Домой Сбербанк Основные проблемы экономики и способы их решения. Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины

Основные проблемы экономики и способы их решения. Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины

Эффективная экономическая модель в каждой стране - своя. Главное «условие» успешности - благосостояние граждан. В случае, если страна действительно развивается в положительном направлении, уровень жизни населения только растет, люди стабильно получают зарплату, могут себе позволить приобрести предметы уже не первой необходимости (это безусловно), а «для души», для самого себя.

В российской экономике сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения. Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.

- проблема ветшания инфраструктуры

Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к их повышенному износу, аварийности, ресурсной неэффективности. Доля «ветхого» или аварийного жилья по данным статистики составляет до 14% от всего жилищного фонда Российской Федерации. В отдельных регионах начинает применяться санация жилищного фонда - его улучшение путем утепления, замены инженерного оборудования, столярных изделий. Его достоинство - относительно невысокие затраты и возможность проведения работ без отселения.

Еще одной целью модернизации жилищного фонда является необходимость повышения его комфортности и потребительских свойств. Комфортность жилищ определяется уровнем их благоустройства, который в среднем по регионам Российской Федерации составляет 76%, что существенно ниже, чем в странах с аналогичным экономическим развитием. В полностью или частично неблагоустроенном жилищном фонде проживает 11,7 млн. семей.

Государственное регулирование экономики сегодня наиболее актуально, хотя и не развивается в своем обычном понимании. Государство не принимает участие в формировании экономического рынка напрямую, но при этом помогает некими действиями участникам рынка. На фоне кризиса явно заметна помощь автомобильному строению (АвтоВАЗ), когда были введены повышенные пошлины на иностранные автомобили. Вместе с повышением курса доллара иномарки сильно подорожали, а цены на отечественные автомобили остались на том же уровне. И вроде бы напрямую государство в экономику не вмешивалось (не было запрета на продажу дешевых иномарок, к примеру). Но своими действиями правительство практически уничтожило ряд дешевых иномарок, которые перестали быть сильно доступными для обычного потребителя.

- проблема нефтезависимой экономики

Согласно прогнозу Администрации Энергетической Информации (EIA), нефть, природный газ и уголь останутся основными энергоносителями, которые будет использовать человечество.

Среди шести крупнейших нефтяных компаний в России три находятся под государственным контролем. Другие же компании вынуждены считаться с политикой государства, так как реализуют стратегически важный продукт.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета снизится с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году (http://www.rg.ru/2008/11/12/budjet-anons.html).

Рост ВВП РФ обеспечивается благоприятными ценами на сырьевые ресурсы - газ и нефть. «Идеей фикс» стало увеличение ВВП в два раза за 10 лет (то есть к 2013 году). Вплоть до кризиса идея казалось достижимой, но нынешние цифры говорят о замедлении роста (цены на сырье упали два года назад) - рост валового внутреннего продукта России по итогам 2010г. составит 3,7%, а в 2011г. - 4,2%. (http://top.rbc.ru/finances/18/11/2010/501146.shtml).

К 2020 году потребление нефти увеличится на 40%. В некоторых регионах мира (Африке, Центральной и Южной Америке), роль нефти, как вида топлива, будет возрастать - жители этих регионов до сих пор продолжают использовать дерево для приготовления пищи, и использование нефти будет для них большим прогрессом. Газ не получит широкого распространения в этих регионах, поскольку он требует строительства развитой инфраструктуры.

fin.izvestia.ru/ournews/article1684

- проблема диверсификации экономики (переструктурирование экономической системы, усложнение системы) - развитие малого и среднего бизнеса.

Второй круглый стол по теме «Диверсификация российской экономики» (Дом экономиста, Москва, 10.02.2010) состоялся по инициативе Виктора Бирюкова и при поддержке журнала «Наша власть: дела и лица». Это вопрос о том, насколько структура общества, характер труда позволяют нам завтра ответить на совершенно неизвестные сегодня вызовы. Например, развитое авиастроение дает не только самолеты, но и людей, способных завтра решать научно-технические проблемы сопоставимого уровня.

Что нужно для модернизации и развития: либо прямые государственные инвестиции, прямое натуральное планирование, прямые задания, административные меры, - либо рыночный механизм, но с пресечением возможности получать сверхприбыли на продаже природных ресурсов и финансовых махинациях.

