Домой ОТП банк Пенсионные планы с установленными выплатами. Пенсионные планы с установленными выплатами Сфера применения мсфо 26 охватывает

Пенсионные планы с установленными выплатами. Пенсионные планы с установленными выплатами Сфера применения мсфо 26 охватывает

«Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам» Сфера применения Настоящий стандарт применяется для финансовой отчетности...»

МСФО (IAS) 26

Международный стандарт финансовой

отчетности (IAS) 26

«Учет и отчетность по пенсионным

программам»

Сфера применения

Настоящий стандарт применяется для финансовой отчетности пенсионных программ, когда

такого рода финансовая отчетность составляется.

Пенсионные программы иногда называются иначе, например «пенсионные схемы», «программы

вознаграждений за выслугу лет» или «программы пенсионного обеспечения». Настоящий стандарт

рассматривает пенсионную программу как отчитывающуюся организацию, отделенную от работодателей – участников программы. Все остальные стандарты применяются к финансовой отчетности пенсионных программ в той степени, в какой они не заменяются положениями настоящего стандарта.

Настоящий стандарт применяется для учета и отчетности по программе в целом для всех участников как одной группы. Он не применяется для составления отчетности для отдельных участников программы относительно их пенсионных прав.

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» рассматривает определение затрат по пенсионному обеспечению в финансовой отчетности работодателей, имеющих пенсионные программы. Поэтому настоящий стандарт дополняет МСФО (IAS) 19.

Пенсионные программы подразделяются на программы с установленными взносами и программы с установленными выплатами. Многие программы требуют создания отдельных фондов, которые могут учреждаться как с образованием отдельного юридического лица, так и без такового и которые могут иметь или не иметь доверительных управляющих, которым перечисляются взносы и которыми выплачиваются пенсии. Настоящий стандарт применяется независимо от того, создается ли такой фонд, а также независимо от того, имеются ли доверительные управляющие.



Пенсионные программы, активы которых инвестированы через страховые компании, должны отвечать тем же требованиям к учету и финансированию, что и частные инвестиционные соглашения. Следовательно, они входят в сферу применения настоящего стандарта, если только контракт со страховой компанией не заключен от имени конкретного участника или группы участников пенсионной программы, а обязательства по пенсионным программам не являются обязательствами исключительно страховой компании.

Настоящий стандарт не применяется для других форм вознаграждений работникам, таких как выходные пособия в случае увольнения, соглашения об отложенном вознаграждении, вознаграждения за выслугу лет, специальные программы по досрочному выходу на пенсию или по сокращению штата, программы страхования от болезней и несчастных случаев или программы премирования. Соглашения в рамках государственной системы социального обеспечения также исключаются из сферы применения настоящего стандарта.

Определения

В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Пенсионные программы – соглашения, в соответствии с которыми организация предоставляет вознаграждения своим работникам во время или после завершения трудовой деятельности (в виде годового дохода либо в виде единовременной выплаты). При этом такие выплаты или взносы для их обеспечения могут быть определены или рассчитаны заблаговременно до выхода на пенсию в соответствии с документами или на основе принятой в организации практики.

Программы с установленными взносами – пенсионные программы, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются на основе взносов в пенсионный фонд и последующих инвестиционных доходов.

© IFRS Foundation 1 МСФО (IAS) 26 Программы с установленными выплатами – пенсионные программы, в соответствии с которыми размеры пенсий, подлежащих выплате, определяются по формуле, в основе которой обычно лежит размер вознаграждения, получаемого работником, и/или выслуга лет.

Финансирование – перевод активов другой организации (фонду), независимой от организацииработодателя, для покрытия будущих обязательств по выплате пенсий.

В настоящем стандарте также используются следующие термины:

Участники – члены пенсионной программы, а также другие лица, имеющие право на получение выплат по этой программе.

Чистые активы, доступные для выплат – активы программы за вычетом обязательств, отличных от актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат.

Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат – приведенная стоимость ожидаемых выплат по пенсионной программе вышедшим на пенсию и работающим сотрудникам, относимая на уже предоставленные ими услуги.

Вступившие в силу права на вознаграждение – выплаты, права на получение которых, согласно условиям пенсионной программы, не зависят от продолжения трудовых отношений.

Некоторые пенсионные программы имеют спонсоров, не являющихся работодателями. Настоящий стандарт также применяется к финансовой отчетности таких программ.

Большинство пенсионных программ основывается на формализованных соглашениях. Некоторые программы не формализованы, но приобретают некоторую степень обязательности в результате сложившейся практики работодателей. Хотя некоторые программы позволяют работодателям ограничить свои обязанности по этим программам, аннулирование пенсионной программы, как правило, затруднено, поскольку работодатели хотят сохранить своих работников. К неформализованным программам применяются те же методы учета и составления отчетности, что и к формализованным программам.

Многие пенсионные программы предусматривают учреждение отдельных фондов, в которые производятся взносы и из которых осуществляются выплаты. Такие фонды могут находиться под управлением лиц, которые осуществляют независимое управление активами фондов. В некоторых странах эти лица именуются доверительными управляющими. Термин «доверительный управляющий» используется в настоящем стандарте применительно к таким лицам независимо от того, имеет ли место формальное учреждение доверительного управления.

