Домой Сбербанк Договор управления многоквартирным домом. Договор управления многоквартирным домом – образец, приложения, форма

Договор управления многоквартирным домом. Договор управления многоквартирным домом – образец, приложения, форма

- Представитель управляющей компании принес договоры на управление многоквартирным домом и настаивает, чтобы мы их подписали. Но какие вопросы должны включать в себя эти документы, чтобы жильцам было выгодно? Можно ли пользоваться услугами УК без заключения договора управления многоквартирным домом?

Действительно, есть о чем поразмыслить. Договор управления многоквартирным домом пока что является весьма «свежеиспеченным» типом документа и, по оценкам ряда специалистов, в большинстве случаев составляется безграмотно.

I. Договор управления многоквартирным домом: общие вопросы

Как сообщила начальник управления жилищной политики министерства жилищного хозяйства Ростовской области Марина Положий, договор управления многоквартирным домом - самый главный документ, регламентирующий предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам.

Соответственно, он должен заключаться с ТСЖ или управляющей компанией - в зависимости от выбранной жильцами многоквартирного дома формы управления. Договор управления многоквартирным домом следует иметь на руках у каждому собственнику, поскольку на основании этого документа можно требовать от эксплуатирующей объект организации выполнения предусмотренных в нем работ и услуг, а, в свою очередь, последней от жильцов - оплаты.

Следовательно, если управляющая компания нежданно-негаданно принесла собственникам собственный договор управления многоквартирным домом и спешно требует его подмахнуть, еще не значит, что собственникам следует идти на поводу. Поскольку жильцы имеют не меньшее право отнести в офис УК свой вариант документа. Более того, именно заказчик указывает нанимаемому исполнителю, что делать на объекте.

II. Содержание договора управления многоквартирным домом

1. Общедолевое имущество

Отметим, что тариф на управление частным многоквартирным домом является договорным - в отличие от тарифов на газ, воду или тепло, поставляемых предприятиями-монополистами. Хотя ежегодно администрации городов и формируют тарифы на техобслуживание (или СодерРемЖил) жилищного фонда, одновременно устанавливая для него перечень работ и услуг. Но это касается лишь муниципального жилья, а собственники (даже если незначительная часть соседей-жильцов многоквартирного дома так и не приватизировала квартиры) вправе распоряжаться имуществом на свое усмотрение.

Впрочем, управляющая компания также вольна потребовать с собственников за оговариваемый городскими властями список работ сумму, превышающую предусмотренный тариф местной властью. (Хотя в большинстве случаев и собственники, и УК при составлении договора управлением многоквартирным домом по инерции еще ориентируются на муниципальные тарифы).

Однако в ряде случаев это не верно, поскольку «Правила» не предусматривают содержания домофонов или установленных у входа металлических дверей и ряда других «излишков». И вместе с тем документ оговаривает список первоочередных работ, которые необходимы, чтобы эксплуатируемое жилье не рухнуло, чтобы в нем не развелись крысы или тараканы - иными словами, самые необходимые мероприятия.

Таким образом, «Правила» должны стать основополагающим документом при заключении договора управления многоквартирным домом между управляющей компанией и собственниками жилья. На его основании собственникам следует сформировать перечень работ и услуг, которые будет выполнять управляющая компания на объекте. Ниже следует прописать, в каких случаях может быть изменен данный список.

3. УК - защитник прав домовладельцев

Отметим, что все эти меры предусматривает процесс управления многоквартирным домом. Если же УК отказывается брать на себя подобную «обузу», получается, она претендует только на то, чтобы эксплуатировать жилье, но не управлять им. И в данном случае можно поднимать речь о заключении не договора на управление многоквартирным домом, а на его эксплуатацию. Стоимость подобной услуги обойдется дешевле, кроме того, подобные документы заключаются при непосредственном управлении между собственниками и нанимаемыми на объект подрядными фирмами. Если же предприятие или организация хочет управлять объектом, она становится исполнителем коммунальных услуг.

III. Как обязать УК быть прозрачной

Итак, инвентаризация общедолевого имущества проведена, пожелания собственников управляющей компанией выслушаны, но за выполнение требуемых работ и услуг в договоре управления многоквартирным домом УК просит крайне высокую оплату - с точки зрения жильцов. А на звучащие возражения ссылается на большую себестоимость работ и в качестве компромиссного варианта предлагает его сокращение.

Подобный подход изначально неправилен. В ответ на предоставленный жильцами «проект» договора управления многоквартирным домом управляющая компания должна составить смету расходов-доходов с данного объекта и представить ее собственникам жилья - своим заказчикам. Между тем многие из нынешних УК не отличаются прозрачностью и в ответ на прозвучавшие запросы собственников сошлются на коммерческую тайну. Но стоит ли нанимать подобные фирмы?

Более того, по словам Марины Положий, в случае заключения «идеального» договора управления многоквартирным домом сметы расходов-доходов должны висеть в каждом из подъездов. Чтобы каждому было видно, что можно требовать с управляющей компании и какую она имеет рентабельность с предоставляемых услуг - а она должна быть рентабельной, поскольку является коммерческой организацией.

И напоследок стоит отметить, что ежегодно УК обязана отчитываться перед жильцами о проделанной за год работе и потраченных средствах. Плюс - защищать перед собственниками новый тариф на обслуживание их объекта.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ

Как не надо заключать договор управления многоквартирным домом

В качестве примера можно привести несколько лет назад разразившийся конфликт между собственниками жилья и руководителем одной ростовской управляющей компании, которому некоторые из жильцов подмахнули документ не читая…
Как выяснилось в дальнейшем, согласно заключенному договору управления многоквартирным домом, оплата за самую дорогостоящую услуги ЖКХ - отопление и горячее водоснабжение (составляющие
60–70% и выше от всех затрат на ЖКХ) должна вноситься жильцами в течение отопительного сезона, а не всех месяцев года, включая теплое лето. Соответственно, в буквально безвыходной ситуации оказались малоимущие собственники жилья, получающие бюджетные компенсации на оплату «коммуналки».


Одной из особенностей договора управления многоквартирным домом является установленный законодательством режим его заключения, который поставлен в зависимость от субъектного состава на стороне заказчика. Как отмечалось, в качестве контрагента управляющей организации могут выступать:

  • товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, созданный собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • собственники помещений в многоквартирном доме (физические, юридические лица, публичные образования);
  • застройщик.

В первом случае заключение договора управления многоквартирным домом не составляет обязанность созданной собственниками некоммерческой специализированной организации. В соответствии со ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры. Закон не относит вопрос о заключении договора управления многоквартирным домом к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), оставляя его на усмотрение правления (ст. 148 ЖК РФ).

Таким образом, если иное не предусмотрено уставом товарищества собственников жилья, договор управления многоквартирным домом заключает председатель с одобрения правления товарищества.

Нормы ЖК РФ о жилищных и жилищно-строительных кооперативах не позволяют определить орган, уполномоченный принять решение о передаче функций по управлению многоквартирным домом и заключении договора управления многоквартирным домом, поскольку компетенция органов управления определяется уставом кооператива (ч. 1 ст. ИЗ, ч. 2 ст. 116 ЖК РФ). Таким образом, в зависимости от содержания устава такое решение может быть принято общим собранием (конференцией) членов кооператива, правлением или председателем правления кооператива. Договор от имени кооператива подписывает председатель правления (ч. 2 ст. 119 ЖК РФ).

