Домой Связной Кому большевики отказались платить «царские долги»? Почему во франции подняли тему долгов российской империи.

Кому большевики отказались платить «царские долги»? Почему во франции подняли тему долгов российской империи.

* Справка извлечена из «Краткого отчета о деятельности Особенной канцелярии по кредитной части Народного Комиссариата финансов» за период с 20 октября 1916 г. по конец 1918 г., к которому она приложена.

Имеется в виду декрет ВЦІІК от 21 января (3 февраля) 1918 г. «Об аннулировании государственных займов» (Собр. узак. и расп. Рабочего и Крестьянского правительства, 1918 г., № 27, ст. 353).

Второе отделение Особенной канцелярии но кредитной части Министерства финансов занималось регулированием денежного обращения и вопросами валютной и дисконтной политики.

До сих нор не были известны официальные данные о государственном долге^Рос-сии на момент аннулирования Советским правительством государственных займов. В частности, при определении размеров внешней задолженности (иностранные военные займы России) в литературе пользуются данными Г. Фиска, точное происхождение которых неизвестно (см.: Г. Ф и с к. Финансовое положение Европы и Америки после войны. М., 1926), а также данными директора Департамента государственного казначейства Г. Д. Дементьева о приросте государственного долга за годы войны до 1 июня 1917 г. и до 1 сентября 1917 г.

Государственный долг складывался из долгосрочных займов - бессрочных (рентных) и срочных (с погашением в течение многих лет). Кроме того, в составе государственного долга числились краткосрочные займы - так называемые 5 % краткосрочные обязательства Государственного казначейства и 4% билеты Государственного казначейства или «серии». Накануне первой мировой войны, на 1 января 1914 г. они (точнее «серии») составляли в общей сумме государственного долга в 8824.5 млн руб. всего лишь 150.5 млн руб.

Государственный долг накануне войны состоял из внутренних и внешних займов. За годы войны никаких внешних долгосрочных займов ни царское, ни Временное правительства не получили. Миллиардные займы, предоставленные Францией и особенно Англией, были оформлены как краткосрочные кредиты, обеспеченные краткосрочными обязательствами Государственного казначейства, общая их сумма, согласно справки,- 8955.8 млн руб.

Что касается краткосрочных обязательств Государственного казначейства внутри страны, то они с началом войны приобрели другой характер. Эмиссия бумажных денег Государственным банком оформлялась как задолженность ему Государственного казначейства, краткосрочные обязательства которого «обеспечивали» непокрытую золотом эмиссию денежных знаков. Таких обязательств по последнему балансу Государственного банка на 23 октября 1917 г. находилось у него 15 507 млн руб. Остальные обязательства Государственного казначейства размещались во время войны на частном денежном рынке - в акционерных банках и у других капиталистов - и представляли собой действительный внутренний краткосрочный государственный долг. Для того чтобы усилить их размещение, правительство при расчетах с поставщиками по военным заказам стало навязывать их с 1916 г. поставщикам в начале в размерах от 10-25% следуемых сумм, а с 27 марта 1917 г. от 10 до 50% ,а по авансам поставщикам даже до 75% . (Правда, поставщики имели возможность снебольшой потерей избавиться от краткосрочных обязательств путем «учета» их в Государственном банке).

Тем не менее значительная часть обязательств осела «на частном рынке». По отчету Государственного банка за 1916 г., таких обязательств на 1 января 1917 г. было 2609 млн руб. и сверх того 300 млн руб. в государственных сберегательных кассах, откуда правительство также заимствовало денежные средства. На 1 июля 1917 г., по имеющимся в литературе данным, реальный долг по краткосрочным обязательствам вырос с 2609 до 3772 млн руб. и, наконец,по данным Дементьева, на 1 сентября 1917 г. - 4429 млн руб., в том числе прирост за январь-июнь - 1550 млн руб. и за июль-август - только 150 млн руб. и, следовательно, с 1 сентября по 25 октября 1917 г. мог возрасти еще примерно на 200 млн руб.

К этому следует прибавить рост краткосрочного долга по «сериям» - с 1о0 до 1000 млн руб. к концу 1915 г., после чего они пе выпускались. Таким образом, общее размещение обязательств и серий достигло 5.6-5.7 млрд руб. Некоторый дальнейший выпуск их после 25 октября 1917 г., по-видимому, был связан с тем, что эмиссия денежных знаков некоторое время продолжала оформляться с обеспечением их обязательствами. Далее, со второй половины 1917 г. краткосрочные обязательства, а «серии» еще раньше, начали выполнять роль денежных знаков и, возможно, что при недостатке в денежных знаках в первые месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции выпуск заготовленных краткосрочных обязательств производился взамен денежных знаков. Во всяком случае в декрете ВЦИК об аннулировании государственных займов в п. 4 было сказано: «Краткосрочные обязательства и серии Государственного казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые облигации имеют хождение наравне с кредитными билетами» (Собр. узак. и расп. Рабочего и Крестьянского правительства, 1918 г., № 27, ст. 353).

