Домой Микрозаймы Камеральная проверка. Как налоговики будут проверять обоснованность льгот по НДС

Камеральная проверка. Как налоговики будут проверять обоснованность льгот по НДС

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку. НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

  • оплачены;
  • используются для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;
  • оприходованы на баланс.
Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

  • единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;
  • систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;
  • имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.
Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:
  • налоговых агентов;
  • “освобожденцев”;
  • “упрощенцев” и “вмененщиков”.
Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

  • покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;
  • арендует муниципальное или государственное имущество.
НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету
налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого
условия налоговики?
Требует ли выполнения этого
условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
НДС удержан и перечислен в бюджет
Товары оплачены
Товары приняты к учету
Счет-фактура выписан и зарегистрирован
в книге покупок

Как проверяют “освобожденцев”

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на “упрощенке” и “вмененке”

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с “упрощенки” или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 “Расчеты с бюджетом” (субсчет “Расчеты по НДС”).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

  • выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;
  • по товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).
Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

  • проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);
  • на которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);
  • которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).
Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

  • отсутствует адрес поставщика;
  • нарушено контрольное число ИНН.
И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

  • консультационные услуги;
  • маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;
  • ремонтные работы.
В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

  • находятся в отдаленных регионах;
  • ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).
Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

  • расчеты векселями;
  • перевод долга;
  • списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

С каждым годом ФНС уменьшает количество выездных проверок. На смену им приходит тотальный камеральный контроль . О том, что подразумевает под собой сегодня понятие «камеральная проверка», и как она осуществляется, пойдет речь в этой статье.

Межведомственная инспекция по камеральному контролю

Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.

Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС - Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю , которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция - собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.

Как новая служба проводит проверку

К задачам нового подразделения ФНС относятся:

  • обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
  • выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
  • выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет .

Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает. А вот сделки, в которых в результате анализа , берутся «на карандаш» . Такие операции подлежат пристальному изучению специалистами ФНС: они должны определить, имеет ли место факт налогового злоупотребления.

Вне зависимости от наличия или отсутствия у владельца «подозрительной» декларации по НДС злого умысла, при обнаружении ошибок ему будет направлено требование о предоставлении пояснений . В некоторых случаях результатом несоответствия данных может стать визит представителя ФНС и выездная проверка.

Источники информации при камеральной проверке

Понятно, что данные декларации являются основополагающим, но далеко не единственно возможным источником информации при «камералке» по НДС. В соответствии с рекомендациями ФНС по проведению камеральных налоговых проверок, содержащихся в письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 , инспектора могут использовать множество разных источников:

  • всевозможные государственные реестры данных (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр ККТ, сведения о лицензиях, данные о доходах и налоговых вычетах физлиц, сведения о банковских счетах и другие), которых в общей сложности насчитывается порядка пятидесяти;
  • данные, полученные ранее от налогоплательщика и третьих лиц - заявления и сообщения, поданные ранее декларации, документы, полученные в ходе предыдущих налоговых и прочих проверок;
  • сведения из других ведомств, с которыми ФНС сотрудничает в рамках соглашений о предоставлении информации - внебюджетных фондов, органов охраны правопорядка и других.

Новое в законодательстве: расширение прав инспекторов

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в начале года, расширили перечень ситуаций, в которых специалисты ФНС могут затребовать у проверяемой компании к поданной декларации по НДС дополнительные документы. Согласно обновленному пункту 8.1 статьи 88 НК РФ, ФНС может обязать налогоплательщика предоставить счета-фактуры, иные первичные и прочие документы, которые относятся к указанным в декларации операциям. Однако сделать это можно лишь в случае, если выявленные в декларации несоответствия могут говорить о занижении суммы налога или о завышении НДС к возмещению.

При этом несоответствия могут обнаружиться как внутри собственной отчетности компании - например, не совпадают данные декларации и журнала учета счетов-фактур, так и при их сверке с соответствующими формами контрагента. Таким образом, при возникновении подозрений о налоговом нарушении, инспектор вправе затребовать практически любые документы, которые помогут пролить свет на вопрос: кто из участников сделки подал в инспекцию неверные сведения.

Еще одно изменение, обусловленное новой редакцией пункта 1 статьи 92 НК РФ, коснулось осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика . Раньше проводить его разрешалось лишь во время выездной проверки, теперь же инспекторы имеют право сделать это и в рамках камеральной. Отслеживается явная тенденция к сокращению числа выездных проверок и перекладыванию их задач на проверки камеральные.

