Домой Кредиты онлайн Стратегия экономической безопасности принятая на региональном уровне. Государственная стратегия в области экономической безопасности российской федерации

Стратегия экономической безопасности принятая на региональном уровне. Государственная стратегия в области экономической безопасности российской федерации

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208
____________________________________________________________________

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 18, от 29 апреля 1996 года,
ст.2117

Понятие экономической безопасности. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Специфика обеспечения экономической безопасности в регионе. Угрозы экономической безопасности России в начале XXI столетия

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность - такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность хозяйственных интересов государства, общества и личности по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Ее формирует совокупность факторов, обеспечивающих суверенность национальной экономики, ее внутреннюю устойчивость, способность к постоянному развитию и обновлению, повышению конкурентоспособности.

Объектами экономической безопасности в Российской Федерации, согласно действующему законодательству, являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы.

К субъектам экономической безопасности относят государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, граждан, общественные и иные организации и объединения.

Экономическая безопасность предполагает:

  • во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития, обеспечивать реализацию ее интересов;
  • во-вторых, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким важным элементом, как конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее ведущих отраслей на мировом рынке.

Экономическая безопасность есть часть национальной безопасности, ее ведущее звено. Кроме того, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект.

Сегодня национальную экономическую безопасность можно рассматривать по отношению к процессам глобализации, международной конкуренции; мировым и внутренним кризисам; к политическому и военному противостоянию с другими государствами и блоками, в том числе вооруженному.

Обеспечение экономической безопасности России является краеугольным камнем при интеграции страны в мировую экономику. Только при наличии четкой соответствующей стратегии она может занять подобающее ей место в мире.

В настоящее время принято говорить о трех важнейших элементах экономической безопасности.

  • 1. Экономическая независимость. В современном мире она не носит абсолютного характера, ибо национальные хозяйственные комплексы большинства стран тесно переплетены друг другом. В этих условиях речь идет о возможности контроля государства над национальными ресурсами, достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность страны на внешних рыках.
  • 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Она предполагает создание надежных условий и гарантий собственности и предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминальные структуры, серьезные разрывы в распределении доходов, грозящие вызвать социальные потрясения, И Т.Д.).
  • 3. Способность к саморазвитию. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Для построения эффективной системы экономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных угроз, их ранжирование, определение проблем, нуждающихся в оперативном устранении или последовательной стратегической нейтрализации.

Под угрозой понимается совокупность факторов и условий, порождающих опасности для устойчивого функционирования национальной экономики или международной экономической системы. Причем следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию.

Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо рассматривать по двум направлениям: подавлять угрозы и ликвидировать слабости, которые и делают экономику открытой для угроз.

При этом важно различать угрозы для стабильности экономической системы и угрозы национальной безопасности в целом, которые носят экономический характер. Это далеко не одно и то же.

С одной стороны, ряд угроз для экономической системы не являются угрозами национальной безопасности. Например, несбалансированное и неоправданно высокое увеличение расходов на экологию будет представлять угрозу экономической стабильности, но не будет являться угрозой национальной безопасности. С другой стороны, некоторые угрозы, имеющие критическое значение для обеспечения национальной безопасности, не являются прямыми угрозами для экономической системы. Так, сокращение расходов на содержание армии для уменьшения дефицита бюджета будет разумной мерой с экономической точки зрения, но в то же время губительной для национальной безопасности государства.

Угрозы национальной экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • неэффективная структура народного хозяйства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
  • демографический кризис, сокращение населения, неконтролируемая миграция;
  • излишняя доля наличного денежного оборота, подпитывающего теневую экономику;
  • наличие в экономике значительного числа нежизнеспособных технологически отсталых предприятий;
  • ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз (зачастую нелегальный) за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий;
  • высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий;
  • неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
  • высокая затратность, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
  • значительная доля теневого сектора экономики, криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
  • отставание прироста разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи;
  • неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций;
  • высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие «среднего класса» в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы и прочее, что нарушает социальную стабильность в стране.

К внешним угрозам можно отнести:

  • высокую долговую нагрузку на экономику, созданную за последние годы крупными заимствованиями фирм, где государство имеет значительную долю в капитале (например, Газпром);
  • зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
  • негласную поддержку мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России. Опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что

угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме.

