Домой Россельхозбанк Проблема развития человеческого потенциала в экономике. Пути решения проблем человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала в экономике. Пути решения проблем человеческого потенциала

1.7. Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное - их качеством. Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки». На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

Безусловно, были перечислены не все проблемы, которые необходимо решить для эффективного развития авиационного грузового потенциала России, но, думается, наиболее важные. Нужно четко понимать...

Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки

В контексте социологических наук коррупция рассматривается с точки зрения феномена, влияющего показатели человеческого развития и в качестве одной из причин бедности населения...

Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г...

Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала

Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики...

На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире...

Модели экономического развития развивающихся стран

Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ–ХXI веков

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений...

Политика стимулирования экспорта

Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том...

Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство

Страны, которые развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же...

Стратегические основы развития внешнеторговых связей Украины со странами СНГ

Украина, став на путь рыночной трансформации, оказалась в конкурентной внешней среде, к которой ее экономика оказалась не очень подготовленной. Несбалансированность структуры производства, недостаточный учет потребительского спроса...

Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития

Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж.М. Кейнсом, В.В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь...

Человеческий потенциал стран Азии

Ежегодно, начиная с 1990 г., в Докладе о развитии человека публикуется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который выходит за рамки ВВП и построен на более широком определении благосостояния...

Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения в современной мировой экономике

Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн...

Как уже отмечалось ранее, при изучении человеческого развития необходимо уделять внимание не только характеристике общих тенденций этого процесса, но и неравенству развития человеческого потенциала но регионам. Для России эта проблема является чрезвычайно актуальной, поскольку страна разделена на климатические, административные и экономические регионы, резко различающиеся но уровню развития. Отличия территорий России но уровню экономического и социального развития настолько велики, что учет их в экономической и политической деятельности является не только необходимым, но и неизбежным.

Соответственно анализ динамики человеческого развития также является для России чрезвычайно актуальным. За последние годы Россия спустилась с 34-го места по ИЧР (поданным за 1992 г.) до 71 -го (поданным за 2004 г.), хотя и находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Во многом такое изменение связано с негативной динамикой человеческого развития в регионах. В связи с этим особый интерес представляет вклад каждого региона в уровень развития страны. Первоочередной задачей статистики является обеспечение всех заинтересованных сторон адекватной информацией об уровне развития регионов. Не случайно в рамках программ развития ООН, начиная с 1998 г., в Докладах о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации особое внимание уделяется именно региональным аспектам этой проблемы.

Основные факторы дифференциации регионов по уровню человеческого развития могут быть объединены в три группы:

  • природно-климатические;
  • экономические, в том числе и различия в структуре экономики;
  • экономико-географические.

Природно-климатические условия оказывают огромное влияние на уровень жизни населения России, поскольку территорию страны пересекает несколько климатических поясов. Климат оказывает непосредственное влияние на условия жизни и здоровье человека. Северный Кавказ и южные регионы страны являются наиболее благоприятными не только для жизни человека, но и для развития сельского хозяйства. Однако в России есть немало регионов, практически непригодных для проживания. К таковым можно отнести Якутию, Чукотку, северные районы Сибири и Дальнего Востока.

Повышенные физиологические нагрузки в таких регионах являются одной из основных причин заболеваемости населения и снижения продолжительности жизни. Кроме того, в этих районах намного выше расходы на поддержание нормальных условий жизни, чем, например, в Европейской части России. В районах Крайнего Севера продолжительность отопительного сезона достигает 320 дней в году. Затраты населения на одежду и обувь в северных регионах в 1,5–2 раза выше, чем в южных, а расходы на продовольствие – в 2–3 раза. Эти обстоятельства требуют территориальной дифференциации прожиточного минимума. Таким образом, различия в природно-климатических условиях обусловливают необходимость проведения различной региональной социальной и экономической политики. Кризисные явления 1990-х гг. привели к тому, что региональные власти практически прекратили компенсировать населению ущерб, связанный с проживанием в тяжелых условиях, что породило интенсивную межрегиональную миграцию, повлекшую за собой серьезные перераспределения ресурсов страны.

Характер экономического развития оказывает чрезвычайно сильное влияние на различия регионов в уровне жизни населения. Высокая концентрация экономического потенциала в отдельных регионах обусловлена в первую очередь тем, что многие годы СССР проводил политику, направленную на развитие крупных производств. Кроме того, концентрация экономического потенциала связана с различиями в природных ресурсах регионов.

В табл. 9.6 представлена структура валового регионального продукта (ВРП) по федеральным округам России.

Таблица 9.6

Структура ВРП по федеральным округам РФ, %

Федеральный

Центральный

Уральский

Приволжский

Сибирский

Северо-Западный

Дальневосточный

Из данных, приведенных в табл. 9.6, следует, что доля двух федеральных округов – Центрального и Уральского – в производстве ВРП составила в 2007 г. 51,6%. Это связано прежде всего с тем, что на долю только двух субъектов РФ, входящих в эти округа, – г. Москвы и Тюменской области – приходится 33,68%. Необходимо отмстить, что вклад этих субъектов на протяжении всего рассматриваемого периода достаточно стабилен и составляет около 30%, т.е. треть ВРП страны. Доля 10 крупнейших регионов в 2007 г. была 61,1%. В то же время в 2007 г. 40 регионов имели долю в ВРП менее 0,5%, а 60 регионов – менее 1,0%.

В России изучение динамики производства приобретает особую важность в связи с необходимостью анализа и оценки перспектив развития регионов. Основное влияние на динамику их развития оказывает положение в доминирующих отраслях.

Анализ динамики промышленного производства свидетельствует о том, что далеко не во всех регионах она положительная (табл. 9.7).

Таблица 9.7

Группировка регионов РФ по динамике промышленного производства

Группы регионов по индексу физического объема промышленного производства, %

Число регионов в различные годы

120,0 и выше

Из табл. 9.7 следует, что наиболее благополучным с точки зрения динамики промышленного производства был период с 2003 г. по 2007 г.: большинство предприятий имели индекс объема промышленного производства 105,0% и выше. Однако в 2004 г. распределение регионов становится несколько хуже по сравнению с 2000 г. Если в 2000 г. только одни регион – Агинский Бурятский автономный округ – имел прирост объема промышленного производства менее 100%, то в 2004 г. таких регионов восемь и их количество остается стабильным вплоть до 2007 г. Кроме того, центр распределения регионов смещается к более низким значениям индексов. В целом по России это привело к снижению прироста объема промышленного производства с 11,9% в 2000 г. до 6,3% в 2007 г. Существенное ухудшение ситуации отмечается в кризисном 2008 г.: 22 региона (26,8% от их общего количества) имеют индекс объема промышленного производства ниже 100%, а 31 регион – ниже 105,0%. Таким образом, кризис привел к существенному сокращению индекса промышленного производства, который составил в 2008 г. лишь 102,1%.

Различия в экономическом развитии регионов тесно связаны со спецификой проблем, возникающих в социальной сфере. Цели развития тысячелетия, сформулированные ООН, позволяют разработать систему индикаторов регионального развития.

Специфика социальных проблем в России тесно связана с демографическими характеристиками населения регионов. В большинстве субъектов РФ продолжается сокращение численности населения. Особенно существенно она уменьшается в регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского федеральных округов. В 2008 г. лишь в 22 субъектах страны (из них восемь – регионы Южного федерального округа) отмечалось увеличение численности населения. Ее наибольший прирост зарегистрирован в таких регионах Южного федерального округа, как республики Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Чеченская. В первую очередь это обусловлено превышением рождаемости населения над смертностью. Значительный прирост численности населения отмечается в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах Тюменской области, связанный не только с естественным приростом населения, но и с его миграцией с целью найти работу на предприятиях добывающих отраслей.

В России выделяются регионы со значительным миграционным приростом: Краснодарский край, Ставропольский край, Белгородская, Самарская, Саратовская области, Республика Татарстан, Калининградская область, г. Москва. В России можно выделить три основных потока миграции, оказавших существенное влияние на экономическую и социальную ситуацию в регионах:

  • приток мигрантов из ближнего зарубежья, максимум которого пришелся на 1994 г. В настоящее время этот приток сокращается;
  • приток мигрантов из северных и восточных регионов страны на "большую землю", за исключением нефте- и газодобывающих регионов Сибири;
  • отток мигрантов русского и русскоязычного населения из республик Северного Кавказа из-за политической нестабильности и снижения уровня жизни.

С одной стороны, интенсивный приток мигрантов усиливает конкуренцию на рынке труда, обостряет жилищную и другие социальные проблемы, создает нагрузку на всю социальную инфраструктуру, а в ряде случаев и обостряет национальные и этнические противоречия. С другой стороны, приток мигрантов способствует увеличению доли более молодого и образованного населения, что создает предпосылки для экономического роста.

С различиями в демографических процессах и производстве в регионах тесно связаны различия на рынках труда. Рост промышленного производства способствовал снижению уровня безработицы в большинстве субъектов страны, однако ее уровень по-прежнему остается достаточно высоким. В среднем по России уровень безработицы в 2007 г. был 6,1%, и только три округа: Центральный, Северо-Западный и Уральский – имели показатели ниже среднероссийского. Для них уровни безработицы составили соответственно 3,1; 4,2; 4,9%. Однако и внутри этих округов наблюдаются существенные различия регионов по уровню безработицы. Наименее благоприятное положение сложилось в Южном федеральном округе, все регионы которого имеют уровень безработицы выше среднего по стране. В таких субъектах, как республики Дагестан (20,2%), Ингушетия (47,3%), Кабардино-Балкарская (17,6%), Калмыкия (14,4%), Чеченская (53,0%), уровень безработицы в разы превышает среднероссийские показатели. Кризисные явления в экономике привели в 2008 г. к росту уровня безработицы до 6,3% в целом по стране и во всех федеральных округа, кроме Южного.