Во втором случае решение вопроса зависит от формы собственности. Для собственников многоквартирных домов, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более чем 50%, ст. 163 ЖК РФ устанавливает обязанность заключать договоры управления с управляющими организациями, выбираемыми по результатам открытого конкурса. Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а следовательно, и особенности заключения договоров управления такими домами, устанавливаются соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 163 ЖК РФ). При этом одни публичные образования при проведении открытых конкурсов по выбору управляющих организаций руководствуются постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», другие разрабатывают собственные положения о порядке проведения таких конкурсов 1 Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него. Однако, учитывая необязательный характер государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, рассчитывать на данный документ в качестве источника сведений о размере долей собственников помещений в многоквартирном доме не приходиться (п. 16,5 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества). .

Для тех многоквартирных домов, в которых доля публично-правовых образований в праве общей собственности на общее имущество составляет менее чем 50%, законодатель предусмотрел два различных варианта заключения договора управления многоквартирным домом в зависимости от того, кто принимает решение о передаче функций управления управляющей организации: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или органы местного самоуправления.

При первом варианте предпосылкой заключения договора является решение общего собрания собственников о выборе соответствующего способа управления и конкретной управляющей организации. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме, пропорционально его доле в общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ). В свою очередь, доля собственника в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему в этом доме помещения (ч. 1 ст. 37 ЖКРФ). Справедливость такого механизма определения размера долей и соответственно количества голосов на общем собрании не вызывает сомнений, однако его реализация на практике вызывает весьма серьезные затруднения. Дело в том, что размер доли в общем имуществе, принадлежащей каждому из собственников помещений в многоквартирном доме, не находит отражение в каких- либо документах.

Поэтому задача его определения ложится на инициатора общего собрания. А он зачастую не имеет необходимых для этого сведений об общей площади помещений в многоквартирном доме. Источниками такой информации могут стать Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и техническая документация. Однако, во-первых, информация, содержащаяся в данных источниках, может оказаться неполной. В частности, в ЕГРП могут отсутствовать данные о правах на недвижимое имущество, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. Во-вторых, указанные сведения предоставляются на возмездной основе, поэтому инициатор проведения общего собрания вынужден будет понести значительные финансовые затраты, механизм компенсации которых законодательно не определен. Таким образом, реализовать идею законодателя о порядке определения количества голосов, принадлежащих каждому собственнику помещения в многоквартирном доме на общем собрании, на практике оказывается весьма непросто. Органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований берут это бремя на себя, обязуясь оказать помощь в подсчете размера долей (количества голосов), принадлежащих домовладельцам. Однако такая помощь, как правило, адресована собственникам помещений в многоквартирных домах, где принято решение о создании товарищества собственников жилья или имеется такое намерение.

По общему правилу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Исключение составляют вопросы, предусмотренные п. 1-3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, решения по которым принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Таким образом, действующие правила позволяют сделать вывод, что решения о выборе рассматриваемого способа управления многоквартирным домом и конкретной управляющей организации могут быть приняты меньшинством от совокупного числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Принятые решения общего собрания являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, кто не участвовал в голосовании (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Такой порядок согласования интересов участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома отличается от «общегражданского». Традиционным для отечественного гражданского права является следующий механизм согласования воль участников общей долевой собственности: осуществление права собственности на общее имущество должно происходить по общему согласию сособственников, т.е. по единогласному решению (ст. 247 ГК РФ).

Такое же положение, в частности, содержат Свод законов гражданских Российской империи. По мнению Д.И. Мейера, возможность принятия решений по осуществлению права общей собственности большинством голосов недопустима, «ибо сохозяин есть субъект права и всякое действие относительно его доли в общей собственности без его согласия было бы нарушением его права» 2 Кодификация российского гражданского права: Свод законов гражданских Российской империи, Проект Гражданского уложения Российской империи, Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. - Екатеринбург, 2003. - С. 415. . Из этого следовало, что при несогласии хотя бы одного участника на какую-либо предлагаемую другими участниками меру по управлению или распоряжению имуществом они не вправе были ее предпринять.

Общий принцип «единогласного принятия решений» при осуществлении права общей собственности был сохранен в Проекте Гражданского уложения, однако он получил существенное послабление в отношении правомочий управления и пользования: «Управление и пользование общим имуществом должны быть по общему согласию всех сособственников, а в случае разногласия - по большинству голосов, исчисляемому соответственно размеру долей».

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. закрепил описанное исключение в виде общего правила. В соответствии с п. 62 все правомочия должны осуществляться по общему согласию всех участников, а в случае разногласия - по большинству голосов 3 См.: Мананкова Р.П. Правоотношение общей долевой собственности граждан по советскому законодательству. - Томск, 1977. - С. 77,78. .

Статья 117 ГК РСФСР 1964 г. предоставила право суду урегулировать споры между сособственниками по осуществлению владения, пользования и распоряжения. В Основах гражданского законодательства 1991 г. законодатель использовал такой же подход.

Действующий ГК РФ содержит норму, в соответствии с которой при недостижении согласия порядок владения и

пользования

Общим имуществом устанавливается судом (п. 1 ст. 247 ГК РФ). Другое правило установлено на случай отсутствия единогласия по распоряжению общим имуществом: судебное понуждение недопустимо. Такое законодательное решение обусловлено следующими причинами. Во-первых, однородность субъективных прав сособственников и возлагаемых на них юридических обязанностей сочетается с их равенством, выражающимся в равных условиях реализации одних и тех же юридических возможностей. Ни один из сособственников не может быть поставлен в более выгодное положение при осуществлении своих правомочий по сравнению с остальными участниками, как бы ни был велик размер принадлежащей ему доли. Установленная законом необходимость общего согласия всех участников при осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения общим имуществом выступает в качестве своего рода «внутренних» пределов возможного поведения управомоченных лиц. Во-вторых, особое место в содержании субъективного права общей долевой собственности занимает правомочие распоряжения долей, реализация которого возможна независимо от согласия остальных участников 4 См.: Фогель В. А Особенности осуществления права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома // Юрист. - 2002. - № 12. - С. 26. .

Возникает вопрос: чем обусловлено появление в ЖК РФ альтернативного «общегражданскому» способа согласования интересов сособственников по поводу осуществления своего права в отношении общего имущества многоквартирного дома. Для ответа на этот вопрос обратимся к характеристике правового режима общей долевой собственности в многоквартирном доме.

Субъектами права общей долевой собственности являются собственники квартир (помещений - в ЖК РФ) в многоквартирном доме, которым одновременно в силу закона принадлежит общее имущество этого дома (ст. 289 ГК РФ). Объектом общей долевой собственности в данном случае выступает общее имущество многоквартирного дома, обслуживающее более одного помещения в этом доме (ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ).

Квалифицирующим признаком многоквартирного дома является наличие в нем не менее двух квартир. В большинстве случаев в действительности такие дома состоят из гораздо большего количества квартир. Процесс приватизации жилых помещений и строительство нового жилья привели к многообразию собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

Учитывая специфику назначения объекта и большое число управомоченных лиц на стороне собственника, В.А. Фогель отмечает, что правомочия, принадлежащие собственнику имеют менее абсолютный характер, чем в других случаях возникновения права общей долевой собственности, а это предопределяет существенные ограничения в осуществлении таких прав.