Открытая экономика - это уничтожение исторически возникшего расселения людей. Открытая экономика неминуемо в конечном счете уничтожит наше сельское хозяйство. Для того, чтобы диверсифицировать экономику в части сельского хозяйства, других традиционных отраслях, необходимо их поддерживать, не рассчитывая на рыночную конкуренцию. Поддерживать на уровне не худшем, чем у соседей, это абсолютно безусловная вещь.

Уже давно сама система государственного управления просто сыпется на глазах. Есть признаки колоссальной деградации элементарного аппарата управления . У нас весь самый крупный капитал - а это капитал, оказывающий влияние на принятие решений, - создан благодаря обману, мошенничеству, воровству, разграблению государства, и он боится порядка в государстве. Он не чувствует, что если завтра будет сильное государство, он будет еще сильней. Он думает, что если завтра будет сильное государство, у меня все отберут и ничего не будет; вот ведь проблема. Не потому что собираются отобрать, а потому что у него генезис такой.

Предпринимательская активность

Отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе - кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.

На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:

Гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников- держателей акций, и

Огромное число малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.

Проблема коррупции (злоупотребление служебным положением «не подмажешь, не поедешь») и преград на пути создания инновационных и повседневных продуктов.

Искоренение коррупции - дело благородное. Если «большой» человек будет знать, что в случае неприятной для него ситуации он не сможет откупиться от правосудия, то инцидентов станет гораздо меньше. Перед законом действительно должны быть все равны, это не просто громкие слова. Это обыкновенная прописная истина, которая сегодня, к сожалению, воспринимается больше как шутка.

Бюрократизм (примерно 1 000 000 чиновников в России. Принцип одного окна - только один человек занимается всеми вопросами. Паспортный стол, например.)

Уменьшение бюрократического аппарата, минимального количество справок, необходимых для создания собственного продукта - все это очень важно для любого человека, который решил принести пользу собственному государству, создав предприятия, разработав новую нишу для сбыта собственного товара, показавший всему миру нечто новое, а также создавшему несколько десятков или сотен рабочих мест.

Регистрация прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры, «спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.

Экономика России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные позиции России.

Кислов Д.С. Основные проблемы развития экономики России на современном этапе / Д.С. Кислов, В.А. Мартьянов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 28-30.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕ Н НОМ ЭТАПЕ

Д.С. Кислов, с тудент

В.А. Мартьянов, студент

Санкт-Петербургск ий государственн ый экономическ ий университет

(Россия, г . Санкт-Петербург )

Аннотация . В данной статье рассматриваются экономические проблемы, с котор ы ми в данный момент времени сталкивается Российская Федерация. Выявляются причины образования данных проблем, предлагаются возможные варианты их решения , а нализ и руются положительные и отрицательные стороны. Кроме этого, рассматриваются дальнейшие перспективы развития страны после преодоления описанных авторами пр о блем.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, инфляция, инвестиции, теневая эк о номика, научно-технический прогресс.

С недавнего времени многие эксперты стали выдвигать мнение о том, что экон о мика Ро с сии в скором времен и потерпит очередной кризис, последствия которого могут привести к полнейшему краху эк о номики нашей страны в целом. Все нег а тивные явления в эконом и ке копились в течение нескольких десятилетий. Причина их появлений заключалась в неверной р е акции на изменени е условий производства и требований научно-технического пр о гресса . Государство стало стремиться к экстенсивным способам сдерживания н а чавшегося падения роста производства, что неизбежно повлекло за собой большие затраты на расширение топливно-энергетических отраслей, вовлечение в оборот новых ресурсов с их последующим нерациональным использованием. В р е зультате этого произошёл износ о с новных фондов, что отрицательно сказалось на общей производительности труда, на кач е стве продукции и на экологической ситу а ции.