Достаточно существенные различия сохраняются в уровне жизни населения регионов России. В целом но России в 2004 г. отмечается снижение прироста реальных денежных доходов населения (рис. 9.3). После прироста на 14,1% в 2006 г. происходит замедление до 3,8%. В двух федеральных округах – Центральном и Северо-Западном – в 2008 г. отмечается снижение реальных денежных доходов на 1,9 и 1,4% соответственно. Причем в Центральном федеральном округе это снижение происходит исключительно за счет существенного снижения реальных денежных доходов в г. Москве (на 13,6%). В Северо-Западном федеральном округе таких субъектов четыре – республика Коми, Калининградская область, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург.

Рис. 9.3.

1 – в целом по России; по федеральным округам: 2 – Приволжскому, 3 – Центральному, 4 – Уральскому, 5 – Северо-Западному, 6 – Сибирскому, 7 – Южному, 8 – Дальневосточному

Значительны расхождения регионов и по такому важнейшему показателю уровня жизни населения, как соотношение денежных доходов и прожиточного минимума (рис. 9.4). В среднем соотношение заработной платы и прожиточного минимума в регионах несколько выше, чем соотношение доходов и прожиточного минимума, однако в целом характер распределения регионов по этим двум показателям близок. Распределение же по соотношению пенсий и прожиточного минимума имеет совершенно другую закономерность. Несмотря на то что большинство регионов имеют величину соотношения пенсий и прожиточного минимума более 100% (58 регионов), лишь в двух из них – республиках Татарстан и Северная Осетия – Алания – оно превышает прожиточный минимум более чем на 30% (соответственно на 27,7 и 31,7%). Треть же регионов страны (30 субъектов) имеют величину пенсий ниже прожиточного минимума, а в Эвенкийском, Корякском и Чукотском автономных округах этот показатель ниже 60% и составляет соответственно 54,7; 59,4; 59,4%.

Рис. 9.4. Распределение регионов России по соотношению доходов (1), заработной платы (2 ) и пенсий (3) с величиной прожиточного минимума в 2004 г.

В качестве обобщающего показателя оценки развития человеческого потенциала в России используются региональные индексы человеческого развития . В основе построения региональных индексов лежит международная методика расчета с небольшими модификациями, обусловленными различиями в изменениях пен в регионах. Эти изменения касаются расчета индекса ВВП на душу населения. Поскольку для расчета региональных ИЧР используется показатель ВРП, вводятся следующие дополнительные корректировки:

  • пропорциональное увеличение ВРП каждого региона на нераспре- деляемую часть ВВП страны;
  • учет различий в ценах путем умножения на отношение среднероссийского прожиточного минимума к прожиточному минимуму в регионе.

В табл. 9.8 представлены значения ИЧР и его составляющих для регионов с наибольшим и наименьшим уровнем человеческого развития, опубликованные в Докладах о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001–2008 гг.

Из данных, приведенных в табл. 9.8, следует, что уровень развития человеческого потенциала первых пяти субъектов РФ (с наибольшими значениями ИЧР) соответствует высокому уровню развития. Необходимо отметить, что наиболее высокий уровень развития человеческого потенциала имеют финансовые центры страны (города Москва и Санкт-Петербург), регионы с развитыми добывающими отраслями (Тюменская и Томская области), а также Республика Татарстан, имеющая развитую промышленность.

В целом по стране в 2006 г. лишь 9 регионов имели уровень развития человеческого потенциала выше среднего по России. Половина из них – это субъекты европейской части страны с наиболее сбалансированными значениями индексов – составляющих ИЧР. Остальные регионы в этой группе – ресурсодобывающие, с достаточно высоким ростом ВРП надушу населения.

За рассматриваемый период несколько уменьшилось отставание слаборазвитых регионов: в 2006 г. только республика Тыва имела ИЧР ниже 0,700, в то время как в 2000 г. таких регионов было три, а в 2001 г. – пять.

Расчет ИЧР для регионов страны имеет существенные особенности, не позволяющие механически использовать методику расчета индекса для страны в целом:

  • для определения ИЧР регионов целесообразно применять ВРП, рассчитанный методом конечного использования, поскольку это позволяет учесть межрегиональное перераспределение товаров и услуг;
  • показатели образования отдельных территорий часто не отражают уровень образования территории. Особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга, где очень высока численность учащихся из других городов;
  • при оценке региональных уровней человеческого развития необходимо решить вопрос, в какой мере результаты экономической деятельности региона используются для развития самого региона. Все эти проблемы возникают в связи с прозрачностью границ регионов.

Таблица 9.8

ИЧР регионов в 2004–2006 гг.

Индекс ВВП

Индекс ожидаемой продолжительности жизни

Индекс образования

Российская Федерация

Регионы с наибольшим

уровнем развития

Город Москва

Тюменская область

Город Санкт-Петербург

Республика Татарстан

Томская область

Регионы с наименьшим уровнем развития

Читинская область

Псковская область

Республика Алтай

Республика Ингушетия

Республика Тыва

Таким образом, необходимость оценки человеческого развития и использование ее результатов для принятия обоснованных экономических и политических решений требует развития региональной статистики, совершенствования статистической отчетности и систем применяемых показателей. Системы показателей и методики расчета региональных индексов человеческого развития должны быть приведены в соответствие с международными стандартами, что позволит обеспечить сопоставимость результатов анализа.

Основные показатели уровня жизни населения и человеческого развития

Направления изучения

Показатели

Уровень жизни населения

  • Интегральные индикаторы уровня жизни.
  • Показатели материальной обеспеченности населения.
  • Показатели личного потребления и питания населения.
  • Жилищные условия населения.
  • Показатели образования.
  • Показатели здравоохранения.
  • Показатели культуры, туризма и отдыха.
  • Индикаторы общественного порядка

Человеческое развитие

  • Индекс продолжительности жизни.
  • Индекс достигнутого уровня образования.
  • Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения.
  • Индекс человеческого развития (ИЧР).
  • ИЧР по регионам мира.
  • ИЧР по регионам России.
  • Рейтинги стран (регионов) по ИЧР и ВВП на душу населения.
  • Индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора.
  • Показатель расширения возможностей женщин.
  • Уровень загрязнения окружающей среды, в том числе по ее отдельным компонентам в разрезе стран и регионов.
  • Показатели природоемкости производства и их динамика
  • Публикуются в Докладах о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации начиная с 1998 г. (см.: undp.ru.).

C демографической проблемой тесно связана так называемая проблема развития человеческого потенциала. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее челове­ческим потенциалом, т.е. количеством трудовых ресурсов, но главное - их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации, образовании и трудовой морали.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, ко­торые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное пол­ноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, со­стояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыль­ность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капи­таловложений. Затраты на образова­ние составляют в США более 5% их ВВП, в России – 3.6%.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии - 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Меж­дународного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки - менее трех лет, в Восточной Африке - около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования - это ликвидация не­грамотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрос­лого населения.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к разви­тию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время вза­имосвязанных тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с дру­гой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе («команде») для решения сложных производствен­ных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого развития, уровень жизни людей.

В экономической литературе при характеристике или оценке развития страны все чаще стал употребляться термин «человеческий потенциал», который сейчас выступает важным параметром социально-экономического развития нации .

Под понятием «человеческий потенциал» в научной литературе понимают совокупность физических и духовных сил человека, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации . Иными словами, человеческий потенциал - это все возможности человека, позволяющие ему производить предельную единицу продукта.

Уровень человеческого потенциала измеряется таким важным показателем, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране . ИЧР измеряет достижения страны в соотношении состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых разработаны следующие индексы:

1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2) Индекс образования: доступ к образованию измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

3) Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности .

На основе данных значений выстраивается интегральный показатель, который позволяет оценить благосостояние страны, уровень развития экономики, уровень жизни населения, взаимодействие страны с внешним миром. Чем ближе значение ИЧР к 1, тем выше развитие человеческого потенциала страны.

Ежегодно Программа развития ООН (ПРООН) проводит исследование в области индекс человеческого потенциала по странам мира и опубликовывает полученные данные в “Докладе о человеческом развитии”. Так по данным, представленным в “Докладе о человеческом развитии 2015” Российская Федерация занимала 50 место с ИРЧ 0.798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Для России данная динамика оценивается как положительная по сравнению с 2014 годом, когда страна занимала 57 позицию с ИЧР 0.778.

Таблица 1. Показатели человеческого потенциала России

По данным табл. 1 по показателям развития человеческого потенциала Россия занимает высокое положение, по сравнению с множеством других стран мира, но пропуская вперед такие страны как Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, США, Китай и др. Существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны и обуславливающие ее отставание от ряда зарубежных стран .

Попытаемся выделить группы проблем особенно влияющие на показатель ИРЧ. Считаем рациональным сформулировать данные группы исходя из индексов, из которых складывается ИРЧ.

1) Факторы, негативно влияющие на продолжительность жизни граждан: резкое возрастание раковых заболеваний и заболевания, связанных с сердечно-сосудистой системой; гибель людей в результате катастроф, несчастных случаев, пожаров, актов терроризма, крушений и т. п.; возрастание числа людей, страдающих от нарко- или алкогольной зависимости, распространение курения среди несовершеннолетних; неблагоприятная экологическая ситуация в крупных городах.

2) Проблемы сферы образования: относительно невысокая зарплата педагогов, и, как следствие, незаинтересованность в качестве преподавания; неравный доступ к образованию из-за коррумпированности образовательной системы в ряде крупных городов России; проблема старения научно-педагогических кадров при незначительной доле молодых специалистов; проблемы с признанием полученного в России высшего образования в европейских странах .

Проблемы уровня жизни населения: высокий уровень инфляции, который значительно уменьшает ВНД на душу населения по паритету покупательной способности; ресурсоориентированность экономики России; монополизация рынков; высокий уровень коррупции.

Список проблем остается открытым, так как по мере развития экономики могут возникнуть новые препятствия .

В качестве предложений по разрешению вышеобозначенных проблем можно обозначить следующие пути: улучшение качества медицинского обслуживания населения; пропогандирование соблюдения правил дорожного движения, техники безопасности на предприятиях в целях уменьшения количества несчастных случаев; внедрение инновационных технологий на крупных предприятиях, позволяющих функционировать с наименьшим количеством выбросов в окружающую среду; повышение заработной платы сотрудникам образовательной сферы; инвестиции в учебно-методическое оснащение образовательных учреждений; активная работа по налаживанию связей с европейскими ВУЗами; переход к наукоемким технологиям; ориентация на ресурсосбережение; демонополизация и повышение контроля за деятельностью монополий; борьба с коррупцией.

Для решения данного комплекса проблем потребуются годы и слаженное взаимодействие всех институтов гражданского общества: государства, СМИ, граждан, партий, общественных объединений и т. д.

Индекс человеческого развития складывается из оценки уровня развития каждого гражданина. Развитие себя как успешного человека непременно влечет за собой и повышения ИЧР всей страны.

Список использованных источников

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.
2. Market journal. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]. URL:http://www.market-journal.com/naporoge/5.html (Дата обращения: 21.09.2016г.)
3. Лескина О.Н. Мировая экономика: курс лекций. Учебное пособие. – Пенза: Издательст
4. Зубенко, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, В. А, Зубенко. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 409 с.
5. Центр гуманитарных технологий. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития старанах мира [Электронный ресурс]. URL:http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (Дата обращения: 21.09.2016г.).
6. Василенко, Т. А. Современные проблемы развития человеческого потенциала в России / Т. А. Василенко // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2011. – №3 (3). – С. 81-87.
7. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118
8. Лескина О.Н. Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем// NovaInfo.Ru. 2015. Т.2. №31. С.107-110
9. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее инновационного развития// Наука, образование, общество. 2015. № 1(3). С.31-40

Научная статья на тему “Человеческий потенциал в России и проблемы его функционирования” обновлено: 2 февраля, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Научный руководитель: Шманёв Сергей Владимирович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

На сегодняшний день в условиях глобализации мировой экономики, постоянного роста международной торговли, развития международных отношений, ужесточения конкуренции на внутреннем рынке, обострения террористических угроз и вооруженных действий вопрос развития человеческого потенциала приобретает все большее значение. Развитие человеческого капитала – это, прежде всего, соответствие качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

Содержание человеческого капитала можно охарактеризовать через индекс человеческого развития. Первое применение данный показатель получил в 1990-х годах, когда эксперты Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) впервые опубликовали доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, где было дано определение понятия «человеческое развитие». Под ним понимался процесс расширения спектра выбора, свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью . То есть человеческое развитие можно было охарактеризовать, в первую очередь, как гармоничное развитие человека в обществе, характеризующееся качественным оказанием ему медицинской помощи и высоким уровнем его благосостояния, а также свободой мысли, слова и т.д.

Индекс человеческого развития является совокупным показателем, включающим в себя три основные компоненты и рассчитывающимся как их среднеарифметическая величина следующих составляющих:

  • здоровье граждан, то есть ожидаемая продолжительность жизни населения;
  • уровень образования, то есть уровень грамотности взрослого населения;
  • уровень жизни населения, то есть валовый внутренний продукт на душу (ВВП) населения.

Учитывая все три составляющие, индекс человеческого развития измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан и имеет определенные пороговые значения. Так, для регионов с низким уровнем развития человеческого потенциала данный показатель будет составлять менее 0,5, для регионов со средним уровне развития – от 0,5 до 0,8, и, наконец, для регионов с высоким уровнем человеческого развития – от 0,8 и выше . Рассмотрим вклад каждой из компонент.

Прежде всего, говоря о человеческом капитале, необходимо отметить, что трудовой потенциал каждого человека характеризуется его состоянием здоровья и его физическими способностями. В современном мире на здоровье оказывают влияние различные факторы, некоторые из которых практически невозможно контролировать. К примеру, воздействие различных магнитных или ультрафиолетовых излучений, которые негативно сказываются на здоровье человека и в последствии ослабляют его потенциал. Усугубляет ситуацию и тот факт, что, как показывает практика, борьба с данными явлениями зачастую осуществляется за счет личных средств населения, чего вовсе недостаточно. Все это, в конечном итоге, замедляет темпы развития человеческого потенциала, а, следовательно, и темпы развития экономики. В связи с чем государство заинтересовано в улучшении качества жизни населения, его здоровья и благосостояния и проводит активную политику в данном направлении.

Сегодня Правительство РФ расходует значительные бюджетные средства на здравоохранение, образование и науку. За последние 10 лет общие расходы российского бюджета на социальную сферу возрастали ускоренными темпами: сумма постепенно увеличивалась до 12 трлн. рублей, благодаря чему произошло повышение качества медицинской помощи, совершенствование лекарственного обеспечения. Услуги в сфере здравоохранения стали более доступными, а также появилась тенденция к формированию здорового образа жизни граждан.

Основной целью государства в области здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи населению, что непосредственно влияет не только на уровень жизни, но и на достижение плановых показателей здоровья граждан. Ключевыми показателями, отражающими тенденции развития человечества с точки зрения физической составляющей, являются показатели здоровья населения. В первую очередь, сюда следует отнести показатели демографии – численность населения, продолжительность жизни, прирост населения, уровень смертности и рождаемости.

По данным официальной статистики за период с 2005 по 2015 гг. большинство указанных выше показателей увеличилось. Так, положительная динамика наблюдается у показателя ожидаемой продолжительности жизни населения – произошел рост в среднем на 5 лет. В 2015 году продолжительность жизни в среднем, как у мужчин, так и у женщин, достигала отметки 70,9 лет. В 2013 году данный показатель был равен 70,8 лет, однако это все равно на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС и на 10,7 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС.

Численность населения, ко всему прочему, за последние пару лет также увеличилась. В 2014 году численность постоянного населения Российской Федерации (РФ) составила 143,7 миллиона человек и за год увеличилась на 319,9 тысяч человек, или на 0,3%. Отмечается и тенденция снижения естественной убыли населения, в 2013 году зафиксирован естественный прирост населения – 24,0 тыс. человек (в 2012 году – естественная убыль 4,2 тыс. человек) , в 2015 году прирост населения составил 0,17% .

Для оценки уровня жизни населения и его состояния здоровья важны и другие показатели, к примеру, показатели заболеваемости населения. За последние года здесь также наблюдается рост, что неблагоприятно сказывается на качестве человеческого потенциала страны. Ведь заболеваемость, в первую очередь, является потенциальной основой для планирования ресурсов здравоохранения, необходимых для удовлетворения существующей потребности населения в различных видах медицинской помощи. Так темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по России составил 15%, что является неблагоприятным фактором в развитии экономики страны .

В продолжении очень важно упомянуть в отдельности и уровень смертности. Несмотря на некоторую благоприятную динамику данного показателя (с 2005 года по данным Росстат наблюдается рост), он по-прежнему имеет достаточно высокие значения. А это означает, что потенциальные человеческие ресурсы сокращаются, следовательно, сокращаются и возможности государства по достижению соответствующего уровня развития страны.

С другой стороны, несмотря на указанные выше тенденции и сокращения расходов государства, в отрасли здравоохранения отмечается увеличение финансирования. Так, в этом году был зафиксирован рост расходов федерального бюджета на программу «Развитие здравоохранения»: в 2015 году бюджет составил 249,55 млрд рублей, а в 2016 году – 354,42 млрд рублей, что соответствует росту в 29,59% . При этом наибольшая доля финансирования приходится на программу «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи» (увеличение расходов в 2,8 раза по сравнению с 2015 годом), что свидетельствует об увеличении внимания государства о здоровье его населения.

Таким образом, развитие человеческого капитала с точки зрения физической составляющей имеет в целом возрастающую тенденцию и характеризуется положительной динамикой большинства показателей. В поддержании и улучшении достигнутых результатов государством были разработаны различные проекты по повышению уровня жизни населения и качества оказываемых медицинских услуг, ярким примером которых является приоритетный национальный проект «Здоровье», а также уже упомянутые программы «Развитие здравоохранения». Кроме того, благотворно влиять на дальнейшее развитие здравоохранения и жизнь населения будет и пропаганда здорового образа жизни совместно с дополнительными инвестициями в научные исследования и внедрение их результатов в области медицины.