Пенсионные программы обычно являются программами с установленными взносами или программами с установленными выплатами, каждая из которых имеет свои отличительные особенности. Иногда могут существовать программы, обладающие свойствами обоих видов программ. В рамках настоящего стандарта такие смешанные программы рассматриваются как программы с установленными выплатами.

Программы с установленными взносами Финансовая отчетность программы с установленными взносами включает отчет о чистых активах, доступных для выплат, и описание политики финансирования программы.

В программе с установленными взносами размер будущих выплат участникам определяется взносами работодателя, самого участника или обеих сторон, а также эффективностью операционной деятельности и инвестиционными доходами фонда. Выполнение обязанности работодателя обычно ограничивается взносами в фонд. Консультация актуария, как правило, не требуется, хотя иногда она используется для оценки размеров будущих выплат, которые могут быть обеспечены исходя из текущих взносов и различных уровней будущих взносов и инвестиционных доходов.

Участники заинтересованы в деятельности программы, потому что она непосредственно влияет на уровень их будущих выплат. Участников также интересует информация о том, поступили ли взносы и осуществляется ли надлежащий контроль для защиты прав выгодоприобретателей. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в эффективной и добросовестной деятельности программы.

Цель отчетности программы с установленными взносами состоит в периодическом предоставлении информации о программе и результатах ее инвестиционной деятельности.

описание существенной деятельности за период и влияния изменений, относящихся к (a) программе, членству в ней, срокам и условиям;

–  –  –

Программы с установленными выплатами Финансовая отчетность программы с установленными выплатами включает один из указанных ниже отчетов:

отчет, показывающий:

(a) чистые активы, доступные для выплат;

(i) актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат, с (ii) разделением на вступившие в силу права на вознаграждение и не вступившие в силу права на вознаграждение; и итоговый профицит или дефицит; или (iii) отчет о чистых активах, доступных для выплат, включающий одно из двух:

(b) примечание, раскрывающее актуарную приведенную стоимость (i) причитающихся пенсионных выплат, с разделением на вступившие в силу права на вознаграждение и не вступившие в силу права на вознаграждение;

(ii) Если актуарная оценка не была подготовлена на дату составления финансовой отчетности, в качестве основы используется самая последняя из имеющихся оценок, с указанием даты ее выполнения.

В контексте пункта 17 актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат основывается на выплатах, причитающихся работникам в соответствии с условиями программы за услуги, предоставленные к данному моменту, с использованием в расчетах либо текущих, либо прогнозируемых уровней заработной платы и с раскрытием используемого метода. Также раскрывается влияние изменений в актуарных допущениях, оказавших значительное влияние на актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат.

Финансовая отчетность поясняет взаимосвязь между актуарной приведенной стоимостью причитающихся пенсионных выплат и чистыми активами, доступными для выплат, а также политику финансирования причитающихся выплат.

В программе с установленными выплатами величина причитающихся пенсионных выплат зависит от финансового положения программы и способности участников в будущем производить в нее взносы, а также от результатов инвестиционной деятельности и эффективности операционной деятельности программы.

Программа с установленными выплатами периодически нуждается в консультации актуария для оценки финансового состояния программы, проверки допущений и получения рекомендаций в отношении уровней будущих взносов.

Цель отчетности программы с установленными выплатами состоит в периодическом предоставлении информации о финансовых ресурсах и деятельности программы, которая может быть полезна при оценке взаимосвязи между накоплением ресурсов и выплатами по программе с течением времени.

Обычно эта цель достигается путем предоставления финансовой отчетности, которая содержит следующую информацию:

описание существенной деятельности за период и влияния любых изменений, относящихся (a) к программе, членству в ней, срокам и условиям;

отчеты об операциях и результатах инвестиционной деятельности за период, а также о (b) финансовом положении программы по состоянию на конец периода;

актуарную информацию, представленную либо как часть отчетности, либо в виде (c) отдельного отчета; и описание инвестиционной политики.

(d) © IFRS Foundation 3 МСФО (IAS) 26 Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат Приведенная стоимость ожидаемых выплат по пенсионной программе может рассчитываться и представляться в отчетности либо на основе текущих уровней заработной платы, либо на основе прогнозируемых уровней заработной платы до момента выхода на пенсию участников программы.

Основания, в соответствии с которыми предпочтение отдается методу на основе текущего уровня заработной платы:

актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат, являясь суммой (a) величин, приходящихся в настоящий момент на каждого участника программы, может быть рассчитана более объективно, чем по прогнозируемым уровням заработной платы, поскольку содержит меньше допущений;

увеличения выплат, связанные с увеличением заработной платы, становятся (b) обязательством программы в момент увеличения заработной платы; и величина актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат, (c) определенная на основе текущих уровней заработной платы, в целом более тесно увязана с суммой, подлежащей выплате в случае выхода участника из программы или прекращения деятельности программы.

