Домой Связной Государственные сберегательные облигации валюта займа. Государственный сберегательный заем российской федерации

Государственные сберегательные облигации валюта займа. Государственный сберегательный заем российской федерации

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - ценные бумаги, покупателями которых могут выступать физические и юридические лица.

Они дают владельцу возможность получать доход двух видов: в форме процентов, начисляемых на их номинальную стоимость, и разницы между ценой продажи и изначального приобретения.

История появления и особенности ОГСЗ

В сентябре 1995 года был принят указ Президента РФ № 836, положивший начало развитию нового финансового инструмента на российском рынке — ОГСЗ. Эти долговые ценные бумаги были выпущены с целью получения денег в долг от населения и бизнеса для покрытия дефицита государственного бюджета.

ОГСЗ получили популярность благодаря тому, что были выпущены в документарной форме: это вызывало доверие. Бумаги были предъявительскими, т.е. процентный доход выплачивался любому гражданину, который предъявлял облигацию банку или иному платежному агенту. Сделки купли-продажи не требовали регистрации.

Сегодня обращение ОГСЗ регулируется постановлением Кабмина № 379 и приказом Министерства финансов № 45н. Оба нормативных документа действуют с 2001 года. Согласно их положениям, выпуск ценных бумаг — сфера ведения Минфина. Период обращения облигаций — от трех до пяти лет.

Размещение ОГСЗ проходит в два этапа:

  • проведение аукциона, в ходе которого выбираются посредники для реализации ценных бумаг;
  • заключение договоров купли-продажи с выбранными организациями.
ОГСЗ вправе приобретать российские и иностранные граждане и компании. Для совершения сделки они обращаются к платежным агентам, в роли которых часто выступают банки, например, Сбербанк.

Преимущества и недостатки ОГСЗ

Важная особенность ОГСЗ заключается в том, что эти ценные бумаги изначально предназначены для распространения среди населения. Их проще приобрести, чем обычные облигации. Для совершения сделки достаточно обратиться в отделение банка. Совершая покупку, гражданин или организация по сути дают деньги в долг государству, которое направляет их на решение актуальных экономических и социальных задач.

Выделяются следующие преимущества ОГСЗ перед другими видами ценных бумаг:

  • минимальные риски — гарантом возврата вложенных средств выступает государство;
  • высокая доходность, которая варьируется на уровне 6-8% годовых;
  • рост дохода по мере увеличения сроков владения ценной бумагой;
  • возможность досрочного возврата вложенных средств. Согласно действующим правилам, вкладчик может продать ОГСЗ после года владения без потери процентных выплат. Если он реализует ценную бумагу до истечения срока, проценты не будут выплачены;
  • небольшой порог входа. Для покупки ОГСЗ в Сбербанке требуется не менее 30 000 рублей, это доступно людям со средним уровнем дохода;
  • Возможность получения прибыли от разницы между стоимостью продажи и покупки: финансовые инструменты постоянно растут в цене;
  • возможность передать облигации по наследству.
Среди недостатков ОГСЗ выделяют невозможность свободного обращения облигаций, так как по законодательству сделки с ценными бумагами осуществляются при посредничестве платежных агентов. С 1998 года начался «кризис доверия» к ОГСЗ, интерес населения к этому финансовому инструменту значительно упал после дефолта. Считается, что низкая популярность облигаций связана с невысокой рентабельностью.

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупный финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам, которые к тому же могут быть и нерезидентами. Главная цель нового займа - привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имеют исключительно низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как рассчитаны на массового потребителя.

Эмитентом ОГСЗ является Министерство финансов РФ. Первая серия ОГСЗ была выпущена 27 сентября 1995 г. номинальной стоимостью 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Общее количество облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. составляет 5 млн штук, номинальной стоимостью 500 тыс. руб. - 1 млн штук. Объем выпуска ОГСЗ первой серии составляет 1 трлн руб.

ОГСЗ являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций - 1 год.