В условиях значительного количества собственников общего имущества в многоквартирном доме обеспечить решение вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом по принципу единогласия практически невозможно, так как даже связь между этими сособственниками, обычная коммуникация между ними является проблемой. По опыту собраний, которые проводились в г. Новокузнецке, можно понять, насколько невозможно реализовать идею сбора всех собственников квартир в многоквартирном доме, многие из которых в принципе не проживают в этом доме либо временно отсутствуют или не имеют очевидного интереса, осознанного ими, к управлению общим имуществом, находящимся за пределами их квартиры.

Если все же удается обеспечить участие в принятии решений по вопросам владения, пользования и распоряжения общим имуществом всех сособственников, то велика вероятность возникновения разногласий между ними по рассматриваемым вопросам. Интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с осуществлением права общей собственности в отношении общего имущества многоквартирного дома, могут существенно различаться, или у собственников может просто отсутствовать осознаваемый ими интерес к управлению общим имуществом, обслуживающим помещения соседнего подъезда. Например, одни собственники заинтересованы в устройстве тренажерного зала в подвальном помещении многоквартирного дома, другие считают, что целесообразнее данный объект общего имущества передать в пользование иным лицам, получив тем самым дополнительные средства на содержание общего имущества. Другой пример: собственники помещений, находящихся в одном подъезде многоквартирного дома, заинтересованы в приобретении и установке новой двери и переговорно-замочного устройства, тогда как домовладельцы из другого подъезда не имеют к этому никакого интереса.

При недостижении согласия по вопросам владения, пользования и распоряжения общим имуществом, возникший конфликт согласно «общегражданскому» порядку согласования интересов участников общей собственности надлежало бы рассматривать суду. Суд при осуществлении правосудия руководствуется только законом и внутренним убеждением судей, к которому они придут в результате анализа всех обстоятельств конкретного дела. При определении порядка владения и пользования объектом общей собственности в литературе предлагается принимать во внимание следующие обстоятельства: «сложившийся порядок пользования; интересы как большинства, так и меньшинства», «степень интереса в использовании и обеспечении сохранности общего имущества». Представляется сомнительным, что суд сможет в полной мере вникнуть в суть происходящего, выявить интересы всех сособственников, их нужды и учесть их. Тем более когда число участников такого конфликта интересов весьма значительно.

Кроме того, нетрудно представить себе то количество исков об установлении порядка владения и пользования общим имуществом многоквартирного дома, которое надлежало бы рассматривать судам. Как справедливо замечает В.А. Фогель, возможность обращения в суд в случае недостижения всеми жильцами согласия относительно порядка владения и пользования общим имуществом способна парализовать судебную систему 5 Гришаев С.П. Проблемы осуществления права общей долевой собственности на недвижимое имущество // Жилищное право. - 2005. № 11. - С. 41. . По рассмотренным причинам механизм согласования воль участников общей собственности на общее имущества многоквартирного дома, предложенный ЖК РФ, представляется наиболее приемлемым.

Однако в юридической литературе встречается и отрицательное отношение к указанному способу. Так, С.П. Гришаев, отмечая практическую целесообразность введения этого механизма, в то же время указывает, во-первых, на противоречие норм ЖК РФ (в частности ст. 46) правилам, установленным ГК РФ (ст. 246); во-вторых, на допустимость принятия решений большинством голосов только в ТСЖ. По его мнению, «ЖК не должен содержать нормы, предусматривающие навязывание воли большинства меньшинству в объединении собственников без членства, органом управления которого является общее собрание». Данное утверждение вызывает определенные возражения. Во-первых, правовой режим общего имущества в многоквартирном доме имеет существенные особенности по сравнению с правовым режимом общей долевой собственности на другие объекты.

Эти особенности позволили ряду авторов назвать общую долевую собственность на общее имущество многоквартирного дома самостоятельной разновидностью общей долевой собственности 6 Необходимость отступления от принципа единогласия в сфере управления общим имуществом многоквартирного дома признана разработчиками Концепции развития законодательства о вещном праве // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 4. - С. 141. . В числе таких особенностей можно выделить невозможность выдела части имущества общего пользования; ограниченность правомочия распоряжения общим имуществом; невозможность распоряжения долей в общем имуществе; отсутствие у сособственников права преимущественной покупки; невозможность применения правила о предоставлении участнику права общей собственности во владение и пользование части общего имущества и др. Таким образом, многие вопросы осуществления права общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме решаются иначе, нежели установлено общими положениями о долевой собственности в ГК РФ. В этой связи обоснованно и введение особого механизма устранения разногласий между сособственниками 7 Миронов И. Б. Общее собрание собственников помещений как механизм управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 4. - С. 33. .

Во-вторых, как верно отмечает И.Б. Миронов, следует различать возможность игнорирования воли собственников, составляющих меньшинство, и нарушение прав такого меньшинства. Игнорирование воли меньшинства допустимо, поскольку лицо, приобретая квартиру и одновременно долю в общем имуществе многоквартирного дома, заранее косвенно с этим согласилось. В этом случае сособственник согласился с ограничениями, связанными со спецификой реализации правомочий в отношении общего имущества, в том числе «с соответствующими ограничениями собственной воли, связанными с возможностью принятия общих решений большинством голосов».

Следует отметить, что механизм согласования воль участников общей долевой собственности, подобный предложенному в ЖК РФ, предусмотрен в законодательстве ряда зарубежных государств. Так, ГК Квебека предусматривает решение вопросов осуществления права собственности на общее имущество на общем собрании, кворум на котором составляют собственники, имеющие большинство голосов. Решения на собрании принимаются большинством голосов: простым (п. 1096) или квалифицированным (п. 1097) 8 См.: Саватье Р. Теория обязательств: Юридический и экономический очерк. М., 1972. - С. 74, 75. . Французский гражданский кодекс предусматривает возможность принятия синдикатом сособственников договора, устанавливающего порядок распоряжения общей собственностью (неделимыми частями дома, разделенного на квартиры) большинством, составляющим не менее 3/4 всего состава, которому принадлежит более половины стоимости всех квартир 9 Цит. по кн.: Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. - М., 2002. - С. 16. .

Невозможность реализации интересов всех субъектов общества, в нашем случае - собственников помещений в многоквартирном доме, является объективным условием жизни. В своем общественно-правовом учении Р. Иеринг устанавливает определенную субординацию интересов: человека, общественных групп, общества. Причем интересам большинства дается определенный приоритет. «Разграничение разнообразных сталкивающихся между собой человеческих интересов является основной задачей права» 10 При этом нормы ЖК РФ не исключают возможности заключения одного договора со множественностью лиц на стороне собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вывод подтверждает судебная практика (см., напр.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2007 г. № 17АП-7985/ 2007-ГК по делу № А50-7143/2007 // СПС «КонсультантПлюс». . Эта задача была реализована в Жилищном кодексе РФ, который предложил иной по сравнению с «гражданско-правовым» порядок согласования интересов участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, соответствующий специфике этих отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. Обязательность заключения этого договора для собственников помещений законом не установлена. ЖК РФ не содержит правовых средств понуждения к заключению договора управления многоквартирным домом в случае отказа собственника от заключения договора с управляющей организацией.

