Домой ОТП банк Экономическая и социальная обстановка в стране. Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации»

Экономическая и социальная обстановка в стране. Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации»

Как уже говорилось, 2014 год оказал значительное давление на российскую экономику. События на Украине создали ряд проблем, которые навредили и так слабой экономической активности. Финансовая изоляция крупнейших российских заемщиков, девальвация рубля и существенно выросшая инфляция стали во многом следствием геополитических процессов. И если еще год назад можно было надеяться на появление каких-либо позитивных сигналов от конечного потребления и капитальных инвестиций, то сейчас очевидно, что в 2015 году экономика все же войдет в рецессию. Сколько она продлится, зависит от множества факторов, главными из которых является продолжительность действия санкций Запада и поведение сырьевых цен.

В 2014 году экономический рост составил 0,6%, скорее всего благодаря "эффекту переноса роста" в 1,3% в 2013 году. Также этомупомогли два фактора:

1. Своевременные ответные мерам Правительства и Банка России, которые способствовали стабилизации экономической ситуации. В ноябре 2014 был проведён ранее запланированный переход к плавающему курсу рубля, а также были проведены оперативные меры по поддержке финансового сектора, включая докапитализацию банков в декабре.

2. Падение цены на нефть и ужесточение санкций началось в конце июля 2014 , потому их влияния на экономику в основном начало ощущаться только в последнем квартале 2014 года. Очевидно, что их влияние будет более глубоким в текущем 2015 и в 2016 годах.

Еще один благоприятный фактор связан с компенсирующим эффектом от снижения импорта, это позволило смягчить удар, обусловленный ухудшением внешнеторговых условий. При этом, значительное ослабление рубля и торговые ограничения придали небольшой импульс ряду обрабатывающих отраслей.

А вот перспективы экономического роста на 2015-2016 годы негативны. В 2015 году в полной мере проявятся последствия двух шоков, в России наступит рецессия.

В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется спад экономики на 3,8% в 2015 году и небольшое снижение на 0,3% в 2016 году. Представленный диапазон темпов экономического роста опирается на два альтернативных сценария, которые отражают влияние различных цен на нефть на основные макроэкономические параметры .

Альтернативный прогноз на основе более низкой цены на нефть предполагает спад экономики на 4,6% в 2015 году и продолжение рецессии в 2016 году, при этом экономика сократится на 1,0%. В соответствии с прогнозом на основе более высокой цены на нефть спад ВВП составит 2,9% в 2015 году, после чего рост восстановится до 0,1% в 2016 году.

Основные допущения в базовом прогнозе на 2015 и 2016 годы состоят в том, что потребительский спрос, вероятно, снизится в условиях ослабления уверенности, а также высокого уровня задолженности населения и замедления роста доходов. В 2015 году высокая инфляция, обусловленная резким обесценением рубля, будет и далее оказывать давление на доходы и зарплаты. Инвестиции с большой вероятностью вновь сократятся в 2015 году, хотя при некотором улучшении условий привлечения внешних займов и внутренних кредитных ресурсов инвестиционный спрос должен немного повыситься к 2016 году. Правда положительным фактором является то, что слабый рубль может создать стимулы для расширения производства в ряде торгуемых отраслей.

Главным риском, угрожающим среднесрочному экономическому росту, является низкий уровень инвестиций. Низкий инвестиционный спрос говорит о более глубоких структурных проблемах российской экономики и уже заложил основу для новой эпохи низких потенциальных темпов роста экономики. В настоящее время в условиях высоких процентных ставок российские банки испытывают давление по мере роста стоимости финансирования, снижения темпов роста кредитования и роста задолженности по кредитам. В результате возникает порочный круг в виде дефицита кредитных ресурсов для финансирования проектов на фоне замедления экономики и повышения процентных ставок по кредитам. При этом существуют и другие, более фундаментальные факторы, которые могут ограничивать инвестиционный спрос.

