Домой Связной Что такое специальные счета в банках. Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция

Что такое специальные счета в банках. Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция

Чеки являются бланками строгой отчетности и учитываются за балансом на счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке. По мере использования чеки списываются со счета 006 (п. 22 указаний, утвержденных протоколом ГМЭК от 29 июня 2001 г. № 4/63-2001).

В бухучете поступление чековых книжек отразите проводкой:

Дебет 006 субсчет «Чековые книжки»
- приняты к учету чековые книжки.

Комиссию банка за оформление чековой книжки отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
- отражена комиссия банка за оформление чековой книжки;

Дебет 60 (76) Кредит 51
- списана банком комиссия за оформление чековой книжки.

По мере использования чеков списывайте их проводкой:

Кредит 006
- списаны использованные чеки.

В банковской практике встречаются два вида чеков: денежные и расчетные. Такой вывод позволяют сделать абзац 2 пункта 5.2 положения Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П, пункты 8.1−8.4 положения Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П.

Денежные чеки применяются для снятия наличных денег с расчетного счета на текущие нужды организации (на выдачу зарплаты, хозяйственные нужды и на другие цели, согласованные с банком). Для денежных чеков предусмотрены нелимитированные чековые книжки (сумма выдачи наличных по таким книжкам банками не ограничивается).

Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, организация заполняет чек, заверяет его подписями уполномоченных лиц и печатью организации и представляет в банк.

В бухучете получение наличных денег с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 50 Кредит 51
- получены деньги из банка по чеку.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов с контрагентами.

Если за приобретаемые товары (работы, услуги) организация решила рассчитываться чеками, она должна депонировать (зарезервировать) необходимые для этого средства на специальном счете в банке. Для этого одновременно с заявлением на выдачу чеков нужно подать в банк платежное поручение на перечисление необходимой суммы с расчетного на специальный счет.

Для расчетных чеков предусмотрены лимитированные чековые книжки. Сумма расчетов по таким книжкам ограничена общей суммой, зачисленной на специальный счет. При этом сумма расчетов по одному чеку не ограничивается.

Расчетный чек представляет собой письменное поручение банку о перечислении определенной суммы денег со счета плательщика на счет получателя средств. Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется покупателем (заказчиком), но в отличие от платежного поручения чек передается не банку, а продавцу (исполнителю) в момент совершения хозяйственной операции. После этого продавец (исполнитель) предъявляет чек в свой банк и получает по нему средства со специального счета из банка плательщика. Такой порядок следует из пунктов 8.1−8.4 Положения, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П.

В бухучете движение средств, находящихся в расчетных чеках, отражайте на счете 55-2 «Чековые книжки».

В бухучете движение денег в чековых книжках отражается проводками:

Дебет 55-2 Кредит 51 (52)
- депонированы средства для расчетов чеками;

Дебет 60 (76) Кредит 55-2
- списаны денежные средства по чекам, предъявленным к оплате.

В некоторых случаях часть расчетных чеков организации может остаться неиспользованной. Например, это возможно, если организация отказалась от расчетов чеками, если истек срок чековой книжки, а также при закрытии банковского счета или изменении наименования организации. Неиспользованные чеки нужно вернуть в банк, после чего он зачислит остаток депонированных средств на расчетный (валютный) счет организации. В бухучете эти операции отразите записями:

Дебет 51 (52) Кредит 55-2
- зачислены на расчетный (валютный) счет неиспользованные средства, ранее депонированные для оплаты чеков.

Аналитически й учет по счету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с открытием и использованием лимитированной чековой книжки в рублях

Для расчетов по чекам ЗАО «Альфа» получило в банке лимитированную чековую книжку со 100 чеками и перечислило на специальный счет денежные средства в размере 300 000 руб. В бухучете чековые книжки отражаются на счете 006 в условной оценке, равной 1 руб. за один чек.

Комиссия банка за оформление чековой книжки составила 150 руб. (списана с расчетного счета организации).

