Домой Сбербанк Различных проявления которых девушка впадает в безумие. Крыша, прощай! Как понять, что сходишь с ума по-настоящему

Различных проявления которых девушка впадает в безумие. Крыша, прощай! Как понять, что сходишь с ума по-настоящему

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Как не сойти с ума и не переступить грань безумства: причины умопомешательства


Современный мир можно справедливо назвать сумасшедшим во многих его проявлениях. Распущенность нравов, аморальность различных слоев населения, извращенность ценностей, полное попирание законов природы – именно такими характеристиками можно охарактеризовать «продвинутую» действительность. Реальность сумасшедшая еще потому, что довольно много субъектов из ныне живущего поколения не могут гордиться крепким психическим здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый пятый житель планеты (цифра шокирует – более 1,5 миллиарда человек) страдает от каких-либо психических расстройств в разной степени тяжести. Именно поэтому, для сохранения адекватной реальности и жизни вообще, дабы Терра не сошла с ума окончательно, 6 миллиардам жителей Голубой планеты необходимо заботиться о сохранении своего психического здоровья.

В первой части этой статьи мы познакомились с признаками, которые могут свидетельствовать о развитии сумасшествия – тяжелых психических расстройств. Цель сегодняшней встречи – постараться понять, почему люди сходят с ума, какие факторы провоцируют развитие психических расстройств. В рамках данной публикации мы не будет рассматривать врожденные дефекты центральной нервной системы, избежим темы возникновения психических расстройств, которые сопряжены с аномальным течением беременности матери. Наша работа посвящена изучению условий и обстоятельств, которые приводят к сумасшествию изначально здоровых от рождения людей.
Следует оговорить, что в современной психиатрии отсутствует полное понимание причин, давших старт многим психическим расстройствам. Виновники некоторых психических отклонений и вовсе не ясны. Это можно объяснить следующим: практически все гипотезы, сколь бы логичными и основательными они ни звучали, не могут быть полностью изучены и проверены экспериментальным путем. Почему? Дело в том, что психиатрам и психотерапевтам по большей мере приходится иметь дело и лечить людей, уже ставших душевнобольными. Ни один здравомыслящий человек не согласиться стать добровольным участником эксперимента, на практике проверяющий механизм того, как сходят с ума и лишаются рассудка.

Почему люди теряют рассудок: причины и провокаторы
Представители научной среды и практикующие врачи сошлись во мнении: причиной возникновения всех серьезных психических отклонений является совокупное влияние биологических (физиологических) условий, психологических составляющих и социальных факторов.

Физиологические аспекты
Биологические причины душевных болезней – хронически влияющие или стремительно действующие факторы, которые вызывают повреждения и поражения центральной нервной системы, в частности – головного мозга. Физиологическими провокаторами безумства выступают и факторы внешнего мира, и условия внутренней среды организма, воздействие которых вызывает сбои в нормальном функционировании психики. Угнетение и распад высшей психической деятельности часто провоцируют нижеследующие обстоятельства.
Пальма первенства среди физиологических причин сумасшествия принадлежит травматическим воздействиям на черепную коробку средней и тяжелой степени тяжести. Любые повреждения вещества головного мозга и его оболочек так или иначе негативно сказываются на психических функциях. Например, ушиб головного мозга чреват образованием очага поражения в тканях и развитием кровоизлияния. Впоследствии тяжелая травма приводит к гибели нервной ткани, что становится прямым виновником психических дефектов, эпилептических припадков, грубых двигательных нарушений, расстройства речевой функции.

Сойдет ли человек с ума, или его минует такая участь, зависит от степени тяжести травмы и от того, какая именно зона пострадала. Поэтому у одних больных после внутричерепных повреждений возникает амнезия – потеря памяти. Другие особы начинают полагать, что окружающие читают их мысли и строят козни против них. Третьи персоны становятся вспыльчивыми и грубыми, демонстрируют агрессию против других.
Еще одной физиологической причиной, объясняющей, почему человек сошел с ума, является регулярная интоксикация организма сильнодействующими психотропными веществами и алкоголем. Бесконтрольный прием мощных лекарственных средств, употребление наркотиков, регулярное распитие спиртных напитков постепенно отравляет организм и разрушает нервную систему. От интоксикации особый урон ощутим в структурах головного мозга. Именно поэтому наркоман или алкоголик ведет себя неадекватно, деградирует, как личность и со времен сходит с ума, утрачивая человеческий облик.