Таким образом, из 24 291.2млн. руб. долга по краткосрочным обязательствам реальный долг составлял около 5.65 млрд. рублей (ок. 4.65 млрд. по 5%-м обязательствам и 1 млрд. по «сериям»).

В итоге государственный долг России к моменту Великой Октябрьской социалистической революции составлял (в млн руб.):

В эти цифры не входит долг по гарантиям облигаций частных железнодорожных обществ и по свидетельствам (закладным листам) Дворянского и Крестьянского банков.

Имеются в виду долги, заключенные до денежной реформы 1895-1897 гг., когда содержание золотого рубля было в 1 1 / 2 раза больше, чем после реформы (1 / 15).

По данным на 14 ноября 1917 г., включая 373 913 391 200 00) руб., депонированных в обеспечение счетов Комиссариата продовольствия. Имеются в виду денежные суммы в обеспечение кредитов, полученных государственными хлебной и сахарной монополиями от банков. Сумма обязательств, использованных в качестве обеспечения, в док. из-за опечатки ошибочна. (Прим. док.).


Продолжая Российской Империи - которую, по господствующему мнению, "подбили" на взлёте - рассмотрим финансово-экономический потенциал и государственный долг России в начале ХХ века.
Начнём с долга.
"Государственный долг Российской Империи к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к концу — 60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по процентам.

Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и в докладе директора департамента Государственного казначейства Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика русского государственного долга “с причислением к государственным долгам также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными займами — лишь вопрос времени”.
Долг составил (на 1 января ):
- 1914 г.—8,8 млрд. руб.,
- 1915 г.—10,5 млрд.,
- 1916 г.—18,9.
- 1917 г.—33,6,
- а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб.
Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд. руб.

Фактически

до 60-миллиардного долга не дотянули, поскольку кредиторы не проявили активного желания девать взаймы. <...>
“Надо изыскивать для полного покрытия всех расходов до конца 1917 г. около 15 млрд. руб.” ,—писал Дементьев. Столько же удалось изыскать за три года войны. Об этом же — нервные телеграммы министра торговли и промышленности Временного правительства Терещенко от 18 августа 1917 г. русским послам по Франции, Англии и США.
<...>
Структура государственного долга России в конце 1917 г.

В млрд. руб .

В % к общей сумме

долгосрочный

краткосрочный

Итого

долгосрочный

краткосрочный

Итого

Внешний

Внутренний

ИТОГО

Это, понятно, верхушка айсберга. Заглянем ниже, посмотрим на "подводную часть".
Про финансово-экономический потенциал пишет журнал «Вопросы Истории» №2 1993 год.

Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (или 8,6% мирового богатства), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли различного рода природные ресурсы, Российская империя, тем не менее, находилась на третьем, после США (400 млрд. руб., 21,6%) и Британской империи (230 млрд. руб., 12,4%) месте, разделяя его с Германской империей и ненамного превосходя владения Франции (140 млрд. руб., 7,5%). Качественный же показатель — среднедушевое распределение национального богатства в России (900 руб.) едва приближался к средне мировому (1 тыс. руб.), превосходя в 1,5—1,8 раза лишь японский, но в 3—5 раз уступая американскому, британскому, французскому и германскому, и в 1,5—2 раза австрийскому и итальянскому.

То же вытекает из данных, характеризующих роль финансового капитала и его место в формировании национального богатства. Обладая финансовым капиталом в 11,5 млрд. руб. (4,6% мирового финансового капитала), из которых 7,5 млрд. руб., или 2/3 составляли иностранные капиталовложения, Россия по абсолютным показателям превосходила только державы второй величины: Австро-Венгрию (8,9 млрд. руб., 3,5%), Италию (5,1 млрд. руб., 2%) и Японию (4,5 млрд. руб., 1,8%), но в несколько раз уступала ведущим мировым державам: в 4,5 раза США и Британской империи (по 52,5 млрд. руб., 21%), в 4 раза Франции (47 млрд. руб., 18,8%) и в 3 раза Германии (35,1 млрд. руб., 14%). Если же взять только собственно российский национальный финансовый капитал, без учета иностранных инвестиций, то абсолютные и относительные показатели уменьшатся еще как минимум в 3 раза.

Доля финансового капитала в национальном богатстве России, которая соразмерно отражает процесс капитализации народного хозяйства, по всем ее структурам от имперских до центрально-метропольных колебалась, составляя 7,1%—11,6%, то есть была, по крайней мере, вдвое меньше всех средних показателей: среднемирового — 13,5%, среднеимперского — 17%, среднеметропольного — 19% и средне-центрально-метропольного — 23,4%. По всем этим важнейшим качественным показателям Россия в 2,5—4,5 раза уступала не только ведущим, наиболее развитым французским (33,5—43,7%), британским (22,8—36,2%), германским (23— 24,5%) параметрам, но и в 1,5—2,5 раза австрийским (15,3—37,8%), американским (13,1— 14,8%), итальянским (12,1—17,9%) и даже наименьшим — японским (12,5—15,5%).