Это признает и судебная практика. Так, ФАС Северо-Западного округа, рассматривая кассационную жалобу на решение суда первой инстанции по иску ООО «Жилищно-коммунальная компания» к ООО «Торговый дом «Базис» о понуждении к заключению договора управления многоквартирным домом, установил, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее ответчику, приняты решения: утвердить компанию в качестве управляющей организации дома и проект договора, подлежащего заключению собственниками помещений дома с компанией. Ответчик подписать проект договора отказался. Оставляя кассационную жалобу без удовлетворения, суд указал: «В статье 161 ЖК РФ не установлена обязанность собственника помещения в жилом доме заключать договор на управление многоквартирным домом с управляющей организацией, за исключением случая, когда управляющая организация домом выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления (ч. 5).

В рассматриваемом случае управляющая организация не была выбрана по результатам открытого конкурса, объявленного органом местного самоуправления. <...> С учетом изложенного судом сделан обоснованный вывод о том, что у ответчика отсутствует обязанность на заключение с компанией договора, поскольку она не предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также не обусловлена принятым на себя в добровольном порядке обязательством» 11 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2007 г. № А10 5470/ 06-04АП- 1096/07-Ф02-4044/07 по делу № А10-5470/06 // СПС «КонсультантПлюс». .

К аналогичному выводу пришли ФАС Восточно-Сибирского округа и ФАС Волго-Вятского округа при рассмотрении конкретных дел.

Таким образом, реализация данного способа управления многоквартирным домом полностью зависит от инициативы и доброго согласия собственников. Отсутствие прямого законодательного решения этого вопроса может привести к тому, что выбранный способ управления окажется нереализованным.

Второй вариант заключения договора управления многоквартирным домом имеет место, когда собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или выбранный способ не реализован. К обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии выбора способа управления, постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 относит следующие:

  1. собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
  2. по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.

К фактам, свидетельствующим об отсутствии реализации выбранного способа управления, отнесены следующие:

  • большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
  • не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При наличии данных обстоятельств, а также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Порядок проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации установлен постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс (п. 2 Правил). В части 5 ст. 161 ЖК РФ и п. 91 Правил установлена процедура заключения собственниками помещений в многоквартирном доме договоров управления с управляющей организацией, выбранной органами местного самоуправления, в обязательном порядке исходя из положений ст. 445 ГК РФ.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что законодатель склоняется к идее обязательности заключения договора управления многоквартирным домом для собственников помещений в многоквартирном доме, однако до конца и последовательно ее не проводит: в одних случаях он устанавливает обязательность этого договора, в других - нет. Возникают вопросы: насколько оправданны такие различные подходы и каким образом должна быть решена проблема обязательности заключения данного договора.

Думается, что ответы на эти вопросы скрываются в особенностях тех интересов, на организацию удовлетворения которых направлен договор управления многоквартирным домом: надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, получение коммунальных услуг и т.д. Большая часть благ, предоставляемых по данному договору, - общественный товар, предназначенный для всех членов сообщества, в нашем случае - собственников и лиц, пользующихся помещениями в многоквартирном доме. Трудно определить степень индивидуализации потребления этих благ: нет четких критериев (кто больше сорит, ломает, пользуется лифтом и т.д.), нет возможности отстранить от многих из них неплательщиков (уборка, лифт, тепло и др.). Как справедливо отмечают специалисты в области экономики жилищно-коммунального хозяйства, «поставщику услуг невозможно вычислить конкретного потребителя и определить объем услуг, приходящийся на его долю.

С другой стороны, и потребители лишены возможности делать индивидуальный выбор и тем самым оказывать влияние на поведение поставщика». Таким образом, в многоквартирных домах объективно невозможно индивидуализировать исполнение обязанности по содержанию и ремонту общего имущества и оплате большинства потребляемых коммунальных благ, причем независимо оттого, кто является собственником помещений в этих домах. Поэтому должно быть единство в решении вопроса заключения договора управления многоквартирным домом, стороной которого являются собственники помещения в многоквартирном доме независимо от формы собственности и субъекта, принявшего решение о передаче функций управления управляющей компании. Таким решением представляется введение обязательности заключения договора управления для собственников помещений в многоквартирном доме с момента наступления одного из юридических фактов: принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о привлечении к управлению конкретной управляющей компании либо подведения итогов открытого конкурса по выбору управляющей компании органами местного самоуправления. Это позволит последовательно реализовать идею законодателя о приоритете способа выбора управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Обязательность заключения договора потребителем услуг является исключением из общего принципа свободы договора и может быть продиктована, как и всякое иное ограничение прав, необходимостью обеспечения законных интересов других лиц (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В случае солидаризации потребления интересы других собственников помещений в многоквартирном доме требуют обязывания собственника, уклоняющегося от заключения договора управления многоквартирным домом.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-Ф3 ст. 161 ЖКРФ дополнена частями 13 и 14, предусматривающими особенности заключения договора управления многоквартирным домом с застройщиком. В соответствии с ними в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома-новостройки орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом. Системное толкование положений ч. 13, 4, 5 ст. 161 ЖК РФ позволяет сделать вывод об обязательности заключения договора с победителем открытого конкурса для застройщика. До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам конкурса, управление многоквартирным домом может осуществлять управляющая организация, выбранная застройщиком по своему усмотрению.

Для другой стороны договора управления многоквартирным домом - управляющей организации - заключение рассматриваемого договора по общему правилу не является обязательным. Заключение договора является обязательным для одной или для всех сторон договора в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, в частности при заключении основного договора в срок, установленный предварительным договором (ст. 429 ГК); заключении публичного договора (ст. 426 ГК); заключении договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК), и т.д.

ЖК РФ не предусматривает обязанности управляющей организации заключить договор с обратившимися к ней собственниками многоквартирного дома. Новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определяют режим заключения договоров управления многоквартирным домом, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, который можно обозначить как обязательный для управляющей организации (п. 9,22-24). Согласно Правилам в случае уклонения исполнителя от заключения договора собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков. На наш взгляд, установление обязательности заключения договора на правительственном уровне противоречит положениям п. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1, абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ, согласно которым ограничение гражданских прав, в том числе свободы договора, может быть введено федеральным законом.

Представляется, что рассматриваемый договор не является публичным, поскольку не удовлетворяет признакам, указанным в ст. 426 ГК РФ. Во-первых, как отмечалось, управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом может являться организация любой организационно-правовой формы (в том числе и некоммерческая) или индивидуальный предприниматель, тогда как публичный договор может быть заключен только коммерческой организацией. Если правило п. 3 ст. 23 ГК РФ позволяет в данном случае охватить термином «коммерческая организация» и индивидуального предпринимателя, то «препятствием к дальнейшему расширению крута субъектов, подпадающих под действие правил о публичных договорах, является именно прямое указание в ст. 426 ГК РФ».

Во-вторых, договор управления многоквартирным домом нельзя отнести к категории публичных договоров, поскольку существует прямое указание в ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, исключающее второй по счету обязательный признак публичного договора. Имеется в виду, что договор управления многоквартирным домом заключается «на условиях, указанных в решении... общего собрания». Условия договора устанавливаются исходя из специфики объекта управления (года постройки многоквартирного дома, степени износа элементов общего имущества и т.д.), а также интересов и материального положения собственников помещений в многоквартирном доме и, следовательно, не могут быть одинаковыми для всех обратившихся к управляющей организации.

Заключение договора управления многоквартирным домом становится обязательным для управляющей организации в случае ее участия в открытом конкурсе, проводимом органом местного самоуправления. Порядок заключения договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса установлен разд. IX Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. В случае если победитель конкурса в указанный срок не совершает этих действий, то он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.

В случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. При этом заключение договора управления многоквартирным домом таким участником конкурса является обязательным. В случае если и этот участник будет признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого участника заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора (п. 93 Правил).

Таким образом, возможность понуждения к заключению договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса предусматривается для уклоняющейся управляющей организации только в двух случаях:

  1. ею было сделано второе по стоимости дополнительных работ и услуг предложение, а победитель конкурса уклонился от заключения договора;
  2. она является единственным участником конкурса.

По результатам открытого конкурса договор управления между собственниками помещения в многоквартирном доме и выбранной управляющей организацией заключается на условиях, установленных организатором конкурса - органом местного самоуправления (подп. 4.5,16 п. 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом). Учитывая предусмотренный законодательством порядок определения условий договора управления многоквартирным домом, эти условия не могут быть предметом спора между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией.

Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Органами управления отдельных субъектов РФ и муниципальных образований разрабатываются примерные договоры управления многоквартирными домами 12 См.: Рыжов А.Б. Момент заключения договора управления многоквартирным домом при выборе управляющей организации // Жилищное право. - 2007. - № 1.-С. 43,44. , которые могут использоваться сторонами.

Дискуссии в литературе и сложности на практике долгое время вызывали вопрос о моменте заключения договора управления многоквартирным домом в контексте ч. 1 ст. 162 ЖК РФ. Согласно одной позиции, обозначенной в юридической литературе, с момента заключения договора управления уже с одним из собственников права и обязанности по договору управления возникают у управляющей организации в полном объеме, поскольку согласно ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Соответственно у управляющей организации возникает основание для заключения договоров со снабжающими коммунальными услугами организациями, организациями, оказывающими информационно-расчетные услуги, органами социальной защиты населения 13 Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № 14314- РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2007. - № 4 (ч. И). . Это мнение подтвердило разъяснение Министерства регионального развития РФ, согласно которому управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня подписания договора с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом 14 См., напр.: Стрижак Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». .

Согласно другой позиции для возникновения прав и обязанностей по договору управления многоквартирным домом необходимо его заключение с каждым собственником.

Обе позиции вызывали определенные сомнения. Как отмечалось, п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляю щей организации для управления многоквартирным домом в числе обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии реализации принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления, называет не заключение договоров управления многоквартирным домом, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ. Часть 1 ст. 162 предусматривает заключение договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещений в многоквартирном доме. Системный анализ данных норм позволял сделать вывод, что для приобретения силы договором управления многоквартирным домом необходимо его заключение со всеми собственниками. Однако на практике это труднодостижимо: некоторые собственники могут не проживать в принадлежащих им помещениях или уклоняться от заключения договора.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ ч. 1 ст. 162 ЖК РФ была дополнена предложением следующего содержания: «При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора». Исходя из смысла данной нормы, вопрос о начале действия договора управления многоквартирным домом необходимо связывать с заключением договоров на управление с собственниками помещений, обладающими 50% и более голосов от общего числа голосов.

Вопрос «нужен» в заголовке следует воспринимать как и написано - в кавычках. В законе (ст. 162 ЖК РФ) предусмотрено, что нужен. Осознав общую необходимость этого договора, управляющие домами организации, начинают кропотливую деятельность по поиску бланка этого важнейшего документа, заполнению его и распечатке по количеству собственников. После попытки соблюсти все требования и рекомендации, такой договор будет весьма объемным (СПС ГАРАНТ, например, рекомендует договор управления на 22 листах, с 24 приложениями).

Цель этой трудозатратной деятельности - заключить договор управления с каждым собственником. Интересно, во многих ли домах она достигнута? Каковы последствия, если договор не подписал один собственник, или 10 %, или 90 %?
Может быть, цели неправильно поняты?

Вернемся к закону. В п. 1 ст. 162 ЖК РФ указано, что договор управления многоквартирным домом заключается с каждым собственником помещения, но на условиях, указанных в решении общего собрания (при выборе управляющей организации на общем собрании).
Там же, ниже - собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50 % голосов, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Скорее всего, ученым-цивилистам все понятно. Попробуем разобрать для прочих.
1. Общее собрание (50 % собственников + 1 голос) вправе выбрать управляющую организацию и определить условия договора управления домом. Эти условия будут обязательны для каждого собственника. Изменить утвержденный собранием договор нельзя (даже исходя из разумных пожеланий конкретного собственника; даже для устранения явных неточностей). Для этого нужно новое решение общего собрания. Независимо от подписания для любого из собственников этот договор обязателен. Возник ли ответ на вопрос: зачем его подписывать с каждым?

2. Договор управления - договор со множеством лиц на стороне собственников (они выступают вроде заказчиков на содержание и ремонт общего имущества). Такими заказчиками являются те более 50 %, которые приняли решение об утверждении договора на общем собрании. А оставшиеся собственники (голосовавшие против или не участвовавшие в собрании) стороной этого договора являются? Отрицательный ответ невозможен - утвержденные условия распространяются на всех.

Выходит, что ничем не отличается положение собственников:
- подписавших договор управления в виде отдельного документа;
- не подписавших договор, но голосовавших за его условия на общем собрании (они - в силу прямого указания закона - образуют множество лиц на стороне заказчика);
- не голосовавших и не подписавших - они также вправе требовать исполнения условий договора и сами обязаны подчиняться им.

Значит, индивидуальное подписание договора с каждым собственником не влечет ничего.
И это разумно - нормы об управлении многоквартирными домами предусматривают подчинение всех собственников решению общего собрания и равенство условий договора управления для всех. Попросту, если большинство собственников одобрило условия, на которых управляющая организация будет работать в доме, этого решения достаточно для возникновения взаимных прав и обязанностей управляющей организации и всех собственников.

P.S. Сейчас имеется лишь одна понятная для управляющей организации причина заключать договор управления с каждым: взыскать задолженность по таким договорам можно в порядке приказного производства. Однако, постановлением № 7 от 17 февраля 2015 года Пленум ВС РФ внес в Государственную Думу проект закона об изменениях в ГПК РФ, по которым любая задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг может быть взыскана в приказном порядке. В случае принятия такого закона отпадет единственный повод подписывать договоры управления с каждым собственником.

В обязанность владельцев квартир и иных помещений в многоэтажном жилом строении входит узаконивание отношений с компанией, руководящей его хозяйством и отвечающей за организацию комфортного и безопасного проживания в здании. Официальный статус отношения приобретают только после того, как будет заключен договор управления многоквартирным домом. Если жильцы уходят от обязанности подписания документа, упорядочивающего данные вопросы, руководитель обслуживающей организации вправе требовать этого в принудительном порядке через суд.

Обязательно ли заключение договора управления многоквартирным домом

Договор управления многоквартирным домом может подписываться только в том случае, если избранное для этого юридическое лицо отвечает всем требованиям и имеет официальные разрешения на оказание ЖК-услуг.

Соглашение с УК может иметь или бумажную форму, или электронную, созданную в системе составления документов. Оно обязательно подписывается двумя сторонами.

Заключение договора управления многоквартирным домом – обязанность владельцев жилых помещений и других объектов этого здания, установленная действующим законодательством. И в случае неисполнения этого долга хозяйствующая компания может обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать принудительного подписания соглашения (4-я часть 445-й статьи ГК РФ). При этом сторона, которая безосновательно уклоняется от данной процедуры, должна компенсировать истцу ущерб, связанный с незаключением договора управления (4-я часть 445-й статьи ГК РФ).