Биологическая причина безумия человека – нарушение баланса некоторых активных химических элементов головного мозга. Функциями нейротрансмиттеров является регуляция эмоционального состояния: дефицит их производства или сбой в нейромедиаторном обмене приводит к беспричинному ухудшению настроения или же дает старт маниакальной эйфории.
К сожалению, симптомы психических расстройств могут возникнуть и в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Нейроинфекция, вызванная бактериями, вирусами, грибками или простейшими, очень быстро поражает структурные отделы центральной нервной системы. Например, следствием герпетического энцефалита часто является депрессия и аутизм.

Очевидным фактором риска выступает пожилой и старческий возраст человека. У лиц преклонного возраста часто присутствуют тяжелые дефекты со стороны сердечно-сосудистой системы. В структурах головного мозга происходят тяжелые дегенеративные изменения. Из-за нарушения кровоснабжения и питания мозга, изменений в структуре сосудов происходит постепенная гибель нейронов – нервных клеток. Уменьшение количества нейронов и нарушение связи между клетками напрямую отражается на ухудшении интеллекта человека.

Именно поэтому среди лиц преклонного возраста встречается много особ, которые напоминают душевнобольных людей. Так, при сенильной деменции, определяется значительное снижение памяти, возникают тяжелые когнитивные дефекты. Больной человек утрачивает критику и лишается возможности самостоятельного обслуживания. Возникает возрастная регрессия: пожилой человек «впадает в детство». Он может демонстрировать злобу и агрессию либо, наоборот, стараться всем угодить. Он не способен логически мыслить, часто не понимает, что и для чего он делает. Атрофия головного мозга в старческом возрасте приводит к нарушениям восприятия реальности. Больной не может ориентироваться правильно во времени и пространстве. У него появляются бредовые мысли и высказывания. Очень часто возникают галлюцинации.

Психологические и социальные факторы
Нас могут обсчитать в магазине и развести на уличных лохотронах. Мы можем нечаянно разбить свой дорогой мобильник и забыть портмоне на сиденье в маршрутке. Мы можем получить уведомление о своем увольнении. Нас могут поставить в известность о том, что банк, где у нас был депозит, разорился. Тысячи факторов: как негативных аспектов, так и позитивных моментов, в какой-то мере могут поколебать наше психическое равновесие. Психические травмы причиняют боль, калечат душу, лишают благоразумия, доводят до самоубийства.
Однако некоторые из нас устойчивы к воздействию стрессовых факторов и не получают серьезного вреда даже после самой трагичной катастрофы. Другие же люди впадают в депрессию и лишаются рассудка при воздействии, казалось бы, крошечных и невредных раздражителей. Все потому, что понимание одной и той же жизненной ситуации у разных людей различается. Для кого-то насморк у любимой кошки – шокирующая драма, для других же даже известие о собственной тяжелой болезни не лишает хладнокровия и здравого рассудка. Это объяснимо тем, что люди по-разному интерпретируют события, наделяют их различной степенью важности.

Немаловажен и еще один факт: стрессоустойчивость человека. Устойчивость к стрессам не что иное, как сила и способность нервной системы адекватно реагировать на раздражители. Чем более устойчивая нервная система, тем человек меньше рискует, что он сойдет с ума.
Соответственно, чем бурнее ответ на предъявленный раздражитель, чем значимее происходящее изменение, то тем больше человек рискует, что в результате стресса у него «снесет башню». При этом вероятность «слететь с катушек» присутствует и у тех, кого накрыло неожиданное глобальное несчастье, и у тех, кого регулярно и методично «прессуют» морально и физически. От того, как мы ведем себя при стрессе, зависит будущее нашей психики (подробная информация о стрессе указана ).