Важную роль играет в развитии человеческого потенциала и современная система образования. Ведь состояние образования населения определяет направление развития страны, темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях политика государства направлена на сокращение расходов федерального бюджета в сфере образования. Так, в 2016 году наблюдается снижение уровня финансирования программы «Развитие образования» практически на 9,5%, что составляет 404,89 млрд рублей. В частности, такое «урезание» бюджета наиболее негативно отражается на программе «Содействие развитию дошкольного и общего образования», являющейся одной из шести программ, которые входят в программу «Развитие образования»: по сравнению с 2015 годом сокращение составит 96,1% . Вместе с тем, первоначальное образование является базисом, на который в дальнейшем накладываются обучение в высших учебных заведениях и получении новых знаний.

Развитие профессионального образования также имеет тенденцию к снижению. Если на 2014 год из общей суммы расходов доля расходов на профессиональное образование составляла 83,77%, а в 2015 году – 91,83%, то в 2016 году данный показатель сократился на 0,89% и составил 90,94%. Прогнозируемое значение на 2017 год составит 90,76%, что свидетельствует о еще большем снижении финансирования.

Кроме того, такие программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Культура России» и другие программы, к примеру, «Развитие транспортной системы России», также в 2016-2017 годах имеют тенденцию к снижению (см.табл.1). Соответствующие данные представлены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ в разделе государственных программ.

Таблица 1 – Расходы федерального бюджета по разделу “Образование” в разрезе федеральных целевых программ в 2014-2017 годах, %

Программа Год
2014 2015 2016 2017
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития 5,87% 3,10% - -
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 13,54% - - -
Культура России 7,87% - 7,41% 13,82%
Развитие образования 38,72% 38,24% 44,53% 39,60%
Прочие ФЦП 34% 22,53% 4,22% 7,28%
Развитие транспортной системы России - 17,29% 12,76% 11,18%
Развитие Крыма - 18,84% 31,08% 28,12%

Тем не менее, указанная выше отрицательная динамика уровня финансирования сферы образования не единственная проблема. Это лишь количественная ее составляющая, но есть и качественная. На сегодняшний день активно ведутся дискуссии по поводу качества современного образования. Данный вопрос в определенных компетентных кругах обсуждается уже достаточно давно, причем как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Можно обозначить следующие основные проблемы современной системы образования:

  • несоответствие квалификации выпускников современным требованиям, в т.ч. рынка труда, которые предъявляет к ним их будущая профессия («узость» приобретенных знаний, а также несоответствие знаний, даваемых в высших заведениях тому, что на практике требуют реальные компании);
  • большие объемы информации и ее противоречивость;
  • быстрые темпы развития НТП (знания, получаемые школьниками или студентами на момент их поступления в вузы, устаревают к моменту выпуска молодых специалистов);
  • физические и умственные перегрузки, ведущие к ухудшению восприятия информации.

Безусловно, в совокупности все указанные выше факторы создают целостную картину сформировавшегося на сегодняшний день так называемого кризисного состояния российской системы образовании, – ведь их негативное воздействие очевидно. В связи с чем необходимо разрабатывать новые стандарты образования и реализовывать на практике меры, которые будут способствовать восстановлению не только качественной составляющей образования, но и человеческому потенциалу и развитию страны в целом.

Для решения указанные проблем необходимо осуществлять регулярный мониторинг рынка труда, спроса на конкретные специальности, направления подготовки, анализ их востребованности, а также основных тенденций развития науки и технологий в стране и мире. Совершенствовать техники овладения материалом и актуализировать ведение практических занятий, начиная с первых курсов обучения, налаживать тесные связи высших учебных заведений с действующими на рынке организациями и мотивировать педагогический персонал к повышению качества образования.

В рамках изучения вопроса о развитии человеческого капитала необходимо упомянуть и о третьей составляющей индекса развития человеческого каптала – уровне жизни населения. Данная компонента наиболее полно выражается через ВВП по паритету покупательной способности (ППС). По статистике показатели ВВП по ППС с 2009 года характеризуются положительной динамикой. Если в 2009 году показатель был равен 2 961,3 млрд. долларов, то в 2014 году – 3 402,9 млрд. долларов . Показатель же ВВП (в постоянных ценах, ценах 2011 года) на 2011 год был равен 59 698,1 млрд. рублей, а в 2015 году достиг отметки в 60 687,1 млрд. рублей . Однако, несмотря на благоприятную тенденцию, проблем, связанных с уровнем жизни населения, хватает.

