснабжения присутствует и в более позднем документе, который тоже можно отнести к официальным, так как он разрабатывался по поручению министерств Экономического развития и торговли и Промышленности и энергетики - в проекте Концепции энергетической стратегии России на период до 2030 г. . Одной из стратегических концептуальных целей развития электроэнергетики и теплоснабжения в этом документе является «максимально эффективное использование возможностей когене-рации и развитие децентрализованного энерго- и теплоснабжения».

Были попытки оценить крайние варианты сценарных прогнозов с позиций настоящего времени. Так, в оценивался вариант сохранения существующих систем централизованного теплоснабжения общего пользования за счет их обновления и реконструкции. По расчетам специалистов , на его реализацию потребуется около 72 млрд долл. капиталовложений до 2020 г., что при прогнозируемом росте цен на газ и уголь в 2-3 раза повысит цену тепла до социально неприемлемых размеров - не менее чем в 3-4 раза. Вариант повсеместного и полного перехода на децентрализованное теплоснабжение, по их оценке, также мало реален по экономическим, техническим и организационно-хозяйственным причинам (авторы не детализируют эти причины). Вывод очевиден: так как ни один из этих вариантов не является приемлемым, необходимо их рациональное эффективное сочетание, которое должно повысить надежность и экономичность теплоснабжения.

Необходимо отметить, что сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения является широко распространенной формой организации этого процесса практически во всех странах Европейского содружества. Так, энергосистема Дании (в публикациях характеризуется как «датское энергетическое чудо» ) на 2/3 состоит из крупных систем централизованного теплоснабжения, работающих от крупных ТЭЦ и мини-ТЭЦ, :/3 принадлежит сектору децентрализованного теплоснабжения, в том числе системам газоснабжения с индивидуальными отопительными установками.

Вопрос состоит не столько в том, чтобы создать такую систему в России, а в том, чтобы система коммунального теплоснабжения была по возможности максимально эффективной в российских условиях. При этом необходимо иметь в виду намеченное будущее отечественной экономики, связанное с инновационной парадигмой ее развития. Эта парадигма должна естественным образом трансформировать сложившиеся взгляды на развитие энергетики во-

3 Инновации в строительном кластере: барьеры и перспективы: Отчет / Инновационное бюро «Эксперт» (http://www.inno-expert.ru/consulting/building).

обще и теплоэнергетики в частности. В перспективных направлениях развития энергетики так или иначе должны уже сейчас отображаться факторы технико-технологического развития, структурных сдвигов в топливной составляющей энергетики, обострения экологических требований, социальных сдвигов. В России неизбежно расширение использования альтернативных источников энергии, энергоносителей и энерготехнологий, появление радикально новых - ядерной энергетики на быстрых нейтронах с полным топливным циклом, водородной энергетики, сверхпроводимости, нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, топливных элементов. Нельзя сбрасывать со счетов газогидраты и мечту человечества - термоядерную энергетику.

По оценкам специалистов , альтернативная энергетика еще в течение ближайших 5-10 лет не будет играть решающей роли в мировом энергетическом балансе, однако уже сейчас в большинстве развитых стран создаются условия для ее интенсивного развития. Россия должна быть также готова, несмотря на высокие запасы углеводородов, к увеличению удельного веса альтернативных (неуглеводородных) способов получения энергии.

Рассмотрим отдельные применяющиеся на практике технико-технологические достижения в области автономного (децентрализованного) теплоснабжения потребителей. Так, выпускаемые научно-производственной фирмой «Юсмар» 5 теплогенераторы могут применяться для автономного отопления различных жилых, производственных и складских помещений в местах, удаленных от тепло- и газопроводов, подключение к которым неизбежно приведет к значительным капитальным вложениям. Таковыми помещениями могут быть: жилые дома, коттеджи, дачи и дачные поселки, гаражи, теплицы, производственные и складские помещения различного назначения.

Теплогенераторы могут быть также использованы на объектах, требующих автономного, независимого обеспечения, таких как военные городки, больницы, школы, объекты коммунального хозяйства и т. п.

Использование теплогенераторов вместо традиционно используемых котлов различного типа экономически выгодно ввиду:

Отсутствия необходимости в закупке, транспортировке, хранении топлива и расходе денежных средств, связанных с этим;

Отсутствия необходимости содержания обслуживающего персонала котельной;

Отсутствия расходов на строительство, ремонт и содержание теплосетей, а также на ежегодную профилактическую подготовку к отопительному сезону;

Высвобождения значительной территории, необходимой для размещения котельной, подъездных путей и склада с топливом.

Отопительные установки фирмы «Юсмар» по совокупности эксплуатационных параметров, компактности и простоте конструкции превосходят любые другие виды отопительных котлов, кроме газовых.

Газовые котлы являются весьма перспективными в спектре бытовых теплоисточников 6. Основные области применения бытовых газовых котлов - жилой сектор, в частности для малоэтажного и коттеджного строительства, для жителей сельской местности и пригородов, живущих в индивидуальных или сблокированных домах, а также дачников.

В настоящее время жители новых многоэтажных домов или собственники крупных торго-во-развлекательных центров могут обзавестись собственной теплоэлектростанцией (мини-ТЭЦ), расположенной, например, на крыше зданий. Есть пример действующей мини-ТЭЦ, построенной для офисно-торгового комплекса в г. Одинцово Московской области. Установленная электрическая мощность этой крышной станции - 360 кВт, тепловая мощность -625 кВт. В летний период станция из бросовой теплоты (так как отопление не нужно) вырабатывает с помощью абсорбционных машин 280 кВт холода, используемого для кондиционирования воздуха. Себестоимость электрической энергии от такой мини-ТЭЦ даже при свободной, или «коммерческой», стоимости природного газа составляет около 0,80 руб./кВт-ч. По утверждению разработчиков, появление таких станций позволит открыть новый, весьма существенный источник пополнения бюджета муниципального образования, реально регу-

5 См.: http://altenergy.narod.ru/usmar_noteka.html.html

лировать цены на энергоресурсы, снизить социальную напряженность при проведении реформ в ЖКХ. Например, 1 МВт мощности мини-ТЭЦ способен принести около 8 млн руб. дохода в год 7.

Наиболее перспективным направлением в развитии автономного теплоснабжения считается использование тепловых насосов 8. Уже существующие теплонасосные установки (ТНУ) позволяют при удельных затратах в 1 кВт получить на выходе для теплоснабжения 3-7 кВт тепла, в зависимости от температурного уровня источника низкопотенциальной теплоты. Применение такого рода установок за рубежом становится нормой и позволяет ежегодно сокращать потребление топливных ресурсов на 10 %.

По прогнозам Международного энергетического комитета по тепловым насосам, тепловая мощность, производимая тепловыми насосами для нужд населения, в развитых странах к 2020 г. составит 75 %. В итоге предполагается снижение расхода топлива на отопление к 2020 году на 90 %. Кроме этого, применение ТНУ уже в ближайшее время позволит существенно снизить негативное влияние энергетики на окружающую среду 9.

Внедрение теплонасосных установок происходит в настоящее время быстрыми темпами. Массовое производство и использование тепловых насосов осуществляется в США, Японии, ФРГ, Франции, Швеции, Дании, Австрии, Канаде и других развитых странах. В настоящее время в мире эксплуатируется более 50 млн ТНУ различной мощности 10.

Автономные системы на основе когенерационных установок (КУ) позволяют осуществлять комбинированное производство электроэнергии и тепла за счет передачи теплоты, образующейся в процессе работы двигателя, через систему теплообменников в отопительный контур. По пути широкого применения КУ идет большинство стран Европы. В настоящее время доля электроэнергии, вырабатываемой КУ в странах Западной Европы, составляет 10 %. Опыт эксплуатации существующих КУ показывает, что удается обеспечить экономию природного газа до 40 % по сравнению с раздельным получением тепла и электричества.

Наряду с указанными способами автономного теплоснабжения осуществляется также разработка и широкое внедрение энергопреобразующих систем на основе машин, работающих по прямому и обратному циклам Стирлинга (машины Стирлинга). Данное направление в развитии малой энергетики получило широкое распространение в развитых странах за последние 10-15 лет и считается наиболее перспективным в XXI в. 11

Сравнительный анализ и оценка различных вариантов смешанной системы теплоснабжения, по нашему мнению, должны быть обязательным атрибутом стратегического планирования на любом уровне организационной иерархии - на уровне страны в целом, на региональном, городском и муниципальном уровнях. Разумеется, каждый уровень должен отличаться свойственными ему целями, задачами. В данной статье предлагается процедура стоимостной оценки возможных вариантов сочетания долей централизованной и децентрализованной частей системы теплоснабжения небольшого города, рассматриваемых как стратегические сценарии ее развития. Для реализации этой процедуры была использована (по аналогии с ) так называемая сценарно-ситуационная модель. Для этой модели на первоначальном этапе формируются сценарные варианты развития городской теплосистемы, определяются ограничения и критерии оценки вариантов. В формализованном виде предлагаемая сценарно-ситуационная модель описывается линейной экономико-математической моделью с дискретными переменными. Для формулирования экономической задачи рассмотрим несколько предпосылок.