Случаев, при которых инспектор может посетить с осмотром территорию налогоплательщика, два:

  1. лицо представило декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (другими словами, простой подачи декларации с суммой НДС к возмещению достаточно, чтобы ожидать возможного визита инспектора);
  2. выявлены ошибки и несоответствия в декларации (в том числе с данными других налогоплательщиков), которые могут свидетельствовать о занижении налога либо завышении НДС к возмещению.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям . Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию ;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки - сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям . Требование формируется в двух форматах - pdf и xml. Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 - выявленному расхождению. При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней . Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая - которые исправляет. Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором - измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию. Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных - предварительно сверяться с каждым контрагентом . Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит . Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации - это основные, но далеко не все возможности модуля. С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС - оперативно составить и отправить ответ.

ФНС внедрила у себя специальную программу - Система управления рисками в рамках автоматизированной системы контроля «НДС-2» (СУР АСК НДС-2). Эта программа позволяет видеть всю цепочку поставщиков, отслеживать налоговые разрывы, а так же связи с фирмами-однодневками. Однако зачастую компания не платит налоги из-за операций, которые не подлежат обложению. Поэтому ФНС указывает своим подчиненным во время камеральных проверок учитывать:

  • уровень налогового риска, который присвоил компании СУР АСК НДС-2;
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций, в которых заявлены льготы по НДС.

Так же налоговые инспекторы должны истребовать у налогоплательщика пояснения налоговых льгот в виде реестра подтверждающих документов. Компании, которая заявила на льготы по декларации НДС, достаточно будет представить реестр по рекомендованной форме. Контролеры, должны определить объем документов для каждого кода льготной операции и истребовать у компании документы, которые подтверждают обоснованность применения льгот.

Как определяют уровень налогового риска налогоплательщика

Программа СУР АСК НДС-2 распределяет компании на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Налогоплательщикам с реальной деятельностью, которые в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства, присваивают низкий уровень налогового риска. Такие компании располагают трудовыми и материальными ресурсами, и проходят плановые выездные проверки.

Высокий налоговый риск присваивают компаниям с признаками фирм-однодневок. У таких организаций нет ресурсов, они перечисляют налоги в бюджет в минимальном размере или же вовсе их не платят.

Компании, которые не подпадают под критерии низкого или высокого налогового риска относят к среднему.

Какой объем документов нужен, чтобы подтвердить налоговые льготы

Порядок истребования документов, который подтверждает право на налоговые льготы по НДС, одинаков для всех трех категорий налогоплательщиков.

Сначала всем компаниям нужно представить налоговикам подтверждения обоснованности льгот виде реестра документов (приложение № 1 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

В реестре нужно указать код и суму операции, название контрагента, его ИНН и КПП, а так же наименование и реквизиты документов, которые подтверждают применение льгот. Пример такого документа можно посмотреть в приложении №3 к письму ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Затем налоговики обрабатывают полученный реестр и рассчитывают объем документов, которые в дальнейшем потребуют от компании. По какому алгоритму действуют налоговики можно посмотреть в приложении № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Следующим шагом налоговики проверяют документы, которые истребовали у компании. По результатам анализа инспекторы либо подтвердят обоснованность применения льгот, либо предъявят претензии и составят акт камеральной проверки.

Если же налогоплательщик не представит реестр, фиксалы запросят все документы по сделкам. То есть истребуют бумаги без использования риск-ориентированного подхода. Такой же подход налоговики применят к компаниям, которые представили реестр документов не по рекомендованной форме. Например, налогоплательщик не смог идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами или в реестре не указана сумма операции.

Обжаловать истребование лишних документов нецелесообразно. Кодекс не ограничивает их объем (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ). В требовании о представлении документов также нет никаких ограничений (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Ограничить право проверяющих на истребование документов, ссылаясь на письмо от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@, так же не получится. Если компания не предоставить реестр налоговикам, они вправе ее оштрафовать на 5 тыс. рублей, при повторном нарушении - на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Компании с высоким уровнем налогового риска. У такой организации результаты предыдущих камеральных проверок налоговики учитывать не будут. Они истребуют не менее 40 процентов от объема документов, которые подлежат истребованию в разрезе кодов операций, но не более 500 документов. Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, то инспекторы истребуют их в полном объеме (приложение № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

Компании со средним уровнем налогового риска. Такие организации должны представить максимальное количество документов, если:

  • заявили льготу по коду операции впервые;
  • по результатам предыдущей камеральной проверки налоговики выявили нарушения в части конкретной льготы.