В настоящий момент можно сказать, что состояние экономики нашей страны оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что предприятия всегда призывают развивать свою, как внутреннюю, так и внешнюю, экономику, Российская Фед е рация на данный момент до сих пор ост а ётся лишь сырьём для Запада. На ныне ш нем этапе развития, для того, чтобы эк о номика не зависела от внешних факторов, рассчитывая только лишь на запасы нефти и газа, необходимо инновационное разв и тие промышленности, использование н о вых технологий , а также активное разв и тие интеллектуальных ресурсов России, ибо на данный момент одной из самых а к туальных проблем является так называ е м ая «утечка умов России» на запад . М н о гие профессионалы своего дела всё ч аще начинают уезжать за границу, аргумент и руя тем, что за границей больше возмо ж ностей для реализации своих идей и зад у мок. России, чтобы выйти на новый ур о вень, необходимо давать людям больше экон о мической свободы. На данном этапе развития лишь круп н ый бизнес может чу в ствовать себя относительно уверенно. Мелкие же и средние предприятия нах о дятся в довольно шатком положении. Это отрицательно сказывается на развитие экономи ки в целом, ибо именно крупный бизнес погл ощ ает большинство покупат е лей и не даёт возможности другим реал и зовать себя. В связи с этим проявляется отсутствие ярко выраженной здоровой конкуренции. Это и является одной из причин отставания промышленности и слабого развития технологий, так как п о добных крупных предприятий у нас не много, а следовать и соперничать не с кем, а потому и нет необходимости изобретать или применять новейшие технологии.

Однако можно отметить положител ь ную тенденцию, заключающуюся в том, что после д нее время государство нацелено на поддержку малого и среднего бизнеса. Стали созд а ваться различные программы по поддержке данных участников проце с са экономики.

Ещё одной проблемой можно выделить тот факт, что прибыль, полученная би з несмена, почти сразу выводится из России. В связи с этим те деньги, которые могли б ы успешно работать на Россию, оказыв а ются вложены в экономику других стран. В конце концов п о добная система просто на просто изживёт себя, а это может пр и вести к самому настоящему кризису. К большому сожалению, даже большинство молодёжи, толком не пожив в России, мечтают уехать в другую страну, потому что так же, как и многие учёные, счит а ют, что здесь нет возможностей для саморе а лизации. Многие россияне обеспокоены ро с том социального неравенства, полной беззащитностью перед государственным а ппаратом. Конечно, всё не так плохо, как кажется, на данный момент проводится антикоррупцио н ная политика, различные проверки и ликвидации. Россия довольно сильная держава, а потому многое спосо б на выдержать.

На данный момент можно выделить два пути решения экономич еских проблем – умере н но-оптимистический и жёсткий. Также в связи с последними событиями и развитием отношений с Европой , экон о мика становится всё более нестабильной. Владимир Путин по д писал указ о запрете или сокращении импорта сельскохозяйс т венной продукции из тех стран, которые ввели антироссийские санкции. Он также поручил правительству РФ составить сп и сок тех сельскохозяйственных продуктов, ввоз которых в этом году будет з а прещён или ограничен. Россия ввела ограничения даже для Румынии, хоть эти действия м о гут быть в ущерб нашей стране и нашей экономике. Эти санкции относятся в о с новном ко ввозу коров и говядины. До этого Москва также огласила запрет на импорт соков и м о лочной продукции из Украины, польских овощей и австрали й ской говядины. Безусловно, запрет ввоза некоторых продуктов может спровоцир о вать инфляцию, что, опять же, нег а тивно повлияет на экономику Российской Фед е рации. Но не стоит отрицать, что санкции также положительно повлияют на Россию, так как станут всё больше развиваться внутрихозяйственные секторы, а это зн а чит, что они в дальнейшем будут рассч и тыва ть только на себя и применять новые инновационные подходы в решении во з никающих экономич е ских проблем.

Какие же ещё проблемы можно выд е лить в разви тии нынешней экономики России? Снижение числа работающих , к о торое обусловлено старение м населения и ве дет к усилению пенсионной нагрузки на экономику страны. Замедление темпов роста экономики также связано с неблаг о приятным инвестиционным климатом в стране. Сам Президент РФ одной из пер е довых задач на ближайшее время выделил улучшение инвестиционного кл и мата и сокращение процедур бюрократии. России нужно создать такую модель эконом и ки, которая могла бы стимулировать развитие, способствовать притоку капиталовлож е ния и провоцировать технологическую модернизацию предприятий. В России уже имеется широкая инфраструктура по д держки модернизации производства. Н а пример, технопарки, технико- внедренческие зоны и другое .