В настоящее время можно говорить, например, о достаточно высокой вероятности существования таких ситуаций в инвестиционном обеспечении реализации среднесрочных программ развития теплоснабжения (как детализированных частей стратегических сценариев любого уровня), как резкое увеличение тарифов с одновременным ростом субсидирования населения; привлечение необходимой величины государственных инвестиций при жестком

7 См.: http://altenergy.narod.ru/usmar_noteka.html.html

регулировании тарифа. При этом обе ситуации предполагают длительное сохранение и развитие централизованного теплоснабжения.

С позиций использования смешанных систем теплоснабжения необходимо формировать и оценивать варианты структурных изменений, заключающихся в постепенной замене до рациональных размеров централизованного теплоснабжения локальным или автономным.

Следует отметить, что теплоснабжающая организация, работающая в системе централизованного теплоснабжения функционирует и будет функционировать еще достаточно длительный срок в сложной среде взаимосвязей денежных потоков и организационно-функциональных взаимозависимостей. Принципиальная схема денежных потоков и организационно-функциональных связей в городской системе теплоснабжения выглядит следующим образом:

Сами денежные потоки также могут представляться в виде некоторого множества вариантов. Например, в настоящее время, по мнению специалистов 12, суммарные размеры субсидирования населения по всем направлениям в регионах на 40-80 % связаны с теплоснабжением, а сами субсидии населению в области теплоснабжения превышают в несколько раз бюджетные расходы всех уровней на реконструкцию и новое строительство систем теплоснабжения. В этих условиях очевидна необходимость оценки вариантов использования средств, расходуемых на субсидии при росте тарифов, в качестве инвестиций в развитие систем теплоснабжения.

12 Антонов Н., Татевосова Л. Тариф развития и инвестирование теплоснабжения муниципальных образований 2007 г. См.: http://df7.ecfor.rssi.ru/

С учетом этих предпосылок экономическая формулировка задачи оптимизации стратегических вариантов функционирования и развития городской системы теплоснабжения сводится к следующему.

Из всего множества сформированных способов (вариантов) обеспечения потребителей тепловой энергией необходимо определить такой, который бы удовлетворял заданным условиям (ограничениям) и при котором критериальная функция принимала бы экстремальные значения. Такая задача формализовано в общем виде может быть описана, например, следующей экономико-математической моделью.

1. Целевая функция - условие максимизации или минимизации критериальной функции:

X сг ■ zr ^ ех1хетит,

где г - индекс варианта (стратегического сценария) теплоснабжения потребителей

(г = 1, ..., К);

сг - величина критериального показателя по г-му варианту теплоснабжения;

zr - интенсивность использования г-го варианта.

2. Условия и ограничения:

Суммарное значение интенсивностей использования вариантов теплоснабжения не должно превышать единицы:

X ^ < 1 г - 1,..., К;

Объем стоимости отпущенной тепловой энергии в конечном году прогнозного периода должен быть не меньше задаваемой суммарной (при применении натуральных измерителей, например Гкал, знак неравенства меняется на равенство в силу действия нормативов в теплоснабжении):

X Чг > 0 ,

где чг - объем стоимости отпущенной тепловой энергии в конечном году прогнозного периода по г-му варианту теплоснабжения; 0 - суммарная потребность потребителей тепловой энергии, складывающаяся из объема отпускаемого тепла централизованным (<2с) и децентрализованным (0а) способами, т. е. 0 = 0с+ 0а;

Суммарный объем затрат к-го вида на реализацию г-го варианта не должен превышать задаваемой величины Рк,.при централизованном способе теплоснабжения:

X Ргк ■ йс ■ ^ < Рк, к = 1, ..., К,

где ргк - удельные затраты к-го вида на 1 Гкал отпущенного тепла; Рк - задаваемое ограничение по затратам к-го вида;

Суммарный объем затрат 5-го вида на реализацию г-го варианта не должен превышать задаваемой величины Р5 при децентрализованном способе теплоснабжения:

X Рг5 ■ 0а < Р* , 5 = 1, ..., 5.