Основания, в соответствии с которыми предпочтение отдается методу на основе прогнозируемого уровня заработной платы:

финансовая информация должна быть подготовлена на основе принципа непрерывности (a) деятельности, независимо от необходимых допущений и расчетных оценок;

для программ, использующих принцип последней заработной платы, размер выплаты (b) определяется исходя из заработной платы на момент выхода на пенсию или незадолго до выхода на пенсию, поэтому размеры заработной платы, уровни взносов и нормы доходности должны прогнозироваться; и неспособность включить прогнозируемые размеры заработной платы, когда большая часть (c) финансирования программы опирается на эти значения, может привести к отражению в отчетности избыточного финансирования, в то время как фактически этого не происходит, или же отчетность будет показывать достаточный уровень финансирования, хотя программа фактически финансируется недостаточно.

Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат, основанная на текущем уровне заработной платы, раскрывается в финансовой отчетности программы с тем, чтобы отразить обязательства по заработанным выплатам по состоянию на дату составления финансовой отчетности.

Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат, основанная на прогнозируемом уровне заработной платы, раскрывается с целью отражения величины потенциального обязательства исходя из принципа непрерывности деятельности, на основе которого, как правило, происходит финансирование. Помимо раскрытия актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат, может потребоваться развернутое объяснение для того, чтобы четко показать контекст, в котором эта актуарная приведенная стоимость должна восприниматься. Такое объяснение может иметь форму информации о достаточности планируемого будущего финансирования пенсионной программы и о политике финансирования, основанной на прогнозируемых уровнях заработной платы. Эта информация может включаться в финансовую отчетность или в отчет актуария.

Частота проведения актуарных оценок Во многих странах актуарные оценки проводятся не чаще одного раза в три года. Если актуарная оценка не была подготовлена на дату составления финансовой отчетности, в качестве основы используется самая последняя из имеющихся оценок, с указанием даты ее выполнения.

–  –  –

в финансовую отчетность включается отчет, показывающий чистые активы, доступные для (a) выплат, актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат и итоговый профицит или дефицит. Финансовая отчетность программы также содержит отчеты об изменениях в чистых активах, доступных для выплат, и изменениях актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат. К финансовой отчетности может прилагаться отдельный отчет актуария с обоснованием актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат;

финансовая отчетность, которая включает отчет о чистых активах, доступных для выплат, (b) и отчет об изменениях в чистых активах, доступных для выплат. Актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат раскрывается в примечании к отчетам. К финансовой отчетности может прилагаться отчет актуария с обоснованием актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат; и финансовая отчетность, которая включает отчет о чистых активах, доступных для выплат, (c) и отчет об изменениях в чистых активах, доступных для выплат, актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат представляется в отдельном отчете актуария.

В каждом формате финансовая отчетность также может сопровождаться отчетом доверительных управляющих в форме отчета руководства или директоров и инвестиционным отчетом.

Сторонники применения форматов, описанных в пунктах 28(a) и (b), полагают, что количественное выражение причитающихся пенсионных выплат и другая информация, представляемая на основе таких подходов, помогает пользователям оценить текущее состояние программы и вероятность выполнения обязанностей по ней. Они также считают, что финансовая отчетность должна быть полной сама по себе и не должна опираться на прилагаемые отчеты. Однако, как полагают некоторые специалисты, описанный в пункте 28(a) формат может создать впечатление, что существует обязательство, тогда как, по их мнению, актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат не обладает всеми характеристиками обязательства.

Сторонники применения формата, описанного в пункте 28(c), считают, что актуарная приведенная стоимость причитающихся пенсионных выплат не должна включаться в отчет о чистых активах, доступных для выплат, как это предусмотрено форматом, описанным в пункте 28(a), или даже просто раскрываться в примечании согласно формату, представленному в пункте 28(b), потому что она будет сравниваться непосредственно с активами программы, а такое сопоставление может быть необоснованно. Они утверждают, что актуарии не всегда сравнивают актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат с рыночной стоимостью инвестиций, вместо этого они могут оценивать приведенную стоимость денежных потоков, ожидаемых от инвестиций.

Поэтому сторонники этого формата полагают, что такое сравнение вряд ли отражает общую оценку программы актуарием и она может быть неправильно понята. Некоторые также считают, что информация о причитающихся пенсионных выплатах, независимо от того, представлена ли она в числовом выражении, должна содержаться только в отдельном актуарном отчете, который может содержать надлежащее разъяснение.

Настоящий стандарт принимает точку зрения, разрешающую раскрытие информации относительно причитающихся пенсионных выплат в отдельном отчете актуария. Стандарт отвергает аргументы против числового выражения актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат. Следовательно, настоящий стандарт рассматривает форматы, описанные в пунктах 28(a) и (b), в качестве допустимых, как и формат, описанный в пункте 28(c), если финансовая отчетность содержит ссылку на отчет актуария и сопровождается этим отчетом, содержащим актуарную приведенную стоимость причитающихся пенсионных выплат.

