Домой ОТП банк Инвестиционные показатели оценки эффективности вложений. Инвестиционная политика

Инвестиционные показатели оценки эффективности вложений. Инвестиционная политика

Для эффективного функционирования его задачи и функции должны быть чётко определены и закреплены на законодательном уровне. На текущий момент в большинстве стран мира центральные банки решают три ключевые задачи:

  1. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы (таргетирование инфляции);
  2. обеспечение надежности денежно-кредитной системы страны;
  3. обеспечение эффективного функционирования платежной системы страны.

Для выполнения вышеуказанных задач центральный банк, с одной стороны, должен быть полностью независимым от правительства, но с другой стороны, при проведении действия центрального банка должны быть согласованны с действиями органов государственного управления.

Независимость центрального банка является ключевым аспектом и в последнее время имеет политический подтекст. В частности, принял решение, согласно которому страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в практической деятельности высокую степень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.

Выделяют экономическую и политическую независимость центрального банка.

Под экономической независимостью понимают возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определённым кругом полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики.

Под политической независимостью понимают уровень самостоятельности центрального банка во взаимоотношениях с правительственными органами при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.

Функции центрального банка

Опираясь на мировой опыт, можно сформулировать основные функции центрального банка:

  1. . Центральному банку страны, как правило, принадлежит монопольное право эмиссии (создания) наличности ( и ). Что касается депозитных денег, то их эмитируют (выпускают) как центральный банк, так и коммерческие банки. Центральный банк выпускает депозитные деньги путем коммерческих банков, кредитования правительства, проведения и на .
  2. Регулирование денежного рынка путем использования инструментов денежно-кредитной политики. В современных условиях это — важнейшая функция центрального банка. Он занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики с целью обеспечения в конечном итоге устойчивого развития экономики через .
  3. Банк банков . Центральный банк осуществляет кредитно-расчетное и кассовое обслуживание коммерческих банков. Он выступает для банков , обеспечивает надежное и эффективное функционирование .
  4. и . Эта функция тесно связана с предыдущей. В последнее время наблюдается тенденция расширения регулятивной, а в некоторых странах и надзорной функции центрального банка, что обусловлено глобализацией банковского дела, повышением уровня .
  5. Банк правительства . Выполняя эту функцию, центральный банк осуществляет кредитно-расчетное обслуживание центральных органов власти, выступает в роли платежного агента правительства по обслуживанию , а также в качестве его финансового советника и консультанта.
  6. Формирование и управление . Центральный банк использует резервы для покрытия дефицита

Центрального банка РФ

Вопрос 23. Функции и задачи

2. Основные задачи Центрального банка

1. Центральный банк выполняет следующие основные функции:

функцию эмиссионного центра - заключается в том, что Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижено, так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмис­сия по-прежнему необходима для платежей в розничной тор­говле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

функцию "банка банков". Особая роль Центрального банка в кре­дитной системе состоит также в том, что главными его клиен­тами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

функцию банка правительства. Независимо от принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и советников правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства, выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. Центральный банк использует следующие методы управления государственным долгом:


- покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность;

Изменяет условия продажи государственных обязательств;

Различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов;

функцию валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были, сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях ми­рового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональ­ных валютно-финансовых учреждениях;

функцию денежно-кредитного регулирования, которая на совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса;

функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения. Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

- обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

Способствовать проведению более эффективной денежной по­литики;

Обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

2. Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную денежно-кредитную политику:

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи­зует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает единые для всей страны правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не ус­тановлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­ми в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международным организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных ва­лют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской федерации и организует составление платежного ба­ланса РФ;

Выполняет иные задачи.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Экономический факультет

Деньги, кредит, банки.

Реферат: Центральный Банк и его функции.

Студентки 4 курса заочного отделения.

Выполнила: Лучникова Ю.Г.

Проверила: Кушнаренко Т.Л.

Москва, 2010

План.

    Введение.

    Основные функции Центрального банка.

    Заключение.

    Введение.

Центральный Банк – государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.

В банковской системе России Центральный Банк определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Центрального Банка России (ЦБР) используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный Банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в

том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.

Центральный Банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.

Реализация функций Центрального Банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.

    Организационная структура Центрального Банка.

Центральный Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. На деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено).

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России  по обязательствам государства.

Как установлено ст.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», правовое регулирование банковской деятельности

осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами» и «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости Банка России (п.2. ст.75). Конституция Российской Федерации (п. «ж» ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75).

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты.

    Органы управления Центрального Банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя Банка отклонена, Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

    о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

    об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

    о величине резервных требований;

    об изменении процентных ставок Банка России;

    об определении лимитов операций на открытом рынке;

    об участии в международных организациях;

    об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    о применении прямых количественных ограничений;

    о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

    о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

4. Основные Функции Центрального Банка.

Успешное выполнение задач центральным банком способствует быстрому развитию рыночной экономики. Таким образом, центральный банк регулирует деятельность банковской системы в пределах прав и полномочий и несёт ответственность перед обществом за функционирование банковской системы в целом. В современных условиях центральный банк выполняет функции:

    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

    устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам (прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений),

    публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

5. Заключение.

Для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального Банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же

проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Необходимо наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц. Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение надёжности отдельных

финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходимо строго контролировать целевое использование средств бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система «Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.

Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и движению криминального капитала.

Список литературы.

    Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 17.07.2002 г.

    Федеральный закон № 395–1 «О банках и банковской деятельности» от 11.12.1990 г.

    Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М.: Фонд «Правовая культура», 1994 г.

    Жуков Е.Ф. «Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги» практикум, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

    Тавасиев А.М. «Банковское дело: управление и технологии: учебное пособие для ВУЗов», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

    его функции Реферат >> Экономика

    Темы «Центральный банк Российской Федерации и его функции» . Данная тема интересна и выбрана, потому что Центральный банк Российской... закреплены теоретические знания

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Новое на сайте

>

Самое популярное