В конечном счете из всех ведущих мировых держав, вставших на путь капитализации народного хозяйства, по всем имперским структурам Россия занимала последнее место, и только Великороссия едва дотягивала до среднемирового уровня. Хотя по размеру национального дохода (16,4 млрд. руб., 7,4% общемирового) Российская империя занимала четвертое место после США, Германской и Британской империй, среднедушевые ее показатели находились на предпоследнем месте, опережая только Японию, но не достигая среднемирового значения.

По валовому промышленному производству (5,7 млрд. руб., 3,8% общемирового) Российская империя уступала даже Франции, находясь на пятом месте в мире. Все российские качественные показатели (объем промышленного производства на человека и годовая выработка одного рабочего) составляли только половину среднемировых значений , превосходя лишь японские и итальянские имперские данные, но значительно, в 5—10 раз, уступая США, Германии и Великобритании .

По объему внешнеторгового оборота (2,9 млрд. руб., 3,4% мирового) Российская империя превосходила Австро-Венгерскую империю, Италию и Японию, но значительно, в 7 раз, отставала от Великобритании, в 4 раза — от Германии, в 3 раза — от США и Франции. По среднедушевым параметрам контраст был еще более разительным. Все российские показатели. в 2—12 раз были меньше, чем у других ведущих держав.

По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Российская империя занимала второе место в мире, уступая, правда в 5 раз, только США. По таким качественным показателям, как длина железных дорог на 100 кв. км., российские имперские показатели (0,3) приближались только к данным Франции (0,4) и Британской империи (0,1), но в 6 раз были меньше, чем у США, в 20—50 раз меньше метропольных структур европейских государств. По длине железных дорог на 10 тыс. жителей (4,2 —5,2) Российская империя опережала только традиционные морские державы — Японскую и Британскую империи, но по сравнению с США этот показатель был в 8 раз меньше. Только у Великороссии этот показатель (5,2) приближался к среднемировому (5,9).

Хотя формально под российским флагом находилось 2,5 млн. регистровых тонн грузе пассажирского флота, фактически ей принадлежала только пятая его часть , остальные были собственностью французских судовладельцев . Поэтому по тоннажу ее торговый флот находился на уровне Австро-Венгрии — традиционно сухопутной державы — и значительно (в 60 раз) уступал британскому торговому флоту. Этот разрыв объясняется преимущественно cyxoпутным характером Российской империи, а также относительно слабым развитием ее морского флота в целом. По количеству регистровых тонн на 1 тыс. жителей (2,7—4,1) российские показатели были наименьшими и составляли лишь 10—20% среднемировых (24,3), в 5—100 раз меньше, чем у других ведущих держав.

Хотя по объемным показателям Россия занимала промежуточное положение между ведущими индустриальными державами (США, Германская и Британская империи), с одной стороны, и индустриально развитыми (Австро-Венгрия, Италия и Япония) — с другой, и имела в целом потенциал, близкий к французскому, по качественным показателям она делила последнее и предпоследнее места с Японией. В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3—8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5—3 раза.

Этот разрыв можно объяснить только тем, что если Англия встала на путь индустрииализации с середины XVII в., США и Франция — с конца XVIII в., Германия, Италия и Австро-Венгрия — с 1805—1815 гг., то Россия и Япония — только с 1860-х годов. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России во второй половине XIX и в XX в. когда стали очевидны преимущества нового индустриального общества, особенно в экономический сфере. Разрыв между традиционным (феодальным) и индустриальным обществом приобрел качественный характер, что особенно заметно при сопоставлении среднедушевых показателей, которые стали отличаться на порядок и более.
___________

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Интеграция Российской империи в мировой финансовый рынок

