Домой Микрозаймы Инструменты прямого и косвенного регулирования. Система государственных закупок, как живой организм

Инструменты прямого и косвенного регулирования. Система государственных закупок, как живой организм

Институциональное регулирование предполагает создание системы норм и правил поведения и взаимодействия хозяйствующих субъектов, облегчающих координацию их деятельности, а также санкций, преследующих нарушителей этих норм и правил. Оно основано на принятии определенных законодательных актов (гражданского, земельного, трудового, налогового, бюджетного кодексов; законов, регулирующих деятельность акционерных обществ, банков, банкротства и т.п.). А также на создании системы, обеспечивающей соблюдение законодательства (судебной системы, арбитража и т.п.).

Административное регулирование основано на прямом воздействии на хозяйствующих субъектов в целях изменения их экономического поведения. Оно имеет силу приказа и не опирается на экономические интересы и стимулы.
Административное регулирование основано на законодательном разграничении прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, отдельных чиновников.

Административные методы разделяются на меры:

Запрета: контроль над ценами, доходами и валютным курсом, антитрестовские запреты и т.п.

Разрешения: лицензирование деятельности.

Принуждения: стандарты, регламенты, рационирование потребления, квотирование поставок, экономические предписания, социальные нормативы и т.п.

Наиболее широко административное регулирование используется при решении следующих проблем: обеспечения равенства конкурентных условий; ускорения темпов экономического развития; защиты национальных производителей; защиты потребителей от недобросовестного поведения производителей; социальных и экономических проблем.

Прямое экономическое регулирование основано на достижении заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении заранее поставленной конкретной цели. К мерам прямого экономического регулирования относятся целевое финансирование, субсидии и дотации, льготные кредиты, система государственных закупок.

Индикативное планирование - способ регулирования экономических процессов с помощью выдвижения целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Контрактная система - это особая совокупность различных форм регулирования, при которой государство финансирует выполнение работ частными предпринимателями. С ее помощью частный бизнес вовлекается в осуществление государственных программ, решение приоритетных задач. Это могут быть закупки для нужд государства (например, сельхозпродукции, военной техники и т.п.). Кроме того, контрактная система используется как способ реализации общегосударственных целевых программ (например, космос, атомная энергетика, региональное развитие).

4. Косвенное экономическое регулирование основано на активизации деятельности хозяйственных субъектов через воздействие на условия хозяйствования. К мерам косвенного экономического регулирования относятся налоговые рычаги, денежно-кредитная политика, валютное регулирование, таможенно-тарифная политика и т.п.

Различают инструменты1 прямого и косвенного регулирования.
Инструментами прямого регулирования выступают:
лимиты кредитования;
прямое регулирование ставки процента.
Вместе с тем наиболее часто Центральный банк прибегает к инструментам косвенного регулирования.
1 Финансовый инструмент - понятие условное, это форма операций с ценными бумагами.
Выделяют три главных инструмента, используемые Центральным банком для косвенного регулирования кредитно-денежной сферы:
1) изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке;
2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)1, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;
3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Их реализация имеет целью изменение величины банковских резервов, денежной базы.
Рассмотрим механизмы косвенного регулирования.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерче-ские банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от общего объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вида вкладов, размеров банков и т. д. В современных условиях служат не столько для страховых, сколько для контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также межбанковских расчетов.
Чем выше ставка обязательных резервов - тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, связана со значительными издержками.
Помимо обязательных, коммерческие банки могут хранить в Центральном банке избыточные резервы, например для непредвиденных потребностей в увеличении ликвидных средств. Однако это невыгодно для них, лишает их дохода, поскольку; деньги не пускаются в оборот. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
В США все банки обязаны держать в ФРС (Федеральной резервной системе) в качестве резерва долю депозитов на уровне от 3 до 18% собственных активов. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов, при снижении - расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является достаточно мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Изменение процентной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказывает своего рода "цепную" реакцию. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у Центрального банка сокращается, вместе с тем сокращаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.
Получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои ставки по ссудам. Волна "сжатия" и "удорожания" денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.
1 Рефинансирование - повторное или дополнительное вложение капитала.