Сумма 250 000 руб. была выплачена по пяти чекам поставщикам «Альфы». Неиспользованная сумма 50 000 руб. была возвращена на расчетный счет организации, а неиспользованные чеки в количестве 95 штук возвращены в банк.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 91-2 Кредит 76
- 150 руб. - отражена комиссия банка за оформление чековой книжки;

Дебет 76 Кредит 51
- 150 руб. - списана банком комиссия за оформление чековой книжки;

Дебет 55-2 Кредит 51
- 300 000 руб. - депонированы средства для расчетов чеками;

Дебет 006
- 100 руб. (100 чеков × 1 руб./чек) - принята на забалансовый учет лимитированная чековая книжка;

Дебет 60 Кредит 55-2
- 250 000 руб. - списаны денежные средства по чекам, предъявленным к оплате;

Кредит 006
- 5 руб. (5 чеков × 1 руб./чек) - списаны использованные чеки;

Дебет 51 Кредит 55-2
- 50 000 руб. - зачислены на расчетный счет неиспользованные средства, ранее депонированные для оплаты чеков;

Кредит 006
- 95 руб. - списаны неиспользованные чеки.

Депозитный счет

Если организация имеет свободные средства и намерена получать доход от их размещения в банке, то ей открывают специальный депозитный счет , по которому банк ежемесячно будет начислять проценты. Такой счет банк открывает на основании договора банковского вклада (ст. 834, 835 ГК РФ), в котором оговариваются:

  • вид вклада;
  • сумма, которая вносится или перечисляется на депозит;
  • размер платы за обслуживание депозитного счета;
  • срок хранения;
  • ответственность сторон;
  • условия расторжения договора;
  • другие условия по согласованию сторон.

После того как срок хранения денежных средств на депозите истечет, деньги со специального счета банк вернет на расчетный счет организации.

В бухучете движение денег во вкладах (депозитах) отражают на счете 55-3 «Депозитные счета в банках».

Перечисление денежных средств во вклад отразите проводкой:

Дебет 55-3 Кредит 51 (52)
- перечислены денежные средства на специальный депозитный счет.

При возврате банком суммы вклада сделайте обратную проводку.

При начислении и выплате процентов по вкладу сделайте в бухучете следующие записи:

Дебет 76 Кредит 91-1
- начислены проценты по вкладу;

Дебет 51 Кредит 76
- зачислены на расчетный счет проценты по вкладу.

Договором банковского вклада может быть предусмотрена выплата всей суммы процентов по вкладу по окончании срока хранения денежных средств на депозите. В таком случае проценты накапливаются на депозитном счете в течение всего срока хранения денег, а затем банк перечисляет их на расчетный (валютный) счет организации. Такие операции отразите в бухучете проводками:

Дебет 55-3 Кредит 76
- зачислены на депозитный счет проценты по вкладу;

Дебет 51 (52) Кредит 55-3
- зачислены на расчетный (валютный) счет проценты по вкладу.

Аналитический учет по счету 55-3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу отдельно.

Поскольку депозитные вклады признают финансовыми вложениями (п. 3 ПБУ 19/02), их учет можно вести на счете 58 «Финансовые вложения». Способ учета движения денег на депозите организация закрепляет в учетной политике.

Расчеты банковскими картами

Организация может открыть в банке специальный счет для расчетов банковскими картами. Такой счет открывается на основании договора между банком и организацией, в котором оговариваются конкретные условия предоставления денежных средств и использования банковских карт (п. 1.8 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П).

Для организаций выпускаются банковские карты двух видов:

  • расчетные (дебетовые);
  • кредитные.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1.5 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П.

Расчетные и кредитные банковские карты можно использовать:

  • для получения наличных денег и оплаты хозяйственных расходов (в т. ч. для оплаты командировочных и представительских расходов) в рублях и в иностранной валюте на территории России и за ее пределами;
  • для других операций в рублях, разрешенных законодательством на территории России;
  • для других операций в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства России.

Об этом сказано в пункте 2.5 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П.

Для оплаты расходов организация выдает сотруднику банковскую корпоративную карту. Карта должна относиться к одной из платежных систем (VISA, Eurokard/Mastercard и т. д.).

Банковские карты оформляют на конкретных сотрудников (держателей карт). Поэтому к договору с банком приложите список сотрудников и укажите (при необходимости) лимит расходов в рублях или иностранной валюте. По одному банковскому счету может быть выдано несколько карт (на разных сотрудников). В то же время одной картой можно расплачиваться с нескольких счетов организации.

Об этом сказано в пунктах 2.1 и 2.2 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П.

