Домой ОТП банк Соотношение финансового налогового бюджетного и банковского права. Налоговое, бюджетное, банковское право

Соотношение финансового налогового бюджетного и банковского права. Налоговое, бюджетное, банковское право

Аннотация

основной образовательной программы (ООП)

высшего профессионального образования

по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

профиль «Налоговое, бюджетное и банковское право»

1. Присваиваемая квалификация (степень) – магистр.

2. Форма обучения –заочная.

3. Срок освоения ООП – 2 года 5 месяцев.

4. Требования к абитуриенту. Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний.

5. Область профессиональной деятельности выпускника : включает разработку и реализацию правовых норм в финансовой сфере; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

6. Объекты профессиональной деятельности выпускника : Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм в финансовой сфере, обеспечения законности и правопорядка.

7. Виды профессиональной деятельности выпускника : Научно-исследовательская - основной вид деятельности; Организационно-управленческая – дополнительный вид деятельности

8. Основные изучаемые дисциплины профессионального цикла : Актуальные проблемы финансового права; Государственное управление таможенным делом; Валютно-правовое регулирование: теория и практика; Международное экономическое право; Правовое регулирование банковских операций и сделок; Налоговая система России; Правовые основы банковского надзора; Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности; Проблемы оптимизации налогового, бюджетного и банковского законодательства

9. В результате освоения ООП выпускник будет способен квалифицированно проводить научные исследования в области права, принимать оптимальные управленческие решения; воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности.

Основными направления научно-исследовательской деятельности по профилю подготовки выступают: правовое регулирование налогообложения, финансово-правовая деятельность органов государственной власти, администрирование таможенных платежей, валютно-правовое регулирование и валютный контроль, банковский надзор, международная экономическая деятельность.

Студенты, обучающиеся по данному профилю, имеют возможность участвовать и публиковать тезисы научных статей по итогам ежегодно организуемых на юридическом факультете международных научно-практических конференций, таких как Международный конституционный форум (организуется ежегодно в декабре), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы политико-правового развития России» (организуется ежегодно в апреле), Международная конференция по проблемам таможенного дела (организуется ежегодно в октябре), а также конференциях, проводимых на базе других ВУЗов г. Саратова и Российской Федерации.

Между финансовой и банковской отраслью права есть довольно большая разница, которая становится еще более ощутимой при более детальном анализе каждой из них. Главным различием банковского и финансового права является предмет и метод правового регулирования в этих институциях.

Разница между банковским и финансовым правом

В качестве предмета правового регулирования банковское право выделило денежно-кредитную систему и то, как в ней функционируют Банк России и другие кредитные организации. Финансовое бюджетное право больше внимания концентрирует на финансовых государственных и муниципальных органах, а также предметом данной дисциплины являются российские финансовые системы.

Финансовая деятельность выполняет распределительную, контрольную и стимулирующую функции касаемо распределения общественного продукта и национального дохода (при этом регулирование имеет денежную форму). Эти процессы тесно связаны с нормами финансового права, которые широко применяются для регулирования отношений во время выполнения всех вышеперечисленных функций.

Структура финансовой правовой системы

Замечание 1

Денежные доходы и расходы, формирование отдельных субъектов финансового рынка, отрасли и секторы государственного хозяйства – все это тесно связано с финансовой правовой системой.

Центральное место во всей этой структуре занимают именно финансы, которые принадлежат непосредственно государству. В свою очередь, государственные финансы (по большей части) состоят из госбюджета – денежные доходы и расходы государства, которые были подтверждены в росписях и других документах. Большая часть госбюджета формируется на основе налоговых платежей предпринимательств и населения, а главным источником считается именно рыночная экономика.

Современную финансовую систему формируют государственная и негосударственная финансовые подотрасли. К негосударственной финансовой системе можно отнести финансы домашних хозяйств, личные финансы, а также те средства, которыми располагают коммерческие и некоммерческие организации. Источником создания данных ресурсов является производительный труд населения и рынка без прямого влияния со стороны государства. Функционирование государственной системы обеспечивается за счет способов перераспределения финансов с помощью принятия и исполнения соответствующих волевых законов.