Оформление отношений посредством подобного соглашения есть обязательство, а значит, не подчиняется правилу о свободе договора, действующему в иных предусмотренных законом случаях. Данное условие установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. В частности, согласно 5-й части 161-й статьи ЖК РФ не позднее 10 дней после проведения выборов УК на открыто-конкурсной основе (4-я часть 161-й статьи ЖК РФ) представительство местной власти оповещает владельцев помещений многоэтажки о результатах состоявшегося голосования и о том, какие условия приняты в отношении руководства зданием. В свою очередь, собственники обязаны заключить договор управления многоквартирным домом с выбранной в законном порядке (регламентирован 445-й статьей ГК РФ) управляющей компанией.

Правило в отношении оформления такого соглашения распространяется на владельцев как жилых, так и коммерческих и вспомогательных объектов данного строения. Например, собственники мест автостоянки, относящейся к жилому многоквартирному дому, также обязаны подписать договор с УК.

Обязательные условия договора управления многоквартирным домом

Договор управления многоквартирным домом в 2017 году должен содержать ряд обязательных пунктов.

  1. Адрес обслуживаемого здания с полным перечнем общедомового имущества (лестничные площадки, чердачные и подвальные помещения, подъемники, придомовая территория и конструкции, расположенные на ней и т. д.), в котором уточняется количество и состояние предметов, входящих в хозяйство.
  2. Список планируемых к проведению мероприятий по содержанию движимых и недвижимых объектов, а также услуг, входящих в компетенцию управляющей компании.
  3. Метод определения стоимости ЖК-услуг: начисление платы за необходимые работы и ремонт жилья, тарификация поставки ресурсов, а также требования по срокам внесения средств по указанным видам сервиса.
  4. Регламент по контролю исполнения условий, утвержденных договором управления многоквартирным домом и реализованных УК.

Соглашение на обслуживание и руководство, приложения которого содержат список домового имущества и перечень всех оказываемых ЖК-услуг, а также являются обязательным его элементом, должно содержать все вышеперечисленные пункты. Отсутствие хотя бы одного из этих четырех описаний лишает документ юридической силы.

Регламент по контролю обязательств, выполненных управдомом, также не должен быть пропущен в договоре управления. Порядок осуществления отчетности по проведенным мероприятиям утверждается на общем собрании собственников жилья и закрепляется соответствующим приложением к документу.

Каким должно быть содержание договора управления многоквартирным домом

Договор управления многоквартирным домом, образец которого можно взять за основу для составления правового документа, должен начинаться с названия и введения. Далее следует пояснение используемых в тексте терминов, например, слов «общее собрание», «коммунальные услуги», «доля в праве общей собственности» и прочих.

  • Пункт 1. Предмет договора

Данный пункт разъясняет то, что по условиям настоящего договора заказчик получает, а управляющая компания обязуется выполнить. Также в этой части документа перечисляется все, что называется общедомовым имуществом по отношению к конкретному зданию. Необходимо указать, что содержание активов не подразумевает прав владения ими.

  • Пункт 2. Обязанности сторон

Подпункт первый (пункт 2.1) определяет обязанности владельца недвижимости, относящейся к жилому многоэтажному зданию. В них входят: своевременная оплата оказанных ЖК-услуг, предоставление допуска в помещение сотрудникам домоуправления днем для контроля работы инженерных систем и в любое время суток – при авариях, участие в общедомовом собрании с целью выбора членов совета многоквартирного дома, самостоятельно и вовремя осуществлять ремонтные работы в квартире/помещении, а также сообщать свои контактные данные в офис хозяйствующей компании при долговременном оставлении жилища без присмотра.

Типовой договор управления многоквартирным домом отражает обязанности собственника помещения в том, что он непременно согласовывает с УК изменение местоположения коммунальных систем, установку счетчиков расхода воды, использование электроприборов с общей мощностью 7кВт, осуществление перепланировок и прочую деятельность.

В соглашении также оговариваются условия, что в ходе осуществления ремонтных работ своей жилплощади уборка строительных отходов производится средствами владельца квартиры.

Далее в документе пишется о том, что собственник обязан предоставить хозяйствующей компании копии правовой документации на помещение, сообщить некоторые сведения о себе, передавать показания коммунальных счетчиков. Отдельно оговаривается то, что самовольное снятие жильцом пломб с приборов учета запрещено, а при их нарушении он обязан в три ближайших дня известить об этом правление.

Пункт 2.2 отражает обязанности арендаторов помещений.

Пункт 2.3 договора управления содержит разъяснение всего того, что входит в круг деятельности управляющей компании. Первоочередное место отводится обязанностям по обеспечению жильцов основными коммунальными ресурсами, к которым относятся отопление, снабжение горячей, холодной водой и электричеством, работы по отведению стоков. Все это должно быть качественно, надежно и безопасно, т. е. согласно Правилам предоставления коммунальных услуг. Помимо этого направления в обязанности управляющей компании входит уведомление жильцов о запланированных инженерно-ремонтных работах, сверка соответствия платы и оказания ЖК-услуг по заявлению собственника квартиры, а также осуществление своей деятельности в соответствии с общими нормативно-правовыми требованиями.

  • Пункт 3. Права сторон

Договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией отражает, что собственник помещения вправе потребовать от второй стороны изменения тарифов на услуги в меньшую сторону, если имеющийся их уровень не соответствуют заявленному качеству или они оказываются не полностью, а также настаивать на компенсации причиненного ущерба.

С другой стороны, хозяйствующая организация имеет полномочия на выбор привлеченных третьих лиц-подрядчиков, законно может прекратить доступ к коммунальным сетям в случае неоплаты оказанных услуг, а также требовать погасить долги через суд или иными законными мерами. УК вправе распоряжаться общедомовым имуществом по договору со сторонними фирмами, например, в целях размещения рекламных вывесок. Деньги, полученные путем такого сотрудничества, должны быть направлены на поддержание комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирном доме.

  • Пункт 4. Цена договора

Этот пункт – также неотъемлемая часть договора управления с УК. Он содержит разъяснение того, как начисляется оплата ЖК-услуг, с какой периодичностью и в какие сроки она должна вноситься на счет управляющей компании (часто определено равномерное поступление денег от жильцов на протяжении календарного года). Тарифы на деятельность хозяйствующей организации утверждаются на общедомовом собрании собственников и не изменяются на протяжении следующих 12 месяцев. На практике часто то, что предлагается УК, просто принимается жильцами многоквартирного здания. Домоуправление вправе увеличивать плату на величину затрат по осуществленным необходимым аварийным работам.

Тарифы оплаты отопления устанавливаются в соответствии со стоимостью услуг поставщика тепла. В случае когда в здании имеется общедомовой счетчик, нормы отчислений один раз в год корректируются.

Договор управления многоквартирным домом в обязательном порядке должен разъяснять принцип ценообразования на услуги по снабжению водой и электричеством: их стоимость складывается из потребления ресурсов жильцами квартиры (расчет производится на основании показаний приборов или по законно установленным нормам) и общих домовых обязательных затрат.

На практике расходы на содержание объектов коллективного пользования чаще всего являются предметом споров между квартиросъемщиками и хозяйствующей организацией. Как регламентирует договор управления многоквартирным домом, такие затраты исчисляются как разница показателей потребления всего здания (по общему счетчику) и личного расходования ресурсов жильцами, распределенная на всех собственников с учетом доли каждого в общедомовом имуществе. В договоре также есть указание на то, что если квартира пустует более пяти суток подряд, управляющая компания вправе пересчитать стоимость оплаты за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение после подачи владельцем соответствующего заявления.