Все программы

Оценка активов программы Инвестиции пенсионной программы учитываются по справедливой стоимости. Справедливой стоимостью рыночных ценных бумаг является их рыночная стоимость. При наличии инвестиций программы, справедливую стоимость которых оценить невозможно, раскрывается причина, по которой справедливая стоимость не используется.

В качестве справедливой стоимости рыночных ценных бумаг обычно принимают их рыночную стоимость как наиболее подходящую меру оценки ценных бумаг на дату составления отчетности и результатов инвестиционной деятельности за период. Ценные бумаги, которые имеют © IFRS Foundation 5 МСФО (IAS) 26 фиксированную стоимость выкупа и были приобретены для обеспечения соответствия обязанностям программы или конкретным компонентам обязанностей, могут учитываться по величине, основанной на их конечной стоимости выкупа, исходя из постоянной нормы доходности до наступления срока погашения. В тех случаях, когда нет возможности определить справедливую стоимость инвестиций программы, таких как стопроцентная доля в организации, в отчетности раскрывается причина, по которой справедливая стоимость не используется. Для инвестиций, которые учитываются по величине, отличной от рыночной или справедливой стоимости, справедливая стоимость, как правило, также раскрывается. Активы, используемые в операционной деятельности фонда, учитываются в порядке, изложенном в соответствующих стандартах.

–  –  –

прилагаемый отчет актуария, предназначенный для прочтения вместе с соответствующей финансовой отчетностью; и для программ с установленными выплатами – описание сделанных значительных (e) актуарных допущений и применяемого метода расчета актуарной приведенной стоимости причитающихся пенсионных выплат.

Отчет пенсионной программы содержит описание программы либо как часть финансовой отчетности, либо в качестве отдельного отчета.

Он может включать следующую информацию:

названия работодателей и групп работников, охваченных данным планом;

(a) количество участников, получающих выплаты, и количество прочих участников, (b) классифицированных соответствующим образом;

тип программы – программа с установленными взносами или программа с (c) установленными выплатами;

примечание, указывающее, делают ли взносы участники программы;

(d) описание пенсионных выплат, причитающихся участникам; ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СТРАН ЕВРОПЫ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ учебно-методическое пособие Казань-2015 УДК 304 ББК 65.9 Г82 Печатается по рекомендации Учебно-методической комисс...» о лицах, подписавших ежеквартальный о...»

«Каменецкий В. А., д.э.н., профессор Есть ли шанс на экономическую эффективность? Как относится большинство наших граждан к тем переменам, которые произошли в России? Подавляющее большинство граждан политические перемены, происшедшие в нашей стране, восприняло с удовлетворением. Иначе, учитывая большевистскую решимо...»

«МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОЛДОВЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ ДЛЯ МОЛДОВЫ РУКОВОДСТВО КРАКОВ 2007 Подготовка и издание настоящей публикации софинансировано в рамках программы польской внешней помощи Министерства иностранных дел Республики Пол...»

Регистрационный № УД-_ФиК / р ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Учебная программа для специальностей: 1-25 01 07 "Экономи...»

МСФО 26 n Применяется по пенсионным планам компаний, где такая отчетность составляется. n Рассматривает пенсионный план как отдельную подотчетную организацию. n Для пенсионных планов применяются положения всех других МСФО, за исключением превалирующего значения МСФО 26. n Регламентирует формирование отчетности, рассматривая всех участников в качестве группы. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 2

МСФО 26 не применяется: n Компенсации по увольнениям. n Отложенные компенсационные выплаты. n Вознаграждения за выслугу лет. n Сокращения штатов. n Планы в области здравоохранения и социального обеспечения. n Планы премиальных бонусов. n Государственные пенсии. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 3

МСФО 26 Пенсионные планы двух типов: n Пенсионные планы с установленным размером взносов. n Пенсионные планы с установленным размером выплат. Гибридные планы рассматриваются как планы с установленным размером выплат. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 4

ПЛАНЫ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ВЗНОСАМИ Отчетность должна отражать: n сумму чистых активов, предназначенных для выплаты пособий; n описание политики финансирования. Цель отчетности: n периодическое представлении информации об эффективности соответствующих инвестиций. Отчетность должна включать: n описание основных направлений деятельности, n отчетность по операциям и эффективности инвестиций, n описание основных направлений инвестиционной политики. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 5

ПЛАНЫ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ВЫПЛАТАМИ n Фирма обещает пенсию в будущем. n Размер требуемых взносов предполагает привлечение актуария. n Для расчета обязательств необходимо определить: – будущий стаж работника, – возраст выхода на пенсию, – размер последней заработной платы, – показатель дожития, – доходность инвестиций пенсионного плана. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 6

ПЛАНЫ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ВЫПЛАТАМИ Отчетность должна содержать отчет, в котором отражены: n чистые активы для выплаты пособий; n актуарная приведенная стоимость обещанных пенсий с разбивкой на безусловные и условные вознаграждения; n дефицит или профицит по программе, или n показатели чистых активов для выплаты пенсий, включая: – примечания об актуарной приведенной стоимости обещанных пенсий с разбивкой на безусловные и условные вознаграждения; или – ссылку на такую информацию в прилагаемом отчете актуария. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 7

АКТУАРНАЯ ПРИВЕДЕННАЯ СТОИМОСТЬ ОБЕЩАННЫХ ПЕНСИЙ Может быть рассчитана исходя: n из текущего уровня заработной платы, n прогнозируемого уровня заработной платы на момент выхода участников на пенсию. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 8

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ АКТИВОВ ПЛАНА n Инвестиции пенсионного плана следует учитывать по справедливой стоимости. n При невозможности оценить справедливую стоимость следует раскрыть причины, по которым учет по справедливой стоимости не ведется. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 9

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ Отчетность по пенсионным планам должна содержать следующую информацию: n отчет об изменениях чистых активов, имеющихся для выплаты пособий; n краткое изложение основных положений учетной политики; n описание программы, а также последствия любых изменений программы за отчетный период. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 10

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ Отчетность по пенсионным планам при необходимости содержит: n Отчет о чистых активах для выплаты пособий с раскрытием: – информации об активах на конец отчетного периода; – метода определения стоимости активов; – информации об отдельных инвестициях, превышающих либо 5% чистых активов, предназначенных для выплаты пособий, либо 5% стоимости ценных бумаг какого-либо класса или вида; – информации о каких-либо инвестициях в компанию работодателя; – прочих обязательств (помимо актуарной приведенной стоимости обещанных пенсий). МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 11

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ n справка с указанием изменений чистых активов для выплаты пособий, содержащая: – взносы работодателя и работников; – доходы от инвестиций; – прочие доходы; – выплаченные или подлежащие выплате пособия; – управленческие и прочие расходы; – налоги на прибыль; – прибыль и убыток от выбытия инвестиций; – передача средств между программами. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам). 12

МСФО (IAS) 26 применяется для отчётности по пенсионным планам в компаниях, которые составляют такого рода отчётность. МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», рассматривает определение затрат по пенсионному обеспечению в финансовой отчётности работодателей, имеющих планы, поэтому МСФО (IAS) 26 дополняет МСФО (IAS) 19.

Фондирование – это перевод активов другому предприятию (фонду), независимому от предприятия работодателя, для покрытия будущих обязательств по выплате пенсий.

Участники – это члены пенсионного плана, а также другие лица, имеющие право на получение выплат по этому плану.

Чистые активы пенсионного плана, служащие источником выплат, – это активы пенсионного плана за вычетом обязательств, отличных от актуарной приведённой стоимости причитающихся пенсионных выплат.

Актуарная приведённая стоимость причитающихся пенсионных вы-плат – это приведённая стоимость ожидаемых выплат по пенсионному плану, причитающихся вышедшим на пенсию и работающим сотрудникам, исходя из уже предоставленных ими услуг.

Безусловные выплаты – это выплаты, право на получение которых согласно условиям пенсионного плана не зависит от продолжения трудовых отношений.

Некоторые пенсионные планы имеют спонсоров, не являющихся работодателями. МСФО (IAS) 26 применяется также к финансовой отчётности таких планов.

Большинство пенсионных планов основывается на официально заключённых договорах. Некоторые планы носят неформальный характер, но приобретают некоторую степень обязательности в результате принятой работодателями практики работы. Хотя некоторые пенсионные планы позволяют работодателям ограничить обязательства по этим планам, аннулирование пенсионного плана, как правило, затруднено, т.к. работодатели хотят сохранить работников. К неформальным пенсионным планам применяются те же методы учёта и отчётности, что и к формальным планам.

Многие пенсионные планы предусматривают учреждение отдельных фондов, в которые производятся взносы и из которых осуществляются выплаты. Такие фонды могут находиться под управлением лиц, которые осуществляют независимое управление активами фондов. В некоторых странах эти лица именуются доверительными управляющими. Термин «доверительный управляющий» используется в МСФО (IAS) 26 применительно к таким лицам независимо от того, имеет ли место формальное создание доверительного фонда (траста).

Финансовая отчётность пенсионного плана, с установленными выплатами или с установленными взносами, содержит следующую информацию:

а) отчёт об изменениях в чистых активах пенсионного плана, служащих источником выплат;

б) краткое изложение основных принципов учётной политики и

в) описание плана и влияния любых изменений в плане в течение периода.

Финансовая отчётность, которую предоставляют пенсионные планы, включает следующую информацию (где применимо):

а) отчёт о чистых активах пенсионного плана, служащих источником выплат, с раскрытием следующей информации:

1) активы по состоянию на конец периода, классифицированные соответствующим образом;

2) метод оценки активов;

3) сведения о каждой отдельной инвестиции, превышающей либо 5% чистых активов пенсионного плана, служащих источником выплат, либо 5% от общей стоимости ценных бумаг любого класса или типа;

4) сведения о каждой инвестиции в работодателя и

5) обязательства, отличные от актуарной приведённой стоимости причитаю-щихся пенсионных выплат;

б) отчёт об изменениях в чистых активах пенсионного плана, служащих источником выплат, с представлением следующей информации:

1) взносы работодателей;

2) взносы работников;

3) инвестиционный доход, например, проценты и дивиденды;

4) прочий доход;

5) выплаты, оплаченные или подлежащие оплате (представленные по категориям, например: пенсии по старости, выплаты в случае смерти, нетрудоспособности, а также единовременные выплаты);

6) административные расходы;

7) прочие расходы;

8) налоги на прибыль;

9) прибыль и убытки от реализации инвестиций и изменения в стоимости инвестиций и

10) переводы из других планов и в другие планы;

в) описание политики фондирования пенсионного фонда;

г) для пенсионных планов с установленными выплатами – актуарная приведённая стоимость причитающихся пенсионных выплат (которые могут разделяться на безусловные и небезусловные выплаты), основанная на пенсиях, причитающихся в соответствии с условиями плана, на стоимости предоставленных к данному моменту услуг и использовании либо текущих уровней заработной платы, либо прогнозируемых уровней; эта информация может включаться в прилагаемый отчёт актуария, предназначенный для прочтения вместе с соответствующей финансовой отчетностью и

д) для пенсионных планов с установленными выплатами – описание сделанных значительных актуарных допущений и применяемого метода расчёта актуарной приведённой стоимости причитающихся пенсионных выплат.

Отчёт пенсионного плана содержит описание плана либо как часть финансовой отчётности, либо в качестве отдельного отчёта. Он может включать следующую информацию:

а) названия работодателей и групп работников, охваченных данным планом;

б) количество участников, получающих выплаты, и количество прочих участников, классифицированных соответствующим образом;

в) тип плана – план с установленными взносами или план с установленными выплатами;

г) примечание, указывающее, делают ли взносы участники плана;

д) описание пенсионных выплат, причитающихся участникам;

е) описание каждого из условий выхода участника из плана; и

ж) изменения в течение периода, охваченного отчётом.

- 28.54 Кб

Ни одна область бухгалтерского учета не отражает так глубоко интересы широких народных масс, как учет расчетов по оплате труда и социальному обеспечению, и именно эта область учета особенно сложна в связи с большим разнообразием практических ситуаций. В МСФО рассматриваемым вопросам посвящены два стандарта: 19 "Вознаграждения работникам" и 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)". Указанные стандарты определяют общие правила бухгалтерского учета и представления в финансовой отчетности различных видов выплат работникам. В России еще не разработано единое ПБУ, регламентирующее учет и отражение в отчетности обязательств по оплате труда и социальному обеспечению. Оплата труда в России регламентируется Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другими документами.

Цель и сфера применения МСФО 26

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)» должен применяться для отчетности по программам пенсионных вознаграждений в тех компаниях, где такая отчетность составляется.

Программы пенсионных вознаграждений могут называться по-разному, например «пенсионные схемы» или «схемы пенсионных вознаграждений». МСФО (IAS) 26 рассматривает программу пенсионных вознаграждений как отдельную подотчетную организацию, независимую от компании, где работают участники такой программы.

МСФО (IAS) 26 регламентирует формирование отчетности по программе, рассматривая всех участников в качестве группы. Его положения не распространяются на отчетность для индивидуальных участников программы, отражающую их права на пенсионное вознаграждение.

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» устанавливает порядок расчета стоимости пенсионных вознаграждений для финансовой отчетности работодателей. МСФО (IAS) 26 дополняет МСФО (IAS) 19.

Программы пенсионных вознаграждений могут осуществляться в двух вариантах:

1) с установлением размера взносов;

2) с установлением размера пенсионных выплат.

Некоторые программы имеют характеристики и тех, и других. Для целей МСФО (IAS) 26 такие планы рассматриваются как программы с определенным размером выплат.

Нередко в целях пенсионного обеспечения прибегают к созданию специальных фондов, которые могут быть самостоятельными юридическими лицами, а также могут управляться доверенными лицами. В такие фонды уплачиваются взносы, а они, в свою очередь, осуществляют выплату пенсионных пособий. МСФО (IAS) 26 применяется ко всем из них.

Программы пенсионных вознаграждений с инвестированными активами и страховые компании должны вести учет в соответствии с теми же требованиями бухгалтерского учета и финансирования, что и частные инвестиционные программы. Они относятся к сфере, регулируемой МСФО (IAS) 26, за исключением тех случаев, когда договор со страховой компанией заключается от имени конкретного участника или группы участников, а обязательства по выплате пенсионных вознаграждений представляют собой исключительную ответственность страховой компании.

К сфере действия МСФО (IAS) 26 не относятся иные виды вознаграждений для работников, например, такие, как:

компенсации в связи с увольнением;

отложенные компенсационные выплаты;

вознаграждения за выслугу лет;

специальные программы раннего выхода на пенсию или сокращения штатов (выходные пособия);

программы в области здравоохранения или социального обеспечения;

программы, предусматривающие выплаты премиальных (бонусов).

Требования МСФО (IAS) 26 также не распространяются на государственные пенсии.

Основные определения МСФО 26

Программы пенсионных вознаграждений - это договоры, в соответствии с которыми компания обеспечивает выплаты своим работникам по окончании трудовой деятельности (в форме ежегодного дохода или единовременной выплаты), когда такие выплаты или взносы работодателя могут быть определены (или оценены) заранее, до выхода работника на пенсию, исходя из установленных договором условий или из сложившейся в компании практики.

Программы (планы) с установленными взносами - это пенсионные Программы (планы), в которых пенсионные выплаты определяются исходя из размера взносов компании в фонд и соответствующего инвестиционного дохода.

Программы (планы) с установленными выплатами - это пенсионные программы (планы), в которых размер пенсионных выплат устанавливается на основе формулы, обычными параметрами которой являются заработная плата работников и/или стаж работы в компании.

Финансирование - это передача активов независимому от работодателя юридическому лицу (фонду) для выполнения будущих обязательств по выплате пенсий.

Участники - это лица, которые имеют право на получение пенсионных вознаграждений по данной программе.

Чистые активы, имеющиеся для выплаты пособий, - это активы программы за вычетом обязательств, кроме актуарной приведенной стоимости обещанных пенсий.

Актуарная приведенная стоимость обещанных пенсий - это приведенная стоимость ожидаемых выплат по пенсионной программе нынешним и бывшим работникам за услуги, которые они уже оказали.

Обеспеченные вознаграждения - это вознаграждения, права на получение которых не обусловлены продолжением работы в компании.

Программы (планы) с установленными взносами

Отчетность по программам с установленными взносами должна отражать:

сумму чистых активов, предназначенных для выплаты пособий;

описание политики финансирования.

В соответствии с условиями программы (плана) с установленными взносами размер будущих выплат участникам определяется исходя из размера взносов работодателей, участников или обеих сторон, а также исходя из эффективности деятельности и доходности инвестиций фонда.

Обязательства работодателя, как правило, выполняются путем перечисления средств в фонд.

Деятельность по программе представляет особый интерес для ее участников, поскольку прямо влияет на уровень их будущих пенсий.

Участники хотят знать, получены ли фондом их взносы и осуществляется ли надлежащий контроль в целях защиты прав получателей пособий.

В свою очередь, работодатель заинтересован в эффективной и добросовестной деятельности в рамках программы. Работодатель предпочитает иметь низкие затраты по управлению фондом. Высокие показатели выплат из фондов мотивируют работу персонала и смягчают требования об увеличении взносов в пенсионный фонд.

Цель отчетности по программе с установленными взносами состоит в периодическом представлении информации об эффективности соответствующих инвестиций. Такая отчетность должна включать:

описание основных направлений деятельности за отчетный период и последствий каких-либо изменений, связанных с программой и с условиями участия в программе;

отчетность по операциям и сведения об эффективности инвестиций за отчетный период, а также о финансовом положении программы на конец отчетного периода;

описание основных направлений инвестиционной политики.

Программы (планы) с установленными выплатами

Программа с установленными выплатами является более сложной, чем программа с установленными взносами. В соответствии с условиями такой программы участнику обещается конкретный размер пенсии исходя из стажа работы в фирме и получаемой заработной платы (за последний год или в среднем за последние 3 года).

Фирма обещает пенсию в будущем. Размер требуемых взносов в фонд определяется на основе исключительно сложных расчетов, предполагающих привлечение специалиста (актуария), который дает рекомендации о величине взносов.

В целях расчета обязательств перед будущим пенсионером необходимо определить:

стаж, в течение которого каждый член коллектива будет работать в фирме;

возраст выхода на пенсию;

размер последней заработной платы;

продолжительность жизни пенсионера после выхода на пенсию (показатель дожития).

В случае если супруг(а) будет получать пенсию после смерти пенсионера, необходимо провести дополнительные расчеты.

В целях расчета размера взносов необходимо определить допущения о доходности инвестиций средств пенсионного фонда.

На основе указанных оценочных показателей актуарий рассчитывает, будет ли достаточна сумма взносов в фонд для выплаты обещанной пенсии или необходимо увеличить размер взносов, если средства фонда окажутся в дефиците (а возможно, и уменьшить, если в фонде будет излишек средств).

Отчетность по программе с установленными выплатами должна содержать:

1) отчет, в котором отражены:

чистые активы, имеющиеся для выплаты пособий;

актуарная приведенная стоимость обещанных пенсий с разбивкой на безусловные и условные вознаграждения;

дефицит или профицит по программе;

2) отчет, в котором отражены показатели чистых активов, имеющихся для выплаты пенсий, включая:

примечания, в которых раскрывается информация об актуарной приведенной стоимости обещанных пенсий с разбивкой на безусловные и условные вознаграждения;

Если актуарная оценка на отчетную дату не была выполнена, то в качестве базы следует использовать самую последнюю имеющуюся оценку, а также раскрыть информацию о дате такой оценки.

Актуарная приведенная стоимость обещанных пенсий должна определяться исходя из стоимости полученных компанией к отчетной дате услуг на основе:

текущего уровня заработной платы;

прогнозируемого уровня заработной платы с раскрытием информации об использованном методе оценки.

Также следует раскрывать информацию о последствиях каких-либо изменений актуарных допущений, которые оказали существенное влияние на актуарную приведенную стоимость.

