Домой Сбербанк Финансовая система. Дискреционная фискальная политика

Финансовая система. Дискреционная фискальная политика

1. Скорость обращения денег равняется
сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество
индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта
среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года
среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк

2. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни
Центральный банк и коммерческие банки
Сберегательные банки и банки, выдающие кредиты
Центральный банк и сберегательные банки
Банки и страховые общества

3. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн. р. бумажными купюрами, то прирост количества денег в обращении в России может достигнуть
500 млн. р.
2,5 млрд. р.
480 млн. р.
100 млн. р.

4. Если в текущем году импорт товаров и услуг в Россию в денежном выражении превысит стоимость российского экспорта, то государственный долг России в этом году
может как вырасти, так и сократиться
обязательно сократится
обязательно вырастет
не изменится

5. К числу основных целей фискальной политики государства относится
создание условий для успешного ведения бизнеса
антициклическое регулирование экономики
повышение состояния граждан
перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру
как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний
нейтрально
как встроенный (автоматический) стабилизатор
неопределенным образом, в зависимости от факторов

7. К числу инструментов фискальной политики относится
увеличение нормы обязательных резервов
покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

8. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной
Изменение ставок налогов на прибыль банков
Изменение Центральным банком нормы банковского резерва
Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство
Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики
Фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста
Фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

10. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита
сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей
повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований
увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

11. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между
текущими государственными расходами и доходами
фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости
текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу
текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся
расходы по обслуживанию государственного долга
подоходные налоги и пособия по безработице
расходы на охрану и защиту природной среды
таможенные пошлины и акцизы

13. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки
не изменяется с увеличением дохода
не изменяется с уменьшением дохода
не изменяется при любом изменении дохода
изменяется в соответствии с изменением дохода

14. Годовой государственный бюджет – это
план государственных доходов и расходов на год
количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год
количество денег, имеющихся в наличии у правительства
общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

15. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
приведет к увеличению поступлений от этого налога
является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории
может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога
приведет к снижению дефицита государственного бюджета


Основными инструментами фискальной политики является государственные („ли правительственные) расходы и налоги.
Государственные (или правительственные) расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных ло- док, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство.
Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна. Поэтому в перспективных экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупа-тель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги - это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, заня-тость населения.
Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности.
Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.
Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования.
Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н. э.
По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.
Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании госу-дарственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX - начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
S на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,
затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,
для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Еще по теме 1. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

  1. 6. ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В условиях современной экономики государству необходимы эффективные инструменты влияния на экономические процессы. Одним из ключевых рычагов воздействия является фискальная политика. При помощи инструментов, работающих с налогами и бюджетом, правительство может стабилизировать экономические спады и регулировать уровень инфляции.

Суть фискальной политики

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.

Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:

  • обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
  • постоянный экономический рост;
  • полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).

Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.

Виды фискальной политики

Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.

Комплекс мер, характеризующийся как недискреционный, отличается автоматическим изменением расходов государства и налогов, причиной которого являются существенные перемены в состоянии экономики (ставки налогов и трансферных программ остаются неизменными). При этом дискреционная и автоматическая фискальная политика характеризуются тем, что в последней в качестве основного инструмента используются встроенные стабилизаторы: фермерские субсидии, прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, которые оказывают воздействие на сокращение или увеличение дефицита государственного бюджета.

Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели - преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.

Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.

Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.

Стимулирующая фискальная политика

Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.

Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.

При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.

Инструменты воздействия, оказывающие сдерживающее воздействие

Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.

В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.

Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.

В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.

Инструменты дискреционной фискальной политики

Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.

К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.). Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки. Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, - это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.

При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.

Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.

Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:

  • увеличение трансферов;
  • общее снижение налогов;
  • повышение объема государственных закупок.

Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:

  • трансферы уменьшаются;
  • объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
  • налоги увеличиваются.

Проблемы времени при реализации стратегии регулирования

Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.

И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:

  1. Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
  2. Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
  3. Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики - инфляции или спада.

Проблемы политического характера

Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:


Воздействие факторов внешнеэкономического характера

Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта. Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты. Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает его инфляция.

Эффект вытеснения

В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.

На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.

Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.

Дискреционная фискальная политика в условиях российской экономики

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика - это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.
Макроэкономика. Фискальная политика

1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) антициклическое регулирование экономики;

в) повышение состояния граждан;

г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.

4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

а) прогрессивного;

б) регрессивного;

в) прямого;

г) косвенного.

5. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.

6. Увеличение ставок налогов является примером

а) кредитно-бюджетной политики;

б) фискальной политики;

в) монетарной политики;

г) денежно-финансовой политики.

7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?

а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;

б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.

г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

8. Какое из утверждений является верным?

а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;

б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;

в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;

г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.

в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

10. Государственный долг – это

а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;

б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;

в) сумма задолженности государства другим странам;

г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.

11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;

г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.

12. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) арендная плата;

в) доходы от государственной собственности;

г) административно-управленческие

д) займы и помощь иностранным государствам

15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

г) таможенные пошлины и акцизы.

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.


Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьне менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Новое на сайте

>

Самое популярное