Как известно, данная постановка задачи позволяет использовать для ее решения методы линейного программирования, однако для формирования матрицы задачи требуется разработка множества способов (вариантов) теплоснабжения, различающихся уровнями централизации и децентрализации, затратами всех видов. Варианты строились следующим образом. Для каждого из них задавался уровень децентрализованного теплоснабжения (от 0 до 0,1) и рассчитывались стоимостные показатели, приходящиеся на 1 Гкал отпускаемого тепла. В расчетах были использованы следующие удельные стоимостные показатели (на 1 Гкал):

Тариф на отпускаемое тепло из ЦТС;

Инвестиционная надбавка к тарифу в развитие ЦТС;

Плата за подключение к ЦТС;

Социальная поддержка населения по оплате теплоэнергии;

Субсидии населению на оплату теплоэнергии;

Расходы консолидированного бюджета на коммунальное теплоснабжение;

Частные инвестиции в ДТС.

Количественные значения тарифов (затраты на поддержание и эксплуатационные расходы), инвестиционных надбавок и платы за подключение к магистральным теплосетям, а также среднесрочный прогноз по объему отпускаемого тепла были взяты из городской среднесрочной Инвестиционной программы развития системы теплоснабжения, а для всех социальных бюджетных показателей использовались средние показатели по Новосибирской области из статистического сборника Росстата «Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России» за 2007 г.

Все сформированные варианты различались показателями затрат, при этом характер изменения этих показателей по вариантам базировался на некоторых предпосылках. Так по всем вариантам предусматривался рост тарифов, удельных инвестиционных надбавок и платы за подключение относительно этих показателей базового состояния городской теплосистемы. Для вариантов централизованного теплоснабжения этот рост колебался от 3 до 13 % в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции цен на коммунальные услуги на предстоящие 3-5 лет для Новосибирской области. Для вариантов с разными долями децентрализованного теплоснабжения указанные выше удельные показатели увеличивались сверх максимального значения, соответствующего 13 % роста, в некоторой пропорции к увеличивающейся доле децентрализованного теплоснабжения. Тот же характер изменений по вариантам имели и показатели социальных бюджетных выплат населению. Предполагается, что данные выплаты (социальная поддержка и субсидии) сохранятся еще длительное время, превышающее принятый в расчетах прогнозный период. Для «децентрализованных» вариантов варьировались значения частных инвестиций и корректировались показатели остальных денежных потоков (см. рис. выше). Введение частных инвестиций в исходные данные при проверке гипотез с децентрализованным теплоснабжением представляло особую трудность. Никакой статистики по этому показателю пока не существует, за исключением отдельных данных по стоимости различных видов теплогенерирующего оборудования. Удельные инвестиции в децентрализованное теплоснабжение (частные инвестиции) принимались для базового уровня немного ниже платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения новых потребителей и уменьшались по мере роста доли децентрализованного теплоснабжения. Всего для расчетов было сформировано 60 вариантов-сценариев возможного развития рассматриваемой городской теплосистемы (в табл. 1 приведены некоторые из них).

Вариант I, например, соответствует сценарию, по которому развитие рассматриваемой те-плосистемы на прогнозный период не предусматривает децентрализации теплоснабжения, т. е. весь прирост производства теплоэнергии будет достигнут только за счет развития централизованной существующей теплосистемы. При этом тариф и обе составляющие собственных инвестиций - инвестиционная надбавка и плата за подключение - достигают максимального для централизованного теплоснабжения значения, учитывающего прогнозное повышение этих показателей. Относительно большой величины достигают и социальные бюджетные выплаты населению.

Вариант II отображает сценарий при 5-процентной доли децентрализованного теплоснабжения. Соответственно в данном варианте, как и во всех смешанных вариантах, появляются частные инвестиции. Как видно из табл. 1, тариф на отпускаемое тепло из централизованного теплоснабжения, а также оба инвестиционных удельных показателя выше, чем в варианте с только централизованным теплоснабжением. Предполагается, что при появлении децентрализованного теплоснабжения будут уменьшаться денежные потоки, идущие на поддержание и развитие действующей централизованной системы теплоснабжения, что может привести к дефициту инвестиций даже при меньшем объеме отпуска централизованного тепла. Поэтому закладываемое в сценарии увеличение удельных инвестиционных показателей выступает как некая компенсация уменьшения инвестиций в централизованное теплоснабжения и делает различные варианты соизмеримыми.