Если по результатам предыдущей камералки инспекторы не нашли нарушений в части конкретной льготы, они истребуют у компании уже не более 10 процентов от общего объема документов. При типовых договорах, налоговики попросят не более 5 процентов документов. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и при этом контролеры не выявили нарушений, то в течение трех периодов она может представлять только реестр.

Компании с низким уровнем налогового риска. У таких организаций попросят предъявить максимальное количество документов, только если налоговики выявили нарушения по итогам предыдущей камералки. Если компания первый раз заявила льготу, инспекторы запросят не более 10 процентов от общего объема документов. Если налоговики обнаружат нарушения, то в следующий раз запросят уже 40 процентов от объема документов.

Что налоговики считают нарушением?

Фактически любое нарушение, которое налоговики зафиксировали в акте предыдущей камералки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Часто налоговые правонарушения не связаны с занижением налоговой базы. Чтобы в акте проверки появились нарушения достаточно не представить один документ (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ). Ни в кодексе, ни в письме от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@ нет разъяснений, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции.

___________________________________________________________________________________________

Какие операции подпадают под понятие «налоговая льгота»

Во время камеральной проверке инспекторы в следующих случаях:

  • если компания заявила в декларации НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявление противоречий (ошибок) между операциями, отраженными в декларациях организации и ее контрагентов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если общество представило уточненку к уменьшению по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если декларацию подала иностранная организация, то инспекторы вправе истребовать документы, подтверждающие, что местом оказания услуг признается РФ (п. 8.5 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики могут систематически запрашивать документы, ссылаясь на необходимость проверки обоснованности применения льгот по НДС. А именно, пояснения и документы, подтверждающие право на (п. 6 ст. 88 НК РФ). Понятие «налоговая льгота» контролеры пытаются распространить на операции, которые не подлежат налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ).

Когда контролеры истребуют документы по льготам, они руководствуются мнением Пленума ВАС РФ (п. 14 постановления от 30.05.14 № 33). Льготы по налогам — преимущества, которые предоставляют отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Такое понятие нужно принимать во внимание при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ. Действие этой нормы распространяется на операции, которые не подлежат налогообложению и по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например, закон устанавливает налоговую льготу в отношении религиозных организаций, общественных организаций инвалидов, коллегий адвокатов (подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Так же под налоговую льготу в целях исчисления НДС подпадают операции, которые вправе совершать компании, имеющие соответствующую лицензию. Например, на оказание медицинских услуг.

Так же налоговики вправе потребовать по отдельным видам операций подтверждение того, что сделки совершает компания с определенным статусом. Например, если организация реставрирует объекты культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ), она должна представить фиксалам договор с контрагентом.

Контролеры не вправе запросить документы по операциям, которые не подпадают под объект налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). Тоже самое касается и документов по освобожденным от НДС операциям, когда такое освобождение не связано с предоставлением преимуществ определенной категории лиц. По таким операциям действует специальные правила обложения (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Например, сделки по выдаче займов, реализации долей в уставном капитале и т. д.

Если операции доступны налогоплательщикам любых форм собственности и не ограничены видом деятельности, они не предоставляют налоговых преимуществ. Поэтому такие операции нельзя отнести к разряду льготируемых (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12).

Так же налоговики рассказали, какую судебную практику будут использовать в работе.

В последние годы налоговые органы стремительно модернизируют системы налогового администрирования, а законодатель спешно правит Налоговый кодекс, приводя его в соответствие с текущими реалиями. Так, еще с 1 января 2015 года всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС) обязали предоставлять в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи электронные декларации по НДС, а вместе с ними электронные книги покупок и продаж (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@, от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@ (п. 1), Письмо Минфина от 29.04.2015 N 03-07-15/24810).

Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Российской Федерации. Конечно, дело не только в электронных декларациях и книгах покупок и продаж, самое важное то, что для обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение - автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).

Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные всех налогоплательщиков, исполнивших и не исполнивших обязанность по представлению деклараций в электронном виде, вместе с данными из книги покупок и продаж и оперативно выявлять расхождения и (или) противоречия.