В отчетности следует разъяснить связь между актуарной приведенной стоимостью обещанных пенсий и суммой чистых активов, имеющихся для выплаты пособий, а также политику финансирования обещанных пенсий.

В соответствии с условиями программ с установленными выплатами будущие пенсии зависят от:

финансового состояния программы;

способности вкладчиков делать взносы в программу в будущем;

эффективности инвестиционной и операционной деятельности по программе.

При осуществлении программ с установленными выплатами необходимо периодически получать актуарные оценки финансового состояния программы, пересматривать актуарные допущения и получать рекомендации относительно будущих размеров взносов.

Описание работы

Ни одна область бухгалтерского учета не отражает так глубоко интересы широких народных масс, как учет расчетов по оплате труда и социальному обеспечению, и именно эта область учета особенно сложна в связи с большим разнообразием практических ситуаций. В МСФО рассматриваемым вопросам посвящены два стандарта: 19 "Вознаграждения работникам" и 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)". Указанные стандарты определяют общие правила бухгалтерского учета и представления в финансовой отчетности различных видов выплат работникам.

МСФО 26
Применяется по пенсионным планам компаний,
где такая отчетность составляется.
Рассматривает пенсионный план как отдельную
подотчетную организацию.
Для пенсионных планов применяются
положения всех других МСФО, за исключением
превалирующего значения МСФО 26.
Регламентирует формирование отчетности,
рассматривая всех участников в качестве
группы.

2

МСФО 26
МСФО 26 не применяется:
Компенсации по увольнениям.
Отложенные компенсационные выплаты.
Вознаграждения за выслугу лет.
Сокращения штатов.
Планы в области здравоохранения и
социального обеспечения.
Планы премиальных бонусов.
Государственные пенсии.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
3

МСФО 26
Пенсионные планы двух типов:

размером взносов.
Пенсионные планы с установленным
размером выплат.
Гибридные планы рассматриваются как планы с
установленным размером выплат.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
4

ПЛАНЫ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ВЗНОСАМИ
Отчетность должна отражать:
сумму чистых активов, предназначенных для выплаты
пособий;
описание политики финансирования.
Цель отчетности:
периодическое представлении информации об
эффективности соответствующих инвестиций.
Отчетность должна включать:
описание основных направлений деятельности,
отчетность по операциям и эффективности инвестиций,
описание основных направлений инвестиционной политики.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
5


Фирма обещает пенсию в будущем.
Размер требуемых взносов предполагает
привлечение актуария.
Для расчета обязательств необходимо определить:
– будущий стаж работника,
– возраст выхода на пенсию,
– размер последней заработной платы,
– показатель дожития,
– доходность инвестиций пенсионного плана.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
6

ПЛАНЫ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ВЫПЛАТАМИ
Отчетность должна содержать отчет, в котором отражены:
чистые активы для выплаты пособий;
актуарная приведенная стоимость обещанных пенсий с
разбивкой на безусловные и условные вознаграждения;
дефицит или профицит по программе, или
показатели чистых активов для выплаты пенсий, включая:
– примечания об актуарной приведенной стоимости
обещанных пенсий с разбивкой на безусловные и
условные вознаграждения; или
– ссылку на такую информацию в прилагаемом отчете
актуария.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
7

АКТУАРНАЯ ПРИВЕДЕННАЯ СТОИМОСТЬ
ОБЕЩАННЫХ ПЕНСИЙ
Может быть рассчитана исходя:
из текущего уровня заработной платы,
прогнозируемого уровня заработной платы
на момент выхода участников на пенсию.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
8

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ АКТИВОВ ПЛАНА
Инвестиции пенсионного плана следует
учитывать по справедливой стоимости.
При невозможности оценить справедливую
стоимость следует раскрыть причины, по
которым учет по справедливой стоимости не
ведется.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
9

10.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Отчетность по пенсионным планам должна
содержать следующую информацию:
отчет об изменениях чистых активов,
имеющихся для выплаты пособий;
краткое изложение основных положений
учетной политики;
описание программы, а также последствия
любых изменений программы за отчетный
период.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
10

11.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Отчетность по пенсионным планам при необходимости
содержит:
Отчет о чистых активах для выплаты пособий с раскрытием:
– информации об активах на конец отчетного периода;
– метода определения стоимости активов;
– информации об отдельных инвестициях, превышающих либо
5% чистых активов, предназначенных для выплаты пособий,
либо 5% стоимости ценных бумаг какого-либо класса или
вида;
– информации о каких-либо инвестициях в компанию
работодателя;
– прочих обязательств (помимо актуарной приведенной
стоимости обещанных пенсий).
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).
11

12.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
справка с указанием изменений чистых активов для выплаты
пособий, содержащая:
– взносы работодателя и работников;
– доходы от инвестиций;
– прочие доходы;
– выплаченные или подлежащие выплате пособия;
– управленческие и прочие расходы;
– налоги на прибыль;
– прибыль и убыток от выбытия инвестиций;
– передача средств между программами.
МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по пенсионным планам (программам).

Новое на сайте

>

Самое популярное