Выданные банковские карты учитывайте за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, предусмотренной в договоре банковского счета. Если договором цена не установлена, банковские карты можно учитывать по условной оценке (п. 18 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В бухучете средства, зачисленные на корпоративную карту, отразите на счете 55 «Специальные счета в банке». Карточный счет может быть рублевым или валютным. При этом наличие и движение иностранной валюты нужно учитывать обособленно (Инструкция к плану счетов). Поэтому, если у организации два карточных счета (валютный и рублевый), к счету 55 должны быть открыты соответствующие субсчета. Например, субсчета «Специальный карточный счет в валюте» и «Специальный карточный счет в рублях».

При открытии рублевого корпоративного счета сделайте проводку:

При открытии валютного корпоративного счета сделайте проводку:

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в валюте» Кредит 52
- перечислены деньги на корпоративную пластиковую карту.

По мере того как сотрудник будет снимать с карты деньги, на основании банковских выписок в учете делайте записи:


- выдан рублевый аванс на оплату расходов;

Дебет 71 Кредит 55 субсчет «Специальный карточный счет в валюте»
- выдан валютный аванс на оплату расходов.

Основанием для списания задолженности с подотчетного лица - держателя карты является его авансовый отчет по форме № АО-1, к которому приложены документы, подтверждающие поступление товаров (работ, услуг), и слипы (квитанции электронных терминалов или банкоматов), свидетельствующие об их оплате с корпоративного счета.

Пример отражения в бухучете операций по оформлению и использованию расчетной (дебетовой) банковской карты

ЗАО «Альфа» перевело со своего расчетного счета на специальный карточный счет в рублях 50 000 руб.

Расчетная (дебетовая) банковская карта оформлена на генерального директора организации А.В. Львова. В январе Львов был в командировке в г. Челябинске. С помощью карты он оплатил счет за проживание в гостинице на сумму 15 000 руб.

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в рублях» Кредит 51
- 50 000 руб. - перечислены деньги на корпоративный банковский счет;

Дебет 71 Кредит 55 субсчет «Специальный карточный счет в рублях»
- 15 000 руб. - выдан аванс на оплату командировочных расходов;

Дебет 26 Кредит 71
- 15 000 руб. - отражены командировочные расходы (на основании первичных учетных документов и авансового отчета).

Операции по использованию кредитной корпоративной карты отражайте в бухучете с использованием счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При зачислении средств на кредитную карту сделайте проводки:

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в рублях» Кредит 66 (67)
- отражена сумма кредита, поступившая на рублевый карточный счет;

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в валюте» Кредит 66 (67)
- отражена сумма кредита, поступившая на валютный карточный счет.

Выдачу аванса при использовании кредитной карты в бухучете отразите по мере того, как сотрудник будет снимать с нее деньги.

Пример отражения в бухучете операций по оформлению и использованию кредитной банковской карты

ЗАО «Альфа» заключило договор с банком на получение и обслуживание рублевой кредитной корпоративной карты. Банк открыл кредитную линию на сумму 200 000 руб. сроком на 12 месяцев под 12 процентов годовых. По договору проценты начисляются ежемесячно на фактически израсходованную сумму кредита.

Генеральный директор «Альфы» А.В. Львов был в командировке в г. Ростове. Сумма командировочных расходов, оплаченных с помощью кредитной карты, составила 38 000 руб.

Бухгалтер организации сделал в учете следующие записи:

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в рублях» Кредит 66
- 38 000 руб. - отражена сумма кредита, поступившая на рублевый карточный счет (на дату снятия денег с карты);

Дебет 71 Кредит 55 субсчет «Специальный карточный счет в рублях»
- 38 000 руб. - выдан аванс на оплату командировочных расходов (на основании банковской выписки);

Дебет 26 Кредит 71
- 38 000 руб. - отражены командировочные расходы (на основании первичных учетных документов и авансового отчета);

Дебет 91-2 Кредит 66
- 380 руб. (38 000 руб. × 12% : 12 мес.) - начислены проценты по кредиту;

Дебет 66 Кредит 51
- 380 руб. - заплачены проценты по кредиту.

За открытие и обслуживание пластиковых карт банк, как правило, взимает комиссию. В бухучете эти расходы отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 51 (55)
- перечислена комиссия банку за открытие и обслуживание специального карточного счета.