    ✪ Госдолг Российской империи и крупнейший дефолт в мировой истории

    ✪ Сергей Юльевич Витте - судьба реформатора

    ✪ Как создавались империи. Российская империя

    ✪ Первые народные облигации Российской империи

    Субтитры

    В 1887 году в немецкой прессе из-за обострения отношений двух стран началась кампания против России. Канцлер Отто фон Бисмарк запретил банкам выдавать ссуды под залог российских бумаг, а всем прусским государственным учреждениям предписал продать имеющиеся у них русские ценности. В результате на Берлинской фондовой бирже произошла одна из крупнейших распродаж российских бумаг. Ценностей было продано на 115 млн марок. Во второй половине XIX века Российская империя становится частью мирового финансового рынка. Это был долгий путь, начатый еще во времена Петра I. Модернизация кредитной системы, появление сети железных дорог и морских перевозок, распространение телеграфа вывело товарные и финансовые рынки на новый уровень. Начинается приток иностранных инвестиций в развитие российской промышленности, быстрый рост на рынке акций и облигаций торгово-промышленных обществ. Возникли тесные связи российского рынка ценных бумаг с мировыми биржами. До Первой мировой войны российские ценные бумаги, как государственные, так и частные, котировались на 12 крупнейших мировых фондовых биржах. Важнейшими финансовыми рынками для Российской империи вначале были Англия, затем Голландия и до известной степени Германия. В 70-80 годах XIX века в большом объеме на немецкой бирже размещались российские государственные займы и гарантированные правительством облигации железнодорожных обществ. Однако история, рассказанная нами в начале, не прошла бесследно. Масштабная распродажа по бросовым ценам, спровоцированная политическим конфликтом, принесла немецким инвесторам огромные убытки, а французские банки и биржевики воспользовались этой ситуацией и скупили обесценивающиеся российские бумаги. Так финансы России оказались связанными уже с французским фондовым рынком. Особенностью российского рынка ценных бумаг был запрет принимать к котировке на русских биржах иностранные бумаги, но акции российских компаний с успехом котировались на иностранных биржах. Например, акции крупнейшей промышленной акционерной компании Российской империи Товарищества нефтяного производства братьев Нобелей. Один из этих братьев, кстати, – тот самый Альфред Нобель, изобретатель динамита и учредитель знаменитой премии. В 1899 году добыча нефти на Бакинских промыслах Товарищества составила 8,5% от мировой нефтедобычи. Дивиденд по акциям компании не опускался ниже 10% с 1895 года, в 1915 году составил 30% на акцию. Компания успешно действовала на внешнем рынке. Склады Товарищества братьев Нобель имелись в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Лондоне и других зарубежных городах. Уже в 1880-х гг. акции и облигации Товарищества братьев Нобель котировались на Берлинской бирже, а потом вошли в котировку бирж в Амстердаме и во Франкфурте. Основными зарубежными рынками для российских ценных бумаг с 1890-х годов стали Парижская и Брюссельская биржи. В Париже помимо русских гособлигаций преобладали акции российских металлургических и механических предприятий, а в Бельгии – еще и акции трамвайных обществ и каменноугольных предприятий. Ценные бумаги нефтяных и золотодобывающих компаний тяготели к Лондонской бирже. В экономику Российской империи были вложены огромные иностранные инвестиции - своих средств не хватало. Французские инвестиции поступали в тяжелую промышленность, немецкий капитал доминировал в компаниях электротехнической и химической промышленности, в структуре бельгийских инвестиций - компании, специализирующиеся на металлургии и металлообработке. Английские капиталы активно действовали в текстильной и тяжелой промышленности. К примеру, иностранный капитал помог в освоении промышленного региона, позже ставшего известным как Донбасс. Еще в середине XIX века стало понятно, насколько эта земля богата ресурсами. Основателем будущего индустриального центра дореволюционной России стал английский предприниматель Джон Хьюз, в честь которого современный Донецк и получил свое первое имя – Юзовка. Хьюз занимался логистикой и поставками оборудования. Гарантами эмиссии бумаг стали французские банки, в частности, Societe Generale. Именно эти учреждения получали самый большой процент с прибыли. Пятьдесят последних лет стали для Российской империи периодом бурного экономического роста. Российский рынок ценных бумаг в конце XIX - начале ХХ веков становится частью мирового фондового рынка, и он интенсивно растет. Всего в империи к тому времени была 21 биржа, но операции с ценными бумагами проводили в семи городах. Пятая часть жителей этих городов были частными инвесторами, то есть более 1 миллиона человек. По объему бумаг в обращении Петербургская биржа занимает пятое место в мире. Более того, российские ценные бумаги котировались на большинстве основных мировых бирж, а объем иностранных инвестиций в российский рынок составлял более 30%.

Реформы Петра I

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Последующие императоры охотно прибегали к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного), к 1802 году повысился до 80 коп. Начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 коп. металлического, чему особенно содействовала активная борьба с Наполеоном . Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы, и превращены в кредитные билеты .

Однако, несмотря на все старания правительства, бесконечные войны неизбежно вели за собой огромный бюджетный дефицит, а Крымская война вынудила вновь печатать бумажные деньги. Общая сумма бюджетных дефицитов в царствование Александра II превысила 1 млрд. руб., причём половина этого миллиарда приходится на - . Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн. руб. доходов 100 млн. предназначалось на обслуживание долга .

в расходовании государственных средств в 1850 годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов, и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательной к исполнению, и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло не расходовать все деньги или передвигать их с одной статьи на другую.

Другой особенностью финансовой системы дореформенной (до 1861 года) Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета - настоящий, и сфальсифицированный .

Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.

Реформы Александра II

Конец XIX-начало XX веков

Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Доля золотого обеспечения уменьшалась с 98 % (июль 1914 года) до 51,4 % (январь 1915), 28,7 % (январь 1916) и 16,2 % (январь 1917). Раздутие необеспеченной денежной массы неизбежно вызвало массовую инфляцию; с начала войны до 1917 года цены увеличились в среднем в 3,36 раза. Средняя заработная плата при этом выросла только в 2 раза.