Обеспечение безопасности национальных интересов России в сфере экономики предполагает:

  • 1) способность поддерживать в ближайшее десятилетие рост ВВП выше, чем в среднем по миру;
  • 2) повышение национальной конкурентоспособности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, и увеличение в 5-6 раз доли предприятий, функционирующих на основе высоких технологий;
  • 3) устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего класса с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • 4) эффективную банковскую систему, способную поддерживать достаточный уровень кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
  • 5) повышение в структуре экспорта доли продукции обрабатывающих отраслей; сохранение безопасного уровня импорта, особенно продовольствия (не более 25% розничного товарооборота);
  • 6) независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • 7) сохранение единого экономического пространства;
  • 8) недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Обобщая сказанное, можно выделить три важнейших направления гарантии экономической безопасности страны: долгосрочный устойчивый рост ВВП, опережающий по темпам средние мировые,

европейские и азиатские показатели, повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЭКОНОМИКА / STATE STRATEGY / ECONOMIC SECURITY / FEDERAL LAW / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна

Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и её граждан на основе общей государственной стратегии . Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики . Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика категории и инструменты государственного регулирования экономики должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности часть экономической политики отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики , определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности . В данной статье рассматриваются основные цели и задачи разработки государственной стратегии экономической безопасности РФ. Представлены принципы в соответствии с которыми разработана государственная стратегия .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна

  • Формирование национальной платежной системы как одно из направлений обеспечения экономической безопасности государства

  • Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства

    2016 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна
  • Фиктивная и криминальная экономическая деятельность как угроза экономической безопасности России

    2017 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна, Моисеев Павел Сергеевич
  • Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике

    2015 / Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна
  • Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности

    2014 / Климонова Анастасия Николаевна, Юрина Елена Александровна
  • Ключевые направления производства удобрений в Тамбовской области

    2014 / Свиридова Анна Ивановна, Родионова Наталия Константиновна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна
  • Основные подходы к исследованию понятий «Экономическая безопасность» и «Экономическая безопасность государства»

    2014 / Климонова Анастасия Николаевна
  • Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства

    2012 / Родионова Наталия Константиновна, Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна
  • О стратегии экономической безопасности

    2016 / Казанцев Сергей Владимирович

The Russian Federation tests the difficult historical period of formation of the latest social and economic relationship. Transition to new forms of public administration realizes in the conditions of a constant lack and duality of the legal basis governing the economic relations, lags of the legislation from the actions which are really happening in the world. In the international relations the Russian Federation meets aspiration of industrially developed states, big foreign corporations to use a situation in the Russian Federation and the countries participants of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the financial and political interests. All this without exception creates especially considerable purposeful activities for ensuring financial security of the state and its citizens on the basis of the general state strategy . The state strategy of economic security of the Russian Federation is the difficult making state security of the Russian Federation in general. It aims at realization of economic reorganizations in the next three-five years. The state strategy forms and concretizes the corresponding approvals of the developed concept of national security of Russia taking into account the state interest in the field of economy . Strategy of economic security and the state economic policy categories and instruments of state regulation of economy have to be in interdependence and interaction with each other. On the one hand, strategy of economic security part of economic policy reflects its strategic target reference points, desirable quality of adjustable macroeconomic system. On the other hand, the estimates of quantitative parameters characterizing desirable state of the economy define restrictions for use of those methods of carrying out economic policy, possible results which applications are capable to reduce the level of economic security . In this article authors considered main objectives and problems of development of the state strategy of economic security of the Russian Federation and presented the principles according to which the state strategy is developed.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия экономической безопасности РФ: цели, задачи, принципы»

УДК 330.101 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-48-52

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

БУРМИСТРОВА АЛЕВТИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОНДРАШОВА ИННА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

РОДИОНОВА НАТАЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и её граждан на основе общей государственной стратегии. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государственного регулирования экономики -должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности - часть экономической политики - отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности. В данной статье рассматриваются основные цели и задачи разработки государственной стратегии экономической безопасности РФ. Представлены принципы в соответствии с которыми разработана государственная стратегия.

Ключевые слова: государственная стратегия, экономическая безопасность, Федеральный закон, экономика

Государственная стратегия экономической безопасности РФ заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации обусловливается тем, что

она и на сегодняшний день владеет высокоразвитым производственным потенциалом, но развитие ее зависит от того пути, по которому она пойдет.

Первый курс наиболее тяжелый, ведущий к прогрессу. Он подразумевает политическое предвидение, административную свободу, потребует применения абсолютно всех внутренних ресурсов (это обозначает неминуемое повышение общественной напряженности). Этот курс связан с непростой перестройкой элементов финансового

контроля, приведением их в соответствие со структурой гражданского сообщества.

Второй курс подразумевает применение ресурсов, поступающих извне. Неизбежное следствие (и условие) - ослабление контроля, пренебрежение интересами экономической безопасности страны. Такой конкретизации способствует классификация угроз экономической безопасности Российской Федерации, которая представлена в разделе о государственной стратегии экономической безопасности Закона РФ «О безопасности», где говорится об отсутствии иллюзий относительно общего характера этих угроз у субъектов государственно-политического управления .

На первый план ставятся трудности, сопряженные с ростом общественных отклонений (девиаций) и социально-политических явлений. В ситуациях упадка к давним противоречиям, рождающим социальные девиации, прибавилось большое число новейших.

Современная Российская Федерация представляет собой безупречную совокупность абсолютно всех условий: состояния экономики, резкой общественной дифференциации и поляризации, экономического упадка, общественной дезорганизации, «смены вех» в идеологии и т. п.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности России - это предоставление такого формирования экономики, при котором организовались бы приемлемые требование для существования и формирования личности, социально-экономической и военно-политической устойчивости сообщества и сбережения единства страны, эффективного противоборства воздействию внутренних и внешних угроз. Почти ни один из вопросов, стоящих перед государством, как внутри государства, так и в международном плане, нельзя разрешить без обеспечения экономической безопасности.

Реализация Государственной стратегии обязана сформировать требуемые условия с целью достижения единых целей государственной безопасности. В частности, гарантировать:

1) защиту гражданских прав жителей, увеличение уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальное общество в государстве и умиротворение в мире;

2) эффективное разрешение внутренних политических, финансовых и общественных вопросов, отталкиваясь от государственных интересов;

3) активное воздействие на движения в обществе, касающиеся в том числе государственные интересы Российской Федерации.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации считаются: личность, социум,

правительство и ключевые компоненты экономической концепции, в том числе и концепция институциональных взаимоотношений при муниципальном регулировании финансовой деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности факторов и условий, формирующих угрозу для жизненно значимых экономических интересов личности, сообщества и страны.

2. Установление критериев и параметров, определяющих государственный круг интересов в сфере экономики и соответствующих условиям экономической безопасности РФ.

3. Развитие экономической политики, институциональных переустройств и требуемых элементов, ликвидирующих либо смягчающих воздействие условий, которые подрывают стабильность государственной экономики.

4. Установление и наблюдение условий, подрывающих стабильность социально-экономической концепции страны, в краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу .

В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую:

обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики ;

Повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами;

Укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж;

A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. Ж. RODЮNOVA

обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации;

Повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров;

Осуществление рационального импорто-замещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности;

развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики;

Развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения;

создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;

Формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства ;

Расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского

пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов;

Сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;

Обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;

Развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов .

Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации должна устанавливать (или предполагать) систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение экономической безопасности .

Экономическая безопасность - это положение экономики, при котором поддерживается надежный экономический рост, удовлетворяются нужды населения и существует результативное руководство. Обеспечение экономической безопасности государства должно иметь характер государственной политики и предполагать совокупность, концепцию граней общественно-политического, экономического,

административно-режимного, пропагандистского и особого нрава, связанных хитрым планом, едиными мишенями и проблемами.

Литература

1. Агаев И. А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259).

2. Балынин И. В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5.

3. Радюкова Я. Ю., Пахомов Н. Н. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на основе модернизации промышленной политики // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России: сборник: Тамбов, 2015. С. 126-135.

4. Радюкова Я. Ю. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2 (48). С. 96-101.

5. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 URL: http://www.scrf.gov.ru-/docu-ments/23.html

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / под ред. А. Г. Гранберга [и др.] М., 2014.

1. Agaev I. A. Osobennosti kontseptsii natsional"noj bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh // Ros-sijskoye predprinimatel"stvo. 2014. № 13 (259).

2. Balynin I. V. Kompleksnyj analiz dolgovoj politi-ki v ramkakh rejtingovoj otsenki sub"yektov Rossijskoj Federatsii po urovnyu riska nesbalansirovannosti region-al"nykh byudzhetov // Ekonomika i predprinimatel"stvo. 2014. № 5.

3. Radyukova Ya. Yu., Pakhomov N. N. Formirova-niye konkurentnykh preimushchestv natsional"noj ekono-miki na osnove modernizatsii promyshlennoj politiki // V sbornike: UCHENYE ZAPISKI Tambovs-kogo regional"nogo otdeleniya Vol"nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii Tambov, 2015. S. 126-135.