Суммы, снятые сотрудником с пластиковой карты в валюте, отличной от валюты карты, отразите в рублях по официальному курсу Банка России на день списания со специального карточного счета (п. 4-6 ПБУ 3/2006). Например, так нужно поступить, если с рублевой пластиковой карты сотрудник снял наличные в долларах (или наоборот). Разницу между официальным курсом валюты и курсом банка, по которому он списал деньги с пластиковой карты, включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) или доходов (п. 7 ПБУ 9/99):

Дебет 91-2 Кредит 55 субсчет «Специальный карточный счет в валюте»
- отражена отрицательная разница между официальным и коммерческим курсами валюты;

Дебет 55 субсчет «Специальный карточный счет в валюте» Кредит 91-1
- отражена положительная разница между официальным и коммерческим курсами валюты.

Ситуация: может ли индивидуальный предприниматель получать оплату от клиентов на банковскую карточку ?

Да, может.

Банковские карточки предназначены для операций по специальному банковскому счету. Такой счет открывается на основании договора банковского счета (п. 1.12 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П).

Глава 45 Гражданского кодекса РФ, так же как и нормативные акты Банка России, не подразделяет банковские счета на «основные» и «карточные». Поэтому на банковские счета, открытые для операций с использованием банковских карт, в полной мере распространяются нормы главы 45 Гражданского кодекса РФ. В частности, статьей 845 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность кредитного учреждения зачислять на банковский счет денежные средства, поступающие клиенту.

Таким образом, на счет, открытый для операций с использованием банковских карт, помимо денег клиента могут зачисляться средства третьих лиц, если договором банковского счета не предусмотрено иное. Аналогичная точка зрения изложена в письме ЦБ РФ от 30 января 2009 г. № 08-31-1/478.

Для заказчиков и исполнителей госзакупок нынешний год стал переломным, так как в законодательстве появилась масса изменений, касающихся предпринимателей и юридических лиц, заявляющихся на участие в торгах. Одно из важных нововведений касается заведения и применения специального счета для обеспечения собственных заявок. Кто, где и когда должен их открывать, как применять в своей деятельности?

Специальный счет – это целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законодательно. В России их применение не ново. Специальные счета в банках используют платежные агенты, нотариусы и другие лица. А вот для участников госзакупок подобные инструменты пока непонятны.

Сама необходимость использовать специальный счет для закупок возникла с 1-го июля 2018 г., после вступления в силу многочисленных нововведений Федерального закона № 44-ФЗ. Фактически же обязанность применения этого инструмента появилась с 1-го октября 2018 г.

В сфере госзакупок специальный банковский счет применяется в качестве одного из форматов обеспечения претендентами собственных заявок на участие в конкурсах, аукционах. Причем если речь идет об электронных торгах, то альтернативы такому внесению денег нет (при бумажных формат обеспечения в виде внесения финансовых средств или предоставления банковской гарантии устанавливается лично заказчиком).

Использовать спецсчет может только его владелец. Предоставить обеспечение по чужой заявке со своего счета нельзя – каждый участник должен иметь собственный.

Когда он нужен?

Ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ закрепляет за заказчиками при проведении торгов возможность назначать конкретные требования к форме обеспечения заявок. Сейчас закупки по 44-ФЗ проводятся в двух формах: бумажном и электронном. В первом случае открытие специального счета не нужно. Если же заказчик проводит электронный аукцион, то обеспечение осуществляется единственным способом: посредством внесения определенной суммы на лицевой счет ЭТП, проводящей конкретную госзакупку.

Важно ! Заказчики с 1-го июля 2018 г. имеют право переводить бумажные закупки в электронном виде. А с 1-го января 2019 г. такая форма проведения станет обязательной.

По 44-ФЗ

С 1-го октября 2018 г. необходимость иметь специальные счета по 44-ФЗ появилась у предпринимателей и юридических лиц, участвующих в электронных госзакупках следующих разновидностей:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • аукцион;
  • 2-этапный конкурс.

Зачисленные деньги нужны для обеспечения самых заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок по 44-ФЗ используется всегда, если речь идет об электронном формате проведения.

Важно ! Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны. Но в случае выигрыша они обязаны перечислить плату за победу на р/с конкретной ЭТП.

По 223-ФЗ

При проведении крупных закупок по 223-ФЗ спецсчета не нужны. Если же в торгах участвуют представители малого и среднего бизнеса, то заказчик может потребовать обеспечения заявки.

В случае проведения подобных электронных госзакупок нужен специальный счет по 223-ФЗ, с помощью которого на ЭТП будут внесены необходимые средства.

