Домой Микрозаймы Объекты коммунальной сферы. Система государственного управления

Объекты коммунальной сферы. Система государственного управления

Положение по бухгалтерскому учету
Учет материально-производственных запасов
ПБУ 5/01

Утверждено
Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 09.06.2001 № 44н

(в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н,
от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

4. Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.

II. Оценка материально-производственных запасов

5. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

6. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
  • затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н.

7. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

8. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

9. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

10. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

11. В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения.

12. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

13. Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

14. Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

15. Исключен. - Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н.

III. Отпуск материально-производственных запасов

16. При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
  • абзац исключен с 1 января 2008 года. - Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 № 26н.

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

17. Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

18. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

19. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

21. По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

22. Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретений.

IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

23. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

24. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

25. Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

26. Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

27. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

  • о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
  • о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
  • о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
  • о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Подробную информацию по бухгатерскому учету материально-производственных запасов предприятия, составу бухгалтерских счетов и их корреспонденции, можно получить по ссылкам:

МПЗ – это материально производственные запасы. Без них не может работать ни одна компания. Она их приобретает, использует в деятельности, продает. А значит, МПЗ надо учитывать. В статье мы расскажем, как правильно вести бухгалтерский учет материально-производственных запасов.

В этой статье вы узнаете :

Что такое МПЗ

МПЗ – это материально-производственные запасы. Редко, но все же используют понятие ТМЦ (товарно-материальные ценности). Эту аббревиатуру использовали раньше. То есть, ТМЦ и МПЗ – это по сути синонимы.

МПЗ в бухгалтерском учете – это активы, которые предприятие использует в предпринимательской деятельности как:

  • материалы или/и сырье, чтобы произвести продукцию для продажи (выполнения работ, оказания услуг).
  • товары для перепродажи
  • активы, которые компания использует для целей управления.

Чем поможет : положение регламентирует порядок учета МПЗ, приобретенных компанией. Возьмите документ за образец, чтобы закрепить, когда и в какие сроки сотрудники передают в бухгалтерию первичку, кто ведет учет.

Материалы можно классифицировать следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 . Классификация МПЗ

Так можно учитывать материалы в учете. Например, открыть субсчета к счету 10 «Материалы». Аналогично можно учитывать товары для перепродажи и готовую продукцию.

Часто путают два этих понятия. Товары – это активы, которые организация купила, чтобы продать их с наценкой. Готовую продукцию предприятие изготавливает самостоятельно. Возможно, что одни активы будут и готовой продукцией, и товарами. Например, если у организации не хватает собственных производственных мощностей и она часть закупает у поставщиков.

Читайте также :

Чем поможет : повышение эффективности управления запасами вряд ли можно назвать одной из первоочередных задач финансового директора. Тем не менее ему стоит разбираться хотя бы в базовых принципах, ведь запасы – составляющая часть оборотного капитала компании. Как избежать неоправданных затрат на хранение складских остатков, как не упустить прибыль по причине нехватки запасов – подробнее в этом решении.

Чем поможет : когда компания испытывает нехватку оборотных средств и привлекает кредиты, деньги, обездвиженные в запасах, – это непозволительная роскошь. Еще хуже, если это неликвидные запасы, которые не удается продать уже долгое время. Предлагаемое решение позволит с максимальной выгодой распорядиться залежавшимися остатками на складах, а не просто утилизировать их.

Учет материалов и запасов на счетах бухучета

Компания ведет учет МПЗ на следующих счетах:

Рисунок 2 . Основные счета для учета материально производственных запасов

Материалы иногда учитывают и на забалансовых счетах (рисунок 3).

Рисунок 3 . Забалансовые счета для учета материально производственных запасов

Оприходование ТМЦ

Компания учитывает материалы по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). В нее включают все затраты компании, которые у нее возникли, пока она доставляла материал к себе на склад. Например:

  • договорная стоимость активов;
  • транспортные расходы (траты на доставку организация вправе сразу относить на расходы на продажу, если такое правило закрепили в бухгалтерской учетной политике );
  • страхование груза;
  • для товаров – стоимость предпродажной подготовки;
  • таможенные платежи;
  • вознаграждения посредникам и т.д.;

Если компания работает на общей системе, то НДС в договорную стоимость товаров включать не надо. Налог фирма примет к вычету. А вот компания на спецрежиме учтет НДС в стоимости МПЗ. Также не включают в стоимость запасов общехозяйственные траты (п. 6 ПБУ 5/01).

Организации – представители малого бизнеса, вправе вести упрощенный бухучет. Исключение только для юридических лиц, перечисленных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: микрофинансовые фирмы, адвокатские бюро и т.д.

Организации, которые ведут упрощенных бухучет, вправе учитывать МПЗ только по договорной стоимости. Остальные расходы они могут сразу относить на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены.

Если компания получила материальные активы безвозмездно, то их надо учесть по рыночной стоимости. Ориентируетесь на рыночную стоимость, если получили активы после демонтажа или ремонта основных средств, при инвентаризации и т. д.

Если материалы появились как вклад в уставный капитал , то учитывайте их по стоимости, стоимости, указанной в решении общего собрания участников или единственного участника.

Когда организация оприходует МПЗ, в учете она делает записи (таблица).

Таблица . Учет материально производственных запасов: проводки

Методы оценки МПЗ в бухучете

После того, когда компания приняла МПЗ к учету. Она начинает их использовать в производстве или основной деятельности. То есть списывает. В таком случае стоимость МПЗ в бухучете можно оценивать одним из трех методов:

1. По стоимости каждой единицы. В таком случае компания должна знать. сколько стоит конкретный материал или товар, который она списывает. То есть при выбытии актива списывается стоимость его приобретения. Чаще всего такой учет ведут по дорогостоящим активам.

2. По средней стоимости активов. В таком случае активы разбиваются на группы. Например, если компания торгует сладостями, то возможны группы: конфеты шоколадные, леденцы, печенье и т.д. Среднюю стоимость определяют по формуле:

Стоимость МПЗ – стоимость материальных запасов или товаров на начало и конец периода.

Кол-во МПЗ – количество запасов на начало и конец периода

Чтобы определить стоимость выбывших активов, надо умножить среднюю стоимость на количество.

Большинство компаний ведет бухучет автоматизировано – в специальный программах. Поэтому вручную редко рассчитывают такие показатели.

3. По стоимости первых по времени приобретения МПЗ. В России его еще называют методом ФИФО. Такое название появилось от английского FIFO – First In First Out, что дословно означает «первый пришел – первый ушел». Такое название полностью отражает суть метода. То есть стоимость выбывших активов – это стоимость наиболее ранних поступивших товаров. Например, компания купила первую партию цемента по цене 560 руб. за мешок, а вторую – по цене 600 руб. Из какой бы партии компания не использовала материал. сначала его спишут по стоимости 560 руб.

Выбранный метод организация закрепляет в своей учетной политике. При этом один из видов МПЗ (например, сырье) можно оценивать одним методом, а другой вид МПЗ (например, товары) - другим (п. 16 ПБУ 5/01).

Учет выбытия МПЗ

Выбытие материалов надо оформлять документами. Например, при отпуске материалов в производство оформляют требование-накладную М-11 или лимитно-заборную карту М-8.

В бухучете оформляют проводку:

Дебет 20,23, 25,26 Кредит 10

Товары для перепродажи, как и готовая продукция, выбывают, когда компания продает их покупателю. В учете делают проводки:

Дебет 90 Кредит 43

Компания учла себестоимость/стоимость активов при продаже.

Дебет 62, 76 Кредит 90

Компания отгрузила товар покупателю.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 2003

К объектам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Согласно Жилищному кодексу РСФСР от 24.06.1983 находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Кроме того, Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения. Данные объекты относятся к основным средствам непроизводственного назначения, поскольку используются в непроизводственной сфере. В связи с этим в бухгалтерском учете организациям следует выделять их в отдельную группу и учитывать обособленно.

Появление на балансе организации объектов ЖКХ возможно различными путями. У коммерческих организаций данные объекты могут возникать вследствие приобретения, безвозмездного поступления или строительства для собственных нужд. А вот постановка на баланс организации государственного и муниципального имущества согласно гл.19 ГК РФ может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учет этих объектов должны вести на счете 01 "Основные средства", к которому открываются субсчета "Жилищный фонд" и др. (Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в ред. от 03.04.1996)).

Объекты жилищного фонда учитываются по первоначальной стоимости, формирование которой зависит от источников их приобретения:

  1. приобретение объектов за плату;
  2. приобретение основных средств в обмен на другое имущество;
  3. безвозмездное получение жилых зданий;
  4. получение основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;
  5. строительство объектов жилого фонда.

При приобретении жилых зданий и помещений их первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление этих объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также ст.11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В бухгалтерском учете приобретение объектов жилищного фонда за плату отражается на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). При этом в учете производят соответствующие записи (табл. 1).

Таблица 1

При обмене имущества на объекты ЖКХ в учете должна быть отражена стоимость и поступившего, и выбывшего имущества, причем стоимость обмениваемых товаров должна быть равноценной (табл. 2). В противном случае сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах. Основанием для учета данных операций будут договор мены и акты приемки-передачи основных средств, а также счета-фактуры для отражения НДС. Моментом реализации по договору мены является его выполнение обеими сторонами.

Таблица 2

Дебет Кредит Содержание операции
62 90 Отражена продажная стоимость обмениваемой
продукции на основании предъявленного счета
08 60 Отражено поступление жилого здания по стоимости,
равной стоимости передаваемой продукции
19 60 Отражена сумма НДС по поступившему объекту на
основании счета-фактуры передающей стороны
01 08 Принят к учету объект ЖКХ по первоначальной
стоимости
90 43 Списана фактическая себестоимость обмениваемой
продукции
90 68 Начислен НДС по реализованной (обмениваемой)
продукции
90 99 Определен финансовый результат от реализации
продукции по договору мены
60 62 Произведен взаимозачет по обмениваемому имуществу
91, 84 19 Списана сумма НДС по поступившему объекту ЖКХ

При безвозмездном поступлении объектов ЖКХ по договору дарения от юридических или физических лиц или на основании акта приемки-передачи от органов государственной власти или местного самоуправления они подлежат постановке на баланс организации по рыночной стоимости:

Дебет 08, Кредит 98-2 - оприходован безвозмездно полученный объект основных средств по рыночной стоимости;

Дебет 01, Кредит 08 - объект принят в эксплуатацию.

При получении вклада в уставный капитал в виде объектов ЖКХ первоначальная стоимость данных объектов определяется по согласованной денежной оценке учредителей и представляет собой определенный размер вклада учредителя:

Дебет 75-1, Кредит 80 - отражена сумма задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 01, Кредит 75-1 - принят на учет объект основных средств по согласованной стоимости.

На баланс унитарных предприятий данные объекты могут как поступать в виде вклада в уставный фонд, так и передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление от государственного или муниципального органа:

Дебет 01, Кредит 76 - оприходованы объекты основных средств, полученные от государственного или муниципального органа по первоначальной стоимости;

Дебет 76, Кредит 83 (84) - увеличен добавочный капитал унитарного предприятия.

Возможно появление объектов ЖКХ на балансе организации также путем строительства подрядным или хозяйственным способом (табл. 3).

Таблица 3

Дебет Кредит Содержание операции
Подрядный способ
08 60 Отражена стоимость выполненных работ
60 50, 51 Произведена оплата выполненных работ
01 08 По акту приемки-передачи принят на учет объект
основных средств
Хозяйственный способ
08 10 Списаны материалы на производство строительных
работ
08 70, 69 Начислена заработная плата строительным рабочим, и
произведены обязательные отчисления
08 02, 76 Отражены расходы по эксплуатации основных средств
08 68 Начислен НДС по выполненным хозяйственным способом
строительным работам
01 08 После государственной регистрации объект поставлен
на баланс организации

Как и любое основное средство, объекты ЖКХ подвергаются износу в процессе эксплуатации. Но, поскольку такие здания и сооружения не являются объектами производственного назначения, списание их стоимости путем начисления амортизации, включаемой в себестоимость продукции, не производится (п.17 ПБУ 6/01). Для учета сумм начисленного по объектам ЖКХ износа Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрен забалансовый счет 010 "Износ основных средств". На этом счете обобщается информация о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.). Износ по указанным объектам начисляется в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.

При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

Выбытие объектов ЖКХ учитывается в общеустановленном порядке, т.е. на счете 91.

Для отражения затрат состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, Планом счетов предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Он используется для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации. По дебету данного счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Они списываются с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:

учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;

учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;

90 "Продажи" (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Е.Емельяненко

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов.

Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает:

  • 1. жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации
  • 2. объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.)
  • 3. инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.)
  • 4. санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города)
  • 5. энергетические предприятия (электричество, газ, тепло)
  • 6. инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.)

Структура жилищно-коммунального хозяйства выглядит следующим образом (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Обобщенная структурная схема ЖКХ

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения .

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

  • 1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
  • 2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
  • 3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания .

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • 1. частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • 2. государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
  • 3. муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • 4. общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
  • 5. коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Объекты коммунального назначения ЖКХ:

1. Водопровод

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).

2. Канализация

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства .

3. Капитальный ремонт помещений

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий

Имеет своей целью незначительные изменения.

5. Теплоснабжение

Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

  • 6. Уборка и утилизация мусора
  • 7. Электроснабжение

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Сеть электроснабжения - комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.

ЖКХ имеет большое экономическое и социальное значение, так как затрагивает важные жизненные интересы всех граждан, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения .

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс характеризуется кризисным состоянием. Оно обусловлено многими факторами, такими как: финансовым положением, высокой затратностью, высокой степенью износа, большими потерями энергии, воды и другими ресурсами. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 40%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок (см. рисунок 3). Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. Объем жилищного строительства за последний период составляет 30-32 млн. кв. метров, или 41-44% от объема, достигнутого в 1990 г.

На решение этих проблем направлена программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. .

Деятельность ОМС в жилищно-коммунальной сфере направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека .

Рисунок 3 - Техническое состояние жилья в 2007 г. (в %)

В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» задачами ОМС В жилищной сфере являются:

  • 1. обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан
  • 2. осуществление строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда
  • 3. создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников)
  • 4. обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере
  • 5. развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

ОМС во взаимодействии с государственными органами власти обеспечивают:

  • 1. порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном и общественном жилищный фондах;
  • 2. доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
  • 3. содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
  • 4. возможность получения налоговых и финансово кредитных льгот предприятиям, учреждениями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
  • 5. поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
  • 6. правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов, собственников, застройщиков, агентов по торговле и аренде, страховых компаний) ;
  • 7. контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;

Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а так же коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный жилищный фонд - это фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

ОМС вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающий социальную норму.

ОМС, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

ОМС в коммунальной сфере руководствуются правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.

Так же можно выделить полномочия ОМС по следующим отраслям:

  • 1. В отрасли водоснабжения и водоотведения:
    • - Утверждения с учётом требования законодательства градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, других градостроительной документации.
    • - Утверждение местных программ в сфере питьевой воды и участие в разработке, соответствующих государственных программ.
    • - Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение на размещение объекта .

  • - Принятие решений о проведении государственной экологической и санитарно эпидемиологической экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.
  • - Контроль за качеством питьевой воды, использованием и охраной питьевого водоснабжения.
  • - Составление протоколов о наложении штрафов и др. санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.
  • - Информирование населения о качестве воды, порядка расчёта тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Тарифы утверждают органы местного самоуправления.
  • - Определения уровня и качества услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.
  • - Ограничения и запрещение деятельности предприятий питьевого водоснабжения.
  • - Установления правил пользования водозаборными сооружениями.
  • - Установление зон санитарной охраны, источников и объектов центрального питьевого водоснабжения.
  • - Ограничения или запрет на использование предприятиями питьевой воды для промышленных нужд.
  • - Решение других вопросов.
  • 2. В отрасли санитарной очистки территорий
  • - Выполнение требований законодательства об отходах.
  • - Разработка и утверждение схем санитарной отчистки населенных пунктов.
  • -Организация сбора и удаления бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.
  • - Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.
  • - Решения вопросов размещения на своей территории объектов обращения с отходами.
  • - Координация деятельности субъектов в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.
  • - Определение размеров платежей за размещением отходов.
  • - Ведение контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на всей территории.
  • - Ликвидация несанкционированных и контролируемых свалок .

Органы местного самоуправления принимают решение про:

  • 1. Отвод земельных участков для размещения отходов;
  • 2. Строительство объектов обращения отходов.
  • 3. В отрасли теплоснабжения
  • - регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;
  • - утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных программ в этой сфере;
  • - утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;
  • - осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;
  • - согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;
  • - установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности .

Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и другие органы в порядке, установленном законом .

Новое на сайте

>

Самое популярное