4. Radyukova Ya. Yu. Estestvennye monopolii v sisteme ekonomicheskikh otnoshenij natsional"nogo kho-zyajstva // Sotsial"no-ekono-micheskiye yavleniya i protsessy. 2013. № 2 (48). S. 96-101.

5. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii (Osnovnye polozheniya) odobrena Ukazom Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 . URL: http://www.scrf.gov.ru-/documents/23.html

6. Strategiya i problemy ustojchivogo razvitiya Rossii v XXI veke / pod red. A. G. Granberga i dr. M., 2014.

STATE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PURPOSES, TASKS, PRINCIPLES

BURMISTROVA ALEVTINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KONDRASHOVA INNA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

RODIONOVA NATALIYA KONSTANTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The Russian Federation tests the difficult historical period of formation of the latest social and economic relationship. Transition to new forms of public administration realizes in the conditions of a constant lack and duality of the legal basis governing the economic relations, lags of the legislation from the actions which are really

A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. K. RODIONOVA

happening in the world. In the international relations the Russian Federation meets aspiration of industrially developed states, big foreign corporations to use a situation in the Russian Federation and the countries - participants of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the financial and political interests. All this without exception creates especially considerable purposeful activities for ensuring financial security of the state and its citizens on the basis of the general state strategy. The state strategy of economic security of the Russian Federation is the difficult making state security of the Russian Federation in general. It aims at realization of economic reorganizations in the next three-five years. The state strategy forms and concretizes the corresponding approvals of the developed concept of national security of Russia taking into account the state interest in the field of economy. Strategy of economic security and the state economic policy - categories and instruments of state regulation of economy - have to be in interdependence and interaction with each other. On the one hand, strategy of economic security - part of economic policy - reflects its strategic target reference points, desirable quality of adjustable ma-croeconomic system. On the other hand, the estimates of quantitative parameters characterizing desirable state of the economy define restrictions for use of those methods of carrying out economic policy, possible results which applications are capable to reduce the level of economic security. In this article authors considered main objectives and problems of development of the state strategy of economic security of the Russian Federation and presented the principles according to which the state strategy is developed.

Key words: state strategy, economic security, Federal law, economy

Успешное развитие экономики России требует выбора рациональной стратегии обеспечения экономической безопасности как на государственном уровне, так и на уровне предприятий. Ее существующая концепция, принятая в 1996 г., уже не отражает современные реалии. Нужны новые документы, которые могут послужить основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2025 г., а также соответствующих программ субъектов Федерации.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности опирается на принципы, обеспечивающие:

  • соблюдение закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека;
  • создание гарантий устойчивого экономического положения

личности; военно-политической и социально-экономической

стабильности общества.

Стратегия должна способствовать созданию механизмов для выработки и реализации мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных факторов и угроз.

В основе стратегии лежат.

  • 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, он имеет большое значение для экономики нестабильности социально-экономической ситуации, дефиците финансовых ресурсов и т.д.
  • 2. Разработка количественных и качественных критериев (пороговых значений) состояния экономики и социальной сферы Российской Федерации, выход за пределы которых вызывает угрозу для ее безопасности, препятствует нормальному ходу развития и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения (табл. 13).

Пороговые значения экономической безопасности характеризуют предельные величины, несоблюдение которых создает угрозы для нее. Само понятие порогового значения взято из теории катастроф, где под порогом понимается то состояние системы, перейдя которое система теряет устойчивость и выходит в зону кризиса. Они - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и социального экономического планирования. С помощью них тот или иной объект, в данном случае экономика, «просматривается» с позиции соответствия тенденций ее развития национальным интересам страны.

Таблица 13

Основные параметры (критерии) экономической безопасности страны

Показатели

Пороговые значения, %

Факт, %

1. Валовой внутренний продукт (на душу населения в год по сравнению со средним по «Большой семерке»)

2. Темпы экономического роста

3,5 (официально)

3. Уровень безработицы по методологии МОТ (в % экономически активного населения)

7,9 5,7 (официально)

4. Доля машиностроения и отраслей высоких технологий в промышленном производстве

5. Расходы на оборону ВВП

В. Расходы на науку в ВВП

7. Сбор зерновых (млн т)

8. Опережение прироста запасов полезных ископаемых по сравнению с добычей

9. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

13 (официально)

  • 10. Соотношение доходов 10% самых богатых и
  • 10% самых бедных семей

Более 16 (официально)

11. Объем золотовалютных резервов (в млрд долл.)