Неопределенность, связанная с геополитической напряженностью и санкциями, все еще препятствует инвестиционной активности. Потребуется еще некоторое время, чтобы восстановить доверие инвесторов. В экономике все еще остро ощущаются проблемы, обусловленные неэффективным распределением факторов производства. Это находит отражение не только в ограниченной мобильности трудовых ресурсов, но и в слабости государственных институтов, регулирующих рынки, что приводит к большой избирательности правоприменения. Частным инвесторам необходимы гарантии равных условий, развитие конкурентной среды и снижение коррупции. Хронический низкий уровень инвестиций, в конечном счете, приведет к ослаблению перспектив повышения темпов экономического роста в России, существенно ограничив его потенциал.

Воздействие санкций, скорее всего, будет сохраняться долго (Россия уже 500 лет под санкциями). Как показывает международный опыт, санкции вполне могут привести к изменению структуры экономики и каналов интеграции России в мировое пространство (об этом наглядно говорит опыт Китая). Уже имеются первые признаки изменений - переориентация России

на новых торговых партнеров и на рынки Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего СССР. Кроме того, усиливается протекционизм и присутствие государства в экономике. Однако независимо от того, какой будет новая экономическая эпоха в России, необходимо будет научиться управлять рискам, связанными с низкими ценами на нефть и экономическими санкциями.

В дальнейшем, несмотря на отчасти избирательный путь интеграции в мировую экономику, Россия по-прежнему будет зависеть от экспорта своих природных ресурсов. В этой связи будет важно добиться успехов в освоении новых технологий добычи нефти и газа на труднодоступных месторождениях.

Если в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию в качестве ответной меры доходы от реализации сырьевых ресурсов не будут эффективно инвестироваться для развития "точек роста", то дальнейший рост производительности может быть ограничен.

До тех пор пока доступ к внешнему финансированию будет оставаться ограниченным, первостепенной стратегической целью должно быть тщательное управление рисками в финансовом секторе и создание резервов. Проведение политики регулирования инфляции в рамках гибкого валютного курса способствует поддержанию международных резервов на необходимом уровне.

За последнее десятилетие в России произошло значительное сокращение уровня бедности, что позволило многим стать частью среднего класса. Уровень бедности, рассчитанный по методологии Всемирного Банка, сократился примерно с 40% от общей численности населения в 2001 году до 10% в 2010 году, а численность среднего класса за 10 лет удвоилась с 30% от общей численности населения до более чем 60%. Однако, в базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется рост уровня бедности по методологии Росстата

с 10,8% в 2013 году до 14,2% в 2015 и в 2016 годах. Рост уровня бедности ожидается вследствие снижения располагаемых доходов и потребления. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после дефолта 1998-1999 годов.

Уровень бедности не повышался в течение финансового кризиса 2008-2009 годов, благодаря некоторому росту располагаемых доходов. Но ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов в 2015-2016 годах, дополнительная поддержка бедного и уязвимого населения будет менее существенной, чем в 2008-2009 годах. Несмотря на то что население в нижней части распределения по доходом, очевидно, находится в наиболее уязвимом положении, в целом в 2015-2016 годах будет меньше возможностей для роста благосостояния, при этом существует вероятность отрицательной динамики данного показателя.

Ожидать скорой реакции от внутренних процессов повышения эффективности пока не приходится. Даже в случае выбора верных направлений, реализация поддержки таких процессов как импортозамещение или директивное наращивание капитальных вложений потребует значительного количества времени.

Экономика России - это многокомпонентный комплекс хозяйственной и иной деятельности, складывающийся из относительно развитого аграрно-индустриального сектора и сферы услуг. Несмотря на развитие частного предпринимательства и приватизации ряда хозяйственных объектов, государство и государственные компании контролируют около 70 процентов ВВП страны. В то же время современное социально экономическое положение России можно считать неудовлетворительным.

Место России в мировой экономике

В глобальной экономике Россия занимает шестое место по ВВП. В 2017 году совокупный валовый внутренний продукт страны составил около 4 трлн долларов. По уровню номинального ВВП наша страна находится на 11-м месте в мире, а его объем составляет 1527 млрд долларов. В то же время по показателю ВВП на одного человека РФ располагается лишь на 48-м месте.

Общий вклад России и мировую экономику также невелик и составляет до 3,2%, а в секторе мировых активов - 1 процент.