Неадекватно интенсивная реакция субъекта на психотравмирующий фактор часто приводит к реактивным психозам, которые в народе называют безумием человека. В результате инцидента сильный, самостоятельный, доброжелательный человек может стать агрессивным, неуправляемым, опасным для себя и для окружающих психом. Активная и энергичная персона в мгновение ока может погрузиться в депрессию, замкнуться на своих переживаниях и навязчиво прокручивать в голове сцены случившегося. При этом она будет болезненно переживать свою неполноценность и ущербность, размышляя о бессмысленности бытия.
Действие самого крошечного раздражителя при роковом стечении обстоятельств может переполнить чащу, послужив пусковой кнопкой для потери рассудка. Что же может дать старт формированию психического расстройства? Чаще всего непосредственными провокаторами сумасшествия являются следующие ситуации и состояния.

Риск пополнить ряды безумцев и сойти с ума особо велик у того человека, который постоянно терпит неудачи во всех начинаниях. При этом он снимает с себя ответственность за допущенные промахи и винит во всем белый свет. В его понимании, именно окружающая среда является источником бед и проблем. Он убежден, что к нему относятся несправедливо. Против него плетут интриги, ставят палки в колесо. Все свое окружение он воспринимает, как заклятых врагов. При этом такой человек отрицает, что в его характере имеются грубые изъяны, его способности лишены совершенства, а прикладываемые усилия недостаточны для достижения успеха. Такая жизненная позиция в итоге приводит к тому, что человек, измученный закономерными провалами, обретает тяжелые бредовые переживания – паранойю.
Еще одной очевидной причиной того, что человек лишается рассудка, является патологический трудоголизм. Трудоголик не только чрезмерно много и слишком усердно трудится. Он не умеет полноценно расслабляться и грамотно проводить досуг. С его точки зрения, отдых – своеобразный показатель лени. Для него мысль быть незанятым и бездельничать вызывает панику. Однако с научной точки зрения, трудоголизм – прямой признак, что у человека не все благополучно в жизни. Это знак того, что он утратил способность полноценно общаться с окружающими, и погружением в работу он стремится убежать от своих неразрешенных проблем. В результате чрезмерное рвение и избыточная трудовая нагрузка приводит к переутомлению и истощению ресурсов нервной системы. И, как следствие, человек перестает быть адекватной личностью.

Непосредственным провокатором сумасшествия является тяжелая психическая травма, которая оказала громадное влияние на жизнь особы и привела к утрате смысла существования. Вызвать психические расстройства может физическое и сексуальное насилие, тяжелый развод, измена близкого человека, банкротство собственной фирмы, внезапная гибель ребенка или супруга.
Не менее вредной для психического здоровья является вынужденная социальная изоляция человека. Дефицит общения, отсутствие новых впечатлений, невозможность проявить свои эмоции приводит к тому, что особа лишается рассудка. Социальная изоляция делает людей крайне эмоциональными и беспокойными. Пребывание вне человеческого сообщества приводит к искажению восприятия времени, появлению галлюцинаций и навязчивых мыслей, снижению интеллектуальных возможностей.

Виновником того, что человек перешагнул грань нормы и болезни, может стать и психологическая зависимость. Зависимое (аддиктивное) поведение является универсальным решением для «бегства» от реальной жизни. Эмоциональная зависимость заставляет человека отказаться от своих интересов, планов, вынуждает игнорировать собственные потребности и менять жизненные ценности. Аддикция приводит к полному разрушению исходного «Я» и грубым изменениям личности.
Следует помнить: существующая очевидная проблема провоцирует «сдвиг крыши» не всегда и не фатально. Явная причина начинает свое разрушительное действие лишь при наличии ряда условий. При этом возникновение психических расстройств, их развитие, отягощение и исход зависят не только от исходной причины, но и от различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма.

Человек - уникальное существо, которое сложно разгадать. И психичекие расстройства в наше время не редкость. Сумасшествием считают отклонения в повдениичеловека от нормы. Нередко это заболевание приписывают гениям, творческим людям, которые отличаютя от других. Гениальность идет бок и бок с безумием. Любой окружающий нас человек может страдать этим. Важно понимать истоки этого заболевания, причины, симптомы.

Сегодня безумие - полноценное заболевание, в прошлом безумцами считали лишь тех, кто мыслил не как все, вопреки обществу. Данное психическое растройство изучается. Оно наносит такой же вред здоровью как и другие заболевания.

Определение

Сегодня безумцами считают людей, которые потеряли контроль над собой, не контролируют свои действия и не отвечают за свои поступки.

Симптомы

При состоянии безумия человек не контролирует себя, свои эмоции, ведет себя асоциально. В его поведении и действиях напрочь отсутствует логика. Он может ярко проявлять свои эмоции и переживания, вплоть до разрушительного поведения.

Основными симптомами можно назвать

  • отсутствие логики в мышлении и поведении человека
  • страх, ярость, аффект
  • систематическое неадекватное поведение человека
  • стремление к удовлетворению биологических инстинктов
  • отход от реальности, погружение в собственные переживания
  • асоциальное деструктивное поведение
  • меланхолия
  • апатия
  • отсутствие интереса к окружающему

Причины

Откуда берётся это заболевание?

Потениально это заболевание читается неизлечимым. Причинами возникновения заболевания можно считать:

  • длительное нахождение в стрессовом состоянии
  • лживость, отсутствие патриотизма
  • большие потрясения (смерть близких)
  • сильный гнев, ярость
  • физические повреждения, травмы головы

Также симптомами ститают "одержимость демонами", указаниями и умправлениями человеком высшими силами. Симптомы зачастую очень разные и труднообъяснимые, порой даже незначительный лучай может спровоцировать безумие.

Лечение

В разные времена это сложное заболевание поддавалось различным способам лечения. В древности его пытались лечить заклинаниями, изгнанием бесов, различными ритуалами. В камменом веке использовался такой приём как трансплантация черепа, что тогда считали очень действенным и эффективным.

В средневековье это заболевание считалось чисто женским и его лечили путём удаления части мочеполовой системы.

Сегодня ищут разные варианты лечения данного заболевание, психологические и терапевтичекие. И по сей день используется метод шоковой терапии, который не приченяет вреда организму. Психологическое заключается в изолировании человека от общества, психолгическое воздействие и коррекция.

Сегодня используетя такой метод, как "путешествие через безумие". То есть погружение человека в своё состояние и уход в него. Сегодня нет чёткого лечения расстройства.

Есть ли способ понять, нормальный ты ещё или уже потенциальный клиент психиатра? Тем более что последствия поступков, совершённых в невменяемом состоянии, могут быть очень опасными как для самого больного, так и для окружающих.

От экстрасенса до шизофреника — один шаг

Рассказывает Дмитрий Воедилов, психолог, специалист по нейролингвистическому программированию, автор книг по НЛП:

— Конечно, психические заболевания могут проявляться самыми разными расстройствами и странностями в поведении, но самое главное — это неуправляемые галлюцинации. Что это может быть? Например:

2) Начинаются видения, которые вы тоже не можете контролировать. Это схоже с состоянием человека, наевшегося ядовитых галлюциногенных грибов, которые он может быть по незнанию принял за съедобные.

3) Вас не покидает чувство тревоги, страха. К примеру, человеку кажется, кто скоро наступит конец света, что его кто-то преследует и т. д.

Чем отличается шизофреник от экстрасенса? Экстрасенс входит в изменённое состояние сознания осознанно: вошёл, воспарил над землёй или услышал духов, потом вышел из транса, пришёл в себя… Он чётко проконтролировал, что сеанс закончился, прекратил галлюцинации. То же самое относится и к их клиентам, пришедшим на гипнотический сеанс: после его завершения надо убеждаться, что человек находится здесь и сейчас. Что он не птица или существо с двумя головами, а нормальный человек. Точно так же, когда мы просыпаемся, то понимаем, что было сном, что происходит наяву. Наш разум контролирует это. Так вот, самый главный критерий, помогающий понять, сошёл человек с ума или нет: может ли он своим решением, своей волей прекратить галлюцинации (они могут быть любые — слуховые, вкусовые и прочие, то есть затрагивающие все органы восприятия). Кстати, тот, кто достиг мастерства медитации, может даже управлять своими видениями. Если же эта система вами уже не управляется, надо не стесняться идти к психиатру и как можно быстрее. Неуправляемые галлюцинации — это нарушение биохимии головного мозга. Такому человеку необходим приём определённых препаратов.