Каждая облигация имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ). Этот доход не будет облагаться налогом на прибыль с юридических лиц и подоходным налогом с физических лиц.

В отличие от предшествующих аналогичных займов, например известного всем трехпроцентного займа, где государство продавало и покупало облигации, размещение облигаций сберегательного займа осуществляется по рыночным ценам через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у Министерства финансов.

Для размещения ОГСЗ проводились закрытые конкурсы. Минимальная заявка на покупку облигаций составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывал банк или финансовая организация, предложившая более высокую цену. При этом вводится ограничение на покупку облигаций - на сумму не более 200 млрд руб. по номинальной стоимости. Таким образом исключается монополизация рынка. В результате проведенного Министерством финансов конкурса андеррайтерами помимо Сбербанка стали несколько десятков крупнейших банков, которые и начали процесс размещения облигаций среди инвесторов. По первой и второй серии участвовали в торгах 48 и 51 банк. По условиям выпуска ОГСЗ банки заключают договор с Министерством финансов, согласно которому 90% объема покупки облигаций должно быть продано в течение 60 дней. Из 90% этих облигаций 50% должно быть продано за наличные деньги, т.е. физическим лицам.

По условиям выпуска ОГСЗ принять участие в их распространении могут все коммерческие банки и финансовые организации, которые имеют лицензию на право работы со средствами населения.

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

Посредством размещения нового финансового инструмента Минфин профинансирует неинфляционным методом дефицит бюджета, мобилизует денежные излишки населения, обеспечит массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения его средств.

Первый выпуск облигаций, включивший 10 серий, явился успешным. На протяжении всего года спрос на бумаги превышал предложение, особенно к концу 1996 г. Министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги. Это подтверждают итоги аукциона по последней, 10-й серии. Объем заявок на покупку в 4 раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена покупки поднялась выше номинала и составила 102,18%. При таком ажиотажном спросе Министерство финансов провело дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн руб. по цене 102,25% от номинала и увеличило объем первого выпуска ОГЗ с 3 до 11 трлн руб. Чистый доход бюджета от размещения облигаций в прошедшем году составил 3,155 трлн руб.

Доходность по первому купону 1-й серии ОГСЗ составила 102,72%, по второму купону - 104,28%. В дальнейшем доходность ОГСЗ снизилась до 32,66% годовых. Максимальная доходность - 164,56% годовых - была зафиксирована по четвертому купону 1-й серии (июнь 1996 г.), что связано с событиями политической жизни страны.

Облигации государственного сберегательного займа удачно вписались в свою нишу на рынке. В июне 1998 г. осуществлен выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии сроком на два года с 17 июня 1998 г. по 16 июня 2000 г. номинальной стоимостью 500 руб. Объем выпуска облигаций составляет 1 млрд руб., общее количество - 2 млн.

Выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии считается состоявшимся в случае размещения не менее 20% общего количества выпущенных облигаций.

Рынок облигаций сберегательного займа является одним из самых привлекательных для частных инвестиций, а сами облигации представляют собой ликвидный финансовый инструмент, доступный рядовому вкладчику.

Облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - государственная ценная бумага на предъявителя, выпускаемая в документарной форме и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости при погашении.

Государственный сберегательный заем был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа - 10 трлн руб., которые государство намерено было получить до 1998 г., выпустив облигации десятью сериями по 1 трлн руб. каждая. Владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять эти облигации на облигации нового займа .

Эмитент облигаций государственного сберегательного займа - Министерство финансов Российской Федерации. Эмиссия ОГСЗ осуществляется в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 10 августа 1995 г. Общий объем эмиссии ОГСЗ устанавливался Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эмиссия ОГСЗ производилась в форме отдельных выпусков.

Облигации государственного сберегательного займа имели документарную форму в виде облигаций на предъявителя с процентным доходом.

Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты).