  • Пункт 5. Ответственность сторон

В качестве ответственности за коммунальные долги собственнику могут быть начислены неустойки. Иные подпункты 5-го пункта разъясняют, что при наступлении непредвиденных ситуаций обе стороны договора управления многоквартирным домом не отвечают за исполнение его условий.

  • Пункт 6. Срок договора и правила по его прекращению

По правилам, установленным законом для соглашения с УК, время актуальности документа может составлять от 1 до 5 лет. Прекращение его действия вправе инициировать одна из сторон, которая извещает о своих намерениях вторую за 30 календарных дней. Порядок расторжения соглашения должен отражать то, что если полученные за услуги доходы не перекрывают расходы при работе управляющей компании, то она вправе разорвать договорные отношения в одностороннем порядке.

  • Пункт 7. Контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору

Как устанавливает седьмой пункт типового договора с управляющей компанией, контролирует соблюдение ею обязательств выбранное представительное лицо со стороны жильцов дома и надзорные госструктуры.

  • Пункт 8. Особые условия

Типовой договор управления многоквартирным домом отражает условия о том, что хозяйствующая организация имеет право использовать факсимильную подпись директора для утверждения документации.

  • Приложения

Частью договора управления являются дополняющие его приложения.

  • Приложение № 1 – «Список обязательных работ/услуг по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома в должном состоянии». В этом документе перечисляются все мероприятия, входящие в обязанность управляющей компании.
  • Приложение № 2 – «Список работ/услуг, осуществляемых для текущего ремонта общедомового имущества многоквартирного дома». В этом дополнении присутствуют только мероприятия, касающиеся текущих работ по содержанию хозяйства коллективного пользования.
  • Приложение № 3 – «Обозначение границ общедомового имущества многоквартирного дома по внутридомовым инженерным сетям и строительным объектам». В этом документе имеются схематичные изображения границ территории, находящейся в компетенции управдома, а также того, за что ответственны жильцы здания.

Количество и содержание пунктов и подпунктов документа в разных хозяйствующих организациях могут разниться, но примерный договор управления многоквартирным домом должен отражать все вышеупомянутые моменты.

Порядок утверждения договора управления многоквартирным домом

В оформлении договорных отношений между жильцами-собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей компанией выделяют следующие этапы :

  • разработка документа;
  • рассмотрение ключевых моментов соглашения его сторонами;
  • знакомство с договором жильцов многоквартирного дома;
  • выпуск заключительной версии документа о руководстве зданием;
  • утверждение условий договора управления многоквартирным домом на общем собрании и его подписание.

По итогам встречи жильцов-собственников определяются ключевые моменты договорных отношений: срок, на который составляется соглашение, обязанности и права сторон, правила оплаты оказанных ЖК-услуг, принцип оформления актов проведенных мероприятий по благоустройству здания и входящих в его состав объектов, порядок контроля над действиями УК.

На общедомовом собрании протоколируется решение собственников об утверждении управляющей организации, а также ключевые моменты взаимоотношений с ней. Копия протокола предоставляется хозяйствующей компании.

Договор управления многоквартирным домом заключается в виде единственного письменного документа в бумажном варианте и подписывается каждой из двух сторон отношений. Если речь идет о вновь избранной УК, то составленное с ней соглашение размножается для утверждения каждым собственником помещения в здании. Условия договора должны соответствовать тем, которые были приняты на общедомовом собрании.

Если собственникам принадлежит 1/2 и более от общего числа голосов жильцов строения, то они представляют одну сторону в составленном соглашении на управление. Ключевые моменты данного документа всегда одинаковые для всех владельцев квартир.

В стандартном варианте через один месяц или раньше после того, как подписан договор управления, хозяйствующая компания обязана приступить к выполнению своих обязательств, установленных этим документом. Иные сроки должны быть оговорены в пунктах соглашения.

В случае когда на момент прекращения актуальности договора управления ни одна сторона не подала заявление о его расторжении, документ автоматически пролонгируется на такой же срок без изменения условий.

Каков срок договора управления многоквартирным домом

Документ о ведении хозяйства многоквартирного дома, заключенный между управляющей компанией и жильцами-собственниками здания, составляется на принципе срочности. Так, согласно постановлению, оговоренному 5-й частью 162-й статьи Жилищного кодекса РФ, период действия данного документа не может быть менее года и не должен превышать пятилетие. Ориентируясь на это законное правило, общедомовым собранием собственников выбирается срок договора.

Нормативные требования по установлению конечной даты отношений имеют исключение, связанное с итогами избрания хозяйствующей организации в условиях конкуренции и гласности, реализуемых силами районной администрации. Как регламентирует 6-я часть 161-й статьи ЖК РФ и 41-й пункт и его 15-й подпункт Правил проведения выборов управляющей компании на открыто-конкурсной основе органами местных властей, договорные отношения с победившей в тендере организацией составляются на 12 месяцев и могут пролонгироваться на 90 ней, когда:

  • большая часть собственников не вступили в договорные отношения, описанные в статье 164 Жилищного кодекса РФ, и не поставили свою роспись в договоре управления многоквартирным домом;
  • созданный жильцами специализированный кооператив (ТСЖ, ЖК и т. д.) не учтен в протоколе общего собрания по установлению способа руководства зданием;
  • иная УК, избранная по итогам общедомового собрания по определению метода хозяйствования в многоквартирном доме, проведенного в течение 12 месяцев после заключения последнего договора управления, в течение ближайших 30 дней не приступила к обязательствам, установленным соглашением;
  • иная управляющая компания, назначенная органами местной власти для выполнения обязательств по руководству зданием, не начала работу по условиям договора.

Стоит помнить о том, что при заключении соглашения на 12 месяцев после окончания его срока действия следует провести новые открыто-конкурсные выборы хозяйствующей компании, если и на этот момент жильцы-собственники не определятся в методе управления своим многоквартирным домом.

На практике все-таки чаще документ о руководстве зданием с соответствующей организацией составляется на пятилетие.

Кроме даты актуальности договора управления, в нем могут быть обозначены сроки исполнения обязательств подрядчиками отдельных услуг/работ, к которым относят периодические мероприятия по благоустройству и поддержанию в надлежащем состоянии придомовой территории, чердачных и подвальных помещений и лестничных клеток. Относительно продолжительности этих действий законом нормы не установлены.

К срокам, регламентированным договором управления многоквартирным домом, также можно отнести указание времени внесения периодической оплаты ЖК-услуг.

В каком случае возможно расторжение договора управления многоквартирным домом

Изменение договора управления многоквартирным домом и прекращение его действия осуществляется по правилам, установленным действующими нормативно-правовыми актами, что регламентируется 8-й частью 162-й статьи Жилищного кодекса РФ. По Гражданскому кодексу РФ, а именно его 29-й главе, определение условий изменений и расторжения относительно этого соглашения возможно в законном порядке. Соответственно, прекращение договорных отношений по оказанию услуг управляющей компанией на платной основе может осуществляться также в случае возникновения субсидиарной ответственности.