Изменения в экономике страны в историческом прошлом

В 19 веке социально экономическое положение России находилось на очень низком уровне. В советский период экономика страны отличалась стабильностью и имела плановый характер. Решающую роль играли хозяйственные отрасли: добывающая, обрабатывающая, сельскохозяйственная. ВВП на душу населения был небольшим, однако социального неравенства практически не наблюдалось. Но в конце 80-х что-то пошло не так, в результате чего прежняя система рухнула, а на смену ей пришла плохо организованная рыночная. Начался резкий спад производства, рост цен, падение инвестиций, увеличением внешних займов, снижение доходов жителей и прочие негативные явления.

При этом экономика переориентировалась с плановой на рыночную. Несмотря на жесткое налоговое законодательство, наблюдалось систематическое уклонение от уплаты налогов. Также характерным для 90-х годов стало увеличение разрыва в уровне жизни разных российских регионов.

Экономика нулевых годов

Нулевые годы стали самыми успешными в плане восстановления российской экономики. Ежегодный рост ВВП в этот период составлял от 5,1-5,2% в 2001 и 2008 до 1 % в 2000-м и 8,5% в 2007-м. Отмечен рост в промышленном и сельскохозяйственном секторе, а также строительстве. Доходы населения росли. Сокращение бедности составило 16% (с 29 в 2000 до 13 в 2007).

Налогообложение стало более либеральным, а собираемость налогов выросла. Для подоходного налога была установлена плоская шкала. В целом количество налогов уменьшилось в 3 раза (от 54 до 15). В частности, был сокращен налог на прибыль.

В 2001 году введено право собственности на землю. Также были проведены и другие реформы: банковская, пенсионная, льготная, трудовая и другие виды. С 2006 года рубль стал свободно конвертируемой валютой.

Экономика страны после 2010 года

До 2014 года состояние экономики оставалось благоприятным. После выхода из локального кризиса 2008-2009 годов произошло быстрое восстановление и дальнейший рост ВВП страны. В 2012 Россия вошла во Всемирную торговую организацию, что могло сказаться и на дальнейшей судьбе страны. С этого же года прогрессивный тренд в экономике стал переламываться. Если в 2010 и 2011 годовой рост ВВП составлял около 4, %, то в 2012 - 3,3, а в 2013 - только 1,3 процента. Еще более сильно сократился рост промышленного производства. Увеличился вывоз капитала из страны.

Более резкое ухудшение в экономике началось в 2014, что во многом объясняется падением нефтяных цен, а в конце данного года и с введением экономических санкций. Началось снижение доходов населения, отмечено резкое увеличение Официально экономический кризис стартовал в декабре 2014 года.

Социально экономическое положение современной России

Наиболее резкий спад в социально-экономическом благополучии страны произошел в 2015-2016 годах. Цены на нефть рухнули почти в 4 раза, достигнув дна в начале 2016 года, после чего начали постепенно восстанавливаться. Это привело к резкому ослаблению курса рубля по отношению к доллару и евро. Выручка от экспорта резко сократилась.

В этот период доходы населения заметно снизились, а цены, напротив, выросли. Рост цен особенно сильно ударил по наиболее значимым товарам потребления: продуктам и лекарствам. Увеличилась стоимость транспортных услуг. Резко выросла безработица (прежде всего, за счет неофициальных безработных). Пик снижения доходов населения пришелся на 2016 год, а ВВП - на 2015. Об этом свидетельствуют данные Росстат о социально экономическом положении России.

Значительное количество работников стало получать зарплату ниже установленного на тот момент прожиточного минимума.

В 2017 ситуация начала постепенно выправляться. Отмечен рост ВВП страны и резкое снижение инфляции. Зарплаты в некоторых отраслях увеличились, однако в целом уровень доходов продолжал снижаться. Увеличивалась долговая нагрузка на население и количество безнадежных должников.

В 2018 году, несмотря на резкий (до 75 долларов за баррель) рост цен на нефть, социально-экономическая ситуация в стране осталась напряженной.