12. Государственный долг (в % к ВВП)

13. Доля расходов по обслуживанию внешнего долга в государственном бюджете

14. Среднегодовой уровень инфляции

более 6 (официально)

15. Дефицит государственного бюджета

Бюджет профицитен до 2012 г.

16. Доля продовольствия, поступающего по импорту

17. Рождаемость на 1000 населения в год

18. Инвестиции в основной капитал (в % к ВВП)

19. Доля инновационной продукции (в % ко всей промышленной продукции)

20. Уровень монетизации (агрегат М2 на конец года в % к ВВП)

Ниже нормы в 2-3 раза

В процессе разработки системы пороговых значений для России необходимо учитывать, что период трансформации российской экономики еще окончательно не завершен. Не менее важным представляется учет того факта, что пороговые значения статичны, они обеспечивают оценку достигнутого уровня, но не тенденций.

Для определения пороговых значений необходимо сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности. Считается, что количественно измеряемые пороговые значения возможно установить по каждому из параметров или их группе.

Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН для целей анализа экономической безопасности предложено использовать 150 показателей, которые выделяются в качестве индикаторов:

  • в количественной форме отражающих угрозы экономической безопасности;
  • обладающих высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мер в сфере экономической политики;
  • тесно взаимодействующих между собой.

Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Часть индикаторов ниже пороговых значений, другая - выше.

  • 3. Оценка угроз экономической безопасности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, при которой важно использовать комплексный подход к анализу показателей экономической безопасности и учитывать экономическую стратегию государства. Так, приближение какого-либо из показателей к своему пороговому значению может быть связано со стратегической переориентацией, а не с обострением проблемы обеспечения экономической безопасности. Например, понижение доли высокотехнологичной продукции в экспорте страны может быть обусловлено переоборудованием производственных мощностей для выпуска новейшей, конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
  • 4. Формирование стратегии экономической безопасности государства, устраняющей или смягчающей основные угрозы ей.
  • 5. Разработка комплекса конкретных правовых, экономических и административных мер, устраняющих или снижающих негативное воздействие выявленных факторов, создание механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Эти меры осуществляются на уровне страны в целом, регионов, весьма отличных по географическому, климатическому расположению, уровню социально-экономического развития и другим параметрам с соответствующими угрозами их экономической безопасности; отдельных организаций и предприятий. Задачи, решаемые на каждом из них, тесно связаны между собой, поэтому здесь важен комплексный подход, позволяющий избежать возможных противоречий.

Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России во всех сферах хозяйственной деятельности и управления государством:

  • в деле определения концепции и основных направлений экономической политики;
  • в процессе преобразования финансово-банковской системы;
  • при утверждении государственного бюджета, принятии важнейших законов и правительственных решений по вопросам экономики;
  • в процессе подготовки и экспертизе законов и т.д.

За те или иные аспекты экономической безопасности страны могут отвечать следующие ведомства.

  • 1. За безопасные темпы экономического роста - Минэкономики, Минфин с участием Банка России, Минпромторг, Минэнерго России.
  • 2. За сокращение безработицы и имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов - Минсоцздрав, Минэкономики, Минфин, Минобразования России.
  • 3. За предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, повышение ее конкурентоспособности, наращивание запасов полезных ископаемых - Минэкономики, Минпромторг, Минсельхоз России.
  • 4. За преодоление зависимости страны от импорта продовольствия - Минсельхоз, Минэкономики, Минфин России.
  • 5. За ограничение роста внутреннего и внешнего государственного долга - Минфин, Минэкономики России с участием Банка России.
  • 6. За предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов - Минэкономики, Минфин, Минсоцздрав России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 7. За выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности - Счетная палата, Минэкономики, Минфин, Минсоцздрав, МВД России, ФСБ с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 8. За обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля над ними - Минэкономики, Минэнерго России.
  • 9. За устойчивость финансовой системы - Минфин России с участием других федеральных органов исполнительной власти и Банка России.
  • 10. За рационализацию структуры внешней торговли - Минэкономики, Минсельхоз России.
  • 11. За доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг - Минсоцразвития, Минобразования, Минкультуры, Минсвязи, Минтранс России.
  • 12. За поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки - Минэкономики, Минфин, Министерство науки и образования России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
  • 13. За сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, - Минэкономики, Минфин России с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
  • 14. За обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики - Минэкономики, Минфин, Госкомимущество с участием других федеральных органов исполнительной власти и Банка России.