В первую очередь, акцентировать внимание стоит на достаточно высоком уровне инфляции в России и ресурсоориентированности экономики нашей страны, а именно зависимости от энергоносителей и цен на них. Также серьезной проблемой в развитии человеческого капитала является коррупция, и ее проявления, которая выступает одним из главных препятствий на пути экономического роста в России. Существенными сдерживающими факторами также являются монополизация некоторых отраслей экономики, прежде всего, госсектор, забюрократизированность многих административных процедур.

В результате, складывается следующая ситуация: наблюдается положительный рост показателя ВВП по ППР, что увеличивает индекс развития человеческого капитала, однако наряду с этим существует и достаточное число проблем. Поэтому необходимо осуществлять определенные преобразования в экономике, к примеру, ужесточение контроля за деятельностью монополий, переход к наукоемким технологиям, ужесточение ответственности за осуществление неправомерных действий, связанных с коррупцией, снятие определенных административных ограничений и другие.

В современных условиях, характеризующихся повышенным уровнем интенсивности производства, наблюдается увеличение как физической, так и интеллектуальной нагрузки на рабочую силу. Что, в свою очередь, стимулирует государство на создание комфортных и соответствующих данной нагрузке условий, необходимых для ее воспроизводства, ведь при отсутствии адекватных условий труда производительность человеческого капитала будет постепенно сокращаться.

В данном направлении на сегодняшний день в целом наблюдается благоприятная тенденция: мероприятия, проводимые государством, привели к положительной динамике социально-экономического развития страны в целом и улучшили качество жизни населения, его благосостояние и здоровье. Подтверждением этому являются результаты и динамика основных показателей, то есть рост численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение уровня смертности и рост уровня рождаемости, естественный прирост населения и другие.

Кроме того, активная политика государства в области здравоохранения и народосбережения снова берет направление на осуществление профилактики. Оказание качественной медицинской помощи населению и укрепление его здоровья обеспечивается за счет активизации первичной медицинской помощи, усовершенствования способов и методов лечения, обеспечения специализированные учреждения необходимыми медикаментами и т.д.

Таким образом, человеческий потенциал страны является одной из наиболее важных характеристик развития экономики. Это своего рода фундамент построения современной экономики, который должен первоначально закладываться государством. Ведь если мероприятия по повышению качества образования, уровня жизни населения, качества оказания медицинской помощи и другие не будут реализовываться государственной властью, то невозможным станет и расширение производства, переход к инновационной экономике в новых условиях.


Библиографический список

  1. Индекс развития человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info
  2. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: http://zdrav.spb.ru/media/komzdrav/documents/document/file/sostoyanie_zdoroviya_naseleniya.pdf . (Дата обращения: 18.03.2016)
  3. Население России: численность, динамика, статистика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/russia . (Дата обращения: 18.03.2016)
  4. Финансирования здравоохранения в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspor.ru/mods/news/docs/30.pdf . (Дата обращения: 18.03.2016)
  5. РБК. Расходы бюджета на развитие образования в 2016 году сократятся на 9,4%. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/562abf3b9a794742ab5980b2 . (Дата обращения: 18.03.2016)
  6. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html . (Дата обращения: 18.03.2016)
  7. GDP, PPP (constant 2011 international $). [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.KD . (Дата обращения: 18.03.2016)
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# . (Дата обращения: 18.03.2016)
  9. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. – 202 с.
  10. Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализация в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 1. – С. 68-75.
  11. Гусев Д.А. Скептицизм как философский реализм // Философия и культура. – 2015. – № 1. – С. 20-28.
  12. Гусев Д.А. Либерализм, православие и национальная идея в условиях переходного периода и кризиса современного российского общества // Философская мысль. – 2015. – № 2. – С. 25-62.
  13. Гусев Д.А. К вопросу о логической культуре преподавателя высшей школы // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 159-167.
  14. Гусев Д.А. Условия и факторы повышения качества учебно-образовательного процесса в высшей школе // Управление в социальных и экономических системах / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2015. – С. 15-30.
  15. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.
  16. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.
  17. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2015. – № 1. – С. 27-35.
  18. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
  19. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  20. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.
  21. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике // Alma mater (Вестник высшей школы). − 2012. − №12. − С.110-113.
  22. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.
  23. Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики // Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. – Тюмень, 2014. – С.114-117.
  24. Новиков А.В., Ярашева А.В. Образование как показатель уровня развития человеческого потенциала // Право и образование. – 2016. – №1. – С. 4-11.
  25. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В. – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
  26. Романова Ю.А., Егоренко А.О., Халилова М.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере: теория, современное состояние, перспективы развития. Монография. М.: Дашков и К°, 2014. – 139 с.
  27. Сорокин Д.Е. Преобразование экономической системы России // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С. 46а-49.
  28. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
  29. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
  30. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.
  31. Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. − 2015. − №3 (146). − С.127-136.
Количество просмотров публикации: Please wait

Новое на сайте

>

Самое популярное