Особенности экономики в конце 2017 - первом квартале 2018 года

В 2017 году в мировой экономике произошли значительные сдвиги, оказывающие влияние и на нашу страну. Ставшая уже исторической по своим масштабам сделка ОПЕК + Россия стимулировала рост цен на углеводороды. После провала нефтяных цен в начале 2016 года до 25-30 долларов за баррель, они начали постепенно восстанавливаться, однако до середины 2017 удерживались в районе 50 долл./бар.. Со второй половины данного года в течение нескольких месяцев они выросли до 70 - 75 долларов за баррель, после чего закрепились на данном уровне. Одновременно отмечен взлет цен на другие экспортные российские товары: металлы, уголь, древесину.

Данные значения гораздо выше базовых показателей, заложенных в бюджет (40 долларов за баррель). Таким образом, это должно быть стимулом для восстановления экономики страны. Однако мнения экспертов пока не столь оптимистичны. Многие отмечают назревшую необходимость преобразований, которые могли бы стать основой для будущего роста. Пока доходы населения продолжают постепенно понижаться, а экономика растет слишком медленно или даже стагнирует. В конце 2017 было отмечено снижение промышленного производства, а доходы населения за этот год снизились, вопреки прогнозам Минэкономразвития, которое давало небольшой их рост.

Сейчас нет единого мнения относительно будущего развития ситуации. Среди экспертов есть как оптимисты, так и пессимисты. Оптимисты, как и чиновники, рассчитывают на возобновление роста экономики в 2018 году.

Прогнозы на 2018 год

Информация о социально экономическом положении России предоставляется официальными структурами. По прогнозам экономистов, в 2018 году инфляция составит 4 %, а рост ВВП - 1,44 %. При этом ожидается рост доходов населения до 2 процентов. Совокупный объем инвестиций вырастет на 2,2 - 3,9 %. Однако, по мнению Орешкина, из-за отсутствия требуемых реформ рост экономики будет ниже, чем это необходимо для прогрессивного развития страны.

Среди негативных факторов эксперты указывают на следующие:

  • Высокая зависимость отечественной экономики от цен на углеводородное сырье. В этом плане никаких позитивных сдвигов они не наблюдают.
  • Недостаточный уровень государственного управления.
  • Неблагоприятная демографическая ситуация и рост числа пенсионеров.
  • Санкционная политика запада, которая ограничивает возможности для развития страны.

Среди прочих факторов аналитики отмечают возобновление роста оттока капитала.

Ситуация в регионах

В России ярко выражена разница между уровнем экономического развития в разных административных субъектах. Социально экономическое положение регионов России зачастую не одинаково и может различаться по разным показателям. На первом месте по данным параметрам находится город Москва. Далее следует Республика Татарстан, затем Ханты-Мансийский автономный округ. На пятом месте Московская область, на шестом - Тюменская. Седьмую строчку занимает Краснодарский край, а восьмую - Ямало-Ненецкий автономный округ. На девятом и десятом местах - Якутия и Красноярский край соответственно.

На последних местах находятся: Курганская область, Карачаево-Черкессия, Псковская область, Калмыкия, Ингушетия, Ивановская область, Костромская область и некоторые другие регионы страны.

Заключение

Таким образом, социально экономический анализ положения России показывает уязвимость российской экономики перед внешними вызовами. Также он говорит о необходимости смены экономического курса. У нашей страны есть все шансы для достижения высоких показателей, поскольку по разнообразию и количеству природных ресурсов Россия располагается на первом месте в мире. Грамотная и продуманная экономическая политика могла бы вывести ее в число лидеров по показателям развития экономики и социальной сферы.

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению экономической активности. Так, с января по ноябрь 2015 г. ВВП страны снизился на 3,8% . Реальные располагаемые денежные доходы населения, по сравнению с 2014 г., сократились на 3,5%, а реальная заработная плата работников организаций на 9,2%. Реальные доходы населения, зарплаты и пенсии снизились в 73 регионах страны.

В промышленном производстве наблюдается стагнация, исключение составляет лишь добыча полезных ископаемых (снижение всего на 0,1%, г/г). По состоянию на ноябрь 2015 г. продажи промышленной продукции остаются «в минусе». Однако спрос продолжает снижаться уже не так интенсивно, как в предыдущие месяцы (Божечкова, Бурдяк, Гришина, 2015). Промышленное производство сокращается в связи с ростом издержек, недостатком инвестиций и низким уровнем спроса, вызванным сокращением реальных доходов населения.

Анализ социально-экономического положения населения показывает, что примерно его половина отмечает ухудшение экономического положения в стране, причем треть опрошенных считает, что данная ситуация будет продолжаться один-два или более лет. В связи с ростом цен население страны сокращает свое потребление. Индекс потребительских цен за 2015 г. увеличился на 12,1%, что говорит о повышении стоимости базовой корзины товаров и услуг и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель потребления .

По состоянию на ноябрь 2015 г. численность безработных в России составляет 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) . При этом численность работающих неполный трудовой день, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках, составляет 258,5 тыс. человек. Фактором увеличения уровня безработицы выступает уменьшение потребности работодателей в сотрудниках, например, за ноябрь 2015 г. количество вакансий сократилось на 81 тысячу . Численность работников в организациях также снижается в среднем на 1% в год по всей стране. В последние месяцы 2015 г. произошел рост задолженностей по заработной плате, которые по состоянию на 1 декабря составляли 3,9 млрд. рублей. Задолженность по выплате заработной платы существенно возросла на производстве и распределении электроэнергии, в строительстве и транспорте .

По итогам января-ноября 2015 г. оборот розничной торговли снизился на 9,3%. Причем стабильно растет доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами. При этом уровень товарных запасов в розничной торговле остается стабильным и в ноябре составляет 38 дней .

Объем платных услуг населению сохраняет отрицательную динамику. Влияние на спад в данной сфере оказывает сокращение потребления группы «обязательных» услуг населению, таких как услуги связи, транспорта и жилищно-коммунальные услуги, которые занимают 60% в структуре платных услуг населения. В таких сегментах, как услуги физической культуры и спорта, учреждений культуры, гостиниц и аналогичных мест размещения, а также санитарно-оздоровительные и медицинские услуги наблюдается увеличения объема . Следовательно, в связи с ситуацией на валютном рынке и ослаблением курса рубля часть населения страны не может позволить себе отдых за границей, предпочитая внутренний туризм.

Выдача кредитов населению в 2015 г. сократилась вследствие ужесточения правил их выдачи, повышения ставок по кредитам, изменениям на валютном рынке и снижением активности на рынке жилья. Выплатив кредит, заемщики не берут новые, что сокращает задолженность населения банкам в целом, но доля просроченных кредитов растет .

В России сохраняются диспропорции регионального развития, которые складывались еще в советские времена и до сих пор проявляются на всех уровнях, от федеральных округов до муниципальных образований. Регионы Российской федерации можно разделить на пять групп (Белькина, 2015):

  • 1. Крупные города с развитыми современными отраслями экономики, включая постиндустриальные. Для данных городов характерна высокая степень развития сферы услуг и человеческого капитала, а также развитая инфраструктура. Города данной группы являются политическими и финансовыми центрами страны. Примерами таких городов являются Москва и Санкт-Петербург.
  • 2. Регионы с развитым промышленным производством. Данные регионы характеризуются наличием машиностроительных производств, химической промышленности, высокотехнологичного приборостроения и так далее. В данной группе, так же, как и в первой, существует высокая степень развития инфраструктуры и человеческого капитала. Примерами регионов из данной группы являются Московская и Ленинградская области, а также некоторые города Урала
  • 3. Особые экономические зоны, в которых созданы благоприятные условия для ведения экономической деятельности. Данные регионы характеризуются выгодным географическим положением, что проявляется в наличии в них портов, пересечений транспортных сообщений, пограничного положения с развитыми странами и благоприятный климат. Выделяют четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственные, туристско-рекреационные, технико-внедренческие и портовые. Примерами данных регионов являются Мурманская область, Республика Татарстан и Ставропольский край.
  • 4. Регионы, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте сырья. К данной группе относятся регионы, которые производят продукцию с низкой добавленной стоимостью, востребованную на мировом рынке. Примерами регионов из данной группы являются Тюменская и Сахалинская области, районы Урала и Сибири.
  • 5. Регионы, удаленные от центра (периферия). Данные регионы характеризуются низким уровнем человеческого капитала и/или плотности населения. Инфраструктура в них достаточно слабо развита. В них преобладают слабо механизированные и аграрные производства. Существуют и моно отраслевые регионы. Примерами являются регионы северной части страны, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ и другие.

Первые четыре группы регионов принято считать регионами опережающего развития, все они характеризуются высоким для страны качеством человеческого капитала и развитой инфраструктурой, что позволяет поддерживать относительно высокий уровень жизни населения. Регионы пятой группы считаются регионами отстающего развития. В советский период в ряде из них создавались крупные производственные и научные центры, но в дальнейшем они были разорены и закрыты. В настоящее время данные регионы являются дотационными, характеризуются низким уровнем жизни по сравнению с другими регионами РФ и высокой мобильностью населения, которое предпочитает переезд в более привлекательные регионы.

В первой половине 2000-х годов в России постепенно сокращалось неравенство между регионами. По-прежнему выделялись явные лидеры, Москва и Санкт-Петербург, которые оставались центрами экономической и политической жизни страны, но разрыв между всеми регионами России из года в год сокращался.

Данный процесс замедлился и практически остановился в 2008 г. Из-за финансового кризиса множество крупных проектов в регионах было отменено и заморожено, что способствовало ухудшению экономического климата как в них, так и в стране в целом. Для данного периода характерен отказ от инвестиций в проекты с большим сроком окупаемости, вывод инвестиций из страны и повышение мобильности населения. Впоследствии, по мере улучшения экономической ситуации, диспропорции между регионами вновь начали уменьшаться, но новая волна экономического кризиса и примененные к России санкции вновь могут остановить данный процесс (Кузнецова, 2015).

Подобное развитие ситуации не могло не отразиться на состоянии и возможностях развития в региональных системах школьного образования. Следует подробнее рассмотреть изменения в школьном образовании в стране в целом.

Финансирование образования в 2015 г. в стране резко до 405,54 млрд. рублей. Для сравнения в 2014 г. на образование было потрачено 3 037,29 млрд. рублей . Таким образом, за год даже без пересчета в сопоставимые цены государственное финансирование снизилось более чем в 7 раз.

Сокращение финансирования, в частности, связано с вступившим в силу с законом о нормативном подушевом финансировании учебных заведений . Бюджет образовательных учреждений стал напрямую зависеть от числа обучающихся. Однако размер выплаты на одного ученика существенно различается в разных регионах страны, так как зависит от регионального расчетного подушевого норматива, который определяется согласно бюджету региона. Данная ситуация приводит к разрыву между регионами в плане такого важного с точки зрения мотивации показателя, как соотношение затраченных преподавателем усилий и полученной им заработной платой. Это благоприятствует переезду педагогов в более привлекательные регионы.

Существенной разницы в восприятии родителями учащихся школьной ситуации в разных регионах, несмотря на значительные объективные различия в уровне жизни, не выявлено (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Вне зависимости от региона России родители предъявляют преподавателям одинаковые требования и ждут схожих результатов. Разница в заработной плате преподавателей разных регионов слабо стимулирует сокращение дифференциации школ по качеству образования.

В стране существует тенденция к уменьшению количества средних учебных заведений. Так за период с 2012 по 2015 г. их число сократилось с 46,2 тыс. средних образовательных учреждений до 42,6 тыс. При этом число обучающихся за аналогичный период увеличилось с 13 713 тыс. человек до 14 666 тыс. учеников (по данным Росстат) . Следовательно, учитывая данную тенденцию, можно говорить о том, что число учеников, обучающихся в одном учебном заведении, будет возрастать. А в связи в подушевым финансированием учебных заведений, размер финансирования отдельного среднеобразовательного учреждения будет возрастать прямо пропорционально увеличению числа учеников.

