Домой ОТП банк Налоговая политика рф. Основные направления налоговой политики рф

Налоговая политика рф. Основные направления налоговой политики рф

Министерство Финансов РФ

Согласно документу, в течение очередного трехлетнего периода приоритетами Правительства РФ будут:

  • недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику,
  • применение мер налогового стимулирования инвестиций,
  • проведения антикризисных налоговых мер,
  • дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

Эксперты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" проанализировали проект налоговой политики, представленный Министерством Финансов РФ, выделили основные направления и прокомментировали наиболее важные моменты.

Авторы комментариев: Лариса Рожкова, Директор Депарамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) иИрина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).


Успешной реализации приоритетов налоговой политики РФ на ближайшие 3 года призваны способствовать следующие меры :

1. Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

  • Добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) и предоставление таким декларантам внушительного объема госгарантий
  • Налоговая амнистия на возврат капиталов

Комментирует Лариса Рожкова , Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI):

«С одной стороны, меры направленные на деофшоризацию российской экономики, позволят исключить возможность использования низконалоговых юрисдикций для получения компаниями, применяющими данные инструменты в целях получения необоснованной налоговой выгоды и преференций, усилить налоговый контроль, обеспечить прозрачность совершаемых экономических операций и внешнеэкономических сделок. С другой стороны, данная мера, на наш взгляд, позволит российским компаниям «выйти из тени» и вернуть капитал в Россию, что даст дополнительный стимул для ее развития и повышения предпринимательской активности».


2. Антикризисные меры

  • Льготы по налогу на прибыль для организаций для новых производств на своей территории («гринфилды») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии с льготами Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Предполагается, что указанные нормы вступят в силу с 2016 года.

  • Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80- 100 тыс. рублей, что позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

Как отметила Ирина Дудкина, «повышение порога амортизируемого имущества является хорошей антикризисной мерой, которая может помочь снизить убытки предприятий, деятельность которых требует наличия оборудования стоимостью от 40 до 80-100 тыс. руб. Чаще - это средние, малые и микро предприятия. При этом нужно предусмотреть внебалансовый учет такого имущества».

  • Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы
  1. расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
  2. распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
  3. предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога на доходы с 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих «упрощенку», в зависимости от категории налогоплательщиков и видов деятельности;
  4. предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности
  • Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог и обязательные платежи по страховым взносам по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ИП), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж.

Система необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

  • Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2-1,5 раза.
  • Продление меры, в рамках которой в 2015 году была снижена до 0 минимальная величина процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемых внутри России, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки.
  • Введение в законодательство о налогах и сборах понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии.

Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за «тонкой капитализацией».

  • Применение НДС к авансовым платежам

Комментирует Ирина Дудкина : «НДС с авансов от покупателей (и как обратная сторона – НДС в авансах поставщикам) – в определенной степени «головная боль» бухгалтеров. Так как аванс – это любая оплата до отгрузки, даже если отгрузка на день позже, и все в пределах одного налогового периода по НДС. И если не нарушать законодательство, на каждый «рубль», перечисленный авансом продавцу, нужно выписать счет-фактуру на аванс. Потом он зачитывается при отгрузке. Средняя оптовая фирма, торгующая недорогим товаром, должна выписывать до 500 сч-ф в месяц только на аванс.

Решением здесь могло бы быть предоставление права предприятиям начислять (зачитывать) НДС только на увеличение (уменьшение) остатка аванса от покупателя.

Кроме того, нельзя часто менять правила работы с НДСпоскольку каждый раз это перестройка бухгалтерских программ (с недоделками, отладкой и т.п.), программ электронной отчетности, обучение персонала, и др. Что мы наблюдали, например, при включении в декларацию по НДС книг покупок и продаж.

В то же время – работа без освобождения от НДС (по каким-либо статьям НК РФ) – прерогатива среднего и крупного бизнеса. И создавать им дополнительные проблемы – не в интересах государства».

  • Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте.

Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без представления банковских гарантий.

  • Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам
  1. увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2-3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции
  2. введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.)
  3. не признание контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика


3. Совершенствование порядка налогообложения НДС

Предполагается:

  • распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур
  • предоставить право на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд рублей

Для обеспечения единообразного толкования норм Кодекса:

  • требуется установить порядок определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях
  • предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками
  • следует уточнить нормы Кодекса, касающиеся вычетов по имущественным правам

В целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

  • установить обязанность при реорганизации восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС
  • уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей
  • уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест
  • установить обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени

При этом, как отметила Ирина Дудкина , «желательно, чтобы «определенное время» устанавливалось не принудительно законодательством, а исходя из вида деятельности и обстоятельств сделки».


4. Меры в части акцизного налогообложения

  • Индексация ставок акцизов

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом ИПЦ, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФна 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг. В тоже время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Таможенного союза о гармонизации ставок акцизов.

  • Порядок исчисления и уплаты акцизов

В планируемом периоде предлагается внести изменения в Кодекс, предусматривающие:

  1. установление акциза на средние дистилляты при одновременном введении порядка, при котором судовое топливо, направляемое на бункеровку судов, будет реализовываться без акциза
  2. уточнение действующего порядка освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в части мер налогового контроля, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиками, представившими в налоговые органы банковские гарантии, обязательств по уплате акциза
  3. выдачу специальных марок налогоплательщикам акциза на алкогольную продукцию только в случае предоставления ими банковской гарантии на уплату соответствующих сумм акциза
  4. порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива, согласно которому реализация биоэтанола в данном случае должна осуществляться без акциза


5. Меры в части налогообложения природных ресурсов

  • анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья с целью изменения существующих в настоящее время подходов к определению основных элементов налогообложения НДПИ при добыче драгоценных камней и камнесамоцветного сырья
  • подготовка предложений о приведении положений главы 26 Кодекса в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья
  • проработка возможности определения объектом налогообложения НДПИ при добыче руд четных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых
  • рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым


6. Совершенствование налогового администрирования

  • Введение института предварительного налогового разъяснения (контроля).
  • Расширение перечня информации, не относящейся к налоговой тайне
  • Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств


7. Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения

  • Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями
Реализация данной меры позволит в 2018 году осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.
  • Изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов)
  • Совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Двум последним вопросам посвящена работа в рамках Рабочей группы № 11 по вопросом агрессивного налогового планирования в целях реализации пунктов 3 и 4 Плана BEPS. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР / «Группы двадцати» в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации по налогам и сборам.

  • Совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании
  1. пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;
  2. уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных главой 143 Кодекса
  3. уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки товарами составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми
  4. уточнение полномочий Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V1 Кодекса
  5. разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства

«Анализируя Основные направления налоговой политики РФ до 2018 года, можно сделать вывод, что в целом указанный документ содержит основные неотложные меры, направленные на дальнейшее развитие налогового законодательства, его стабилизацию, а также совершенствование налогового администрирования, что не может не сказаться положительно на развитии бизнеса и предпринимательской инициативы, улучшении инвестиционного климата в России», - заключила Лариса Рожкова, Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI).

В то же время, по ее словам, «малому бизнесу все еще не приходится рассчитывать на реальное и ощутимое снижение фискальной нагрузки, поскольку "налоговые каникулы" предлагаются только для тех, кто вновь начал заниматься предпринимательской деятельностью. Что касается среднего и крупного бизнеса, то их также ждет пересмотр налоговых льгот, что может сказаться на реальной налоговой нагрузке».


Республики

Основные направления налоговой политики РФ
на 2016-2018 годы

Уважаемые коллеги!

Согласно проекту Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы, главными приоритетами на ближайшую трехлетку являются мораторий на рост налоговой нагрузки и отсутствие крупных налоговых новаций в ближайшие годы.

Следует отметить, что в течение последних нескольких лет в налоговой сфере уже были проведены значительные структурные изменения (создание консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), «налоговый маневр» в нефтегазовом секторе, изменение порядка расчета налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости и т. д.).

Главными целями налоговой политики на предстоящий период остаются сохранение стабильности и поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.

Для реализации поставленных целей предусматривается:

создание налоговых стимулов для экономического роста

и повышение справедливости (создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков).

В числе стимулирующих мер, направленных на решение данных задач, можно выделить антикризисный Правительства России. А именно:

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств, так называемых «гринфилдов».

В настоящее время разработан проект федерального закона, которым предусматривается возможность снижения ставки налога на прибыль организации для новых предприятий промышленности, осуществляющих .

Субъекту предоставляется право снижения ставки налога на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, до 10% (в настоящее время снижение налоговой ставки предусмотрено до 13,5 %).

Также предусматривается применение для таких налогоплательщиков нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающей в .

Предполагается, что в зависимости от решения субъекта Российской Федерации объем средств, сэкономленных налогоплательщиком от получения такой налоговой льготы (в совокупности по федеральной и региональной частями налога на прибыль) сможет полностью покрывать осуществленные им капитальные затраты.

Кроме того, в рамках реализации антикризисных мер предлагается ряд налоговых послаблений для малого бизнеса.

Во-первых, предусматривается расширение с 47 до 62 перечень видов при применении патентной системы налогообложения.

Перечень дополняется такими , как:

Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

Оказание услуг по перегонке, выпасу скота;

Производство кожи и изделий из кожи;

Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

Переработка и консервирование фруктов и овощей;

Производство молочной продукции;

Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

Рыболовство и рыбоводство;

Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

Деятельность по письменному и устному переводу;

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

Резка, обработка и отделка камня для памятников;

Данные меры направлены на то, чтобы высвобожденные оборотные и инвестиционные средства предприниматели направляли на .

Изменения устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и соответственно для упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

В то же время, обращаю Ваше внимание, что снижение размера ставок приведет к снижению доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики. В связи с этим, необходимо принимать взвешенное решение по данным вопросам.

Федеральный закон -ФЗ.

Также планируется введение специального патента для самозанятых лиц (т. е. не имеющих работодателей и наемных работников)– особого механизма исчисления и уплаты НДФЛ и страховых .

Реализация такой системы позволит уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ).

Физические лица осуществляют регистрацию по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, без права заниматься иными видами деятельности.

Реализация данного механизма позволит самозанятым лицам избежать уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Следующей мерой антикризисного плана является распространение права на применение «налоговых каникул».

На территории Удмуртской Республики уже принят закон о введении 2-летних «налоговых каникул», действующих до 2018 года.

(Закон УР от 01.01.01 года «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики»).

Также, принят Федеральный закон -ФЗ, устанавливающий запрет на осуществление с 1 января 2016 года по 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам .

Кроме того, в Основных направлениях налоговой политики отражены вопросы налогового администрирования. Правительство утвердило несколько дорожных карт, которые по мере реализации будут формировать максимально удобные условия для предпринимательства.

Планируется введение института предварительного налогового контроля – возможности налогоплательщика, открыв все существенные детали предстоящих сделок, получить квалифицированную оценку налоговых последствий. Это существенно снизит возможные риски.

Среди прочих изменений в законодательстве следует также отметить, что предусмотрена обязанность налогоплательщиков – физических лиц сообщать о наличии у них имущества и транспортных средств.

В случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов физические лица должны представить информацию об имеющихся объектах налогообложения в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения объектов недвижимого имущества и транспортных средств

С 1 января 2017 года предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) данной информации.

Следующий важный момент. Предлагается переоценка эффективности существующих налоговых льгот.

Принятие налоговой льготы должно сопровождаться определением «источника» такого решения, в качестве которого может рассматриваться также отмена неэффективных льгот.

Льготы будут распределены в соответствии с назначением енными программами, а по особо крупным налоговым льготам будут требоваться обоснования эффективности этих льгот от ответственных исполнителей. В случае отсутствия обоснований, льготы будут отменены.

Налоговые льготы следует вводить на определенный срок, по истечении которого должен проводится анализ их эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене.

Таким образом, планируется выявить и отменить налоговые льготы, которые являются неэффективными налоговыми расходами.

Теперь что касается вопросов формирования бюджетов в части доходов на 2016 год и плановый период.

В мае текущего года в Ваш адрес был направлен проект Сценарных условий и основных параметров прогноза Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Удмуртской Республики изображены на слайде.