Как не слететь с катушек?

— Обращаться к психологу или психотерапевту, если не получается самому «взять себя в руки» в случае жизненных потрясений. Обычно естественным путём сходят с ума от сильных эмоциональных переживаний — неразделённая любовь, смерть близкого человека, слишком сильная радость… Когда человек начинает так или иначе постоянно о чём-то думать, думать, и это переходит в навязчивую идею. Для эмоции не важно, положительная она или отрицательная, самое главное — сила сигнала.

— Принимать решения, делать выводы, а не вести без конца внутренний диалог на одну и ту же тему. Есть такая технология ввести человека в изменённое состояние сознания — «незаконченный транс». Если человек о чём-то думает, то он должен приходить к какому-то определённому выводу — тогда транс заканчивается. Если же он чем-то озабочен и не может понять, где истина, то такой бесконечный внутренний диалог с самим собой на одну и ту же тему может перейти в навязчивую идею, быть тем сигнальчиком, который пошатнёт психическое здоровье.

— Не доводить себя до изнеможения и истощения, как физического, так и психического. Наш мозг подобен батарейке, которая работает в разных режимах — бодрствуем ли мы, засыпаем, спим глубоким сном и т. д. Одна из главных причин вхождения в галлюцинации — нехватка у мозга энергии войти в активную фазу бодрствования, и он начинает «плавать» в полусонном состоянии (альфа-колебания), между сном и реальностью. Энергии не хватает, чтобы всё анализировать, осознавать и т. д. Такое может происходить при физических перегрузках, голодании, постоянном недосыпании. Кстати, погружать мозг в альфа-колебания могут различные газы (болотные, химические вещества из растений и др). С такой же опасностью «не проснуться» целиком и погрузиться в галлюцинации сталкиваются дайверы, когда долго находятся на глубине, и мозг испытывает кислородное голодание.

С древних времен люди сталкивались с проявлением безумия. Кто-то считал это неизлечимой болезнью, кто-то же, напротив, божественным даром. Что же такое безумие? В чем его причины? Поддается ли оно лечению? И если да, то какими способами?

Что означает слово безумие?

Вплоть до окончания 19 века словом безумие называли целый ряд психических расстройств человека. Сюда относили галлюцинации, бред, эпилепсию, судороги, попытки совершения суицида, депрессии - в общем, любое поведение, выходящее за рамки нормального и привычного.

В настоящее время безумие - это устаревшее понятие, которым, однако, люди все же активно пользуются в разговорной речи. Теперь каждому конкретному нарушению психики присвоен свой диагноз. Сумасшествие же является обобщенным понятием, которым можно назвать любое отклонение в

Формы безумия

Существует множество различных классификаций сумасшествия. С точки зрения влияния на окружающих выделяют полезное и опасное безумие. К первому типу относят магический дар предвидения, поэтические и другие виды вдохновения, а также восторг и экстаз. Опасное безумие - это ярость, мания, истерия и другие проявления сумасшествия, в ходе которых больной может нанести травмы и окружающим.

По характеру проявления безумие делится на меланхолию и манию или истерию. Первая форма психических отклонений выражается в подавленности, полной апатии ко всему происходящему. Люди, страдающие этим заболеванием, испытывают душевные терзания и мучения, длительное время пребывают в угнетенном состоянии.

Истерия и мания являются полной противоположностью меланхолии. Они проявляются агрессией больного, его возбужденным состоянием и свирепостью. Такой человек может совершать импульсивно необдуманные действия, которые часто имеют ужасные последствия.