Вариант III описывает сценарий, близкий к гипотетическому (из-за относительно короткого периода прогнозирования), по которому весь будущий прирост отпуска тепловой энергии будет осуществлен только за счет децентрализованного теплоснабжения. В этом сценарии

нет инвестиционных показателей для существующей теплогенерирующей организации, поэтому частные инвестиции имеют максимальное значение. Было сформировано 5 таких сценариев с различными значениями частных инвестиций.

Таблица 1

Стратегические сценарии развития системы теплоснабжения

Показатель Исходные варианты

Объем тепла, отпускаемого системой теплоснабжения, Гкал 519 909 519 909 519 909

Централизованное теплоснабжение (ЦТС), Гкал 519 909 493 914 461 590

Прирост объема отпускаемого тепла из ЦТС 58 319 32 324 0

Децентрализованное теплоснабжение (ДТС), Гкал 0 25 995 58 319

Тариф на отпускаемое тепло из ЦТС, руб. 784 794 738

Объем тепла, отпускаемого из ЦТС, тыс. руб. 407 862 392 213 340 792

Инвестиционная надбавка к тарифу в развитие ЦТС, руб. 1 929 2 025 0

Плата за подключение к ЦТС, руб. 2 958 3 106 0

Собственные инвестиции организации ЦТС на 1 Гкал, руб. 4 887 5 131 0

Собственные инвестиции на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 285 000 165 860 0

Социальная поддержка населения по оплате теплоэнергии на 1 Гкал, руб. 106 106 100

Субсидии на оплату теплоэнергии на 1 Гкал, руб. 71 71 68

Бюджетные платежи населению на 1 Гкал тепла, руб. 177 177 168

Бюджетные платежи населению на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 91 830 87 239 77 591

Расходы консолидированного бюджета на 1 Гкал коммунального теплоснабжения, руб. 226 226 275

Расходы консолидированного бюджета на коммунальную теплоэнергетику на весь объем из ЦТС, тыс. руб. 117 335 111 469 126 730

Всего инвестиций на 1 Гкал отпускаемого тепла из ЦТС на 1 Гкал, руб. 4 887 5 131 0

Всего инвестиций. на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 285 000 165 860 16 456

Частные инвестиции на ДТС на 1 Гкал, руб. 0 2 664 4 500

Частные инвестиции на весь объем тепла из ДТС, тыс. руб. 0 69 250 262 436

Всего инвестиций на развитие городской теплосистемы, тыс.руб. 285 000 235 111 278 891

Совокупные затраты на содержание и развитие городской тепло-системы на 1 Гкал, руб. 6 074 8 992 5 681

Совокупные затраты на содержание и развитие городской тепло-системы на весь объем тепла, тыс. руб. 3 157 776 4 674 816 2 953 574

Для всех вариантов рассчитывались совокупные затраты на содержание и развитие те-плосистемы путем суммирования всех затратных и инвестиционных показателей. Этот показатель можно рассматривать как некий общесистемный показатель, могущий оказаться полезным властным органам при обосновании, например, финансового обеспечения плана развития городской инфраструктуры или при разработке Генерального плана развития города.

В качестве ограничений в задаче использовались показатели объема отпускаемого тепла в натуральном и стоимостном выражении, суммарных инвестиций на весь отпускаемый объем тепла, суммарных инвестиций на централизованное теплоснабжение, суммарных социальных выплат, а также размер тарифа, суммарные значения частных инвестиций. Критериальными показателями поочередно выступали все указанные выше показатели, а также совокупные затраты на весь отпускаемый объем тепла.

Решение задачи осуществлялось с помощью программного пакета «Поиск решения» в Microsoft Excel. Всего проведено более тридцати решений, из которых было отобрано для использования последующих оптимизационных расчетов перспективных планов на уровне теплогенерирующей организации 17 сценариев (табл. 2).

Таблица 2

Некоторые результаты оптимизационных расчетов

Показатель Оптимизированные решения

Объем тепла, отпускаемого городской системой теплоснабжения, Гкал 519 909 519 909 519 909

Централизованное теплоснабжение (ЦТС), Гкал 519 909 519 909 497 598

Прирост объема отпускаемого тепла из ЦТС 58 319 58 319 36 008

Децентрализованное теплоснабжение (ДТС), Гкал 0 0 22 311

Тариф на отпускаемое тепло из ЦТС, руб. 784 695 735

Объем тепла, отпускаемого из ЦТС, тыс. руб. 407 609 361310 366 141

Инвестиционная надбавка к тарифу в развитие ЦТС, руб. 1 928 1 709 1 872

Плата за подключение к ЦТС, руб. 2 956 2 620 2 871

Собственные инвестиции организации ЦТС на 1 Гкал, руб. 4 884 4 329 4 742

Собственные инвестиции на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 284 823 252 471 168 333

Социальная поддержка населения по оплате теплоэнергии на 1 Гкал, руб. 106 93 99

Субсидии на оплату теплоэнергии на 1 Гкал, руб. 71 62 66

Бюджетные платежи населению на 1 Гкал тепла, руб. 177 155 165

Бюджетные платежи населению на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 91 773 80 770 82 000

Расходы консолидированного бюджета на 1 Гкал коммунального теплоснабжения, руб. 226 255 242

Расходы консолидированного бюджета на коммунальную теплоэнергетику на весь объем из ЦТС, тыс. руб. 117 412 132 470 120 467

Всего инвестиций на 1 Гкал отпускаемого тепла из ЦТС на 1 Гкал, руб. 4 884 4 336 4 742

Всего инвестиций на весь объем тепла из ЦТС, тыс. руб. 284 823 252 890 168 333

Частные инвестиции на ДТС на 1 Гкал, руб. 0 0 1 077

Частные инвестиции на весь объем тепла из ДТС, тыс. руб. 0 0 56 000

Всего инвестиций на развитие городской теплосистемы, тыс. руб. 284 823 252 890 224 333

Совокупные затраты на содержание и развитие городской теп-лосистемы на 1 Гкал, руб. 6 070 5 441 6 961

Совокупные затраты на содержание и развитие городской теп-лосистемы на весь объем тепла, тыс. руб. 3 155 964 2 829 047 3619301

Решение I было получено для следующих условий:

Полное удовлетворение прогнозных потребностей потребителей в тепловой энергии в объеме 519,9 тыс. Гкал;

Величина тарифа за теплоэнергию не должна быть меньше базового размера;

Объем производства теплоэнергии в централизованном теплоснабжении в стоимостном выражении не должен быть меньше заданной величины в 358,7 млн руб. (минимального размера при базовом тарифе в 690 руб.);

Размер собственных инвестиционных средств теплогенерирующей организации не должен быть меньше прогнозируемой величины инвестиций в развитие теплосистемы (250 млн руб.);

Совокупные затраты как критериальный показатель должны быть минимальны.

При данных условиях централизованное теплоснабжение полностью удовлетворяет потребности потребителей, но при этом величины тарифа и инвестиционных показателей достигают максимальной величины, а суммарные инвестиции превышают объем прогнозируемых (см. табл. 2). Значительное превышение базового уровня (80,8 млн руб.) наблюдается и по показателю бюджетных выплат населению (91,8 млн руб.).

Оптимизированное решение II отображает определенным образом социальный сценарий развития теплоснабжения. Оно было получено при условиях полного удовлетворения прогнозных потребностей потребителей в тепловой энергии в объеме 519,9 тыс. Гкал; не превышения минимального увеличения базового размера тарифа (695 руб.); равенства базовому

размеру (80,8 млн руб.) величины социальных бюджетных выплат населению; минимизации совокупных затрат на содержание и развитие теплосистемы.

При таких условиях достигают максимального значения расходы консолидированного бюджета на коммунальную теплоэнергетику, которые как бы компенсируют недостаток инвестиций в развитие теплосистемы. В этом решении ограничение на социальные бюджетные выплаты имеет положительную теневую цену, что показывает на нецелесообразность увеличения этих выплат при полученном в решении тарифе за теплоэнергию.

Решение III представляет сценарий с 5-процентной долей децентрализованного теплоснабжения. В этом решении кроме условий предыдущего варианта выполнялось также условие не превышения некоторой заданной величины инвестиций в децентрализованное теплоснабжение (частные инвестиции). Как видно из табл. 2, решение не предусматривает резкого повышения тарифа и инвестиционных показателей относительно базовых величин (решение II). Как и в предыдущем описанном решении, ограничение на социальные бюджетные выплаты имеет положительную теневую цену.

Все приведенные решения могут рассматриваться как внешние условия для задачи оптимизации перспективной производственной программы теплогенерирующей организации, реализуемой в общей схеме стратегического планирования развития теплоснабжения.

В заключение отметим, что рассмотренная в статье попытка оптимизировать процесс формирования возможных ситуаций в среднесрочном режиме стратегического планирования в теплоснабжении, конечно, должна вызвать критику, тем не менее вполне оправдана. При выбранной постановке задачи можно прослеживать относительно большое число возможных ситуаций в теплоснабжении, отражающих реальные и гипотетические тенденции в динамике показателей, что позволяет сказать о высокой доли объективности получаемых результатов.

Список литературы

1. Манюк В., Майзель И. Новое поколение тепловых сетей - высокоэффективные системы трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией // Сантехника. 2004. № 5.

2. Концепция энергетической стратегии России на период до 2030 г. (проект) // Приложение к научному общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». М.: ГУ ИЭС, 2007. 116 с.

3. Некрасов А., Воронина С. Состояние и перспективы развития теплоснабжения в России (по материалам доклада на международном семинаре «Проблемы теплофикации в странах с переходной экономикой», проходившем в Москве 23 марта 2004 г.) // Энергосбережение. 2004. № 3.

4. Соснова С. Датское энергетическое чудо // Новости теплоснабжения. 2007. № 03 (79).

5. Климовский И. И. Недостатки и достоинства углеводородной энергетики // Альтернативная энергетика и экология. 2007. № 6. С. 110-119.

Материал поступил в редколлегию 15.04.2008

D. P. Kozhemyakin

Strategic Variants of Development of a Urban System Heat Supply

In the given article some procedure of shaping of optimized possible versions in an intermediate term mode of strategic planning of development of a urban system heat supply, based on a combination centralized and decentralized by its share is offered. For realization of this procedure the so-called scenario-contingency approach formalized by an economic-mathematical model in alternative statement was used.

Keywords: urban system heat supply, centralization, decentralization.

Описание:

За 100 лет развития теплоснабжения в России сложилась уникальная система, характеризующаяся следующими аспектами. Во-первых, в настоящее время около 72 % всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28 % производятся децентрализованными источниками, в том числе 18 % – автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5 %) удовлетворяется за счет утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, очень мала.

Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения России

Теплоснабжение

Стратегические цели теплоснабжения – это в первую очередь:

Надежное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны;

Повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;

Максимально эффективное использование возможностей когенерации.

Для достижения этих целей необходимо:

Разработать программу реформирования теплоснабжения в России и создать государственную систему управления процессами теплоснабжения;

Пересмотреть политику теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;

Разработать и осуществить меры государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов.

Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:

1. В области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:

Объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению;

Обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;

Создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития тепло-снабжения в городах, регионах и стране в целом.

2. В области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений:

Введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объемам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное – отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрестного субсидирования неэкономичных источников тепла за счет высокорентабельных;

Повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;

Обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;

Развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации.

3. В области технического перевооружения отрасли:

Осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

Обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок;

Принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения;

Обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.

Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли.

Одной из важнейших задач государственной энергетической политики является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обуславливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы, в том числе и на тепло и горячее водоснабжение, для социально незащищенных групп населения.

Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций (рис. 6). Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования.

Создание условий для развития бизнеса в энергоэффективности и теплоснабжении является главной задачей. Для ее решения необходима разработка и принятие ряда законодательных актов.

Во-первых, закон «О теплоснабжении», которым регламентируются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения, связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения. По плану работы Правительства РФ упомянутый проект закона должен быть разработан в IV квартале 2003 года.

Во-вторых, внесение в закон «Об энергосбережении» изменений и дополнений, конкретизирующих механизмы исполнения отдельных его статей, в первую очередь касающихся федеральной бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, льгот при реализации энерго-сберегающих мероприятий и административной ответственности за нерациональное использование ТЭР. Концепция законопроекта должна быть представлена Правительству РФ в IV квартале 2003 года.

Указанные законопроекты и необходимые для их реализации нормативные документы, на наш взгляд, должны быть разработаны и приняты не позднее 2004 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное