Домой Микрозаймы Европротокол минусы. Всё о европротоколе: что это, когда применяется и как получить возмещение по осаго

Европротокол минусы. Всё о европротоколе: что это, когда применяется и как получить возмещение по осаго

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .

Много слышал про европротокол. Например, что юристы категорически не рекомендуют им пользоваться. Почему? Что с этим европротоколом не так?

Василий

Европротокол – система, которая позволяет оформить ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, а также убрать с дороги свои транспортные средства. Ее принципы полностью соответствуют новой норме законодательства, которая вступила в силу 1 июля 2015 года. Этот термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Европротокол возможен при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП принимало участие не более двух автомобилей;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров;
  • не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП;
  • наличие ОСАГО у каждого из водителей;
  • если у участников ДТП нет разногласий относительно его обстоятельств, а также перечня и характера повреждений автомобилей.

Минусы европротокола

Рассказывает руководитель юридического отдела Агентства по урегулированию споров со страховыми компаниями Елена Чувашова.

1. Максимальный размер компенсации, которую выплатит страховая, составляет 50 тыс. руб.

2. На автомобиле могут оказаться скрытые повреждения, невидимые при беглом осмотре. Исправление некоторых из них порой обходится очень дорого. А водители, которые не являются экспертами, могут их не заметить.

3. При заполнении европротокола (это двусторонний бланк с двумя колонками, каждый водитель заполняет свою) обязательно должно быть написано, что виновник признает свою вину полностью и претензий не имеет. Если в протоколе будет фраза «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке пострадавшему будет отказано.

! Кстати, получить бланк можно в страховой компании при оформлении ОСАГО.

4. С момента ДТП в течение 5 дней оба участника должны отнести бланк в свою страховую компанию. Если нарушить это правило, потерпевший может также остаться без выплат.

5. В протоколе обязательно должны расписаться оба водителя. Если один из них не ставит свою подпись – европротокол недействителен, и нужно вызывать ГИБДД. Если есть необходимость внести корректировки или дополнения в документ извещения о ДТП после подписания и разъединения бланков, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

6. Если бланк порван, испорчен или трудночитаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После заполнения бланков место ДТП можно покинуть. Если вы намерены обратиться в страховую компанию, приложите к заявлению свой экземпляр европротокола.

По данным Российского союза автостраховщиков, 12% из 1368 ДТП, которые произошли в Ижевске в 2015 году, были оформлены по европротоколу

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения к статье 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), согласно которым владельцам транспортных средств при определенных условиях предоставлено право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции (упрощенное оформление ДТП или Европейский протокол).

    Возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции может быть реализована при наличии одновременно следующих условий:
      1. В ДТП участвовало только два транспортных средства;
      2. Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по договорам ОСАГО;
      3. В результате ДТП пострадало только имущество;
      4. Разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда, а также по поводу перечня видимых повреждений транспортным средствам между участниками ДТП отсутствуют.

Таким образом, при соблюдении перечисленных условий водители имеют право оформить документы о ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Обстоятельства происшествия водители должны зафиксировать в извещениях о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)).

На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво: наконец-то водители избавлены от многочасовых ожиданий прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП. Однако, на практике с реализацией Европротокола не так все просто.

Первая проблема – это заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии

Надлежащим образом оформленное извещение о ДТП необходимо для получения страхового возмещения (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Часто задают вопрос, где взять европротокол?

Ответ содержится в пункте 7 статьи 11 Закона об ОСАГО: бланки извещений должен выдавать страховщик.

Бланки извещений о ДТП были утверждены Приказом МВД от 23.05 2008 года № 449. На сегодняшний день, а точнее с 1 апреля 2011 года согласно Приказу МВД от 01.04. 2011 года № 155 «Об утверждении бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» действуют новые бланки извещений. При этом до 1 апреля 2012 года наряду с бланками извещений нового образца будет действовать и бланки извещения о ДТП, изготовленные ранее.

Проблема заключается в сложности оформления извещения. Малейшее отступление в порядке его заполнения может повлечь за собой отказ страховщика в выплате страхового возмещения.

При заполнении извещения особое внимание необходимо обратить на оформление схемы ДТП (п. 17 Извещения о дорожно-транспортном происшествии).

В настоящее время действуют «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции», утвержденные Решением Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Указанные Правила содержат схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух автотранспортных средств.

15 февраля 2012 года Президиумом РСА было утверждены Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции. Документ разъясняет, какие действия следует предпринять водителям, попавшим в ДТП, также в документы приведены общие рекомендации по заполнению Извещения о ДТП.

Внимание к правильному оформлению схемы дорожно-транспортного происшествия связано, прежде всего, с тем, что страховая компания именно по схеме, составленной участниками ДТП, будет определять виновного.

Одним из последствий применения европротокола является ограничение по размеру ущерба, подлежащему возмещению страховой компанией. Согласно п. 10 статьи 11 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии не может превышать 25 тысяч рублей. И здесь возникает еще одна проблема: как на «глаз» определить размер ущерба? Кроме этого, помимо видимых повреждений ведь могут быть и скрытые неисправности. По мнению ряда специалистов должно быть разработано справочное пособие, заглянув в которое можно было бы определить стоимости ремонта каждой детали на машинах разной ценовой категории. Поэтому, если, по мнению водителя, стоимость восстановительных работ явно превышает сумму в 25 тысяч рублей – необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и оформить документы в обычном порядке.


Еще одной помехой на пути реализации упрощенного порядка оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД, является наличие у виновника аварии полиса КАСКО. При наличии такого полиса вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия является обязательным, поскольку отсутствие справок от компетентных органов может привести к отказу со стороны страховой компании в выплате страхового возмещения (и в том случае, если соблюдены все условия, предусмотренные для европротокола).

Таким образом, несмотря на то, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, казалось бы должны были облегчить жизнь автолюбителям, на самом деле вызвали ряд затруднений с их реализацией на практике. Поэтому, прежде, чем остановиться на выборе европротокола, необходимо быть твердо уверенным, что с составлением извещения о ДТП не возникнет проблем, а также в том, что сумма причиненного ущерба составляет менее 25 тысяч рублей. Указанные рекомендации позволят избежать судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Обновлено 2018-09-26 Опубликовано 2012-09-30

Сегодня в больших городах население ежедневно сталкивается с проблемами огромных пробок на дорогах из-за того, что автомобили, которые попали в незначительные ДТП, должны часами ждать сотрудников ГАИ для оформления происшествия. Это создает массу неприятностей и водителям, и простым гражданам, которые вовремя не могут добраться на работу или домой. Частично разрешить проблему может введение в Украине европротокола. Европротокол поможет разгрузить дороги, так как водителям не придется долго ждать ГАИ на месте аварии, если она незначительна. Европротокол - это также возможность для потерпевшего в результате ДТП обратиться за возмещением убытка в свою страховую компанию, а не в компанию причинителя вреда, как это было ранее.

Фото: PHL По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП

По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но, вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию?" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция, или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, - сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол - на английском, в Испании - на испанском, в Украине будет на украинском языке и т.д.

Кстати, в соседней России, где европротокол появился раньше, используется французская модель. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть, в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Фото: PHL Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим

Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим, в нем должно быть изложено общее видение страхователя и пострадавшего относительно обстоятельств ДТП и схема этого происшествия.

У потерпевшего есть выбор: обратиться в страховую компанию виновного в ДТП или к своему страховщику. Если прямой страховщик откажет в прямом возмещении убытков, потерпевший будет иметь возможность обратиться в страховую компанию виновника. При этом, условия обращения в страховую компанию прямого страховщика оговорены законом об ОСАГО. Прямое урегулирование возможно, если вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Во всех иных случаях потерпевший должен по-прежнему обращаться в компанию виновного в ДТП.

Польза для ГАИ и водителей от введения европротокола будет обоюдная. Европротокол даст возможность потерпевшим в результате ДТП договориться о возмещении ущерба без участия представителей Госавтоинспекции, что позволит урегулировать происшествие в более короткий срок. В то же время, оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать административной ответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.

По данным ГАИ, в 2009 г. зафиксировано 230 тысяч ДТП. Только 30 тысяч из них - это случаи с потерпевшими, которые требуют вмешательства со стороны государства. Оставшиеся 200 тысяч ДТП - это имущественные споры, которые могут урегулировать страховые компании.

Причин задержки с введением европротокола несколько. Первая - недостаточная популярность ОСАГО среди водителей, что исключало возможность полюбовного решения проблемы при ДТП. Вторая - сопротивление ГАИ. Хотя официально Госавтоинспекция всячески поддерживает идею урегулирования вопросов по мелким ДТП без своего участия, но неофициально это может повлечь за собой сокращение штата автоинспекции. Также снизятся показатели по штрафам, поступления за выдачу справок. Третья - неготовность украинских страховых компаний. С введением прямого урегулирования убытков страховой рынок должен быть готов к скачку убыточности по этому виду страхования. Страховые эксперты прогнозируют также увеличение количества случаев страхового мошенничества на рынке примерно на 10%. С введением европротокола страховым компаниям придется задуматься о возможностях оптимизировать расходы на ведение дел по ОСАГО. Одним из таких методов могло бы стать введение бездокументарного оборота полисов по ОСАГО. Это могло бы сэкономить страховщикам расходы на ОСАГО приблизительно на 25%. Но для этого нужно обеспечить безупречную работу централизованной базы данных МТСБУ.

Фото: PHL В России европротокол не прижился совсем

Однако, даже, если европротокол будет введен в Украине, неизвестно как он здесь приживется. В России, к примеру, он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был портфель с важными документами и деньгами и пострадал, то без ГАИ по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же, европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Так что для Украины, несомненно, положительным моментом является то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность, и потому неизбежно возрастет количество случаев мошенничества, при этом сводится на нет возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".

Термин «Европротокол» известен автолюбителям в России, Украины и других стран СНГ уже много лет.

Впервые такой документ появился в Европе, где оформление аварий без привлечения полиции применяется давно.

Если характеризовать Европротокол с нескольких сторон, то здесь стоит выделить два определения:

  1. Европротокол — бланк, выполненный в специальной форме и представляющий собой Извещение о дорожном происшествии на дороге с участием транспортных средств. Заполняют документ сами участники ДТП. Оформленный по правилам Европротокол — гарантия получения пострадавшей стороной страховой компенсации .
  2. Европротокол — система оформления ДТП, позволяющая водителям оформлять бумаги на месте аварии и не привлекать при этом сотрудников ГАИ. Сегодня Европротокол — основание для получения выплат по ОСАГО.

Какие ДТП оформляются при помощи Европоротокола?

Чтобы Европротокол был действителен и позволял получать выплаты по ОСАГО, обязательно соблюдение следующих требований:

  1. В ДТП не должно быть физически пострадавших сторон.
  2. В аварии задействовано два автомобиля (без учета прицепов). Если в ДТП попало одно транспортное средство или больше двух, то привлечение сотрудников ГАИ обязательно.
  3. Другому имуществу (в том числе и государственному) не нанесено вреда.
  4. У обоих автолюбителей, которые оказались в центре событий, есть полис ОСАГО, а сами водители вписаны в них.
  5. Обе стороны согласны с интерпретацией произошедшего события и повреждений автомобилей.
  6. Водители-участники сознательно идут на оформление аварии без привлечения службы ДПС и оформляют событие сами.

Стоит отметить, что оформление Европротокола ОСАГО обязательно при согласии двух сторон. Сомнения в обстоятельствах ДТП или вины другого водителя — причина вызвать сотрудника автоинспекции для оформления протокола по стандартной форме.

В чем нюансы бланка?