Принцип работы спецсчета

Юридические лица и многие предприниматели имеют собственный расчетный счет в банке для проведения операций с контрагентами, приема платежей от клиентов, уплаты налогов и прочих сборов в государственную казну. Спецсчет имеет абсолютно иные цели. Используется он для обеспечения заявок в электронных торгах. Как это работает? Пошагово это выглядит так:

  1. участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;
  2. оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;
  3. банк блокирует средства без согласия владельца и оповещает его об этом;
  4. после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок (деньги блокируются примерно через час). Перевод денег может идти до 3-х дней (если внутри банка, то быстрее), поэтому внести нужную сумму лучше заранее.

Размер обеспечения ограничивается законодательством и зависит от суммы контракта. В общем виде градация такая (п. 16 ст. 44 № 44-ФЗ):

Когда деньги разблокируют?

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы. Отмена блокировки возможна, если:

  • заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);
  • участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;
  • участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Списание средств

Участники торгов держат денежные средства на специальных счетах для последующего обеспечения. Не возбраняется хранить на них и иные сбережения. К тому же, банки начисляют проценты на остаток средств, хоть зачастую они просто символические (тарифы устанавливаются индивидуально). При необходимости деньги со счета могут переводиться на свой расчетный счет.

Активные участники торгов предпочитают держать сбережения на спецсчете для обеспечения заявок. Тогда списание денег возможно в случае победы в госзакупках, когда сумма контракта выше 1 миллиона руб. Размер вознаграждения составляет 1% от суммы контракта, но имеются максимальные ограничения:

  • для крупного бизнеса – 5 000 руб.;
  • для малого и среднего бизнеса – 2 000 руб.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это должен в одном из 18-ти банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие финансовые учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Утвержденные же банки согласны работать с предпринимателями и юрлицами при условии:

  • подачи полного пакета необходимых документов;
  • наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);
  • внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Если ранее с закупками предприниматель или организация не работали, то предварительно придется пройти аккредитацию на одной из официально одобренных площадок. В их число входят:

  1. АО «АГЗРТ»;
  2. АО «ЕЭТП» (Росэлторг);
  3. АО «РАД»;
  4. АО «ТЭК – Торг»;
  5. АО «ЭТС» (национальная электронная площадка);
  6. ЗАО «Сбербанк – АСТ»;
  7. ООО «РТС – тендер»;
  8. ООО «ЭТП ГПБ»;
  9. ООО «АСТ ГОЗ».

Каждая из них ведет учет специальных счетов участников и в случае необходимости оператор делает запрос на блокировку средств в банк.

Важно ! С 1-го января 2019 г. вместо реестра участников электронного аукциона, аккредитованных ЭТП, будет вестись единый реестр участников закупок на сайте ЕИС. После этой даты банки будут проверять будущих владельцев специальных счетов по нему.

В каких банках можно открыть?

Законодательно список банков, имеющих право заводить специальные счета для обеспечения, ограничен 18-ю финансовыми учреждениями. Их перечень включает в себя следующие банки:

  • Сбербанк;
  • Газпромбанк;
  • Россельхозбанк;
  • МКБ-банк;
  • ФК «Открытие»;
  • Райффайзенбанк;
  • Росбанк;
  • ВБРР;
  • Промсвязьбанк;
  • «АБ Россия»;
  • банк «Санкт-Петербург»;
  • Совкомбанк;
  • РНКБ-банк;
  • РосЕвроБанк;
  • ОТП банк;
  • ЮниКредит банк.

Если р/с ИП или юрлица ведется одним из перечисленных финансовых учреждений, он может:

  1. заключить с обслуживающим банком допсоглашение на использование расчетного счета в качестве спецсчета (если такая возможность есть);
  2. открыть специальный счет для закупок, подав полный пакет документов;
  3. обратиться в любой другой одобренный банк с наиболее привлекательными условиями обслуживания.

Те же клиенты, которые обслуживаются другими кредитными организациями, вынуждены открывать специальный счет для участия в закупках в иных финансовых учреждениях из списка.

В требованиях Постановления Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 г. нет ограничений на открытие специальных счетов сразу в нескольких банках. Поэтому обслуживаться можно в 1, 2 и более учреждениях одновременно.