Ещё одна проблемы России – теневая экономика, которая с каждым годом всё больше н а бирает обороты. Под теневой экономикой подразумевается вид экон о мики, при котором существуют и фун к ционируют организации, деятельность к о торых незаконна. По-хорошему, компании, осуществляющие свою деятельность в рамках теневой экономики, д олжны быть полностью искоренены . Специалисты, з а нимающиеся исследованием эк о номики страны в целом, твердят, что теневая эк о номика в России наделена аспектами, в которые входят и криминальная, и фи к тивная, и неформальная экономика. Фи к тивную экономику также можно выделить как отдельную проблему экономики Ро с сии, так как все связи в ней создаются только за счё т корру п ционных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозировать дальнейшее развитие эк о номики России очень сложно и угадать, что ждёт нас дальше, практически нево з можно, ведь ситуация может поменят ь ся буквально за пару месяцев. Сейчас же можно сказать лишь то, что Россия в б у дущем имеет все шансы выйти на н о вый экономический уровень.

Библиографический список

1. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы эконом и ки. – 2015. № 10. – С. 5 — 29.

2. Рейнхарт К. М ., Рогофф К. С. На этот р аз все будет иначе. Восемь сто летий финанс о вого безрас судства. – М.: Альпина паблишер , 2012.

3. Эйхенгрин Б. Зеркальная галерея: Великая депрессия, Великая рецессия, усвоенные и неусвоенные уроки истории. М.: Изд-во Института Гайдара. – 2016.

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY AT

THE PRESENT STAGE

D.S. Kislov , student

V.A. Mart yanov , student

Saint-Petersburg st ate university of economics

(Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article discusses economic challenges at this time faced Russian Federation. The reasons of the formation of these problems, proposes possible solutions, analyzes the pos i tive and negative sides. In addition, discusses the future prospects of the country’s d e velopment after overcoming the described problems.

Keywords: small business, medium business, inflation, investment, shadow economy, scie n tific and technological progress.


Общий объём выборки: 1600 респондентов.

Заказчик: радиостанция "Милицейская волна".

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Что на Ваш взгляд является основной проблемой российской экономики на сегодняшний день?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Комментарии респондентов:

Высокий уровень инфляции

  • "Рост зарплат не успевает за ростом цен, что зарабатываем, то и проедаем, ни на что то более не хватает денег, а уж тем более на жилье маломальски пригодное".

  • "Инфляция началась уже давно, а антиинфляционная политика ничего не предпринимает, цены растут с каждым днем днем все выше и выше, зарплата остается прежней. Необходимо бороться с инфляцией, иначе она превратится в гиперинфляцию, и даже богатые слои населения скоро обнищают".
  • Монополизация ряда секторов экономики

  • "С помощью бюрократических механизмов Российская экономика была чрезмерно монополизирована и не по секторам, а в основной массе отраслей. Теперь же и коррупция, и высокий уровень инфляции - следствия именно крайней монополизации (полного отсутствия рыночных механизмов) в Российской экономике. И кто говорит, что считает иначе (и это не "ярлык"), как правило, ангажирован властью либо недостаточно компетентен в вопросах экономики и капитала".

  • "Крупные компании не дают развиваться мелкому бизнесу".

  • "Монополизация является причиной и других проблем экономики: и высокого уровня инфляции, и коррупции, и бюрократии..."
  • Бюрократия

  • "Тотальная беспросветная бюрократизация ВСЕХ без исключения сфер жизни является, в том числе, и плодородной почвой для коррупции"

  • "Необходимо сократить количество чиновников - дармоедов".

  • "Бюрократ - главнейший враг государства!"
  • Коррупция

  • "Если бы все работали как Путин или Греф, наша страна была бы экономически стабильна и благополучна, а так большинство людей в правительстве живут на благо самого себя, а не людей, которые их "выбирали".

  • "Считаю, что эта проблема в России испокон веков, и искоренить коррупцию невозможно. Вызывает опасение будущее нашей страны. Экономические проблемы влияют и на уровень, и на качество жизни населения. Неудивительно, что многие хотят уехать из страны."

  • "Проблема стала настолько явной, что даже наше правительство в последнее время стало проводить активные зачистки. Наличие корупции тормозит естественное развитие экономики в сторону ее эффективного улучшения."
  • Другое

    Код для вставки в блог

    Основные проблемы российской экономики

    Сегодня в Санкт-Петербурге начал работу X Международный экономический форум. Выступая на открытии форума, В.В. Путин в своей речи обозначил основные проблемы современной российской экономики. Узнайте мнения россиян об этом из результатов нашего опроса. Подробнее...

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Калмыцкий государственный университет

    Институт экономики и права

    Основные экономические проблемы и способы их решения

    Выполнил:студент 2 курса 209гр.