Достаточно оптимистическая оценка представлена по налогу на прибыль организаций на 2015 год. Темп роста по Российской Федерации прогнозируется 124%, в то время как по результатам исполнения 1 полугодия текущего года темп роста налога на прибыль по Удмуртской Республике составил 97%.

С 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду будет зачисляться в доходы бюджетов и по нормативу 55% за счет одновременного уменьшения до 5% указанного норматива зачисления в доход федерального бюджета.

В федеральный бюджет по нормативу 5%;

В бюджеты субъектов Российской Федерации – 40%;

В бюджеты муниципальных районов и городских округов – 55%.

Это следует учесть при формировании ваших доходов на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годы.

(Федеральный закон от 01.01.2001 года)

Во втором чтении Государственной Думой РФ принят законопроект, предусматривающий сохранение действующих размеров ставок акцизов в 2016-2017 гг. и индексацию ставок в 2018 году с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.

По аналогии с реестром расходных обязательств, Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 1 января 2016 года обязаны вести реестры источников доходов бюджетов Российской Федерации.

Реестры источников доходов региональных бюджетов и будут формироваться и вестись в порядках, установленных соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.

Следует также отметить, что Указом от 01.01.01 года № 91под руководством Главы Удмуртской Соловьева создан Совет по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.

Текущего года состоялось первое заседание Совета, на которое был приглашен руководитель одного из крупнейших предприятий нефтедобывающей отрасли республики - .

Заседания будут носить регулярный характер. В рамках работы Совета будут также приглашаться представители муниципальных образований для обсуждения вопросов по наращиванию доходной базы местных бюджетов.

В конце еще раз хочу отметить, что при планировании бюджетов необходимо учитывать все вышеуказанные изменения в законодательстве.

Доклад окончен. Благодарю Вас за внимание!

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ


государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Налоговая политика 2016–2018 гг.

Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов. В перспективе на данные годы сохраняется приоритет недопущения какого-либо увеличения налоговой нагрузки.

Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки призван обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также повышение эффективности системы налогового администрирования.

Налоговая политика будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.

Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию

Первым направлением налоговой политики на ближайшие три года обозначено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), включая возможности задекларировать имущество, переданное номинальному владельцу, предоставление таким декларантам значительного объема государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.

08.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующие изменения в НК РФ внесены принятым одновременно Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ .

Цель программы добровольного декларирования – в обеспечении правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защите их имущественных интересов, в т. ч. за пределами России; создании стимулов для добросовестного исполнения обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики могут задекларировать имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в т. ч. контролируемое через номинальных владельцев.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъектам РФ будет предоставлено право уменьшать до нуля минимальный предельный срок владения объектом недвижимости и размер понижающего коэффициента.

Принятый закон предоставляет декларантам следующие гарантии:

  • защита декларируемых сведений в ФНС России (налоговая тайна) и ее непредставление другим государственным органом без согласия декларанта;
  • неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, но только
    в части правонарушений, совершенных до 01.01.2015;
  • освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за деяния, связанные
    с приобретением (формированием) капиталов и совершенные до 01.01.2015;
  • возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.

Декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе декларантом лично либо через уполномоченного представителя. Форма декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатная форма декларации может подготавливаться с использованием программного обеспечения.

Физические лица вправе представить декларацию непосредственно в ФНС России либо в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания) декларанта.

Основные направления налоговой политики предусматривают, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации.

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств Основные направления налоговой политики указывают на повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 100 тыс. руб. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

Законом № 150-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ внесены изменения, согласно которым первоначальная стоимость для признания имущества основным средством и амортизируемым имуществом для целей гл. 25 НК РФ должна составлять теперь более 100 000 руб. (вместо 40 000 руб.). На основании ч. 4 ст. 5 Закона № 150-ФЗ приведенные изменения вступают в силу с 01.01.2016.

Таким образом, применительно к имуществу, вводимому в эксплуатацию после 01.01.2016, увеличивается размер первоначальной стоимости, влияющий на отнесение его к основным средствам и амортизируемому имуществу, – теперь это более 100 000 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Причем могут возникнуть разницы с бухгалтерским учетом, в котором объектом ОС считается имущество стоимостью свыше 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01).

Как следует из п. 4 ст. 259 НК РФ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Учитывая данную норму, то, какую редакцию п. 1 ст. 256 НК РФ (действующую до 01.01.2016 или действующую после указанной даты) применять в отношении имущества стоимостью более 100 000 руб., зависит от момента введения его в эксплуатацию.

Аналогичная ситуация уже возникала в 2008 г., когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ повышалась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей гл. 25 НК РФ. Тогда Минфин России в письме от 03.11.2007 № 03-03-06/1/767 разъяснял, что приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию.

Применяя данные разъяснения Минфина России, по аналогии следует заключить, что расходы организации на приобретение в декабре 2015 г. имущества стоимостью не более 100 000 руб., введенного в эксплуатацию в январе 2016 г., учитываются через амортизацию, поскольку ключевое значение здесь имеет момент введения данного имущества в эксплуатацию – уже после 01.01.2016.

При этом необходимо обратить внимание, что в отношении амортизируемого имущества, находящегося по состоянию на 01 января 2016 г. в эксплуатации, порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменяются.

Изменения, вносимые Законом № 150-ФЗ, касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2016. По амортизируемому имуществу, стоимость которого составляет до 100 000 руб. и которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2016, следует продолжать начислять амортизацию (в т. ч. в порядке, предусмотренном пп. 1.1 п. 1 ст. 259 НК РФ) до полного погашения первоначальной стоимости объекта.

Правомерность данных выводов подтверждается по аналогии письмами Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/2/211 и от 25.04.2008 № 03-03-06/1/296 в отношении ситуации, которая возникла в 2008 г., когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ повысилась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей гл. 25 НК РФ с 10 000 руб. до 20 000 руб.

Необходимо упомянуть, что данное изменение затрагивает и налоговый учет операций по приобретению исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.

Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 руб., но не более 100 000 руб., приобретена до 01.01.2016, она признается нематериальным активом и расходы на приобретение исключительного права на нее погашаются путем начисления амортизации.

Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 руб., но не более 100 000 руб., приобретена после 01.01.2016, расходы на приобретение такой программы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются единовременно в составе прочих расходов на дату расчетов в соответствии с условиями договора на приобретение исключительного права на программу (пп. 26 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Планируется, в частности, расширить перечень видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Двухлетние «налоговые каникулы» хотят распространить на ИП, оказывающих бытовые услуги.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

Основные направления налоговой политики выделяют следующие меры, предлагаемые в целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства:

1) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Регионы получат право снижать ставки по УСН с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий плательщиков и видов деятельности. Муниципалитеты – уменьшать ставки ЕНВД с 15% до 7,5%.

Фактически данные изменения внесены в НК РФ в форме Федерального закона от 13.07.2015 № 232-ФЗ , вступающего в силу с 01.01.2016.

Так, перечень видов деятельности, в отношении которых может быть применена патентная система налогообложения, расширен за счет следующих видов деятельности:

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания,
    не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производство кожи и изделий из кожи;
  • сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
  • сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;
  • производство молочной продукции;
  • производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур
    и семян трав;
  • производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • деятельность по письменному и устному переводу;
  • деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
  • резка, обработка и отделка камня для памятников;
  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Ранее данные виды деятельности не были указаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 232-ФЗ).

Как было разъяснено в письме Минфина России от 13.08.2012 № 03-11-10/37 , п. 2 ст. 346.43 НК РФ, такой вид предпринимательской деятельности, в отношении которого может применяться патентная система налогообложения, как «услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей», не предусмотрен.

Следовательно, по смыслу ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 232-ФЗ) индивидуальный предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей (палатка), не вправе. Однако с 01.01.2016 индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения в отношении такого вида деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

В Основных направлениях налоговой политики обозначено, что сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, зачастую приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.

С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения.

Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, без права заниматься иными видами деятельности, кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж.

Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Поэтому реализация уплаты платежей по принципу «одного окна» невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предполагается в т. ч. изменить порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов), постепенно отменить федеральные льготы по региональным и местным налогам.

Учет процентных платежей в целях налогообложения

С 01.01.2015 ст. 269 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ была изложена в новой редакции. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ устанавливает, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

При несоблюдении указанных условий по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

При этом согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях п. 1.1 указанной статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

  • от 0 до 180% (на период с 01 января по 31 декабря 2015 г.);
  • от 75 до 125% (начиная с 01 января 2016 г.) ключевой ставки Банка России.

Основные направления налоговой политики закрепляют продление действия меры по снижению до нуля минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым внутри РФ, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки. Возможно, данной норме будет придан постоянный характер.

Также будет рассматриваться возможность внесения в НК РФ понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии. Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем трансфертного ценообразования по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем «тонкой капитализации».

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Основные направления налоговой политики предполагают сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года: в отношении большинства плательщиков – 30% и неперсонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Минфин России 8 июня разместил на сайте проект основных направлений налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. (далее – Основные направления налоговой политики). Проект еще будет рассматриваться и утверждаться Правительством РФ, но уже сейчас можно примерно оценить, что нас ждет в ближайшие три года.

Характер Основных направлений налоговой политики был определен Посланием Президента Федеральному Собранию: в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

Остановимся на основных, по нашему мнению, существенных изменениях в налоговой сфере, которые могут ожидать бизнес-сообщество в ближайшие три года:

налоговая амнистия на возврат капиталов : предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации. Напомним, что соответствующий Закон был подписан 8 июня 2015 г. (Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, подробнее см. на с. 8);

введение льготы по налогу на прибыль для “гринфилдов” (вновь создаваемых предприятий промышленности) в пределах их капитальных затрат по аналогии с льготами, введенными на Дальнем Востоке (т.е. будет применяться нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 10%-ная – в бюджет субъекта РФ, в результате чего общая ставка налога может составить 10% вместо стандартных 20%);

амортизационные послабления : будет рассмотрена возможность повышения порогового значения стоимости амортизационного имущества до 80 – 100 тыс. руб. Соответствующие изменения в НК РФ вносятся Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ и будут применяться к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г.;

уточнение правил недостаточной капитализации : напомним, что в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 724609-6 “О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности” (далее – законопроект). Идея законопроекта заключается в следующем: правила недостаточной капитализации будут применяться при заимствовании средств: 1) у иностранных компаний с вертикальной цепочкой участия в капитале российского заемщика; 2) у лиц, взаимозависимых с такими иностранными компаниями (причем и российских, и иностранных); 3) у иных лиц, если указанные в п. п. 1 и 2 лица выступили поручителями по соответствующим сделкам (с исключением для независимых банков). Соотношения 3:1 в общем случае и 12,5:1 для банков и лизинговых компаний остаются неизменными; при этом уточнено, что понимать под лизинговой деятельностью.

При этом задолженность не должна будет подпадать под определение контролируемой задолженности, если:

1) долговое обязательство возникло перед независимым банком (в том числе иностранным);

2) в этом банке не открыты счета, вклады, депозиты взаимозависимых с российским заемщиком лиц (иностранных или российских) либо если открыты, то соответствующие денежные средства и (или) права требования не могут быть использованы в качестве обеспечения по данной задолженности, их наличие не являлось условием предоставления кредита, суммы и условия кредитования разные.

Теперь правила недостаточной капитализации будут “завязаны” на взаимозависимость по правилам ТЦО (это, например, означает переход от прежнего критерия 20% участия к 25% либо 50% каждого звена длинной цепочки владения). При этом займы от иностранных сестринских компаний подпадут под контроль, а займы от независимых банков наконец уйдут из-под контроля.

В случае принятия законопроекта в текущем году новые правила могут начать применяться с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (т.е., например, с 2016 г.);

в отношении налогообложения природопользователей документ содержит ряд предложений, но пока не упоминает замену НДПИ на налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (либо, как его еще называют, налог на финансовый результат) на пилотных проектах. По мнению Минфина России, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра системы налогообложения. В дальнейшем будет проводиться периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживаться динамика бюджетных доходов от этого сектора для того, чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы;

в отношении налога на имущество организаций и льготирования движимого имущества финансовое ведомство признает, что новая норма, накладывающая ограничения на применение льготы (в отношении имущества, принятого к учету в результате реорганизации/ликвидации или при передаче между взаимозависимыми лицами), “привела к определенным проблемам в ее применении”. Будет проводиться дальнейший мониторинг ситуации, и “возможно, по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций по его кадастровой стоимости следует постепенно расширять безусловное применение исключения из объекта налогообложения движимого имущества”;

планируется повысить в 1,2 – 1,5 раза порог по выручке , который определяет возможность уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на ежеквартальной основе;

в отношении НДС Минфин России считает нецелесообразным ни с точки зрения бюджетной стабильности, ни с точки зрения экономики отказываться от налогообложения авансовых платежей. Вместо этого планируется упрощение порядка возмещения НДС при экспорте и другие меры по усовершенствованию исчисления этого налога. Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по экспортируемым товарам без представления банковских гарантий;

в отношении правил трансфертного ценообразования планируется освобождение части внутрироссийских сделок от контроля по правилам ТЦО, в том числе путем повышения суммового порога по доходам от таких сделок с 1 млрд до 2 – 3 млрд руб. Также планируется ввести иные критерии для снижения объема внутрироссийских сделок, признаваемых контролируемыми;

рассматривается возможность продления срока действия и после 2015 г. нулевой минимальной величины процентной ставки между взаимозависимыми лицами (по сделкам внутри России), которую нет необходимости обосновывать с точки зрения ее рыночного уровня. Также возможно сохранение действия этой антикризисной меры на постоянной основе;

в отношении страховых взносов работодатели могут вздохнуть с облегчением – на период 2016 – 2018 гг. предполагается сохранение тарифов социальных взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 г.;

в отношении налогового администрирования Минфин России выделил следующие важные направления:

– предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, т.е. возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую только планируется совершить (проще говоря, tax rulings);

– обсуждается вопрос расширения перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время “и так публикуется как составная часть бухгалтерской отчетности организации”;

– совершенствование института КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств. Кроме того, Минфин России считает нецелесообразным продлевать ограничение на вступление в силу вновь зарегистрированных договоров о создании КГН, а также изменений в связи с присоединением к группе новых организаций;

– в отношении размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения планируется ввести автоматический обмен информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, модернизировать порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов) и совершенствовать налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. Данные меры планируется реализовывать после выработки соответствующих рекомендаций ОЭСР/”Группы двадцати” в рамках Плана BEPS.

Напомним, что 4 ноября 2014 г. был подписан Федеральный закон N 325-ФЗ “О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам”. Отметим, что Конвенция подготовлена Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и к ней присоединились уже 70 стран. Цель Конвенции – помочь странам в борьбе с уклонением от налогообложения путем внедрения различных инструментов сотрудничества налоговых органов.

Конвенция описывает три вида обмена информацией между странами:

1) обмен по запросу : в этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно отдельных лиц или операций;

2) автоматический обмен : такой режим обмена предполагает ежегодный автоматический обмен информацией между странами, когда информацию собирают финансовые учреждения, приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж (во многом напоминает режим FATCA);

3) инициативный (спонтанный) обмен : в этом случае одно государство по собственной инициативе направляет другому информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.

Кроме того, Конвенция предлагает такие инструменты, как одновременные налоговые проверки (налоговые органы проводят проверку каждый на своей территории и обмениваются между собой сведениями о проверяемой группе компаний или связанных одними интересами лицах), а также налоговые проверки за границей (когда в налоговой проверке принимают участие налоговые органы иностранного государства). Важно, что в случае противоречий ратифицированная Конвенция будет иметь приоритет над российским налоговым законодательством как международный договор РФ;

в плановом периоде финансовым ведомством предлагается пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках по правилам трансфертного ценообразования с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS, а также уточнить порядок применения методов определения цен, условия, при которых внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми;

в отношении борьбы с агрессивным налоговым планированием Минфин России упомянул модификацию концепции необоснованной налоговой выгоды. Напомним, что соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Поправки запрещают покупателю вычитать расходы для целей налога на прибыль и вычитать соответствующий НДС, если основной целью хозяйственной операции была неуплата/неполная уплата налогов или их зачет/возврат из бюджета; первичные документы подписаны неуполномоченными или неустановленными лицами; продавец на самом деле не осуществлял реализацию товара (работы, услуги) или передачу имущественных прав с некоторыми исключениями.

Напомним, что Концепция необоснованной выгоды была введена в российское правовое поле Высшим Арбитражным Судом в 2006 г. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и участники налоговых взаимоотношений, казалось бы, уже успешно ее применяют, в особенности по вопросу закупок у фирм-“однодневок”. Предложенные поправки, по мнению некоторых специалистов, не вносят больше ясности в вопрос необоснованной налоговой выгоды, не дают более конкретных ориентиров, не вводят определения, в частности что такое “однодневка”, какой минимальный и достаточный набор шагов должен совершить покупатель, чтобы продемонстрировать должную осмотрительность, и пр. Поэтому ожидается, что факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по-прежнему будет оцениваться именно судами на основе конкретных фактов и обстоятельств.

Более точный прогноз возможных последствий в области налоговой политики и налогового администрирования возможен после одобрения Правительством РФ Основных направлений налоговой политики в окончательной редакции.

С.Фоевцов

Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два года от Министерства финансов РФ.

Налоги и налоговая политика государства, основы налоговой политики

Налоговая политика — это очень важная часть жизни нашего государства. Ею определяется, сколько и когда мы будем уплачивать налогов, какие субсидии и льготы нам предоставит государство, сколько денег получит бюджет. Налоговую политику стоит рассматривать как важнейший инструмент регулирования рыночной экономики.

Есть несколько видов налоговой политики .

  • Политика максимальных налогов — это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е годы, что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50% — налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.
  • Политика экономического развития — предусматривает ситуацию, когда государство максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.
  • Политика разумных налогов — характерно для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан.

Принципами налоговой политики являются:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот — направления и цели;
  • использование системы вычетов и их целевая направленность;
  • методы формирования налоговой базы.

Кто выступает субъектом налоговой политики?

Говоря о налоговой политике, нельзя не сказать о субъектах налоговой политики. В нашей стране таковыми являются Федерация, республики, края, города Москва и Санкт-Петербург, местное самоуправление. Согласно действующему налоговому законодательству, субъекты Федерации и муниципальные образования на местах могут вводить, отменять налоги, менять налоговые ставки в пределах региональных и местных налогов. Таким образом, проводя свою налоговую политику, субъекты могут влиять на финансово-хозяйственную жизнь своего региона, создавая в целом более благоприятную для деятельности организаций среду.

Например, с 1 января текущего года субъект РФ может варьировать налоговую ставку по УСН с объектом «доходы» от 1 до 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Прочитать обо всех изменениях этого налога в текущем году можно .

Основные направления налоговой политики на 2015-2017 и 2018 годы

Итак, давайте рассмотрим основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы .

  1. Повышение порогового значения амортизируемого имущества до 80-100 руб.

ВАЖНО! Данная мера уже работает, с 1 января 2016 года все предприятия могут в налоговом учете единовременно списывать расходы на недорогое оборудование. При этом в бухгалтерском учете порог в 40 000 руб. не изменился, отсюда в учете могут возникнуть разницы. Подробно узнать о разницах между бухгалтерским и налоговым учетом можно в .

  1. Мораторий на увеличение налоговой нагрузки — таким образом обеспечивается некая стабильность налоговой системы.
  2. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).
  3. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.

ВАЖНО! С 1 июля 2016 года «экспортный пакет» облегчился: восстанавливать НДС, принятый к вычету, уже не требуется, что является большим послаблением для компаний, ведущих экспортную деятельность. Подробнее читайте об этом .

  1. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.
  2. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2-3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).
  3. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017-2018 гг.
  4. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Итоги

Как мы видим, налоговая политика на 2017 год — это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам. Как на практике будут реализованы эти направления, мы увидим уже очень скоро.

Новое на сайте

>

Самое популярное