Определение 1

Муниципальная финансовая система – структурная часть правового регулирования, которая не является частью ни государственной, ни рыночной экономической систем.

Подсистемы финансового права

Отметим, что финансовая система сформирована на основе совокупности трех единых видов подсистем:

  • государственной;
  • муниципальной;
  • негосударственной.

Налоговое право занимается непосредственным регулированием отношений, которые имеют прямую связь с отношениями бюджетного права. У налогового права присутствуют собственные предмет и способ регулирования правовых норм – регулировать налоговые отношения с помощью такого инструмента, как властный приказ. Статья 2 ПК РФ определяет все отношения, которые подпадают под регулирование налогового права. Также данный раздел характеризует форму отношений, которые возникают во время установления, введения и взимания налоговых сборов в РФ. Отношения также контролируют налоговый контроль, акты налоговых органов, действия должностных лиц, а также привлечение субъектов к ответственности в случае налоговых правонарушений.

Еще одной отличительной особенностью налогового права, в сравнении с банковским, является форма регулирования финансовых систем. Банковское право регулирует деятельность между кредитными организациями и Банком России. А налоговое право занимается отношениями касаемо взимания налогов и сборов между кредитными организациями и государством.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва :

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения .

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское публичное право - другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Общая характеристика бюджетного права

Бюджетное право - основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Предмет:

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

· формировании доходов бюджетов;

· расходах бюджетов;

· осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

· проведении бюджетного контроля;

· применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Общая характеристика налогового права

1. Налоговое право как и любое другое правовое образование имеет свой предмет в качестве которого традиционно рассматривается вид общественных отношений. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Она обусловлена экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей в части общественного продукта. В настоящее время юридическая наука предложила несколько определений налогового права, различия между которыми заключается главным образом в круге общественных отношений. По мнению одного из авторов (Веницкий) определил предмет налогового права как отдельную группу, к которой относятся отношения по установлению и ведению налогов и сборов, отношения по взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Пустова определяет налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физ.лиц и организаций.

Метод правового регулирования – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Основным методом в налоговом праве является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщика).

Особенности проявления императивного метода:

a) доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, которые возникают при налогообложении

b) ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими по своему усмотрению приобретать права и обязанности и определять их содержание

c) юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в развитии содержания их правосубъектности. Государство как субъект налогового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения

d) тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

В настоящее время все большее количество ученых отмечают, что помимо традиционного метода властных предписаний, существует и диспозитивный метод правового регулирования. Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности поведения в рамках налогового законодательства.

4.Налоги следует отличать от других видов платежей в бюджет. С целью придания каждому виду платежа того правового режима, который соответствует экономической и правовой сущности платежа. Анализ ст.6 п.2 НК позволяет разграничить сбор от налога по следующим основаниям:

1) сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, налоги призваны финансировать деятельность государства в целом. Целью сбора является удовлетворение только определенных потребностей, а налога – удовлетворение публичных потребностей государства

2) сборы являются относительно возмездным платежом, т.е. уплатив сбор субъект получает взамен право, статус, разрешение. Уплатив сбор частное лицо вправе требовать от государства в лице соответствующих органов определенных действий, в том числе и через суд. Признаком налога является безвозмездность.

3) сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений

4) вступление в отношение, связанное с уплатой сборов носит для лица добровольный характер, т.к. добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой налога, вступление же лица в отношения с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер

Виды налогов:

1) по степени компетенции органов государственной власти выделяют общегосударственные и местные налоги

Общегосударственные устанавливаются в законодательном порядке парламентом или президентом, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджет различных уровней. Местные налоги устанавливаются местных советов депутатов в соответствии с законом «О бюджете на очередной бюджетный год»

2) по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются на доходы и имущество плательщиков. Косвенные включаются в отпускную цену товара (работ, услуг) в виде надбавки. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров, который является посредником между государством и потребителем. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. По уровню бюджета налоги различают закрепленные и регулирующие налоги.