Так, при выявлении программой АСК НДС-2 расхождений и (или) противоречий между сведениями об операциях в представленной компанией отчетности по НДС и сведениям об этих же операциях, содержащимся в отчетности, представленной в налоговый орган ее контрагентом, данным организациям автоматически будет направлено требование о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»).

Самостоятельно (без участия человека) АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:

1. Расхождения вида «разрыв»:

  1. Непредставление налоговой декларации организациями;
  2. Представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  3. Отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  4. Значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
  1. Превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком - покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом - продавцом с операций по реализации.
По сути, система АСК НСД-2 позволяет проверяющим выявлять организации, которые напрямую или косвенно связаны с фирмами-однодневками, и помогает определить конечных выгодоприобретателей по сделкам с этими лицами (получателей налоговой выгоды).

Кроме того, в распоряжении налоговых органов находится специальная система под названием Big Data АСК НСД-2, которая сохраняет и накапливает всю информацию по финансовым операциям налогоплательщиков (сохраняет счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках), в том числе обо всех разрывах на любом этапе уплаты НДС за 2015 год от поставщика из Москвы через цепочку перепродавцов до покупателя во Владивостоке.

С точки зрения развития тенденций налогового контроля это означает, что в отношении выгодоприобретателей по сделкам с «однодневками» будут проводиться выездные налоговые проверки, при проведении которых в 2016 году за 2013-2015 годы (п.4 ст. 89 НК РФ) налоговые органы будут использовать уже накопленную Big Data АСК НСД-2 информацию за 2015 год.

Следует также учитывать и последние изменения налогового законодательства в части камерального контроля налогоплательщиков. Так, с 2015 года существенно расширились полномочия инспекторов налоговой службы при проведении камеральных проверок. Сегодня при выявлении налоговых разрывов для установления получателя необоснованной налоговой выгоды в рамках камеральной налоговой проверки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля (ст. НК РФ: 93, 93.1, 86, 88, 90, 92 и др.).

Благодаря нововведениям (ФЗ № 348 от 04 ноября 2014 года) при проведении камеральной проверки по НДС у сотрудников ФНС появилось больше прав в части истребования дополнительных сведений и документов о проверяемом лице, и главное - инспекторам предоставили право на проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.

Ввиду того, что использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление инспекторами выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми «фирмами-однодневками», претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к той компании, у которой есть имущество, даже в случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а уже последняя - с «серой» или «черной» компанией.

Подобные дела все чаще встречаются в судебной арбитражной практике. Например, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа сообщил, что к поставщикам товара первого звена у налогового органа претензии отсутствуют , при этом пояснил, что имеются претензии к поставщикам второго звена (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 N 17АП-15188/2015-АК по делу N А60-20914/2015). Таким образом, от претензий налогового органа «не застрахованы» даже добросовестные налогоплательщики.

Претензии налоговых органов к добросовестным налогоплательщикам по «грехам» контрагентов второго, третьего и преследующих звеньев все чаще являются основанием для вынесения решения об отказе в вычете по НДС. Данная тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации. Многие налогоплательщики не соглашаются с такими решениями и оспаривают их в вышестоящем налоговом органе, а впоследствии - в суде.

Между тем, стоит отметить, что на сегодняшний день наблюдается не только совершенствование методов налогового контроля, но и рост уровня подготовки инспекторов, проводящих проверку и участвующих в судебных заседаниях при рассмотрении соответствующих споров. О данном обстоятельстве свидетельствует статистика: 82%/18% - соотношение количества налоговых споров, выигранных в 2015 году налоговыми органами и юридическими лицами соответственно, 61%/39% - налоговыми органами и индивидуальными предпринимателями.

Поэтому на этапе оспаривания решений налогового органа крайне важным является выбор высококвалифицированных юристов, специализирующихся на налоговых спорах, имеющих богатый и успешный опыт их разрешения. Именно такими специалистами являются юристы КСК групп. Данный факт подтверждает успешная судебная арбитражная практика юристов компании. Так, например, представляя интересы одного налогоплательщика (экспортера авиатехнического оборудования) в споре с налоговым органом, юристам КСК групп удалось отбить претензии проверяющих на сумму боле 10 млн. руб.

Рассмотрим данный пример подробнее. После проведения камеральных налоговых проверок трех налоговых периодов налогоплательщик получил три решения об отказе в возмещении НДС. Претензии проверяющих сводились к добросовестности поставщика первого звена и поставщиков второго и третьего звена.

В своих решениях об отказе в обоснование претензий инспекторы налоговой службы ссылались на следующие обстоятельства:

  • непроявление должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе контрагента первого звена;
  • минимальную уплату НДС поставщиками товара по цепочке в период его реализации на экспорт налогоплательщиком;
  • предоставление контрагентами поставщика первого звена нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отсутствие у налогоплательщика, его поставщика и поставщиков по цепочке материальных ресурсов и транспортных средств для осуществления операций по реализации запчастей для авиационной техники;
  • в расчетах, по мнению инспекции, были установлены фирмы, обладающие признаками фирм-однодневок, как следствие, указанные организации не имели возможности реального осуществления хозяйственных операций.
Благодаря грамотно выстроенной правовой позиции еще на стадии досудебного урегулирования спора, качественно проведенному сбору и своевременному представлению доказательств в суд налоговым юристам КСК групп удалось защитить права и законные интересы налогоплательщика. Специалисты доказали, что поставщик первого звена является добросовестным юридическим лицом, исполняющим свои налоговые и иные обязательства. В суд были представлены доказательства ведения данным контрагентом реальной финансово-хозяйственной деятельности и проявления налогоплательщиком при выборе указанного лица должной степени осмотрительности и осторожности (были представлены выписка из ЕГРЮЛ, копия устава, приказа о назначении и т.д.)

В заявлениях о признании недействительным ненормативного акта налогового органа юристы указали, что установленные в отношении контрагентов второго и третьего звена обстоятельства , в том числе, представление налоговых деклараций с нулевыми или минимальными показателями при отсутствии в материалах дела доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных действий , направленных исключительно на искусственное создание условий для незаконного возмещения налога, не могут являться основанием для отказа в получении налоговой выгоды налогоплательщиком.

Также юристами были опровергнуты доводы инспекции относительно того, что у компании не было необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала и, как следствие, невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В судебном заседании юристами были представлены доказательства того, что в распоряжении налогоплательщика в проверяемых периодах были склады и автомобильная техника, что позволяло налогоплательщику хранить и производить транспортировку авиатехнического оборудования, поставляемого им на экспорт.

Кроме этого, поставщик первого звена, у которого на балансе также не числилось транспортных средств и складских помещений, представил доказательства (документы), свидетельствующие, что он привлекал транспортно-экспедиционную организацию для перевозки грузов, т.к. по условиям договора поставки авиатехнического оборудования к налогоплательщику именно поставщик первого звена отвечал за его доставку.

По итогам рассмотрения трех дел (№А40-173859/2015; №А40-173838/2015; №А40-173845/2015) суды согласились с требованиями налогоплательщика и признали решения налогового органа недействительными.

Представительство в судебных спорах по НДС и налогу на прибыль - одно из основных направлений деятельности юристов КСК групп. При этом своевременное обращение за юридической поддержкой способствует сокращению рисков предъявления претензий налоговыми органами как на стадии проведения проверки, так и до ее начала.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

3. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru http://kad.arbitr.ru ;

10. Статья: Система АСК НДС-2 автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru;

11. Статья: Поступления НДС за январь-февраль 2015 года выросли на 11%; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru.

Https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/

Https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5372465/

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе или
непосредственно на сайте журнала www.berator.ru/pb

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

Оплачены;

Используются для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;

Оприходованы на баланс.

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

Единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;

Систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;

Имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:

Налоговых агентов;

«освобожденцев»;

«упрощенцев» и «вмененщиков».

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

Покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;

Арендует муниципальное или государственное имущество.

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Таблица. Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого условия налоговики?
Требует ли выполнения этого условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
да
да
НДС удержан и перечислен в бюджет
да
да
Товары оплачены
да
нет
Товары приняты к учету
да
нет
Счет-фактура выписан и зарегистрирован в книге покупок
да
нет

Как проверяют «освобожденцев»

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на «упрощенке» и «вмененке»

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с «упрощенки» или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 «Расчеты с бюджетом» (субсчет «Расчеты по НДС»).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

Выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;

По товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

Проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);

На которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);

Которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

Отсутствует адрес поставщика;

Нарушено контрольное число ИНН.

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

Консультационные услуги;

Маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;

Ремонтные работы.

В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

Находятся в отдаленных регионах;

Ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).

Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

Расчеты векселями;

Перевод долга;

Списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

Источник материала -

Новое на сайте

>

Самое популярное