В период выпуска с 27 сентября 1995 г. по 26 сентября 1996 г. облигации имели номинальную стоимость 100 и 500 тыс. руб. «Расчетная» цена облигаций зависела от дня покупки и определялась как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена отличалась от расчетной, поскольку на нее воздействовали различные факторы .

Министерство финансов Российской Федерации утверждало условия отдельных выпусков ОГСЗ (объем выпуска, срок обращения и дату погашения, номинальную стоимость, размер либо порядок определения купонной ставки, периодичность выплаты процентного дохода, порядок размещения). В период с 1995 по 1998 г. выпущенные ОГСЗ имели срок обращения один или два года, купонный период равнялся трем или шести месяцам, купонная ставка объявлялась за неделю до начала соответствующего купонного периода и приравнивалась к последней официально объявленной купонной ставке облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.

Размещение ОГСЗ осуществлялось путем проведения подписки среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые затем, на основании договора с Министерством финансов Российской Федерации, продавали приобретенные ОГСЗ на вторичном рынке. Платежный агент по ОГСЗ - Сберегательный банк России. Существенные условия обращения, погашения и выплаты процентного дохода печатались на оборотной стороне бланка ОГСЗ.

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России облигации государственного сберегательного займа как новый вид долгового обязательства были призваны стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился .

ОГСЗ давали право их владельцам на получение процентного дохода, который превышал уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обуславливали простоту обращения. При этом отсутствовала необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия делали ОГСЗ привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц был определен в 90 дней, которые исчислялись от даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней от даты приобретения должен был разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно было быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривали возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов Российской Федерации должно было быть уплачено не менее 10 млрд руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% от этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов Российской Федерации ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд руб. по номинальной стоимости .

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн руб. был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% от номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги.

Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 г. была выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов Российской Федерации установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России, ОГСЗ являются среднесрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента. Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости были распространены на сумму 768,7 млрд руб.

К началу января 1997 г. Министерством финансов Российской Федерации было эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн руб. по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн руб. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около

5 трлн руб. Общий объем обращающихся на вторичном рынке ОГСЗ на 1 января 1999 г. составлял 15 млрд руб.

Начиная с 1999 г. ОГСЗ стали выводить из обращения, и к концу 2005 г. этот заем был полностью погашен. За весь период обращения доля ОГСЗ в составе внутреннего долга не превышала 4% (см. Приложение А).

Первоначально Министерство финансов Российской Федерации было заинтересовано в использовании ОГСЗ как единственного в то время инструмента привлечения средств мелких инвесторов. Но, несмотря на успех размещения и рыночный механизм ОГСЗ, следует отметить, что структура заключаемых сделок свидетельствовала

06 их краткосрочном спекулятивном характере, поскольку торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками. К факторам, сдерживающим развитие рынка ОГСЗ, относят также частые выпуски и отсутствие широкой рекламы, недоверие населения к государственным ценным бумагам, низкую рентабельность операций для мелких инвесторов. Помимо этого, и монетарные власти после кризиса 1998 г. утратили интерес к ОГСЗ в силу их недостаточной подконтрольности .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. Назовите виды универсальных федеральных займов.
  • 2. Расскажите о назначении, выпусках и обращении ГКО.
  • 3. Охарактеризуйте выпуски ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД.
  • 4. Сформулируйте выводы о тенденциях развития и результативности выпусков ГКО-ОФЗ на основе анализа динамики рынка.
  • 5. Расскажите о выпуске и основных итогах функционирования золотых сертификатов и облигаций в Российской Федерации.
  • 6. Расскажите о Государственном сберегательном займе, его задачах и проблемах доведения облигаций до массового инвестора.

Облигации федерального займа для физических лиц – ценные бумаги с высокой доходностью, выпускаемые Минфином. Купить новые ОФЗ 3-го выпуска в 2018 году можно в Сбербанке и ВТБ с 15 марта по 14 сентября.

Облигации федерального займа или, как их раньше называли «облигации государственного займа» – это далеко не новый и не слишком востребованный финансовый инструмент.

Однако новость о том, что Минфин РФ планирует произвести новый выпуск облигаций федерального займа для физических лиц произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Новыми ОФЗ-н, «народными» облигациями заинтересовались не только продвинутые инвесторы, но и обычные люди, которые раньше довольствовались открытием вкладов в банках.

Облигации федерального займа в 2018 году представляются Минфином как альтернатива банковским вкладам физических лиц, поскольку доходность ОФЗ-н сравнима с процентными ставками депозитов. А об их надежности и говорить не приходится.

Сейчас размещаются ОФЗ-н уже 3-го выпуска. Первый выпуск продавался с 26 апреля по 25 октября 2017 года. Второй — с 13 сентября 2017-го по 14 марта 2018 года.

Рассмотрим подробнее, условия вложения денег в новые облигации федерального займа, доходность ОФЗ для физических лиц - 2018, а также расскажем, где и как можно купить «народные облигации» 3-го выпуска, выпускаемые с марта этого года.

Облигации федерального займа — 2018: доходность и условия

Народные облигации федерального займа сильно отличаются от тех, ценных бумаг, которые уже имеют хождение в России. В чем их особенности?

Срок действия ОФЗ — 2018

Облигации федерального займа – 2018 выпускаются сроком на 3 года. Физические лица, купившие ОФЗ-н, должны будут через три года сдать их обратно государству и получить вложенные деньги с процентами. Дата начала размещения облигаций третьего выпуска: 15 марта 2018 года. Погашение - 24 марта 2021 года.

Кстати, бежать в банк и давиться в очереди, чтобы срочно продать в этот день облигации не обязательно. Предусмотрено автоматическое погашение ОФЗ-н по истечении срока. По истечении 3 лет деньги поступают на расчетный или брокерский счет инвестора в банке.

Конечно, владелец ОФЗ имеет право сдать их государству и ранее трех лет, например спустя один год владения облигациями. Но доход его в этом случае будет значительно ниже, чем по истечении трех лет. А потому возвращать ОФЗ-н государству в первый же год после покупки будет невыгодно.

Словом, чтобы получить максимально возможный доход, владельцу ОФЗ-2018 нужно будет держать их у себя все три года.

Доходность облигаций федерального займа — 2018

Облигации федерального займа, выпускаемые в марте – сентябре 2018 года, будут итак иметь сравнительно высокие проценты.

Но, чтобы стимулировать долговременное вложение денег, предусмотрено постепенное повышение процентной ставки.

Ставки и даты выплаты купонного дохода ОФЗ-н третьего выпуска

В итоге ставка доходности без учета комиссий, а также при владении ОФЗ-н третьего выпуска в течение 3-х лет до даты погашения составит до 7,25% годовых.

Банки-агенты (Сбербанк и ВТБ) будут взимать комиссионное вознаграждение с покупателя, размер которого будет зависеть от суммы сделки: 1,5% – при сумме сделки до 50 тыс. руб., 1,0% – от 50 до 300 тыс. руб. и 0,5% – от 300 тыс. руб. Аналогичные комиссии будут взиматься с инвесторов и в случае предъявления облигаций к досрочному выкупу.

Таким образом, чтобы получить максимальную выгоду от ОФЗ-н третьего выпуска надо приобрести их на сумму свыше 300 тысяч рублей и держать до 24 марта 2021 года.

Доходность ОФЗ для физических лиц, по истечении трех лет, превысит , которые предлагают сегодня крупнейшие банки России.

Сколько стоят облигации федерального займа – 2018

Одна облигация федерального займа для физических лиц, выпускаемая в марте – сентябре 2018 года, будет стоить 1 тысячу рублей в первые два дня размещения, затем цена будет меняться в зависимости от ситуации на рынке. Стоимость будет еженедельно публиковаться на официальном сайте Минфина России. При приобретении физическим лицом облигаций все условия (цена и доходность) фиксируются и больше не зависят от рыночной конъюнктуры.

Купить облигации первого выпуска можно будет в течение 6 месяцев с даты начала размещения, затем реализация этого выпуска прекратится и начнется продажа следующего. При этом инвестор сможет купить ценных бумаг на сумму от 30 тысяч рублей до 15 миллионов рублей в одном выпуске.

Где и как купить облигации федерального займа — 2018

Облигации федерального займа для физических лиц, которые выпущены в марте — сентябре 2018 года, можно купить только в Сбербанке и ВТБ.

Для того чтобы купить ОФЗ, нужно будет прийти в отделение Сбербанка или ВТБ, открыть там необходимые счета, подписать договор и, соответственно, стать владельцем ценных бумаг. Клиенты Сбербанка или ВТБ, имеющие личный кабинет в Интернет-банках, могут сделать это дистанционно.

«Народные облигации» 3-го выпуска поступили в банки 15 марта 2018 года. Дата окончания размещения облигаций: 14 сентября 2018 года.

Купить ОФЗ-2018 у посредников, частников или на бирже будет нельзя. Никакого дарения, или взносов ими в капитал не предусмотрено. Запрещено также использовать их в качестве залога для получения кредита.

Владелец ОФЗ сможет реализовать их только в том банке, где их взял, без права передачи в третьи руки. ОФЗ можно будет передать другому лицу только по наследству. Это поможет избежать злоупотреблений.

Купить облигации федерального займа для физических лиц в 2018 году или нет, каждый решает сам! Подробнее об условиях приобретения и погашения ОФЗ-н узнавайте в Сбербанке и ВТБ, а также из информационных сообщений Минфина РФ.

Сегодня в России имеют хождение ОФЗ, выпущенные государством ранее. Эти облигации федерального займа бывают следующих видов:

  • ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходностью по ГКО за последние 4 сессии (торгов).
  • ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения.
  • ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % - конец срока).
  • ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
  • ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом) выпускаются с 2015 года. Номинальная стоимость облигаций ежемесячно индексируется на предстоящий месяц в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации.

Именно облигации федерального займа могут составить альтернативу вкладам физических лиц, теряющим доходность.

Доходность по облигациям федерального займа прошлых лет

По мнению аналитика ГК «Телетрейд» Марка Гойхмана, которое он высказал «Российской газете», населению могут быть также интересны появившиеся в 2015 году российские облигации федерального займа с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН).

«Ставка дохода в 2,5 процента плюс компенсация инфляции дают сочетание надежности и достаточной доходности данных бумаг », — отмечает собеседник «Российской газеты».

Входной билет на этот рынок доступен абсолютному большинству — номинал одной облигации составляет тысячу рублей.

Гендиректор УК Peramo Ольга Мещерякова также заявила «Московскому комсомольцу», что для новичка лучший вариант - облигации федерального займа или корпоративные облигации «первого эшелона» - самых надежных российских компаний.

«Дефолт по таким бумагам может наступить только при дефолте России и банкротстве госкорпораций. Вероятность наступления дефолта нашей страны при текущем низком уровне госдолга практически равна нулю, то же самое можно сказать и об эмитентах первого эшелона. Более того, если вспомнить дефолт РФ в 1998 году, когда пострадали держатели ГКО, мы увидим, что даже в такое сложное для страны время тот же «Газпром» расплатился по своим облигационным займам», - рассуждает Мещерякова.

Где физическому лицу купить облигации федерального займа прошлых лет

Поскольку ОФЗ прошлых лет обращаются на бирже, необходимо открывать инвестиционный счет у брокера. Приобретать облигации можно и через открытые паевые инвестиционные фонды (ОПИФы) под управлением крупных управляющих компаний.

Кстати, среди альтернатив банковским вкладам также можно выделить инвестиционное и накопительное страхование жизни.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства -- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.

К началу января 1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками.

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в табл.

Новое на сайте

>

Самое популярное