Кредиты Центрального банка для пополнения резервов, как правило, предоставляются на короткий срок. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются только для особых нужд (например, на сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды, получаемые коммерческими банками от Центрального банка, увеличивают банковские доходы, являются основой мультипликационного роста.
Операции на открытом рынке - также очень важный способ контроля за денежной массой. Они достаточно широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг, вместе с тем ограничены в странах, где такого рынка нет или он находится в стадии формирования.
Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичных рынках1.
При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков увеличивается сумма на резервных счетах этих банков (иногда на специальном счете для этих операций), вместе с тем в банковскую систему поступают допол-нительные деньги, служащие основой мультипликационного расширения денежной массы.
При продаже Центральным банком ценных бумаг имеет место обратный процесс.
Таким образом, через операции на открытом рынке Центральный банк регулирует в определенной мере размер денежной массы в экономике.
Вместе с тем он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:
1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резер-вов;
2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем" кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
3) соотношение между наличностью и депозитами определяется поведением населения и другими причинами, которые не могут быть предусмотрены Центральным банком.

Контрактная система в сфере закупок – это совокупность ее участников, а также совершаемых ими действий в целях удовлетворения государственных и муниципальных потребностей в определенных работах, товарах, услугах. Подробности читайте в нашем материале.

Общие положения о контрактной системе

Что представляет собой контрактная система в сфере закупок по 44-ФЗ? Исходя из определения, приведенного в п. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ , контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность:

  • участников. При этом понятие «участники контрактной системы в сфере госзакупок» шире, чем понятие «участники госзакупок» и включает последнее в себя;
  • действий участников, осуществляемых посредством ЕИС и направленных на приобретение работ, товаров, услуг для удовлетворения муниципальных и госнужд.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Целью контрактной системы в сфере закупок является проведение госзакупок в целях удовлетворения потребностей РФ, ее субъектов, муниципалитетов для:

  • реализации задач, предусмотренных государственными и муниципальными программами;
  • выполнения международных обязательств, принятых на себя РФ;
  • выполнения функций органами государственной и местной власти, органами государственных внебюджетных фондов РФ.

Кто регулирует контрактную систему в сфере закупок? Госорганом, ответственным:

  • за регулирование контрактной системы в сфере закупок является Минфин РФ,
  • за контроль и надзор в данной сфере, а также за согласование проведения закрытых процедур – ФАС России (пункты 1 и 2 от 26.08.2013 № 728)

Этим летом правила контрактной системы в сфере закупок изменились так, как никогда прежде. Мы собрали в одной статье самые важные из новых норм. .
Из статьи вы узнаете:

  • Какие правила действуют для отдельных закупок
  • Какие нормы применяли до 1 июля
  • Что изменилось в правилах для всех

Правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок осуществляется путем принятия:

  • федеральных законов,
  • постановлений/распоряжений Правительства РФ,
  • приказов Минфина РФ,
  • приказов Минэкономразвития РФ;
  • региональных и местных нормативно-правовых актов.

Участники контрактной системы

Понятие контрактной системы в сфере закупок ФЗ-44 включает в себя перечисление всех участников системы, приведем основных:

  • регуляторы госзакупок (Минфин РФ, региональные и местные органы власти, наделенные полномочиями);
  • заказчики (государственные региональные и местные органы власти Госкорпорации Росатом и Роскосмос, казенные и бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • уполномоченные органы или учреждения, на которые возлагается проведение торгов для заказчиков так называемые централизованные закупки (ст. 26 закона № 44-ФЗ);
  • специализированные организации, на которые могут возлагаться отдельные функции госзаказчика, например разработка закупочной документации и публикация документов в ЕИС (ст. 40 закона № 44-ФЗ);
  • участники госзакупок (любые юридические и физлица, за исключением офшорых организаций), в том числе лица, выбранные в качестве поставщиков (победители конкурентных процедур, единственные поставщики);
  • операторы электронных площадок (непубличные хозобщества, в которых доля иностранного капитала составляет не более 25%, владеющее электронной торговой площадкой).

Ольга Лобанова ,
Академия промышленного
менеджмента им. Н.П. Пастухова

С июля вы сможете проводить электронные закупки, а у них есть свои особенности по срокам и действиям комиссии. Эти особенности вы обязаны отразить в своих внутренних документах: регламентах и должностных инструкциях. Их нужно регулярно обновлять. .

Определение поставщика как элемент контрактной системы

Наряду с участниками понятие контрактная система в сфере закупок включает в себя и действия данных лиц, направленные на обеспечение государственных и муниципальных потребностей в работах, товарах, услугах. В указанные действия входит:

  • планирование госзакупок, осуществляемое посредством формирования и ведения планов закупок и планов-графиков;
  • выбор способа осуществления закупки. Контрактная система в сфере закупок товаров работ и услуг 44-ФЗ предусматривает использование конкурентных (аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений) и неконкурентных способов определения поставщиков (оформление госконтракта с единственным поставщиком). При выборе способа госзаказчик не имеет права на необоснованное сокращение числа участников госзакупки, поэтому неконкурентные способы отбора поставщиков могут применять только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
  • проведение закупки (разработка и публикация закупочной документации, проведение конкурентной процедуры, определение победителя);
  • оформление госконтракта с победителем торгов;
  • выполнение госконтракта, приемка исполненного.

ЕИС, как элемент контрактной системы

Понятие контрактной системы в сфере закупок содержит положения, что все выше описанные действия осуществляются с использованием Единой информационной системы (ЕИС), которая в силу ч. 1 ст. 4 закона № 44-ФЗ должна обеспечивать:

  • создание, обработку, сохранность и возможность передачи данных;
  • контроль за соответствием информации.

Данные, опубликованные в системе, являются бесплатными и общедоступными. Порядок работы ЕИС установлен от 23.12.2015 № 1414. Документы, публикуемые в ЕИС, должны быть подписаны усиленной электронной подписью. Региональные и местные власти могут создавать свои информационные системы, интегрированные с ЕИС.

Рационализация государственных расходов и снижение затрат и издержек на государственные закупки по праву занимают приоритетные позиции в списке целей любого государства в последние годы. Как известно, государственные закупки составляют существенную часть общей экономической деятельности, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, и для реализации своей деятельности нуждается в товарах, услугах и работах так же, как и любой другой представитель рыночной экономики. Так, общая стоимость сделок по государственным закупкам в среднем развитых странах составляет от 10% до 25% ВВП. Стоимость сделок в сфере частных предприятий достигает более высоких показателей и продолжает расти посредством передачи непрофильных для предприятий направлений деятельности на аутсорсинг.

Таким образом, эффективные закупки являются необходимым условием для обеспечения надлежащего функционирования государственных и муниципальных органов, а также частных предприятий и производств. Повышение эффективности ведет к улучшению социальной и экономической обстановки в стране, за счет краткосрочного определения стоимости и качества объектов закупочной деятельности, и в целом готовности поставщиков инвестировать в научные разработки в долгосрочной перспективе.

Управление государственными закупками представляет собой, безусловно, сложный процесс. Это обусловлено тем, что проблемы выбора поставщика, в том числе, связаны и с управлением рисками. Поскольку, в краткосрочной перспективе закупки динамичны и цикличны, то есть проводятся государством периодически, такая политика часто идет вразрез с долгосрочными целями государства, так что упускаются стратегические приоритеты в будущих отношениях между закупщиками и поставщиками. В данном случае следует подчеркнуть важность роли деловой репутации в сфере государственных закупок, особенно в свете публичных скандалов последних лет в отношении легитимности проводимых в России закупочных процедур, а также качества и цены поставляемой продукции.

В мире не существует универсального подхода к построению лучшей модели системы государственных закупок. Для приближения к таковой следует исследовать не только правовые, но и стратегические практики организации закупочных систем в мире.

Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло отмечают, что правовые и стратегические вопросы организации государственных закупок необходимы для успешной организации государственных закупок на практике. Они также отмечают, что юридический профессионализм в сфере государственных закупок развивался быстрей, чем экономический и практический. Но при этом вопросы эффективности и стратегии закупок авторы считают более важными, чем вопросы правового сопровождения.

Многие авторы указывают, что в сфере государственных закупок отсутствует единая терминология, что приводит к тому, что одинаковые или похожие ситуации в разных странах и регионах описываются разными терминами. К. Кузнецов отмечает, что некоторыми исследователями ведется работа по созданию понятийного аппарата для государственных закупок.