Также безумие можно классифицировать по степени тяжести (слабое, серьезное и острое). При слабом расстройстве психики люди испытывают нежелательные симптомы достаточно редко, либо они проявляются в легкой форме. Серьезное безумие - это с которым человек не в состоянии справиться самостоятельно. Симптомы становятся более частыми и мощными. Острое сумасшествие характеризуется сильными расстройствами психики, носящими постоянный характер.

Причины безумия

В связи с тем, что формы и разновидности сумасшествия очень разнообразны, очень сложно выделить общие факторы, которые могут довести до безумия. Обычно различают сверхъестественные и физические причины помешательства.

В древности безумие часто связывали с божественной карой за грехи. Высшие силы, делая человека сумасшедшим, таким образом наказывали его. Что же до полезного безумия, то его, напротив, считали божественным даром. Еще одной сверхъестественной причиной такого состояния считали одержимость демонами. Как правило, в этом случае поведение больного сопровождалось неконтролируемыми действиями.

Очень часто моральные и душевные проблемы могут вызвать безумие. Это повторение неприятностей изо дня в день, большое горе, сильная ярость или гнев. Все эти состояния могут вывести разум человека из-под контроля. К физическим причинам безумия относят также травмы, в результате которых повреждается головной мозг человека. Приводит к сумасшествию и нарушение нейромедиаторного баланса.

Симптомы безумия

В связи с многообразием форм и разновидностей безумия невозможно выделить единые симптомы, характеризующие это состояние. Единственной общей чертой любого сумасшествия является отклоненное от привычных норм поведение.

Очень часто безумие - это полная потеря контроля над собой и своими действиями. Оно проявляется в виде агрессии, страха, гнева. При этом действия человека лишены смысла либо направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей. Самоконтроль и осознание своих поступков полностью отсутствуют. В некоторых случаях безумие - это точное повторение бессмысленных и бесполезных действий.

Симптомами меланхолического сумасшествия являются подавленное состояние, апатия, отрешенность от внешнего мира. Человек замыкается в себе, слабо реагирует на внешние раздражители, не идет на контакт с окружающими.

Часто безумие характеризуется такими симптомами, как потеря ощущения реальности и времени, смешивание объективно существующего и вымышленного. В таком состоянии человек может бредить, говорить странные вещи и видеть галлюцинации.

Безумие в культуре

В истории культуры человечества безумие не всегда считалось болезнью. В некоторые времена люди считали сумасшествие даром Богов, источником вдохновения. В эпоху гуманизма, к примеру, процветал культ меланхолии. Эта форма безумия служила средством самовыражения многих поэтов и художников.

В живописи имеется ряд картин с изображениями сумасшедших. Больные показаны на них с в нелепых позах, с косящими глазами и жуткими гримасами. Очень часто их мимика и не соответствуют изображенной на картине ситуации. Просто безумие - видеть, к примеру, на похоронах смеющегося человека.

В литературных произведениях тоже довольно часто описываются люди с нарушениями психики. Они могут играть роль предсказателей и колдунов либо людей с душевными болезнями. Тема сумасшествия затрагивается как в классической, так и в современной литературе.

Лечение безумия

В течение всей истории развития человечества существовали различные методы лечения безумия. В древности от этой болезни пытались избавиться с помощью магии и колдовства. Из человека старались изгнать демона, произносили над ним заклинания и читали молитвы. Известны случаи, когда в черепе больного проделывали отверстия, якобы помогая тем самым бесу покинуть голову несчастного.

В средние века безумие считалось наказанием людей за грехи, поэтому лечением его не занимались. Как правило, во все времена люди с опаской и презрением относились к блаженным. Их пытались изолировать от общества, изгнать из города или запереть подальше от остальных. Даже в современном мире сумасшедших помещают в клиники и занимаются их лечением, предварительно оградив от остального мира. На сегодняшний день существует несколько способов излечить безумие. Слово "психотерапия" используется все чаще и включает в себя различные виды и методики избавления от сумасшествия.

Новое на сайте

>

Самое популярное