Держатели российских железнодорожных облигаций царских времён требуют от Москвы выплат по этим бумагам. По данным СМИ, о намерении добиться компенсации заявили 400 тысяч французов. Однако эксперты полагают, что шансов получить желаемое у новоявленных кредиторов нет, так как ещё в 1997 году Москва и Париж подписали договор, поставивший точку в расчётах по долгам Российской империи. Как страна платила по счетам - в материале RT.

Около 400 тысяч граждан Франции обратились в Международную федеративную ассоциацию держателей российских займов с намерением добиться от России выплаты долгов, которые были списаны в 1918 году декретом Владимира Ленина. Возмещения ущерба требуют потомки держателей облигаций российских железнодорожных компаний, сообщает RFI. Общую сумму выплат французы оценили в €30 млрд.

Почти 100 лет назад, 21 января (3 февраля по новому стилю) 1918 года ВЦИК принял Декрет об аннулировании всех государственных внутренних и внешних займов царского и Временного правительств. На основании документа данные дореволюционными правительствами обязательства на общую сумму около 60 млрд рублей (16 млрд внешнего долга и 44 млрд - внутреннего) аннулировались задним числом - с 1 декабря 1917 года.

«Когда большевики приняли решение об отказе платить по долгам царского и Временного правительств, они исходили из того, что не являются наследниками рухнувшей Российской империи, набравшей долгов, и не будут эти долги выплачивать. Тем более в стране уже шла Гражданская война, была разруха, и делать это было затруднительно», - сообщил в беседе с RT доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН Константин Курылёв.

Сразу после выхода декрета главы европейских государств направили правительству РСФСР протесты. Советская Россия выдвинула встречные контрпретензии о необходимости оплатить ущерб, который нанесли республике французские интервенты во время Гражданской войны. Впрочем, Ленин всё же заявил о готовности выплатить царские долги, но при определённых условиях.

Так, в июле 1919 года, отвечая по радио на вопрос американского журналиста о том, при каких обстоятельствах Ленин готов заключить мир с Колчаком и Деникиным, вождь мирового пролетариата заявил: «Мы об этом уже много раз говорили. Наши основные условия: мы готовы заплатить все долги Франции и другим государствам, лишь бы мир был на деле, а не на словах формально подписан и утверждён правительствами Англии, Франции, Соединённых Штатов, Японии, Италии, ибо Деникин и Колчак - пешки в руках этих правительств».

«Даже при таких сложных внутренних ситуациях ленинское правительство было готово выплатить долги царского России, которые были сделаны до начала Первой мировой войны, но при соблюдении нашими «партнёрами» ряда условий, ключевое из которых - юридическое признание советской власти. Но ни Франция, ни Англия, ни любые другие наши кредиторы в начале 1920-х годов на этот шаг не пошли», - отметил Курылёв.

Франция отказалась выполнять условия Ленина и продолжила поддерживать белогвардейцев, лишившись возможности получить царские долги. Аналогичная политика правительств остальных стран привела к тому, что в 1920-е годы вопрос по долгам удалось урегулировать лишь с Германией. Двусторонние переговоры с другими государствами возобновились в 1980-е годы.

«Между Францией и Россией были заключены международные договоры 1996 и 1997 годов. Они урегулировали все возможные взаимные претензии финансового характера. Россия выплатила €330 млн в счёт закрытия царского долга», - сообщил в беседе с RT член комитета ГД по международным делам Виталий Милонов.

Однако, несмотря на межправительственное соглашение, французские вкладчики не считают вопрос с царскими долгами закрытым. Возмещения ущерба требуют потомки держателей государственных облигаций российских железнодорожных компаний, которые начали выпускаться в 1867 году. Издание RFI отмечает, что французы в течение последующих 30 лет инвестировали более 15 млрд франков, что эквивалентно современным €53 млрд. Всего в руках 400 тысяч французов оказался миллион ценных бумаг. Стоимость одной облигации оценивается в €10-30 тыс. Чтобы вернуть свои деньги, граждане Франции обратились в Международную федеративную ассоциацию держателей российских займов.

«Политическая подоплёка»

Российские эксперты считают требования французов неправомерными. По словам заместителя декана факультета мировой экономики ВШЭ Андрея Суздальцева, после 1991 года Россия вела переговоры с потомками владельцев этих кредитов.

«В итоге пришли к компромиссу, и в 2000 году Москва завершила все выплаты. Конечно, сумма была меньше той, которую давала нам Франция. Тем не менее мы эту проблему решили. Французы, которые возмущаются сейчас, остались недовольны этим соглашением. Они рассчитывают на большее, скорее всего, на проценты, которые набежали за 100 лет. Но у французов не получится вернуть деньги, поскольку межправительственное соглашение урегулировало вопрос с царскими долгами», - сообщил в беседе с RT Суздальцев.

Аналогичного мнения придерживается Милонов. По мнению депутата, с точки зрения международного права перспектив у данных притязаний на российские займы нет. Он отметил, что единственной возможностью для получения компенсации было обращение в национальные французские суды, однако такие иски уже подавались и были отклонены.

«Французам остаётся обратиться в Европейский суд по правам человека, чтобы он дал своё видение этой ситуации, ещё раз закрепил правовую сторону данного спора. Но существует российско-французское соглашение, по которому все финансовые притязания аннулированы. Так что все эти разговоры носят политический, а не юридический характер», - отметил Милонов.

Безосновательность требований французов отметил и Константин Курылёв. Он подчеркнул, что РФ не объявляла себя правопреемницей Российской империи.

«Поэтому апеллировать к нам в этом плане нет никаких оснований. Более того, обсуждаемый вопрос - это не вопрос истории, здесь политическая подоплёка. Сегодня это попытка создать негативный образ России, давить на российскую власть, чтобы решить более глобальные задачи, связанные с геополитической конкуренцией. Это один из сюжетов в рамках информационной войны, которая ведётся против нашей страны уже в течение четырёх лет», - заявил Курылёв.

Платить по счетам

Эксперты отметили, что суммы царских долгов действительно были большими. Франция и западные страны кредитовали царский режим, инвестировали огромные деньги в создание экономического потенциала для подготовки России к Первой мировой войне. Однако Россия всегда аккуратно относилась к этим и другим свои долгам.

«В 1980-е годы Михаил Горбачёв урегулировал с Маргарет Тэтчер вопрос о долгах царской России. Великобритания выплатила держателям облигаций Российской империи компенсацию за счёт нескольких тонн личного золота Николая II, которое хранилось в английском банке. Правительство Виктора Черномырдина выплатило долг Франции. Но, конечно, с учётом инфляции, это была не та сумма, на которую французы рассчитывали», - отметил Курылёв.

После развала СССР Москва приложила немалые усилия для выплаты не только царских, но и советских долгов. Самая большая задолженность, в $45 млрд, была перед Парижским клубом - неофициальной межправительственной организацией, куда входит 21 страна-кредитор. Богатейшие государства помогали СССР в кризисные 1980-е годы, вызванные обвалом цен на нефть. В 2006 году Россия досрочно рассчиталась с Парижским клубом.

К 2017 году Россия погасила долги практически перед всеми странами. Чехии были возвращены $3,6 млрд, Черногории - $18 млн, Финляндии - $30 млн. Последняя задолженность по обязательствам СССР - перед Югославией - была погашена переводом $125 млн Боснии и Герцеговине.

При этом эксперты отмечают, что сама Россия за последние 20 лет списала более $140 млрд странам-должникам.

«Очень много списывали долгов странам, с которыми тесно сотрудничали в советское время. Самый крупный долг в $30 млрд простили в 2014 году Кубе. Также большие списания отходили Монголии ($352 млн), Узбекистану ($865 млн), странам Африки», - заключил Суздальцев.

Одним из деяний советской власти, которое она не только не считала нужным скрывать, но даже и при всяком удобном случае пыталась выпячивать является отказ платить по долгам Российской Империи.

Типа «прогнившее царское правительство» мало того, что оплачивало русской кровью амбиции зарвавшейся франко-британской буржуазии, но, обслуживая их интересы, еще и залезло к этой самой буржуазии в долговую яму. Ну а большевики, дескать, не признают захватнических войн, и предлагают буржуям самим оплачивать свои авантюры.

Надо признать, что Мировая война потребовала не только невиданной мобилизации людских ресурсов, не только выпуска казавшегося невероятным до этого, колоссального количества различного оружия и боеприпасов, но и соответственно огромных расходов. Кстати большевики всегда вели свою пропаганду за гранью здравого смысла, говоря с одной стороны, что война как-то уж очень сильно разорила именно Россию, а с другой стороны, Россия была страной отсталой и выпускала ну совсем мало оружия. Вы уж сведите концы с концами, если ведущие страны выпускали настолько больше оружия, то и разорены должны быть пропорционально сильнее, а если Россия была так уж разорена, то видимо и оружия выпускала немало?

До войны затраты на оборону Российской Империи были уже очень обременительными для бюджета. Цифра вплотную подползала к миллиарду рублей! Это притом, что обыкновенные доходы бюджета составили в 1913 году 3,4 млрд рублей. Но расходы на войну быстро превысили не только все военные расходы, но и весь бюджет. Причем намного. За 1914 год на войну было потрачено 2,5 млрд рублей, в 1915 году - 9,4 млрд, 1916 году - 15,2 млрд, за январь-февраль 1917 года - 3,3 млрд. То есть война съела суммарно 30,5 млрд рублей. Это доходы страны за без малого 10 лет! Пусть, с учетом инфляции, несколько меньше, но в любом случае ясно, что покрыть такие расходы за счет обыкновенных доходов, и золото-валютных резервов было просто невозможно.

Если Вы подумали, что остаток покрыли Англия и Франция, или может быть США, то сильно ошиблись. Основных источников, кроме уже упомянутых доходов и золото-валютных резервов было три. Коль уж я упомянул об инфляции, давайте проясним откуда она взялась. Правительство прибегло к выпуску не обеспеченных золотом денег. Таким образом за время войны было получено 8,3 млрд рублей. Отсюда и инфляция.

Еще примерно столько же (9 млрд рублей) составили иностранные займы. Правда это цифра за всю войну, а основные поставки вооружения и техники начались после февраля 1917 года. И в любом случае выпуска бумажных денег вкупе с иностранными заимствованиями не хватает, чтобы покрыть военные расходы. Так как два эти источника дают лишь максимум 15-16 млрд. руб. А расходы составили 30. Пусть даже часть из них была покрыта за счет обыкновенных доходов государства. По грубой прикидке это может быть сумма порядка 8 млрд рублей(при годовом доходе 3 млрд). То есть все равно остается дефицит не менее 7-8 млрд рублей. А ведь государство вовремя войны тратило деньги и помимо военных расходов. Кто же покрыл разницу, составляющую ни много ни мало порядка 2,5 годовых бюджета страны образца 1913 года?

Тут самое время припомнить о распространенном мнении о будто бы полном отсутствии поддержки в обществе Императора Николая II и его правительства. Причем теза эта подается как нечто как бы само собой очевидное. Больше того, считается, что царь и правительство сами довели общество до такого отношения, что делает их главными виновниками постигшей страну катастрофы. Между тем, извините, а какие доказательства? Революции? Но первая революция была военным переворотом, устроенным высшим командованием. Это было делом узкого круга лиц, никак не могущих выступать от имени народа. А вторая революция была не против Николая, а против свергших его людей.

А вот доказательств обратного существует достаточно. Ниже я позволю себе процитировать дневники профессора Московского университета и Московской духовной академии М.Богословского.

«25 сентября 1915 года. После завтрака съездил в Сберегательную кассу отдать имевшиеся у меня три золотых, дабы этой лептой умножить золотой государственный запас».

«18 ноября 1915 года. После завтрака отправился подписаться на новый военный заем, удачно попал в сберегательную кассу, когда было уже немного публики, и подписался на 2000 рублей. Капля в общем море, но ведь море и составляется из капель. Таким образом, всего моих денег в военных займах 5000 рублей. Это единственное, чем я непосредственно участвую в войне, памятуя завет Петра Великого: «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артериею войны».

Всего за время войны такими вот профессорами, дворянством, купечеством, духовенством, крестьянством и прочими сословиями было собрано до февраля 1917 года 8 млрд рублей! Это по 50 рублей на жителя страны, включая младенцев, которых, кстати, тогда было немало. То есть тот самый народ войну и финансировал. Или, как говорят сейчас, проголосовал рублем. Тем самым, настоящим рублем. Добровольно и сознательно. Недаром IМировую называли IIОтечественной. Могла ли подобная народная поддержка хотя бы присниться тем же большевикам?

Сейчас эту тему уже давно забыли, но, например, в годы II Мировой войны тот патриотический подъем еще помнили множество людей. Именно поэтому большевики вынуждены были делать вид, что их война тоже пользуется поддержкой народа. И организовывать нелепые «сдачи денег на танк колхозником Пупкиным». Нелепые не потому, что в Совдепии совсем перевелись патриоты, хотя усилия к этому прилагались немалые, а потому, что откуда у советских людей деньги? Я еще верю, что какой-нибудь Большой театр мог съездить на гастроли в Англию, и на отобранный, как это повелось при соввласти, гонорар построили эскадрилью «Большой театр - фронту». Или Церковь поскребла по сусекам недограбленное большевиками за предыдущие годы, и построила танковую колонну «Дмитрий Донской». А вот в «сбережения колхозника Конева»… Да и что такое были советские деньги? Не более чем бумажки. В стране в годы войны был натуральный обмен.

Кстати, а кто реально финансировал II Мировую для Советского Союза? Если заглянуть в статсборник «Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», выпущенный Госкомстатом СССР, то с удивлением обнаружите интересную вещь. Все расходы бюджета за 1940 год в Советском Союзе составили 174,3 млрд рублей. А в 1941 году расходы увеличились до 191,4 млрд; в 1942 году - упали до 182,8 млрд; в 1943 году составили 210 млрд; 1944 году - 264 млрд и в 1945 году - 298,6 млрд. В Российской Империи расходы на войну в 1916 году превысили все расходы довоенного бюджета 1913 года примерно в 5 раз, а в СССР в 1944 году военные расходы составили 79% от бюджета 1940 года. То есть бушует мировая война, СССР якобы наращивает выпуск вооружения и военной техники, производит гигантское перебазирование промышленности с запада на восток - все это как бы происходит забесплатно, без дополнительных затрат.

Ну мы знаем, что, действительно, англосаксонские нации, славящиеся своим альтруизмом, помогали СССР бесплатно (а Российской Империи поставляли в кредит, что и обусловило рост внешнего долга). Только от США и только по ленд-лизу поступило бесплатной помощи на 11 млрд долларов. А остальное? А остальное, как и в I Мировую войну, покрыли люди. Только это была не добровольная сдача излишков (какие у советских людей излишки?) под 5,5% годовых, а принудительная бесплатная работа.

В СССР в годы войны (и первые послевоенные годы) была построена максимально близкая к идее модель коммунистического общества: «От каждого по способностям - каждому по потребностям». Разве не получали советские люди в годы войны бесплатно одежду, жилье, еду? Получали. Разве не заботились власти о том, чтобы удовлетворить самые насущные потребности людей? Прикрыть наготу, не умереть с голода, не ночевать под открытым небом? Заботились. Не всегда это удавалось, но ведь заботилась! Ну, соответственно и отдавали люди по способностям. Сколько способен организм отдать, столько и отдавали.

Поэтому когда мы сравниваем экономику Российской Империи и СССР во время мировых войн, надо всегда иметь в виду эту особенность. Даже то количество оружия и военной техники, которое в годы II Мировой войны выпущено в СССР не является заслугой дырявой советской экономики. Советскому Союзу просто нечем было за всю эту технику платить. Как в окопах победу взяли, ценой неимоверных потерь, простые русские солдаты, так и на заводах расплатились за произведенную технику простые русские рабочие. Своим трудом, здоровьем, проведенными за гранью человеческих условий годами жизни.

Впрочем, ближе к теме! Советская власть гордо заявляла нам, что отказавшись платить царские долги она «кинула» Антанту, да и поделом. Это чудовищная ложь. Вот какая ситуация с долгами была к моменту прихода советской власти:

В октябре 1917 года власть Временного правительства пала. Советское правительство отказалось продолжать войну и объявило о непризнании царских долгов, достигавших 49-50 млрд рублей. В эту сумму входило до 40 млрд рублей долга, образовавшегося во время войны, из которого лишь 7,22 млрд рублей (примерно 18%) составляла внешняя задолженность.(цифры приводятся по: Л.Бескровный, «Армия и флот России в начале XX в.», с.231).

Итак, внешний долг был лишь незначительной частью государственных долгов. И кинула советская власть, отказавшись признавать долги, вовсе не союзников по Антанте. Эти-то свое получили и так. Одна только контрибуция с одной только Германии, от которой любезно отказались большевики, с лихвой перекрыла все долги России во много раз. Только в качестве первого взноса, еще даже до того как репарационная комиссия приступила к определению размера выплат, Германия должна была заплатить и поставить товаров на сумму 20 млрд золотых марок. Это не считая перераспределения колоний, экономических интересов в Китае и прочего. Кроме того, кредиторы конфисковали всю русскую собственность за границей, которая одна по стоимости едва ли не превышала долг. Короче для стран-кредиторов отказ советского правительства от долгов был крайне выгодным предприятием.

Это не говоря уж о том, что вместо того, чтобы стричь купоны с побежденной Германии немецкий агент Ленин успел «подсуетиться» и переправил хозяевам значительные суммы из золотого запаса Российской Империи.

Реально же обманутыми оказались профессор Богословский и такие, как он патриоты. Вот против кого был направлен отказ от долгов. Строилось воровское государство, в котором заправляли уголовники. Ему патриоты были не только не нужны, но и определенно вредны. Потому, что мешали бы разворовывать страну. Поэтому сразу и поставили нужный акцент. Отдал деньги государству? Ну чо, сам лоханулся, фраерок. Думай другой раз головой. Когда надо, государство само отберет, не спрячешь. Под этим лозунгом и пролетели все 74 года советской власти.

Ну и вот что еще необходимо добавить. Советские думают, что кроме совка ничего и никогда не существовало и существовать не может. Что Российская Империя была тем же совком, только вид сбоку. Ну или хотят, чтобы мы так думали.

Нет, господа! Существовало! Наши предки были счастливее нас. У них было что-то. У них была Родина. На словах то и сейчас все патриоты, но патриотизм этот такого рода, что он прекрасно сочетается с вывинчиванием лампочек в подъездах, и выплевыванием жвачки на асфальт в людных местах. Это у низших сословий, у высших - не лучше. Там и воровство помасштабнее, и хамство. Примеры я думаю излишне приводить. Думаете, человек, у которого есть Родина, будет так поступать? Как люди, у которых есть Родина, поступили наши соотечественники во время IМировой. Сегодня такое даже трудно вообразить.

Новое на сайте

>

Самое популярное