Общая характеристика банковского права

Банковское право - межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

В состав банковского права входят как нормы гражданского права и предпринимательского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус центрального банка, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Функции банковского права:

Регулятивная функция банковского права

В основу регулирования государством общественных отношений, и в частности банковских, закладывается система организованного властного воздействия на объект управления и его поведение (банковская деятельность), а именно правовое регулятивное воздействие.

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

ü система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;

ü совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Банковское право в России:

Процесс организации обеспечения регулирования, равно как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование общественных отношений нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений.

Система банковского права:

В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России.

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой, где первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, ко второму относятся кредитные организации: коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты. Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в процессе правового регулирования возводит управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования, устанавливает правила осуществления банковской деятельности. Следовательно, в понятии организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности при установлении правовых основ государство реализует свое право регулирования банковских правоотношений, а также организует систему своего управляющего воздействия на банковскую деятельность.

Особенности банковского права:

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью (но суд может применить принуждение к любым из субъектов банковской системы).

Управление банковской системой:

Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции Российской Федерации); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

Ø назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

Ø назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

Ø направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

Ø рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

Ø рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

Ø принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

Ø проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

Ø заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Роль Правительства Российской Федерации складывается во взаимодействии с Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией Российской Федерации как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.

1. Понятие и предмет финансового права.

2. Признаки финансовых правоотношений.

3. Понятие и предмет налогового права.

4. Налоги: Элементы, признаки и виды.

Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;

2) опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;

3) носят распределительный характер;

4) являются разновидностью экономических отношений;

5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

Таким образом,источниками финансового права являются нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы.

Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. (ст.35 Конституции РК).



Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования фин. отношений, важное место в системе источников фин. права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.

Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Такое определение содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.

В частности, она содержит институт, который можно было именовать «Управление в области государственных финансов».

О существовании такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издания государством либо его органом обязательных предписании, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.

Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планирования - бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.

Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный (безэквивалентный) и стабильный характер.

В материальном смысле налог- это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные срок и в установленном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег либо определенное кол-во вещей, определяемых родовыми признаками, которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:

Налог-это установление государства

Существует только в правовой форме

Налог- это одностороннее установление государства

Установление налога порождает налоговое обязательство

Носит принудительный характер

Посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.

Экономические признаки налога:

1. налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства

2. налог носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги

3. безвозвратность уплаты налога

4. безэквивалентность уплаты налога

5. смена формы собственности при уплате налога

Основными элементами налога являются:

1. Субъект налога; 2. Объект налога; 3. Налоговая база; 4. Налоговая ставка; 5. Налоговый период; 6. Порядок исчисления налога; 7. Порядок уплаты налога; 8. Налоговые льготы;

Субъект налога – это лицо, обязанное платить налог.

Объект налога – это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщиков возникает налоговое обязательство.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физические или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяется сумма налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

Порядок исчисления налога представляет собой совокупность действия соответствующего лица по определению суммы налога, подлежащего у уплате.

Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Налоговые льготы – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.

Функции налога – основное направление действия налога, выражающее его сущность.

Налог выполняет 3 функции:

фискальная функция;

контрольная функция;

регулирующая функция.

Основная функция налога - фискальная. Исторически налоги возникли как способ добывания государством необходимых денежных средств.

В более широком смысле эта функция выступает в качестве распределительной - посредством налогов происходит распределение совокупного общ. продукта в пользу государства, в результате чего происходит отчуждение частной собственности в государственную.

Виды налогов:

1. Корпоративный подоходный налог;

2. Индивидуальный подоходный налог;

3. Налог на добавленную стоимость;

4. Акцизы;

5. Налоги и специальные платежи недропользователей;

6. Социальный налог;

7. Земельный налог;

8. Налог на транспортные средства;

9. Налог на имущество.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямой налог – налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т.е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества.

Косвенный налог- это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком. Примером такого налога выступают НДС и акцизы.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги - это налоги на имущество, налог на транспортные средства.

Личные налоги - это налоги на доходы/прибыль/налогоплательщика.

2. В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

3. В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с юридических лиц.

4. В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

5. В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

6. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.

7. По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

Новое на сайте

>

Самое популярное