Порядок открытия

Специальный счет для участников закупок открывается всего в 18 банках. В зависимости от учреждения, это можно сделать одним или несколькими способами:

  1. лично обратившись в офис, обслуживающий бизнес-сектор;
  2. подав заявку на сайте банка дистанционно (клиенты некоторых банков могут отправить все документы через систему ДБО и даже зарезервировать счет за несколько минут при необходимости);
  3. пройдя упрощенную процедуру открытия через электронную торговую площадку, являющуюся партнером банка (например, ВТБ предлагает полностью дистанционно и в сжатые сроки открыть специальный счет по 44-ФЗ для аккредитованных участников площадки «Росэлторг»).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

  • заявление;
  • договор;
  • удостоверяющие личность документы (для ИП – паспорт, для юрлиц дополнительно бумаги, подтверждающие полномочия обратившегося);
  • регистрационные бумаги (для ИП – свидетельства ИНН, ОГРНИП, ЕГРИП, для юрлиц – учредительские документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  • разрешительные документы на ведение деятельности, если они нужны (лицензии, патенты).

А вот подтверждать аккредитацию на ЭТП не придется – эти сведения банк проверяет самостоятельно.

На открытие уходит от 2 до 5 дней в зависимости от банка и его загруженности. После чего его можно использовать для проведения операций по специальным счетам.

Тарифы

Специальный счет предназначен для обеспечения заявок по закупкам, поэтому перечень совершаемых владельцем операций будет не таким уж большим. Наибольший интерес клиентов касается комиссий за переводы, платы за открытие и обслуживание, начисления процентов по вкладам. Вот тарифы наиболее известных российских банков:

Банк Стоимость открытия Стоимость обслуживания за месяц Начисление процентов на остаток (% годовых) Запрос на блокировку средств
Сбербанк 0 руб. 0 руб. 0,01% 50 руб.
ВТБ 0 руб. 0 руб. 0,01% От 50 до 100 руб. в зависимости от тарифа
Райффайзенбанк 1 700 руб. 950 руб. 0,01% Бесплатно
(филиал ФК «Открытие») 0 руб. 0 руб. 5%, но не больше 3 000 руб. в месяц Бесплатно
Альфа-Банк При открытии расчетного и специального счета одновременно – бесплатно, в противном случае открытие – 3 300 руб., обслуживание – от 220 до 6 900 руб. в зависимости от тарифа. 0,01% Бесплатно

Сбербанк специальный счет открывает отдельно без учета условий по тарифам обслуживания расчетных счетов. За эту услугу и обслуживание финансовое учреждение денег не взимает. Деньги на специальном счете хранятся исключительно для использования в качестве обеспечения участия в закупках. При этом обслуживается он без взимания дополнительной платы, но требует уплаты комиссии за каждый запрос на блокировку средств. В некоторых же банках имеющийся р/с может иметь назначение специального счета при условии заключения допсоглашения.

Подведем итоги

Для многих предпринимателей и юрлиц специальный счет уже стал жизненной необходимостью. Это подтверждает и ажиотаж в обслуживающих банках. Из-за наплыва желающих многие из них рассматривают заявки дольше заявленных сроков. Сложности возникают и из-за пока неотлаженного механизма работы. Тем не менее многие участники госзакупок уже работают со специальными счетами и оценили для себя их удобство.

Дискуссия:
(Заключительная часть )

:
"ФЗ "О гособоронзаказе" - слишком много вопросов!"


"Гособоронзаказ": разбираемся в деталях...

"Гособоронзаказ": специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть )

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет» .

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа . Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В декабре 2017 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон № 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Большая часть внесенных в 44-ФЗ изменений вступили в силу с 1 июля 2018 года. И одним из таких изменений является необходимость открытия спецсчетов для участия в госзакупках. О том, что это за специальные счета и для чего они нужны, мы подробно с вами поговорим ниже в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 13.08.2018 г.).

1. Введение в суть вопроса

В настоящее время согласно требованиям ч.1 ст.44 44-ФЗ Заказчики при проведении конкурсов и аукционов обязаны устанавливать требование к .

При проведении конкурсов и закрытых аукционов такое обеспечение может предоставляться участником закупки либо путем внесения денежных средств на счет Заказчика, либо . Причем выбор способа обеспечения осуществляется самим участником.

Причем требования к указанным банкам аналогичны требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Как говорится в разъяснениях Минфина от 27.04.2018 года спецсчета не могут использоваться участниками закупок для проведения расчетов при исполнении контрактов.

Также стоит отметить, что денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки . Соответственно, использовать эти средства для обеспечения заявки другого участника нельзя.

Важный момент! Согласно Постановления Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок Заказчиками не устанавливается. Поэтому для участия в закупках до 1 млн. рублей открытие спецсчета не понадобится. Если же спецсчета у победителя или у участника, уклонившегося от заключения контракта нет, то требование перечислить деньги за победу в закупке электронная площадка выставит с помощью аппаратно-программного комплекса площадки. Такие участники должны будут перечислить указанную сумму на банковский счет оператора площадки (см. п.7 и п.8 Правил Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 г. № 564).

2. Перечень банков для открытия специальных счетов

Как было сказано выше, 13 июля 2018 года Распоряжением Правительства РФ № 1451-р был утвержден перечень банков на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур.

В этот перечень вошло 18 банков:

  1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;
  2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);
  3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);
  4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;
  5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»;
  6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);
  7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;
  8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;
  9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;
  10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;
  11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;
  12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;
  13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»;
  14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);
  16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество);
  17. Акционерное общество «ОТП Банк»;
  18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк».

В Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета…» говорится о том, что при наличии у участника закупки счета в банке он может заключить с этим банком дополнительное соглашение об использовании его в качестве спецсчета. Однако это станет возможным в том случае, если все необходимые требования к спецсчету (использование средств на счете для обеспечения заявки, блокирование и разблокирование средств, согласие на списание средств без распоряжения участника закупки и др.), будут соблюдены.

Также данным Постановлением установлено, что до 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный ст.62 44-ФЗ. После 1 января 2019 года - только с теми участниками закупок, сведения о которых внесли в единый реестр участников закупок на сайте ЕИС.

Важный момент! Требования Постановления Правительства от 30.05.2018 г. № 626 не запрещают участникам закупок заводить спецсчета в нескольких уполномоченных банках.

3. Схема взаимодействия участников закупок, банков и электронных площадок

Итак… Каждая “федеральная” (напомню, на данный момент их 8-мь + 1 специализированная электронная площадка) должна заключить соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством РФ перечень, а также с Минфином и ФАС. Эти соглашения должны быть заключены до 1 октября 2018 года (п.4 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам…). А до 1 октября 2018 года обеспечение заявок производится по старым правилам путем перечисления денежных средств на счет электронной площадки.

Банк сможет открывать спецсчета участникам закупок только после заключения соответствующих соглашений с электронными площадками.

Все взаимодействие между банками и электронными площадками осуществляется в электронной форме.

Участник, который планирует участие в электронной закупке должен иметь на специальном счете сумму необходимую для обеспечения заявки. Подавая заявку на участие в электронной закупке, участник тем самым выражает свое согласие на блокирование денежных средств на его счете.

Важно отметить, что блокирование денежных средств будет происходить не сразу, как мы это привыкли видеть в настоящее время на электронных площадках, а только после окончания срока подачи заявок.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронной закупке оператор электронной площадки будет направлять в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. В свою очередь банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки будет обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки.

Если же необходимой для блокирования суммы на спецсчете участника не окажется, то оператор площадки будет обязан вернуть участнику его заявку.

Разблокирование же денежных средств на специальном счете участника производится банком в течение одного рабочего дня с момента получения соответствующего уведомления от оператора электронной площадки.

Несмотря на кажущуюся сложность и неудобство данной схемы взаимодействия, в ней есть и определенный плюс для участников закупок — это начисление банком процентов за пользование денежными средствами , находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов будет определяться договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.

Если Вам нужен спецсчет для участия в госзакупках, то Вы можете открыть его в «Промсвязьбанк» всего за 1 день! Просто оставьте свою заявку ниже.

В заявке укажите следующую информацию:

  1. Наименование Вашей организации (ФИО для ИП);
  2. ФИО контактного лица;
  3. Телефон и e-mail;
  4. Ваш город

Специальные расчётные счета для хозяйствующих объектов призваны обеспечить грамотное распределение средств. Что они собой представляют и каким образом используются, что такое спецсчет в банке - рассмотрим далее.

Спецсчета создаются для перечисления денежных средств с других расчётных счетов. Например, при получении оплаты от клиентов, поставщиков и платёжных агентов. Другими словами, источником поступления средств на спецсчёт являются платежи.

Назначение счета - целевые операции посредством безналичного расчета.

Кто обязан использовать спецсчёт в своей деятельности?

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих платежи, возникает обязанность сдачи наличных средств в банковские учреждения с последующим перечислением их на спецсчёт. Такой порядок регламентирован законом для следующих категорий хозяйствующих объектов:

  • поставщиков, занимающихся поставкой услуг при привлечении платёжных агентов;
  • юрлиц и ИП, осуществляющих приём платежей у граждан;
  • банковских агентов (субагентов), принимающих платежи посредством терминалов и использующих банкоматы.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа позволяет использовать накопленные средства на проведение оплаты услуг и потребительских нужд. Списание денежных средств и их использование регламентируется законом. В частности, для оплаты применяется идентификационный номер соответствующего распоряжения , а в правилах пользования имеются пункты, позволяющие отменить списание штрафов, налогов и неустоек в определённых условиях.

Открытие

Как происходит открытие специального счёта гособоронзаказа в Сбербанке и других финансовых организациях? Для того чтобы открыть спецсчёт для гособоронзаказа, банк должен выполнить ряд требований:

  • собственный капитал (в том числе оборотные средства) должен превышать 100 миллиардов рублей;
  • уставной капитал выражается в доле от 50% и выше;
  • деятельность основана на законных основаниях, подтверждена лицензией и одобрена государством;
  • осведомлённость по части деятельности, связанной с секретными разработками;
  • отсутствие специальных условий.

С целью предотвращения мошеннических действий и коррупционных схем для открытия спецсчёта гособоронзаказа существует ряд специальных условий.

Процедура оформления

Предварительно от объекта хозяйствования потребуется собрать необходимый пакет документов, заполнить специальные формуляры и собрать все подписи, заверить соответствующим образом бумаги и подать документы в банковское учреждение.

При вынесении банком положительного решения по данному заявлению заключается договор об открытии счёта с участием обеих сторон.

Важно! В течение рабочего дня банк вносит данные об открытии в регистрационной книге, о чём информирует заявителя. Далее исполнителю даётся 7 дней на оповещение о проведённой операции ФСС, ИФНС, ПФР.

Для проведения оплаты применяется безналичный способ. Платёжные поручения и все необходимые документы требуют подробного и безошибочного заполнения.

Ответственность за нарушение правил

Переведённые средства со спецсчёта должны быть направлены строго по целевому назначению.

Нарушение установленных законом правил влечёт за собой штрафные санкции:

  1. За невыполнение работ или проведения услуг взыскивается штраф в размере 1 миллиона рублей.
  2. За нецелевое использование выделенных средств - взыскание 5-25% денежного штрафа от заявленной суммы.
  3. Нарушение правил деятельности по расходованию накопленных денежных средств - штраф от 500 до 1 000 000 рублей.

Правовые отношения между государством, заказчиком и исполнителем требуют беспрекословного соблюдения установленных правил. Любое нарушение их - это нарушение действующего закона.

Особенности оформления

Для правильности проведения финансовых операций важно знать особенности оформления. Спецсчёт гособоронзаказа подразумевает следующие операции:

  • принятие платежей от физических лиц;
  • списание накопленных средств на определённые нужды;
  • перечисление денежных средств со счетов других банков и этого.

Для принятия платежей от физических лиц исполнитель должен иметь специальный договор, подтверждающий законность данных действий.

Правильное расходование средств

Проводится ли специальный учёт госзаказов и их оплаты? Согласно внесённым в действующее законодательство изменениям все операции расходования средств по контрактам подвергаются контролю, и вся информация обрабатывается в Росфинмониторинге.

Важно! Средства переводятся только на спецсчёт с подробной проводкой по всем операциям.

Банки для открытия спецсчёта гособоронзаказа определяются государством и получают долю капитала из казны.

Как перевести деньги? Перевод со специального счёта на другие доступны в таких случаях:

  • перевод в фонд заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата услуг и товаров по стоимости, регулируемой государством;
  • иные расходы, не превышающие суммы в 3 000 000 руб.;
  • перечисление прибыли;
  • по согласованию с Министерством Обороны РФ - расчёты с иностранными компаниями;
  • закупка необходимых материалов для выполнения госзаказа;
  • уплата страховых, таможенных сборов и налогов.

Любая операция требует подтверждения в официальной форме согласования о заключении госконтракта.

Ограничения

Регламентирует следующие ограничения по проведению финансовых операций для спецсчёта:

  • уплата налогов по таможне и страховки в негосударственные фонды;
  • транзакции в течение короткого времени на счета различным исполнителям;

Новое на сайте

>

Самое популярное