Согласно исследованию Н. Димитри, Г. Пига и Дж. Спаньоло, особенно данный факт заметен в терминологии процедур конкурентных торгов. Различия возникают из-за разной среды использования терминов. В экономике торги имеют одно значение (sealed bid), в сфере закупок это могут быть как аукционы на понижение цены (descending-in-price), так и закрытые конкурентные торги (sealed-bid tendering) и т.д. И. Кузнецова отмечает, что в отечественном законодательстве закрытые торги - это торги, на которые приглашаются не все участники рынка, а только те, кому направлено специальное приглашение, тогда как за рубежом закрытыми торгами называются конкурентные процедуры, на которые поставщики подают заявки в закрытом виде - в конвертах. Таким образом, sealed-bid tendering в России является открытым конкурсом, а понятие «тендер» в российском законодательстве вообще отсутствует. Каждая мировая организация, будь то конкретная страна, объединение стран или финансовый институт, может иметь собственную терминологию, что осложняет поиск единых практик для организации систем государственных закупок.

Управление системой государственных закупок включает в себя правовые и стратегические вопросы организации закупочной системы. Согласно мнению К. Кузнецова, элементами прокьюремента как системы государственных закупок являются планирование закупок, правовая основа (регламентирование) закупок, осуществление закупочных процедур, мониторинг, контроль и оценка эффективности закупок. И. Кузнецова выделяет центральные процессы закупок, такие как планирование, размещение заказа и управление контрактом, а также процессы управления, которые включают создание нормативной базы, организацию управления закупками, в том числе распределение полномочий и ответственности, а также мониторинг и аудит закупок. Кроме того, центральные процессы закупок не могут быть реализованы без процессов обеспечения, в том числе финансового, материально-технического, информационного, кадрового, методического и научного.

В учебном модуле «Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы», составленном коллективом авторов в составе В. Малочко, Е. Береснева и В. Житковского для центра ILO определены функции закупочной деятельности (Таблица 2):

Таблица 2 - Функции закупочной деятельности

Стратегические

Управленческие

Операционные

Административные

Планирование и развитие закупочной организации и инфраструктуры;

Обеспечение наилучшего использования кадров и ресурсов в сфере закупок;

Разработка и совершенствование политики и практики;

Установление стандартов функционирования;

Формирование механизмов контроля и отчетности;

Привлечение экспертов;

Формирование бюджета государственной организации.

Изучение тенденций рынка;

Анализ потребностей организации в закупках;

Организация эффективной работы закупочного персонала;

Планирование и кодификация закупок для обеспечения эффективности;

Анализ результативности закупочной деятельности.

Разработка спецификаций для конкретных закупок;

Изучение возможностей рынка по предложению товаров и услуг;

Оценка конкурсных заявок и квалификации поставщиков;

Проведение переговоров;

Управление контрактами и проектами.

Обработка и оформление заказов;

Выписка актов приемки при доставке товаров и выполнении работ/услуг;

Получение и проверка счетов;

Ведение отчетности.

Повышение эффективности управления государственными закупками в последние годы включало в себя попытку создания условий для свободной конкуренции, построение максимально прозрачной и открытой системы закупок, борьбу с коррупцией. Решая проблему оптимизации государственных расходов, государственные закупки должны быть как можно более эффективными. Достижение такой цели возможно за счет построения системы закупок, имеющей в своей основе следующие основополагающие принципы: открытости и прозрачности, ответственности и подотчетности, конкурентности и экономичности.

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр - это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии - это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик - это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики - это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики - достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики - это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы - это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок - подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок - очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Система госзакупок - определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета - есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений - всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Охватывая почти все области рынка, государство оказывается на нём покупателем. Мы хорошо знаем, что закупки всей нужной продукции: товаров, работ, услуг осуществляются за деньги из бюджета, значительная часть которых приходит от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а это значит что, то, как реализуется сама система госзакупок, небезразлично для каждого обычного работающего человека. Вот почему вопросы, каким образом государство тратит огромные денежные средства, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся для нас актуальными. Специальная система госзакупок, регламентированная законодательством, направлена на устранение злоупотреблений при реализации закупок для нужд государства. Система госзакупок представляет собой комплекс чётких указаний осуществления закупок государством, которые позволяют сделать наиболее видимым расходование денежных средств налогоплательщиков. Информацию о том, что система госзакупок станет максимально прозрачной уже в ближайшем времени, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев. С января месяца 2014 года вступил в силу закон о федеральной контактной системе, позволивший в значительной степени усовершенствовать ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни практически всех слоёв населения, - сфере закупок. На основании нового закона система госзакупок разрешает отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, в случае, когда победитель уже заранее известен. Эта новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные разговоры по наиболее актуальным из них. Теперь благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в подобных конкурсах.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное