Домой ОТП банк Национальный рейтинг. Инвестрейтинги регионов: все к лучшему

Национальный рейтинг. Инвестрейтинги регионов: все к лучшему

© Петр Ковалев/ТАСС

Самые позитивные результаты показали Татарстан, Чувашия и Москва

Татарстан, Чувашия, Москва, Тульская и Калужская области стали лидерами национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России в 2017 году . Всего же рейтинг, презентованный сегодня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), показал позитивную динамику по улучшению инвестиционной привлекательности в 43 субъектах РФ. По сравнению с 2016-м годом, произошли изменения в тройке лидеров, также составители отметили резкий рывок Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся "витриной" России в международных рейтингах. Победителей рейтинга отметил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ. Среди лидеров изменений к лучшему Путин отметил и дальневосточные регионы. Глава государства также призвал руководителей регионов постоянно наращивать усилия по созданию благоприятных условий для бизнеса.

Рейтинг составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями с 2015 года. Он оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды.

Изменения - в половине регионов

Лидерами национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России в 2017 году стали Татарстан, Чувашия и Москва, причем Татарстан занимает первое место третий год подряд. А второе и третье места изменились. В прошлом году их занимали Белгородская и Калужская области.

"Мы видим, что за три года проведения полномасштабного рейтинга 43 субъекта РФ активно и постоянно работают над улучшением инвестиционного климата", - отметила на презентации генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

"Инвестиционный климат в целом по стране стал лучше, средний индекс рейтинга вырос на 5,3 балла. Это существенно по всей стране. Позитивные изменения произошли по трем из четырех направлениям оценки рейтинга. Это регуляторная среда: подключение к сетям, получение разрешения на строительство, регистрация прав собственности, регистрация предприятий", - сообщила Чупшева.

Прорыв столиц

Руководитель АСИ отметила, что по итогам рейтинга в тройку лидеров вошла Москва (год назад занимавшая 10-е место), а Санкт-Петербург попал в двадцатку (17-е против 22-го годом ранее). "Это очень важно, поскольку Москва и Санкт-Петербург являются витриной РФ, участвуя в мировом рейтинге Всемирного банка. И именно по этим двум городам мир оценивает инвестиционную привлекательность РФ", - подчеркнула она.

Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов также отметил высокие достижения столиц в улучшении инвестиционного климата и условий для развития бизнеса и призвал руководство городов помочь России подняться на с 40-го на 20-е место в рейтинге Doing Business.

Мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя итоги рейтинга, отметил, что столичный бизнес устоит в условиях любых кризисов. "В Москве определяется инвестиционный рейтинг бизнеса для всей страны. За все годы кризиса ни на один процент не уменьшились инвестиции в основной капитал, за последние три года также фиксируем рост экспорта, поступлений в бюджет", - сказал мэр.

По его словам, росту инвестиционной привлекательности столицы в рейтинге помогли удвоение объемов распределения государственного заказа среди малого бизнеса и "взрывной" рост технопарков. "Вместо четырех государственных у нас 30 полноценных технопарков, где десятки тысяч инновационный предприятий", - сказал Собянин.

По его словам, прошедший год и начало нынешнего ознаменовались "революционным решением в области строительства". Речь идет о застройке промышленных территорий. Глава Москвы отметил, что никогда ранее в Москве таких решений не принималось.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко рассказал, что власти Северной столицы главной задачей видят улучшение инвестиционного климата и снижение административных барьеров. "В прошлом году я лично возглавил штаб по реализации этих задач. Был создан проектный офис в рамках администрации города, что позволило выстроить нам работу более целенаправленно", - сказал он.

В частности, глава Петербурга отметил разработку механизма присоединения к электрическим сетям с одновременным оформлением договора на электроснабжение по принципу "одного окна", что было признано лучшей практикой в России. Кроме того, в городе был в два раза увеличен объем микрокредитования и снижена ставки кредита для производственных и инновационных компаний в целях поддержки малого и среднего бизнеса

"Мы планируем значительно снизить количество проверок, особенно необоснованных. И основной акцент сделать на проверку рискованного бизнеса, который может нанести ущерб жителям города", - сказал Полтавченко.

Скачок Дальнего Востока

В своем выступлении Чупшева также отметила существенный вклад региональных властей в улучшение инвестиционного климата. "Если в 2016 году мы отмечали большой вклад федеральных органов власти, то в этом году стал существенно заметен вклад региональных команд и, как итог, 51 регион улучшил свой интегральный рейтинг, причем во многих случаях это глобальные изменения", - сообщила она.

Она отметила резкий скачок в рейтинге регионов Дальнего Востока, в первую очередь Хабаровского края и Амурской области. "Традиционно у нас Дальний Восток был в конце рейтинга, и этому находилось много объективных причин, однако нынешние результаты демонстрируют рост более чем на 40 баллов", - подчеркнула Чупшева.

Кроме того, впечатляющую динамику, по ее словам, продемонстрировала Калининградская область за счет решений, увеличивших эффективность развития бизнеса. Среди "отличников", которые поднялись в рейтинге Чувашская Республика, Республика Адыгея, Саратовская, Тульская, Костромская и Московская области - по улучшению условий для регистрации предприятий, подключения к сетям, качеству и доступности финансовых мер поддержки, снижению административного воздействия на бизнес.

"Хочу отметить серьезный скачок в рейтинге у Республики Ингушетия - плюс 32 балла в рейтинге. Улучшилась ситуация с получением разрешений на строительство, отсутствие административного давления, развитие малого и среднего бизнеса. Также позитивные тенденции отмечены в Северной Осетии и Дагестане", - сказала Чупшева.

Выводы сделаны

Глава Татарстана Рустам Минниханов отметил, что, несмотря на лидирующие позиции в рейтинге, его команда регулярно проводит анализ в том числе и возможных неиспользованных резервов для улучшения эффективности работы. "После каждого рейтинга мы очень подробно анализируем, какие резервы и где мы недорабатываем. В прошлом году мы такую работу провели. Я думаю, что административное давление у нас было связано, наверное, и с банковским кризисом, и нам надо внимательно посмотреть, как наши надзорные органы работают", - отметил он.

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин отметил необходимость проведения реформы контрольно-надзорной деятельности, что важно для нормальной работы малого и среднего бизнеса. По его словам, нормативные документы в этой сфере разработаны еще в 1980-1990 годах для крупных предприятий Советского Союза. "Сегодня эта нормативная база ложится на малый и средний бизнес. И реально его душит в прямом смысле этого слова. Мы можем с вами придумать любые формы, любые точки прорыва. Но если не будет реформы контрольно-надзорной деятельности в кратчайшие сроки, то тогда наша экономика остановится на месте, я имею в виду по развитию", - подчеркнул Дюмин.

С ним согласен и глава Чувашии Михаил Игнатьев. Он привел позитивный опыт своего региона, где все контролирующие органы с учетом принятых регламентов и стандартов сегодня в публичной форме уведомляют предпринимателей. "С 1 июня 2016 года все это в открытой форме, и каждый предприниматель и налогоплательщик знает, когда к ним могут прийти с проверкой. Да, бывают внеплановые, но это отдельные проверки", - подчеркнул он.

Губернатор Московской области (9-е место, рост в рейтинге на 12 позиций) Андрей Воробьев отметил, что прогресс связан со снятием административных барьеров. "Это центр содействия строительству, когда бизнесмен может строить в Подмосковье, оформлять всю разрешительную документацию, не выходя из своего офиса. Все делается в электронном виде, и сам офис "заточен" под то, чтобы оказать максимальное партнерское содействие от выдачи градостроительного плана земельного участка до получения техусловий, - заметил он. - Думаю, это задача общая - менять систему управления, делать ее открытой, абсолютно открытой для того, чтобы бизнес чувствовал себя уверенней и защищенней".

Перспективы роста

Врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин, который стоял у истоков разработки рейтинга, будучи директором АСИ, рассказал, что как никто другой понимает причины отставания вверенного ему в феврале региона.

"Мы получили символический результат: 53-й регион получил 53-е место (в прошлом году - 65-е место - прим. ТАСС ). Наверное, те службы, которые отвечают за наиболее проблемные для предпринимателей блоки - подключение к сетям, воде, получение разрешения на строительство - не были вовлечены в этот процесс. Задача следующего года - совершить рывок, мы проведем анализ этих результатов", - рассказал он.

"Мы ставим задачу войти в десятку, - заявил ТАСС министр экономического развития Башкирии, занявшей 13-е место (рост на семь позиций), Сергей Новиков. - Мы понимаем, где нужно нам добавить, и будем в этом вопросе активно работать с нашим бизнес-сообществом, опираясь на их компетенции, их предложения".

О форуме

В этом году ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума будут объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума.

В прошлую пятницу автор этих строк уже приготовился писать материал: «Только что объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Республика Карелия с сорок четвертого место опустилась на … Это стоит охарактеризовать как объективную оценку, данную федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), тем усилиям, которые предпринимались в республике по фактическому ухудшению условий ведения бизнеса. Будучи знакомым с процедурой ранжирования регионов, могу заключить, что выставленные оценки по ключевым факторам и интегральный ранжир беспристрастно представляют фактическое положение дел.»

Вот только АСИ решило фактически закрыть результаты нацрейтинга. Были объявлены всего лишь топ-20 регионов. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Эту новость стоит трактовать двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – администрация Александра Худилайнена показателей по Карелии не представила. Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Поэтому постараемся разобраться сами: что объективно сделано в Карелии?

До настоящего времени не утвержден план мероприятий («дорожная карта») Республики Карелия по внедрению лучших практик Национального рейтинга-2015! А ведь прошел ровно год с того момента, когда на площадке Петербургского международного экономического форума прошла его презентация.

В 2016 году Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия не собирался ни разу, что прямо противоречит требованию пункта 10 Положения о Совете (утвержденном Указом Главы РК от 17 июня 2013 года), в соответствии с которым «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца в соответствии с планом работы Совета».

Работа по четырем направлениям оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – оказалась за пределами приоритетов внедрения так называемого «проектного управления» в республике.


За внедрение «проектного управления» в Карелии отвечает вице-премьер Юрий Савельев, который также входит в Совет по улучшению инвестиционного климата в республике. Фото: gov.karelia.ru

Очевидно, что существуют определенные обстоятельства, направленные на установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми процессами. Превращая анализ данных обстоятельств во взаимосвязанные вопросы, их надлежит сформулировать следующим образом. Означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учетом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?

Для того, чтобы приступить к ответам на эти вопросы, в качестве начального положения стоит принять слова генерального директора АСИ Андрея Никитина: «Успешность региональной политики во многом зависит от того, насколько руководитель субъекта может сформулировать, каким он видит регион через десять лет. Наличие у региональной команды ясного образа будущего и доверие между бизнесом и властью – вот основные составляющие успешности инвестиционной политики».


Проблема доверия между бизнесом и властью – ключевой элемент предпринимательского климата в республике. И это не только лёгкость и простота ведения бизнеса. Невозможно недооценивать долгосрочные негативные последствия факта возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Анны Поздняковой, генерального директора «Корпорации развития РК».


Бесспорно, существует фактор регионального политического режима. В топе представленного рейтинга есть несколько регионов, в которых инвестиционный климат определяется, прямо говоря, возможностью заключения неформального контракта с лицами, принимающими первостепенные политические решения. Если инвестор договорился с таким губернатором, то длительность административных процедур занимает считанные дни. Однако очевидно, что в таком регионе доминирует режим «ручного управления» – ни регуляторная среда, ни качество институтов не нацелены на системную работу по привлечению и сопровождению инвестиций.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата создает дискурс. Правила высказывания. Он определяет не только то, что обсуждается сегодня и будет обсуждаться завтра, но и то, как проходят обсуждения. Ведь уже на следующей неделе будут составляться очередные правительственные планы с формулировками: обеспечить движение вверх по строчкам рейтинга-2017. Какой от них прок в отдельно взятой Карелии? – Национальный инвестрейтинг ориентируется на другое – на так называемое «доверие инвестора», и республике понадобятся годы и годы очень интенсивной работы большого количества людей по формированию новой институциональной среды, заточенной под обеспечение этого доверия.

Тюменская область опередила Республику Татарстан и Москву в тройке лидеров в 2018 году. Обновленную двадцатку регионов 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2018) представила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Тюменская область поднялась на 5 позиций и заняла первую строчку в интегральном рейтинге 2018 года. Москва переместилась с третьего на второе место, а Татарстан впервые с 2015 года уступил место лидера, замкнув тройку призеров.

Большой рывок в 2018 году совершил Санкт-Петербург, показавший рост сразу на 13 позиций и переместившийся на четвертую строчку. Свое место в пятерке сохранила Тульская область.

Топ-20 регионов в 2018 году

Регион Место
в рейтинге
2018
Место
в рейтинге
2017
Изменение
позиции
2018-2017
Тюменская область
Москва
Республика Татарстан
Санкт-Петербург
Тульская область
Краснодарский край
Воронежская область
Чувашская Республика
Московская область
Ульяновская область
Белгородская область
Ленинградская область
Калужская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Калининградская область
Тамбовская область
Ярославская область
Хабаровский край
Новосибирская область
Свердловская область

Двадцатку лучших в 2018 году покинули Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая и Ростовская области, Республики Башкортостан и Мордовия. Их место в топ-20 заняли Белгородская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская и Ярославская области, Хабаровский край и Ханты- Мансийский автономный округ - Югра.

«Часть показателей - в основном регуляторика - находится в зоне совместной ответственности регионов и территориальных органов федеральной власти. В целом они не оказали влияния на лидеров рейтинга, но в ряде регионов - например, в Мордовии, Коми, Ростовской области - ситуация по этим показателям стала хуже. Надо разобраться, почему так произошло», - отметила Светлана Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что в 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов, и озвучила список наиболее успешных из них.

«Очень сильно продвинулись Тюменская область, Калининградская область, Новгородская область, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, - сказала Светлана Чупшева. - В сентябре прошлого года президент поручил обеспечить попадание субъектов Дальнего Востока в топ-30 рейтинга к 2020 году. Хабаровский край уже в двадцатке. Заметно выросли Камчатский край и Сахалинская область».

Лидеры роста: Сахалинская область (+42 позиции), Камчатский край (+36), Республика Бурятия (+35), Калининградская область (+24), Новгородская область (+24), Курганская область (+22), Рязанская область (+22), Хабаровский край (+22), Орловская область (+21), Республика Кабардино-Балкария (+21), Республика Адыгея (+19), Самарская область (+17).

Основные направления оценки

  • Регуляторная среда - процедуры по подключению к сетям, получению разрешений на строительство, регистрации права собственности.
  • Институты для бизнеса - те сервисы и возможности, которые созданы для предпринимателей.
  • Инфраструктура и ресурсы - дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры.
  • Поддержка малого предпринимательства - субсидии и прочие меры поддержки, площадки, образовательные программы.

Лидеры по направлению «Регуляторная среда» - Ульяновская область, Краснодарский край, Тульская область, Республика Башкортостан, Новгородская область.

«У нас по некоторым процедурам в среднем по стране фактический результат лучше целевого. Срок получения разрешения на стройку – уже 105 дней, а не 129. За год удалось сэкономить предпринимателям две недели. Время подключения к сетям - 73 дня, а не 90 (минус 10 дней по сравнению с прошлым годом)», - отметила Светлана Чупшева.

Лидеры по направлению «Институты для бизнеса» - Тюменская область, Ленинградская область, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург и Воронежская область.

«Предприниматели положительно оценили работу инвестпорталов, выросли оценки организаций по привлечению инвестиций. Несколько лет подряд мы проводили контрольные закупки и видели, что во многих регионах эти организации созданы для галочки и ограждены от потенциальных инвесторов заборами в буквальном смысле», - прокомментировала глава АСИ произошедшие за год изменения.

Лидеры по направлению «Инфраструктура и ресурсы» - Ростовская область, Белгородская область, Республика Дагестан, Тюменская область и Республика Башкортостан.

По словам Светланы Чупшевой, респонденты недовольны трудовыми ресурсами, качеством телекоммуникаций и автомобильных дорог. «На необходимость решения инфраструктурных проблем обратил внимание и президент в указе о национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года. Так что направления для дальнейших действий заданы», - добавила она.

Лидеры по направлению «Поддержка малого предпринимательства» - Москва, Тульская область, Тюменская область, Хабаровский край и Смоленская область.

«Тут вырос целый ряд показателей, но знаковый, на мой взгляд, - это доля госзакупок у малых предпринимателей. В 2015 году цифра была смешной - 0,3 %. В 2017 году - уже 36 %. В абсолютных числах это почти триллион рублей», - сообщила Светлана Чупшева.

Справка

Составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все регионы и позволил оценить качество инвестклимата в динамике (в 2016 году исследование также проводилось во всех субъектах РФ, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга).

Текст: Наталья Макаркина | Редакция сайта АСИ

В начале июня Агентством стратегических инициатив (АСИ) были представлены сразу два рейтинга, которые оценивают инвестиционный потенциал субъектов Российской Федерации, а также возможности, предоставляемые тем, кто хочет открыть в регионе новый бизнес.

© Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

В рамках первого рейтинга, который представлен как Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации , была отмечена позитивная динамика инвестклимата сразу в 43 регионах. Делается он, кстати, уже не первый год, но только с 2016-го его показатели измеряются во всех регионах страны.

Топ-10 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

А та самая позитивная тенденция не осталась без внимания и президента России. Владимир Путин , выступая на пленарном заседании Санкт-Петербургского международного экономического форума, отметил успехи Татарстана, Чувашии, Москвы, Тульской, Калужской областей, которые в этом году стали лидерами.

«Целый ряд субъектов РФ, такие как Московская и Калининградская области, Санкт-Петербург, добился резкого качественного улучшения деловой среды. Приятно отметить, что впервые среди лидеров изменений, изменений к лучшему, – и наши дальневосточные регионы: Хабаровский край и Амурская область», – перечислил президент.

Глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева , представляя результаты нового рейтинга, сообщила:

«Инвестиционный климат в целом по стране стал лучше, средний индекс рейтинга вырос на 5,3 балла. Это существенно по всей стране. Позитивные изменения произошли по трем из четырех направлений оценки рейтинга. Это регуляторная среда: подключение к сетям, получение разрешения на строительство, регистрация прав собственности, регистрация предприятий».

Она также обратила внимание на существенный вклад региональных властей в улучшение инвестиционного климата.

«Если в 2016 году мы отмечали большой вклад федеральных органов власти, то в этом году существенно стал заметен вклад региональных команд и, как итог, 51 регион улучшил свой интегральный рейтинг, причем во многих случаях это тотальные изменения», – констатировала глава АСИ.

Прокомментировал результаты на полях форума и бывший генеральный директор АСИ, а теперь врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин , заявив:

«Мы получили символический результат: 53-й регион получил 53-е место. Задача следующего года – совершить рывок, мы проведем анализ этих результатов».

Стоит отметить, что далеко не все регионы, попавшие в рейтинг, были довольны результатами. И естественно, что наиболее часто это касалось тех, чьи позиции были ближе «к хвосту».

Министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский , чей регион занял 80 место из 85-ти, например, заявил, что такая позиция является неожиданной, а делать выводы об инвестиционном климате в субъекте страны по оценке предпринимателей – неправильно. Есть, по его мнению, претензии и к методике, в частности, к факту, что оцениваются не все показатели. Орачевский привел пример с теми, которые характеризуют эффективность процедур по регистрации прав собственности, – при оценке места области они, по его словам, не учитывались.

Методика составления рейтинга действительно может быть доработана в будущем, об этом недавно заявил вице-премьер и полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев . Однако не с учетом особенностей конкретной области, а с учетом отдельного округа – Дальнего Востока.

По его мнению, в рейтинге, например, учитываются «рабочие места, созданные в технопарках, а рабочие места, созданные в территориях опережающего развития, не учитываются. Почему? В чём разница? Или не учитывается работа по предоставлению одного гектара», – конкретизировал Трутнев. И добавил, что «рейтинг действительно необходим, он нужен. Но вот методики, которые применяются при определении показателей, на наш взгляд, не совсем отвечают требованиям».

Что касается второго рейтинга, презентация которого состоялась на полях экономического форума в Северной столице, то рейтинг делового гостеприимства вполне можно назвать «младшим братом» рейтинга от АСИ. Но – братом достаточно влиятельным: его результаты не только коррелируют с данными первого, но и опосредованно влияют на них.

«Считаю, что рейтинг делового гостеприимства очень хорошо дополняет Национальный рейтинг инвестклимата в субъектах РФ. Это то, что видит инвестор, когда приезжает в регион. Проект масштабный, продолжался 8 месяцев», – отметил Артем Аветисян , директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив, представляя его результаты.

С учетом того, что рейтинг – пилотный, он, естественно, требует доработки, тем более что в первом учтены данные только по 30 регионам страны. Так, например, помощник президента России Андрей Белоусов в ходе дискуссии о результатах рейтинга предложил разработать своеобразный «стандарт делового гостеприимства», который позволил бы обеспечить одинаково высокое качество деловой среды. И одновременно уйти от субъективных оценок.

«Нужно минимизировать личные пристрастия проверяющего, чтобы он просто отмечал галочками в чек-листе, что есть в регионе и чего нет. А то человек вышел из машины, попал ногой в лужу, и сразу для него регион становится инвестиционно непривлекательным, потому что он испортил ботинки на 3 тысячи долларов, которые надел по такому случаю. Если нет стандарта, все это превращается в субъективизм», – пояснил Белоусов.

Вполне возможно, именно это привело к разночтениям в обоих рейтингах. Так, например, при оценке делового гостеприимства и инвестиционной привлекательности неизменной осталась только позиция лидера – это Республика Татарстан. В то же время по гостеприимству далее располагаются Свердловская, Белгородская, Новосибирская и Самарская области. А в рейтинге инвестиционной привлекательности они не попали даже в первую двадцатку.

Что в рейтинге АСИ моем?

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Рейтинг состоит из 45-ти показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих четыре направления: регуляторная среда; институты для бизнеса; инфраструктура и ресурсы; поддержка малого предпринимательства.

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20-ти.

Рейтинг делового гостеприимства создавался в рамках совместного проекта АСИ, телеканала «Россия 24» и сообщества предпринимателей «Клуб лидеров» под названием «Агент бизнеса». Тайные покупатели из Клуба лидеров выезжали в субъекты Российской Федерации и в тестовом режиме пытались открыть там новое предприятие. Это позволило оценить инвестиционные возможности региональных органов власти.

Субъекты РФ оценивались по 75 параметрам – от работы аэропорта, гостиниц и ресторанов до институтов поддержки бизнеса и доступности местных инвестиционных порталов. В итоговый список вошли 30 регионов страны.

Новое на сайте

>

Самое популярное