Предполагается, что реализация Стратегии будет осуществляется в два этапа: на I-м этапе (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния; на II-м этапе (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

2. В Стратегии экономической безопасности национальные экономические интересы сосредоточены в основном на обеспечении экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства. При этом экономический суверенитет РФ расплывчато позиционируется как «объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств», а целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности (кроме непосредственно самого суверенитета) являются: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, и, к сожалению, только на последнем месте стоит повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

3. С нашей точки зрения вызовы и угрозы экономической безопасности, очерченные в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030, обладают слишком абстрактно-глобальным характером. Стратегия больше направлена «во вне», а не на внутреннее развитие страны: на обеспечение единства экономического пространства России, повышение качества жизни народонаселения России. Так, например, согласно Стратегии, главные угрозы лежат в области глобального изменения климата, мировой политики, глобальной конкуренции, глобальных финансов, усилении колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, информационной безопасности и т. п., а внутренним проблемам страны уделено значительно меньше внимания.

4. Не очень понятны пункты 6 и 9 вызовов и угроз экономической безопасности: «6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий"»; «9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями». То есть, по мнению разработчиков Стратегии, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития - это важная угроза национальной экономической безопасности России? Вроде и в самой Стратегии, и в других официальных документах и в СМИ властные структуры ратуют за инновационное развитие страны.

5. Среди внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Стратегия выделяет: недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, слабую инновационную активность, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточно эффективное государственное управление, коррупцию, высокую долю теневого сектора экономики, снижение человеческого потенциала и качества жизни россиян, а также неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

6. Анализ Стратегии также показывает, что среди вызовов в сфере экономической безопасности нет ни слова о критически высокой зависимости от импортной продукции. Импортные товары в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, а временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях, закрепить не удалось: краткосрочные преимущества от девальвации рубля, санкций и контрсанкций не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста. В то же время мы не можем обеспечить наше инвестиционное высокотехнологическое развитие, потому что в значительной степени зависим от импорта высокотехнологичной продукции.

7. При этом, согласно Стратегии, основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; и опять же на последнем месте - развитие человеческого потенциала.

8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года подкреплена 40 показателями состояния экономической безопасности. Эти показатели (как и вся Стратегия) в основном имеют глобально-ориентированный или макроэкономический характер; при этом они на данный момент слабо структурированы по направлениям. Например, валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте и т.д. Доля показателей, ориентированных на анализ непосредственно качества жизни народонаселения России составляет не более 17%. Среди них можно выделить: уровень инфляции; коэффициент напряженности на рынке труда; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения); доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; уровень преступности в сфере экономики. Справедливости ради стоит отметить, что

9. В качестве основного недостатка Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года стоит отметить слабую взаимосвязь ее частей, когда есть вызов и угроза, но нет задач ее нейтрализации; или есть задача, но нет ни одного целевого параметра, мониторинг которого мог бы характеризовать состояние исполнения этой задачи; называя угрозы в Стратегии не анализируются их причины, поэтому это скорее тактика, а не стратегия, направленная на решение проблем, а не на преодоление их причин. Правда Стратегия подразумевает последующую проработку и уточнение (расширение и т.д.) системы показателей.

10. В качестве заключения: в целом не оспаривая значимость глобальных, макроэкономических, пространственных и отраслевых, факторов, вызовов и угроз обеспечения экономической безопасности России, стоит отметить следующие. Стратегия экономической безопасности РФ рассчитана именно на период до 2030 года, иначе говоря имеет среднесрочный характер; многие глобальные экономические и другие вызовы и угрозы, отмеченные в стратегии, плохо поддаются управлению на национальном российском уровне. К тому же, исходя из самой логики обеспечения национальной экономической безопасности, Стратегия должна быть направлена прежде всего на увеличение «независимости» страны от глобальной экономической системы. При этом Россия самая большая, но одна из самых «неосвоенных» стран мира, поэтому как с точки зрения национальных экономических интересов, так и политических возможностей - пространственно-экономическое развитие страны должно стать приоритетным. А самое главное, как ни один раз отмечали и международные, и отечественные исследования: обеспечение роста человеческого капитала, качества народонаселения, качества и уровня жизни населения страны - залог социально-экономического развития страны, и в частности обеспечения ее национальной экономической безопасности. И мы надеемся, что в ходе реализации Стратегии в виде непосредственно федеральных и региональных программ человеческое развитие, качество жизни и их показатели станут приоритетным направлениями государственной политики России в области обеспечения её экономической безопасности.

Новое на сайте

>

Самое популярное