Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .
Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.
Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.
«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1
Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».
Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.
Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.
«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2
Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.
Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.
Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».
Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.
Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.
Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).
Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198; Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3588);
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном , осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6155);
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6420):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы и форматы предусмотренных настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом (пункт 4 введен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 31; в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).
(Статья 31 в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)
С 1 января 2017 г. действует новая глава НК РФ, касающаяся взносов по страхованию, поскольку с этого момента администрированием данных платежей занимается ФНС. Подробнее о нововведении читайте в нашем материале.
Гл. 34 НК РФ
С 01.01.17 г. в НК РФ используется новая гл. 34, связанная с взносами по страхованию. В нее входят ст. 419-432, которые регулируют правила расчета и уплаты данных платежей. Кроме того, согласно от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ, основные принципы, распространяющиеся на налоги, будут иметь аналогичное действие и применительно к страхвзносам.
Ст. 419-432 гл. 34 НК РФ
Данные статьи регулируют вопросы и нюансы по начислению, выплате и контролю взносов по страхованию, начиная с 2017 г. В главу включены следующие статьи:
- ст. 419 — хозяйствующие субъекты, обязанные исчислять страхвзносы;
- ст. 420 — объекты, на которые начисляются платежи;
- ст. 421 — база для расчета по плательщикам, производящим выплаты физлицам;
- ст. 422 — суммы, не входящие в облагаемую базу;
- ст. 423 — расчетные и отчетные периоды по страхвзносам;
- ст. 424 — установление даты исполнения выплат физическим лицам;
- ст. 425 — ставки взносов;
- ст. 426 — ставки взносов на 2017-2018 гг.;
- ст. 427 — пониженные ставки по взносам;
- ст. 428 — дополнительные ставки взносов по отдельным категориям плательщиков;
- ст. 429 — ставки страховых взносов по отдельным категориям плательщиков на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей воздушных гражданских судов и работников угольной промышленности;
- ст. 430 — величина страховых взносов для плательщиков, не выплачивающих вознаграждение физическим лицам;
- ст. 431 — порядок расчета и уплаты страховых взносов и правила возмещения сумм взносов по обязательному соцстрахованию на случай болезни и в связи с материнством;
- ст. 432 — правила расчета и уплаты страховых взносов для плательщиков, не осуществляющих выплаты физическим лицам.
Основные положения гл. 34 с 2018 года
В 2018 году в гл. 34 НК РФ введены изменения, касающиеся налогооблагаемого лимита, тарифов и правил расчета взносов для индивидуальных предпринимателей. Основные положения главы в 2018 г. заключаются в таких моментах:
- плательщики взносов
Плательщиками взносов являются хозяйствующие субъекты, выплачивающие вознаграждения физическим лицам. К ним относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП. Кроме того, к плательщикам относятся субъекты, не выплачивающие никаких вознаграждений, а именно нотариусы, адвокаты и ИП без сотрудников;
- база для расчета взносов
В базу для расчета взносов включаются все суммы, причитающиеся физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам. Кроме того, в базу включаются выплаты по авторским договорам.
Есть исключения: в базу не включаются суммы по договорам ГПХ, если предметом такого соглашения является переход права собственности или других вещных прав на имущество, а также передача в пользование имущества или имущественных прав. Список объектов, включаемых и не включаемых в базу для расчета страховых взносов, содержится в ст. 420 г. 34 НК РФ;
- правила расчета базы
Базу для определения страховых взносов рассчитывают нарастающим итогом с начала года. Кроме того, необходимо учитывать лимиты, при превышении которых взносы исчисляются по пониженным тарифам. С 2018 года лимиты увеличены — 1 021 тыс. руб. для ОПС и 815 тыс. руб. для ОСС;
- выплаты, не входящие в базу
В ст. 422 гл. 34 НК РФ содержится перечень выплат сотрудникам, которые не входят в облагаемую базу по взносам. К ним относятся различные виды пособий, материальная помощь, суточные и т.д. Кроме того, по некоторым видам выплат существуют лимиты, в пределах которых они не облагаются взносами;
- расчетный и отчетный периоды
В качестве расчетного периода используется календарный года, а в качестве отчетных периодов — 1 квартал, полугодие и 9 месяцев;
- определение даты выплаты вознаграждения
Ст. 424 гл. 34 НК РФ позволяет определить дату выплаты вознаграждения для своевременного начисления страховых взносов без пени и штрафов. Если выплаты производят организации и предприниматели, то датой дохода является день начисления вознаграждения. Если выплаты производит физлицо, то датой дохода является именно момент выплаты этого вознаграждения;
- ставки по взносам
Не изменились по сравнению с 2017 г., а, кроме того, дату действия тарифов продлили до 2020 г. на основании от 27.11.2017 г. № 361-ФЗ;
- взносы для ИП
Предприниматели обязаны платить и за нанятых сотрудников. В первом случае размер платежей имеет фиксированное значение (26 545 руб. на ОПС и 5 840 руб. на ОМС), а во втором — взносы рассчитываются обычным способом, как и в компаниях;
- куда платить взносы
Платежи на ОПС, ОМС и ОСС необходимо перечислять в налоговую инспекцию по месту регистрации. Взносы «на травматизм» остались в ведении ФСС, и именно туда необходимо направлять денежные средства;
- сроки оплаты взносов
Срок уплаты страховых взносов — не позже 15-го числа месяца, идущего за месяцем исчисления. Рассчитывать и перечислять платежи необходимо без округления, то есть в рублях и копейках. Особое внимание следует уделять внесению в платежные поручения, поскольку на основании этих кодов платежи распределяются по бюджетам;
- отчетность по взносам
По страхованию на ОПС, ОМС и ОСС нужно подавать в ИФНС не позже 30-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Если численность сотрудников до 25 человек, можно сдавать бумажный документ, а если более 25 человек, то только в электронном виде.
В видео-материале представлена информация о гл. 43 НК РФ:
В ООО поступило требование из ФНС о вызове налогоплательщика в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.31 НК РФ о вызове налогоплательщика для подачи пояснений по вопросу финансово-хозяйственной деятельности ООО. Никаких прочих уточнений и пометок по вызову нет.Вопрос: законно ли данное требование ФНС? Имеет ли право налогоплательщик в ответ на требование уточнить конкретные причины вызова и не приходить в назначенный день?
Отвечает Ваш персональный эксперт
Да, законно.
ФНС вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Вы можете заранее выяснить по какому вопросу вас вызывают. Для этого можно предварительно созвониться с исполнителем, направившим уведомление. На практике бывает, что вполне достаточно направить письменные пояснения в ФНС.
Обоснование
Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками
<…>
2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений
2.1. Налоговые органы на основании вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:
в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
в связи с налоговой проверкой;
в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в .
2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.
4) в иных случаях.
2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную (далее — ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Письмо ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@
О мероприятиях налогового контроля
Так как проведение допросов работников проверяемой организации, вызов представителей организации для дачи пояснений в налоговый орган могут осуществляться вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика, такие действия в период приостановления проведения выездной налоговой проверки будут правомерными. Кроме того, учитывая формулировку , предусматривающую право вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений, следует, что данное полномочие налоговых органов может реализовываться вне рамок налоговых проверок. Изложенное соответствует (далее — Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57). По второму вопросу.В соответствии с по смыслу налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, в сроки, установленные в требовании о представлении документов.