Изменяться или заканчивать свое существование соглашение об условиях хозяйствования в многоквартирном доме может по особым основаниям, т. е. по причине отсутствия выполнения установленных договором обязательств какой-либо стороной. Если документ об управлении корректируется, то полномочия сторон также подлежат доработке при сохранении ответственности, возникающей при официальном оформлении отношений. Их разрыв посредством расторжения соглашения влечет за собой и ликвидацию предусмотренных им обязательств.

Изменение или прекращение договора управления многоквартирным домом имеет различные законно установленные основания:

  • по соглашению сторон (согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ);
  • по требованию одной из сторон (согласно пункту 2 статьи 450 и пункту 2 статьи 451 ГК РФ).

Как показывает практика заключения договоров управления с соответствующими компаниями, наилучшим вариантом их изменения/расторжения выступает соглашение сторон. При этом каждый субъект может выдвинуть к обсуждению подходящие ему требования по корректировке документа или его окончании. В ходе рассмотрения условий оппонента другая сторона должна знать, что предложения в этом случае носят правовой характер только в установленных законом ситуациях, в иных же случаях юридической силы не имеют.

Чаще всего корректировка условий договора управления многоквартирным домом касается изменения тарифов на ЖК-услуги, в которые входят и коммунальное обслуживание, и содержание/ремонт общедомовых объектов. Так как стоимость снабжения ресурсами рассчитывается на основании ставок, установленных местными властями, то их увеличение или снижение не становится основанием для внесения поправок в договор управления. При повышении или уменьшении тарифов на коммунальные услуги управдом обязан за 30 дней или раньше до передачи новых квитанций на оплату оповестить об этом жильцов-собственников письменным извещением (часть 13 статьи 155 ЖК РФ). Иные временные сроки могут быть оговорены в договоре о руководстве зданием.

Другой вариант прекращения или корректировки документа об управлении осуществляется по решению судьи по требованию одной из сторон . В ходе данного мероприятия ключевое значение придается тому, законны ли или предусмотрены ли действующим договором хозяйствования основания изменения/расторжения. Так, если брать во внимание причины прекращения действия или внесения правок в документ об управлении, регламентированные нормативно-правовыми актами, а именно пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, то ими являются нижеследующие обстоятельства.

  1. Значительные нарушения договора одной из сторон.

Степень несоблюдения в этом случае прямо пропорциональна финансовым потерям другой стороны, которые стали следствием неисполнения обязательств нарушителем. Финансовый урон рассчитывается по тому, на что по своему праву надеялась сторона-жертва в момент утверждения условий документа об управлении. Сторона-истец, заявляющая о своем требовании изменить/прекратить договор, должна предъявить суду доказательства того, что при дальнейшем действии отношений ею будут понесены определенные денежные потери.

К значительным нарушениям договора управления многоквартирного дома могут быть отнесены:

  • невнесение платы за оказанные домоуправлением ЖК-услуги;
  • периодические нарушения сроков предоставления ЖК-услуг при ведении имущества общего пользования, относящиеся к некачественному исполнению управляющей организацией установленных договором обязательств;
  • отсутствие предоставления УК отчетности о том, как реализуются условия ранее заключенного соглашения;
  • нанесение ущерба общедомовому имуществу в ходе действия/бездействия домоуправления.

Итоговое заключение о значимости нарушений выносит судья.

  1. Другие случаи, перечисленные в гражданско-правовых актах или иных законных документах, в том числе в договоре управления многоквартирным домом.

К таким основаниям корректировки/расторжения соглашения относятся те, которые связаны с серьезным изменением факторов, на основании которых были определены условия исходного документа (согласно 451-й статье ГК РФ). Правовое поле устанавливает среди таких обстоятельств неконтролируемые экономические причины, появление других вариантов действующего законодательства, введение военного режима и прочее. Суд такими случаями (т. е. ситуациями, предусмотренными статьей 451 ГК РФ) считает непредвиденные происшествия, о которых стороны не могли знать на момент подписания договора управления многоквартирным домом.

Мнение эксперта

Расторжение договора управления МКД при существенном изменении обстоятельств

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Смена обстоятельств считается значимой, если при знании их сторонами договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией или не заключался бы, или был бы составлен на совершенно иных условиях.

Одним из ярких примеров подобных случаев является присвоение зданию статуса аварийного жилья. Но при этом истцу нужно предъявить доказательства следующего:

  • заключение экспертиз о признании многоквартирного дома аварийным жильем, требующим капитального ремонта/реконструкции/сноса;
  • неимение связи между объявления строения аварийным и действиями/бездействиями управдома.

Правила присвоения многоквартирному дому статуса «аварийное жилье» определены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Часто судьи встают на сторону жильцов-собственников, при этом обязывая их принять список работ с их стоимостью на общедомовом собрании. Данное заключение судьи можно брать за основу для перехода к обсуждению новых условий документа об управлении.

3 примера, когда договор на управление многоквартирным домом с управляющей организацией стал камнем преткновения

Пример 1. Как оформлять отношения с теми, кто по каким-то причинам не подписал договор об управлении с УК?

Если управляющая компания исполняет в полном объеме и надлежащем качестве свои обязанности, т. е. работает в интересах жильцов, то юристы называют такие действия конклюдентными. Соответственно, договор исполняется независимо от того, подписан он или нет с отдельными гражданами-собственниками.

На практике еще встречаются случаи, когда по итогам общедомового собрания жильцами избирается управляющая компания, но саму организацию об этом не оповещают и не предлагают ей озвучить свои интересы для составления соглашения. Еще одна похожая ситуация, когда есть отмененное решение об избрании способа хозяйствования над имуществом многоквартирного дома, а созданный на основании этого решения договор признан неправомерным, т. е. не имеет юридической силы

Пример 2. Собственники предлагают подписать договор управления многоквартирным домом, учитывая только свои интересы

Бывает, что жильцы-собственники готовы заключить договор об управлении исключительно на своих условиях, предлагая компании к подписанию документ, утвержденный на общедомовом собрании. Очевидно, что это противоречит правилам, установленным законами.

Аналогично, хозяйствующая компания, избранная на общедомовом собрании жильцов-собственников, не может понуждать граждан к подписанию договора с ней, составленного с учетом исключительно интересов домоуправления.

Юридическая практика по этим вопросам имеет свои рекомендации.

  • В соответствии с 3-й частью 161-й статьи ЖК РФ способ хозяйствования над имуществом многоквартирного дома является итогом общедомового собрания и может быть перевыбран на любом сроке действия решения жильцов. Волеизъявление об избрании метода управления есть законное обязательство каждого из собственников МКД.
  • В соответствии с 1-й частью 162-й статьи ЖК РФ после того как по итогам проведения общедомового собрания появился протокол о решении жильцов-собственников об избрании управляющего юридического лица, каждый владелец помещений многоквартирного дома обязан подписать документ, передающий полномочия указанной компании, составленный на условиях, имеющихся в решении собрания.

Пример 3. Жилищный кодекс и обязанность собственника заключить договор управления многоквартирным домом

Согласно 5-й части 161-й статьи кодекса о жилищных отношениях владелец помещений многоквартирного дома обязан подписать договор с управляющей компанией только тогда, когда она избрана местными властями на открыто-конкурсной основе. В иных случаях перед собственниками такая необходимость не стоит.

Это право соответствует нормам, разъясненным Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 13 июня 2007 года по делу N А56-36199/2006, а также Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа от 05 июля 2007 года по делу N А10-5470/06-04АП-1096/07-Ф02-4044/07.

Новое на сайте

>

Самое популярное