С введением в РФ обязательного ЕГЭ сформировался универсальный критерий оценки деятельности преподавателей и школы в целом. По мере развития страны постепенно изменяется отношение к деятельности преподавателей со стороны руководства и родителей учеников (Авраамова, Беляков, Клячко, 2015).

В результате исследование образовательных учреждений в четырех регионах России показало, что конкуренция между школами усилилась, причем не только за привлечение новых учеников, но и учителей. Благодаря результатам ЕГЭ и доступности информации в открытых источниках, большинство родителей стараются отдать своих детей в те школы, которые имеют лучшие показатели. Соответственно, школы заинтересованы в привлечении педагогов, которые в большей степени ориентированы на подготовку к ЕГЭ.

При этом лишь 25% родителей считает, что школьной подготовки для сдачи ЕГЭ будет достаточно. Большинство предпочитает обращаться за дополнительным образованием к репетиторам по всем интересующим предметам. Преподаватели во многом согласны с мнением родителей. Так, лишь 33% опрошенных педагогов считают, что большинство школ может дать ученикам знания и умения для сдачи ГИА и ЕГЭ на высокие баллы без дополнительной подготовки.

В результате требования родителей к школе сводятся к трем основным направлениям: дать детям знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе; обеспечить социализацию; привить склонность к спорту и продуктивным досуговым занятиям. Причем, специализированные школы лучше справляются с данной задачей (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Однако оценки реализации данных задач остаются на невысоком уровне. Лишь 45% опрошенных родителей считают, что данные задачи реализуются хотя бы в некоторой степени.

Таким образом, происходит изменение восприятия целей школы и школьного образования со стороны родителей учеников, являющихся одной из важнейших категорий стейкхолдеров, в значительной мере определяющей и собственные цели организаций среднего образования. Соответственно, постепенно может меняться и система мотивации у педагогов, на которых неизбежно начинает давить мнение о том, что важнейшей функцией школы является социализация детей, в то время как знания для поступления в высшие учебные заведения «приобретаются» у репетиторов или у них самих, выступающих в этом качестве, но на частной основе.

В 2013 г. в школах России перешли на оплату труда преподавателей в зависимости от успехов их учеников. Прибавка к заработной плате происходит в виде увеличения бонусной части при достижении учениками определенных успехов. Критерии успешности выражаются в призовых местах на различных конференциях и конкурсах, а также результатах ЕГЭ, ГИА и различных мониторингов.

Данная система оплаты на протяжении нескольких лет существует в европейских странах. По результатам исследований, успеваемость учеников после внедрения оплаты труда в зависимости от успехов учеников улучшает успеваемость последних на 25% по математике и литературе, и на 15,4% по остальным предметам (Woessmann, 2011). При этом прямой связи между размером зависимой части заработной платы педагога и успеваемостью учеников выявлено не было. То есть, размер вознаграждения преподавателя в случае успеха его учеников не оказывает существенного влияния на успеваемость учащихся, важен лишь сам факт, что заработная плата напрямую связана с оценками учеников.

Численность населения страны в 2015 г. составляло 146,3 млн. человек (увеличилась на 2,6 млн. человек по сравнению с 2014 г.), что говорит о том, что демографический подъем внутри страны продолжается. Для обеспечения населения средним образованием функционируют 42,6 тыс. общеобразовательных организаций, в которых в начале 2015 г. обучалось 14666 тыс. человек и работало 1054 тыс. педагогов (по данным Росстат) .

Следует отметить, что число обучающихся в общеобразовательных учреждениях с 2008-го г. находилось в среднем на уровне 137 тыс. человек, в то время как число учителей в 2009 г. сократилось на 304 тыс. и продолжало снижаться до 2014 г. Следовательно, среднее число учеников, приходящихся на одного учителя, увеличилось. Так, в 2008 г. оно составляло 9,77 учеников, а в настоящее составляет 13,91 человек (по данным Росстат) .

Проходящая в России реформа образования объединяет общеобразовательные и дошкольные учреждения в единые центры, что способствует сокращению финансирования образования в целом. Следствием является то, что часть преподавателей в связи с возникающими изменениями вынуждена искать новое место работы.

Новое на сайте

>

Самое популярное