Европротокол представляет собой бланк, подготовленный для заполнения участниками событий на дороге.

В него вносится информация о дорожно-транспортном происшествии, числе раненых или погибших, данные автомобилей и участников событий.

Также прописываются обстоятельства аварии, характер повреждений транспортных средств, сведения о страховой компании ОСАГО и ТС, которые косвенно или непосредственно участвовали в событиях.

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

СКАЧАТЬ БЛАНК О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

Где выдается?

Бланк Европротокола выдается в компании-страховщике при оформлении очередного полиса ОСАГО.

Если такой бланк выдан не был, то его можно взять отдельно. Для этого стоит обратиться в страховую компанию с соответствующей просьбой.

В крайнем случае, извещение доступно в интернете для скачивания. Минус в том, что у скачанного бланка нет самокопирующейся функции, и придется заполнять два варианта протокола отдельно.

Есть мнение, что разрешено использование только того варианта Европротокола, который был выдан страховой компанией. Но это не так.

Опция самокопирования не обязательна. Просто водителям придется заполнять два протокола вручную, что займет больше времени.

Кроме этого, присутствует риск отказа страховщика в совершении выплат в случае предоставления «постороннего» Европротокола. Тогда придется доказывать свои права через суд.

Преимущества и недостатки Европротокола

Несмотря на позитивность нововведения, у Извещения есть плюсы и минусы.

К преимуществам стоит отнести:

  1. Экономию времени водителей, которые оказались в неприятной ситуации. В случае вызова сотрудников ГАИ последних приходится дожидаться до 3-5 часов, что заставляет здорово понервничать и потерять массу времени.
  2. Процедура получения денег в страховой компании по ОСАГО проще (при условии соблюдения правил оформления, о которых пойдет речь ниже).
  3. Появляется шанс договориться с другим участником ДТП, заполнить протокол и разъехаться по делам.

Недостатки оформления Европротокола заметны не сразу, а уже по факту оформления страховых выплат ОСАГО.

Здесь стоит рассмотреть следующие ситуации:

  1. Автомобили ударились бамперами и на первый взгляд повреждения небольшие. Но при посещении СТО обнаруживается, что кроме бампера пострадали и другие механизмы — нарушена целостность крепления бампера, поврежден , поломан крепеж фары и так далее. В такой ситуации объем ущерба выше, и проблемы начинаются у всех — виновника, так и у пострадавшей стороны.
  2. В случае аварии и оформления Европротокола виновная сторона обязана сообщить о возникшей ситуации страховщику. Если за 5 дней это сделано не было, то СК имеет формальное право предъявить виновной стороне регрессивные требования. Это значит, что средства будут стягиваться не со страховой компании, а из кармана участника ДТП.
  3. При оформлении Европротокола и обращения с ним в СК обратного пути уже нет. Так что перед окончательным принятием решения стоит взвесить «за» и «против».
  4. Бывают ситуации, когда приехал инспектор и, глянув на повреждения, заставил оформлять Европротокол. Впоследствии пострадавшая сторона направляется в СК, где оказывается, что ущерб превысил допустимую норму. Чтобы избежать таких проблем, нельзя слушать инспекторов, ведь они не способны в полном объеме оценить уровень повреждений автомобиля.
  5. При неправильном заполнении Европротокола или, когда стороны не поставили свои подписи, бумага признается недействительной, и получить по ней компенсацию уже не удастся. Бывают ситуации, когда виновная сторона умышленно «ошибается», поэтому каждый шаг стоит контролировать лично.

Условия оформления аварии и обязательства виновной стороны

Главные условия оформления с применением Европротокола следующие:

  1. Чтобы на втором экземпляре отпечаталась необходимая информация, заполнение должно производиться с помощью шариковой ручки. Применение карандаша или гелиевой ручки запрещено (такие надписи со временем стираются).
  2. Почерк заполнения должен быть разборчивым, а буквы желательно делать печатными.
  3. Данные вносятся внимательно. Помарки и исправления в записях нежелательны.
  4. При отсутствии места на бланке стоит использовать еще один лист бумаги. В этом случае на основном Европротоколе делается пометка о наличии приложения. На чистом листе бумаги сверху пишется «Приложение» с указанием лица, которым оно было оформлено.

При оформлении Европротокола у виновника аварии есть ряд обязательств:

  1. Участвовать в заполнении Извещения о ДТП с пострадавшей стороной.
  2. Вносить на своем листе Европротокола необходимую информацию (на обратной стороне).
  3. Направить личный экземпляр в страховую компанию (адрес, по которому производится отправка, указан на полисе). Срок отправки — до пяти суток с момента аварии. Лучше — раньше.
  4. Не делать ремонт и не утилизировать машину на протяжении 15 суток (без учета праздников) с момента аварии. Это требуется, чтобы дать возможность СК осмотреть транспортное средство и оценить объем повреждений.
  5. Предъявить автомобиль страховщику к осмотру в срок до пяти суток (если требуется).

Лимиты и ограничение платежей

При оформлении Извещения стоит учитывать ряд ограничений в отношении выплат.

Так, если ДТП оформляется без привлечения сотрудников автоинспекции, то сумма к выплате составляла 25 тысяч рублей.

С августа 2015 года были внесены изменения в Закон об ОСАГО, и объем выплат по Европротоколу повышен до уровня 50 тысяч рублей.

Последовательность оформления Европротокола и правила заполнения схемы ДТП.

Извещение заполняется в следующем порядке:

  1. При оформлении используется только шариковая ручка (об этом уже упоминалось выше).
  2. В заполнении извещения участвуют оба водителя. При этом каждый вносит информацию в персональную колонку. При этом какую из колонок выберет каждый из водителей, не имеет значения.
  3. Оборотная сторона заполняется каждым участником (виновником и пострадавшим) по отдельности. На лицевой стороне содержится общая информация — дата, место и время аварии, информация об участниках событий. Кроме этого, приводятся данные о страховщиках, свидетелях, характере повреждений, обстоятельствах аварии и так далее.

Особое внимание стоит уделить пункту 14, где указывается список и нюансы повреждений, полученных автомобилем. Здесь важно быть кратким и четко формулировать дефекты. Разрешается использовать такие термины как деформация, царапина, вмятина и прочие.

В пункте 16 оба участника на соответствующей стороне вносят обстоятельства аварии и отражают маневры автомобиля.

Здесь стоит учесть следующие моменты:

  • Стоянка не является остановкой. Если машина остановилась на светофоре, то это остановка (на минимальное время), а не стоянка, как указывают многие;
  • Если при обгоне одно ТС обгоняло другое, при этом перестраиваясь в другую полосу, то стоит отметить оба пункта — обгона и изменения полосы.

4. После заполнения оба экземпляра должны быть разъединены.

5. Оба участника обязаны поставить подписи на лицевой части Европротокола. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал два варианта протокола, а не только личную часть бумаги.

При оформлении Европротокола стоит учесть еще ряд моментов:

  • Если в извещении недостаточно сведений или внесенная информация плохо читается, то СК придется лично заниматься сбором необходимых данных, что влияет на сроки выплат и, возможно, факт самого платежа;
  • Информация прописывается аккуратно, без ошибок и исправлений. Если в графе нет никакой информации, то указывается буква Z;
  • При внесении изменений допускаются корректировки, но с обязательными пометками участников;
  • Если второй водитель не хочет подписывать Европротокол или заполнять его совместно, то придется вызывать сотрудника ГАИ. В противном случае бумаги будут признаны недействительными и не примутся страховой компанией.

Особое внимание стоит уделить пункту 17 — схеме ДТП. Здесь отражается следующая информация:

  • Контуры проезжей части с обязательным указанием названий дорог, улиц и так далее;
  • Направление движения каждого из автомобилей-участников, а также конечное положение транспортных средств;
  • Дорожные знаки, светофоры, указатели, разметка на дороге и предметы, которые могут тем или иным образом повлиять на интерпретацию событий.

Подтверждение правильности внесенных данных — подписи участников ДТП, которые устанавливаются внизу извещения.

Ответы на вопросы

Как действовать после ДТП при оформлении Европротокола?

Если участники аварии решили оформлять событие с применением Извещения, то стоит выполнить следующие шаги:


После этого у водителя есть право покинуть место событий.

Как действовать после заполнения Европротокола? В какие сроки обращаться в СК?

Бланк Европротокола ОСАГО, заполненный в двух экземплярах стоит направить в страховую компанию в срок до пяти рабочих дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также направляет личный экземпляр вместе с заявлением о покрытии убытков (ОСАГО) на ремонт автомобиля. Передача сообщения производится по факсу заказным письмом или лично.

Разрешено ли уезжать с места ДТП после заполнения Европротокола?

Если Извещение оформлено с выполнением правил и участники аварии согласны с указанной в бумагах информацией, утвердив этот факт подписями, то оставаться на месте событий нет нужды. При этом стоит помнить о необходимости оповещения страховой компании о произошедшем событии.

Имеет ли право виновная сторона оспорить Европротокол ОСАГО, который им был подписан?

Ситуации на дороге случаются разные и главная проблема автолюбителей — нехватка знаний правил дорожного движения.

Так, при заполнении протокола «пострадавшая» сторона могла указать другого участника ДТП «виновным» и второе лицо было согласно с утверждением.

Но вот «виновник» приезжает домой, пересматривает события и понимает, что как раз он является пострадавшей стороной. Можно ли в такой ситуации изменить текущую роль и оспорить Извещение?

Как показывает практика, сделать это сложно, ведь сама система Европротокола только приживается в РФ, а законодательные нормы еще в стадии разработки.

Сразу после внесения изменений в Закон об ОСАГО должны появиться и соответствующие разъяснения. Пока же ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Нужен ли аварийный комиссар при оформлении Извещения о ДТП?

Раньше считалось, что присутствие аварийного комиссара при оформлении аварии — плюс, ведь это ускоряет проблем на месте событий.

Если участники ДТП не вызывают инспектора, то они могут попросить приехать аварийного комиссара, который разъяснит непонятные моменты и поможет с оформлением. Конечно, эта услуга предоставляется не бесплатно.

На практике ситуация складывается иным образом. Водители, которые не планируют тратить время на ожидание инспектора, не захотят дожидаться и аварийного комиссара.

Суть Европротокола ОСАГО в том, чтобы упростить процедуру и решать вопросы на месте.

Таким образом, потребность в аварийных комиссарах с каждым годом снижается. При этом ни один страховщик не вызывает аварийных комиссаров (даже при наличии такой услуги).

Важные моменты

Европротокол и КАСКО.

Во многих страховых компаниях для получения выплат по КАСКО оформление Европротокола не предусматривалось.

Здесь обязателен был вызов инспекторов и официальное оформление о событиях на дороге.

К слову, именно по этой причине Европротокол так медленно входил в принятую систему.

Но с 1 октября 2014 года применение технологии Европротокола в ОСАГО и в КАСКО стало обязательным.

Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014).





Европротокол и бесконтактные ДТП.

Под бесконтактными понимаются аварии, в которых один участник создает препятствие для другого участника движения, из-за чего автомобиль второго попадает в аварию с последующим причинением вреда имуществу (личному или третьей стороны). При этом сами транспортные средств друг с другом не «встречаются».

В такой ситуации оформление Европротокола не рекомендуется, ведь Извещение о ДТП может заполняться только при участии в аварии двух транспортных средств. Здесь же это условие не выполняется.

Кроме этого, при выяснении обстоятельств на этапе судебных разбирательств может потребоваться заключение трасологической экспертизы.

Также потребуется схема, составленная сотрудником ДПС на месте событий.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться в вопросе что такое Европротокол и как им пользоваться.

Новое на сайте

>

Самое популярное