    Специальность: юриспруденция

    Минькеев О.Д.

    Проверил: Кекеева З.О.

    г. Элиста 2009

    Введение

    1. Основные экономические проблемы

    1.1 Потребности и их классификация

    1.2 Экономические ресурсы

    1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

    1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

    Заключение

    Введение

    Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

    В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

    Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

    Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

    1 . Основные экономические проблемы

    Основной проблемой экономики являются:

    Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

    Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

    Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

    1.1 Потребности и их классификация

    Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

    Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

    Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

    Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

    Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

    Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

    1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

    2. Духовные потребности.

    3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

    Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

    · Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

    · Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

    В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

    1.2 Экономические ресурсы

    Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

    · Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

    · Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

    · Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

    · Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

    1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

    2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

    Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

    3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

    Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

    Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

    1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

    Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

    Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

    В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

    Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

    Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

    Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

    К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

    Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

    Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

    Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

    Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

    Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

    Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

    В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

    Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

    Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

    Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

    А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

    1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

    Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

    Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

    Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

    Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

    Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

    В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

    Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

    В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

    В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

    Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

    Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

    В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

    Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

    Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

    В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

    В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

    Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

    Заключение

    В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

    Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

    С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

    Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

    Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

    Подобные документы

      Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

      курсовая работа , добавлен 10.03.2016

      Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

      курсовая работа , добавлен 04.12.2010

      Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

      курсовая работа , добавлен 15.10.2008

      Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2013

      Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2015

      Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

      эссе , добавлен 11.05.2014

      Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

      магистерская работа , добавлен 15.01.2017

      Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

      реферат , добавлен 07.12.2016

      Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2013

      Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

    Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально - Империя, затем - Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.

    Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего экономического кризиса и его основными причинами.

    Д ля начала - общее состояние экономики на данный момент.

    Статистические данные:

      6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);

      48 место по ВВП на душу населения;

      инфляция: 5% (за январь 2017 года);

      экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).

    Сферы занятости граждан:

      Сфера услуг: 58.1%.

      Промышленность, производство: 32.9%.

      Сельскохозяйственный сектор: 9%.

    Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?

    В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:

      Сильно выраженная сырьевая направленность.

      Монополизация экономики.

      Экономическая централизация.

      Низкий уровень государственного контроля в экономике.

      Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.

      Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).

      Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.

      Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.

      Несбалансированное финансирование рабочих.

      Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).

      Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.

      Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.

      Низкий уровень медицинского обслуживания.

      Низкий уровень внимания к науке.

    Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.

    Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.

    Сильно выраженная сырьевая направленность

    Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз - вместе с ней поползла вниз и экономика России.

    Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом - государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие - это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.

    Сырьевая направленность

    Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.

    Получается серьезный перекос - компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют. Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.

    Монополизация

    П рактически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.

    С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше - им очень сложно конкурировать с таким гигантом. Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов. Для населения это хорошо - граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо - убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.

    В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в малый бизнес сложно войти. Как следствие - открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.

    Также монополизация является причиной:

      роста цен;

      роста инфляции;

      задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.

    Экономическая централизация

    Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие - формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.

    Низкий уровень государственного контроля в экономике

    Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие - на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.


    Снижение себистоимости

    Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество - с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.

    Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах

    Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно юриспруденцию), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много - в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.

    Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:

      Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.

      Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.

    Высокий уровень правонарушений в области экономики

    По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).

    Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти - взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.

    Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик

    Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие - чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.

    Раздутый банковский сектор

    Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.

    Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.

    Несбалансированное финансирование рабочих

    Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.

    Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот - мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.

    Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:

      Низкий уровень профессионализма.

      Плохое качество оказания услуг.

      Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.

      Сложности при поиске нового сотрудника.

    Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь - это медицина и образование.

    Проблемы образования

    Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:

      Низкий уровень зарплат у педагогов в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов.

      Высокий уровень коррупции.

      Устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием.

      Низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений.

      Низкий уровень контроля за знаниями выпускников.


    Трудности экономики

    Как следствие, это приводит к следующим проблемам:

      Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.

      Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.

    Слабая заинтересованность государства в социально -общественном развитии

    Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.

    Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.

    Слабый контроль государства за работой госаппарата

    Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки - свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».

    Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо - в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.

    Низкий уровень медицинского обслуживания

    Бесплатная медицина в России официально существует - в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем - от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.

    Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.

    Низкий уровень внимания к науке

    Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.

    В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.

    Об основных экономических трудностях (видео)

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное